|
За приукрашенным центром Сибиу— крестьянский город
260 Флорида считает, что креативный класс концентрируется не там, где есть высокооплачиваемая работа, но в центрах креативности.
260 Если учесть, что понимание им креативного класса весьма расплывчато (до 30 % его составляют рабочие, большинство — «креативные профессионалы®, то есть те, кто занят в менеджменте, бизнесе, финансах, праве, медицине, и есть еще «суперкреативное ядро», образованное теми, кто занимается компьютерами, математикой, архитектурой, инженерным делом, социальными науками, образованием, искусством, дизайном, спортом, медиа и индустрией развлечений), не совсем понятно, в борьбу за привлечение каких именно «талантов» (по Флориде, синоним творческих людей) города должны включаться, Флорида участвует в экономической реабилитации городских центров, побуждая раздумывающих о новом месте жительства людей выбрать в пользу города, а не пригорода. Но информационный шум, который он создает вокруг этой проблемы, заявляя, что выбор человеком места жительства — одно из важнейших решений в жизни (этому посвящена его книга «Кто твой город»), вуалирует то обстоятельство, что большинством людей этот выбор совершается из достаточно узкого круга возможностей и что он экономически, политически и так далее ограничен [см.: Florida, 2008].
«100 (самых) креативных»
260 Перечни всего «самого-самого» крайне популярны в наши дни, и перечень «креативных» городов, составленный Р. Флоридой, был обречен на успех. Флорида известен еще и как автор понятия креативный класс. Он не ограничился его теоретической проработкой, но организовал весной 2003 года встречу американских представителей креативного класса, предположительно номинированных от различных регионов.
260 В ней уча-261-ствовали экономисты — авторы книг, популяризирующих различные варианты «экономики различий» (Джо Котрайт), художественные директора музеев современного искусства, журналисты, главы корпораций, PR-специалисты и так далее.
261 Группа получила название «The Creative 100» («100 (самых) креативных») и написала так называемый Мемфис-манифест, который, как ожидалось, должен был стать руководством к действию городских властей, девелоперов, культурных институтов. Флорида впоследствии с успехом огласил манифест на конференции мэров американских городов в Вашингтоне, усилив повсеместную ныне тенденцию — старания городских властей прославить свои города как центры инноваций, привлекательные для креативного класса. Во время встречи активно использовалось выражение креативная экосистема. Имелся в виду идеальный город, с изобилием искусств и культуры, бурной ночной жизнью, оживленным центром, множеством открытых и зеленых мест, уютными жилыми кварталами и разнообразными обитателями, разнообразно стимулирующими друг друга на продуцирование все новых творческих идей.
Мемфис-манифест
261 100 (самых) креативных нацелены на помощь сообществам в полной реализации творческих идей, поощряя следование этим принципам:
1. Культивируй и вознаграждай креативность. Каждый — член цепочки приращения креативности. Креативность возможна везде и в любое время, сейчас и рядом с тобой. Не пропусти.
2. Инвестируй в креативную экосистему.
261 Креативная экосистема может включать искусство и культуру, ночную жизнь, обилие музыкальных концертов, рестораны, художников и дизайнеров, инноваторов, антрепренеров, доступные пространства, приятные жилые кварталы, духовность, образование,
262 плотность, общественные места и третьи места (термин Рэя Олденбурга: не дом (первое место человека) и не работа (второе), а что-то третье (вроде паба), куда приходишь поболтать, увидеть знакомых, пропустить рюмочку, обменяться новостями. — Е.Т.).
262 3. Прими разнообразие, В нем исток креативности, инновации, позитивного экономического воздействия. Разнообразие идей, выражений, талантов и точек зрения, обогащающих сообщества, создается людьми разного происхождения и образования. Так идеи процветают и создают жизнеспособные сообщества.
4. Выращивай творческих людей. Поддерживай тех, кто объединяет и связывает. Кооперируйся, чтобы по-новому участвовать в соревновании и всех включить в игру.
262 5. Цени риск.
262 Преврати климат, в котором царит «нет*, в «да*-климат. Инвестируй в создание возможностей, а не просто в решение проблем. Используй креативные талант, технологию и энергию для твоего сообщества. Бросай вызов общепринятому.
6. Будь подлинным. Определи, какую ценность ты вносишь, и сосредоточься на тех активах, которые делают тебя уникальным. Смей отличаться, а не походить на другое сообщество. Сопротивляйся монокультуре и однородности. Каждое сообщество может быть тем самым сообществом.
7. Инвестируй в качество города и основывайся на этом. Данности (климат, природные ресурсы, население) важны, но другие важные его характеристики могут быть созданы и усилены; искусство и культура, открытые и зеленые пространства, оживленный центр, учреждения образования. Это увеличит шансы сообщества, так как создаст для идей больше возможностей оставить след
262 8. Устрани барьеры креативности: посредственность, нетерпимость, разобщенность, переезд людей в пригороды, бедность, плохие школы, исключительность, социальную деградацию и экологический кризис.
Потребление в городах
263 9. Возьми ответственность за перемены в твоем сообществе. Импровизируй, Меняй ситуацию. Развитие — это проект «сделай сам».
263 10. Добейся, чтобы у канедого, но особенно у детей, было право на креативность. Непрерывное образование высокого уровня — условие формирования и удержания креативных индивидов как ресурса сообществ (URL http//www.memphis manifesto, com).
263 Сдвиг к массовому потреблению массово произведенных товаров произошел в большинстве западных городов в начале XX столетия. Его связывают со строительством автомобильных заводов Генри Форда. Введение промышленником новой рациональной конвейерной организации труда (получившей название фордизма) позволило делать и продавать большое число доступных автомобилей. За первые двадцать лет существования заводов Форда (1908—1928) было продано свыше 15 млн машин. Это начало массового потребительского рынка. В его основе — три главных условия: 1) достаточно высокая зарплата (позволяющая покупать товары потребительского рь(нка); 2) система потребительских кредитов, позволяющая выплачивать стоимость покупки (и проценты) в течение долгого времени; 3) идеология, которая потребление ставит в центр жизни человека.
263 В каких городских местах осуществляется потребление? Это улица. Это магазин. Это торговый центр. И наконец, это дом.
263 Шопинг неразрывно связан с городским пространством (и с пригородами, где расположено немалое число торговых центров). Вместе с растущей популярностью интернет-шопинга именно магазины и практика «реального» шопинга создают сегодня городскую жизнь.
263 Можно сказать, что магазины в значительной степени и образуют современное городское про-264-странство: что еще мы сегодня ассоциируем с центром города?
264 Не случайны мнения, согласно которым шопинг — это единственный возможный сегодня вариант публичного времяпрепровождения, а торговые центры превратились в самые популярные публичные места. Посещение магазинов, обмен сведениями о том, где можно купить что-то полезное, необычное и со скидкой, важны еще и в силу быстрых перемен на рынках товаров, которые одним из компонентов шопинга делают систематические и оперативные социальные интеракции. Чего стоят одни лишь «исследования», проводимые в Сети, в особенности на потребительских форумах, что предваряют сегодня большинство покупок! Если в ходе онлайновых потребительских дискуссий люди в основном be,(сказываются как рачительные эксперты, то, совершая покупки, они нередко оказываются захвачены собственными воображением и идеями о том, чего (в том числе этой ли вещи) они в этой жизни достойны.
264 Время, проводимое горожанами в торговых центрах, уступает только времени, которое они проводят дома и на работе (в школе). Некоторые центры стали туристскими достопримечательностями, как, например, The Mall of America в Миннесоте. Те торговые центры, которые расположены в центрах городов, часто соединены с отелями или квартирными комплексами. Торговые пространства (которые в России чаще называют «площадями») наводняют не только отели, но и вокзалы, аэропорты, офисные здания, больницы, что лишний раз подтверждает превращение шопинга в преобладающую сегодня практику.
264 Дизайн торговых центров подчинен интересам инвесторов, девелоперов, арендаторов, а эти интересы, в свою очередь, состоят в получении прибыли от продажи товаров. Центры строятся так, чтобы покупатели хотели в них возвращаться снова и снова.
264 В отличие от других форм недвижимости, для которых характерно быстрое насыщение рынка и зависимость от общей экономической ситуации в городе и регионе, строитель-265-266-ство торгового центра — это надежное вложение капитала.
265 Хиджабы на выбор в Старом городе Иерусалима
266 В строительстве таких центров в пригородах обычно заинтересованы крупные игроки торгового рынка (цепи магазинов вроде Macy's в Штатах). А в городах от строительства центров выигрывают городские правительства.
266 Если в США и многих странах Европы строительство торговых центров в 1970—1990-е годы замедлилось, то российские города, особенно самые крупные, до начала глобального финансового кризиса в 2008 году находились на пике такого строительства. Среди причин, замедляющих строительство торговых центров, исследователи называют следующие: недостаток доступных площадей за городом и в центре, высокая стоимость возведения и использования, сокращение правительственных инвестиций в инфраструктуру, сопротивление местных сообществ, изменяющаяся демография покупателей и сегментация торговой индустрии. Девелоперы выходят из этой ситуации, реконструируя и расширяя старые торговые центры, интенсифицируя менеджмент или пытаясь выработать новые концепции торговых центров, такие как тематический шопинг или «горячий молл®. Получение выгоды все сильнее зависит от продвижения имиджа торговых центров Как правило, центры создаются крупными корпорациями или коалициями, объединяющими крупные магазины (department stores), строителей и девелоперов. Обычно эти корпорации включают государственные агентства и команды маркетологов, геодемографов, бухгалтеров, юристов, инженеров, архитекторов, специалистов по ландшафту, дизайнеров, специалистов по автомобильному движению. Сочетание разнообразных подходов и интересов в конечном счете возможно благодаря главному: необходимости максимизировать прибыль от данного торгового центра.
266 Американский географ Джон Гос специализируется на анализе семиотики торговых центров. Он проницательно отмечает: «Торговый центр кажется всем тем, чем он на самом деле не является.
266 Он стремится быть общественным местом, даже если
267 он в действительности — частное владение, нацеленное на получение прибыли; местом для общения и отдыха, хотя он стремится извлекать доллары; он заимствует знаки других мест и времен, чтобы затушевать свою укорененность в современном капитализме.
267 Торговый центр продает своим покупателям парадоксальный опыт: они могут пережить опасность в безопасности, столкнуться с "другим" как с хорошо знакомым, быть туристами не уезжая в отпуск, пойти на пляж посредине зимы и быть снаружи, оставаясь внутри. Это буквально фантастическое место... концептуализованное пространство, научно спланированное и реализованное через строгий технический контроль, притворяясь пространством, творчески созданным его обитателями. Торговый центр задуман элитарной наукой планирования, которая включает вычисление прибыли от торговли и применяет бихевиористские теории действия в целях социального контроля. Но, однако, часть его замысла — его маскировка в качестве популярного пространства, созданного спонтанными индивидуальными повседневными тактиками» [Goes, 1993:40].
267 Госс пишет это, не просто абстрактно развивая идеи мыслителей франкфуртской школы, которые очень критически относились к обществу потребления. Он отмечает это в результате включенного наблюдения, осуществленного в крупнейших торговых центрах Соединенных Штатов, в частности уже упомянутого The Mall of America, открытого в 1992 году. Концентрируясь на вывесках, организации пространства, регуляции поведения посетителей, он использует семиотический анализ: показывает, как культурные значения конструируются посредством языка, образов, жестов, объектов. Можно спорить, насколько убедительно его понимание киоска хот-догов как фаллического символа или огромного обувного отдела универмага «Нордстром» с манящим запахом кожи и удачным освещением как игровой площадки для фетишистов.
267 Однако исследователь прав, когда говорит, что блуждание по 520 магазинам центра, 22 тематическим ресторанам, не считая бес-268-численных кафе фастфуда, совсем не обязательно должно пониматься как сдача без боя силам рынка.
268 Он справедливо пишет, что задача критически настроенного социального исследователя не в том, чтобы грубо напомнить покупателю о реальности за пределами этого пространства, но в том, чтобы вместе с коллегами разобраться в том «потенциале мечты», который содержится в пространстве центра, и даже попытаться открыть в нем следы идей осмысленной жизни.
268 Это очень продуктивная позиция. Прогулка по любому такому центру открывает разнообразие повседневных практик, которые осуществляются в нем людьми, — от поиска велосипедного рюкзака именно этой прославленной марки (действительно очень удобного) до семейного отдыха, от window shoppingа до охоты за товарами, выложенными на распродажу.
Бауман 3. Индивидуализированное общество. Гл. 1. Возвышение и упадок труда. М.: Логос, 2005.
Бродель Ф. Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II: В 3 ч. М.: Языки славянской кулкгуры, 2002.
Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII ВВ.: В 3 т. м.: Весь мир, 2007.
Долгин A.Б. Экономика символического обмена. М.: ИНФРА-М, 2006.
Маркс К Капитал: В 3 т. М.: Политиздат, 1983. Т 1. Кн. 1.
Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: Классика XXI, 2005-
Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии // Маркс К и Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 2.
AminA The Economic Base of Contemporary Cities // A Companion to the City / Ed G. Bridge, S. Watson. L: Blackwell, 2000.
AminA, GrahamS. The Ordinary City // Transactions of the Institute of British Geographers. 1997, № 22. E 411-429.
ArnoldD. Re-Presenting the Metropolis: Architecture, Urban Experience and Social Life in London 1800—1840. Aldershot: Ashgate, 2000.
Brertnan R. The Economics of Global Hirbulence. L: Verso, 2006.
Castells, M. et al (eds,)The Informal Economy: Studies in Advanced and Less Developed Countries. Baltimore and London: )ohn Hopkins University Press, 1989.
Cities and Consumption / Ed. M. Jayne. Lt Routledge, 2006
Evans С. Cultural Planning, an Urban Renaissance? L: Routledge, 2001. Florida R. The Rise of the Creative Class: And How It's Transforming Work, Leisure, Community and Everyday Life. N.Y.: Basic Books, 2002.
Florida Я Who's Your City: How the Creative Economy is Making Where to Live The Most Important Decision of Your Life. N.Y.: Basic Books, 2008.
GossJ. The Magic of the Mall: Form and Function in the Retail Built Environment // Annals of the Association of American Geographers, 1993- Vol. 83, № 1. P. 18-47.
Goss J, Once-upon-2-time in the Commodity World An Unofficial Guide to Mall of America // Annals of the Association of American Geographers, 1999. Vol. 89, № I. P 45-75.
Hall P. Cities in Civilization. N.Y.: Pantheon Books, 1998. Harvey D, Social Justice and City. Baltimore: The Johns Hopkins University Press, 1973-
Harvey D. The Limits to Capital. Oxford: Blackwell, 1982. Harvey D. Consciousness and the Urban Experience. Baltimore: The Johns Hopkins University Press, 1985.
Harvey D. Spaces of Global Capitalism. Tbwards a Theory of Uneven Geographical Development. L: Verso, 2006
Lash S, UrryJ. Economies of Signs and Space. L: Sage, 1994, Marcus S. Reading the Illegible // The Victorian City: Images and Realities / Ed, H.J, Dyos, W. Wolff. L: Routledge, 1973-
PefferRG, Marxism, Morality, and Social Justice, Princeton,- Princeton University Press, 1990.
Scott A. The Cultural Economy: Geography and the Creative Field // Media, Culture, and Society, 1999- № 21. P, 807—817.
Scott A The Cultural Economy of Cities: Essays on the Geography of Image-Producing Industries. L: Sage, 2000.
Scott A The US Recorded Music Industry: on the Relations Between Organization, Location, and Creativity in the Cultural Economy // Environment and Planning A 1990, № 31. P 1965—1984,
Zukin S. Loft Living. New Brunswick: Rutgers University Press, 1989, Zukm S. The Cultures of Cities. Oxford: Blackwell, 1995.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|