Сделай Сам Свою Работу на 5
 

ИНДИЯ В РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

1. Индия в IV-V вв.

2. Особенности социальной организации.

3. Вторжение гуннов-эфталитов.

4. Государства Северной Индии в VI-XII вв.

5. Государства Декана и Южной Индии в VI-XII вв.

Индия в IV-V вв.

В географическом отношении Индия делилась на две части: Северную (от реки Нарбадды и Виндхийских гор) и Южную часть, которая называлась Декан (на языке хинди это слово означало юг).

Еще в начале II в. до н.э. последний представитель индийской династии Маурьев был убит собственным военачальником. С этого периода начался длительный период политической нестабильности и постепенного распада державы. На северо-запад Индии вторглись иноземцы – вначале греко-бактрийцы, затем – восточно-иранские племена – саки (шаки). В созданных ими государствах смешались собственно индийские черты с греческими и иранскими. На рубеже христианской эры в Индию вторглись парфяне, причем Кушаны обосновались, в основном, в северо-западной части Индии.

а) Северная Индия.

На севере со времени падения Кушанской империи и до начала IV в. Индия находилась в состоянии политической раздробленности. В Северной Индии возникло множество мелких государственных образований, стоявших на различных ступенях социального и политического развития – монархических и олигархических; немаловажную роль играли также племенные союзы. Затем стала складываться новая мощная империя Гуптов, которая стала одной из наиболее крупных держав Азии.

Гупты пришли к власти, когда Чандрагупта I, сын северо-индийского вождя, основал династию в н. IV века. Видимо, с его коронации в 319 г. (дата условна – возможны варианты от конца 318 г. до 320 г.) начинается отсчет гуптской эры. Чандрагупта I принял новый титул – махараджадхираджа (буквально – «великий царь, царь царей»). Имперские притязания имели свои основания – Гупты расширили свои владения путем военных захватов и приобрели влияние на соседние царства с помощью различных союзов и мудрых браков. Именно ко времени Чандрагупты I относится чеканка золотых монет – динаров.



Главной женой царя была Кумрадэви из старинного рода личчхавов. Этому браку придавалось важное политическое значение. Сын их Самудрагупта с гордостью указывает на свою родословную по материнской линии, что весьма необычно для царских надписей древней Индии. Даже монеты этого времени чеканились не только от имени гуптского царя, но и конфедерации личчхавов. Союз с этим могущественным кланом и дал Гуптам возможность играть политическую роль в общеиндийском масштабе.

Упомянутый Самудрагупта еще более укрепил власть династии и расширил территорию государства. При нем складывается культ царя как живого божества, правитель наделяется всеми возможными личными достоинствами. Т.о. формируется круг идей, призванных оправдать сильную единоличную власть.

В то же время имперские притязания Самудрагупты и стремление к укреплению монархии не может скрыть того, что само государство не было ни единым, ни централизованным. Создание обширной державы не означало уничтожение мелких владений, они просто вошли в ее состав. Вполне возможно, что именно административная рыхлость государства и вызвала необходимость всячески подчеркивать идеологический аспект власти «царя царей».

Расцвет империи относится ко второй половине IV – первой половине V вв. Особого могущества она достигла во времена правления Чандрагупты II (380 (или 376) – 414 гг.), который особенно удачно выдал замуж свою дочь за царя династии Вакатаков, владевших землями обширного плато Декан. Фигура Чандрагупты II – одна из самых популярных в индийской традиции, где он известен под именем «солнце величия». Чандрагупта II вел успешную внешнюю политику, особенно на западе и северо-западе. Именно в этих районах – Катхивара, Гуджарата и Мальвы – он уничтожил власть шакских кшатрапов. Надпись на колонне повествует о том, что царь покорил Пенджаб, и его держава простиралась от Аравийского моря до Бенгальского залива.

С периодом его правления связывают расцвет гуптской культуры – творчество многих величайших писателей, поэтов и ученых. Современная наука часто называет период Чандрагупты II «золотым веком Гуптов», т.к. при правлении монархов из династии Гупт жизнь в стране отличалась благополучием и преуспеянием, а искусства и науки процветали. Математик эпохи Гупт разработал десятичную систему исчисления. Строители возводят индуистские храмы, ставшие образцами классической индийской архитектуры.

Наследовал Чандрагупте II его сын Кумадрагупта I. Царствовал он долго, с 415 до начала 450-х гг., однако события его правления известны недостаточно. Выпуск двух разных типов серебряных монет при нем свидетельствует об автономии отдельных частей страны. Последняя надпись Кумадрагупты I называет царя просто махараджей, а не царем над царями. Это иногда трактуется как свидетельство упадка верховной власти, связанного возможно с иноземным нашествием гуннов-эфталитов. При позднейших правителях этой династии власть их распространялась на меньшую территорию.

Держава Гуптов была централизованным государством. При царе имелся совет-собрание (паришад), куда входили высшие сановники из представителей аристократических родов, с которым царь был вынужден считаться. Усилился деспотический характер власти главы государства. Однако сохранилась особенность древних индийских монархий – отсутствие непреложного порядка престолонаследия. Воцарение нового государя после смерти царя вызывало внутриполитические осложнения. Правители почти всегда имели много жен. Каждая из них представляла какой-либо влиятельный род или правящую династию другого государства, с которым было выгодно упрочить союз. Естественно, что каждая царица и ее ближайшее окружение при дворе оказывались проводниками определенной политики. Новому царю приходилось преодолевать немало препятствий, прежде чем он утверждался на престоле.

Отличительной чертой империи Гупт, особенно на раннем этапе ее существования, была большая централизация. Гупты во время завоевательных походов изгоняли или истребляли побежденных государей, особенно сурово Гупты расправлялись с республиками – малавов, арджунаянов, яухдеев – политическими антагонистами имперской власти. Большая централизация вела к бюрократизации государственного аппарата и увеличению численности чиновничества. Было развито делопроизводство, велась подробная документация, существовала сложная система учета земель, дарений, сбора налогов, расходов в царской казне. Все это приводило к увеличению числа служащих разного ранга – счетоводов, писцов, таможенных чиновников и др. Посты высших чиновников передавались по наследству.

Но стройность системы управление не следует переоценивать. Отсутствовало единообразное территориальное деление: разные провинции (области, районы) именовались разными терминами, имели неодинаковый статус, возглавлялись чиновниками разных рангов. Административные единицы обычно совпадали с районами расселения народностей или племен. Сама структура государства имела как бы «семейный» характер, ибо провинциальными наместниками часто становились царские сыновья или другие родичи. Это постоянно приводило к сепаратистским движениям.

Начальники областей и округов имели свой административный аппарат. Чиновники ведали сбором налогов, пошлин, хранением документов, обмером земли. Они получали жалование от царя. Низшей административно-налоговой единицей была грама (село), возглавляемое грамикой (сельским старостой). Сохранялись различные формы самоуправления – деревенские общинные советы, кастовые и профессиональные объединения.

Гупты имели постоянную наемную армию, опираясь на которую, они осуществляли власть над завоеванными территориями и народами.

Б) Южная Индия

Самыми значительными явлениями общественной и политической жизни Южной Индии в первые века нашей эры было создание крупных государственных объединений, возникновение и становление раннефеодальных отношений. В целом на Юге протекали те же процессы, что и на Севере, но если в Северной Индии наблюдались сложные изменения этнического состава (вторжения греков, парфян, саков, гуннов-эфталитов), то на Юге развитие общества шло без особого влияние внешних факторов. Поэтому некоторые процессы социального развития проходили здесь интенсивнее и «чище», но вместе с тем многие традиционные институты сохранялись более стойко.

Длительное время, даже в XX веке, изучению Южной Индии уделялось очень мало внимания. В индологии укрепилось представление о Южной Индии как области далекой периферии, безнадежно отставшей в развитии от Северной. Древняя культура Южной Индии характеризовалась как провинциальная и даже вторичная по сравнению с «арийской» цивилизацией Северной Индии. Этот взгляд основывался не на результатах научных изысканий, а вытекал из тенденциозных, часто националистических установок. В настоящее время от подобной точки зрения отказались в связи с интенсивным изучением истории Южной Индии. В результате выяснилось, что развитие феодализма здесь шло быстрее, чем на Севере, процессы общественного развития проходили интенсивнее.

В III-V вв. Южная Индия уже не воспринималась государствами Севера, как область легкой наживы. Даже Гупты были вынуждены считаться с мощью государства Вакатаков и использовать его поддержку. Именно на Юге, в Декане, возникла махаяна и появились первые махаянские школы и сочинения.[14]

До III в. на Юге господствовала династия Сатаваханов, а затем сильную империю удалось создать правителям династии Вакатаков. Опорным пунктом хронологии Вакатаков служит брак дочери Гуптского царя Чандрагупты II (376 (380) – 414) с шестым правителем Вакатаков – Рудрасеной II. Исходя из этого, начало династии относят к 250 г. н.э. В III-сер.IV вв. государство значительно расширило свои границы, и империя включала в себя всю западную часть Декана между Нармадой и Кришной. К концу IV в. власть Вакатаков распространилась и на ряд государств Южной Индии, однако они терпят поражение от Гуптов. Но уже к 400 г. отношения между державами были урегулированы с помощью взаимовыгодного династического брака. Гупты готовились к войне с Западными Кшатрапами и хотели обеспечить себе безопасность южных границ, Вакатаки же сохранили большинство своих владений, т.к. Западные Кшатрапы угрожали и им. Правление Рудрасены II было непродолжительным, и после его смерти власть фактически перешла в руки его жены, представительницы династии Гуптов, которая долгое время состояла регентшей при своих сыновьях. В этот период гуптское влияние заметно усилилось. В середине V в. произошло возвышение боковой ветви вакатакских правителей, причем обе ветви Вакатаков соперничали друг с другом. Расцвет империи Вакатаков связывают с правлением Харишены (475-500), который завоевал почти всю Западную Индию. В дальнейшем приблизительно в 565 г. Декан и другие области империи Вакатаков перешли к Чалукьям.

Паллавы были второй могущественной державой Южной Индии, создавшей свое государство на развалинах Сатаваханской империи. Границы империи первых паллавских правителей устанавливаются очень приблизительно. На севере они проходили по р.Кришне, на западе государство простиралось до Аравийского моря. Династия Паллавов просуществовала до начала IX в. и играла заметную роль в истории Южной Индии в средние века.

Икшкваки. Эта династия сразу же после падения Сатаваханов утвердилась в Андхре. Укрепляли свое влияние в Индии путем заключения брачных союзов. Значительного распространения у Икшкваков достиг буддизм и брахманизм. Столкновение Икшкваков с Паллавами закончилось поражением первых (к.III в.).

В ряде районов Южной Индии правили и другие династии – Кадамбы, Ганги, но политическая история их государств известна лишь фрагментарно. В областях крайнего Юга Индии существовали три крупных государства: Чера, Пандья и Чола.

Государственное управление. Господствовавшей формой правления в государствах Декана и некоторых других областях Южной Индии была монархия, причем власть передавалась от отца к сыну. Наибольшей централизацией, более строгим контролем центра над различными сферами жизни отличалась империя Вакатаков. В изучаемый период в Декане, несмотря на усиление централизованной системы управления, продолжали сохранять значение древние политические институты. Однако влияние Севера росло и более всего ощущалось при дворах крупных правителей, которые стремились царствовать по образцу северо-индийских государей. Они окружали себя советниками «пяти разрядов», держали при себе певцов и сказителей, большим почетом пользовались при дворе и брахманы, иногда получавшие в дар земельные наделы. Под руководством брахманов цари совершали ведийские жертвоприношения. Но одновременно они прибегали и к древним автохтонным ритуалам, например, к архаическим жертвоприношениям на полях битв. Все это свидетельствует о том, что процесс слияния северной и южной культур хотя и шел быстро, но был еще далек от завершения. Древние местные традиции оказывались весьма стойкими, и архаические социальные институты еще долго бытовали на юге.

 



©2015- 2022 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.