Сделай Сам Свою Работу на 5
 

Культура доисламского Ирана

Государственной религией сасанидского Ирана был зороастризм, и это казывает на преемственность между Сасанидским и Парфянским государствами. Именно при Сасанидах была кодифицирована Авеста – сложный комплекс зороастрийских текстов разного времени. Произошло это, очевидно, в III—IV вв. (в основном стараниями мобеда Тансара).

В пределах Ирана еще в парфянский период появились христианские общины. При Сасанидах число христиан, особенно в областях с арамейским населением и в Хузистане, росло, несмотря на отдельные периоды гонений. После осуждения ереси Нестора на Эфесском соборе 431 г. несториане бегут в пределы Сасанидского государства, а сама несторианская церковь, как гонимая в Византии, пользуется известным покровительством со стороны шахиншахов.

Месопотамия издавна стала пристанищем для иудейских общин. Здесь был разработан «Вавилонский талмуд» – один из двух вариантов свода комментариев иудаизма.

В восточных же областях Ирана получил распространение буддизм. Таким образом, в пределах Ирана встретились крупнейшие религии той эпохи.

Помимо текстов Авесты при Сасанидах возникла значительная религиозная зороастрийская литература на среднеперсидском языке. Этот язык сложился на основе говоров Парса, но под влиянием наречий Мидии и Парфии, и впервые в истории иранских языков стал по-настоящему литературным языком. Однако активное употребление его несколько затруднялось тем обстоятельством, что при использовании графического письма (на основе арамейского шрифта) в среднеперсидском языке (парсик, пехлеви, дари) часть слов писалась в форме арамейских идеограмм, которые люди, знавшие письмо, должны были произносить по-ирански. Число таких идеограмм достаточно велико, и, что самое главное, ими обозначались наиболее употребительные глаголы, союзы и т.д. Такая сложность письма, естественно, затрудняла его распространение, и знание письма было в сасанидском Иране уделом образованных лиц – духовенства и писцов.

И все же к концу Сасанидского времени сложилась значительная литература на среднеперсидском языке. Основные жанры:



1) зороастрийские тексты

2) исторические сочинения, называемые «Хвадай-намак» («Книги владык»). В оригинале они не дошли до нас, но выдержки и пересказы сохранились у арабских авторов и у Фирдоуси. Эти сочинения содержали историю шахов, изложение велось по годам правления. Сохранились и биографические исторические сочинения (Арташира I, Маздака и др.)

3) при Сасанидах возникла и художественная литература. Она питалась богатейшим иранским эпосом, который включался в исторические труды. Цикл сеистанских сказаний о Рустаме бытовал в Иране в разных вариантах. Один из них впоследствии вошел как составная часть своеобразной антологии иранского эпоса в упомянутые «Хвадай-намак» и сохранился в пересказе Фирдоуси. Другой вариант сказания (возможно, северо-западного происхождения) известен нам из пересказа «отца армянской истории» Мовсеса Хоренаци. Дошли и отрывки среднеазиатских версий.

На иранской почве перерабатывались произведения, пришедшие из Индии и других стран. Пример – книга «Хазар афсане» («Тысяча сказок»), переложенная с одного из индийских языков на среднеперсидский. Позже арабский перевод стал основой знаменитой «Тысячи и одной ночи».

4) правовая литература была чрезвычайно актуальной. Существовали специальные школы правоведов, комментировавшие юридические акты с учетом мнений юристов разных эпох. Сохранился один памятник такого рода - «Книга тысячи решений», составленная в последние годы царствования Сасанидов.

5) существовала и другая научная литература – медицинская, географическая. На медицину Ирана большое влияние оказала греческая и индийская медицина. При Хосрове I в Иране нашли убежище сирийские и греческие врачи, основавшие в г. Гундешапуре медицинскую школу. Более развита была географическая литература, типа «Города Ирана» и др. Эта литература оказала большое влияние на арабскую и армянскую географическую литературу. Но среднеперсидские географы заимствовали у греков деление на «климаты», позже использованное и арабскими географами.

В Иране той поры высокого уровня достигли переписка и оформление рукописей. Многие образцы сохранялись в некоторых областях (например, в Фарсе) еще в Х в., и их видели арабские ученые. По описаниям последних, такие рукописи содержали не только тексты, но и богатые иллюстрации, в том числе портреты сасанидских владык.

С Сасанидским Ираном связано совершенствование индийской игры в шахматы и изобретение новой, ставшей популярной на Востоке – нардов.

Высокого уровня достигла строительная техника и архитектура. Об этом свидетельствуют развалины столицы, Ктезифона, ряд других памятников. Широко были распространены горельефные и барельефные изображения шахов и их противников или союзников.

Высокого искусства в Иране достигла чеканка по серебру. Великолепные образцы ваз, блюд, кубков, чаш, лампад, светильников, подносов и др. сохранились в Эрмитаже и других музеях.

Среди чудес империи Сасанидов называют трон и короны шахиншахов, богатство которых ослепляло. Среди величайших сокровищ, которыми обладал Хосров II, был ковер, изображавший весну с таким совершенством, что, разостланный в приемном зале царя зимой, он создавал иллюзию расцвета природы.

В целом культура Сасанидского Ирана оказала огромное влияние на формирование арабской культуры. В то же время сама Сасанидская цивилизация представляла собой сложный синтез культуры иранских народов с элементами индийской, арамейской, греческой культур. Это и позволило ей занять высокую ступень на лестнице общечеловеческой цивилизации.

 

АРАБЫ И АРАБСКИЕ ГОСУДАРСТВА

1. Доисламская Аравия.

2. Ранний ислам. Хиджра.

3. Внешняя политика Арабского халифата.

4. Социально-экономические отношения при первых халифах.

5. Халифат Омейядов.

6. Халифат Аббасидов.

7. Государства распавшегося халифата.

 

Доисламская Аравия

В VII в. на сцену истории вышло новое действующее лицо – мусульманское государство, сложившееся в Аравии.

Аравия в силу климатических условий делилась на две неравные части: 7/8 ее территории занимали пустыни и саванно-степные пространства, пригодные лишь для кочевого скотоводства и охоты, и лишь на юге, в гористом Йемене и Хадрамауте, где муссонные дожди позволяют заниматься земледелием, существовала развитая земледельческая цивилизация и проживало половина населения Аравийского полуострова.

В V-VI вв. политическое первенство постепенно переходит к бедуинским племенам, продвигавшимся с севера. Старая же структура общины юга Аравии была не в состоянии противостоять этому давлению, т.к. находилась в стадии разложения.

Кочевое общество Аравии существовалj в окружении древних земледельческих цивилизаций Египта, Передней Азии и Месопотамии. Через Аравию шли многие торговые пути, поэтому население невольно оказывалось втянутым в товарно-денежные отношения.

Йемен в конце VI в. оказался под властью Сасанидов и распался на несколько владений, часть северо-запада Аравии подчинялась Византии. Но все же 80 % территории Аравии были вне пределов каких-либо крупных государств.

В этих условиях происходит возвышение крупного торгового и религиозного центра Западной Аравии – Мекки. Этот город сложился вокруг древнего святилища, Каабы, четырехугольной постройки, в углы которой были вмурованы два священных камня, а внутри стоял наиболее почитаемый идол (в трудных ситуациях у него спрашивали совет). Неподалеку от Каабы находился священный колодец Замзам, немного поодаль – два холма с идолами на вершинах, а в 5-6 км. Восточнее Мекки – долина Мина, и еще дальше – Арафат, где также имелись объекты поклонения.

В Мекке, как и во всей Аравии, почитались:

- Иллах (Аллах) – верховное божество,

- Триада женских божеств (ал-Лат, ал-Узза, Манат)

- Солнце, Луна, звезды

- Множество земных объектов – деревья, скалы, камни.

- Множество племенных и семейных идолов-хранителей.

По косвенным данным установлено, что у них не существовало представлений о загробной жизни, воздаянии за дурные и добрые дела.

Вокруг наиболее почитаемых объектов складывалась сложная обрядность посещения и поклонения с жертвоприношениями, территория вокруг них объявлялась неприкосновенной, поэтому все деревья и животные признавались находящимися под покровительством святыни, и потому – неприкосновенными (охотиться и собирать было нельзя). Время паломничества становилось священным перемирием.

 

 


Мекка, представлявшая собой целый комплекс святынь, пользовалась особым почетом. В сезоны паломничества (Паломничество – хадж или хаджж) сюда стекались десятки тысяч арабов из разных племен Западной Аравии. Обойдя Каабу и прикоснувшись к ее священным камням, они посещали затем оба священных холма, а возвратившись, совершали жертвоприношение. Положение Мекки как комплекса святынь большого круга племен, статус неприкосновенности, стечение массы людей во время паломничества – все это создавало благоприятные условия для торговли. Начало ее расцвета приходится на сер. VI в., когда племя курайш (курейшитов), населявшее Мекку, заключили договор с бедуинами-кочевниками и тем самым обеспечили безопасность своих караванов (выплачивая бедуинам долю доходов от торговли). Результатом развития торговли стало обогащение мекканской верхушки, усиление имущественных контрастов, ослабление внутриплеменной взаимопомощи. Это привело к острым социальным конфликтам и поиску путей восстановления гармонии. Но в то время такие поиски могли проходить только в сфере религии.

Старые языческие верования никак не объясняли ситуацию и не помогали решить конфликты. Готовая система христианства, объяснявшая неизбежность страданий в земной жизни, но обещавшая компенсацию в другой, видимо, была сложна для восприятия. Поэтому Мекка оказалась идеальным местом для рождения проповедника новой жизни.

 

Ранний ислам. Хиджра

В 610 г. сорокалетнему курайшиту Мухаммаду из аристократического рода хашим, в котором наследовался ряд почетных функций, связанных с культом Каабы, стали являться какие-то неясные видения, которые он сначала принимал за козни злых духов – шайтанов, а потом расценил как откровение. Несмотря на принадлежность по рождению к мекканской верхушке, он, с раннего детства оставшийся сиротой, испытал немало обид и трудностей. Только женитьба на богатой вдове изменила его положение в лучшую сторону.

Осознав вдруг себя глашатаем высшей силы, он ужаснулся слепоте своих соплеменников – мир идет к гибели, а они, вместо спасения души занимаются накоплением богатств, обирают сирот и бедняков, обманывают, обвешивают, берут огромные проценты. В первых своих проповедях Мухаммад вселял в слушателей страх за эти действия и указывал выход – раскаяние, праведный образ жизни, помощь беднякам, сиротам, вдовам, вера в милосердие единственного и всемогущего бога, которого Мухаммад называл ар-Рахман («Милостивый») – так во многих областях Аравии именовали верховное божество.

Проповеди Мухаммада сначала не имели успеха и его признавали семья и несколько близких друзей. Эти его последователи стали называться «вручившими себя богу» – муслимуна, мусульмане. В 614 г., когда число мусульман достигло 40-50 чел., Мухаммад решил начать публичную проповедь. Она увеличила число мусульман, но и вызвала преследования. Мухаммад подвергался различным оскорблениям, его замужние дочери были изгнаны мужьями, мусульман избивали и т.п. Особенное возмущение вызывали слова Мухаммада, что все языческие предки, отцы и деды будут гореть в адском огне.

В проповеди Мухаммада не содержалось уравнительных идей, призывов к разделу имущества, освобождению рабов – он лишь осуждал явные злоупотребления и жестокосердие. Но когда он обличал, над ним смеялись, требовали в доказательство чуда, воскрешения мертвых и т.п. Наконец, когда преследования достигли невиданной остроты и значительная часть мусульман переселилась в Эфиопию, с которой курайшиты поддерживали торговые связи. Сам Мухаммад с частью верных последователей остался в Мекке.

В спорах с противниками вырабатывалась четкая система взглядов: Аллах сотворил мир на благо людей, но люди неблагодарны и в гордыне забывают об этом. Аллах открыл истинную религию Ибрахиму (Аврааму), затем Мусе (Моисею), но люди каждый раз отклонялись от истинной веры и приходилось наказывать их и посылать новых пророков. Последним был Иса (Иисус), а теперь послан он, Мухаммад, чтобы отвратить людей от скверны многобожия и идолопоклонства.

Но борьба с идолопоклонством, на котором специализировалась Мекка, могла привести к разорению мекканской верхушки. Преследования Мухаммада и его рода – хашимитов – достигли остроты бойкота – с начала 617 г. курайшитские роды договорились не иметь деловых контактов с хашимитами, не торговать и не заключать браки. Несмотря на это, хашимиты не лишили Мухаммада своей поддержки, хотя жили в крайне тяжелых условиях, голодали, ютились в одном квартале на краю города. Бойкот продолжался до 619 г., но в этом году Мухаммада постигли несчастья – умерли любимая жена Хадиджа и глава хашимитов Абу Талиб, который его поддерживал.

В сезон хаджжа Мухаммад проповедывал свои идеи, и его проповедь стала находить отклики у паломников из соседнего оазиса Йасриб – Медина. Этот оазис был измучен постоянными междоусобицами между арабскими и иудейскими племенами, жившими там. В Мухаммеде они увидели того мессию, который, как они слышали от иудеев, должен скоро появиться. Новообращенные, вернувшись на родину, так подготовили почву, что через год во время паломничества представители Йасриба от имени всех арабов Йасриба заключили с Мухаммадом устное соглашение, по которому признавали его духовный авторитет и гарантировали убежище в Йасрибе.

Весной 622 г. началось постепенное переселение мусульман из Мекки в Медину, завершившееся тайным переездом Мухаммеда в сопровождении его друга Абу Бакра. День 24 сентября 622 г.(12 числа месяца раби, третьего по мусульманскому летоисчислению), когда они прибыли в Йасриб, стал поворотным пунктом в истории ислама, а год переезда, хиджры, (т.е. разрыва связей со своим племенем и укрытия у другого), стал впоследствии отправной точкой мусульманского летоисчисления.

С Мухаммедом переехало 70-80 взрослых мужчин-курайшитов, которых стали называть мухаджирами – (совершившими хиджру). Оказавшись в Ясрибе, Мухаммед превратился из проповедника в политического деятеля. Первой его задачей стало решение проблемы коллективных молений большой массы людей и организации мечети. Второй проблемой была борьба с мекканцами. Мухаммед попытался набегами на караваны расстроить их торговлю, но первые попытки оказались неудачными. На исходе зимы в феврале 624 г. он решил лично возглавить нападение на огромный богатый караван, который вел тогда из Сирии глава мекканцев Абу Суфйан. Мекканцы на выручку ему собрали отряд в 950 человек и пошли навстречу. И когда Мухаммед с тремя сотнями мусульман 15 марта 624 г. подошел к колодцам Бадр, то перед ним оказался во много раз лучше вооруженный и более многочисленный противник.

Мусульмане стойко выдержали конную атаку мекканцев и так отчаянно сражались, что победили: мекканцы, потеряв около полусотни убитыми, обратились в бегство, мусульмане их преследовали и захватили еще несколько десятков пленных и богатую добычу. Эта неожиданная блистательная победа сразу подняла авторитет Мухаммеда. То чудо, которого так требовали от него скептики, свершилось, доказав верующим, что им помогает Аллах.

Победа при Бадре имела и другие последствия. Воодушевившись ею, Мухаммед потребовал от иудейского племени кайнука принять ислам, те отказались, и после небольшого конфликта, расцененного как повод к войне, мусульмане осадили кайнука в их квартале, и те вскоре вынуждены были сдаться на милость победителя, который изгнал их из Йасриба, разрешив взять только то, что они могли унести с собой. Все недвижимое имущество, оружие, утварь, оставшиеся после них, Мухаммед разделил между мухаджирами.

В марте 625 г. мекканцы, совершили ответное нападение на Медину. Битва под Ухудом (рядом с Мединой) началась успешно для мусульман, но когда они, преследуя бегущих, ворвались в лагерь, то фланговое охранение оставило свою позицию, чтобы принять участие в грабеже. Это решило исход битвы: мусульмане потерпели поражение, были обращены в бегство нападающими. Мухаммед был оглушен ударом по голове и некоторое время лежал без сознания. Мусульмане потеряли 70 чел. убитыми и несколько сот ранеными.

Поражение тем не менее не поколебало авторитет Мухаммеда: он сумел убедить, что вина лежит не на нем, а на тех, кто его ослушался. Он ощущал себя достаточно уверенно, чтобы в сентябре того же года расправиться со вторым иудейским племенем Медины, ан-надир, обвиненным в попытке покушения на пророка. Оно было также изгнано, а его земли были разделены между мухаджирами.

Поражение под Ухудом не остановило распространения влияния Мухаммеда на племена, обитавшие между Меккой и Мединой. Мухаммед вынудил подчиниться и последнее мединское иудейское племя – курайза. Обвинив их в помощи врагам мусульман, мекканцам, Мухаммед казнил всех мужчин племени, а женщин и детей обратил в рабство. Так были уничтожены последние потенциальные противники ислама в Медине.

В ходе споров о вере с иудаистами Мухаммед отчетливее формулировал положения ислама и отрабатывал обрядность. Вначале он не видел разницы между своим учением и другими монотеистическими религиями, но затем стал противопоставлять им ислам, как самое правильное откровение, которое христиане и иудеи исказили. Ориентация на Иерусалим было заменена ориентацией на Каабу, праздничным днем стала пятница, был установлен новый месяц поста – рамадан, в течение которого в светлое время суток предписывалось воздерживаться от еды и питья. Вырабатывались основы мусульманского права: порядок раздела добычи, право наследования, семейные отношения, уголовное право.

Таким образом, ислам все более приобретал специфические черты особой монотеистической религии, связанной с культом Каабы. Священный черный камень, вмурованный в восточный угол храма, оказался причудливым образом слитым с поклонением Аллаху. Естественно поэтому стремление Мухаммада при первой же возможности совершить поклонение Каабе. Реализовать его Мухаммад решил в 628 г. Появление в марте того же года на границе священной территории полуторатысячного отряда мусульман паломников вызвало переполох среди мекканцев. Они не решились дать бой паломникам, а Мухаммед всячески подчеркивал мирный характер своих намерений. Мекканцы пошли на переговоры, в результате которых был заключен договор о ненападении, признавший право Мухаммеда совершать паломничество на следующий год. Сам факт заключения договора, был большой политической победой Мухаммеда – мекканцы признали его равной стороной.

В марте 629 г. Мухаммед с 2000 мусульман осуществил свое право хаджа в Мекку. Организованность и безусловное повиновение такой большой группы людей произвели большое впечатление на мекканцев. Наиболее дальновидным из них стало ясно, что будущее за Мухаммедом. Под этим впечатлением принял ислам один из военачальников курайшитов.

Но перемирие с Меккой, с курайшитами оказалось недолгим и в декабре 629 г. союзники Мухаммеда подверглись нападению с их стороны. В ответ Мухаммед собрал к началу января 630 г. десятитысячную армию, которая двинулась на Мекку. Попытка мекканцев уладить конфликт мирным путем была отвергнута. Стало ясно, что судьба Мекки решена. Дядя Мухаммеда, ал-Аббас, поспешил навстречу из Мекки к племяннику, чтобы принять ислам. Другие мекканцы оставались в растерянности. С помощью ал-Аббаса глава мекканцев, Абу Суфйан тайком прибыл в лагерь Мухаммеда, вступил в переговоры об условиях сдачи, а затем принял ислам. Мекканцам была гарантирована личная безопасность, если они не покинут своих домов.

12 января 630 г. мусульманская армия вступила в Мекку. Лишь небольшая группа курайшитов с оружием в руках встретила мусульман. В тот же день Мухаммед распорядился уничтожить всех идолов в Каабе и вокруг нее, а затем в речи изложил основные положения мусульманского права и этики. Главной была идея превосходства веры над родовитостью.

Мухаммед обошелся с побежденными соплеменниками очень милостиво: никто (кроме нескольких участников вооруженного сопротивления) не был казнен, все привилегии, связанные с обслуживанием Каабы, были оставлены за теми же родами, которым они принадлежали прежде. Приняв присягу от всех мекканцев, Мухаммед разослал отряды для уничтожения языческих святилищ в окрестностях Мекки.

631 год ознаменовался триумфальным шествием ислама по Аравии. К Мухаммеду прибывали послы из различных частей Аравии. Это было показателем того, что Мухаммед и его учение превратились в крупнейшую политическую силу, с которой все были вынуждены считаться. Ислам размежевался с «людьми Писания», т.е. с иудеями и христианами: с ними предписывалось вести войну, пока они не покорятся и не станут платить подушную подать – джизью, так как они отступили от единобожия и сделали своими божествами раввинов, монахов и «Мессию, сына Марии».

К концу 631 г. почти вся Аравия, за исключением северо-восточной части, хотя бы формально приняла ислам.

Заключительным этапом религиозной и политической деятельности Мухаммада стали паломничество в Мекку в начале марта 632 г., закрепившее новый, мусульманский обряд хаджа, и рассылка в следующем месяце сборщиков благотворительного налога (закат или садака, взимавшегося в размере 1/50 поголовья скота или 1/10 продукции земледелия).

Появление сборщиков садаки во всех вновь присоединившихся районах было встречено с недовольством, в ряде мест перешедшим в открытые восстания. В большинстве случаев их возглавили пророки, подобно Мухаммаду прорицавшие от имени ар-Рахмана. В разгар этих событий Мухаммад внезапно тяжело заболел и через 2 недели в муках скончался в возрасте ок. 63 лет. Смерть пророка потрясла общину, некоторые не хотели верить и ожидали воскресения. Наиболее трезво мыслящие напоминали слова Мухаммеда, что он самый обычный человек, лишь отмеченный благодатью откровения. Смятение усугублялось отсутствием преемника. Наследника-сына у Мухаммеда не было, как не было и постоянного заместителя или помощника. В момент смерти только одно лицо по прямому указанию Мухаммада исполняло важнейшую обязанность руководителя молитвы (имама) – его ближайший друг и тесть Абу Бакр. Он и стал преемником – был избран халифом (т.е. заместителем или посланником Аллаха на земле). По некоторым сведениям, только двоюродный брат и зять Мухаммада, Али, полгода отказывался присягнуть ему, считая себя обойденным.

 

 



©2015- 2022 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.