Сделай Сам Свою Работу на 5

Классификация направлений маркетинговых воздействий





Направление воздействий Группы воздействий Основные группы направлений маркетинговых воздействий
1.1. Направленность на объект 2.1. Воздействия на товар 3.1. Потребительские свойства товара 3.2. Качество товара 3.3. Стиль, марка, дизайн 3.4. Вид упаковки 3.5. Цена
  2.2. Воздействия на покупателя, потребителя, клиента 3.6. Покупатель средств производства 3.7. Покупатель предметов потребления 3.8. Покупатель, не совершающий покупки, но пользующийся товаром 3.9. Клиент предприятия сферы услуг
  2.3. Воздействия на посредников 3.10. Транспортных 3.11. Торговых 3.12. Финансовых 3.13. Страховых 3.14. Иных
    2.4. Воздействия на конкурентов 3.15. Видовая конкуренция 3.16. Внутриотраслевая конкуренция 3.17. Межотраслевая конкуренция 3.18. Функциональная конкуренция
1.2. Направленность на процесс 2.5. Экономические воздействия 3.19. Ценовая политика 3.20. Кредитная политика 3.21. Финансовая политика
  2.6. Психологические воздействия 3.22. Образ товара 3.23. Имидж фирмы
  2.7. Социальные воздействия 3.24. Здоровый образ жизни 3.25. Этнические особенности рынка 3.26. Религиозные особенности рынка 3.27. Учет социального статуса покупателей, клиентов
Направление воздействий Группы воздействий Основные группы направлений маркетинговых воздействий
1.3. Функциональная направленность 2.8. Учет и контроль 3.28. Статистический 3.29. Бухгалтерский 3.30. Оперативный
  2.9. Анализ 3.31. Перспективный 3.32. Текущий 3.33. Оперативный
  2.10. Планирование 3.34. Долгосрочное 3.35. Среднесрочное 3.36. Краткосрочное
  2.11. Управление 3.37. Стратегическое 3.38. Текущее 3.39. Оперативное

 



После этого можно начинать подбирать наиболее подходящие методы воздействий для каждого из отобранных пунктов. Для этого можно разделить все применяемые маркетингом методы на несколько групп, причем группировка может производиться по различным признакам, например, по времени исполнения (час, неделя, год, постоянные воздействия...), по временной нацеленности (для решения оперативных задач, текущих или перспективных), по направленности на объект (покупатель, конкурент...), по численности или квалификационному составу (работников, осуществляющих воздействия сотрудники отдела рекламы или маркетинга, сбытовые агенты, продавцы в магазинах...), по размеру требуемых для осуществления средств и т. д.



Каждая из этих классификаций имеет право на существование и может применяться в случае необходимости при планировании, осуществлении или анализе маркетинговой деятельности. Для освещения разнообразных методов, которыми может оперировать маркетинг, мы считаем необходимым сгруппировать их по признакам методов оказываемых воздействий. В соответствии с этим мы получаем следующие основные группы методов:

методы товарного воздействия, то есть маркетинговые воздействия, оказываемые посредством специфических воздействий на товар (вспомните японский лозунг; "пусть товары говорят сами за себя!");

ценовые методы воздействия - сюда включается огромное количество методов, связанных с ценовым маневрированием на всех этапах продвижения товара;

неценовые методы стимулирования сбыта, то есть различные формы оказания воздействия на покупателя, потребителя и клиента, напрямую не связанные с ценой товара, а основанные в основном на знании психологии покупателя, оказавшегося в той или иной ситуации;

методы рекламы, то есть осуществление маркетинговых воздействий посредством различных средств и методов рекламы. Мы выделяем их отдельным пунктом, хотя по существу их можно отнести к предыдущему пункту, однако специфичность этих мето­дов и определенная самостоятельность, независимость их от собственно системы маркетинга, требует отдельного исследования методов рекламы и их воздействия;



методы "паблик рилейшнз" - специфические методы, применяемые для создания и поддержания благоприятных связей с общественностью. Эта группа методов, также как и рекламные методы, имеет свою специфику и далеко не всегда действует в рамках маркетинга, поэтому считаем необходимым выделить ее отдельно.

К этим группам можно добавить другие, например, связанные с воздействиями на работников фирмы с целью создания у них заинтересованности в работе фирмы и гордости за нее, однако чрезмерное расширение задачи всегда ведет к ее невыполнимости. Поэтому мы ограничим описание методов маркетинговых воздействий наиболее яркими примерами в каждой из выше выделенных групп.

6.3. Контроллинг и контроль в системе
маркетинговых решений и воздействий

В стратегии и тактике поведения фирмы на рынке должно быть тщательно обосновано с использованием результатов непрерывного мониторинга перспективной ситуации на рынке. Такой мониторинг предполагает наличие развитой системы контроллинга.

КОНТРОЛЛИНГ (англ . controlling), систематический контроль, отслеживание хода выполнения поставленных задач с одновременной коррекцией работы. Осуществляется на основе соблюдения установленных стандартов и нормативов, постоянного регулирования и мониторинга как важнейшая задача экономического управления.

Основное функциональное назначение контроллинга состоит в обеспечении менеджмента результатами стратегической и оперативной оценки состояния и динамики окружающей среды и поведения организации на рынке в процессе достижения поставленных целей.

Цели контроллинга определяются целями организации. Целью контроллинга может быть получение таких конечных результатов деятельности, как обеспечение необходимого уровня прибыли, рентабельности фирмы, увеличение объема продаж и т.д.

Контроллинг объединяет такие факторы, как постановка целей, планирование, регулирование, стратегические и оперативные показатели успеха предприятия, а также создает основы для анализа и совершенствования структуры показателей регулирования, к которым относят потребности и ценностные предпочтения показателей, структуры рынка и себестоимости, объёма капитала.

На практике контроллинг подразделяется на оперативный и стратегический.[37]

Оперативный контроллинг осуществляется на различных этапах:

· при постановке целей основного процесса планирования;

· при трансформации плановых документов в бюджет;

· при текущем контроле за реализацией бюджета;

· при анализе отклонений деятельности фирмы;

· при проведении регулирующих мероприятий.

Стратегический контроллинг в отличие от оперативного, который занимается регулированием прибыли за предыдущее время, обеспечивает решение задач по дальнейшему эффективному функционированию предприятия.

Таким образом, оперативный контроллинг направлен на текущие и ближайшие задачи, а стратегический контроллинг – на перспективу, на будущее. Стратегический контроллинг является поиском целей, тогда как оперативный контроллинг – инструментом достижения целей.

Итак, контроллинг как подсистема менеджмента фирмы включает координацию, планирование, анализ и контроль, информационное обеспечение.

Если мы говорим, что маркетинговые воздействия – это тщательно спланированные действия, направленные на товар, через товар, на конкурентов и т.д. тогда и изначально представленные плановые действия является и процессами и объектами, подвергаемые к контролю с заранее определенными методами и, сравнимые с заранее определенными стандартами.

Каждый руководитель подразделения фирмы знает, какие аспекты деятельности фирмы требуют его особого внимания.

Управляющий сбытом, например, внимательно следит за уровнем реализации и экономической эффективностью деятельности каждого торгового агента; директор по рекламе контролирует проведение в жизнь плана рекламных мероприятий и старается оценить эффективность каждого из них; руководство фирмы осуществляет контроль за прибыльностью, оценивая уровень прибыли, полученной от продажи различных товаров на различных рынках и в регионах через различные каналы сбыта и т. д.

Помимо контроля за выполнением планов маркетинга, существует еще один вид контроля, без которого маркетинг стал бы малоэффективным. Это контроль за ходом выполнения плана, то есть текучий контроль ситуации. В условиях быстро меняющейся рыночной ситуации доскональное выполнение плана может весьма плачевно сказаться на результатах деятельности фирмы.

Таблица 6.3. Типы маркетингового контроля /Ф. Котлер/:

Тип контроля Кто отвечает Цель контроля Подходы
Контроль ежегодных планов Высшее руководство, менеджеры среднего звена Достигаются ли запланированные результаты по направлениям: —> Анализ сбыта, Анализ доли рынка, Затраты и продажи, Оценочный анализ
Контроль прибыльности Маркетинговый инспектор Определить, куда идут и где теряются деньги компании. Оценивается прибыльность по: —> Продуктам, Территориям, Покупателям, Сегментам рынка, Каналам сбыта, Размерам заказов
Контроль эффективности Линейные и функциональные менеджеры, маркетинговый инспектор Оценить и улучшить эффективность расходования средств и анализ маркетинговых расходов по направлениям: —> Торговый персонал, Реклама, Стимулирование сбыта, Распределение
Стратегический контроль Высшее руководство, маркетинговый аудитор Выяснить, использует ли компания свои максимальные возможности на рынках и по каналам распределения с помощью инструментов: —> Маркетинговый аудит, Пересмотр качества маркетинга, Пересмотр этической и социальной ответственности

Возникновение множества неожиданностей, непредвиденных ситуаций при осуществлении планов маркетинга делает необходимым постоянный контроль за ходом их выполнения службой маркетинга. Системы маркетингового контроля необходимы для того, чтобы быть уверенным, что все идет нормально, а если нет, то четко уяснить, какие причины мешают эффективной маркетинговой деятельности.

По сути, здесь идет речь об оперативном маркетинговом контроле и анализе - важнейшем инструменте эффективной маркетинговой деятельности.

Помимо контроля за оперативной и текущей деятельностью необходимо осуществлять и статистический контроль, а также оценка и анализ деятельности фирмы на рынке за длительны сроки. Заметим, что понятие контроля в маркетинге тесно связано с необходимостью не только фиксировать исполнение планов и отклонения от них, но и осуществлять анализ полученной информации без которого практически невозможно выявить реальное положение вещей, сделать прогноз на будущее, разработать стратегические и текущие планы маркетинговой деятельности.

Когда идет речь о контроле маркетинговых стратегиях, то следует разделять их на два типа систем контроля[38]:

1. Системы стратегического контроля отслеживают состояние окружающей среды организации, действия конкурентов, контактные аудитории, стильные и слабые стороны организации и ее перспективные показатели.

2. Система тактического контроля следят за ежедневной работой с целью уточнения текущих маркетинговых усилий.

К системе тактического контроля относят оценка доходов организации и оценка удовлетворенности клиента. Для коммерческих организаций, целью которых является получение какого-либо рода прибыли, тремя инструментами контроля являются: анализ прибыли, анализ доли рынка и анализ соотношения расходов на маркетинг к объему продаж. Для некоммерческих организаций, не занимающихся продажами или не получающих прибыль, необходимы другие инструменты контроля.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.