Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 4.3. МОДА И СТИЛЬ В ДИЗАЙНЕ





Мода спасает от утомительного единообразия. Люди хотят нравиться друг другу: быть красиво о детыми, хорошо выглядеть - естественная потребность.

Пьер Карден

Творчество дизайнера тесно связано с модой - гос­подствующими в обществе в тот или иной период време­ни эстетическими предпочтениями в одежде и нарядах, окружающих предметах обихода, обычаях и манерах. Чувство конъюнктуры, изучение рыночного спроса - все это входит в круг обязанностей современного дизайнера. При этом он не только должен работать в рамках совре­менной моды, но и чувствовать направления ее перспек­тивного развития, а зачастую и определять их.

Понятие "Мода"

Слово "мода" происходит от французского "mode " (а то в свою очередь восходит к латинскому - "modus") и означает "мера, правило, предписание". Сегодня под модой понимается непродолжительное единство и массо­вое распространение тех или иных внешних проявлений культуры - вкусов, поведения, стилистических признаков изделий, принятых критериев их эстетической оценки и пр. [1, с.77].

Мода характеризует взаимоотношения между чело­веком и вещью, предметной средой вообще [2, с.18]. Она охватывает разнообразные сферы человеческой деятель-




Понятие "мода" связывают прежде всего, с понятием"одежда".Считается, что мода родилась в XII-XIII вв., когда в костюме стали появляться элементы, использование которых нельзя объяснить функциональной необходимостькшляпы высотой в метр, шлейфы длиной в сажень, сверхузкие мужские панталоны, в которых невозможно было сесть, или загнутые носки туфель, которые приходилось подвязывать к голени шнурками. В средние века одежда представляла собой целое состояние и ее можно было отнести к рангу движимого имущества.

Головной убор готического стиля Франция, XV век
Мужской и женский костюмы готическо­го стиля.
Прием при дворце бургунского герцога, Франция, 1470.
Остроносая туфля короля Шотландии Якова I, XV в.

ности, существенно влияя на производство и потребле­ние; в дизайне мода находит свое выражение во внешней форме проектируемых и производимых изделий, особенно одежды [3, с.77].

Из истории моды



Между понятиями "мода" и "одежда" зачастую ста­вится знак равенства [4, с.11]. Историки культуры при­держиваются того мнения, что мода родилась в XII-XIII веках, когда в костюме стали появляться элементы, ис­пользование которых нельзя объяснить необходимостью или развитием эстетического вкуса: например шляпы высотой в метр, шлейфы длиной в сажень, сверхузкие мужские панталоны, в которых невозможно было сесть, или загнутые носки туфель, которые приходилось подвя­зывать к голени шнурками. [5, с.17].

В средние века одежда представляла собой целое состояние. Ее можно было отнести к рангу движимого имущества, выраженного в числах, а иногда из-за бога­тых украшений и драгоценных камней платье даже имело характер передаваемого капиталовложения. И личная одежда являлась составной частью выделяемого детям имущества и передавалась от поколения к поколению [6, с.ЗО]. XIX век с началом индустриализации принес с собой переоценку ценностей. Значительные перемены про­изошли и в моде. Появилась промышленность пошива одежды, последняя была причислена к категории това­ров. В условиях бурного развития текстильной, швейной и химической промышленности, благодаря массовому из­готовлению, конфекциону удалось снизить стоимость одежды. Произошла демократизация моды, она перестала быть делом узкого круга и стала занимать миллионы людей [7, с.ЗО]. При этом одежда остается символом общественного престижа. Сегодня она имеет более скры-


Чарльз Ворт.

Основатель моды "от кутюр" Модель Кортеж, 1924.

Ф.Пармон.

Принципы моделирования костюма в стиле "Шанель" (верхний ряд) и фирмы К.Диор" (нижний ряд).




 

 


Промышленная революция XIX в коснулась и моды - появилась индустрия пошива одежды, последняя была причислена к категории товаров. В условиях бурного развития текстильной, швейной и химической промышленности, благодаря массовому изготовлению, конфекциону удалось снизить стоимость одежды. Произошла демократизация моды, она перестала быть делом узкого круга и стала занимать миллионы людей


тое, а вместе с тем и более утонченные формы. Чем единообразнее кажется внешнее оформление костюма, тем многочисленнее становятся варианты материалов и красок, структуры поверхности материала. Созданная массовым тиражом одежда доступна каждому. Индивиду­альность проявляется в выборе и комбинации отдельных компонентов [8, с.ЗО].

Цикличность моды

Основным признаком моды (в отличие от стиля) является ее изменчивость [9, с.77]. "Мода, - как отмечает известный французский кутюрье Пьер Карден, - это... обновление! Принцип, которому извечно следует природа! Дерево сбрасывает старую листву, человек - наскучив­шую одежду. Когда вещи становятся слишком привыч­ными, люди от них быстрее устают". Каждый модный цикл можно разбить на следующие фазы: возникновение оригинальной модели; признание ее модной в узком кру­гу; распространение приспособленного к интересам ши­роких масс варианта в удешевленном серийном производ­стве; перенасыщение; затухание интереса или полная невостребованность товара. Модные циклы у предметов одежды бывают очень разными, например, у будничных летних платьев или шляп циклы сменяются очень быс­тро, от сезона к сезону: "весна-лето" и "осень-зима". Некоторые модные новинки после того, как их признали широкие массы потребителей, переходят в категорию стандарта [10, с.17]. При этом модными могут быть не обязательно современные формы, мода может возвра­щаться и к ретро.

Мода кардинально изменила понятие качество изде­лия. Качество в смысле физической прочности продукта, по понятным причинам, является врагом любого модного изменения. Сегодня качество в моде понимается не как


Разработанное Беренсом в едином

художественном ключе

оформление

продукции

компании АЭГ

стало первым

прообразом

фирменного

стиля

ALLGEME1NE ELEKTRICITATS-GESELLSCHAI Г АНТ. MLIZAPPARATIi

предприятия

AEG


 

Петер Беренс. Проспект чайников фирмы АЭГ, 1910. Электрообогрева­тель 1907/08. Элетрочайник, 1909. Увлажнитель воздуха, 1909. Фирменный знак АЭ Г, 1907.

Элетрочайник, 1909.

ELEKTRISCHE TEE- UND WASSERKESSF.L HACH F.HTWUIHM VOM PR Of PtTIR BlttUHS
Ш о  
  Kupfe' vtrotourtt* iKUaomn Нешму щЫн-^п
к.» } П.Н. 'irr  
   
—p>r ' и W44 f i I v» I ». --жгТ-тя-t-SH-B?-

долговечность, а скорее как потребительское качество: эластичность, несминаемость, водо-грязеотталкивающие свойства и др.

Стиль в дизайне. Понятие "фирменный стиль"

Дизайн принес с собой в проектно-художественную культуру целый ряд новых понятий. Одним из них яв­ляется "Фирменный стиль", под которым понимается стилевое единство содержательных форм всех элементов промышленной фирмы - от среды до продукции [11, с. ]. Фирменный стиль представляет собой совокупность гра­фических, цветовых, стилистических и композиционных приемов и элементов, специально и комплексно спроек­тированных для фирмы с целью создания определенного и постоянного запоминающегося зрительного образа все­го, что связано с предприятием, его деятельностью и продукцией.

Основными элементами фирменного стиля являются: логотип, шрифт или ряд шрифтовых гарнитур, цветовая гамма, композиционные принципы [12, с.95].

В отличие от традиционного исторического художе­ственного стиля, существующего длительное время на определенной и обширной территории, охватывающего различные виды искусства и культуры (готика существо­вала более 3-х веков на территории государств Западной и частично Восточной Европы) фирменный стиль созда­ется конкретным автором, существует вне временных и территориальных границ (фирменный стиль Кока-Колы распространен по всему миру) и носит ярко выраженный субъективный характер.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.