|
Становление творческого метода
Литературная деятельность Лесковав качестве беллетриста уже в 60-е годы была подготовлена его публицистическими выступлениями.Но по ним еще трудно было предугадать, что их автор станет крупнейшим русским прозаиком. Однако его статьи, заметки и корреспонденции заключалив себе материал, а часто и первые наброски его художественной прозы. С 1863 г. художник берет верх над публицистом, хотя до конца дней своих Лесков не оставлял журналистики. Ко времени появления его первых рассказов, посвященных жизни и быту русского крестьянства («Засуха», «Язвительный», «Житие одной бабы»), произведения из народного быта занимали одно из первых мест на страницах русских журналов - «Современник», «Русское слово», «Библиотека для чтения». По характеру тем, общему содержанию и обличительному пафосу крестьянские рассказы Лескова вписываютсяв контекст демократической литературы 60-х годов - очерковН.Успенского,Н. Левитова, П. Якушкина. Однако гораздо болеесильным и органичным было влияние прозыН. Гоголя, стиль которогозаметен В произведениях Лескова тех лет. Так, в одном изранних рассказов «ум свое, а чорт свое»,описывая внешний облик гостомельской красавицы Паши,Лесков опирается на традиции «Вечеров» Гоголя: «Не только
У нас на Гостомельскиххуторах, а и в целом округе, вплоть до Рыбицы,не было такой красавицы, как Паша...Высокая, стройная, лицомбелая,глаза глубокие, как небо, брови соболиные, волосы густые, черные, агрудь...Бывалокак наглядишься днем на эту грудь, так голова и
пошла ходить ходором и спать хоть не ложись. Уж на что, кажется, хорошее средство столбы в уме считать, если неспиться, а тут бывало и этоне помогает».». О влиянии гоголевской традиции свидетельствуют лирические отступления и эпилог повести«Житие одной бабы». В нихсвободно сочетается стиль литературной и народной речи, органично соединенысатирические обличения крепостнической действительности илирические признания в любви к роднойстороне. В духе Гоголявыдержано и лирическое обращение к «Руси родной» в монологеповествователя в «Житии...»: «Эх, Русь моя, Русь родимая. Долго же тебеваландаться с твоей грязью да нечистью. Не пора ли очнуться, оправиться...»Поэтика сказа, складывающаяся в творчествеЛескова к 70-м годам, формируется поднепосредственным влиянием гоголевскихпринципов повествования.
В конце первой половины 60-х годов Лесков обращается к купеческойтематике, что вызвано интересом писателя к драматургии А. Островского. Исследователитворчества писателя связывают обращение к новой для Лескова сфере действительности с тем, что в это время он активно выступает в роли театральногокритика, пишет ряд статей, посвященных современной драматургии. Одно из лучших произведений Лескова 60-х годов - «Леди Макбет Мценского уезда», полемически заострено против отрицателей «народной драмы», утверждавших, что грубые нравы народа не могут стать предметом изображения в искусстве. В этом отношении Лесков выступает горячим сторонником «Грозы»А Островского, показавшей глубину и силу натуры русской женщины. Однако в рассказе Лескова налицо элементы полемики с Островским, с его трактовкой образа Катерины Кабановой.
По-видимому, не случайно героиню повести Лескова тоже зовут Катерина. Она также, как и героиня драмы Островского, принадлежит к купеческойсреде. Из экспозиционных монологов «Грозы» становится ясно, что доминирующее в душе Катерины чувство — тоска по свободе, та ощущает себя «птицей в клетке», хотя ее представление о счастье связано с мирной жизнью в родном ломе. Экспозиционные главы рассказа Лескова посвящены разработке иного мотива, связанного с характером главной тройни, это мотив скуки, одолевающей купеческую жену. Внутренний мир КатериныКабановой раскрывается драматургом в ее монологах: на глазах зрителяпроисходит обретение героиней той самой свободы, о которой ей грезилось,она сама выбирает свою судьбу. Страстная и сильная натура,она гибнет, но отвергает жизнь, где нет для нее возможности жить«по своей воле». Лесков, рисуя образ Измайловой, показывает иной типженского характера. Для нее любовь к Сергею (такому же, как и Борису Островского, недостойному избраннику) — любовь собственницы, слепая ибезрассудная, оправдывающая звериную жестокость, с которойКатерина освобождает милому другу дорожку«в купцы». Натура неразвитаяи непоэтичная, Катерина лишь один раз замечает красоту окружающейее природы летнего вечерав разгар их отношений с Сергеем:«...посмотри, Сережа, рай-то, рай-то какой!<...> Ах, Сережечка, прелесть-то какая!» Изображение Лесковым ночного пейзажа с цветущимияблонями, игрой лунного блеска на траве дано как фон, на которомрезким диссонансом звучит разговор героев. Влюбленной КатеринеЛьвовне Сергей канцелярско-приказчичьим стилем изъясняется в своихчувствах; «Никак этого не может, Катерина Ильвовна, последовать <.„>Вас ли это мне с собою в постоянной любви иметь? Я б хотелперед святым предвечным храмом мужем вам быть: так тогда я, хотьзавсегда млажесебя пред вами считая, все-таки мог бы по крайности публичновсем обличить, сколь я у своей жены почтением своим к ней заслуживаютВ благоухающей ночи, пишет Лесков, «дышалось чем-тотомящим, располагающим к лени, к неге и темным желаниям».В самом построении фразы угадывается антитеза: в пределах одногопредложения передается ощущение восторга и счастья женщиныи создается образ «темных» желаний Сергея, затевающего практическийразговор. В контексте всего рассказа образ «темных желаний» будетмногократно возникать, конкретизируясь в поступках обоихперсонажей. Однако единственным мотивом к осуществлению«темных желаний» Катерины Львовны будет не рассуждающая любовьк Сергею, действительно «темному» во всех отношениях человеку.
Контрастное противопоставление главных героев, отношения которых и составляют интригу повести, определяют особенности ее композиционного решения. Рассказ о судьбе Измайловой распадается на две части: в купеческом доме и в заключении. Объединяющим их в единое целое является мотив загадки, тайны человеческой души, какой бы простой и понятной она ни казалась на первый взгляд. В этом отношении концепция характера Лескова близка позиции Достоевского, который принципиально восставал против «ходячей» идеи русской литературы 40-х годов — «среда заела», упрощенно, по его убеждению,объясняющей человеческие поступки. В повести Лескова темаморальной и нравственной слепоты гармонично соединена с лирическойтемой страдающей личности.
В повести «Леди Макбет Мценского уезда»есть полемикаи с рассказом Тургенева «Гамлет Щигровского уезда». В самом началеповести Лесков ссылается на мнение дворян уезда, определившихдраму Катерины Измайловой как драму леди Макбет. Сравнениекупеческой жены с леди Макбет «уравнивает» трагедию стольне схожих, на первый взгляд, женщин и «возвышает» характер Измайловой.Страдания героя рассказа Тургенева выглядят жалким подобием страданий Катерины Львовны, он ищет выход своим переживаниям вобнаружении их перед незнакомым человеком, а не в действии.
В жанровом отношении повесть Лескова представляет собойформу, гармонично сочетающую в себе несколько жанровыхпластов. В подзаголовке названия Лесков определяет ее жанровуюдоминанту как очерк, указывая на жизненный характер описываемыхсобытий. Вместе с тем довольно отчетливо звучат здесьмотивы лубочной литературы. Особенно ярко они проявляют себя в концепциихарактера Сергея — отчаянного «девичура», неоднократно «повторяющегосвои подвиги любви с купеческими женами». Фольклорнаялиния, связанная с функцией народных примет, представлена образом кота,«активно» включающегося в движение событий повести.
В60-е годы Лесков настойчиво ищет пути и формы изображениярусского характера, хорошо осознавая, какая трудная задача стоит перед, ним. В произведенияхэтих лет он вырабатывает определенные принципыизображения человека из народа. Изображая быт и нравы русской действительности,Лесков тяготеет к изображениюяркого и необычногов ней. Бытовая «физиологичность» повествованияобогащается сказовой манерой,а основной функцией рассказчика становится обращение к читателю,прямое общение с ним. Впоэтике произведений Лескова этого периода творчества значительна роль остросюжетных ситуаций, заметен интереск использованию функций «анекдота» как формы обозначения драматизма жизненных ситуаций. Эстетические принципы Лескова формируютсяв русле реализма; писатель строго соблюдает принцип детерминированности чувств и поступков героев средой, однако в центре внимания произведений Лескова личность,пребывающая в трагически неразрешимом конфликте с окружающимее миром. Поэтому творческому метолу Лескова органичны иромантические приемы изображения: склонность к использованию антитезы навсех уровнях повествования, «чрезмерность» поступкови чувств персонажей как форм проявления неудовлетворенностимиром.
Творчество Лескова в 70-е годы, по словам М. Горького, становится «яркойживописью или, скорее, иконописью — он начинает создавать для Россиииконостас ее святых и праведников. Он как бы поставил себецелью ободрить, воодушевить Русь, измученную рабством, опоздавшую жить...».
«Соборяне»
Роману «Соборяне» принадлежит особое место в творчестве Лескова. Отказавшись от поисков герояв современной ему действительности, писатель обращаетсяк прошлому,в котором и обнаруживает героические характеры. В1872 г. Лесков работает (но не доводит замыселдо конца) над хроникой «Захудалый род», в которой ясно обозначаются черты нового жанра, который соответствует задачам, поставленным перед собой писателем.
Так же как ив « Захудалом роде»,в «Старых годахв селе Плодомасове», в «Соборянах»в центре повествования — не любовная интрига, не судьбы отдельных людей, а анализ сложных, глубинных процессов разрушения общественной целостности, причин ослабления духовных связей между людьми. Среда русского духовенства обычно была объектом критики. Лесков же нарушает традицию, но жизнь его героев не напоминает житие канонических праведников, хотя и соотносится с ними. Повествовательв начале хроники предупреждает, что предметом его рассказа будет «житье-бытье» обитателей старгородской соборной поповки. До определенного моментав жизни героев не происходит ничего необыкновенного, ее наполняют всевозможные мелочи, бытовые происшествия. Внимание Лескова к бытовым подробностям жизни объясняется прежде всего тем, чтов них писатель фиксирует приметы времени, которое опутывает людей мелочной бессмысленностью. Но детали быта важны еще и потому, что в них проявляется личное отношение человека к окружающему миру. Так постепенно писатель раздвигает временные и пространственные рамки повествования: от настоящего он ведет читателя к прошлому (Демикотоновая книга отца протопопа), включает в хронику рассказы карлика, письма Ахиллы из Петербурга и т.д.
Рисуя в «Соборянах» картины жизни провинциальной «поповки», которая предстает перед нами и в исповеди Туберозова, и в комментариях повествователя, Лесков уходит от «налравленчества», от «злобы дня» и ставит проблемы формирования «общей нравственности». Приметы времени почти совсем незаметны в повествовании: герои хроники живут в раз и навсегда определенном для себя мире, поэтому и
характерыСавелия, Ахиллы, отца Захарии «статичны». Это вполне сложившиесяличности, оценивающие мир по «вечным» заветам нравственности,весьма субъективно понятыми ими.
Значительна композиционная роль Демикотоновой книги Савелия Туберозова. Это его дневник, в котором не только воскрешается перед читателем прошлое героя, но и содержится «объяснение» многих поступков его в настоящем. По своему содержанию и структуре она напоминает «Житие протопопаАввакума», которому наряду с искрениям чувством христианского смирения оказалось свойственно столь же искреннее представление об огромном значении собственной личности. Аввакум-проповедник в своей неистовой страсти нести свет истины проявляет свои лучшие качества человека. Демикотоновая книга раскрывает образ отца протопопа как человека, убежденного в том, что религия — та единственная сфера деятельности, где проявляется любовь к человеку. Нераздельно связывая любовь к людям с христианской религией, Савелий непримиримо судит себя за беспомощность, бездеятельность. Так, он искренне верит в пользу своего «доноса» на поляков за их богохульство, резко обрывает Данилку, заявившего, что дождь «совсем не по молебствию ниспоследован», преследует Вараву, похитившего скелет для научных изысканий. Он главный герой борьбы с «вредителями русского развития» — бессердечной породой людей «банкового периода». Однако, по определению самого автора, Туберозов «самое драматическое лицо хроники». Лесков на протяжении всего повествования постоянно подчеркивает, что Туберозов одинок в своей борьбе, его критицизм и бунтарство по отношению к миру официальных властей носит весьма своеобразный характер: его идеалом является возвращение русской духовности, которая не существует вне евангельских заповедей. Истина для него — всегда истина веры, и поэтому мучительные сомнения не указывают ему дороги. Идеал России видится ему в заветах прошлого: «Без идеала, без веры, без почтения к деяниям предков великих <...> это сгубит <...> сгубит Россию!<~> я уже остарел и назад меня клонит? Но нет, и не то <...> Но больно глядеть, как старые бревна без жалости рубят!» Туберозов понимает, что современная жизнь не вписывается в его представления о ней, оставаясь при прежних убеждениях, признается: «Я сей дорогой не ходок». Трагедия Туберозова в том, что он жертва патриархальной Руси, поэтому образ его воспринимается как укор той «старине» и «благочинию», которые направили на ложный путь этого бунтаря -одиночку.
В «Соборянах» перед нами предстает и тот тип героя, которому суждена была в творчестве Лескова богатая и разнообразная жизнь. Дьякон
Ахилла не герой-идеолог, а личность с огромной внутренней перспективой, живущая вне сферы идей, не разумом, а сердцем постигающая мир. Лесков показывает, что в человеке подобного типа заложены самые разные возможности. Они намечены его «определениями» ~ «казак»,«мужик», «воин», «Каин неистовый», «Гришка Отрепьев». Автор ясно сознает недостаточность традиционной характеристики последнего представителя старгородского причта. Писатель приводит несколько прозвищ, которые даны Ахилле инспектором и ректором духовного училища, регентом архиерейского хора и самим архиереем. Определения «непомерный», «уязвленный» многократно варьируются и постепенно обрастают множеством новых смыслов, в совокупности своей представляя редкое своеобразие внутреннего мира богатыря с душой ребенка. Ключевые слова, которые выбирает Лесковым для характеристики героя, являются важным элементом поэтики лесковского сказа.
Как и в «Воительнице»,в «Соборянах» Лесков пополняет и расширяет «зону авторского избытка»(по выражению М.Бахтина). Это происходит в связи срасширением ролиповествователя, который, открыто выступая посредником междучитателем и героями, никак не объективирует свою личность,используя для обозначения своей позиции местоимение «мы».
Непосредственнаясвязь повествователя смиром старгородской поповки проявляется в лирическомсопереживании событий. Многие подробности жизни передаютсяим как свидетельство очевидца, и в большинстве случаев он сообщает то,что хорошо известно всему городу, так как патриархальнаяпростота жизни исключает саму возможность каких-либо тайн. Вместе с тем,когда возникает необходимость в передаче чувств ипереживаний героя, повествователь выполняет функцию всезнающегоавтора, становится на его точку зрения, стем чтобы сразу жеперейти ккомментированию поступка или слова персонажа.
Важная смыслообразующая роль в хронике принадлежит гоголевской традиции. Как в «Ревизоре», «Мертвых душах», одним нз главных действующих лиц «Соборян» является город, заключающий в себе признаки «соборности», всеобщности. По-гоголевски выписаны образы городничего, смотрителя училищ, лекаря. Приезд ревизоров и образ птицы-тройки (на «дорожном троечном тарантасе» въезжают они в город) прямо перекликается с известными мотивами произведений Гоголя. Даже изображение семейной идиллии Туберозовых восходит к картинам быта «Старосветских помещиков», которые породили традицию, неоднократно использовавшуюся русскими писателями (образы Фимушки и Фомушки в романе И. Тургенева «Накануне»).
Начиная с «Соборян». Лесков выходит на широкую литературную дорогу его художественные принципы складываются в определенную систему Материал для своих произведений Лесков черпает из жизненных наблюдений, которые, перерабатываясь творческой фантазией автора* ложатся в основу сюжетов его произведений. Соблюдая в изображении жизни ее временную последовательность, Лесков отдает предпочтение хроникальной композиции, «нанизывая» на нить рассказа события значительные и незначительные в их очередности. При этом писатель обращал особое внимание на яркие, самобытные проявления действительности, в жизненных «анекдотах», парадоксальных ситуациях обнаруживая глубинные свойства человеческих характеров. Поставив перед собой цель — показать своеобразие русского человека, Лесков постоянно обращается к использованию фольклорных источников, что способствует выработке определенной стилевой манеры письма — сказа. Сказ становится не только формой воплощения народного мировоззрения, но и способом индивидуализации героя повествования, что обеспечивает многоголосие произведений Лескова. Важным элементом сказового стиля Лескова является также установка на диалоге читателем, представляющий собой необходимый лирический компонент повествования.
Уже в 80-е годы, когда произойдет перелом в мировоззрении Лескова и он откажется от идеализации старой русской церковности, «Соборяне» и их главный герой перестанут восприниматься автором как носители высшей нравственной идеи. В одном из своих писем Лесков признается, что «решительно не знаю, чтобы я стал делать и говорить с Туберозовым, если бы он явился ко мне собственной персоной при моих настоящих понятиях о христианстве и государстве. Я его создал, но встретил бы его как Тарас Бульба своих сыновей из киевской коллегии».
Но значение этого произведения для русской литературы трудно переоценить. Из образа Ахиллы, русского богатыря, в котором «одном тысяча жизней горит», вырастают образы очарованного странника, не смертельного Голована, другие положительные герои из народа, воплощающие коренные свойства русского национального характера.
«Праведнический» цикл. «Очарованный странник»
Существование «праведнического» цикла произведений, как правило, связывают с авторской «декларацией» к рассказу «Однодум», открывающему этот цикл: «Русские антики (Из рассказов о трех праведниках) » В финале «Однодума» есть фраза, подтверждающая, что это первый из рассказов, открывающий новую группу произведений писателя: «Да будет он помянут в самом начале розыска о "трех праведниках"». Однако цикл рассказов ни в прижизненных сборниках прозы Лескова, ни в первом собрании сочинений не приобрел черт законченной серии и не был композиционно упорядочен. Это дало основание сыну писателя включить в круг произведений о праведниках и те, что были созданы до рубежа 1870- 1880-х годов и представляли русскому читателю большую галерею «неколебимых служителей тому, во что они верили и в исполнении чего видели долг жизни своей»: это герой «Овцебыка» Василий Богословский, непримиримый революционер Райнер и Лиза Бахарева из романа «Некуда»,«младопитатёльный» Пизонский из рассказа «Котин доилец и Платонида», «несмертельный» Голован, «очарованный» Иван Флягин и многие другие. При такой постановке вопроса «праведничество» становилось синонимом положительности изображаемого характера. Несмотря на некоторую размытость очертаний «праведнического» цикла даже в представлении самого Лескова (позднее сюда им были присоединены произведения, написанные в 1873—1876 гг., - «Очарованный странник», «На краю света», «Пигмей»), эпитет «праведник» существует для писателя с 70-х годов как обозначение специфической морально-философской оценки человека. Построение цикла будет сопровождаться программными заявлениями Лескова: помимо предисловия к собранию сочинений 1879 г., он посвятил термину специальную статью «О героях и праведниках». В ней он попытался разграничить значение двух вынесенных в заглавие слов, утверждая, что считает неверным называть героями «людей святой жизни». Святые, по мнению Лескова, «отличались возвышенными свойствами гораздо более высокого качества, именно — праведностию», т. е. способностью изо дня в день жить без обмана, лукавства, осуждения ближнего, желая добра каждому. Но и в обыденной жизни, утверждает Лесков, не ограниченной рамками церковной святости, есть свои праведники. Это те, кому трудно живется, но кто не знает нравственной муки раздвоения помысла и слова, душевного обязательства и дела, кто хранит в народе и для народа его заветы, кто совершает подвиг своей жизни изо дня вдень, подобно легендарным святым, и тем отличается от героев.
Однако практически все лесковские «праведники» всегда способны и готовы к героическому действию. Уже в первом рассказе «Однодум» кульминация действия заключалась в том, что «библейский социалист», оказавшись в роли городничего, поступком своим оставил «по себе память героическую». Праведного человека, солдата Постылом из рассказа «Человек на часах» Лесков назовет «смиренным героем», а в поведении его отметит совместимость «святого порыва любим» и «святого терпения».
Причиной некоторой «неуравновешенности» теории праведничества к ее художественного воплощения в творчестве Лескова оказывается то, что Лесков-художник интерпретирует праведничество как способность к действию, к сопротивлению обстоятельствам, а не смирение перед ними. В высшей степени это новое качество прозы Лескова проявилось в повести «Очарованный странник», произведении, в котором автор выразил свое отношение к новой исторической стадии развития национального характера.
«Очарованный странник». Выбор заглавия всегда был для Лескова очень важным этапом в работе над воплощением замысла произведения. «Я люблю заглавие, — писал Лесков, — чтобы оно было живо и в самом себе рекомендовало содержание живой повести». Первоначальный вариант заглавия — «Черноземный Телемак» — был изменен Лесковым. Писатель «возвращается» к изначальному смыслу эпитета «очарованный», который впервые появляется в публицистике Лескова 1862 г. «Очарованной средой» называет русский народ Лесков в своих публицистических выступлениях, имея в виду аполитичность народного мировоззрения, присущее ему «табунное единомыслие». Мысль о народе как «очарованной среде», лишенной внутреннего движения, получает новый поворот в рассказе «На краю света» (1875). Здесь эпитет «очарованный», отнесенный к зырянину, у которого «рожа обмылком - ничего не выражает, в гляделках <...> ни в одном ни искры душевного света <...> половину слова где-то в глотке выговорит, половину в зубах сожмет, соединяется с высоким эпитетом «богатырь» («„.мой спящий избавитель представлялся мне очарованным могучим сказочным богатырем»). Таким образом, «очарованность средой» не исключала возможности богатырства, преодоления душевного «сна», в котором до поры до времени пребывал сказочный Илья Муромец, с которым сравнивается герой повести «Очарованный странник».
Не менее значимым оказывается для Лескова, избравшего определение «очарованный» в применении к Флягину, и употребление понятия Гоголем в «Выбранных местах». Его слова об очарованности мира («как очарованный, не смеет шевельнуться»), использованные в прямом значении (околдованность, оцепенение), относились к характеристике религиозной апатии «человека XIX века». Гоголь противопоставлял «очарованный мир» богоизбранному младенчеству русских, которые прежде всех остальных наций встретят Христово воскресенье.
Поэтому и герой Лескова богатырь-черноризец соединяет в себе черты фольклорного героя и родственную народной культуре книжную культуру Древней Руси.
Создавая образ Ивана Флягина, Лесков опирается прежде всего на фольклорные традиции, которые вводятся в текст на правах «наводящей» ассоциации. Так, представляя читателю героя, Лесков от визуальной характеристики («Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета*, так странно отливала его проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке») переходит к осмыслению своего впечатления, которое обнаруживает смысл незаурядной внешности героя: «Послушник он был или постриженный монах — этого отгадать было невозможно...но он был в полном смысле слова богатырь». Лесков с самого начала рассказа о герое придает ему эпический размах, однако «эпическое» в образе Флягина имеет отношение и к характеристике самого рассказчика. «Богатырство» Ивана Северьяновича соотносится не столько с фольклорным образом* сколько напоминает повествователю «дедушку» ИльюМуромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А.К. Толстого. Казалось, что ему бы не в ряске ходить, а сидеть бы на «чубаром», да ездить в лаптишдх по лесу и лениво нюхать, как «смолой и земляникой пахнет темный бор». Ассоциация с Ильей Муромцем принадлежит рассказчику, остальные пассажиры корабля этого не видят: перед ними человек «бывалый», который «держался смело, самоуверенно, хотя и без неприятной развязности». Так в пределах одной фразы Лесков задает двуплановость образу Флягина: былинную испостась, раскрывающую обобщенно-типическое в нем, и реально-житейское, проявляющееся в реалистической индивидуализации характера героя. Фольклорный мотив укрощения коня сопутствует Ивану Северьяновичу на протяжении всей его жизни, он и по призванию своему «конэсер». Эпизоды обратания коня — типичны для русской сказки: они символизируют победу человека над природной стихией, олицетворением которой становится конь. В параллель с рассказом Флягина о «подпой лошади», которая «чуть не съела» «бешеного усмирителя» англичанина Рарея, конь-«людоед», которого он одолел нагайкой и горшком с жидким тестом, в тексте русской сказки о безногом и слепом богатыре, включенной в собрание А.Н. Афанасьева, звучит тот же мотив одоления: «Катома крепко сидит, одной рукой за гриву держится, а другой вынимает <...> чугунное полено и начинает <_> промежду ушей коня осаживать <...> И так донял он богатырского жеребца, что не выдержалконь, возговорил человеческим голосом:«Батюшка Катома!Отпусти хоть живого на белый свет. Что хочешь, то иприказывай: все
будет по-твоему!».
Также каки многие персонажи русских сказок, Иван Флягин отверг свою судьбу, «первое свое призвание». Этот мотив — первопричина его странничества, хождения «по мукам». Фольклорная же интерпретация жизни Флягина соединяется в произведении с религиозной символикой,с эпитетами, связанными с евангельской трактовкой образа. Флягин — «сынмоленый» и «сын обещанный», т. е. выпрошенный у Богаи обещанный послужить Ему. Об этом сообщает ему убитый им монашек в сне-видении. Но в словосочетании «обещанный сын» заключени евангельский смысл: «обещанный» (иначе «обетный», сын «обетования» в Писании, прорицающий судьбу). «Сын обетный» - человек, за которым будущее: именно «дети обетования» признаются за семя (Послание ап. Павла к римлянам, IX, 8). И хотя они обречены на гонения, они усыновлены Христом, «запечатлены обетованным святым духом» (Поел, кефесянам, 1,5,13).
Основным композиционным приемом, который использует Лесков, мотивируя движение сюжета, является прием «рассказа кстати». В письме к Л. Толстому, написанному через двадцать лет после завершения повести, Лесков признавался:«Я очень люблю эту форму рассказа о том, что «было», приводимое «кстати...». Именно так построен «Очарованный странник»: исповедь Флягина подключается к диспуту оправе русского человека на самостоятельное решение своей судьбы. Сюжетная ситуация спора вводит в повесть главную тему о праве личности защитить себя против жестоких условий жизни, хотя решается она открыто парадоксально. Иван Северьянович отстаивает право личности на «самоволие», приводя в качестве аргумента легенду о «попи-ке-запивашке», молящемся за«без покаяния скончавшихся и руки на ся наложивших», за «самоуправцев», что «жизни борения не переносят».
Лесков сразу же определяет «горизонт» духовных возможностей героя: это человек, обретающий себя в великом множестве испытаний, выпавших на его долю. Автор, используя композиционный прием нанизывания одной сюжетной ситуации на другую, «разматывает» историю Ивана Флягина, заставляя его прожить «тысячу жизней»: он был форейтором графа К., беглым крепостным, нянькой грудного ребенка, пленником татар, конэсером у князя-ремонтера, солдатом, потом офицером в отставке, «справщиком» в адресном столе, актером в балагане я, наконец, иноком в монастыре. Даже имен у него несколько: Голован - его прозвище в детстве, «Иваном» зовут его татары, под именем Петра Сердюкова служит он в армии, а в иночестве приобретает имя «отца Измаила». Однако это разнообразие и пестрота жизненных впечатлений, намекающие на богатство скрытых возможностей героя, внутренне упорядочено. Логическую мотивацию и внутреннюю цельность мозаичной композиции придает тот факт, что свою жизнь Флягин рассказывает несколько раз — писарю, барину, миссионерам в плену, рыбакам, отцу Илье, полковнику, лекарю. Последний рассказ странника о себе плывущим на корабле — своеобразный итог, который свидетельствует о том, что многократное переживание жизни героем в слове стало формой осмысления Иваном Северьяновичем действительности и своего места в ней.
Каждому из рассказанных героем эпизодов принадлежит особая роль в обретении героем самого себя. Так, первый значительный эпизод рассказа, связанный с гибелью попика, рисует Флягина подростка как человека, чувства которого еще дики и неразвиты. Он живет, подчиняясь импульсам, идущимиз глубины натуры. Мотивацией дикого поступка, в результате которого погиб человек, стало восхищение окружающей природой и ощущение власти над летящей вперед четверней: «...у монахов к пустыне дорожка <...> березами обросла, и от тех берез такая зелень идух, а вдаль полевой видобширный. Словом сказать — столь хорошо, что вот так бы при всем этом и вскрикнул, а кричать, разумеется, без пути нельзя-.».
В ином облике предстает герой в следующей фазе своей жизни, пребывая в няньках. Комическая несообразность положения, в которой оказывается Иван Северьянович, позволяет автору показать то новое, что прорастает в душе беглого крепостного. Он начинает ощущать ответственность за свои поступки, понимая, что от правильности его нравственного выбора зависят жизнь и счастье других людей. Мотив жизни-игры еще звучит в истории с дитем. Увидев улана-ремонтера, Флягин думает о том, как бы ему «с ним со скуки поиграть», но, столкнувшись с нравственно более зрелой личностью, понимает, что сила физическая может спасовать перед силой чувства. Поэтому и просит прощенья у «своего государя офицера», защитника отечества, к которому чувствует искреннее расположение.
Татарский плен — еще одно испытание героя, которое открывает ему глаза на недостаточность непосредственного, созерцательного бытия. Оно уже не устраивает Флягина; «дела никакого, а тосковал: очень домой в Россию хотелось». Лесков показывает, что тоска отступала в те моменты, когда герой в степном просторе вдруг различал возникающий в воображении монастырь или храм, как символ «крещеной земли».Отец Илья, священник, «добрый-предобрый старичок», когда
ночью молитва спасала, «что даже снег инда под коленами протает где слёзы падали — утром травку увидишь». Вподсознании героя настоящая жизнь ассоциировалась со служением Богу, жизнь действенная,
активная, имеющая внутренний смысл.
Последний важный этап его жизни — испытание свободой, из которого выходит Иван Северьянович человеком, познавшим подлинную красоту жизни в бескорыстной любви к цыганке Груше. В этом сюжетном повороте повести есть скрытая полемика с лермонтовской «Бэлой». Образ «естественного» героя Ивана Северьяновича соотносится с образом Максима Максимыча, образ Печорина — с образом князя, а судьба горянки Бэлы — с судьбой цыганки Груши. В отличие от героя Лескова «естественность» лермонтовского героя, при всем его сострадании Бэле, не дает ему силы противостоять намерениям Печорина. Это герой пассивный, наблюдающий, не способный к действию. В противоположность штабс-капитану, Иван Северьянович становится наперсником Груши, именно потому, что любит ее: но в его чувстве нет ни капли эгоизма, он нигде даже не обозначает словом «любовь» то, что испытывает к ней. Если внимание Лермонтова сосредоточено на исследовании психологии «страдающего» эгоиста Печорина, то в повести Лескова в центре внимания то, что было на периферии в романе «Герой нашего времени», Лесков занят изучением особенностей психологии героя нового типа — героя из народа, ставшего для русской литературы 60—70- х годов и объектом и предметом изучения.
«Левша»
«Левша»(1881) представляет собой произведение, в котором ясно обозначились особенности следующего этапа художественной эволюции писателя. В 80-е годы Лесков много работает над переложением известных сюжетов, по-своему интерпретируя легендарные характеры древнерусской книжности. Левша - эпический образ, созданный народным воображением, а повествование о нем представляет собой эпос сочень «человечкиной душой». В цикле рассказов о «праведниках» этому рассказу принадлежит ос
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|