Эволюция маркетинга как теории и практики.
Волкова Л.А.
Идрисов Ш.А.
МАРКЕТИНГ: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Махачкала 2010
УДК 339.13(075)
ББК 67.010.63я7
Издается в соответствии с планом учебно-методической работы кафедры «Экономических дисциплин» ИФ ДГУ
Волкова Л.А., Идрисов Ш.А. Маркетинг: учебное пособие. – Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2010. - С. 310.
Данное издание рассчитано на студентов вузов и колледжей. В нем рассмотрены ключевые темы основ, механизма и стратегии маркетинга организации. Не остались в стороне и современные веяния в методологии и сферы применения маркетингового инструментария.
Издание соответствует современному Государственному образовательному стандарту РФ разделу ОПД. Ф.03, ОПД.Ф.00. «Федеральный компонент», куда также вошли наиболее популярные направления и темы, которые читаются авторами вот уже 17 лет в различных вузах Санкт-Петербурга, Москвы, Ессентуки и Махачкалы.
Для студентов, аспирантов, преподавателей, специалистов по маркетингу, а также для широкого круга читателей, интересующихся проблемами маркетинга.
Рецензенты:
доктор экон. наук. С.А. Белозеров (Санкт-Петербургский государственный университет);
доктор экон. наук. А.Н. Дубянский (Санкт-Петербургский государственный университет);
к.э.н., доцент Г.В. Гиенко (Петрозаводский государственный университет);
к.э.н., доцент Муталимов В.А. (Дербентский филиал ДГУ).
Редакторы издания:
Балыбердин А.П. и Магомедов А.А.
Содержание
Введение. 5
Тема 1. Маркетинг в современной теории и практике. 8
1.1 Эволюция маркетинга как теории и практики. 8
1.2. Маркетинг как функциональный непрерывный процесс организации, планирования, управления и контроля в системе менеджмента. 16
1.3. Комплекс маркетинга и маркетинговое управление в системе предпринимательства 23
1.4. Маркетинг-микс и маркетинговый менеджмент организации. 26
Вопросы для самоконтроля. 30
Литература. 30
Тема 2. Система маркетинга и маркетинговая среда. 32
2.1. Комплекс рынков и определение маркетинговой среды.. 32
2.2. Определение маркетинговой среды.. 35
2.3. Сферы применения маркетинговой деятельности. 44
2.4. Элементы и система маркетинга. 55
Вопросы для самоконтроля: 60
Литература. 61
Тема 3. Сущность и последовательность проведения маркетинговых исследований 62
3.1. Сущность и основы проведения маркетинговых исследований. 62
3.2. Последовательность проведения маркетингового исследования. 68
Вопросы для самоконтроля: 80
Литература. 81
Тема 4. Методы маркетингового исследования. 82
4.1. Методы стратегического анализа. 82
4.2. Методы маркетинговых исследований. 110
4.3. Маркетинговая разведка и бенчмаркинг. 119
Вопросы для самоконтроля. 123
Литература. 124
Тема 5. Маркетинговая политика и маркетинговое планирование 125
5.1. Маркетинговая политика в стратегии фирмы.. 125
5.2. Сущность маркетингового планирования. 135
5.3. Стратегия и тактика маркетингового планирования. 137
5.4. Бюджет маркетинга. 140
Вопросы для самоконтроля: 143
Литература. 144
Тема 6. Направления и методы маркетингового воздействия. 145
6.1. Направления маркетингового воздействия. 145
6.2. Система методов маркетингового воздействия. 150
6.3. Контроллинг и контроль в системе маркетинговых решений и воздействий 156
6.4. Оценка и аудит маркетинга. 161
Вопросы для самоконтроля: 164
Литература. 165
Тема 7. Товар в системе маркетинга. 166
7.1. Товар в системе маркетинга. 166
7.2. Товарное воздействие на различных стадиях жизненного цикла товара 168
7.3. Конкурентоспособность товара. 177
7.4. Управление торговой маркой. 180
Вопросы для самоконтроля: 183
Литература. 183
Тема 8. Дифференцирование и позиционирование рыночного предложения товара 185
8.1. Дифференцирование и приемы конкурентного позиционирования. 185
8.2. Разработка стратегии позиционирования. 192
8.3. Карты конкурентного позиционирования. 198
Вопросы для самоконтроля: 201
Литература. 202
Тема 9. Маркетинговое ценообразование и его методы.. 203
9.1. Сущность ценовой политики и ценовой стратегии. 203
9.2. Политика ценовых воздействий. 206
9.3. Ценовая эластичность. 210
9.4. Ценовые стратегии. 213
Вопросы для самоконтроля: 217
Литература. 218
Тема 10. Маркетинг взаимодействия: основы принятия маркетинговых решений в сбытовых и логистических системах. 219
10.1. Цели, задачи и основные элементы политики распределения. 220
10.2. Каналы и пути распределения. Работа с посредниками и организация эффективных связей 223
10.3. Стимулирование и продвижение товара. ATL и BTL.. 232
10.4. Каналы продвижения: Тяни–Толкай (Pull-Push) 237
10.5. Маркетинг-логистика: понятия, виды, основные цели. 247
Вопросы для самоконтроля: 257
Литература. 258
Тема 11. Коммуникативная политика маркетинга и организация рекламной деятельности фирмы 259
1. Коммуникативная политика в системе маркетинга: сущность, виды, мотивация коммуникативных процессов 259
2. Реклама в системе маркетинга. 263
3. Прямой и многоуровенный маркетинг. 266
4. Мультимедиотехнологии в коммуникативной политике маркетинге. 272
Вопросы для самоконтроля: 276
Литература. 276
Тема 12. Интернет-маркетинг. 278
1. Маркетинг в интернете. 278
2. Процедура разработки и затраты на ведение сайта. 285
Вопросы для самоконтроля: 288
Литература. 288
Тема 13. Государственный маркетинг и маркетинг территорий 290
1. Принципы построение государственного маркетинга: сущность, цели и функции 290
2. Маркетинг в системе государственных служб. 293
3. Маркетинг территорий. 296
Вопросы для самоконтроля: 308
Литература. 308
Введение
Дисциплина «Маркетинг» изучается на третьих курсах экономических факультетов вузов дневной и заочной формы обучения. Курс охватывает широкий круг вопросов теории и практики новой философии рыночного управления, как подсистемы менеджмента.
Маркетинговая ориентация российского предпринимательства стала неотъемлемой частью бизнеса и на всех уровнях рыночного управления. Инструментарии маркетинга стали применяться в государственной и муниципальной системе управления, в политических продвижениях партийных и национальных лидеров, в продвижении знаменитостей и новых имён в средствах масс-медиа.
Маркетинг в своей специфически функциональной определенности напрямую выходит на проблемы обеспечения максимально возможной сбалансированности спроса и предложения на рынке. Маркетингслужит инструментом приведения в соответствие потребностей и производства. Маркетинг обеспечивает обоюдовыгодные отношения потребителя и производителя на рынке, следовательно, и определять содержание понятия «маркетинг» необходимо, как экономическую категорию. Поэтому, исходя из этих позиций, МАРКЕТИНГ - это совокупность производственных отношений между потребителями и производителями товаров и услуг по поводу обеспечения сбалансированности спроса и предложения на рынке с целью максимизации прибыли производителя и наиболее полного удовлетворения потребностей общества.
Будучи проявлением закона спроса и предложения, маркетинговые отношения имеют собственные специфические черты, которые не позволяют смешивать их с другими отношениями рыночного хозяйства.
Маркетинговая концепция может быть применена во всей функциональной бизнес деятельности: производство, допроизводственные исследования, разработка продукции, реклама, продвижение товара, формирование и стимулирование сбыта, послепродажное обслуживание, реакция к потребительским запросам и формирование новых потребительских свойств и качеств изделий, постоянное исследование и анализ потребительских рынков, клиентов, конкурентов и многое-многое другое. Маркетинговая концепция всё более и более завоёвывает непроизводственные, неприбыльные, общественно-политические и культурно-массовые сфере деятельности.
Курс «маркетинг»входит в состав общепрофессиональных дисциплин на экономических факультетах за исключением управленческих специальностей и «коммерция», как специальная дисциплина, однако и для них в Госстандарте учебная программа представляется сильно усечённой.
ОПД[1].Ф.03.
ОПД.Ф.00. Федеральный компонент «МАРКЕТИНГ»
Понятие и сущность маркетинга, его цели, принципы и функции; информационное обеспечение маркетинга на базе мировых информационных ресурсов; стратегия и система маркетинга; их особенности в России; исследования рынка; разработка продукции; особенности ценообразования в маркетинге; продвижение продукции; реклама; маркетинговый контроль; маркетинг в системе контроллинга; организация и деятельность маркетинговой службы предприятия; маркетинговые коммуникации; международный маркетинг; специфика маркетинговой деятельности российских предприятий на внешних рынках.
Представленное нами учебное пособие соответствуют основам нового Государственного образовательного стандарта Министерства образования РФ для специальностей 08.00.10. – «Финансы, денежное обращение и кредит», 52.16.00. –«Бухгалтерский учёт», 06.04.00. – «Финансы и кредит», трудоёмкостью курса 76 часов, где аудиторных – 50 часов, из них – 34 лекционных и - 16 семинарских. Учебное пособие также приемлемо и для специальностей с 34 часовой нагрузкой практических занятий, т.е. 34 лекционных и 34 часа практических. Например, для специализаций теоретических и управленческих специальностей экономических факультетов таких, как: 06.07.00. – «Национальная экономика» со специализацией (экономика и право), 06.01.00.- «Теоретическая экономика», 06.14.00. – «Коммерция и маркетинг», специальности 08.81.11 – «Маркетинг, 06.11.00 – «Менеджмент», 06.10.00. – «Государственное и муниципальное управление», 06.12.00 – «Менеджмент в социальной сфере», 07.19.00 – «Информационные системы в экономике», 06.02.00 – «Экономика и социология труда». Также пособие соответствует программам в подготовке бакалавров по направлениям специализаций: 06.03. – «Финансы», 06.04. – «Банковское дело», 06.01. –«Экономика, бухгалтерский учёт и контроль», 06.02. – «Менеджмент».
Практические занятия предполагают использование традиционных и специальных активных методов изучения курса: семинаров-тренингов, применение персональных папок задания и методических рекомендаций для деловых игр. В практических заданиях также предусмотрена имитация ситуационных задач для их ролевого разрешения в определенной структуре маркетинга в соответствующей моделью менеджмента организации (предприятия).
Тема 1. Маркетинг в современной теории и практике
Эволюция маркетинга как теории и практики.
1.2. Маркетинг как непрерывный начальный процесс организации, планирования, управления и контроля в системе менеджмента.
1.3. Комплекс маркетинга и маркетинговое управление в системе предпринимательства.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|