Сделай Сам Свою Работу на 5

Империя Сун. Государства Ляо и Цзинь





1. Политика первых императоров династии Сун (960-1279).

2. Положение в деревне.

3. Реформаторское движение в 30-80-гг. XI в.

4. Новые тенденции в развитии экономики XI-XIII вв.

5. Нашествие кочевников.

6. Изменения социального строя.

7. Культура.

Политика первых императоров династии Сун (960-1279)

Политическая раздробленность – следствие ослабления и разложения централизованной власти и грандиозной крестьянской войны Хуан Чао – охватывает страну еще с конца IX в. После падения династии Тан распад углубляется. Время между 907 и 960 г. традиционная историография называет «Эпохой пяти династий и десяти царств», власть которых распространялась лишь на северные районы. Сменявшие друг друга карликовые государственные образования держались 13-16 лет, после чего свергались. В отличие от Севера, где не прекращались военные распри, Юг Китая переживал относительно спокойные времена. Здесь сосуществовали несколько государств, причем правители были людьми низкого происхождения, вознесенными на волне мятежей. Политический распад сопровождался новым всплеском милитаризма, беспрерывными войнами, приводившими к смене правителей и падению царств. Цзедуши обладали всей полнотой власти. Армия становится опорой правителей, превращается в самостоятельную и грозную силу. Нередко воины сами выдвигали и смещали правителей по своему усмотрению. Вооруженными отрядами обзаводятся провинциальные чиновники, деревенские общины и даже монастыри. В аппарате управления 2/3 составляли военные чины. Многие города подверглись разграблению. В начале X в. одна из богатейших столиц мира – Чанъань – была разрушена, а в междоусобной борьбе 30-х гг. была разрушена и значительная часть Лояна с его великолепными дворцами и библиотеками.



Опасность вторжения со стороны кочевников – киданей стимулировала прекращение междоусобных войн и объединение страны. Поэтому, когда в 960 г. войска, вышедшие в поход против киданей, провозгласили военачальника Чжао Куанъиня императором династии Сун, он получил широкую поддержку. За двадцать лет он вновь объединил под своей властью весь Китай.

В отличие от Хань и Тан, воссоединение империи под главенством Сун стало следствием политических, а не завоевательных актов, почти мирным подчинением нации, уставшей от беспорядков. Суны правили со всеобщего согласия, их не тревожили грандиозные восстания, сотрясавшие Хань и Тан. Врагами новой династии были не жители империи, а могущественные степные народы, обитавшие к северу от Великой Стены.



Для укрепления своей власти и для централизации страны правительство империи Сун прежде всего должно было ослабить влияние милитаристов. Хотя должность цзедуши была сохранена, сами административные единицы, – военные округа – ликвидировались, что лишало цзедуши реальной власти. Вводилось новое административное деление, которое предусматривало подчинение всех районов непосредственно императору, без посредников. Основу армии составляли «дворцовые войска» – расквартированные в столице и вокруг нее гвардия для охраны «Сына Неба». Остальная армия, состоявшая преимущественно из наемников была рассредоточена по всей стране, но подчинялась непосредственно императору. В провинциях и округах стояли местные гарнизоны, командиры которых подчинялись местным властям. Войска отличались низкой дисциплиной и слабой подготовкой, вооружения не хватало. Границы империи охраняли незначительные войсковые части. Наем солдат полностью вытеснил прежнюю систему воинской повинности. Мобилизация могла проводиться лишь в случае войны. Общая численность войска к XI в. достигала 1 млн.260 тыс. чел. (из них гвардия – 860 тыс. Позже численность армии достигла 4,5 млн.) Для предотвращения усиления военачальников войска не имели постоянных командиров. Их переводили с места на место. Все эти действия привели к снижению боеспособности армии. Но таким образом Чжао Куанъинь избавился от армии, вознесшей его на престол и способной легко найти и другого кандидата.



Одновременно шло целенаправленное усиление императорской власти и централизация всей системы управления, т.е. император сделал акцент на усиление гражданского управления. Полномочия монарха увеличивались и параллельно уменьшались полномочия канцлеров – цзайсянов. Главное положение среди центральных органов власти приобрел Императорский секретариат. Централизация управления ярко проявилась в том, что на все руководящие посты на местах назначались представители из столицы, которые никем не могли смещаться, кроме двора. Высшими административными единицами, включая крупные города, стали провинции – лу, делившиеся на области – фу, округа – чжоу, цзюнь и промысловые управления – цзянь. Ниже находились уезды.

Для контроля над местной администрацией назначались специальные уполномоченные. Чиновников каждые 3 года переводили на новое место службы, чтобы предупредить альянс с местной элитой. Местные органы лишились права самостоятельно принимать решения по гражданским делам.

Государственный строй империи Сун был основан на политических устоях, унаследованных от прежней династии, и новая власть по традиции обращалась к истокам конфуцианства, придавая свою трактовку его первозданной мудрости. Указом императора Конфуций был канонизирован, в его честь сооружались храмы, а его потомки как самые уважаемые подданные пользовались почетом и льготами.

Приоритет императорской власти поддерживала и система образования. Царствование Сунской династии нередко называют «золотым веком» ученого сословия. Право выдвижения и аттестации чиновников принадлежала исключительно центру. Трехступенчатая система конкурсных экзаменов стала наконец основным каналом отбора чиновников. Во время очередных дворцовых экзаменов, проводившихся раз в три года, преуспевали всего несколько десятков из 700 претендентов. Получившие высшую ученую степень «продвинутый муж» – цзиньши – пользовались невероятным авторитетом в обществе и при дворе и становились кандидатами на занятие важных чиновничьих должностей. Экзаменационная система создала модель «открытого» и быстро обновляемого правящего класса. Дробление и дублирование служебных функций привело к росту бюрократического аппарата. Общее количество штатных служебных должностей в империи Сун составляло около 25 тысяч. Чиновники исчислялись сотнями тысяч. Сунский двор неоднократно и безуспешно пытался сократить непомерно разбухший государственный аппарат. Необходимо отметить, что и общее количество населения увеличилось и по переписи 1083 г. предоставляло около 90 млн. человек, а по переписи 1124 г. – 100 млн. человек.

Грандиозные амбиции новых хозяев империи оформились и в идеологии – закрепилась всеобъемлющая система мировоззрения, получившая название неоконфуцианства.

Но у сунской империи, несмотря на блестящее развитие, были и свои слабости, и главная среди них – неспособность организовать эффективный отпор кочевникам. К северу крепли новые молодые государства, основанные кочевниками, и сдерживать их натиск сунский двор оказался не в состоянии. В итоге усилившееся чжурчжэньское государство Цзинь (его историю мы рассматриваем в отдельном вопросе) одержало верх над сунским правителем, и под напором армии чужеземцев он был вынужден вместе со своими придворными бежать к югу от Янцзы, где в 1127 г. и была воссоздана власть императорского дома со столицей в Ханчжоу. Поэтому в традиционной историографии время правления Сунской династии разделяется на два периода: северный (960-1127 гг.) и южный (1127-1279 гг.).

Положение в деревне

Аграрная политика сунского правительства показывала ослабление государственности. Для пополнения государственной казны было необходимо упорядочить взимание налоговых поступлений, а сделать это было затруднительно. Официально аграрные отношения еще регулировались указом Ян Яня (780), т.е. земельный налог выплачивался дважды в год, чаще – натурой, а норма обложения зависела от местности и исчислялась пропорционально размеру земельного владения. Каждый податной был обязан выплачивать в среднем доу (10 л) зерна с му, причем традиционно основу благосостояния государства составлял земельный фонд т.н. «народных земель» (минь тянь), а главными налогоплательщиками выступали самостоятельные хозяева, держатели земельных участков земель размером от 30 до 40 му.

Однако эта важнейшая для казны часть крестьянства – самостоятельные хозяева-земледельцы – все уменьшалась, и вместе с тем, как то было характерно для династийного цикла, усиливалось крупное землевладение. Большими земельными массивами владели сильные дома – из числа влиятельных сановников и крупных чиновников. Источником расширения их владений были пожалования императора и захваты казенных земель (гуань тянь). Шло сильное сокращение площади казенных земель, владений родственников императора, военных поселений, должностных земель, земель храмов, учебных заведений и т.п. Их обрабатывали крестьяне, теперь уже платившие налоги не в казну, а новым владельцам. Новые же хозяева всячески уклонялись от налогов, и нередко добивались официального освобождения от них. Перераспределение земель не находило отражения в налоговых списках, и поступления в казну резко падали. Казна недополучала до 70 % поступлений, и к 1022 г. крупные владения занимали уже половину обрабатываемой в стране площади.

Провинциальные чиновники изощренно увеличивали норму налогообложения. Например, на местах за перевозку налоговых поступлений дополнительно взыскивали за «утруску». Самыми разорительными были игра на колебании цен, а также перерасчет натуральной формы налога в денежную и произвольная замена продуктов. Особенно губительными были чрезвычайные поборы на военные нужды и на случай стихийных бедствий. По каждому поводу, например при покупке с/х орудий, земли, при ремонте жилищ, следовало платить косвенные налоги. Многочисленными были и подушные налоги, выплачиваемые рисом и деньгами.

Дополнительной причиной ухудшения положения широких слоев населения явилась казенная монополия на соль, вино, дрожжи, уксус и особенно на чай. Крайне тяжелы были повинности по обслуживанию казенных учреждений: крестьян заставляли быть гонцами, носильщиками, стражниками, сторожами, слугами.

Бывшие землевладельцы, лишившиеся земли, либо превращались в бродяг, либо на кабальных условиях становились арендаторами чужих земель. По мере роста крупных владений категория таких держателей – издольщиков – все увеличивалась. Наиболее многочисленной из них была группа кэху– тех, «кто не имел имущества и жил на чужбине». Большинство сельских кэху заносилось в списки хозяев-налогоплательщиков и оказывалось в их полной зависимости. Казна же, заботясь лишь о налогах, не вмешивалась в эти отношения. Кэху возделывали землю хозяев за долю урожая. Нередко их заставляли вносить еще и налоги казне и выполнять повинности их арендодателей. В малонаселенных районах, где потребность в рабочей силе была велика, передвижение кэху строго ограничивалось. По сведениям официальных источников, категория кэху составляла 35-40 % сельского населения страны.

Все меры, предпринятые казной для сохранения слоя мелких владетелей (льготы и пр.) оказались тщетными. Налоговый и ростовщический гнет, возрастающие расходы на содержание армии и чиновничьего аппарата усугубили разорение крестьян и стали причиной массовых выступлений.

В 90-х гг. X в. под лозунгом уравнения богатства и бедности разразилось массовое восстание в Сычуани, где концентрация земельных богатств в частных руках была особенно вызывающей. В 994 г. повстанцы провозгласили государство Великое Шу, но к 995 г. были подавлены. Во второй четверти XI в. центр повстанческой борьбы переместился на север. Новым явлением в жизни Китая стали восстания горожан. В 1043 г. к восстанию крестьян присоединились воины из частей, посланных на его усмирение, а также жители мелких городов. Горожане и часть провинциальных чиновников вместе с уездными войсками переходили на сторону мятежников. Восстание было подавлено с большими усилиями. Крупным восстанием в провинции Хэбэй был отмечен 1047 г. Повстанцы, главным образом, ремесленники и мелкий городской люд, завладели складом оружия, освободили арестованных из тюрьмы и создали свое государство. Девизом повстанцев стало свержение династии Сун. Восстание проходило под лозунгом тайного общества буддийского толка (связанного с культом Будды грядущего – Майтрейи), проповедующего наступление эры всеобщего счастья и благоденствия. Но в 1048 г. восстание было подавлено.

Таким образом, напряженность положения на границах, нестабильность внутри страны, связанная с локальными, но упорно нарастающими народными восстаниями, привели Китай в середине XI в. к глубокому кризису.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.