Сделай Сам Свою Работу на 5
 

Внешняя политика Арабского халифата

Едва весть о смерти пророка распространилась по Аравии, как отовсюду стали изгонять сборщиков садаки и отвергать власть Медины, так как по мнению большинства, договоры были заключены лично с пророком, а с его смертью прежние обязательства утратили силу. Некоторые племена соглашались исповедовать ислам, но без уплаты садаки. Только племена вокруг Медины, первые союзники Мухаммеда, сохранили безусловную верность исламу, да Мекка замерла в ожидании исхода событий. Большинство мусульманской верхушки склонялось к тому, чтобы ради сохранения политической власти отказаться от садаки, лишь Абу Бакр настаивал на том, что садака – один из столпов ислама и без нее, как и без молитвы, ислама нет. В первый же месяц правления ему пришлось отбивать наступление на Медину бедуинов Центральной Аравии. Затем для их усмирения был послан Халид ибн ал-Валид, который огнем и мечом прошелся по землям вероотступников, восстанавливая ислам с большой жестокостью. Одновременно другие военачальники и наместники Абу Бакра усмирили далекий Оман и восстановили порядок в Йемене.

В 633 г. Халид ибн ал-Валид сумел победить опаснейшего противника в северо-западной части Йамамы (на территории близ столицы нынешней Саудовской Аравии). В сражении участвовало по 4 тыс. воинов с каждой стороны.

Таким образом, только через год после смерти Мухаммеда удалось восстановить в полном объеме его государство и даже расширить его за счет Йамамы и Бахрейна. Новое государство было очень рыхлым образованием, по существу без органов управления и без постоянной армии. Его ядром была мусульманская община Медины (2,5-3 тыс. боеспособных мужчин). Садака рассматривалась как добровольное пожертвование на благотворительные цели и только налоги с немусульман были подлинными налогами, поступавшими в распоряжение главы государства. Никакого казначейства или казнохранилища не существовало: добыча, поступившая в Медину, тотчас делилась халифом поровну между мусульманами. Халиф получал равную долю со всеми. Мусульмане за пределами Медины никакого жалованья или доли в добыче не получали. Единственной организующей силой была вера в правоту учения Мухаммада. Но этой веры было мало, и мусульманская община-государство, дабы избежать распада, должна была перейти к экспансии для существования без тяжелых для населения налогов.



Основными направлениями завоевательной политики арабских халифов стало иранское и византийское. В ходе военных действий было покорено население Приевфратья. Затем арабы совершили марш-бросок через пустыню и оказался возле Басры (Бусры), где византийцам было нанесено серьезное поражение в 634 г. Абу Бакр, видимо, не узнал радостную весть, т.к. 9 августа того же года скончался от изнурительной лихорадки (правил 632-634). Однако он успел назначить себе преемника – Омара ибн ал-Хаттаба (634-642); это назначение было одобрено узким кругом ближайших сподвижников Мухаммеда. Между тем мусульманские войска постепенно расширяли свои набеги, а основные силы подошли к Дамаску и осадили его. После полугодовой осады жители Дамаска сдали город, подписав договор, по которому им гарантировались безопасность жизни и сохранение имущества и церквей при условии выплаты подушного налога (джизьи) и обязательства не помогать врагам мусульман (635 г.)

Успехи мусульман в Сирии всерьез обеспокоили византийского императора Ираклия. Он лично взялся за подготовку большой армии для их разгрома. При ее приближении арабы оставили захваченную ими Эмессу (Химс), затем Дамаск и отступили до реки Йармук, после чего началась битва. Битва длилась три дня (20-22 авг. 636 г.), наконец, арабской кавалерии удалось сломить византийцев. Эта битва решила судьбу Сирии и Палестины – больше византийцы не смогли дать ни одного значительного сражения: арабам противостояли только местные гарнизоны и провинциальные войска.

В конце того же года под Кадисией арабы нанесли такое же серьезное поражение Сасанидской иранской армии, выставившей против арабов 40 000 воинов и 30 боевых слонов. Сами мусульмане оставили на поле битвы треть армии, но едва приведя себя в порядок, двинулись вглубь Месопотамии и заняли столицу Ктесифон.

Так через 4 года после начала завоеваний арабы оказались хозяевами трех богатейших стран: Месопотамии, Сирии и Палестины. Добыча и дань, поступавшие в Аравию, превосходили воображение ее жителей, но этот поток богатств быстро растекался по кошелькам, а в казне доставались небольшие средства. Многие требовали даже делить не только добычу, но и завоеванные земли и обрабатывающих ее крестьян. Чтобы разобраться в ситуации, халиф выехал в сирийскую армию, стоявшую южнее Дамаска. Услышав о его прибытии, жители осажденного арабами Иерусалима выразили желание сдаться, если договор с ними подпишет сам халиф. В начале 638 г. договор был подписан.

Завоевание Иерусалима было большой моральной победой мусульман – они становились хозяевами священного города иудеев и христиан.

Важным направлением завоевательной политики арабов было египетское. В конце 639 г. началось вторжение в Египет. Захватив город, расположенный на территории современного Каира, армия двинулась к столице, Александрии. Византийцы несколько раз пытались преградить ему путь, последнее сражение перед самой Александрией длилось 10 дней и арабы понесли тяжелые потери.

В самой Александрии обстановка была чрезвычайно сложной. Там шла борьба между различными группировками горожан, усугублявшаяся преследованиями коптов-монофизитов со стороны византийской церкви. Ситуация была настолько сложной, что александрийский патриарх сам явился к Амру для переговоров о сдаче Александрии с гарантией неприкосновенности церквей при уплате 13 тыс. динаров дани, желающие могли беспрепятственно уехать. Получив оговоренную дань, арабы покинули город. Договор с Александрией подтолкнул и другие города Египта на заключение таких же соглашений. Через год, когда истек срок действия договора с Александрией, арабы вступили в нее. Этим завершилось завоевание Египта.

На востоке из основанного арабами-мусульманами города Басра в устье Тигра и Евфрата началось наступление на Юго-Западный Иран. Весной 642 г. арабы разгромили армию иранского шаха и вторглись в Западный Иран.

В разгар этих успехов мусульманская община лишилась своего главы: Омар был смертельно ранен рабом, которому он отказал в благоприятном решении его жалобы. Из двух кандидатур – Али и Усмана ибн Аффана халифом был избран второй, не отличавшийся особыми заслугами перед исламом. Али, считавший себя более достойным быть главой мусульман из-за родства с пророком, затаил глубокую обиду.

При Усмане (Османе, 642-656) волна завоеваний продвинулась еще дальше на восток и запад. В 652 г. были завоеваны остатки Сасанидской империи; последний из этой династии, Йездигерд III, бесславно погиб под Мервом, и арабы вышли к Аму-Дарье, а в Закавказье захватили город-крепость Дербент. На Западе, в Африке им удалось продвинуться до Карфагена, столицы провинции Африка.

Однако, несмотря на военные успехи, внутреннее положение мусульманского государства не было устойчивым. До сих пор оно держалось на солидарности верхушки мусульманской общины и азарте завоеваний, приносивших добычу. При жизни Омара, пользовавшегося неоспоримым авторитетом, не было ни одного мятежа. При Усмане же возрос сепаратизм крупных арабских колоний за пределами Аравии. В это время Аравия и Медина перестали быть источником военной силы ислама, основные воинские контингенты черпались в гарнизонных городах Ирака и Египта. Реальная сила находилась в руках наместников этих областей. Одного авторитета халифа было недостаточно для поддержания послушания в отдаленных областях. Начались волнения, которые с трудом удалось подавить. Усман стал назначать наместниками своих родичей, одаривая их земельными пожалованиями и деньгами в ущерб старой гвардии ислама, и в результате создалась кризисная ситуация.

В начале мая 656 г. группа недовольных из Египта и Ирака осадила дом халифа в Медине, требуя его отречения. 17 июня осаждающие ворвались в дом и убили халифа Усмана. Это убийство завершило период единства мусульманской общины и послужило началом междоусобной войны.

Гибелью Усмана воспользовался Али, чтобы добиться избрания халифом. Формально он имел на это большие права, как двоюродный брат Мухаммада, женатый на его дочери и воспитывавшийся в его доме. Но его избрание было сразу же оспорено. Наместник Сирии, Муавия, родственник Усмана, обвинил Али в попустительстве убийству халифа (что не соответствовало действительности). Однако Али бы все же избран халифом 656-661). Против него, кроме Муавии, выступили и старые сподвижники Мухаммада, поддержанные любимой женой Мухаммада, Аишей.

9 декабря 656 г. Али разгромил своих противников под Басрой, старые сподвижники пали в бою, а Аишу с почетом отправили в Медину, навсегда отбив у не охоту заниматься большой политикой.

В июле следующего года в степи около Ракки в урочище Сиффин сошлись войска Муавии и Али. После этой битвы, закончившейся победой Али, от него отвернулись многие сторонники, - они осудили его, покинули и стали врагами. Они получили название хариджиты (ушедшие).

Хариджиты отражали взгляды главным образом рядовых мусульман, в значительной части новообращенных из числа жителей Ирака, недовольных усилением социальной несправедливости в мусульманской общине. В исламе они находили призывы к равенству и справедливости, которые в реальной жизни были давно забыты. Хариджиты впоследствии стали считать, что халифом может стать любой мусульманин, которого изберет община. По всему Халифату шла борьба между сторонниками и противниками Али, который сумел разгромить хариджитов в Ираке, но торжество было недолгим. 22 января 661 г. один из хариджитов нанес ему в мечети смертельную рану и через 2 дня он скончался. Единая прежде община раскололась на партию Али (шии Али), шиитов и остальных мусульман, суннитов.

Естественный наследник Али, его старший сын Хасан, сибарит и сластолюбец, легко отказался от претензий на халифат за огромную сумму отступного (по преданию, Хасан получил от Муавии пергамент, на котором ему было предложено самому поставить сумму откупного) и большой пожизненный пансион. Таким образом, к власти пришли Омейяды.

 

 



©2015- 2022 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.