Сделай Сам Свою Работу на 5

Психологическая теория принятия решений.





Первое направление содержит аппарат, использования которого дает возможность ответить на вопросы, как принимать рациональные решения, какие решения оптимальны. Благодаря исследованиям этого направления ученными разработана классификация решений в зависимости от классификационного признака и вида решения, а также установлены возможности системного анализа в подготовке и принятии маркетинговых решений.

Принятие решений предполагает подготовку ответов на целый ряд вопросов:

- что делать (количество и качество объекта);

- с какими затратами (ресурсы);

- как делать (по какой технологии);

- когда делать (сроки);

- для кого делать (потребители);

- где делать (место);

- что это дает (экономический, социальный, экологический, технический эффекты).

При организации процесса маркетингового решения необходимо учитывать принципы: 1) пропорциональности, 2) непрерывности, 3) параллельности, 4) прямоточности, 5) ритмичности, 6) гибкости.

В целях обеспечения высокого качества и эффективности маркетинговых решений также необходимо соблюдать ряд условий:

- применять научные подходы и основы принятия решений;



- изучать влияние экономических законов на эффективность маркетинговых решений;

- обеспечивать качественной информацией;

- использовать все применяемые и полезные с точки зрения эффективности методы и приемы;

- соблюдать правовую защиту применяемого решения;

- обеспечивать многовариантность решений;

- использовать новейшие информационные технологии;

- внедрять эффективные системы ответственности и стимулирования;

Приведение, а затем принятие альтернативных маркетинговых вариантов решений следует осуществлять, учитывая следующие факторы:

- время; - качество объекта; - объем производства (сбыта);

- уровень освоенности продукции;

- метод получения информации для принятия решения;

- условия среды применения и эксплуатации объекта;

- инфляция; - риск и неопределенность.

И, наконец. Для обеспечения сопоставимости альтернативных вариантов маркетингового решения следует соблюдать следующие:

1. альтернативных вариантов должно быть не менее трех;

2. в качестве базового варианта решения должен приниматься наиболее поздний по времени вариант решения;



3. альтернативные варианты должны разрабатываться с учетом условий обеспечения высокого качества и эффективности маркетингового решения;

4. для повышения качества и снижения затрат следует использовать современные средства информационного обеспечения в процессе принятия решения.

1.3. Комплекс маркетинга и
маркетинговое управление в системе
предпринимательства

По сути, в данном вопросе следует обратить внимание на комплекс маркетинговых воздействий, функций в ходе принятия решений.

Комплекс маркетинга (или маркетинг-микс) – это современный рецепт – маркетинг, использование которого позволяет предприятию наилучшим образом удовлетворять потребности целевых рынков и адаптироваться к возможным возмущениям окружающей среды. Простейшая структура рецепта маркетинга требует проведения скоординированных мероприятий в области товарной, ценовой, сбытовой и коммуникативной политики (известная формула 4Р- product; price; place; promotion).

Однако существуют и другие концепции, которые дают расширительный список «Р» - «people», «public relations», «politics» и т.д.

Несмотря на некоторую ограниченность применения, модель «4Р» сыграла прогрессивную роль в формировании теории и развития практики маркетинга, особенно потребительских товаров в упаковке.

В российских условиях маркетинг–микс также применим, ибо мы должны осваивать самое передовое, а не осваивать все передовое на своем опыте эволюционирующихся рыночных отношений.

Маркетинг–микс, являясь комплексной программной мероприятий по продвижению товаров и услуг от продавца до конечного потребителя, выступает как инструмент оптимального размещения ресурсов в системе планирования маркетинга и менеджмента.



Развитие теории и практики маркетинг–микса и на его основе планирования маркетинговых мероприятий явилось отправной точкой формирования теории, методологии и методов организации маркетингового менеджмента или маркетинга – менеджмента.

Маркетинг, рассматриваемый до середины 80-х годов только как способ распределения и продажи товаров, стал тормозом в условиях развитой конкуренции, формирования сети рынков товаров и услуг, создания коммуникативных взаимосвязей в системе взаимодействия субъектов маркетинговой системы. Требование экологичности и социальной направленности маркетинговых процессов еще более ограничило применение сбытовой направленности концепции управления маркетингом. Это означает, что наряду с подфункциями сбыта, рекламы, распределения, и ценообразования в сфере маркетинговой деятельности выделилась и сформировалась интегрирующая функция маркетинга – управление всей системой маркетинга на каждом иерархическом уровне функционирования экономики. Впервые об этом заговорил еще в 1982 году Пол Андерсон в журнале: «Jornal of marketing» №2 в статье: «Marketing. Strategic Planning and Theory of firm». Он писал, что руководство фирмы должно больше прислушиваться маркетинговым анализам, планированию и принятия решений, должны быть привержены маркетинговому управлению всей фирмой.[8]

Н. Борден отмечает о 12 важнейших элементов, (подробно в 10.3 настоящей кн.) используемых для разработки маркетинговых программ:

Товар.

Ценообразование

Торговая марка.

Каналы распределения.

Деятельность торговых представителей

Реклама.

Продвижение

Упаковка.

Демонстрация товара

Обслуживание

Материальная обработка

12.Поиск и анализ данных.[9]

1.4. Маркетинг-микс и маркетинговый
менеджмент организации

Впервые понятие «маркетинг-микс» было озвучено президентом американской маркетинговой ассоциации Нилом Борденом (Neil Borden) в 1953 году, а настоящее формирование и развитие понятие получило, начиная с 1960 года. Появились различные интерпретации и не только на базе классификации «4Р», предложенной Э.Дж. Мак-Карти в 1960 г.

Концепция маркетинга-микса определяется набором «контролируемых инструментов, вмешивающихся в природу спроса, которые можно объединять в рамках маркетинговой программы, используемой фирмой (или какой-либо организацией) для достижения определенного уровня и характера реакции со стороны целевого рынка» Таким образом, маркетинг включает инструменты, которые в большей или меньшей степени влияют на спрос, например, цена товара или способ организации рекламной компании. Так, цена оказывает воздействие на спрос в зависимости от типа товара и типа рынка.

Маркетинг-микс (или комплекс маркетинга) – это комплексная система маркетинговой деятельности фирмы; это набор маркетинговых инструментов, которые используются фирмой для решения маркетинговых задач на целевом рынке. Она включает структуру маркетинга, элементы маркетинга и/или его систему, а также структуру расходов на сам маркетинг и весь комплекс программ по продвижению товаров или услуг от производителя до потребителя.

Маркетинг-микс (структура маркетинга) – 1) структура маркетинга; компоненты, элементы системы маркетинга; процессы, составляющие маркетинг; 2) структура расходов по маркетингу; 3) рецепт маркетинга; комплексная программа по продвижению товаров или услуг от продуцента до конечного потребителя.

Инструменты маркетинг-микс обычно комбинируются с целью обеспечения определенного характера и уровня спроса, который организация считает желанным для достижения её основополагающих целей. Для их реализации создание спроса является промежуточной задачей. Например, чтобы максимизировать долгосрочную прибыль, организация может стимулировать спрос путем разработки высококачественных товаров, обладающих уникальными характеристиками. Производство таких товаров ориентируется на сегмент преуспевающих покупателей, которые готовы заплатить высокую цену, обычно совершают покупки в бутиках высокого класса и, скорее всего, читают рекламу в эксклюзивных журналах. Инструменты маркетинга-микса, однако, существуют не только для стимулирования спроса, но также и для снижения – этот подход называется «демаркетингом». (Kotler and Levy, 1971).

На протяжении нескольких лет было сформировано несколько альтернативных классификаций маркетинга-микс, которые часто отражали особенности конкретной сферы его применения. В большинстве случаев эта адаптация была проведена путем добавления одного или нескольких «Р» к мнемоническому[10] списку четырех «Р» Мак-Карти.

Понятие «менеджмент» включает четыре ключевые экономические функции: планирование, организация, мотивация, контроль; это также не только совокупность принципов, методов, средств и форм управления предприятиями (организациями), но и один из факторов производства наряду с трудом, землей, капиталом и технологией, как проявление особого рода искусства управлять (предпринимательский талант).

Современный менеджмент с маркетинговой начинкой (или маркетинго-ориентированный менеджмент) – это особый род инновационной управленческой деятельности; это практика творческого управления и человеческой мысли по организации и применению новых и нестандартных методов руководства, оптимальных форм организации, мест размещения, размеров, времени действия, сочетания факторов, а также приемов и методов во внешнем проявлении; это также особый род деятельности собственного или наемного труда с широким спектром и кругом экономических, правовых, организационных, коммуникационных и психологических аспектов, направленных на повышение эффективности производства и увеличение прибыли.[11]

Менеджмент маркетинга (или маркетинговое управление)Ф. Котлеромопределяется как процесс планирования и реализации политики ценообразования, продвижения и распределения идей, продуктов и услуг, направленный на осуществление обменов, удовлетворяющих как индивидов, так и организаций.[12] Поэтому возникает такое расширенное определение, где две ключевые экономические функции менеджмента также имеют существенное дополнение здесь, т.е., маркетинговое управление – это процесс, включающий анализ, планирование, реализацию планов и контроль; его основная задача состоит в достижении чувства удовлетворения всеми участвующими в нем сторонами. Ф. Котлер прямо указывает на то, что маркетинговое управление есть управление спросом. Управление маркетингом направлено на решение задачи взаимодействия на уровень, временные рамки и структуру спроса таким образом, чтобы организация достигла поставленной цели. [Там же с. 57]

Более широкая и полная трактовка маркетингового менеджмента представлено Б.Г. Багиевым: «Маркетинг–менеджмент – это управленческая деятельность, связанная осуществлением планирования, организации, координации, контроля, аудита и стимулирования мероприятий по интенсификации процесса формирования и воспроизводства спроса на товары и услуги, увеличению прибыли».[13]

Маркетинго-ориентированный менеджмент в целом выступает средством интенсификации управления спросом, не только понимание его как философия бизнеса, но и также через понимания его как «генератора» новых потребительских ценностей и их стимулятором на пути к покупателю.

Маркетинго-ориентированный менеджмент как функция должна рассматриваться не только во взаимосвязи с задачами в рамках процесса маркетинга, но и с задачами по руководству людьми и коллективом, ответственными за достижения целей фирмы.

Таким образом, маркетинг–менеджмент интегрирует функциональный и институциональный смысл управления маркетинговой деятельностью на всяком иерархическом уровне социально – экономической системы.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы принципиальные подходы к определению понятия «маркетинг»?

2. Чем отличается функциональное определение маркетинга от политэкономического?

3. Почему маркетинг был назван ключевым фактором современного предпринимательства?

4. Что включают теоретические, а что концептуальные основы маркетинга. Перечислите 3 – 4 принципа маркетинга и проверьте на соответствие концептуальному определению маркетинга.

5. Что такое процесс маркетинга?

6. Почему имеются национальные (страновые) различия в маркетинге.

7. Что такое комплекс маркетинга или маркетинг-микс?

8. Охарактеризуйте связь маркетинга и менеджмента.

 

Литература

1. Багиев Л.Г., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг: Учебник для вузов / Под общ. ред. Г.Л.Багиева. 3-е издание. – СПб.: Питер, 2008. — 736 стр.

2. Волкова Л.А., Идрисов Маркетинг: Теория и практика в российской перспективе. – Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1997.

3. Волкова Л.А. Ключевые термины и понятия// www.m-arket.narod.ru/

4. Голубков Е.П. и др. Маркетинг: выбор лучшего решения/ Е.П. Голубков, Е.Н. Голубкова, В.Д. Секерин. - М.: Экономика, 1993. 11-13.

5. Дойль П. Маркетинг-менеджмент и стратегии /Пер. с англ. Под ред. Ю. Н. Каптуревского. – СПб.: Питер, 2006.

6. "Классика маркетинга: Сборник работ, оказавших наибольшее влияние на маркетинг" /Пер. с англ. под ред. Ю.Н.Каптуревского. – СПб.: Питер, 2001.

7. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс. – СПб.: Питер, 2006.

8. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. – СПб.: Питер, 2005.

9. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 1990.

10. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива /Пер. с франц. – СПб.: Наука, 1996. 589 с.

11. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок: Стратегический и операционный маркетинг / Пер. с англ. под ред. В.Б.Колчанова. — СПб.: Питер, 2008. – 720 с.

12. Маслова Т. Д., Божук С. Г., Ковалик Л. Н. Маркетинг. – СПб.: Питер, 2008. — 304 с.

13. Панкрухин А.П. Маркетинг: учеб.для студентов, обучающихся по специальности 088111 – «Маркетинг»/ А.П. Панкрухин. – 5-е изд., стер. Москва: Омега-Л, 2007. – 656 с.

14. Райс Э., Траут Дж. Маркетинговые войны /Пер. с англ. – СПб.: Питер Ком, 2008.

15. Третьяк О.А. Маркетинг: взаимосвязь производства, торговли и потребления. - СПб: Издательство СПб университета, 1992.

16. Эванс Дж.Р., Берман Б. Маркетинг. - М.: Экономика, 1990.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.