|
Глава 4.1. ЭРГОНОМИКА КАК ОСНОВА ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Конечная цель дизайна и эргономики - это мгновенно полюбившаяся вам вещь, которая, как вам кажется, заботится о вас и оказалась здесь для вашего блага.
Р. Ли Флеминг
Наши отношения с предметным миром не могут быть ограничены любованием эстетическими достоинствами внешней формы Практическое назначение предметов, обращение с ними требуют своего осмысления, особенно на производстве, где успех дела во многом зависит от того, как приспособлена машина к возможностям человека и его особенностям [1, с.100]. Вопросами проектирования удобных орудий труда, быта, а в целом - созданием комфортной предметно-пространственной среды для самых различных процессов жизнедеятельности человека занимается эргономика.
Понятие "Эргономика"
Термин "эргономика" (греч."егдоп" - работа + "nomos" - закон) был принят в Англии в 1949 г., когда группа английских ученых основала эргономическое исследовательское общество. Члены этого общества ставили задачу по решению проблемы рациональной организации труда [2, с.131].
Эргономика сложилась как комплексная дисциплина
Орудия труда и охоты
первобытного человека
показывают, что он
соизмерял их со
своими
физическими
параметрами и
возможностями,
стремясь
создавать удобные для определенных
Функций предметы, оражает своей эргономичностью такое изобретение, как лук и стрелы, форма которых просуществовала тысячелетия.
Орудия труда каменного века: рубило, топоры, сверло
Гора Тэбш (Гобийский Алтай).
Наскальный рисунок мужской фигуры с луком,
Бронзовый век, 1-е тысячилетие до н.э.
на стыке ряда технических наук, психологии, физиологии, гигиены, анатомии, биомеханики, антропологии, биофизики. В ее задачи входит всестороннее изучение функциональных особенностей и возможностей человека в процессе его деятельности и взаимодействии с окружающими предметами.
Она представлена тремя составляющими - антропометрией, исследующей строение человеческого тела с учетом половых, возрастных, этнических, профессиональных и других особенностей, инженерной психологией, рассматривающей взаимосвязь человека и техники для обеспечения наилучших условий и результатов труда, и психологией восприятия, изучающей особенности и закономерности зрительного и тактильного восприятия окружающего предметного мира и др.
Метрические системы
Вопросы удобства окружающих вещей волновали человека издавна. Первобытный человек под форму руки подбирал камень, для большего удобства обтесывал его, приделывал к нему рукоять и применял полученное орудие для своей защиты, добычи пищи и охоты. Археологические раскопки представляют нам порой удивительные по продуманности и удобству пользования орудия труда, высеченные из камня, изготовленные из костей животных, а позднее - отлитые из бронзы и железа. Одними из первых орудий охоты были деревянные палки, вытесанные из цельного куска дерева. При этом часть палки играла роль рукояти и была более узкой, удобной для захвата кистью руки, "ударная" же часть - более массивной, утолщенной. Человек соизмерял создаваемый им предметный мир со своими физическими параметрами и физиологическими возможностями организма.
Как известно, в основе почти всех древних мер лежат размеры частей тела человека. Это английский
Современноая спортивная винтовка, выполненная с учетом эргономических требований, Россия.
Доспехи рыцаря. Италия,XVI в.
Пистолет "Парабеллум". Германия, 1914 Удобное расположение в руке.
Эфесы сабли и шпаги с защитными гардами. Россия, XIX в.
| Блестящим примером знаний физиологических особенностей человека являются работы ружейных мастеров прошлого. Особенно поражает точность подгонки под человеческую фигуру доспехов
средневекового рыцаря, не только защищавшие его, но и позволяющие активно двигаться во время боя.
| Мерная с*же«и> м
Пропорциональный канон Леонардо да Винчи.
Генри Дрейфус. Размеры человека, 1959.
Модулор Ле Корбюзье, 1946.
| Человек издавна для удобства в работе стремился создать определенную метрическую систему. В основе многих древних мер лежат размеры частей
человеческого тела (пядь, стопа, фут, сажень) или произвольные от него (шаг, парный шаг и др.)
Схема размерных соотношений рабочего места, ВНИИТЭ.
Пропорции человека на основе исследований А.Цейзинга (по А.Нойферту).
фут (англ. foot - ступня), равный длине средней мужской ступни (0,3048м), русские: пядь (расстояние между концами растянутых большого и указательного пальцев руки), локоть - мера длины, которая соответствовала длине локтевой кости и равнялась 455-475 мм. Используя такие универсальные единицы измерения, находящиеся всегда "под рукой" или "ногой", мастерами прошлого создавались с чрезвычайной точностью архитектурные сооружения, предметы труда, быта.
На основе физических параметров человеческой фигуры были созданы даже целые метрические системы. Древнейшие данные о законах пропорций человеческого тела были найдены в гробнице пирамиды близ Мемфиса (около 3000 лет до н.э.). С того времени и до наших дней ученые и художники работают над раскрытием тайны пропорции человеческого тела. Нам известен египетский канон времен фараонов, канон эпохи Птоломеев, каноны Древней Греции и Рима. Мы знаем закон Поликлета, исследования Альберти, Микельанджело, Дюрера. [3, с.19]. Работа Леонардо да Винчи в этом направлении завершилась созданием графической модели закона пропорций человеческого тела.
В ремесленной практике средневековья были разработаны мерные модули и правила их применения, которые служили своего рода матрицами для создания соразмерных и удобных для человека вещей. Заслуживают внимания исследования прошлого столетия и в первую очередь А.Цейзинга, изучавшего пропорции человека на основе точнейших обмеров, сопоставлений и применения правил золотого сечения. Среди специалистов-архитекторов широко известен "Модулор" Jle Корбюзье - гармоническая система мер, основанная на законах "геометрии" человеческого тела и принципе "золотого сечения". По определению самого Ле Корьбюзье "Модулор - это измерительный инструмент огромного значения, которым можно
На основе эргонометрических данных составляются специальные самотографические модели, визуально отображающие процесс выполнения определенных рабочих операций.
Самотографические модели определяют форму и параметры мебели и других объектов дизайна, и их расположение в пространстве
А.Белов, В.Янов. Соматографический анализ рабочего места.
А.Грашин, М.Сугалко. Компоновка пульта и функциональная схема поведения оператора
пользоваться применительно ко всему, что производится серийным или иным образом, например, к машинам, мебели, книгам." [4, с.266-267]. Поиски в области гармонии окружающей человека предметной среды продолжаются и сегодня.
Эргономика оружия
Особо следует упомянуть достижения эргономики в области создания оружия. От оружия, его прочности и удобства в обращении зависела во многом жизнь человека. Поэтому оружию всегда уделялось особое внимание. С особой тщательностью, как правило, по индивидуальному заказу, с подгонкой под конкретную фигуру человека выполнялось оружие средневекового рыцаря. И такое его снаряжение стоило зачастую целого состояния.
Вызывают восхищение выполненные с глубоким знанием анатомии человеческой руки приклады ружей, рукояти мечей, эфесы сабель, шашек, шпаг. Имея бочкообразную форму, рукоять повторяет внутренний объем сжатой в кулак ладони, в результате чего происходит равномерное распределение усилий мышц кисти руки, она меньше устает и оружие прочно "сидит в руке". Обязательным атрибутом был разделительный элемент между рукоятью и клинком, который служил упором, не дающим ладони соскальзывать на клинок. С этой целью рукояти шпаг или сабель часто имели форму своеобразной петли. Эфесы снабжались также специальным щитком круглой или овальной формы - гардой, защищавшей кисть руки от ударов.
Современные виды огнестрельного оружия (спортивные винтовки, охотничьи ружья) имеют специальные конструкции прикладов, завершающиеся приспособлениями для удобства упора приклада в плечо стрелка. Узел "стыковки" завершения приклада ружья и плеча человека создан по принципу шарнирного соединения, в основе
Нокиа Сафети. Водолазный костюм, Финляндия, 1989.
Кресло-катапульта "Мартин-Бейкер".
Американский астронавт Брюс Маккендлес на специальном аппаарате с реактивным двигателем.
Эргономика призвана обеспечить безопасность и оптимальные условия труда для человека в экстремальных условиях: работе под водой, в открытом космосе, при повышенных уровнях температуры и радиации.
Эргономические исследования и разработки проводятся как на предпроектной стадии, так и в процессе дизайн-проектирования, кроме того, это одна из важнейших составляющих экспертизы готового изделия.
|
Отработка эргономических параметров салона автомобиля на макете (дерево, пластмасса, металл)
ВНИИТЭ, Россия
| Оптимальное размещение органов управления станка, ВНИИТЭ, 1987
| Проверка эргономических параметров на доводочном макете станка (полистирол, картон, дерево), ВНИИТЭ, Россия
| По законам эргономики проектируются не только отдельные предметы. Объектом внимания дизайнера все чаще становится и
многофункциональное компактное пространство - салон авиалайнера, купе пассажирского поезда, каюта теплохода .салон автомобиля или автобуса и т.п.
Интерьер орбитальной космической станции
Пенти Хитанян.
Оборудование вагонов 1-го класса финских государственных железных дорог, 1989
Салон минивэна Рено "Гран Эспас", Франция, 1998
которого - анатомия плечевого сустава человека.
Эргономика в мебели
В ряде областей сегодня уже сложились определенные эргономические требования и нормативы. Так, мы знаем из мебельного конструирования, что высота рабочей плоскости письменного стола - 750 мм, сидения стула или табурета - 450 мм., кресла для отдыха - 350 мм., и т.д. И несмотря на смены художественных стилей и направлений, несущих с собой свои особенные формы и детали, материалы и конструкции, эти параметры, исходящие из физических размеров человека, остаются практически неизменными уже на протяжении длительного времени.
Так, американский дизайнер Уолтер Доруин Тиг построил модель пассажирского салона самолета "Боинг- 707" в натуральную величину, чтобы определить для пассажиров нормы физического и психологического комфорта, которые с тех пор остаются неизменными в авиационной промышленности США.
При этом разработки в области эргономики продолжаются. Они привели к созданию специализированной мебели, предназначенной для определенных функциональных процессов. К такой мебели можно отнести знакомое нам всем с детства и, зачастую, не с лучшей стороны, стоматологическое кресло. Его конструкция, с одной стороны, продиктована условиями организации процесса лечения зубов, с другой стороны - удобством участия в этом процессе пациента (форма подголовника, угол наклона спинки, фиксированная подставка для ног).
Ярким примером может служить также разработанное эргономистами "анатомическое кресло", применяемое в спортивных автомобилях. Его конструкция до мелочей учитывает особенности строения человеческого тела. В таком кресле тело не устает длительное время. Кроме
В орудиях
труда,
спортивном
снаряжении
форма в
первую очередь
подчиняется
требованиям
эргономики.
Последняя
зачастую
становится
здесь и
художественной темой
формообразования
Спортивный тренажер фирмы "David International Ltd". Финляндия, 1984.
Ножницы и прибор для заточки ножей финской ' ирмы "Fiskars". 984, 1989.
Брент Тримбл. Велосипед "Кестрел-4000" США, 1987.
того, в зависимости от ситуации оно может изменять свою форму. В кресле-катапульте военного истребителя наряду с удобством управления самолетом решается задача безопасности пилота в экстремальной ситуации.
Приметой нашего времени стали такие появившиеся дополнительные удобства в рабочей мебели, как возможность изменения высоты сидения и спинки кресла, вращение и передвижение кресла по офису.
Однако в практике эргономического проектирования существуют и курьезные примеры. Так, владелец одного из летних уличных кафе в Германии в целях увеличения количества посетителей в сутки решил использовать эргономику весьма оригинально. Спинки стульев для посетителей в этом кафе имели хоть и не явно выраженный, но обратный изгиб, не позволяющий вальяжно откинуться на спинку стула, потягивая лимонад в жаркий летний день! Посетители кафе действительно долго не задерживались, хотя кафе славилось своей кухней.
Многообразны составляющие, из которых слагается дизайнерское проектирование. У его истоков лежат прежде всего человеческие представления о предметной среде и особенностях ее восприятия. Внешние качества отдельного предмета, какими бы совершенными эстетическими свойствами они ни обладали, недостаточны для создания гармоничной предметной среды. В ней должны быть не только сочетающиеся между собой предметы, но и учет закономерностей пространства, и понимание жизни предметов в пространстве [5, с. 103]. Современный дизайн ломает привычные нам рамки проектирования отдельных предметов. Его объектом становится пространство - салон автомобиля, батискафа, космического корабля. Оно организуется по особым, присущим дизайну, принципам. И ведущую роль здесь играет эргономика, позволяющая рационально и комфортно организовать окружающую человека среду.
Жизненно важное значение эргономика имеет в проектировании медицинских инструментов и оборудования. Особую область составляет предметно-
пространственная среда для инвалидов, которая включает не только инвалидные коляски и другое оборудование, но и специальные автомобили, мебель и оборудование интерьеров и городской среды.
Эккехард Пунк, Вольфганг Шнайдер. Проект кресла-каталки, Германия, 1972
| Райнхард Манн, рук. Рудолф Хорн. Кухня для инвалида, Дипломный проект, ГДР,
| Картофелечистка для людей с ограниченной двигательной функцией рук, 1986
Гюнтер Кранке, Фритхёф Майнел, рук. Вифред Баумбергер. Автомобиль для инвалидов Дипломный проект, ГДР, 1981
|
Все эргономические обоснования и предпосылки в процессе проектирования объектов дизайна оформляются в виде антропометрических, психофизиологических и прочих таблиц и рекомендаций. Они становятся основой эргономического проектирования, в процессе которого дизайнер формирует эргономическую модель будущего объекта, обеспечивающую оптимальное взаимодействие системы "человек - предмет - среда". Наряду с эргономическим проектированием существует и эргономический анализ, который может проводиться как на стадии пред- проектных исследований, так и после проектирования при испытании готового образца изделия.
Учет человеческих факторов, однако, не исчерпывает всей глубины взаимосвязи художественного конструирования и эргономики. Процесс художественного конструирования должен вобрать в себя все богатство содержания эргономического подхода к решению проблем оптимизации систем "человек - орудие труда - окружающая среда", тем более, что такой подход в каждом конкретном случае реализует основополагающий принцип эргономики - все так или иначе конструируется для человека и для использования человеком [6, с.141].
Вместе с процессом развития дизайна эргономическое проектирование претерпевает существенное изменение. Это связано с эволюцией формы под воздействием технического прогресса - появлением новых технологий, материалов, а также изменениями потребительских представлений о том или ином предмете, влиянием моды. Процесс этот не конечен и направлен на совершенствование окружающей среды, создание удобных и красивых вещей, без которых наша жизнь была бы сложна и неинтересна.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|