|
Дизайн - летопись развития техники и технологий
Понятия «прогресс» и «новые технологии» являются сегодня практически синонимами. Крупные открытия и научно-технические достижения сразу же находят свое отражение в дизайне в виде новых художественных форм и новой типологии промышленных изделий, а зачастую
Эволюция формы фотоаппарата от громоздких
ящикообразных камер, съемка которыми производилась со штатива с пременением специальных магниевых вспышек до до современного цифрового фотоаппарат легко помещаемого на ладони руки человека. Она отражает развитие технологий производства фототехники и светочувствительных материалов
Один из первых фотоаппаратов, Вена, 1865
Реркальный фотоаппарат "Рефлекс" конструкции И.Карпова, н. XX в.
Первый малофороматный фотоаппарат "Лейка", "Лейтц", Германия, 1935 г.
Цифровая фотокамера Sony DSC-D700 с зум-объективом и цветным видоискателем, Япония, 1999
и новой философии формообразования. Так, появление в середине 60-х годов пластмасс на основе синтетических полимеров, обладающих особой пластичностью в конструировании формы, высокими экономическими и эстетическими показателями, стало толчком к переосмыслению традиционного литья, штамповки и разработке новых технологий в индустриальном формообразовании - каландрирования, экструзионные методы, ротационное и вакуум-формования, различные методы напыления. На смену привычным формам из традиционных материалов - керамики, металла, дерева - пришли изделия из ярких и легких пластмасс, позволившие значительно расширить производство предметов быта, улучшить их внешний вид, сделать более практичными в эксплуатации. Объемы производства пластмасс в мире с 1979 по 1989 гг. выросли примерно в 5 раз [1, с.4]. Особенно это коснулось предметов обихода: мебели, посуды, телевизионной и радиоаппаратуры, бытовых приборов, где вопросы современности внешнего вида, моды и эстетики имеют особую актуальность.
Открытие парового двигателя, двигателя внутреннего сгорания, реактивного двигателя не только расширили существующую типологию объектов дизайнерской деятельности, включив в нее целый ряд новых типов - автомобили, авиалайнеры, космические корабли, но и принесли с собой новые скорости и формы восприятия окружающей человека предметно-пространственной среды. Возникло динамическое восприятие (непрерывная смена видовых картин перед зрителем, находящимся в движущемся транспорте). А перемещение с большими скоростями в пространстве (включая воздушное и подземное) приводит к нарушению существовавшей до этого целостности процесса восприятия человеком окружающей его среды, к прерывистой логической связи между
Развитие
современной техники и технологий приводит к качествееному скачку в представлении человека об окружающей предметной среде, ее функциональных . возможностях и комфорте. В свою очередь это рождает принципиально новые объекты дизайнерского проектирования.
ДжоКоломбо
Тотальное оборудование для жилья, 1972
Венер Пантон
Жилище будущего "Визиона 2", 1970
А.Рябушин
Система мобильного оборудования жилища, 60-е гг
Э.Соттсасс
Мобильные блоки для жилья, Италия, 1972
отдельными архитектурными образами и видовыми картинами: в считанные минуты или часы с помощью скоростного монорельса или подземного метро современный человек попадает из одной архитектурной среды в другую, а на самолете он даже может переместиться из зимы в лето, из ночи в день. В результате возникает резкая смена картин окружающего мира. Все это требует принципиально нового подхода в организации предметно- пространственной среды, особых знаний от архитектора и дизайнера в области эргономики, психологии человеческого восприятия, аэродинамики и многого другого.
Дизайн - дитя нашего времени, времени промышленных революций, прорыва в качественно новые производственные технологии. Если архитектура общепризнанно является летописью мира, то дизайн - своеобразной летописью техники, материализовавшей в конкретных формах предметов - произведениях дизайна - историю своего развития.
Ярким примером здесь может служить эволюция формы современного фотоаппарата. Первые камеры-абс- кура начала прошлого столетия имели форму прямоугольного ящика и их вес доходил до нескольких десятков килограмм. Съемка таким громоздким и тяжелым фотоаппаратом была возможна только со специального штатива-треноги, а несовершенные фотоматериалы требовали чрезвычайно длительных экспозиций (до нескольких часов) и применения специальных осветительных устройств - магниевых вспышек. С появлением высокочувствительных фотоматериалов и развитием фотографической техники произошел переход к более легким складным конструкциям с гофрированными мехами. Следующим этапом в развитии стало изобретение роль-фильма, которое привело к миниатюрным, малоформатным фотоаппаратам, одним из первых прототипов которых была легендарная
Экзотичные формы акустики, т.н."ракушка" ("B&W", Англия) и "рупор" ("Jadis Eurythmie II", Франция) обусловлены технологией получения совершенного звука
Ламповый усилитель "Audion Silver Night 300B.SEL", Англия.
Радиолампа как основа особо качественного звучания и своего рода опознавательный знак класса "Хай-Энд" стала композиционным центром в дизайне изделия.
Развитие технологий привело к появлению нового класса звуковой аппаратуры "High End", которая выпускается как эсклюзивная малыми тиражами с примением космических технологий, ручной работы, сверхчистых и природных материалов
«лейка» известного австрийского инженера-конструктора О.Барнака. Качественно новый скачок в фототехнике в 70-е годы был связан опять же с появлением новых фотографических материалов, новых конструкций фотообъективов, электронных затворов, фотовспышек. Сегодня фотокамера репортера, снабженная функцией автоматического подбора экспозиции, объективом с переменным фокусным расстоянием и автоматической наводкой на резкость, электронной фотовспышкой, полностью освобождает его от решения технических задач, давая возможность сосредоточить все свое внимание на творческом процессе. Развитие цифровых технологий, а вместе с тем - радикальная смена носителей информации, определяет качественно новый этап развития фототехники и ее формообразования. На смену идет цифровая фотоаппаратура, исключающая процесс химической обработки фотоизображений, способная мгновенно выдать результат и передать с использованием спутниковой связи изображение в редакцию.
Аналогичное можно найти в эволюции формообразования многих предметов бытовой техники: развитие формы телефона - от громоздкого ящика с раздельным микрофоном и наушником, работающим через коммутатор, до современного телефонного аппарата с факсом и автоответчиком, возможностью радиосвязи, запоминанием номеров абонента, выходом через спутниковую связь в любую точку планеты; эволюция телевизора - от первого лампового телеприемника черно-белого изображения с прикрепленной перед миниатюрным экраном линзой, увеличивающей изображение, до современных плоских мониторов площадью в несколько квадратных метров, выполненных на жидких кристаллах с использованием новейших технологий.
Карл Сколари. Донато Д'Урбино, Паоло Ломази.
Пневматическое кресло, 1967
Кини Боери, Тому Катайнаги Кресло "Призрак", Стекло, Италия, 1988-89
Вернер Пантон
Экпериментальный проект "Комната в чемодане", США
| С развитием машинных технологий на смену многоэлементных конструкций со сложными соединительными узлами пришли цельные конструкции из пластика, стекла, металла, значительно сократив
трудоемкость, а в итоге и стоимость изделия
| Стул (полиэфирный, армированный стекловолокном) 1968 (дизайн 1960)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|