Сделай Сам Свою Работу на 5

Реформаторское движение в 30-80-гг. XI в.





Настоятельность и срочность перемен в жизни империи ярко выразил идеолог реформ Фань Чжунъянь (989-1052), утверждавший, что «устои государства с каждым днем ветшают, чиновников становится все больше, население страдает, варвары заносчивы, грабители своевольничают». Выдвижение реформ осознавалось как следование конфуцианской традиции, предполагавшей время от времени профилактически оздоравливать общественный организм.

В поисках средств выхода из воздавшегося положения пришли в движение различные слои общества, и прежде всего – образованная элита. Всех объединял общий духовный стержень – конфуцианство. Однако гуманная суть, характерная для древнего учения, в неоконфуцианстве все больше извращалась в угоду корыстным интересам правящих кругов страны. Выхолащивалась сама суть конфуцианства, учившего искусству общения верхов и низов ради продолжения жизни и благополучия всего общества. Теперь оно все больше сводилось к одностороннему утверждению незыблемости деспотии, духа раболепства и безусловного подчинения старшим и Сыну Неба. При этом и старшие и Сын Неба от их прямых обязанностей освобождались. Хотя новое мировоззрение, неоконфуцианство, должно было по-новому решить традиционную «сверхзадачу» китайской мысли: обосновать и оправдать совместность существования человека и мира.



Следует отметить, что в сунский период в политике произошло размежевание не только территориальное – север и юг, но и размежевание элиты по земляческому признаку. Долгое время ближайшее окружение сунского дома составляли выходцы из центральных и северных районов Китая. Правящая группировка ревностно следила, чтобы на высокие должности не допускались «люди с другой стороны реки». Именно тогда усилилось соперничество группировок южан и северян. Усилились противоречия между столичной знатью Севера и провинциальными чиновниками Юга. Эта борьба нашла свое выражение в соперничестве за политическое влияние на императора.

Сначала оппозиционные настроения возникли вдали от императорского дома, где контроль центра над мыслями подданных был менее ощутим. В XI в. наряду с казенными школами, где воспитывались кадры чиновников из высшей служилой знати, было немало и частных училищ. Они создавались, как правило, при книгохранилищах, архивах правительственных учреждений, при частных библиотеках выдающихся ученых. В стенах такой академии, «питомнике талантов» в Иньтяне (провинция Хэнань), нашли себе прибежище мыслители конфуцианского толка, остро ощущавшие необходимость обновления духовной и политической жизни страны.



Расцвет академии был связан с градоначальником г. Иньтяня Ян Шу, создателем областного училища. Южанин по происхождению, он на собственном опыте ощутил безраздельную власть столичной правящей группировки, не допускавшей южан даже на незначительные государственные должности.

Одним из ведущих деятелей оппозиции стал преподаватель академии Фань Чжунъянь, который «толковал древние каноны, взволнованно говорил о делах Поднебесной, был отважен и ничего не боялся». Именно он подал доклад из «десяти тысяч иероглифов», изложив в нем мнение о необходимости изменить принципы назначения военных и гражданских чиновников в провинции. Реформатор призвал «вытеснить бездельников, уволить самозванцев, тщательно и строго проводить экзамены».

После соперничества с придворной кликой Фань Чжунъяню и его сторонникам удалось получить посты в центральном административном аппарате. Проекты реформ излагались ими в многочисленных докладах императору.

Реформаторы, связывая благосостояние государства с процветанием земледелия, обратились к древнему учению о земледелии (а не торговле и ремесле) как важнейшему источнику финансовых поступлений казны. Для преодоления экономических трудностей Фань Чжунъянь разработал программу ирригационных и мелиоративных работ под контролем казны, а для поощрения земледелия рекомендовал уменьшить трудовые повинности. Чтобы дать сельскому хозяйству дополнительные рабочие руки, Фань Чжунъянь предложил урегулировать выполнение повинностей в казенных учреждениях. Стремясь сократить расходы на дорогостоящее войско, он ратовал за восстановление древней системы, позволяющей обеспечить и вооружить воинов-земледельцев за счет общины.



Важной мерой реформатор считал сокращение административного аппарата. Он подверг критике принцип повышения в должности в зависимости от срока службы, а не от способностей, предложил ограничить привилегии чиновной знати, чьи многочисленные потомки ежегодно получали назначения, минуя экзамены. Фань Чжунъянь требовал также пересмотра системы образования, все больше сводившейся к механическому зазубриванию древних канонов. Реформатор предлагал поощрять и выдвигать чиновников, хорошо разбирающихся в земледелии, ирригации, финансах. Это, по его мнению, должно было обновить административный аппарат в центре и на местах.

Предложения Фань Чжунъяня, поддержанные его сторонниками в серии докладов 1043-1044 гг., встретили сильную оппозицию верхов. Потерпев поражение при реорганизации административного аппарата, они не смогли даже приступить к составлению экономической части своей программы. Яростное сопротивление их противников стало причиной отставки Фань Чжунъяня и его единомышленников.

Кризисное положение в стране, вызвавшее к жизни проекты преобразований, оставалось прежним. Рост народных восстаний, обострение взаимоотношений внутри правящей верхушки, разрушительные стихийные бедствия еще больше осложняли комплекс проблем, не решенных в 40-е гг. Борьба за реформы ослабела, но политическая мысль продолжала развиваться.

Лидером образованной элиты становится Ли Гоу (1009-1059), знаменитый своими трудами. Его идеология сводилась к следующему: обогащение государства, усиление армии, успокоение народа. Он сформулировал основные этапы деятельности правителя, который стал бы проводить его программу в жизнь. Среди крупных деятелей, испытавших влияние Ли Гоу, были Ван Аньши (1021-1086) и знаменитый историк Сыма Гуан (1019-1086). Оба они были приверженцами реформ, но разошлись по разным дорогам методов действий.

Ван Аньши декларировал необходимость смягчения социальных противоречий в обществе и предложил меры по урегулированию отношений верхов и низов (казны с подданными). Он выступил за поддержку сельского хозяйства и ограничение ростовщичества, то есть против засилья крупных владельцев земли, торговцев, ростовщиков, дестабилизирующих, по его мнению, положение в стране. Поэтому реформы Ван Аньши были удостоены позже названия «социалистических».

Одной из первых проведенных мер стало упорядочение перевозок в столицу централизованно закупаемого казной зерна в провинции. Чтобы устранить посредничество спекулянтов-ростовщиков, наживающихся на этой операции, создавался казенный фонд зерна для своевременного реагирования на колебания рыночных цен (в связи с сезонными циклами). Тем самым были исключены финансовые потери при его перевозке. Те же цели преследовало и создание казенных амбаров, позволяющих казне выдавать «ссуды под зеленые побеги» в самую трудную для земледельцев весеннюю пору, когда кончались запасы зерна и крестьяне попадали в зависимость от ростовщиков, ссужавших их зерном под высокие (100-200%) проценты. Казна, исключая вмешательство ростовщиков, предлагала ссуду на условиях 10-20%.

Вань Аньши предложил изменить порядок выполнения трудовых повинностей, заменив их денежным налогом. В соответствии с земельной реформой были обмерены утаенные земли от налогообложения. Нововведения проводились и в области торговли: мелким торговцам (как и крестьянам) выдавались денежные ссуды с тем, чтобы они могли противостоять конкуренции крупных торговцев. Вся торговля в стране велась теперь под контролем государства через специально созданные управления.

Много внимания Ван Аньши уделял созданию ополчения на рекрутской основе (от каждой семьи, где есть более двух взрослых мужчин, – один рекрут) и учреждению казенных арсеналов. Он был одним из немногих, кто осознавал огромную опасность от набиравших силу северных государств. В отличие от Сыма Гуана, он не считал, что конфуцианские добродетели сами по себе достаточны, чтобы держать кочевников на расстоянии.

Хотя интересы ростовщиков, крупных торговцев и крупных земельных собственников оказались ущемленными правительством, население от этого не выиграло. Впрочем, за 20 лет реформ не было и ни одного бунта. Реформы привели к усилению центральной администрации и фискального контроля государства над крестьянами, над мелкими торговцами и ремесленниками. Трудности, с которыми сталкивался Ван Аньши, состояли в том, что в его распоряжении не было чиновников, способных на практике осуществить новаторские идеи. Аппарат мог выполнять минимальные функции, то есть собирать налоги и поддерживать порядок. Он не мог, да и не желал, осуществлять контроль за сложными задачами, возложенными на него Ван Аньши. Когда привлекали новых чиновников, их присутствие возмущало старых. В итоге они извращали смысл исполняемых обязанностей.

Вождем противников Ван Аньши стал Сыма Гуан, выступавший не против реформ вообще, а против политического лидерства Ван Аньши. В условиях средневековья эта борьба вылилась в столкновение группировок при дворе. В 1077 г. Ван Аньши в условиях глубоких разногласий в реформаторской группировке был вынужден уйти в отставку, но проведение реформ продолжалось до 1086 г. Именно в этом году Сыма Гуан, призванный на службу императрицей-регентшей, свел все достижения новой политики на нет и вернулся к традиционной форме управления. Но Сыма Гуан вскоре умер, и после смерти матери-императрицы молодой новый император Чжэ-цзун вновь призвал реформаторов. Новые законы вновь стали проводиться в жизнь, однако политическая борьба ослабила империю. Управление было подорвано взаимной ненавистью, политической враждой, дезорганизовано масштабными перестановками и отсутствием постоянства. Но китайские государственные мужи, занятые своими внутренними проблемами, не уделили внимания появлению на северных границах государства нового врага.

Идеологи и практики реформ сунской эпохи действовали в традиционных рамках китайской конфуцианской политической культуры: это были преобразования, направленные на гармонизацию в конфуцианском духе отношений императора и его подданных посредством совершенствования и укрепления существующей социально-политической структуры. Реформаторы полагали, что стабильность этих отношений подрывалась крайностями, в частности, чрезмерным развитием товарно-денежных отношений, развитием крупного землевладения и частной инициативы. Все это, по их мнению, вело к социальной дифференциации, и следовательно – к возникновению хаоса и угрозы взрыва. Это все могло разрушить китайскую государственность, нанести урон обществу.

Реформы Ван Аньши и других реформаторов сунской эпохи (как и реформы Ван Мана за тысячу лет до этого) носили консервативный охранительный характер и в определенной мере укрепляли сунское государство, способствуя его культурному и экономическому подъему. Продолжительный мир и отсутствие беспорядков говорят о пользе реформ и являются аргументами, более весомыми, чем проклятия идейных противников.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.