Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные педагогические принципы





В программе Баухауза Вальтер Гропиус поставил цель создать подлинное содружество учащих и учащих­ся, собрать воедино все виды художественного творче-



Политическая борьба 20-х гг. в условиях империалистической Германии привела к изгнанию Баухауза из Ваймара. Он переезжает в Дессау. Здесь В.Гропиус строит здание Баухауз - одно из самых выдающихся своих архитектурных произведений. Через 7 лет после новых политических гонений Баухауз перезжает в Берлин, где был закрыт в 1933 г. пришедшими к власти фашистами.
1 - Мастерские 2 - Актовый зал, столовая 3 - Интернат 4 - Администрация 5 - Школа

 

 


Здание Баухауза в Дессау, 1926

Учебное здание Баухауза в Берлине (б. телефонная фабрика)


ства по подобию средневековых сообществ строительства храмов - мастеров, подмастерьев и учеников: архитекто­ров и каменщиков, скульпторов и живописцев, резчиков по камню и дереву, плотников и столяров, мастеров витража. Их сплачивал общий труд возведения и укра­шения собора, длившийся порой десятилетиями и более, труд над объектом, специфическими свойствами которого были духовный смысл и целостность. Они накладывали особый отпечаток на весь быт и систему отношений внутри этих сообществ, которые в Германии назывались "Бау- хютте" ("хижина строительства", отсюда и название Баухауз) [2, с.25].



Первые шаги Баухауза были неотделимы от соци­ально-эстетических позиций, принимавшихся и разде­лявшихся его создателями в самом широком плане. От­сюда и пафос первой программы Баухауза, в которой, в частности, говорилось:

«Конечная цель всякой художественной деятельности - здание! Украшение его было когда-то важнейшей за­дачей изобразительных искусств, и они являлись неотъем­лемой частью архитектуры. Сегодня они пребывают в замкнутой обособленности, из которой могут выйти бла­годаря лишь совместной и взаимопроникающей деятель­ности всех творческих работников. Архитекторы, скуль­пторы и живописцы должны заново признать и научить­ся понимать расчлененную форму сооружения в един­стве всех его частей; только тогда они наполнят свои произведения тем архитектоническим духом, который был утерян ими в салонном искусстве.



Архитекторы, скульпторы и живописцы, мы снова должны вернуться к ремеслу! Нет больше «искусства как профессии». Не существует принципиальной разницы между художниками и ремесленниками. Художник лишь как высшая ступень ремесленника. Милостью Божьей в редкие минуты просветления или под натиском воли может расцветать невиданное искусство, но законы ма­стерства обязательны для каждого художника. Здесь

Марсель Бройер Стул из деревянных реек, 1922
Петер Келер Детская люлька, 1922
Столярная мастерская Баухауза, 1923

Обучение ремеслу ставилось во главу угла учебного процесса в Баухаузе. Оно велось в мастерских школы: мебели, керамики, металла, текстиля, настенной живописи, сценических декораций, графического и фотографического искусства.

 

источник истинного формотворчества.

Итак, мы образуем новую гильдию ремесленников без классовых различий, которые воздвигли бы непрео­долимую стену между ремесленниками и художниками!

Мы хотим вместе придумывать и создавать новое здание будущего, где все сольется в едином образе: архитектура, скульптура, живопись, здание, которое, по­добно храмам, возносившимся в небо руками ремеслен­ников, станет кристальным символом новой, грядущей веры» [3, с.72].

По этой программе при всех трудностях послевоен­ных лет было начато создание школы нового типа. Были приглашены соответствующие педагогические кадры, начали создаваться мастерские и получили развитие учебные программы. Первые годы были годами педагоги­ческих и художественных поисков и экспериментов.



Обучение в Баухауз начиналось с вводного курса, на котором учащемуся нужно было приобрести ряд навыков, которые давали ему возможность научиться обращению с материалами, формой, цветом. Этот вводный курс был обязателен для всех, и только тот, кто заканчивал его с успехом начинал изучение специальных предметов в мастерских мебели, керамики, металла, текстиля, настен­ной живописи, сценических декораций, графического и фотографического искусства.

Вступительный курс Вальтер Гропиус поручил вес­ти молодому художнику Иоганесу Иттену. Во время пе­дагогической деятельности в Вене Иттен разработал совершенно новый метод в области восприятия цвета, пространства и композиции. Этот необычный метод воз­мущал обывателей в течение всего времени существова­ния Баухауза. Вместе с Иттеном в Баухаузе с самого начала работали немецкий скульптор Герхард Маркс и Лайонель Файнингер. В 1921 г. к этой группе присоеди­нился художник Пауль Клее. После этого все больше и больше людей приходило из абстракционистских группи­ровок: сначала - Оскар Шлеммер в 1921 г., затем в 1922



Мариана Брандт Чайный сервиз из серебра, 1924
Вильгельм Вагенфельд. Соусник с подставкой, 1924
Вольфганг Тюмпель. Чайник-самовар, 1927
Теодор Боглер. Кофейный комбайн из фарфора, 1923

 

г. - Василий Кандинский, а в 1923 г. - Моголи-Надь. Сотрудничество этих художников отмечено более силь­ной тенденцией к абстрактному искусству и отражает стадии развития, через которые прошел Баухауз [4, с.284].

Работа в мастерских велась под руководством мас­тера (педагоги отказались от академических званий про­фессоров) и была тесно связана с ее спецификой, она включала:

- органическое формообразование, вытекающее из ремесленного мастерства;

- подготовку к сдаче экзаменов на звание подмас­терья и мастера (последний - только для наиболее вы­дающихся учеников) по цеховому образцу, которые при­нимаются Советом мастеров школы либо специально приглашенными цеховыми мастерами

- участие обучаемых в личных работах мастеров- преподавателей;

- выполнение обучаемыми самостоятельных договор­ных заказов [5, с.26].

Баухауз в Дессау 1925-1932 гг.

Переезд из славного своими культурными традици­ями Ваймара в город молодой авиационной и химической промышленности Дессау состоялся весной 1925 года. Здесь Вальтер Гропиус получил возможность спроектировать новую резиденцию Баухауза.

Программа строительства комплекса Баухауза вклю­чила возведение главного здания Баухауза и домов с мастерскими преподавателей.

Главное здание представляет собой композицию из двух пересекающих друг друга на различных уровнях Г-образных корпусов с производственными мастерскими, учебными аудиториями, административными помещения­ми. Учебно-административные корпуса соединяются од­ноэтажным соединительным крылом с шестиэтажным блоком интерната. В соединительном крыле помещаются зал для собраний, столовая и сцена, все эти помещения


Вальтер Гропиус. Памятник павшим, 1922
Простота и рациональность форм, красота и художесвенная выразительность вытекют из их практической полезности. Поиск нетрадиционных решений начиная от форм архитектурного и монументального сооружения и кончая чайным сервизом или балетным костюмом. Все это стало основой новой философии формообразования - философии современного дизайна.
Ёзеф Альберс. Чайный набор (стакан, подстаканник, блюдце, ложка), 1926 Оскар Шлеммер. Костюмы для "Триада- балет", 1926


могут образовывать единый зал, в который можно пройти из главного вестибюля школы. Проходы и опоры придают всему комплексу легкость, которую еще больше усили­вают стеклянные стены.

Со строительством собственного здания школы воз­никли благоприятные рабочие условия. Возведенное по проекту Вальтера Гропиуса новое здание было 4 декабря 1926 года при участии тысяч гостей - выдающихся по­литиков, немецких и иностранных архитекторов, худож­ников и ученых-, торжественно открыто.

В Дессау, как позже отмечал сам Гропиус, укрепи­лись ваймарские планы развития Баухауза и проясни­лась их социальная значимость. Они нашли во многом свое завершение [6, с.З]. Произошло дальнейшее станов­ление педагогической системы и развитие формообразо­вания. Яснее выразилось в учебных курсах обращение к индустриальному производству. Оформился новый обра­зовательный профиль - индустриальное формообразова­ние. Этот период характеризуется также более близким контактом с промышленностью. Деловые связи с про­мышленностью выражались в том, что новая школа да­вала промышленности образцы для производства: освети­тельную арматуру, ковры, ткани и знаменитую мебели из стальных труб [7, с.285].

Среди наиболее известных произведений Баухауза в области архитектуры и дизайна - дом «Ам Хорн» в Ваймаре; здание Баухауза, ряд жилых домов, Биржа труда и поселок Тортен в Дессау - классические образцы функционализма в архитектуре; модернистские скульп­турные композиции О.Шлеммера и абстрактная живопись В.Кандинского, проектируемая в синтезе с архитектурой интерьера; современная по сей день посуда из металла и керамики Т.Боглера и М.Брандта. Известны во всем мире такие шедевры дизайна, как настольная лампа В.Ва- генфелда, Баухауз-шахматы Ю.Хартвига, выпускаемые до сих пор, и одно из самых престижных в современных интерерах офисов - кресло «Василий» М.Бройера из никелированных стальных труб.


Людвиг Мис ва дер Рое Кресло MR 20, 1927

Марсель Бройер Набор чайных столов 1925/26

Мебельный гарнитур из стальных

Стулья, кресла и столы Марселя Бройера из стальных труб стали классикой в истории мебели. Сегодня они уже для нас привычны и их можно видеть повсюду - в кафе, офисах, квартирах.

хромированных труб, 1930

Обучение в Баухаузе начиналось с полугодичного форкурса, в рамках которого учащихся знакомили с материалами, инструментами, основами формообразо­вания, развивая творческую фантазию учеников. Ведущим педагогом был приглашенный Гропиусом из Вены художник Иохзанес Иттен.

Структура обучения в Баухаузе, Ваимар, 1923

Иоханес Итен Работы студентов по дисциплине "ритм" (1920). материалы (1916)



 

Василий Кандинский Аналитическая графическая схема прыжка танцовщицы Палуца, 1926

Учебные упражнения из бумаги (из форкурса Ёзефа Альберса)

Курт Кранц

\

Конструктивный рисунок фигуры (из курса Джоста Шмидта, 1930)

Вальтер Гропиус (1883-1969). Потом­ственный архитектор. Специальное образование в Мюнхене и в Берлинской Высшей технической школе ( 1903-1907). Решающим в становлении творческой индивидуальности стала работа в мастер­ской Петера Беренса (1907-1910). Автор многочисленных публикаций, архитектур­ных и дизайнерских объектов в Германии, Англии, Америке, Греции. Один из основа­телей рационалистического направления современной, архитектуры, общепризнан­ный лидер немецких функционалистов 20-х гг, создатель и первый директор Баухауза (1919-1928)

Ханнес Майер ( 1889-1954). Художествен­ное образование в Вайсенхаузе (Швейца­рия). Изучает градостроительство и Берлине. Сменив В.Гропиуса на посту директора Баухауза ( 1928-1950), он усилил социальную направленность школы, выдвинул на первый план архитек­туру, промышленное изготовление изде­лии. Ьаухауз достиг в это время наиболь­ших успехов. Изгнанный социал-демокра- тами из Баухауза, уезжает с архитектурной бригадой «Рот-фронт» в Советский Союз. В 1936-1954 гг. работает в Швейцарии и Мексике.

ШМЖ


 

 


/►Оц

Людвиг Мис ван дер Рое (1886-1969). Специальное образование - в Берлине в мастестерских Бруно Пауля (1905-1908) и Петера Беренса (1908 - 1911) Один из основоположников рационалистической архитектуры в Германии, после второй мировой войны - один из ведущих архитек­торов США. Основа творческой концепции - универсальность формы, «наднацио­нальность» архитектуры. Последний директор Баухауза 1930-1933 гг. Извест­ные работы: памятник К.Либкнехту и Р.Люксенбург_в Берлине, небоскребы в Чикаго, Нью-Йорке, Музей современного искусства в Западном Берлине.



 

ДИЗАЙН И

СОВРЕМЕННАЯ

ТЕХНИКА


Глава 3.1. ОСОБЕННОСТИ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.