Сделай Сам Свою Работу на 5

Функциональная роль цвета





Цветом выделяются элементы объекта, выполня­ющие важнейшую или даже ключевую функцию и тре­бующие направленного тактильного контакта ( рыча-


"функциональная супер­графика" на фасаде парикмахерской Бремен, Германия, 1998

Природные мотивы в суперграфике фасадом многоэтажных жилых домов в районе Дефанс, Париж, 1998

- «1» т" • „

"Движущиеся фасады" - суперграфика на городс­ком транспорте, Амстердам, Нидерланды, 1998

Выявление входа в кафе суперграфикой Париж, 1998

Суперграфика на фасаде реконструируемого дома, Париж, 1998

Появившись в 20-ые годы суперграфика получила сегодня активное разви­тие. Суперграфикой не только "скрывают" неприг­лядные фасады и торцы зданий, ее активно исполь­зуют как композиционный акцент в городской среде, как средство повышения уровня сложности и информативности в индустриальном строи­тельстве, как специфичес­кое художественное средство периодического обновления городской среды


ги, кнопки, включения механизмов и др. элементы уп­равления), функционально значимых клавиш на меха­низмах и аппаратуре, например, включения и отклю­чения от энергосети, клавиши набора номера телефона (в некоторых моделях они при нажатии специально подсвечиваются) и даже дверной ручки. Ее изготовле­ние из блестящего, или, напротив, металла несет не только сугубо декоративную функцию, но и благода­ря этому, она, контрастно выделяясь из окружения, становится заметной. В качестве отрицательного при­мера можно привести автомобиль ВАЗ 111, известный нам под маркой "Ока", где в конструкции двери не выделена цветофактурным решением дверная ручка. Пассажиров, впервые садящихся в автомобиль, это приводит в некоторое замешательство - они начинают искать ручку открывания двери в прямом смысле это­го слова.



Цветом можно подчеркнуть архитектонику пред­мета, выделив его конструктивный остов, несущие и напряженные элементы, формируя эстетическое пред­ставление о красоте конструкции предмета. Цвет час­то используют и для маркировки деталей и элементов что значительно упрощает процесс сборки изделия как для новичка, собирающего вновь купленную ме­бель у себя в квартире, так и для опытного оператора в цеху на конвейере.



С помощью цвета можно активно управлять и про­изводственным процессом, например, сосредоточить внимание оператора, работающего за пультом управ­ления, на наиболее важных приборах или сконцентри­ровать внимание пешеходов на зону перехода улицы, выделенную "зеброй" и т.д.


"Цвет может создать гармонию, вызвать беспокой­ство, возбуждение или потрясение, может творить чудеса или напротив, привести к катастрофе". ( 1, с.42). Некоторые объекты среды, как и их отдельные эле­менты, в процессе функционирования могут быть опас­ны для человека. В первую очередь это различные стан­ки и механизмы, с которыми вступает в контакт чело­век на производстве , неосторожное обращение с ко­торыми может привести к несчастному случаю. Уста­новлено, что 80% несчастных случаев происходят не в результате технических неисправностей, а из-за не­достаточного внимания человека. ("Ч-Ц-П", Г.Фрилинг, КАуэр, с.57). Несчастные случаи, которые часто объяс­няют неосторожностью и утомляемостью работающе­го, могут быть в различной степени снижены путем правильной окраски оборудования. Отсюда ясно огром­ное значение законов цветодинамики. Цветом необхо­димо выделять наиболее опасные места, участки.

Действия рабочего на современном производстве доведены до автоматизма. В экстремальных условиях , в замешательстве он не всегда сразу может опустить руку на выключатель или рычаг, чтобы остановить ста­нок. Имея ввиду эти обстоятельства, эти жизненно важ­ные детали станка должны быть выделены цветом и привлекать к себе внимание рабочего. Цветом, немед­ленно сигнализирующем тревогу в сознании рабочего, служит красный или желтый, (чпц, с.56). Цвет может значительно помочь в решении этой проблемы: пре­дупредить человека об опасности, снизить утомляемость глаз в процессе работы, создав тем самым оптималь­ные условия для производительного и безопасного тру­да.



Крайне важно, как отмечают швейцарские иссле­дователи Г. Фрилинг и К. Ауэр, обозначить определен­ным цветом проезды и транспортные средства.

На современном предприятии с моторизованным внутризаводским транспортом, скорость движения ко­торого постоянно возрастает, пути движения транс­порта представляют для невнимательного рабочего постоянную опасность, тем более, что при общем за­водском шуме звуковой сигнал слышен не всегда. Во­дитель тоже должен быть освобожден от постоянного страха, что он может на кого-нибудь наехать. Поэтому проезды и переходы должны быть четко обозначены белым или желтым цветом. Транспортные средства должны быть окрашены в броские цвета, наример, в оранжевый или желтый с черными полосами, (чцп, с.57) Ярко красная или оранжевая краска наносится на движущиеся части строительных машин (кабина кра­на, экскаватора), рабочие части электроинструмента с тем, чтобы привлечь внимание рабочих и тем самым обезопасить их труд.

При помощи цвета можно не только предупреж­дать об опасности, но и указывать направления, со­кращая тем самым словесные и письменные разъясне­ния. Желто-черные цвета говорят об опасности, оран­жевые и красные - предупреждают, зеленые - призы­вают к осторожности, бело-черные - указывают. Чело­век знает значения этих цветов и они действуют на него сильнее, чем слова, (чцп, с. 18)

Правильно подобранное цветовое соотношение может снизить утомляемость глаз, а в итоге повысить и производительность труда.

В всех промышленно развитых странах уже име­ется опыт применения законов цветодинамики, цвето­вого оформления интерьеров крупных предприятий, школ, лечебных и других учреждений.

Информационная роль цвета приобретает особую актуальность в высокоурбанизированной среде совре­менных центров крупных городов, где остро встают вопросы ориентации человека в пространстве.

В городской среде цветом выделяются функцио­нально значимые объекты: таксофоны, торговые ав­томаты, урны и контейнеры для мусора, информаци­онные знаки и вывески. Продуманная цветовая марки­ровка объектов первой необходимости в городе способ­ствует хорошей ориентации человека в его простран­стве, а в итоге создает ощущение психологического комфорта.

Без цвета практически невозможным было бы со­здание полноценной системы знаков дорожных указа­телей. Именно с его помощью выделяются предупреж­дающие, запрещающие и просто сообщающие знаки дорожного движения.

Цвет может притягивать внимание человека, рас­полагать его к тактильному контакту с предметами. В городской среде это сидения скамеек, поручни на ле­стницах и пандусах, прилавки киосков и т.п. Теплые, яркие, насыщенные цвета способствуют такому кон­такту. В то же время контакт может быть случайным и даже нежелательным: различные выступающие из плоскости фасадов части на уровне плеча, рук, ног. В этом случае используют маскирующие цвета, скрыва­ющие мелкие царапины, или яркие цвета, предосте­регающие от этого нежелательного контакта.

Продуманное и психологически комфортное цве­товое окружение способно во многом нейтрализовать негативное воздействие внешней среды. Так, сине- сиреневая цветовая гамма создает чувство прохлады в жаркий полдень и, напротив, уютная, теплая гамма желто-оранжевых цветов более комфортна в холодные пасмурные дни. Дизайнеры учитывают эти особеннос­ти цвета и активно используют в своей практике. Так окраска стен в холодные тона будет уместа в цеху, где господствует высокая температура.

В школьном классе зеленая передняя стена при желтых боковых создает благоприятные условия для работы, создавая ощущение теплоты и не утомляя глаз ярким цветом.

Дизайнерский поиск цветового решения проекти­руемого объекта завершается специально оформлен­ным проектом, называемом картой цветофактурного решения, в котором представляются числовые значе­ния или контрольные образцы цвета.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.