|
Чикагская архитектурная школа
На рубеже XIX-XX вв. заметным явлением стала промышленная архитектура США: экзотичные для Европы высотные и конторские дома и отдельные, односемей- ные коттеджи, оснащенные новейшими средствами жизнеобеспечения. Дизайнерский бум начался в США только в конце 20-х годов и достиг своего первого пика во время проведения Всемирной выставки в Нью-Йорке (1939-1940). Тем не менее, ранний американский функционализм привлекает историков дизайна: в нем видят универсальную модель развития «дизайна для всех» [14, с.29].
Особый интерес представляет "Чикагская школа архитектуры". В Чикагской школе были разработаны новые принципы постройки многоэтажных конторских зданий с использованием легкого и прочного стального каркаса и больших остекленных плоскостей. Такая архитектура создавалась в тесном сотрудничестве с инженерами и была в первую очередь индустриальным строительством. Наиболее известным представителем Чикагской школы является архитектор и публицист Луис Сал- ливен (1846-1924). Он один из первых стал проектировать здания с металлическим каркасом в виде облицованных кубов, превратив их полностью в здания машинной эпохи. При минимуме декора гармония достигалась, главным образом, пропорциями основных объемов, ритмом окон,
Уильям Ле Барон Дженни Манхеттен-билдинг, Чикаго. 1891
Барнхэм и К0
Рилайэнс-билдинг, Чикаго. 1984 Луис Салливен
Универсальный магазин Кэрсо-
на, Пири, Скотта. 1899-1906
^ \ -
Ti-
[ГЗгааяааа rinnnnm
Сформировавшаяся в 80-х гг XIX века, свободная от европейских традиций, Чикагская архитектурная школа демонстрировала решение художественных и функциональных задач в теснейшей связи с новейшими достижениями инженерии. Ее мастера представляли собой новый тип архитекторов, о которых трудно сказать, в какой мере они были архитекторами, а в какой - инженерами. Тем самым впервые в XIX веке был преодолен разрыв между конструкцией и формой, между инженером и архитектором
совершенством отделки деталей [15, с.31]. Считая критерием истинности творчества соотношения формы и функции, он формулирует закон природы: «Каждая вещь в природе имеет форму, иначе говоря - свою внешнюю особенность, указывающую нам, чем именно она является, в чем ее отличие от нас и других вещей... Всюду и всегда форма следует за функцией - таков закон. Там, где неизменна функция, неизменна и форма.» [16, с. 45].
Общепризнанный патриарх американской архитектуры Фрэнк Ллойд Райт, ученик Л.Салливена, именуя конец XIX века веком стали и пара, с помощью которых пишется подлинная летопись новой культуры, призывал изучать работу машины, ее логику, ее формы, ее влияние на людей, не допускать того, чтобы с помощью машины индустриальным путем тиражировалась пошлость и эклектика.^, с.ЗЗ] Отвергая ручное производство как слишком дорогостоящее, Райт утверждал, что дизайнеры должны создавать прототипы изделий массового машинного производства, предварительно изучив технологию современного производства и свойства материалов [18, с.8]. Сам Райт в своей работе много внимания уделял проектированию элементов предметной среды. Его ранняя мебель для «домов прерий» рубежа XIX-XX вв., отличающаяся изысканными пропорциями и подчеркнутой геометрией без каких-либо декоративных украшений, занимает почетное место в истории мирового дизайна. Выпущенная спустя сто лет вновь серийно в середине 80-х годов, она оказалась совершенно современной [19, с.32-33].
Хотя в Великобритании и Германии существовали богатые традиции теории дизайна, промышленный дизайн, как самостоятельная профессия, по мнению ряда ученых, впервые появился в Америке, где формирование общества массового потребления началось раньше, чем в Европе. Такие потребительские товары, как автомобили, стиральные машины, холодильники, радиоприемники, бытовые электроприборы в 20-е годы стали доступными большинству американцев, благодаря чему значительно ускорился темп жизни [20, с.8-9].
В Европе Америка воспринималась кузницей нового стиля «машинного века».
Патриарх современной американской архитектуры Ф.Л.Райт особое внимание уделял проектированию элементов предметной среды. Его мебель рубежа XIX-XX отличается изысканными пропорциями и подчернутой геометричностью форм. Отдельные его модели выпускаются по сей день как эсклюзивная мебель.
Фрэнк Ллойд Райт Интерьер столовой. Чикаго, 1906/09 Кресло, Нью-Йорк, 1905 Стулья, 1908, 1902
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|