Сделай Сам Свою Работу на 5
 

Халифат Омейядов (Умайядов). 661-750

Возвращаясь к политической истории Халифата, вспоминаем, что после смерти Али претендентом на престол халифа оказался Муавия. Откупившись от Хасана, Муавия простил всех боровшихся против него, задарил наиболее влиятельных из них и обеспечил мир и единство Халифата.

Наиболее опасным внутриполитическим противоречием Халифата был раскол внутри мусульманской общины. Кроме политического раскола, выразившегося в образовании партии сторонников Али, все более обострялись социальные противоречия между рядовыми мусульманами и элитой, получавшей большие жалования и превращавшейся в крупных землевладельцев. Первыми среди них был сам халиф и его родственники. Внутри мусульманской элиты также не было единства. Старые сподвижники Мухаммада и их дети были ущемлены переносом столицы в Дамаск – это превратило Мекку и Медину в заурядные провинциальные города. К этому времени сложилась и значительная прослойка новообращенных мусульман-неарабов из вольноотпущенных (мавали) и свободных людей, наиболее многочисленная в Ираке. Эта категория мусульман особенно ратовала за возвращение к демократии первоначального ислама и представляла благодатную почву для разного рода религиозно-демократических учений и ересей, в частности, для распространения шиизма и хариджитства.

Муавия стремился укрепить свою власть, окончательно оформить империю, создать административно-фискальный аппарат собственную денежную систему. Для этого он закрепил власть своем роду, объявив преемником своего сына, начал пересмотр налоговых списков в Северной Месопотамии, начал также некоторые реформы в Египте.

Отдельно следует сказать об аграрных отношениях при Умайядах.

1. Наибольшая часть земельного фонда и оросительных сооружений являлась собственностью государства, которое передавало эту собственность общинам для обработки с условием уплаты в казну ренты-налога в форме хараджа или ушра;

2. Меньшую часть составляли земли халифской фамилии – савафи и

3. Земли, находившиеся в частной собственности – мульк, которые продавались и покупались. Обработка этих земель не была обязательным условием – если собственник не обрабатывал эти земли, то и не платил налогов.



4. Возникли зачатки условной собственности на землю – государство стало наделять землей на правах икта (катиа). Условиями владения этими участками была военная служба и обязательная обработка земли. Владеющий участком на правах икта имел право взимать подушную и поземельную подать в свою пользу.

5. Существовали также вакфы – земли религиозных учреждений, которые налогами не облагались, но и не могли отчуждаться. Забегая вперед, необходимо сказать, что с IX в. земли в вакф стали жаловаться и правителями. Получателями таких земель были мусульманские учреждения – мечети, школы, больницы, богадельни, духовные лица. Государство не взимало никаких налогов с вакфов, все доходы шли лицу или учреждению. Вакфами могли быть не только земли, но и любое недвижимое имущество – лавки, караван-сараи, бани и т.п. Любой мусульманин получал право объявить свое владение вакфом и передать его религиозному учреждению на определенных условиях (вакф на время; фиктивный вакф).

Стабилизация внутреннего положения позволила начать завоевания в Индии, за Амударьей и на западе Северной Африки. С новой силой возобновились походы на Византию. Был создан большой арабский военный флот на Средиземном море, что поставило Византию в сложное положение. В 674-680 гг. армия арабов обложила Константинополь с суши, а флот блокировал Дарданеллы; только применение новоизобретенного «греческого огня», уничтожившего арабский флот, спасло город от падения.

Со смертью Муавии (апр. 680 г.) Алиды вновь заявили претензии на халифат. Второй сын Али от дочери пророка Фатимы, Хусейн, отказавшись присягнуть сыну Муавии (Йазиду), двинулся со всей семьей из Медины через Мекку (куда он прибыл якобы для паломничества) на Куфу, где его сторонники готовы были поднять восстание. Однако их выступление было предотвращено, прямой путь на Куфу закрыт, и Хусейн с ближайшими родственниками и горсткой приверженцев оказался окружен войсками халифа в безводной степи. Он отказался сдаться, но долго никто не решался поднять руку на внука пророка. Наконец, воины толпой набросились на него, чтобы не нести единоличной ответственности за убийство, и изрубили его мечами; с ним погибло полтора десятка других потомков Али.

Мученическая смерть Хусейна стала поворотным пунктом в истории шиизма. С этого времени шиизм, обретя легенду о праведнике-мученике, погибшем от рук тиранов, стал быстро превращаться из политического движения в религиозное. День гибели Хусейна навсегда стал днем величайшего траура для шиитов, которые отмечают день его гибели торжественными процессиями с самобичеваниями и даже самоубийствами религиозных фанатиков – шахсей-вахсей.

При Омейядах продолжалась активная завоевательная политика Халифата. На севере и востоке к 705-715 г. были завоеваны земли между Амударьей и Сырдарьей, Фергана, Ташкентский оазис, Белуджистан и Синд.

На Западе мусульманские войска (состоявшие в основном из берберов) в 711 г. переправились через пролив на Пиренейский полуостров. Армия вестготов была разгромлена в первом же сражении (19 июля 711 г.), дальнейшее сопротивление мусульмане встретили лишь у стен некоторых крупных городов. Через два с половиной года огромный полуостров (за исключением Галисии и Астурии) был присоединен к Халифату. В 717-718 гг. мусульманские войска перешли через Пиренеи и заняли Нарбонн, но далее военное счастье изменило мусульманам. В 732 г. под Пуатье франкское ополчение под командованием Карла Мартелла нанесло удар, положивший конец дальнейшим попыткам мусульман проникнуть далеко на север, а через 2-3 десятилетия мусульмане отступили назад за Пиренеи. В 715 г. арабы начали осаду Константинополя, длившуюся до 719 г.

В целом можно сказать, что второе десятилетие VIII в. было апогеем политического могущества Халифата. Он достиг максимальных размеров, на его территории насчитывалось 70-80 млн. жителей, гигантские суммы стекались в казну халифов, позволяя не только содержать огромную армию и флот, но и вести монументальное строительство. В городах возводятся роскошные мечети и дворцы наместников, отделанные мрамором и мозаикой, скромные мечети Мекки и Медины заменяются богато отделанными зданиями, для строительства которых приглашали византийских мастеров.

Вместе с тем было подорвано единство арабов, существовавшее в первые десятилетия эпохи завоеваний. В первой четверти VIII в. в Хорасане, Египте и Северной Африке появляется поколение арабов, для которых не Аравия, а эти страны были родиной, ощущение единства ослабляется, усиливаются местные интересы, складывается местная элита. Растет и недовольство прослойки завоеванных, принявших ислам. Теоретически они должны были становиться полноправными членами мусульманского общества, но в большинстве случаев продолжали платить тяжелые налоги и повседневно испытывали на себе пренебрежительное отношение к себе чистокровных арабов. Некоторые из Омейядов пытались избежать крайностей и искали выход в буквальном следовании предписаниям ислама. Но когда отменялось обложение церквей и монастырей, освобождали новообращенных мусульман от подушной подати, это вызывало такую недостачу в средствах, что приходилось восстанавливать старый порядок. При составлении новых земельных кадастров сумма, как правило, увеличивалась, что также вызывало волнение.

Недовольство усилившимся налоговым гнетом, неравноправие мусульман-неарабов были прекрасной питательной средой для распространение шиитской пропаганды, обещавшей установление справедливости при праведном халифе из потомков пророка. Особенные надежды на перемены возлагались на сотый год хиджры, который должен был стать последним годом неправедной власти: одни ждали конца власти Умайядов, другие – власти арабов вообще. Этим надеждам не суждено было сбыться, но власть Умайядов все более расшатывалась.

Всем этим недовольством воспользовались враги Умайядов, сгруппировавшиеся в середине VIII в. вокруг влиятельного рода Аббасидов, потомков Аббаса, дяди Мухаммеда и Али. Опираясь на недовольство иранцев, Аббасиды спровоцировали в 747 г. в Хорасане, в Мерве, восстание, во главе которого стоял бывший раб Абу Муслим. Восставшие, среди которых было немало и шиитов, вели успешные сражения с войсками Омейядов, но плодами их успехов воспользовались Аббасиды, представитель которых в 749 г. был провозглашен халифом.

 

Халифат Аббасидов. 750-1258

Начало правления Аббасидов разочаровало многих участников движения, которые привели их к власти: шииты и хариджиты быстро поняли, что их лозунги были использованы Аббасидами лишь для маскировки, ожидавшееся всеобщее благоденствие не наступило, а обещанная справедливость обернулась казнями и преследованиями. Сначала были уничтожены все Умайяды, и даже прах умерших халифов был выброшен из могил. Затем пришла очередь людей, благодаря которым Аббасиды стали халифами. Так был убит сам Абу Муслим на глазах у халифа. Не сбылись и обещания нестяжательства: Аббасиды еще интенсивнее, чем прежняя династия, принялись за строительство дворцов и городов-резиденций. Самым большим мероприятием стало строительство новой столицы, Багдада (762-763). Аббасиды завели многочисленный двор, пышные дворцовые церемонии и приемы. Все это требовало изыскания новых источников доходов, совершенствования налоговой системы.

Важнейшим политическим и социальным следствием аббасидского переворота была утрата арабами привилегированного положения и монополии на власть. Мусульмане, арабы и неарабы сравнялись в правах. Халифат из арабской империи превратился в исламское государство. Вероисповедание реально стало важнее для определения статуса человека, чем его этническая принадлежность.

Наибольший выигрыш в новых условиях получила иранская и среднеазиатская знать, ставшая опорой новой династии. Иранцы, вошедшие в ближайшее окружение халифов, принесли с собой многие традиции сасанидской государственности и возродили некоторые институты. Так, рядом с халифом появляется фигура вазира (везира) – главы административного аппарата, аналог Сасанидского вазурга-фраматара. Первыми вазирами Аббасидов становятся Бармакиды. Вазир считался вторым лицом в государстве, и если первоначально установление этой должности способствовало усилению власти центра, то впоследствии вазиры настолько возвысились, что не халифы, а они фактически правили государством. Власть великих вазиров была значительно ограничена только халифом Харуном ар-Рашидом (786-809), который отстранил династию Бармакидов и уничтожил весь их род.

Помощником халифов в духовных делах был главный кадий (кади – судья), который руководил судом и просвещением. По своему влиянию он приближался к великому вазиру.

Обособление гражданской администрации повлекло за собой создание специализированных канцелярий, диванов, с многочисленным штатом, занятым перепиской с провинциями и между собой, регистрацией, составлением отчетов. Складывается влиятельный слой чиновничества, считающего себя главной опорой государства и успешно соперничающего с военной знатью.

В административном отношении Халифат делился на эмираты-наместничества, во главе которых находились эмиры.

Таким образом, Аббасидский халифат (или Багдадский) в конце VIII-IX вв. представлял собой мощное централизованное бюрократическое государство. Основной формой доходов Аббасидского халифата были поступления от поземельного налога. Государство, нуждаясь в срочном поступлении денег, часто отдавало сбор налогов на откуп. Откупщиками обычно становились высшие чины государства из ближайшего окружения халифа. Система откупов – даман или кабала была особенно тяжка для налогоплательщиков.

Сотни тысяч кг серебра и десятки тысяч кг золота, стекавшиеся ежегодно в Багдад, создавали огромный спрос на всевозможную ремесленную продукцию, что привлекало ремесленников и торговцев, строителей и поденщиков в столицу. Багдад быстро превратился в один из крупнейших городов мира с населением в четверть миллиона.

Концентрация средств способствовала развитию производства предметов роскоши внутри Халифата, прогрессу строительной техники, внедрению новых привозных культур, например, продвижению цитрусовых с Дальнего Востока на Ближний Восток и в Северную Африку, а оттуда – в Южную Европу. Вовлечение в единую политическую и экономическую систему ряда стран вызвало рост городов в Хорасане, Средней Азии и Закавказье. Избыток средств вызвал активность торговли с Дальним Востоком, Индией, Северной Европой и Тропической Африкой.

При Аббасидах Халифат не раздвинул своих границ, происходило лишь окончательное включение в состав мусульманского государства некоторых труднодоступных областей. В Малой Азии почти каждое лето мусульманские войска с большим или меньшим успехом вторгались в византийские владения, брали пленных, угоняли скот и к зиме возвращались обратно.

Периодом наибольшего политического могущества халифата Аббасидов была вторая половина VIII – первая половина IX вв. В дальнейшем восстания и борьба покоренных народов ослабили халифат и во второй половине IX в. появились первые признаки распадения Халифата.

 

 



©2015- 2022 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.