|
Основные педагогические принципы
В программе Баухауза Вальтер Гропиус поставил цель создать подлинное содружество учащих и учащихся, собрать воедино все виды художественного творче-
Политическая борьба 20-х гг. в условиях империалистической Германии привела к изгнанию Баухауза из Ваймара. Он переезжает в Дессау. Здесь В.Гропиус строит здание Баухауз - одно из самых выдающихся своих архитектурных произведений. Через 7 лет после новых политических гонений Баухауз перезжает в Берлин, где был закрыт в
1933 г. пришедшими к власти фашистами.
| 1 - Мастерские
2 - Актовый зал,
столовая
3 - Интернат
4 - Администрация
5 - Школа
|
Здание Баухауза в Дессау, 1926
Учебное здание Баухауза в Берлине (б. телефонная фабрика)
ства по подобию средневековых сообществ строительства храмов - мастеров, подмастерьев и учеников: архитекторов и каменщиков, скульпторов и живописцев, резчиков по камню и дереву, плотников и столяров, мастеров витража. Их сплачивал общий труд возведения и украшения собора, длившийся порой десятилетиями и более, труд над объектом, специфическими свойствами которого были духовный смысл и целостность. Они накладывали особый отпечаток на весь быт и систему отношений внутри этих сообществ, которые в Германии назывались "Бау- хютте" ("хижина строительства", отсюда и название Баухауз) [2, с.25].
Первые шаги Баухауза были неотделимы от социально-эстетических позиций, принимавшихся и разделявшихся его создателями в самом широком плане. Отсюда и пафос первой программы Баухауза, в которой, в частности, говорилось:
«Конечная цель всякой художественной деятельности - здание! Украшение его было когда-то важнейшей задачей изобразительных искусств, и они являлись неотъемлемой частью архитектуры. Сегодня они пребывают в замкнутой обособленности, из которой могут выйти благодаря лишь совместной и взаимопроникающей деятельности всех творческих работников. Архитекторы, скульпторы и живописцы должны заново признать и научиться понимать расчлененную форму сооружения в единстве всех его частей; только тогда они наполнят свои произведения тем архитектоническим духом, который был утерян ими в салонном искусстве.
Архитекторы, скульпторы и живописцы, мы снова должны вернуться к ремеслу! Нет больше «искусства как профессии». Не существует принципиальной разницы между художниками и ремесленниками. Художник лишь как высшая ступень ремесленника. Милостью Божьей в редкие минуты просветления или под натиском воли может расцветать невиданное искусство, но законы мастерства обязательны для каждого художника. Здесь
Марсель Бройер
Стул из деревянных реек, 1922
| Петер Келер Детская люлька, 1922
| Столярная мастерская Баухауза, 1923
| Обучение ремеслу ставилось во главу угла учебного процесса в Баухаузе. Оно велось в мастерских школы: мебели, керамики, металла, текстиля, настенной живописи, сценических декораций, графического и фотографического искусства.
источник истинного формотворчества.
Итак, мы образуем новую гильдию ремесленников без классовых различий, которые воздвигли бы непреодолимую стену между ремесленниками и художниками!
Мы хотим вместе придумывать и создавать новое здание будущего, где все сольется в едином образе: архитектура, скульптура, живопись, здание, которое, подобно храмам, возносившимся в небо руками ремесленников, станет кристальным символом новой, грядущей веры» [3, с.72].
По этой программе при всех трудностях послевоенных лет было начато создание школы нового типа. Были приглашены соответствующие педагогические кадры, начали создаваться мастерские и получили развитие учебные программы. Первые годы были годами педагогических и художественных поисков и экспериментов.
Обучение в Баухауз начиналось с вводного курса, на котором учащемуся нужно было приобрести ряд навыков, которые давали ему возможность научиться обращению с материалами, формой, цветом. Этот вводный курс был обязателен для всех, и только тот, кто заканчивал его с успехом начинал изучение специальных предметов в мастерских мебели, керамики, металла, текстиля, настенной живописи, сценических декораций, графического и фотографического искусства.
Вступительный курс Вальтер Гропиус поручил вести молодому художнику Иоганесу Иттену. Во время педагогической деятельности в Вене Иттен разработал совершенно новый метод в области восприятия цвета, пространства и композиции. Этот необычный метод возмущал обывателей в течение всего времени существования Баухауза. Вместе с Иттеном в Баухаузе с самого начала работали немецкий скульптор Герхард Маркс и Лайонель Файнингер. В 1921 г. к этой группе присоединился художник Пауль Клее. После этого все больше и больше людей приходило из абстракционистских группировок: сначала - Оскар Шлеммер в 1921 г., затем в 1922
Мариана Брандт
Чайный сервиз из серебра, 1924
| Вильгельм Вагенфельд. Соусник с подставкой, 1924
| Вольфганг Тюмпель. Чайник-самовар, 1927
| Теодор Боглер.
Кофейный комбайн из фарфора, 1923
|
г. - Василий Кандинский, а в 1923 г. - Моголи-Надь. Сотрудничество этих художников отмечено более сильной тенденцией к абстрактному искусству и отражает стадии развития, через которые прошел Баухауз [4, с.284].
Работа в мастерских велась под руководством мастера (педагоги отказались от академических званий профессоров) и была тесно связана с ее спецификой, она включала:
- органическое формообразование, вытекающее из ремесленного мастерства;
- подготовку к сдаче экзаменов на звание подмастерья и мастера (последний - только для наиболее выдающихся учеников) по цеховому образцу, которые принимаются Советом мастеров школы либо специально приглашенными цеховыми мастерами
- участие обучаемых в личных работах мастеров- преподавателей;
- выполнение обучаемыми самостоятельных договорных заказов [5, с.26].
Баухауз в Дессау 1925-1932 гг.
Переезд из славного своими культурными традициями Ваймара в город молодой авиационной и химической промышленности Дессау состоялся весной 1925 года. Здесь Вальтер Гропиус получил возможность спроектировать новую резиденцию Баухауза.
Программа строительства комплекса Баухауза включила возведение главного здания Баухауза и домов с мастерскими преподавателей.
Главное здание представляет собой композицию из двух пересекающих друг друга на различных уровнях Г-образных корпусов с производственными мастерскими, учебными аудиториями, административными помещениями. Учебно-административные корпуса соединяются одноэтажным соединительным крылом с шестиэтажным блоком интерната. В соединительном крыле помещаются зал для собраний, столовая и сцена, все эти помещения
Вальтер Гропиус. Памятник павшим, 1922
| Простота и рациональность форм, красота и художесвенная выразительность вытекют из их практической полезности. Поиск нетрадиционных решений начиная от форм архитектурного и монументального сооружения и кончая чайным сервизом или балетным костюмом. Все это стало основой новой философии формообразования - философии современного дизайна.
| Ёзеф Альберс. Чайный набор (стакан, подстаканник, блюдце, ложка), 1926
Оскар Шлеммер. Костюмы для "Триада- балет", 1926
|
могут образовывать единый зал, в который можно пройти из главного вестибюля школы. Проходы и опоры придают всему комплексу легкость, которую еще больше усиливают стеклянные стены.
Со строительством собственного здания школы возникли благоприятные рабочие условия. Возведенное по проекту Вальтера Гропиуса новое здание было 4 декабря 1926 года при участии тысяч гостей - выдающихся политиков, немецких и иностранных архитекторов, художников и ученых-, торжественно открыто.
В Дессау, как позже отмечал сам Гропиус, укрепились ваймарские планы развития Баухауза и прояснилась их социальная значимость. Они нашли во многом свое завершение [6, с.З]. Произошло дальнейшее становление педагогической системы и развитие формообразования. Яснее выразилось в учебных курсах обращение к индустриальному производству. Оформился новый образовательный профиль - индустриальное формообразование. Этот период характеризуется также более близким контактом с промышленностью. Деловые связи с промышленностью выражались в том, что новая школа давала промышленности образцы для производства: осветительную арматуру, ковры, ткани и знаменитую мебели из стальных труб [7, с.285].
Среди наиболее известных произведений Баухауза в области архитектуры и дизайна - дом «Ам Хорн» в Ваймаре; здание Баухауза, ряд жилых домов, Биржа труда и поселок Тортен в Дессау - классические образцы функционализма в архитектуре; модернистские скульптурные композиции О.Шлеммера и абстрактная живопись В.Кандинского, проектируемая в синтезе с архитектурой интерьера; современная по сей день посуда из металла и керамики Т.Боглера и М.Брандта. Известны во всем мире такие шедевры дизайна, как настольная лампа В.Ва- генфелда, Баухауз-шахматы Ю.Хартвига, выпускаемые до сих пор, и одно из самых престижных в современных интерерах офисов - кресло «Василий» М.Бройера из никелированных стальных труб.
Людвиг Мис ва дер Рое Кресло MR 20, 1927
Марсель Бройер Набор чайных столов 1925/26
Мебельный гарнитур из стальных
Стулья, кресла и столы Марселя Бройера из стальных труб стали классикой в истории мебели. Сегодня они уже для нас привычны и их можно видеть повсюду - в кафе, офисах, квартирах.
| хромированных труб, 1930
Обучение в Баухаузе начиналось с полугодичного форкурса, в рамках которого учащихся знакомили с материалами, инструментами, основами формообразования, развивая творческую фантазию учеников. Ведущим педагогом был приглашенный Гропиусом из Вены художник Иохзанес Иттен.
Структура обучения в Баухаузе, Ваимар, 1923
Иоханес Итен Работы студентов по дисциплине "ритм" (1920). материалы (1916)
Василий Кандинский Аналитическая графическая схема прыжка танцовщицы Палуца, 1926
Учебные упражнения из бумаги (из форкурса Ёзефа Альберса)
Курт Кранц
Конструктивный рисунок фигуры (из курса Джоста Шмидта, 1930)
Вальтер Гропиус (1883-1969). Потомственный архитектор. Специальное образование в Мюнхене и в Берлинской Высшей технической школе ( 1903-1907). Решающим в становлении творческой индивидуальности стала работа в мастерской Петера Беренса (1907-1910). Автор многочисленных публикаций, архитектурных и дизайнерских объектов в Германии, Англии, Америке, Греции. Один из основателей рационалистического направления современной, архитектуры, общепризнанный лидер немецких функционалистов 20-х гг, создатель и первый директор Баухауза (1919-1928)
Ханнес Майер ( 1889-1954). Художественное образование в Вайсенхаузе (Швейцария). Изучает градостроительство и Берлине. Сменив В.Гропиуса на посту директора Баухауза ( 1928-1950), он усилил социальную направленность школы, выдвинул на первый план архитектуру, промышленное изготовление изделии. Ьаухауз достиг в это время наибольших успехов. Изгнанный социал-демокра- тами из Баухауза, уезжает с архитектурной бригадой «Рот-фронт» в Советский Союз. В 1936-1954 гг. работает в Швейцарии и Мексике.
ШМЖ
Людвиг Мис ван дер Рое (1886-1969). Специальное образование - в Берлине в мастестерских Бруно Пауля (1905-1908) и Петера Беренса (1908 - 1911) Один из основоположников рационалистической архитектуры в Германии, после второй мировой войны - один из ведущих архитекторов США. Основа творческой концепции - универсальность формы, «наднациональность» архитектуры. Последний директор Баухауза 1930-1933 гг. Известные работы: памятник К.Либкнехту и Р.Люксенбург_в Берлине, небоскребы в Чикаго, Нью-Йорке, Музей современного искусства в Западном Берлине.
ДИЗАЙН И
СОВРЕМЕННАЯ
ТЕХНИКА
Глава 3.1. ОСОБЕННОСТИ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|