Формы с течением времени изменяются, так что здесь старые формы соседствуют с новыми. Некоторые из прежних форм были в свое время полезны для развития нашей школы и могут пригодиться также в будущем.
Так как форма звука является у нас одной из основных форм, ритмы и символы для различных инструментов обсуждаются прежде всего. Страница символов содержит все символы, применяемые в руководстве. Ритмы используются, в основном, как основа для пения и обозначения различных частей суток в дзэн-центре.
РИТМЫ
Обозначения
Сокращенные обозначения, используемые ниже для описания ритмов, расшифрованы на странице vii в начале руководства.
· Единичная дробь /и сопровождающие ее поклоны в начале песнопений/
R___________ H.
aB____________илиiB_______
· 5-минутный моктак:
8H. R_____________ H. H. 8H.
· Двойная дробь и сопровождающий ее поклон в начале первого вечернего песнопения, и в начале "Сутры Тысячи Рук и Глаз", "Куан Сеум Босаль", "Джи Джан Босаль", "Сога Муни Буль", перед сутрой Сердца на русском языке и в конце вечерней программы YMJJ
R_____R_____ H. Н.
aB____________илиiB_______
· Колокол работы: начало и окончание рабочего периода
Обход дома, сопровождаемый звоном в ручной колокольчик.
B8bH bH bH bH b8bH
· Колокол открытия: звон производится при подъеме, во время церемоний и при возвращении дзэн-мастера
W8wH. wH. wH. b8bH bH bH bH b8bH
· Храмовый колокол: звон в большой колокол в 7 часов утра
B8bH bH bH bH b8bH
· Обеденный колокол:
b8bH bR_______bH bH b8bH
· Также звон в ручной колокольчик с обходом дома.
РУКИ
Хапчанг
Описание формы:
Вначале соедините ладони вместе.
Все пальцы правой руки должны быть сомкнуты между собой, между ними не должно быть промежутков. То же касается левой руки.
Все пальцы правой руки должны касаться соответствующих пальцев левой руки.
Сложенные руки нужно держать посередине груди почти в вертикальном положении, лишь слегка наклонив вперед.
Обычные ошибки:
Пальцы не сомкнуты. Дэ Сон Са Ним говорит, что через промежутки между пальцами уходит наша энергия, поэтому мы не должны пренебрегать правильным исполнением этой формы.
Руки слишком высоко подняты, так что кончики пальцев оказываются напротив рта или носа. Кончики пальцев должны быть не выше уровня горла.
Кончики пальцев обращены вперед или даже вниз.
Когда используется:
Как знак отказа во время формальной трапезы. Когда предлагается блюдо, от которого вы хотите отказаться, используйте хапчанг.
Для выражения благодарности во время ретритов (или в любое другое время).
В качестве знака прощания.
Для просьбы об ударе палкой во время медитации сидя, когда несущий палку проходит мимо, или находится не далее одного мата от вас.
Когда вы стоите во время медитации.
Руки сложены а хапчанг у того, кто собирает воду в конце формальной трапезы.
МУДРА ДЛЯ МЕДИТАЦИИ СИДЯ
Маха-мудра, или великая мудра.
Описание формы:
Положите правую руку на бедро возле живота ладонью вверх, сомкните все пальцы, кроме большого.
Положите левую руку на правую, также ладонью вверх, и сомкните все пальцы, кроме большого. Пальцы левой руки должны располагаться поверх соответствующих пальцев правой руки.
Мягко соедините кончики больших пальцев. Большие пальцы, расположенные сверху образуют вместе с остальными, расположенными снизу, овал.
Центр овала должен находиться напротив центра Хара, расположенного на расстоянии двух пальцев ниже пупка.
Обычные ошибки:
1. Овал "провисает" вниз из-за опущенных пальцев, или же сверху образуется "горка" из-за напряжения в больших пальцах.
Пальцы разведены, между ними образуются промежутки.
Когда используется:
Во время формальной медитации сидя.
В начале и в конце формальных трапез, или в тех случаях, если вы закончили есть раньше остальных.
ЧЕТКИ ДЛЯ МЕДИТАЦИИ
Введение:
Ём Джу буквально значит "четки мышления". Они предназначены для того, чтобы "всегда сохранять ум Будды". Вы можете носить их с собой или держать на алтаре в своей комнате. Они могут состоять из 27, 36 или 108 бусин.
1-ая форма для медитации сидя:
Руки находятся в мудре для медитации сидя, только рука, расположенная сверху, перебирает четки /в этом случае сверху находится та рука, которой удобно работать с четками/.
Во время медитации не следует менять руку, перебирающую четки. Четки по возможности должны быть скрыты в подоле одежды. Желательно использовать короткие четки /27 или 36 бусин/, поскольку они не так громко стучат, как длинные.
2-ая форма для медитации сидя:
Прежде чем сложить руки в мудру, наденьте четки на верхнюю руку, обращенную ладонью вверх, так, чтобы они пересекали пальцы.
2. Положите другую руку снизу так, чтобы образовалась мудра. В этом случае бусины также перебираются рукой, расположенной сверху. Четки в этом случае находятся на виду, так что нужно быть более внимательным к тому, чтобы перебирать их бесшумно. Этот вариант можно использовать только с короткими четками /27 или 36 бусин/.
3-я форма для поклонов:
Наденьте четки на руку. Зажмите бусины между большим пальцем и первой фалангой указательного пальца. Благодаря этому вы сможете держать руки сложенными в хапчанг и перебирать бусины.
Когда вы опускаетесь на колени для того, чтобы сделать полный поклон, и размыкаете хапчанг, переместите большой палец на следующую бусину. /Это лишь предложение, каждый может выбрать свой момент для отсчета следующей бусины/.
Когда используется:
Во время формальной медитации сидя.
2. В любое другое время, за исключением времени формальных бесед, поскольку предполагается сосредоточить внимание на беседе, а не на повторении мантры.
Прочие замечания:
Длинные четки (108 бусин) разрешаются во время поклонов или формальной медитации, если их перебирают бесшумно.
2. Любые четки разрешаются во время медитации хождения или медитации стоя, если их перебирают бесшумно. В таком случае, используйте Форму 1, как наиболее близкую к положению рук вовремя медитации хождения.
ПОКЛОНЫ
Приветственный поклон
Форма:
1. Держите ваши руки в хапчанг.
2. Сделайте поклон от талии примерно на 45 градусов, держа руки близко к телу.
3. Вернитесь в положение стоя.
Обычные ошибки:
Так как эта форма является неформальной разновидностью хапчанг, ошибки при них схожи.
Когда используется:
1. Для мирян – форма обыденного приветствия дхармовых братьев и сестер.
2. Вместо благодарности во время ретрита (или в любое время).
3. Вместо прощания, когда кто-то уходит.
4. Приветственный поклон дзэн-мастера.
Полный поклон стоя
Форма:
1. Сложить руки в хапчанг, ноги вместе.
2. Поклон полностью от бедер, держа спину прямо, грудь параллельна полу.
3. Голова должна быть наклонена, и руки опускаются до уровня коленей, когда вы наклоняетесь.
4. Затем вернитесь в вертикальное положение. Руки поднимаются на высоту груди.
Обычные ошибки:
1. Поклон не достаточно глубок. Ваше тело должно образовать угол 90 градусов.
2. Ноги не вместе.
3. Руки не в хапчанг в начале и конце поклона, когда тело находится в вертикальном положении
4. Человек начинает двигаться перед завершением полного поклона. Часто при выходе из зала Дхармы ноги начинают двигаться еще при подъеме в вертикальное положение. Поклон должен быть закончен перед ходьбой.
Когда используется:
1. Для приветствия монахов вне зала Дхармы, когда мы обычно делаем поклон.
2. При входе или выходе из зала Дхармы.
3. Когда вы проходите перед алтарем на расстоянии до трех метров, необходимо поклониться Будде.
4. В начале и конце серии поклонов.
Поклон сидя
Форма:
1. В положении сидя сложите руки в хапчанг.
2. Наклоняясь вперед, руки опускайте к коленям (ладони вместе).
3. Вернитесь в вертикальное положение с руками в хапчанг.
4. Возвратившись в исходное положение, сложите руки в маха-мудру.
Обычные ошибки:
1. Поклон слишком низок, и тело касается пола, а не параллельно ему.
2. Руки не в хапчанг в начале и конце поклона, когда тело находится в вертикальном положении.
Когда используется:
1. Поклон перед ударом мечом (полный поклон, затем вернуться в положение для получения удара).
2. Поклон после удара мечом (полный поклон, даже если сидите перед стеной).
3. Поклон человеку, передающему вам меч прежде, чем встать и взять его.
4. В начале и конце пения, проводимого в сидячем положении.
5. Во время медитации сидя, перед тем как встать.
6. В конце медитации, после трёх ударов чугпи.
Полупоклон
Форма:
Его делают в середине полного поклона.
1. Когда голова находится на полу во время полного поклона, поднимите туловище к положению стоя на коленях (пальцы ног все еще скрещены, не подвернуты), руки в хапчанг.
2. Возвратитесь вниз к положению, когда голова касается пола. Довершите полный поклон.
Когда используется:
В конце поклонов, где есть больше одного поклона. Так делается последний поклон перед поклоном стоя в конце.
Простирание – полный поклон
Форма:
1. Исходное положение: встаньте, ноги вместе, рука в хапчанг.
2. Опуститесь мягко на колени, все еще оставаясь в вертикальном положении; сядьте на пятки с руками в хапчанг.
3. Опустите тело вперед так, чтобы правая рука была перед правым коленом, а левая перед левым.
4. Сдвиньте тело назад и вниз так, чтобы ваш ягодицы коснулись пяток, лоб коснулся пола. В этом положении ваши ладони должны быть повернуты кверху, касаясь мата рядом с ушами. Левая нога должна быть скрещена с правой.
5. Задержитесь в этом положении.
6. Поднимитесь, возвращая тело в положение «на всех четырех».
7. Сядьте на пятки и возвратитесь в вертикальное положение с руками в хапчанг, снова опираясь на пятки ваших ног.
8. Выдерживая прямое положение тела, встаньте усилием мускулов ног и займите исходное положение.
Дополнительная Форма: Можно помогать руками, чтобы возвратиться к положению стоя. Это иногда необходимо тому, чьё тело недостаточно подготовлено, у кого больные колени, или у кого плохое чувство равновесия.
Общие ошибки:
1. Нет полного касания головы с матом.
2. Ноги не скрещены.
3. Руки не в хапчанг, когда вы поднимаетесь.
4. Руки подняты выше основания шеи, когда вы поднимаетесь.
5. При выполнении поклонов во время пения Восхваления Буддам, шлепанье или щелканье ногами, чтобы выправить одежду учителя Дхармы из-под пяток. Правильнее положить руки подальше(немного за мат). Это стянет одежду с пяток.
6. При поклонах в начале и конце блока руки не складываются в хапчанг в начале и конце поклона, когда тело находится в вертикальном положении.
7. Не кланяться вместе с другими. Учитель самого высокого ранга начинает поклоны и задает темп.
Специальное примечание для проводящего поклоны:
Стандартные поклоны занимают больше времени, чем поклоны в альтернативной форме. Выполнение 108 поклонов так, как описано выше, займет 13-15 минут. При использовании альтернативных вариантов поклоны займут примерно 12 минут. Разница не кажется большой, но если люди, ведомые вами, совершают поклоны иначе, им может быть трудно соблюдать ваш ритм; у них может возникнуть вопрос, почему поклоны закончились так рано этим утром. При выборе темпа необходимо быть внимательным.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|