Сделай Сам Свою Работу на 5
 

Новые тенденции в развитии экономики XI-XIII вв.

Бурные политические события X-XIII вв. отразились и на экономической жизни страны. Междоусобицы IX – начала X вв. привели к заметному запустению и разрухе. Особенно пострадал район прежних столиц – Чанъани и Лояна, что привело к перенесению столицы в Кайфэн. Южные районы пострадали меньше. Экономическая ситуация начинает стабилизироваться с приходом династии Поздняя Чжоу в середине X в., когда был принят ряд экономических мер: розданы в пользование отдельных хозяйств земли военных поселений и бесхозные земли, выделены ссуды зерном, даны налоговые послабления. Правительство Сун позже также уделяло внимание стимулированию сельского хозяйства, действуя традиционными методами: налаживало ирригацию, поощряло чиновников, обеспечивавших увеличение числа крестьянских дворов, списывало недоимки, пыталось зафиксировать налоги и сокращало их в экстренных случаях. Все эти меры в совокупности со стабилизацией внутреннего положения привели экономическому подъему в стране. К началу XII в. сельское хозяйство достигло наивысшего подъема в сравнении со всеми прошедшими временами.

К концу X в. в Китае завершился процесс распада и исчезновение надельной системы землепользования. Сунское правительство отказывается от попыток «установить земельные порядки» и стремится лишь сохранить налогообложение всех обрабатываемых земель (исключая земли знати и чиновников). Такая позиция властей показывала, что ей безразлично, кто платит налоги, лишь бы они поступали в казну. Эта позиция привела к концентрации земель, к росту частного землевладения. Правительство делало лишь робкие попытки ограничить поглощение казенных земель и установить предел необлагаемых владений чиновничества, которые не имели успеха. Многие крупные землевладельцы сдавали земли в аренду (арендаторы составляли 1/2 всех сельских хозяев). Категории земель сохранялись прежние:

- сы тянь – частное землевладение;

- гун тянь – общественная земля;

- гуань тянь – казенные земли, которые использовались в свою очередь, для устройства:



- тун тянь – военных и гражданских поселений;

- чжи тянь – должностных наделов чиновникам;

- сюэ тянь – земли для содержания учебных заведений.

Налоговая система в империи Сун была унаследована с незначительными изменениями от реформы 780 г. Основным объектом обложения было имущество, прежде всего земля. Поземельный двухразовый налог (лян шуй) взимался летом и осенью (примерно 20 % урожая). Сохранялись отработочные повинности. Привилегированные и имущие слои использовали все возможности для уклонения от налогов, в результате чего налоговое бремя, накладываемое на крестьян, увеличивалось.

Острая нехватка финансовых средств в совокупности с необходимостью тяжелых военных расходов могли привести к социальному взрыву, поэтому правительство стало искать выход в реформах. Главной их целью было увеличение доходов казны и сбалансирование расходов без роста налогов. С приходом к власти Ван Аньши были учреждены государственные денежные ссуды под залог процентов с будущего урожая, заменены денежными выплатами наиболее трудоемкие повинности, выплаты распространены на некоторые ранее привилегированные слои, начат новый обмер полей, сделана попытка упорядочить налоги, наладить контроль за их сбором и перевозкой и т.п.

Однако реформы не затрагивали основ сложившейся земельной системы и связанной с ней эксплуатации. При этом усиливалась регулирующая роль властей в хозяйстве страны, что далеко не всегда было благоприятно. Отсутствие четкой единой программы, активное сопротивление противников реформ как при дворе, так и на местах, привели к сравнительно быстрому прекращению политики реформаторов.

Характерной чертой эк. развития Китая в X-XIII в. был бурный рост городов и заметное повышение их роли в жизни общества. Росли старые города, появлялись новые. Быстро росло городское население, особенно в юго-восточной части, в наиболее крупных из них проживало более 1 млн. жителей. Горожане составляли 10 % населения страны.

В X-XIII вв. происходят и качественные изменения города: повышается их роль как ремесленно-торговых центров, изменяется инфрастуктура города – прежняя система замкнутых кварталов сменяется делением на большие районы, где преобладающее значение приобретают улицы и переулки. Все это позволяет говорить о процессе урбанизации в Китае. Но центральная власть по-прежнему сохраняла и даже усилила контроль над городской экономикой.

Изменяется структурная организация ремесла и промыслов – появляются большие мастерские, оснащенные станками и применявшими наемный труд. Это отразилось на характере появившихся еще во времена Тан торгово-ремесленных организациях – хан. С середины XI в. они и подобные им организации приобретают характер корпоративной производственной ячейки, приближаясь к реальной цеховой организации. Но до конца XIII в. ханы не могли выйти из-под опеки властей (регламентировалась даже одежда). Все это сдерживало самодеятельность этих организаций, приводило к их слабости и политическому бесправию.

Развивалась и торговля, но постоянное вмешательство властей в торгово-ремесленную деятельность, мелочный контроль мешали ее нормальному развитию. Развитие торговли привело к развитию товарно-денежных отношений. Невзирая на широкий выпуск в стране монет, продолжалась ощущаться их нехватка. В результате здесь впервые в истории возникают ассигнации. Появившиеся в Сычуани переводные чеки, обеспечиваемые железной монетой, в 1023 г. были признаны правительством платежным средством, и с середины XI в. начинается их выпуск как параллельного с монетой средства обращения. Позже ассигнации получают широкое хождение в империи Южная Сун. Они активно насаждались и в империи Цзинь. Однако уже в 90-х гг. XI в. сунское правительство начинает злоупотреблять эмиссией бумажных денег, результатом чего было их неуклонное обесценивание.

Девальвация ассигнаций шла параллельно с увеличением в обращении драгоценных металлов, прежде всего серебра, употреблявшегося в слитках особой формы.

 


Нашествие кочевников

К сожалению, сунская империя была слишком цивилизованной для своего времени. В то время как при дворе рассуждали о литературе, экономической теории и политической философии, дикие кочевники степей объединялись в государства и готовились к войне.

Новые могущественные соседи Китая – кидани – усилились в начале X в. на северо-восточных рубежах. Кидани – кочевой народ, переживавший стадию разложения родоплеменного строя и становления государства. В 916 г. их вождь Апоки из рода Елюй, нарушив выборное начало, провозгласил себя императором. В 937 г. новое государство киданей в Маньчжурии и Внутренней Монголии стало называться Ляо. Его глава широко привлекал китайских чиновников, попавших в плен, к строительству государственного аппарата. Кидани, основавшие государство Ляо в, быстро восприняли культуру своих соседей. Они заимствовали китайские обычаи, забросили кочевую жизнь ради комфортабельных постоянных жилищ и городов, изучили язык и литературу Китая. По китайскому образцу была создана и киданьская письменность.

Киданьские правители вмешивались в политическую жизнь Китая. Сунское правительство, занятое внутренними проблемами, с трудом обеспечивало оборону границ и проводило пассивную внешнюю политику. Первый сунский император считал главным установление мирных отношений с киданями. Той же политике следовали и его преемники, постоянно посылая своих представителей к государям Ляо. По договору 1004 г. сунская империя обязалась ежегодно выплачивать киданям огромную дань в 200 тыс. отрезов шелка и 100 тыс. лян[12] серебра. Для этого потребовалось резко увеличить налоги. По некоторым данным, общая их сумма возросла за первые полвека существования династии в 3,6 раза.

В первой четверти XI в. киданям удалось захватить северные территории Сунской империи и прочно обосноваться на Ляодунском полуострове, прервав связь Китая с Кореей. Под властью киданьского государства Ляо оказались 16 округов Китая. В последующее время, по новому договору, выплаты китайцами дани увеличились до 300 тыс. отрезов шелка и 200 тыс. лянов серебра. Однако перенимая китайскую культуру, кидани потеряли боевой дух и мужество. Китайская культура принесла кочевникам гибель. Вскоре кидани утратили престиж среди диких северных племен.

В к.X–н.XI вв. на северо-западе появился новый опасный противник – тангутское государство Западное Ся. Сначала китайские правители считали его вассалом. Но когда тангуты заняли провинцию Ганьсу и северную часть Шэньси (на северо-западе нынешней Внутренней Монголии), ситуация изменилась. Уже в начале XI в. Западное Ся превратилось в сильную державу, а его правитель Юань Хао в 1038 г. принял титул императора. Ударной силой молодого государства была конница. Изнурительные китайско-тангутские войны шли на протяжении всего XI в. После редких мирных перерывов вновь вспыхивали пограничные конфликты. Вторжения тангутов превратили в пустыню некогда цветущие земли и нанесли серьезный ущерб сельскому хозяйству Китая. Кроме того, активная внешняя политика тангутов мешала торговле по Великому Шелковому пути с Индией и Средней Азией. Неоднократные попытки китайцев открыть новые караванные пути через северо-восточный Тибет и Наньшань закончились неудачей. В 1043 г. по условиям мира с Западным Ся китайская сторона согласилась ежегодно уплачивать тангутам 100 тыс. штук шелка и 30 тыс. цзиней чая. Однако и эта перемирие не принесло желанного покоя. Взаимоотношения Западного Ся и империи Сун осложнялись также тем, что тангуты часто действовали заодно с другим противником Китая – киданьским государством Ляо.

В 1114 г. чжурчжэни, одно из родственных вассальных племен, ветвь тунгусских племен, отказались повиноваться киданьским правителям и начали войну против бывших хозяев. Кидани не смогли отразить нападение воинственных противников, поэтому в 1115 г. чжурчжэни провозгласили себя империей Цзинь (Золотая). Китай вступил с ней в союз для совместных действий против Ляо, рассчитывая вернуть 16 северных округов. К 1123 г. китайцам удалось вернуть часть этих земель, но при условии передачи чжурчжэням дани, которая прежде платилась киданям.

В 1125 г. киданьская империя Ляо окончательно пала, кидани бежали в Западный Туркестан и народам Западной Азии и Европы стали известны как кераиты, кара-кидани или кара-китаи, откуда и произошло название «Китай». Западные кидани приняли несторианство, а их государство было уничтожено монголами.

 


Натиск чжурчжэней после этого обратился на Китай. Вскоре чжурчжэни дошли до столицы Сун и в начале 1127 г. взяли ее. Император был пленен и увезен на север. Династия практически пала. Однако один из братьев бывшего императора, находившийся вне столицы, отошел на юг и был провозглашен императором. Возродившаяся династия получила название Южная Сун. Столицей империи стал г. Ханьчжоу. Ее власть распространялась лишь на южные районы страны.

В течение последующих 15 лет империя Цзинь пыталась уничтожить Южную Сун, а та – отвоевать утраченные северные районы. В 1141 г. это противостояние обернулось заключением самого тяжелого для Китая соглашения, по которому война прекращалась и Китай выплачивал огромную дань, при этом сохранялось разделение Китая на север и юг. Китайский император Цинь Гуй, заключивший этот мир и его жена считаются в Китае национальными предателями, и в их изображения люди плюют до сих пор в знак презрения.

Обрисованная ситуация приходила в явное противоречие с традиционной концепцией об универсальности китайской империи и ее преобладании над всеми иноземцами. Это вызвало у некоторых идеологов стремление отойти от заданной схемы и более реально посмотреть на вещи. Однако власти не одобряли таких взглядов и продолжали политику замалчивания.

Реформы XI в. и мирное урегулирование взаимоотношений с чжурчжэнями в XII в. позволили сунскому Китаю, пусть территориально ограниченному, просуществовать еще свыше столетия. Южносунская империя со столицей в великолепном городе Ханчжоу стала центром дальневосточной государственности и культуры. Хотя конфуцианские историки и обвиняли императоров Южной Сун в том, что они не пытались вернуть север и не оказали покровительство философу Чжу Си, государство процветало, а народ был доволен. Мир продолжался, пока из-за внешней политики императора Ли-цзуна на империю не обрушились монголы. В 1279 г. последний претендент на сунский престол был заперт со своим флотом в ловушку около побережья Гуандуна (в районе современного Гонконга). Чтобы избежать плена, он со своей семьей и министрами бросился в море. Сунская династия погибла вместе с ним. Фактически это императрица-мать бросилась с малолетним государем на руках. Во Вьетнаме впоследствии существовала легенда, что они чудесным образом спаслись, приплыли во Вьетнам и прожили мирно оставшуюся жизнь.

 



©2015- 2022 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.