|
График 4.1. График обнаружения «щелей» для прорыва
Параллельно с GAP-анализом следует проводить и финансовый анализ каждой «щели».
Анализ потенциала рынка
Информация, нужная для анализа потенциала рынка различается для разных предприятий и отраслей. В общем случае можно включить, например, такие пункты:
Общая характеристика рынка:· Барьеры на входе на рынок, · Возможность появления новых товаров и услуг, способных заменить имеющиеся на рынке
Количественные данные о рынке: · Емкость рынка, · Структура рынка, ·Динамика развития рынка, · Динамика изменения спроса
Качественные данные о рынке: · Характеристики потребителей товаров и услуг, · Структура потребностей в товарах и услугах, · Мотивы приобретения товаров и услуг, · Процесс приобретения товаров и услуг, · Отношение к информации о товарах и услугах
Покупатели: · Количество покупателей, · Виды / размеры покупателей, · Особенности отдельных видов покупателей, · Степень удовлетворенности покупателей имеющимся предложением товаров и услуг.
Конкуренты: · Количество конкурентов, · Виды / размеры конкурентов, · Определимые стратегии конкурентов, · Сильные и слабые стороны конкурентов, · Характер и интенсивность конкуренции, · Степень удовлетворенности потребностей покупателей конкурентами.
Диаграмма Венна для анализа конкурентов
Анализ профиля фирмы
Профиль организации составляется в виде таблицы, в которую заносятся все факторы среды, а затем каждому фактору дается экспертная оценка в баллах по шкале:
А (Важность для отрасли):
1 — малозначимый,
2 — умеренная важность,
3 — очень важный.
Б (Влияние на фирму):
1 — слабое,
2 — умеренное,
3 — сильное
В (Направленность влияния):
0 — влияние отсутствует,
–1 — негативное,
+1 — позитивное.
Г — интегральная оценка= АхБхВ показывает степень важности фактора для организации.
Таблица определения профиля организации
Факторы среды
| А
| Б
| В
| Г
| 1. Внешняя среда
| — Социальные факторы (и т.д. – по STEP-анализу)
|
|
|
|
| 2. Непосредственное окружение (макросреда)
| — Покупатели / Потребители
|
|
|
|
| — Конкуренты
|
|
|
|
| — Посредники
|
|
|
|
| 3. Внутренняя среда (микросреда)
| — Кадровый срез
|
|
|
|
| — и т.д. по срезам (см. на следующей странице)
|
|
|
|
|
Анализ внутренней среды
Внутренняя среда представлена несколькими срезами.
Срезы внутренней среды- набор ключевых процессов и элементов, состояние которых в совокупности определяет потенциал и возможности фирмы:
1. Кадровый срез:
· Включает:
- взаимодействие менеджеров, преподавателей и сотрудников;
- найм, обучение и продвижение кадров;
- оценку результатов труда и стимулирование;
- создание и поддержание отношений между работниками.
· Ключевые вопросы:
- Какой стиль управления использует руководство?
- Насколько квалификация менеджеров, отвечающих за развитие фирмы, позволяет им справляться с основными функциями управления?
- Соответствует ли квалификации сотрудников технологиям и будущим потребностям фирмы?
- Каковы мотивы работы сотрудников, административно-управленческого персонала, отвечающего за развитие?
- Какова политика оплаты труда по сравнению с другими конкурентами?
- 2. Организационный срез
· Включает:
- коммуникационные процессы;
- организационные структуры;
- нормы, правила, процедуры;
- иерархию подчинения.
· Ключевые вопросы:
- Четко ли распределены в фирме права и обязанности?
- Существует ли в фирме практика уменьшения управленческих издержек (например, за счет рационализации системы документооборота, организационной структуры)?
- Эффективно ли взаимодействие различных структурных подразделений по достижению целей развития?
Операционный срез
· Включает:
- создание товаров и услуг;
- снабжение;
- обслуживание техники и оборудования;
- осуществление НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы).
· Ключевые вопросы:
- Соответствуют ли технологии и оборудование конкурентным требованиям сегодняшнего дня? Являются ли они современными или морально устарели?
- Насколько эффективно используются техника и оборудование, есть ли недогрузка и существуют ли возможности для расширения спектра выпуска товаров и услуг?
- Какова отдача от исследований и разработок? Приводят ли НИОКР к созданию принципиально новых продуктов?
- Каковы правовые формы защиты продукта ОУ и как они используются?
Маркетинговый срез
· Включает 4-7 составляющих (4Р или 7Р):
- товарная политика;
- ценовая политика;
- дистрибутивная политика (распределение);
- коммуникативная политика (продвижение);
- человеческие ресурсы (люди);
- материальные свидетельства;
- процессы (см. Расширенный маркетинг-микс)
· Ключевые вопросы:
- Что является сильными и слабыми сторонами товаров и услуг фирмы?
- Является ли фирма ценовым лидером или ценовым последователем?
- Какую долю рынка и насколько твердо удерживает фирма? Каковы тенденции в изменении доли рынка?
- Имеются ли возможности для выхода на рынок с новыми продуктами и для освоения новых рынков?
- Обеспечивают ли проводимые исследования рынка необходимой информацией?
Финансовый срез
· Включает:
- поддержание ликвидности;
- обеспечение прибыльности;
- создание инвестиционных возможностей.
· Ключевые вопросы:
- Каковы тенденции в изменении финансовых показателей ОУ (ЦДО)?
- Какой процент прибыли обеспечивается отдельными подразделениями ОУ, в том числе отвечающими за СОО?
- Достаточно ли осуществляется капитальных затрат для обеспечения будущих потребностей развития СОО?
- Относятся ли финансовые институты с должным уважением к руководству ОУ?
- Обеспечивает ли менеджмент рациональную налоговую политику?
Организационная культура
· Ключевые вопросы:
- Осознание себя и своего места в ОУ;
- Коммуникационную систему и язык общения;
- Ценности и нормы, принятые в ОУ;
- Верования и отношение к чему-либо;
- Процесс развития работника;
- Трудовая этика и мотивирование.
- Осознание времени, отношение к нему и его использование;
- Взаимоотношения между людьми в ОУ.
Весь фактологический материал, собранный в процессе анализа среды, требует обобщения. Его можно осуществить с помощью таких методов исследования среды, как SWOT-, STEP-анализ, составление профиля организации
Таблица 1. Устойчивые конкурентные преимущества
№
| УКП
| В России
| В США
| Всего
| Пром-сть
| Строит-во
| Услуги
| Торговля
| Всего
| IT
| Услуги
| Другие
|
| Репутация производителя высококачественной продукции
| 54,3
| 71,4
| 100,0
| 27,3
| 43,8
| 34,3
| 38,2
| 44,2
| 13,4
|
| Обслуживание покупателей / техническая поддержка
| 21,7
| 14,3
| 20,0
| 18,2
| 31,3
| 31,5
| 33,8
| 35,4
| 22,4
|
| Узнаваемость марки / заметная позиция
| 37,0
| 35,7
| 20,0
| 36,4
| 43,8
| 28,6
| 11,8
| 37,2
| 31,3
|
| Квалифицированные менеджеры и инженерно-технические работники
| 39,1
| 50,0
| 60,0
| 27,3
| 31,3
| 26,2
| 25,0
| 38,1
| 7,5
|
| Низкие издержки производства
| 10,9
| 21,4
| 20,0
| 9,1
| 0,0
| 21,4
| 25,0
| 13,3
| 31,3
|
| Финансовые ресурсы
| 13,0
| 14,3
| 40,0
| 18,2
| 0,0
| 20,6
| 16,2
| 23,0
| 20,9
|
| Ориентация на покупателя/обратная связь/исследования рынка
| 21,7
| 21,4
| 0,0
| 27,3
| 25,0
| 19,4
| 19,1
| 23,0
| 13,4
|
| Широта товарной линии
| 23,9
| 14,3
| 0,0
| 9,1
| 50,0
| 19,0
| 16,2
| 20,4
| 19,4
|
| Техническое превосходство
| 6,5
| 14,3
| 20,0
| 0,0
| 0,0
| 18,5
| 44,1
| 6,2
| 13,4
|
| Большое число удовлетворенных покупателей
| 26,1
| 28,6
| 0,0
| 45,5
| 18,8
| 18,1
| 27,9
| 19,5
| 6,0
|
| Сегментирование / фокусирование
| 19,6
| 21,4
| 40,0
| 9,1
| 18,8
| 18,1
| 10,3
| 19,5
| 23,9
|
| Характеристики товара / дифференциация
| 15,2
| 21,4
| 0,0
| 18,2
| 12,5
| 14,9
| 17,6
| 13,3
| 14,9
|
| Непрерывные товарные инновации
| 21,7
| 21,4
| 20,0
| 18,2
| 25,0
| 14,1
| 17,6
| 15,0
| 9,0
|
| Доля рынка
| 28,3
| 28,6
| 20,0
| 27,3
| 31,3
| 14,1
| 17,6
| 12,4
| 13,4
|
| Размер/расположение дистрибьюторов
| 2,2
| 7,1
| 0,0
| 0,0
| 0,0
| 13,7
| 14,7
| 9,7
| 19,4
|
| Низкая цена/ценное предложение
| 30,4
| 28,6
| 40,0
| 27,3
| 31,3
| 12,9
| 8,8
| 17,7
| 9,0
|
| Знание бизнеса
| 13,0
| 7,1
| 20,0
| 18,2
| 12,5
| 12,5
| 2,9
| 22,1
| 6,0
|
| Пионер / ранний игрок в отрасли
| 30,4
| 28,6
| 40,0
| 27,3
| 31,3
| 11,3
| 16,2
| 9,7
| 9,0
|
| Эффективное, гибкое производство/адаптация к запросам покупателей
| 13,0
| 14,3
| 0,0
| 9,1
| 18,8
| 10,1
| 5,9
| 15,0
| 6,0
|
| Эффективный торговый персонал
| 2,2
| 0,0
| 0,0
| 0,0
| 6,3
| 9,3
| 14,7
| 8,0
| 6,0
|
| Общие маркетинговые навыки
| 4,3
| 14,3
| 0,0
| 0,0
| 0,0
| 9,3
| 10,3
| 8,0
| 10,4
|
| Общее видение / культура
| 2,2
| 7,1
| 0,0
| 0,0
| 0,0
| 8,9
| 7,4
| 11,5
| 6,0
|
| Стратегические цели
| 2,2
| 7,1
| 0,0
| 0,0
| 0,0
| 8,9
| 8,8
| 6,2
| 13,4
|
| Известная, влиятельная материнская компания
| 30,4
| 28,6
| 40,0
| 27,3
| 31,3
| 8,1
| 10,3
| 6,2
| 9,0
|
| Расположение
| 19,6
| 28,6
| 0,0
| 27,3
| 12,5
| 8,1
| 0,0
| 8,8
| 14,9
|
| Эффективная реклама / высокий имидж фирмы
| 8,7
| 7,1
| 20,0
| 9,1
| 6,3
| 6,9
| 7,4
| 5,3
| 9,0
|
| Предприимчивость / инициатива
| 6,5
| 0,0
| 0,0
| 0,0
| 18,8
| 4,4
| 4,4
| 2,7
| 7,5
|
| Хорошая координация действий
| 4,3
| 0,0
| 20,0
| 0,0
| 6,3
| 4,0
| 4,4
| 1,8
| 7,5
|
| Технические ИИР
| 8,7
| 14,3
| 0,0
| 9,1
| 6,3
| 4,0
| 11,8
| 1,8
| 0,0
|
| Краткосрочное планирование
| 4,3
| 7,1
| 20,0
| 0,0
| 0,0
| 3,2
| 2,9
| 0,9
| 7,5
|
| Хорошие отношения с дистрибьюторами
| 10,9
| 21,4
| 0,0
| 9,1
| 6,3
| 2,8
| 2,9
| 3,5
| 1,5
|
| Другие
| 2,2
| 0,0
| 0,0
| 0,0
| 6,3
| 12,5
| 8,8
| 17,7
| 7,5
| | Всего опрошенных:
| 100,0
| 100,0
| 100,0
| 100,0
| 100,0
| 100,0
| 100,0
| 100,0
| 100,0
| Схема: Модель Майкла Портера "Пять угроз"
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|