Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 4.1. ЭРГОНОМИКА КАК ОСНОВА ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЯ





Конечная цель дизайна и эргономики - это мгновенно полюбившаяся вам вещь, которая, как вам кажется, заботится о вас и оказалась здесь для вашего блага.

Р. Ли Флеминг

Наши отношения с предметным миром не могут быть ограничены любованием эстетическими достоинствами внешней формы Практическое назначение предметов, обращение с ними требуют своего осмысления, особенно на производстве, где успех дела во многом зависит от того, как приспособлена машина к возможностям челове­ка и его особенностям [1, с.100]. Вопросами проектирова­ния удобных орудий труда, быта, а в целом - созданием комфортной предметно-пространственной среды для са­мых различных процессов жизнедеятельности человека занимается эргономика.

Понятие "Эргономика"

Термин "эргономика" (греч."егдоп" - работа + "nomos" - закон) был принят в Англии в 1949 г., когда группа английских ученых основала эргономическое исследова­тельское общество. Члены этого общества ставили задачу по решению проблемы рациональной организации труда [2, с.131].

Эргономика сложилась как комплексная дисциплина

Орудия труда и охоты

первобытного человека



показывают, что он

соизмерял их со

своими

физическими

параметрами и

возможностями,

стремясь

создавать удобные для определенных

Функций предметы, оражает своей эргономичностью такое изобретение, как лук и стрелы, форма которых просуществовала тысячелетия.

Орудия труда каменного века: рубило, топоры, сверло

Гора Тэбш (Гобийский Алтай).

Наскальный рисунок мужской фигуры с луком,

Бронзовый век, 1-е тысячилетие до н.э.

 

на стыке ряда технических наук, психологии, физиоло­гии, гигиены, анатомии, биомеханики, антропологии, био­физики. В ее задачи входит всестороннее изучение функциональных особенностей и возможностей человека в процессе его деятельности и взаимодействии с окружа­ющими предметами.

Она представлена тремя составляющими - антропо­метрией, исследующей строение человеческого тела с учетом половых, возрастных, этнических, профессиональ­ных и других особенностей, инженерной психологией, рассматривающей взаимосвязь человека и техники для обеспечения наилучших условий и результатов труда, и психологией восприятия, изучающей особенности и за­кономерности зрительного и тактильного восприятия окружающего предметного мира и др.



Метрические системы

Вопросы удобства окружающих вещей волновали человека издавна. Первобытный человек под форму руки подбирал камень, для большего удобства обтесывал его, приделывал к нему рукоять и применял полученное орудие для своей защиты, добычи пищи и охоты. Археологичес­кие раскопки представляют нам порой удивительные по продуманности и удобству пользования орудия труда, высеченные из камня, изготовленные из костей живот­ных, а позднее - отлитые из бронзы и железа. Одними из первых орудий охоты были деревянные палки, выте­санные из цельного куска дерева. При этом часть палки играла роль рукояти и была более узкой, удобной для захвата кистью руки, "ударная" же часть - более мас­сивной, утолщенной. Человек соизмерял создаваемый им предметный мир со своими физическими параметрами и физиологическими возможностями организма.

Как известно, в основе почти всех древних мер лежат размеры частей тела человека. Это английский


Современноая спортивная винтовка, выполненная с учетом эргономических требований, Россия. Доспехи рыцаря. Италия,XVI в. Пистолет "Парабеллум". Германия, 1914 Удобное расположение в руке. Эфесы сабли и шпаги с защитными гардами. Россия, XIX в.
Блестящим примером знаний физиологических особенностей человека являются работы ружейных мастеров прошлого. Особенно поражает точность подгонки под человеческую фигуру доспехов средневекового рыцаря, не только защищавшие его, но и позволяющие активно двигаться во время боя.

Мерная с*же«и> м Пропорциональный канон Леонардо да Винчи. Генри Дрейфус. Размеры человека, 1959. Модулор Ле Корбюзье, 1946.


Человек издавна для удобства в работе стремился создать определенную метрическую систему. В основе многих древних мер лежат размеры частей



человеческого тела (пядь, стопа, фут, сажень) или произвольные от него (шаг, парный шаг и др.)

Схема размерных соотношений рабочего места, ВНИИТЭ.

Пропорции человека на основе исследований А.Цейзинга (по А.Нойферту).

 

фут (англ. foot - ступня), равный длине средней муж­ской ступни (0,3048м), русские: пядь (расстояние между концами растянутых большого и указательного пальцев руки), локоть - мера длины, которая соответствовала длине локтевой кости и равнялась 455-475 мм. Используя такие универсальные единицы измерения, находящиеся всегда "под рукой" или "ногой", мастерами прошлого создавались с чрезвычайной точностью архитектурные сооружения, предметы труда, быта.

На основе физических параметров человеческой фигуры были созданы даже целые метрические системы. Древнейшие данные о законах пропорций человеческого тела были найдены в гробнице пирамиды близ Мемфиса (около 3000 лет до н.э.). С того времени и до наших дней ученые и художники работают над раскрытием тайны пропорции человеческого тела. Нам известен египетский канон времен фараонов, канон эпохи Птоломеев, каноны Древней Греции и Рима. Мы знаем закон Поликлета, исследования Альберти, Микельанджело, Дюрера. [3, с.19]. Работа Леонардо да Винчи в этом направлении заверши­лась созданием графической модели закона пропорций человеческого тела.

В ремесленной практике средневековья были разра­ботаны мерные модули и правила их применения, кото­рые служили своего рода матрицами для создания сораз­мерных и удобных для человека вещей. Заслуживают внимания исследования прошлого столетия и в первую очередь А.Цейзинга, изучавшего пропорции человека на основе точнейших обмеров, сопоставлений и применения правил золотого сечения. Среди специалистов-архитекто­ров широко известен "Модулор" Jle Корбюзье - гармони­ческая система мер, основанная на законах "геометрии" человеческого тела и принципе "золотого сечения". По определению самого Ле Корьбюзье "Модулор - это изме­рительный инструмент огромного значения, которым можно


На основе эргонометрических данных составляются специальные самотографические модели, визуально отображающие процесс выполнения определенных рабочих операций.

Самотографические модели определяют форму и параметры мебели и других объектов дизайна, и их расположение в пространстве


 

 




 

 


А.Белов, В.Янов. Соматографический анализ рабочего места.

А.Грашин, М.Сугалко. Компоновка пульта и функциональная схема поведения оператора


пользоваться применительно ко всему, что производится серийным или иным образом, например, к машинам, мебели, книгам." [4, с.266-267]. Поиски в области гармонии окру­жающей человека предметной среды продолжаются и сегодня.

Эргономика оружия

Особо следует упомянуть достижения эргономики в области создания оружия. От оружия, его прочности и удобства в обращении зависела во многом жизнь челове­ка. Поэтому оружию всегда уделялось особое внимание. С особой тщательностью, как правило, по индивидуаль­ному заказу, с подгонкой под конкретную фигуру чело­века выполнялось оружие средневекового рыцаря. И такое его снаряжение стоило зачастую целого состояния.

Вызывают восхищение выполненные с глубоким знанием анатомии человеческой руки приклады ружей, рукояти мечей, эфесы сабель, шашек, шпаг. Имея боч­кообразную форму, рукоять повторяет внутренний объем сжатой в кулак ладони, в результате чего происходит равномерное распределение усилий мышц кисти руки, она меньше устает и оружие прочно "сидит в руке". Обязательным атрибутом был разделительный элемент между рукоятью и клинком, который служил упором, не дающим ладони соскальзывать на клинок. С этой целью рукояти шпаг или сабель часто имели форму своеобраз­ной петли. Эфесы снабжались также специальным щит­ком круглой или овальной формы - гардой, защищавшей кисть руки от ударов.

Современные виды огнестрельного оружия (спортив­ные винтовки, охотничьи ружья) имеют специальные конструкции прикладов, завершающиеся приспособлени­ями для удобства упора приклада в плечо стрелка. Узел "стыковки" завершения приклада ружья и плеча челове­ка создан по принципу шарнирного соединения, в основе



 

Нокиа Сафети. Водолазный костюм, Финляндия, 1989.

Кресло-катапульта "Мартин-Бейкер".

Американский астронавт Брюс Маккендлес на специ­альном аппаарате с реактивным двигателем.


 

 


Эргономика призвана обеспечить безопасность и оптимальные условия труда для человека в экстремальных условиях: работе под водой, в открытом космосе, при повышенных уровнях температуры и радиации.


Эргономические исследования и разработки проводятся как на предпроектной стадии, так и в процессе дизайн-проектирования, кроме того, это одна из важнейших составляющих экспертизы готового изделия.

Отработка эргономических параметров салона автомобиля на макете (дерево, пластмасса, металл) ВНИИТЭ, Россия
Оптимальное размещение органов управления станка, ВНИИТЭ, 1987
Проверка эргономических пара­метров на доводочном макете станка (полистирол, картон, дерево), ВНИИТЭ, Россия



По законам эргономики проектируются не только отдельные предметы. Объектом внимания дизайнера все чаще становится и

многофункциональное компактное пространство - салон авиалайнера, купе пассажирского поезда, каюта теплохода .салон автомобиля или автобуса и т.п.


 

 


Интерьер орбитальной космической станции

Пенти Хитанян.

Оборудование вагонов 1-го класса финских государственных железных дорог, 1989

«Ч

Салон минивэна Рено "Гран Эспас", Франция, 1998


которого - анатомия плечевого сустава человека.

Эргономика в мебели

В ряде областей сегодня уже сложились определен­ные эргономические требования и нормативы. Так, мы знаем из мебельного конструирования, что высота рабо­чей плоскости письменного стола - 750 мм, сидения стула или табурета - 450 мм., кресла для отдыха - 350 мм., и т.д. И несмотря на смены художественных стилей и направлений, несущих с собой свои особенные формы и детали, материалы и конструкции, эти параметры, исхо­дящие из физических размеров человека, остаются прак­тически неизменными уже на протяжении длительного времени.

Так, американский дизайнер Уолтер Доруин Тиг построил модель пассажирского салона самолета "Боинг- 707" в натуральную величину, чтобы определить для пассажиров нормы физического и психологического ком­форта, которые с тех пор остаются неизменными в авиа­ционной промышленности США.

При этом разработки в области эргономики продол­жаются. Они привели к созданию специализированной мебели, предназначенной для определенных функцио­нальных процессов. К такой мебели можно отнести зна­комое нам всем с детства и, зачастую, не с лучшей стороны, стоматологическое кресло. Его конструкция, с одной стороны, продиктована условиями организации процесса лечения зубов, с другой стороны - удобством участия в этом процессе пациента (форма подголовника, угол наклона спинки, фиксированная подставка для ног).

Ярким примером может служить также разработан­ное эргономистами "анатомическое кресло", применяемое в спортивных автомобилях. Его конструкция до мелочей учитывает особенности строения человеческого тела. В таком кресле тело не устает длительное время. Кроме


В орудиях

труда,

спортивном

снаряжении

форма в

первую очередь

подчиняется

требованиям

эргономики.

Последняя

зачастую

становится

здесь и

художественной темой

формообразования


 

 




 

 


Спортивный тренажер фирмы "David International Ltd". Финляндия, 1984.

Ножницы и прибор для заточки ножей финской ' ирмы "Fiskars". 984, 1989.

Брент Тримбл. Велосипед "Кестрел-4000" США, 1987.


того, в зависимости от ситуации оно может изменять свою форму. В кресле-катапульте военного истребителя наряду с удобством управления самолетом решается задача безопасности пилота в экстремальной ситуации.

Приметой нашего времени стали такие появившиеся дополнительные удобства в рабочей мебели, как возмож­ность изменения высоты сидения и спинки кресла, вра­щение и передвижение кресла по офису.

Однако в практике эргономического проектирования существуют и курьезные примеры. Так, владелец одного из летних уличных кафе в Германии в целях увеличе­ния количества посетителей в сутки решил использовать эргономику весьма оригинально. Спинки стульев для посетителей в этом кафе имели хоть и не явно выражен­ный, но обратный изгиб, не позволяющий вальяжно от­кинуться на спинку стула, потягивая лимонад в жаркий летний день! Посетители кафе действительно долго не задерживались, хотя кафе славилось своей кухней.

Многообразны составляющие, из которых слагается дизайнерское проектирование. У его истоков лежат прежде всего человеческие представления о предметной среде и особенностях ее восприятия. Внешние качества отдельно­го предмета, какими бы совершенными эстетическими свойствами они ни обладали, недостаточны для создания гармоничной предметной среды. В ней должны быть не только сочетающиеся между собой предметы, но и учет закономерностей пространства, и понимание жизни пред­метов в пространстве [5, с. 103]. Современный дизайн ломает привычные нам рамки проектирования отдельных предметов. Его объектом становится пространство - салон автомобиля, батискафа, космического корабля. Оно орга­низуется по особым, присущим дизайну, принципам. И ведущую роль здесь играет эргономика, позволяющая рационально и комфортно организовать окружающую че­ловека среду.


Жизненно важное значение эргономика имеет в проектировании медицинских инструментов и оборудования. Особую область составляет предметно-

пространственная среда для инвалидов, которая включает не только инвалидные коляски и другое оборудование, но и специальные автомобили, мебель и оборудование интерьеров и городской среды.


 

 


Эккехард Пунк, Вольфганг Шнайдер. Проект кресла-каталки, Германия, 1972
Райнхард Манн, рук. Рудолф Хорн. Кухня для инвалида, Дипломный проект, ГДР,
Картофелечистка для людей с ограниченной двигательной функцией рук, 1986 Гюнтер Кранке, Фритхёф Майнел, рук. Вифред Баумбергер. Автомобиль для инвалидов Дипломный проект, ГДР, 1981


Все эргономические обоснования и предпосылки в процессе проектирования объектов дизайна оформляются в виде антропометрических, психофизиологических и прочих таблиц и рекомендаций. Они становятся основой эргономического проектирования, в процессе которого дизайнер формирует эргономическую модель будущего объекта, обеспечивающую оптимальное взаимодействие системы "человек - предмет - среда". Наряду с эргоно­мическим проектированием существует и эргономический анализ, который может проводиться как на стадии пред- проектных исследований, так и после проектирования при испытании готового образца изделия.

Учет человеческих факторов, однако, не исчерпыва­ет всей глубины взаимосвязи художественного констру­ирования и эргономики. Процесс художественного конст­руирования должен вобрать в себя все богатство содер­жания эргономического подхода к решению проблем оптимизации систем "человек - орудие труда - окружа­ющая среда", тем более, что такой подход в каждом конкретном случае реализует основополагающий прин­цип эргономики - все так или иначе конструируется для человека и для использования человеком [6, с.141].

Вместе с процессом развития дизайна эргономичес­кое проектирование претерпевает существенное измене­ние. Это связано с эволюцией формы под воздействием технического прогресса - появлением новых технологий, материалов, а также изменениями потребительских пред­ставлений о том или ином предмете, влиянием моды. Процесс этот не конечен и направлен на совершенство­вание окружающей среды, создание удобных и красивых вещей, без которых наша жизнь была бы сложна и неинтересна.


 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.