|
Материал как средство украшения изделия
Выбор дизайнером того или иного материала в процессе проектирования осуществляется не только с су-
Использование нескольких различных по цветофактуре и тектстуре материалов в изделии как своеобразное декоративное средство
Архибальд Кнокс. Ложка.
Серебро, эмаль, 1903
Чайник с изоляционным металлическим контейнером. Германия, 1930
Берхард Панкок. Гардероб
Дуб со шпоном из вишневого дерева. 1902
Пьер Чареау. Кресло.
Полисандер, ореховое дерево, обивка кожей, 1928
губо утилитарных позиций - технологичности, экономичности, экологичности материала и так далее, но и с художественно-эстетических. Материал в дизайне часто рассматривается как своеобразное средство украшения промышленного изделия, придания ему выразительности. Фактура и текстура материала, умело используемые дизайнером, как особое художественное средство способно выделить изделие из ряда подобных. Специальная обработка поверхности материала наряду с функциональными и техническими требованиями играет и декоративную роль. Это шлифовка камня, покраска и пропитка кожи, дерева, полировка и насечка металла. Это особенно важно в тех видах дизайнерской деятельности, где внешний вид изделия играет особо важную роль - дизайн одежды, обуви, аксессуаров, арт-дизайн.
Особой выразительности изделия достигают дизайнеры различными композициями материалов в одном изделии, включая инкрустацию. Это может быть комбинация однотипных материалов, например, меха, кожи, камня, различных по цвету, виду, фактуре, и сочетание различных по своей природе материалов - дерева и перламутра, металла и камня и др.
Материал и мода
С материалами у нас ассоциируются целые эпохи: средневековые наряды из бархата, твидовые пиджаки и костюмы конца прошлого и начала этого века, нейлоновые рубашки и плащи из водоотталкивающего материа- ла("болоньи") 60-х годов. Надо сказать, что вообще 60-е годы отмечены модой на искусственные материалы: виниловая кожа, нейлон, различные искусственные ткани (кримплен, искусственный шелк, ткани с водоотталкивающей пропиткой), всевозможные пластмассы. Во многом это объясняется научно-техническими достижениями того времени: полет человека в космос, открытие новых материалов. При этом в 80-90-е годы в связи с обострившимися экологическими проблемами происходит возврат
Элементы, контактирующие с человеком, подчеркнуты цветом, массивны, из натуральных и "теплых" материалов (дерево, натуральная кожа).
Ле Корбюзье, Пьер Жаннет, Шарлотте Перианд. Кресло. Модель LC3, 1928.
Несущий остов из хромированных труб и мягкие, располагающие к отдыху, подушки из натуральной кожи
Христиан Дейл. Кувшин для вина, 1922.
Альпака, серебрение, ручки из черного дерева
Электрофен.
Металл, ручка из пластмассы, Германия, 1930.
Рене Нербст Дамская конторка, 1928
Несущий каркас из хромированной стали, тактильные зоны (столешница и подставка для ног) выполнены из дерева.
к природным материалам.
Пожалуй, нигде так не ощутимо влияние моды на формообразование, как в дизайне. Это связано с самой его сущностью - производство предметов, пользующихся спросом на рынке. Нередко и выбор материала в дизайне определяется модой. Изделие, выполненное пусть из добротных и качественных, но не модных на настоящий момент материалов, может оказаться невостребованным.
Приметами сегодняшнего дня являются в значительной степени рациональность и комфорт. Даже традиционные атрибуты предметной среды меняют свой привычный облик, благодаря новым веяниям и материалам. Так, письменный стол начала века был привычен в виде обитой сукном столешницы, на двух массивных тумбах из натурального дерева, тогда как сегодня - это лаконичная, легкая плита из ламината, опирающаяся на тонкие опоры из аннодированного металла.
Сегодня мода на нержавеющую сталь. Практичная, прочная, "космическая" - она применяется всюду, начиная от кухонной утвари, кончая деталями интерьера, мебелью, уличным оборудованием и архитектурными деталями фасада.
Современные наборы кухонной посуды, выполненные из нержавеющей стали, пользуются большим спросом, оставив позади производимую долгое время металлическую эмалированную. С точки зрения удобства пользования, ухода, экологичности, ни у того, ни у другого вида посуды нет явно выраженных преимуществ. Но одно сегодня модно, другое - нет.
"Каждый год в сфере промышленности возникают новые искусственные материалы. Однако материал требует проверки временем. Не все новые материалы еще достаточно исследованы, не все "созрели" для того, чтобы использовать их для человека" [1, с.96 ]. Это высказывание А.Аалто в большей степени актуально сегодня, на пороге XXI века - века новых открытий.
Выявляются декоративные свойства натурального материала лакировкой, специальными красящими пропитками и вощением древесиы, чеканкой и полировкой металла, тиснением кожи и др.
Альдо Росси. Чайник "II Conico", полированная сталь, 1988
Рихард Римершмидт, Кресло, бук, 1900
Коломан Мозер. Графин, стекло, металл,серебрение, 1901
Фпантишек Бибус и сын. Кофейник, чеканка по серебру, черное дерево. 1930
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|