|
Функциональная роль цвета
Цветом выделяются элементы объекта, выполняющие важнейшую или даже ключевую функцию и требующие направленного тактильного контакта ( рыча-
"функциональная суперграфика" на фасаде парикмахерской Бремен, Германия, 1998
Природные мотивы в суперграфике фасадом многоэтажных жилых домов в районе Дефанс, Париж, 1998
"Движущиеся фасады" - суперграфика на городском транспорте, Амстердам, Нидерланды, 1998
Выявление входа в кафе суперграфикой Париж, 1998
Суперграфика на фасаде реконструируемого дома, Париж, 1998
Появившись в 20-ые годы суперграфика получила сегодня активное развитие. Суперграфикой не только "скрывают" неприглядные фасады и торцы зданий, ее активно используют как композиционный акцент в городской среде, как средство повышения уровня сложности и информативности в индустриальном строительстве, как специфическое художественное средство периодического обновления городской среды
ги, кнопки, включения механизмов и др. элементы управления), функционально значимых клавиш на механизмах и аппаратуре, например, включения и отключения от энергосети, клавиши набора номера телефона (в некоторых моделях они при нажатии специально подсвечиваются) и даже дверной ручки. Ее изготовление из блестящего, или, напротив, металла несет не только сугубо декоративную функцию, но и благодаря этому, она, контрастно выделяясь из окружения, становится заметной. В качестве отрицательного примера можно привести автомобиль ВАЗ 111, известный нам под маркой "Ока", где в конструкции двери не выделена цветофактурным решением дверная ручка. Пассажиров, впервые садящихся в автомобиль, это приводит в некоторое замешательство - они начинают искать ручку открывания двери в прямом смысле этого слова.
Цветом можно подчеркнуть архитектонику предмета, выделив его конструктивный остов, несущие и напряженные элементы, формируя эстетическое представление о красоте конструкции предмета. Цвет часто используют и для маркировки деталей и элементов что значительно упрощает процесс сборки изделия как для новичка, собирающего вновь купленную мебель у себя в квартире, так и для опытного оператора в цеху на конвейере.
С помощью цвета можно активно управлять и производственным процессом, например, сосредоточить внимание оператора, работающего за пультом управления, на наиболее важных приборах или сконцентрировать внимание пешеходов на зону перехода улицы, выделенную "зеброй" и т.д.
"Цвет может создать гармонию, вызвать беспокойство, возбуждение или потрясение, может творить чудеса или напротив, привести к катастрофе". ( 1, с.42). Некоторые объекты среды, как и их отдельные элементы, в процессе функционирования могут быть опасны для человека. В первую очередь это различные станки и механизмы, с которыми вступает в контакт человек на производстве , неосторожное обращение с которыми может привести к несчастному случаю. Установлено, что 80% несчастных случаев происходят не в результате технических неисправностей, а из-за недостаточного внимания человека. ("Ч-Ц-П", Г.Фрилинг, КАуэр, с.57). Несчастные случаи, которые часто объясняют неосторожностью и утомляемостью работающего, могут быть в различной степени снижены путем правильной окраски оборудования. Отсюда ясно огромное значение законов цветодинамики. Цветом необходимо выделять наиболее опасные места, участки.
Действия рабочего на современном производстве доведены до автоматизма. В экстремальных условиях , в замешательстве он не всегда сразу может опустить руку на выключатель или рычаг, чтобы остановить станок. Имея ввиду эти обстоятельства, эти жизненно важные детали станка должны быть выделены цветом и привлекать к себе внимание рабочего. Цветом, немедленно сигнализирующем тревогу в сознании рабочего, служит красный или желтый, (чпц, с.56). Цвет может значительно помочь в решении этой проблемы: предупредить человека об опасности, снизить утомляемость глаз в процессе работы, создав тем самым оптимальные условия для производительного и безопасного труда.
Крайне важно, как отмечают швейцарские исследователи Г. Фрилинг и К. Ауэр, обозначить определенным цветом проезды и транспортные средства.
На современном предприятии с моторизованным внутризаводским транспортом, скорость движения которого постоянно возрастает, пути движения транспорта представляют для невнимательного рабочего постоянную опасность, тем более, что при общем заводском шуме звуковой сигнал слышен не всегда. Водитель тоже должен быть освобожден от постоянного страха, что он может на кого-нибудь наехать. Поэтому проезды и переходы должны быть четко обозначены белым или желтым цветом. Транспортные средства должны быть окрашены в броские цвета, наример, в оранжевый или желтый с черными полосами, (чцп, с.57) Ярко красная или оранжевая краска наносится на движущиеся части строительных машин (кабина крана, экскаватора), рабочие части электроинструмента с тем, чтобы привлечь внимание рабочих и тем самым обезопасить их труд.
При помощи цвета можно не только предупреждать об опасности, но и указывать направления, сокращая тем самым словесные и письменные разъяснения. Желто-черные цвета говорят об опасности, оранжевые и красные - предупреждают, зеленые - призывают к осторожности, бело-черные - указывают. Человек знает значения этих цветов и они действуют на него сильнее, чем слова, (чцп, с. 18)
Правильно подобранное цветовое соотношение может снизить утомляемость глаз, а в итоге повысить и производительность труда.
В всех промышленно развитых странах уже имеется опыт применения законов цветодинамики, цветового оформления интерьеров крупных предприятий, школ, лечебных и других учреждений.
Информационная роль цвета приобретает особую актуальность в высокоурбанизированной среде современных центров крупных городов, где остро встают вопросы ориентации человека в пространстве.
В городской среде цветом выделяются функционально значимые объекты: таксофоны, торговые автоматы, урны и контейнеры для мусора, информационные знаки и вывески. Продуманная цветовая маркировка объектов первой необходимости в городе способствует хорошей ориентации человека в его пространстве, а в итоге создает ощущение психологического комфорта.
Без цвета практически невозможным было бы создание полноценной системы знаков дорожных указателей. Именно с его помощью выделяются предупреждающие, запрещающие и просто сообщающие знаки дорожного движения.
Цвет может притягивать внимание человека, располагать его к тактильному контакту с предметами. В городской среде это сидения скамеек, поручни на лестницах и пандусах, прилавки киосков и т.п. Теплые, яркие, насыщенные цвета способствуют такому контакту. В то же время контакт может быть случайным и даже нежелательным: различные выступающие из плоскости фасадов части на уровне плеча, рук, ног. В этом случае используют маскирующие цвета, скрывающие мелкие царапины, или яркие цвета, предостерегающие от этого нежелательного контакта.
Продуманное и психологически комфортное цветовое окружение способно во многом нейтрализовать негативное воздействие внешней среды. Так, сине- сиреневая цветовая гамма создает чувство прохлады в жаркий полдень и, напротив, уютная, теплая гамма желто-оранжевых цветов более комфортна в холодные пасмурные дни. Дизайнеры учитывают эти особенности цвета и активно используют в своей практике. Так окраска стен в холодные тона будет уместа в цеху, где господствует высокая температура.
В школьном классе зеленая передняя стена при желтых боковых создает благоприятные условия для работы, создавая ощущение теплоты и не утомляя глаз ярким цветом.
Дизайнерский поиск цветового решения проектируемого объекта завершается специально оформленным проектом, называемом картой цветофактурного решения, в котором представляются числовые значения или контрольные образцы цвета.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|