Сделай Сам Свою Работу на 5
 

Государства распавшегося халифата

Окончательно политическую власть Аббасидские халифы потеряли в 945 г., когда Багдад был взят представителями иранского шиитского рода Буидов (945-1056). За халифами был оставлена только духовная власть, но имя халифа по-прежнему произносилось в хутбе, чеканилось на монетах, он давал инвеституру на правление. Все права по управлению страной оставались у Буидов. Халиф лишился пышного двора и гвардии. (Назначалось содержание халифу 2 тыс. динаров в год (хотя халифам на содержание двора требовалось 7 тыс. динаров в день.).

 


 

Так халифы превратились в своеобразных «пап Востока». В 1055 г., когда Багдад захватили турки-сельджуки, халиф передал главе сельджуков инвеституру на правление, короновал султаном, и только после этого тюркский правитель был признан в мусульманском мире. Окончательно же Багдадский (Аббасидский) халифат пал в 1258 г., когда Багдад захватили монголы.

Посмотрим, каким же образом происходило отделение от Халифата отдельных областей, как происходил политический распад.

Египет и Сирия

В 60-х гг. IX в. эмир Египта Ахмад ибн Тулун, укрепив свою власть, создал фактически независимое государство Тулунидов (868-905). С начала X в. Египет стал объектом притязаний шиитской династии, утвердившейся в Магрибе, – Фатимидов, которые вели свою родословную от дочери пророка – Фатимы. В 969 г. после продолжительной борьбы, Фатимиды захватили столицу Египта – Фустат, а затем и всю страну и основали новую столицу – Каир. Затем Фатимиды сумели завоевать Сирию. К началу XI в. в состав Фатимидского государства входили уже Египет, современные Ливия, Сирия, Палестина, Западная Аравия, острова Мальта, Сицилия, Сардиния и Корсика. Фатимидские правители еще в начале X в. приняли титул Халифа.

Таким образом, на востоке появились два халифа, каждый из которых считал законным только себя. Халифат раскололся на сторонников и противников того и другого халифа. Государственной религией был объявлен шиизм, хотя Фатимиды отличались веротерпимостью, так как большинство населения Египта исповедывало суннизм. Центром Фатимидского халифата был Египет и на время их правления приходится заметный подъем развития хозяйства, подъем производительных сил. Но уже во второй половине XI в. могущество фатимидских халифов слабеет. Страной фактически некому было управлять, каждый везир был занят только защитой себя от доносов (за 12 лет сменилось 35 везиров). Войска и гвардия боролись за влияние и халиф не смог справиться с ситуацией. К 60-м гг. XI в. империя Фатимидов уже фактически не существовала: в Сирии шли междоусобные войны, часть Египта подчинялась командующему тюркской гвардии, а часть – гвардии из негров, власть халифа признавалась только в окрестностях его дворца. Йемен и Мекка вновь подчинялись Аббасидам, Сицилия захвачена крестоносцами. После захвата Багдада в 1055 г., турки-сельджуки отвоевали у Фатимидов Дамаск и Иерусалим. В дальнейшем Иерусалим был завоеван крестоносцами в 1099 г. Вскоре Фатимиды потеряли всю Сирию.



В XI в. власть в государстве переходит от халифов к везирам из военных. Падение халифата произошло при следующих обстоятельствах. В начале XII в. в междоусобную борьбу в Египте вмешался сирийский правитель из атабеков – Нур ад-Дин. Его целью было создания плацдарма для нападения на Иерусалимское королевство крестоносцев с юга. Для этого он послал в Египет большую армию во главе с полководцем – курдом Ширкухом, предотвратив тем самым угрозу захвата Египта крестоносцами. Своей умелой политикой при фатимидском дворе Ширкух добился в 1168 г. назначения себя везиром. В следующем году, после внезапной смерти Ширкуха, везират перешел к находившемуся при нем его племяннику Салах ад-дину Юсуфу ибн Аййубу (Саладину).

В 1171 г., низложив умирающего фатимидского халифа, Салах ад-дин захватил власть в Египте, став первым султаном династии Аййубидов. Сопротивление сторонников Фатимидов было сломлено, остатки армии распущены и т.о. династия Фатимидов фактически и формально прекратила свое существование.

Салах ад-Дин осуществлял в Египте абсолютную власть. Ядром новой армии Салах ад-дина стали туркмены и курды, в чью пользу были перераспределены отряды икта. Был восстановлен и пришедший в упадок египетский военный флот. В 1174 г. Салах ад-дин завоевал с небольшим отрядом Дамаск и другие сирийские территории. К 1186 г. он покорил северную часть междуречья Тигра и Евфрата.

Объединив в одно целое остатки Фатимидского халифата и государства сирийских атабеков, Салах ад-дин противопоставил своим врагам единый большой султанат, оказавшись самым могущественным правителем в мусульманском мире. После этого он смог приступить к главной задаче – решительной борьбе с крестоносцами. По условиям заключенного с ними мира в 1192 г. в руках Салах ад-Дина оказались почти вся Сирия с Палестиной.

После его смерти государство превратилось в своеобразную федерацию княжеств под руководством Аййубидов. В конце XII – начале XIII вв. в армии египетских Аййубидов наемники – курды и туркмены – стали уступать свое место купленным рабам, мамлюкам.


Особенно много их было приобретено султаном Салихом (1240-1249). Султан сделался игрушкой в их руках. Его преемник, в 1250 г. попытавшийся проявить волю, поплатился жизнью, и после трехмесячного правления жены этого преемника, правление Аййубидов в Египте завершилось.

В Египте и Сирии с 1250 г. правит династия мамлюкских султанов. Именно им пришлось столкнуться с монголами, которые в 1260 г. предприняли поход в Сирию. 3 сентября 1260 г. в местечке Айн-Джалут монголы потерпели полное поражение от мамлюков, их предводитель был взят в плен и казнен.

Государство мамлюкских султанов, как и его предшественников, раздирали междоусобицы. Задачей султанов была расправа с мятежными наместниками и одновременно – борьба с крестоносцами. Борьба с последними шла достаточно успешно, и к 1273 г. в руках европейцев оставались только Триполи и Акка, все остальные города подчинялись мамлюкам. Мамлюкские султаны также предвидели возможный союз двух своих врагов – крестоносцев и монголов и заключали для предотвращения такого сговора ряд договоров со всеми врагами своих врагов, в частности, с кипчаками. Борьба с монголами продолжалась до XIV в. В ходе этой борьбы мамлюки раскалываются на две династии – Сирийских и египетских, или черкесских, мамлюков. Огромный урон мамлюкам нанесли походы Тимура в к XIV-н.XV вв., разорившие страну. Но власть мамлюкских султанов сохранялась еще долгое время.

Северная Африка

В 788-789 гг. праправнук Али, Идрис, образовал независимое государство на территории нынешнего Марокко, положив начало династии Идрисидов (788-974). Образование государства Идриса показывало окончательное отделение западной части Северной Африки от Аббасидского халифата. Со второй половины Х века идрисидские княжества, на которое распалось государство, фактически подчинялись арабам, а в 974 г. кордовские войска ликвидировали даже формальную самостоятельность Идрисидов.

Следующей вышла из-под непосредственного контроля Аббасидов провинция Африка (Ифракийа), ее наместник Ибрахим ибн Аглаб, наделенный большими полномочиями, сразу же стал фактически независимым и основал суннитскую династию Аглабидов (800-909). Аглабиды формально старались подчеркнуть свою подчиненность багдадским халифам, признавали их верховную власть и упоминали имя халифа в пятничной молитве. Со своей стороны, Аббасиды также поддерживали Аглабидов. Аглабидские эмиры построили сильный флот и превратили свое государство в крупную морскую державу. Основными объектами нападения были Сицилия, Сардиния, Корсика. Они завоевали Сицилию и Южную Италию, в 846 г. захватили Рим, учинив погром «вечного города». Эти захваты стоили больших усилий, центральная власть начала слабеть и в конце IX – начале X вв. усиливаются мятежи и междоусобицы, которые используются Фатимидами для захвата государства Аглабидов. Это и предопределило падение Аглабидов.

На юге Марокко обитали племена берберов, занимавшиеся скотоводством и торговлей. В XI в. эти племена сохраняли известную самостоятельность. Вожди их совершали паломничества в Мекку, но рядовые члены племен, особенно обитатели пустынь, не желали подчиняться суровой дисциплине ислама. Верхушка же берберских племен искала в религии средство укрепления своей власти. В 1039 г. вожди одного из племен обратились к мусульманским богословам, чтобы те указали им на человека, способного обучать племена пустыни Корану. Таким человеком стал воинствующий проповедник Абдаллах ибн Ясин. Он сочетал свои проповеди с призывами к «священной войне». Первоначально проповеди не находили отклика у берберов. Тогда он с согласия вождей организовал рибат – укрепленную обитель, где жили, молились и готовились к войне последователи Ибн Ясина, или аль-мурабитун – живущие в рибате. В испанском произношении это звучало как альморавиды.

Мурибиты или альморавиды вели суровый образ жизни и постепенно распространили свое влияние на окружающих. Все они были вооружены и вскоре подчинили себе все земли вплоть до Сенегала и верховьев Нигера, завоевали всю территорию Марокко и современного Алжира. В 1086-1090 г. они подчинили себе Андалусию (мусульманскую Испанию), дважды разгромив войска кастильского короля. Альморавиды на время приостановили Реконкисту и продлили существование мусульманских стран на Пиренейском полуострове.

Суровые воины-монахи, Альморавиды повсюду насаждали принципы ортодоксальной морали. Нашествие сахарских и аравийских кочевников роковым образом изменило судьбы Северной Африки. Под их ударами погибла земледельческая цивилизация раннего средневековья. Начался длительный период упадка Северной Африки. Были полностью уничтожены сложные и разветвленные системы орошения. Исчезли плотины, водохранилища, акведуки. Более того, смещение кочевого хозяйства в северные районы, ежегодные перегоны миллионных стад через лесные возвышенности и горные перевалы, распашка склонов бежавшими в горы земледельцами – все это ускорило уничтожение лесов и обмеление рек, многие из которых превратились в сухие русла.

Высыхание и опустынивание Северной Африки предопределили катастрофический упадок сельского хозяйства. Оттеснённые в горы, земледельцы возвращались к примитивной, архаичной технике земледелия. Упала урожайность: засуха и недороды поражали целые регионы. В XII-XIV вв. постепенно исчезла культура риса, хлопчатника и др. Миллионы гектаров некогда плодородных земель превратились в пустоши, использовавшиеся для экстенсивного скотоводства. Оставшиеся очаги земледелия были переориентированы на выращивание пшеницы и ячменя, частично фиников и садово-огородных культур.

Бедуинизация Магриба привела к исчезновению сотен городов и тысяч селений. Катастрофически падала численность населения (по некоторым оценкам за 4 века после вторжения кочевников оно сократилось на 2/3). Таким образм, шел синхронный процесс депопуляции, дезурбанизации и бедуинизации Северной Африки. Лишь только на побережье Северной Африки продолжали светиться последние очаги арабо-мусульманской культуры раннего средневековья.

В XII в. началась новая эпоха в истории Северной Африки. Она связана с возникновением военно-теократической державы Альмохадов. Ее основателем был Ибн Тумарт (1081-1130) – берберский религиозный реформатор, последователь религиозно-философского и этического учения о строгом единобожии – таухиде. Вследствие этого последователи Ибн Тумарта назывались аль-муваххидун (унитарии, единобожники), или, по-испански – альмохады.

Ибн Тумарт появился при дворе Альморавидов, но вскоре правитель Альморавидов усмотрел в выступлении ибн Тумарта серьезную оппозицию и проповедник был вынужден скрыться в горах. Ибн Тумарт пытался воспользоваться недовольством многих берберских племен политикой Альморавидов, осуждал их бесчинства, рассматривал их как предателей и вероотступников, как грубых антропоморфистов, которые извратили учение ислама. Он ставил их наравне с христианами и иудеями, подлежавшими безусловному уничтожению. Одновременно он заявил о себе как о ревнителе шариатской морали, публично разбивал амфоры с вином, ломал музыкальные инструменты и обличал свободные нравы женщин. Ибн Тумарт (умер в 1129 г), объявив себя потомком Али, принял титул махди – мессии, призванного обеспечить торжество истинной веры. Онсумел организовать в горах повстанческое государство, наладив систематический сбор налогов с местного населения, создал фанатично преданное ему войско. Хотя в государстве осуществлялась единоличная власть самого Тумарта, большую роль играли и совещательные органы – Совет 10-ти и совет 50-ти.

В 1146 г. преемник Ибн Тумарта, Абд аль-Мумин (1129-1163) завоевал Марракеш, столицу Альморавидов, низверг эту династию и создал в Марокко новую империю во главе с халифами Альмохадами. В 50-60-е гг. XII в. власть Альмохадов распространилась на всю Северную Африку.

Объединив под своей властью всю Северную Африку и Андалусию, Альмохады создали в Магрибе могущественную мусульманскую империю с суровой дисциплиной, единой верой и единым законом. Альмохады беспощадно карали всех, кто придерживался других убеждений. Их политика тимъяза (чистки) сопровождалась массовыми казнями, репрессиями и перемещениями населения. Евреям, католикам и антропоморфистам предлагалось выбирать между смертью и обращением в новую веру. В правление альмохадов прекратили существование многочисленные иудаистские конгрегации и африканская церковь. Под страхом тяжелых наказаний населению не разрешалось петь и музицировать, женщины закрывали лицо, мужчины спешили на молитву. Из-за широко разветвленной системы шпионажа люди боялись собираться группами, ходили в одиночку и предпочитали держаться подальше от властей.

При Альмохадах сложились основные социальные и политические институты позднего средневековья. Возникли новые идеалы, моральные и культурные ценности. Резко возросла роль натурально-хозяйственных отношений. В городах Альмохады перешли к строгой регламентации хозяйственной жизни. В сельской местности хозяевами положения по-прежнему были эмиры и шейхи кочевых племен.

Фискальный гнет и произвол бедуинов в условиях экологического кризиса до предела обострили социальные противоречия. Народные массы, или «рабы правительства», как их называли, сочувствовали многочисленным суфийским проповедникам. Деятельность этих проповедников, а также военные поражения, в частности, поражение в битве при Лас Навас де Толоса в 1212 г. явились началом конца власти Альмохадов. Разногласия в верхах довершили распад державы на три самостоятельных государства (Хафсидов, Зайянидов и Меринидов).

Отказавшись от крайностей Альмохадской доктрины, особенно в религиозном вопросе, эти правители претендовали на продолжение политики Альмохадов, сохранив их военные и социальные институты.

Иран и Средняя Азия

Пестрая в этническом и религиозном отношении империя Аббасидов сохраняла свое единство в основном благодаря силе оружия, огромной армии. Ядром этой наемной армии были хорасанские и среднеазиатские дружины, вытеснившие арабские ополчения. Халифы стали искать такую вооруженную силу, которая бы позволила им не зависеть от хорасанских отрядов. Такой силой стала гвардия из профессиональных воинов-рабов – гулямов. Халифы даже основали новую столицу, Самарру, чтобы жить в полной безопасности под охраной верных рабов. Но именно здесь, в окружении нескольких десятков тысяч гулямов, халифы стали игрушкой в их руках. Командующие гвардией начали по своему произволу сменять халифов и возводить на престол угодных им претендентов.

В те же годы весь Хорасан и Западный Иран оказались во власти Тахиридов (821-873), а Мавераннахр – Саманидов (900-1005). В этот же период возродилось армянское царство (Багратиды, 886-1045). Однако истории Средней Азии и Закавказья будет посвящена отдельная лекция.

Процессу складывания полунезависимых или вовсе независимых царств способствовали этническая обособленность, отсутствие развитых экономических связей между отдельными областями. Военную мощь подрывали народные восстания.

Таким образом, уже к концу IX в. непосредственная власть халифов распространялась лишь на Ирак и Юго-Западный Иран. К середине X в. халифат охватывал лишь Багдад и его округу. Но халифы оставались духовными сюзеренами всего суннитского мира, и законными мусульманскими правителями считались только те, кто получил инвеституру от халифа.

Окончательное же формальное падение Аббасидского халифа (и халифата) приходится на 1258 г., и связано с нашествием монголов.

 

 



©2015- 2022 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.