Первые программы фирменных стилей
Одними из первых прообразов современных фирменных стилей были: художественная программа Михаэля
В 1948 году печатная машинка фирмы "Оливетти", созданная дизайнером Марчело Ниццоли, "Лексикон-80" становится бетселлером. "Леттера-22" в 1950 году производит новую сенсацию. Возникает стиль "Оливетти". Дизайнеры фирмы создали изысканный паноптикум конторских машин. Специальный профиль клавиш не портит маникюр машинисток.
Марчело Ниццоли.
Пишущая машинка "Леттера 22", 1954. Марио Белинни.
Монитор и блок памяти, 1981-82. Марио Белинни.
Первая портативная электрическая пишущая машинка, 1981-82.
Эторе Сотсас, Пери А.Кинг. Портативная пишущая машинка, 1969.
Тонета по выпуску мебели из гнутой древесины в середине XIX в и художественный стиль электротехнического концерна АЭГ Петера Беренса (1907-1910).
Предметный ансамбль Тонета представлял собой следующее: примерно два десятка базовых образцов стульев, каждый из которых дополнялся другими изделиями (кресло, диван). Для каждого комплекта изделий из унифицированных деталей предусматривалось восемь- десять исполнений (различные породы дерева, виды отделок и покрытий). Таким образом, комплект из трех видов изделий выпускался не менее чем в 36 вариантах, учитывающих вкус потребителей. В некоторые комплекты входили и другие изделия (качалки, вешалки). В целом программа предметного ансамбля включала приблизительно 600 вариантов исполнения [13, с.41].
Вопрос о создании единого стиля предметной среды не снимался с повестки дня на протяжении всего исторического процесса становления дизайна. В программе Германского Веркбунда понятие стиля сблизилось с представлением о качестве дизайна массовой промышленной продукции, но реализовано было в деятельности Петера Беренса [14, с.39]
Петер Беренс по праву считается родоначальником фирменного стиля. Став в 1907 году художественным директором крупнейшего электротехнического концерна АЭГ он разработал для него концепцию фирменного стиля. Его первоэлементом стал сердечник от электромотора, от которого потом вырастала вся "кристаллическая решетка" формообразования. Беренс не стремился создать совершенно новую красивую форму. Он как бы подгонял все выпускающиеся изделия под уже существующие, проверенные геометрией формы, допуская лишь незначительные добавления, которые воспринимались как знак мастера [15, с.48].
Повторяемость моды на
примере развития радиотехники. Простые строго
функциональные пямоугольные формы 20-х мы находим в функциональном дизайне 60-х; аэродинамический стиль 40-х повторяют во многом обтекаемые формы изделий 80-х.
Вальтер Мария Керстин. Радиоприемник Германия, 1928.
Норман Бел Геддес. Модель обтекаемого автомоби ля будущего, США, 1933.
Раймонд Лоуи. Точилка карандашей США, 1933.
Артур Браун, Фритц Айхлер. Миниатюрный радиоприемник "СКI"
Германия, 1955.
Фотоаппарат "Горизонт 202" Россия, дизайн конца 1980-х гг.
Роланд Ульман. Дорожная электробритва В 11, 1969
Райхольд Вайс. Настольный вентилятор, 1961
Ханс Гугелот. Радиола "SK 4", 1956
| Герд Альфред Мюллер
Соковыжималка, 1957
| Петер Хартвайн, Дитер Рамс. Комплекс стерефонической радиоаппаратуры, Ателье 1" 1980
Сделавший ставку на "скромного потребителя", предлагая конструктивно и функционально безукоризненные дешевые модели, "Браун-стиль" стал бетселлером конца 50 - начала 60-х гг. Сухость и лаконизм изделий "Браун", пришедшие на смену обтекаемому стилю линии Ниццоли 50-х. стали в глазах самых изысканных потребителей
самостоятельной ценностью.
Браун-дизайн. Кухонный комбайн "КМ 3", 1957
Дитер Рамс. Воздушный обогреватель, 1959
Дитер Рамс. Переносной транзисторный радиоприемник Т 1/2/23, 1956
Ханс Гугелот, Герд Мюллер. Электробтитва "Sixtant", 1962
Фирменный стиль АЭГ П.Беренс рассматривал не столько в узком смысле внешних признаков фирменной идентификации, сколько как специальную концепцию фирменной политики, как новый стиль мышления во всех аспектах организационной деятельности, и прежде всего стиль поведения на рынке. Именно в этом смысле ее следует назвать первой концепцией и программой фирменного стиля [16, с.44]
Программы фирменного стиля получили широкое распространение в 50-х годах за рубежом и в настоящее время являются одной из ведущих методов дизайнерской деятельности. Стали классическими примерами фирменные стили "Оливетти" и "Браун".
Стиль "Оливетти"
Итальянская фирма "Оливетти", один из крупнейших производителей конторского оборудования в мире, основана в 1908 году Камилло Оливетти. Особую известность фирма приобрела с приходом дизайнера Марчелло Ниццоли и с выпуском в конце 1940-х сенсационных по своим эстетическим качествам моделей пишущих машинок "Лексикон-80" и "Леттера-22". Тогда же возникает выражение "Стиль Оливетти".
При этом "Стиль Оливетти" в отличие от дизайна АЭГ был не приверженностью каким-либо определенным пластическим формам и приемам в оформлении, не формальным единством продукции, а стремлением сделать любую продукцию обязательно красивой, все должно быть привлекательным, первосортным, включая даже деловую корреспонденцию, исходящую от фирмы [17, с.71]. "Стиль Оливетти", как отмечает В.Глазычев, это особое орудие, которое позволяет фирме готовить, воспитывать потребителя для своей продукции, удовлетворяя реальные культурные запросы или льстя публике утверждением, что у
MOGKOfiGKOe
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
| kdмосковское
Фирма "МАРТ". Фирменный стиль
акционерного общества "Московское"
нее есть реальные культурные запросы, а это, несомненно, самое интересное из того, что есть на фирме "Оли- ветти". [18, с.73]. Ориентируясь на эти принципы, "Оли- ветти" и поныне остается в авангарде мирового дизайна.
Стиль Браун
До 1951 года небольшая немецкая фирма "Браун" выпускала стандартное оборудование, радиоаппаратуру, фотографические принадлежности, имевшие заурядный внешний облик.
Проанализировав ситуацию, ведущий дизайнер фирмы Фриц Айхлер совместно с владельцами фирмы разрабатывают программу ее деятельности, создав при этом обобщенный образ своего потребителя. "Мы представляем себе этих людей симпатичными, интеллигентными и естественными. Их квартиры представляют собой не сценические декорации, а убраны просто, со вкусом, практичны и уютны. Соответственно этому и должны выглядеть наши приборы. Их мы делаем не для витрин, а такими, чтобы с ними можно было долгое время жить"- такой портрет потребителя был представлен Артуром Брауном. Он уточняется через портрет изделий фирмы: "Наши электроприборы должны быть бесшумными, тихими, помощниками и слугами. Они должны незаметно исчезать, так же как хороший слуга, когда все уже сделано" [19, с.76].
Стиль Брауна - это отсутствие декора, ярких цветовых пятен, имитации материалов. Это скромная колористическая гамма, построенная на тонких оттенках серого цвета, сочетания черного и белого. Это создание цельного образа самыми простыми и минимальными средствами. Стиль Брауна - это "экономный" стиль.
Первоначальный успех Брауна отчасти объяснялся еще и тем, что в конце пятидесятых годов наступило
Фирменный стиль из дизайна пришел и в архитектуру пешеходных улиц, ярмарок, крупных выставочных и спортивных комплексов, жилых районов и даже городов в целом
Лениногорск, 1998. Уличное обороудо- вание в стиле "Постклассицизм".
Николай Фиртель. ГДР, 1980-е гг. Дентали градостроительного партера выполнены в едином стилистическом ключе. Современная застройка имеет единую желто-серую гамму.
Р.Кранц.
Система уличного оборудования для г. Ноибранденбурга, ГДР, 1985.
| пресыщение обтекаемого стиля линии Ниццоли [20, с.79], массовому потребителю хотелось чего-то нового. Геометрическая простота и лаконизм изделий "Брауна" пришлись как нельзя кстати. Товар пошел нарасхват не только у "простого" потребителя, но и у "элитарного", которого потянуло в это время к "упрощению" своего быта.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|