Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 3.2. ДИЗАЙН И СОВРЕМЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ





Каждая истинная эстетика причастна к природе.

Фрэнк Ллойд Райт

Издавна материал определял специфику творчества художника и ремесленника, круг решения его професси­ональных задач: гончар, столяр-краснодеревщик, кузнец и т.п. Материалы, из которых производится продукция, во многом определяют и специфику дизайнерской дея­тельности, его специализацию. Не случайно в наименова­ниях факультетов первых школ дизайна Баухауза и ВХУТЕМАСа присутствовали конкретные материалы: металлообработка, столярное производство, гончарное дело и т.д.

Ориентация дизайна на новейшие материалы

XX век по праву называют веком новых технологий. Порошковая металлургия, компьютерные и лазерные технологии, микроэлектроника, генная инженерия, рас­щепление ядра атома. XX век принес с собой и новые материалы. Сегодня нас повсюду окружают изделия из металлосплавов, полиэтилена, полиуритана, полистирола и других различных соединений органической химии, композитов, делающих керамику прочнее металла, стек­ло - легким и небьющимся как пластик, а металл по теплопроводности таким же, как стекло и керамика.



Современные рыночные отношения подталкивают к постоянному совершенствованию производственного про-


Адоль Лоос. Кресло.
Вилли Ланделс. Софа "Throw Away", синте­тический материал, 1965/66.
Гаэтано Песке. Кресло "Донна", полиуре­тан, 1969. Антоний Хунт. Стол и кресло алюминиевый лист с анодированием серебром, 1989.

Появление новых материалов и покрытий ведет к освоению новых технологий, конструкций, появлению новых художественных форм. История дизайна - это и история развития материалов


цесса, поиску новых эффективных технологий, внедре­нию в производство научных разработок и технических новшеств, использованию новых материалов. Все это не только расширяет границы творчества дизайнера, но и предъявляет особые требования к его профессиональным знаниям и умениям.

Постоянное обновление палитры материалов дизай­нера накладывает свой отпечаток на подход к формооб­разованию изделий.. Так, появление экологичных пласт­масс, недорогих в производстве, положило начало про­изводству разовых бытовых изделий: посуды, упаковки пищевых продуктов и прочего. При соответствующей организации процесса утилизации и переработки этот материал может быть использован многократно.



Пластифицирующие добавки к стеклу создали поко­ление небьющейся посуды, плафонов светильников и даже новый вид мебели: столы, стулья, полки, гнутые и фор­мованные из цельного листа стекла.

Рациональность использования

Материала в конструкции

Универсального материала быть не может. Нецеле­сообразно, например, изготавливать одноразовый про­дуктовый пакет и токарный станок из одного и того же материала. Долговечность не всегда является положи­тельной характеристикой изделия, особенно в условиях быстро меняющейся моды.

Рациональность и избирательность использования материала в зависимости от той или иной функции про­исходит и при изготовлении отдельных частей одного и того же изделия. Например, корпус и шторки професси­ональной фотокамеры делаются из титана и других высокопрочных материалов, рассчитанных на длительный срок службы и работу в экстремальных условиях, в то же время производятся и недорогие фотокамеры для любителей, так называемые "мыльницы", которые прак­тически полностью, включая даже объектив, изготовлены


Получившие в 60-е годы распространение пластмассы, легкие, гибкие, пластичные, с яркой окраской, недорогие в производстве, они совершили революцию в формообразовании. Появились новые конструкции, получили распространение предметы одноразового пользования. Сегодня без пластмасс и полимеров трудно вообще представить окружающий нас предметный мир




 

 


Сержио Мацца. Кресло "Toga". Пластик, Италия, 1969.

Джо Коломбо.

Тележка из ABS-пластика, 1968.

Анна Кастелли Феррири. Емкость для хранения, 1969.

Д.Уоллас.

Набор одноразовой посуды для пикника, 1979.

 

из пластмассы в расчете на непродолжительный срок службы. При этом внешне, по форме оба фотоаппарата могут быть похожи друг на друга, отвечая требованиям эргономики.

Большинство окружающих нас сегодня предметов быта представляют из себя рациональное сочетание ма­териалов с различными прочностными свойствами. Так, современные хоккейные коньки, изготавленные из лег­ких пластмасс, имеют лезвие из прочных сталей. В результате этого достигаются высокие эргономические показатели, безопасность в эксплуатации и экономичное производство: штампованный пластмассовый остов значи­тельно проще в изготовлении металлической конструк­ции.

Аналогичный принцип функционального сочетания материалов лежит в основе конструирования различных типов ножей: кухонных, сапожных, макетных, ножей для выполнения художественных работ. Ручка-корпус у них выполнена из легких материалов - дерева, пластмасс, а лезви - из высокопрочных сталей. Принцип функцио­нального сочетания различных материалов можно найти в дизайне большинства современных изделий.

Выбор того или иного материала непосредственно связан с условиями, в которых предполагается эксплу­атация изделия. Поэтому в процессе подбора материала анализируются его физические и химические свойства, а также возможные их изменения под воздействием усло­вий, в которых функционирует изделие.

Многие материалы, как природные, так и искусст­венные, по своим характеристикам имеют как ограниче­ния в использовании, так и предпочтительные сферы применения. Так, использование такого современного отделочного материала, как гипсокартон невозможно при отделке помещений с повышенной влажностью, так как гипсокартон в таких условиях теряет свои прочностные свойства и эстетические качества.

Особо следует сказать о современных материалах


Зависимость

конструктивного

решения,

художественного

образа

проектируемого изделия от примененного материала на примере одного и того же типа изделия.


 

 


Карло Молино. Стол.

Стекло, гнутая фанера, 1949

Людвиг Мис ван дер Рое. Стол из металлических труб и стекла, 1927

Жорж Хермс. Кофейный стол. Стекло, имитация камня, 1982


покрытий. Палитру дизайнера дополнили разнообразные пластмассы для покрытия металлоконструкций, напри­мер, уличной мебели, синтетические покрытия типа "га­зон", полимерные смолы, для покрытия древесных плит (ламинирование), используемых в современной мебельной промышленности, напыление светоотражающих металли­зированных покрытий на стекло, аннодирование поверх­ностей металлических конструкций. Они выполняют од­новременно несколько функций: защита конструкций от негативного воздействий окружающей среды, организа­ция комфортного и безопасного тактильного контакта с человеком, придание изделию высоких эстетических качеств.

Материалы покрытий могут дополнительно выпол­нять и специальные функции, связанные с претекающи- ми здесь процессами. Например, звукорассеивающие и звукопоглощающие материалы в отделке студий звукоза­писи, киноконцертных залов.

Другой пример - светорассеивающие и светоотража­ющие материалы в интерьерах фото- и киностудий, ус­тройствах маяков, прожекторов, фар и других освети­тельных приборов, стекло односторонней видимости, ис­пользуемое в некоторых видах специальных перегородок.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.