Международное сотрудничество в борьбе с преступностью
Интернационализация и глобализация современной жизни имеет не только позитивные, но и негативные последствия. В их числе -преступность и распространение ее типичных закономерностей, тенденций и форм на различные регионы и страны. А это требует объединения усилий по борьбе с преступностью, поскольку противодействовать ее транснациональной составляющей на уровне отдельных государств практически невозможно.
Международное сотрудничество в борьбе с преступностью в свою очередь нуждается в наличии правового, организационного и научного обеспечения.
После Второй мировой войны, когда и национальная, и транснациональная преступность стала интенсивно расти, криминологическая обстановка в мире, и особенно в североамериканском и европейском регионах, потребовала неотложных согласованных мер. Расширение международного сотрудничества в этой области стало неизбежным. А оно может быть осуществлено лишь при наличии координирующих международных организаций. Эту функцию взяли на себя ООН, Интерпол, неправительственные международные организации.
Организация Объединенных Нацийсоздана в октябре 1945 г. По Уставу на нее возложена ответственность за международное сотрудничество между государствами по всем актуальным проблемам. Непосредственно вопросами сотрудничества стран в борьбе с преступностью занимается один из главных органов ООН - - Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), в структуре которого в 1950 г. был учрежден Комитет экспертов по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. В 1971 г. он был преобразован в Комитет по предупреждению преступности и борьбе с ней, в 1993 г. - - в более высокий по статусу орган - Комиссию по предупреждению преступности и уголовному правосудию.
Комиссия (комитет) представляет ЭКОСОС рекомендации и предложения, направленные на более эффективную борьбу с преступностью и гуманное обращение с правонарушителями. Генеральная Ассамблея, кроме того, возложила на этот орган функции подготовки один раз в 5 лет конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.
Конгрессы ООН играют основную роль в выработке международных правил, стандартов и рекомендаций по предупреждению преступности и уголовному правосудию. К настоящему времени было
проведено 10 конгрессов, решения которых существенно продвинули вопросы международного сотрудничества на надежной научной и правовой базе.
Конгрессы ООН проходили:
Первый - - в Женеве в 1955 г.; Второй по приглашению правительства Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии — в Лондоне в 1960 г.; Третий по приглашению правительства Швеции — в Стокгольме в 1965 г.; Четвертый по приглашению правительства Японии - - в Киото в 1970 г.; Пятый состоялся во Дворце Наций в Женеве в 1975 г.; Шестой по приглашению правительства Венесуэлы - - в Каракасе в 1980 г.; Седьмой по приглашению правительства Италии — в Милане в 1985 г.; Восьмой по приглашению правительства Кубы — в Гаване в 1990 г.; Девятый по приглашению правительства Египта — в Каире в 1995 г.; Десятый состоялся в Венском Международном центре в Вене в 2000 г.
Первые конгрессы позволили ООН играть ключевую роль в выработке, принятии и реализации важных международно-правовых документов, обобщающих применение норм и стандартов уголовного правосудия.
Из огромного перечня таких документов назовем лишь некоторые:
— принятые Первым конгрессом Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, которые были развиты в резолюции Генеральной Ассамблеи в 1990 г. и в приложении к ней, где были сформулированы основные принци пы обращения с заключенными;
— Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, который рассматривался на Пятом конгрессе и после соответствующей доработки в 1973 г. был принят Генеральной Ассамблеей;
— Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, которая обсуждалась на Пятом конгрессе и по его рекомендации в 1975 г. была принята Генераль ной Ассамблеей.
Особенно продуктивными были Шестой - - Девятый конгрессы.
На Шестом конгрессе была принята Каракасская декларация, в которой заявлялось, что успех системы уголовного правосудия и стратегий по предупреждению преступности, особенно в условиях распространения новых и необычных форм преступного поведения, зависит в первую очередь от прогресса в области улучшения социальных условий и повышения качества жизни, поэтому необходим пересмотр стратегий борьбы с преступностью, основанных исключительно на юридических критериях. С этого Конгресса начинает последовательно расширяться криминологическая проблематика.
На Шестом конгрессе было принято около 20 резолюций и других решений, касающихся стратегий предупреждения преступности, пре-
дупреждения злоупотребления властью, минимальных стандартов справедливости и правосудия в отношении несовершеннолетних, руководящих принципов обеспечения независимости судей, правовой информированности и распространения правовых знаний и т.д.
На Седьмом конгрессе был принят Миланский план действий, в котором говорилось, что преступность представляет собой серьезную проблему в национальном и международном масштабе. Она препятствует политическому, экономическому, социальному и культурному развитию народов и ставит под угрозу права человека, основные свободы, а также мир, стабильность и безопасность.
В принятых документах правительствам рекомендовалось придать первостепенное значение предупреждению преступности, активизировать сотрудничество между собой на двусторонней и многосторонней основе, развивать криминологические исследования, уделять особое внимание борьбе с терроризмом, наркобизнесом, организованной преступностью, обеспечить широкое участие общественности в предупреждении преступлений.
Конгресс принял более 25 резолюций, в том числе: Стандартные минимальные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила»); Декларацию основных принципов правосудия в отношении жертв преступлений и злоупотреблений властью; Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов, и др.
На Восьмом конгрессе обсуждались следующие темы:
— предупреждение преступности и уголовное правосудие;
— политика в области уголовного правосудия;
— эффективные национальные и международные действия по борьбе с организо ванной преступностью и террористической преступной деятельностью;
- предупреждение преступности среди молодежи, правосудие в отношении несовершеннолетних и защита молодежи;
— нормы и руководящие принципы ООН в области предупреждения преступности
и уголовного правосудия.
На этом Конгрессе было принято самое большое число резолюций — 35. Назовем темы лишь некоторых из них: международное сотрудничество в области предупреждения преступности и уголовного правосудия; руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних («Эр-Риядские принципы»); предупреждение преступности в городской среде; предупреждение организованной преступности; борьба с террористической деятельностью, коррупция в сфере государственного управления; основные принципы обращения с заключенными; международное и межрегиональное сотрудничество в области управления тюрьмами.
Девятый конгресс обсуждал четыре темы:
- международное сотрудничество в области предупреждения преступности и уголовного правосудия;
— меры борьбы с национальной и транснациональной экономической и органи зованной преступностью;
— управление и совершенствование работы полиции и других правоох ранительных органов, прокуратуры, судов, исправительных учреждений;
— стратегии в области предупреждения преступности.
Конгресс принял 11 резолюций, в том числе: рекомендации по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями; предложения о принятии конвенции по борьбе с организованной преступностью; о детях как жертвах и исполнителях преступлений; о насилии над женщинами; о регулировании оборота огнестрельного оружия в целях предупреждения преступности и обеспечения общественной безопасности.
Из-за недостатка финансовых средств в ООН Конгресс был коротким. Было решено, что основную работу по совершенствованию предложенных и обсужденных на Конгрессе документов будут проводить образованная перед проведением Конгресса Комиссия ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию, ЭКОСОС и Генеральная Ассамблея. В силу этого, решения Конгресса носили в большей мере консультативный характер.
Десятый конгресс обсуждал четыре темы: укрепление законности и упрочение системы уголовного правосудия; международное сотрудничество в борьбе с транснациональной преступностью: новые вызовы вXXI в.; эффективное предупреждение преступности: в ногу с новейшими достижениями; правонарушители и жертвы: ответственность и справедливость в процессе отправления правосудия. Конгресс принял «Венскую декларацию о преступности и правосудии: ответы на вызовы XXI века»1.
Самый краткий и выборочный перечень вопросов, которые обсуждались на прошедших конгрессах, показывает, насколько они были важны при выработке оптимальных и эффективных подходов для международного сотрудничества и совершенствования национальных путей борьбы с преступностью и ее предупреждением. К некоторым непростым вопросам конгрессы обращались неоднократно, всякий раз согласовывая новые решения с реальной криминологической обстановкой в мире.
В ООН в составе ЭКОСОС действует также Комиссия по наркотическим средствам и подкомиссия по незаконной торговле наркотика -
1 См.: Лунеев В.В. Десятый конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, его место в истории конгрессов // Государство и право. 2000. № 9. С. 95-100.
ми, Специальный комитет по международному терроризму, Международный совет по контролю над наркотическими средствами, образованный на основе Единой конвенции о наркотических средствах в 1961 г. Все они параллельно с другими образованиями ООН решают проблему сотрудничества государств по борьбе с теми или иными видами транснациональной преступности. Большую научно-исследовательскую работу проводят институты ООН или ассоциированные с ООН: UNICRI (Международный исследовательский институт ООН по преступности и юстиции, Рим, Италия), HEUNI (Европейский институт по предупреждению преступности и контролю над ней, ассоциированный с ООН, Хельсинки, Финляндия), UNAFRI (Африканский институт ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Кампала, Уганда), UNAFEI (Азиатский и Тихоокеанский институт ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Токио, Япония), ILANUD (Латиноамериканский институт ООН по предупреждению преступности и обращении с правонарушителями, Сан-Хосе, Коста-Рика) и другие1.
Традиционные формы международного сотрудничества сочетаются с широкими международными конференциями и другими мероприятиями по сложным и актуальным проблемам.
Обратимся к одной из них - - к проблеме организованной преступности.Она последовательно решается более двадцати лет. Впервые она обсуждалась на Пятом конгрессе, где было признано, что преступность в форме международного бизнеса представляет собой более серьезную проблему, чем традиционные формы преступного поведения. Затем к ней обратился Шестой конгресс, проявивший беспокойство по поводу организованных преступников, которые оказываются вне досягаемости закона. Седьмой конгресс обсудил вопрос использования организованной преступностью пробелов в законодательстве различных стран. Восьмой конгресс принял руководящие принципы для предупреждения организованной преступности и борьбы с ней. Они были поддержаны Генеральной Ассамблеей в резолюции о международном сотрудничестве в борьбе с организованной преступностью.
Различные аспекты этой проблемы обсуждались экспертами ООН, Интерпола и неправительственных организаций на совещании в Чехословакии (Смоленич, май 1991 г.), на международном семинаре в России (Суздаль, октябрь 1991 г.) и международной конференции «Мафия, что делать?» в Италии (Палермо, 1992 г.).
1 См.: A World Directory of Criminological Institutes. 6th ed. UNICRI. Rome, 1995 / P. 1-51.
Особое значение имела Всемирная конференция по организованной транснациональной преступности на уровне министров (Неаполь, 1994 г.), где были обсуждены вопросы об опасности организованной преступности в различных регионах мира и адекватности законодательства, на основе которого осуществляется борьба с ней в различных странах; об эффективных формах сотрудничества в борьбе с организованной преступностью; о принципах предупреждения организованной преступности и целесообразности принятия конвенции о борьбе с ней.
Эти материалы были представлены Девятому конгрессу, на котором обсуждался вопрос о возможном принятии конвенции ООН и ее конкретном содержании. Материалы обсуждений интегрируются в Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию и в других органах ООН.
Аналогичная работа проводится по международному сотрудничеству в борьбе с незаконным распространением наркотиков, оружия, с международной коррупцией и другими транснациональными видами преступности, а также по сотрудничеству в сфере экологической безопасности1.
В числе субъектов важной и сложной работы по рассматриваемому сотрудничеству надо выделить неправительственные организации,имеющие консультативный статус при ООН. Это Международная ассоциация уголовного права (МАУП), Международное криминологическое общество (МКО), Международное общество социальной защиты (МОСЗ) и Международный уголовный и пенитенциарный фонд (МУПФ).
Их работа координируется Международным комитетом по координации (МКК), который обычно называется «Комитет четырех». Он синтезирует все основные исследования и работает в контакте с Венским центром ООН. Он действует фактически с 1960 г., а юридически — с 1982 г.
Совместные акции четырех международных организаций серьезно влияют на международную политику ООН в области борьбы с преступностью. Деятельность «Комитета четырех» связана прежде всего с планом функционирования международного сообщества по подготовке к конгрессам ООН. Он имеет консультативный статус при ЭКОСОС, а также готовит коллоквиумы, координирует работу ассоциаций, совместно с центрами ООН приглашает к сотрудничеству другие международные организации, консультирует Фонд ООН по борьбе со злоупо-
1 См.: Сборник стандартов и норм ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. ООН. Нью-Йорк, 1992; Восьмой Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. ООН. Нью-Йорк, 1990; Доклад Девятого конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. A/CONF. 169/16.1995.12 мая; Уголовная юстиция: проблемы международного сотрудничества. М, 1995; и др.
треблением наркотиками, сотрудничает с Всемирным обществом вик-тимологии и Всемирной федерацией психического здоровья.
Многие новые аспекты борьбы с преступностью и обращения с правонарушителями, прежде чем выйти на уровень глобального международного сотрудничества, обсуждались и проверялись в МКК и координируемых им организациях: МАУП, МКО, МОСЗ, МУПФ.
Международная ассоциация уголовного права основана в 1924 г. Она изучает преступность, ее причины и средства борьбы с ней, занимается сравнительными уголовно-правовыми исследованиями, организует (раз в 5 лет) проведение международных конгрессов по проблемам уголовного права, консультирует ООН, ЮНЕСКО и другие международные организации.
Ассоциация издает журнал «Международный обзор уголовного права», где публикуются актуальные исследования по национальному и международному уголовному праву. Под эгидой ассоциации работает Высший международный институт уголовно-правовых наук.
Международное криминологическое общество основано в 1934 г. и непосредственно занимается обеспечением сотрудничества в борьбе с преступностью. Оно объединяет национальные институты и специалистов по криминологии. МКО имеет консультативный статус ЭКОСОС, ООН и ЮНЕСКО. Оно сотрудничаете другими международньгми организациями.
МКО изучает причины преступности на международном уровне, организует криминологические конгрессы, семинары, коллоквиумы, публикует их материалы, оказывает содействие национальным криминологическим институтам, учреждает и назначает стипендии и премии для стимулирования криминологической науки.
МКО провело 11 международных конгрессов: 1-й конгресс - - в Риме в 1938 г.; 2-й - - в Париже в 1950 г., где криминология была признана научной дисциплиной; 3-й - - в Лондоне в 1955 г., на котором обсуждались проблемы рецидивной преступности; 4-й - - в Гааге в 1960 г., который был посвящен проблемам психопатологии преступного поведения; 5-й - - в Монреале в 1965 г., где был проведен сравнительный анализ социологической и биологической ветвей криминологической науки; 6-й - - в Мадриде в 1970 г., исследовавший проблемы методологии в криминологии; 7-й - - в Белграде в 1973 г., рассмотревший основные криминологические тенденции; 8-й - - в Лиссабоне в 1978 г., программа которого была свободной; 9-й - - в Вене в 1983 г., сосредоточивший внимание на взаимосвязях криминологии, политологии и социологии и на соотношении клинического и социологического направлений в криминологии; 10-й - - в Гамбурге в 1988 г., где обсуждались перспективы криминологии, состояния преступности и страте-
гий борьбы с ней; 11-й - - в Будапеште в 1993 г., рассмотревший социально-политические изменения и преступность в Восточной и Центральной Европе.
МКО организует проведение международных криминологических курсов в различных странах мира. Первые курсы были организованы в Париже в 1952 г. Сейчас их насчитывается около 50 и они организованы во всех регионах мира.
Аналогичную работу по своему профилю проводят МОСЗ и МУПФ.
Особое место в международном сотрудничестве занимает Международная организация уголовной полиции (Интерпол),которая была создана в 1923 г. в Вене вначале как международная комиссия уголовной полиции. Она была возрождена после Второй мировой войны в 1946 г. в Париже, а с 1989 г. местом ее пребывания является Лион.
Из неправительственной организации Интерпол превратился в межправительственную и в настоящее время объединяет более 170 государств, уступая по представительности только ООН, членами которой являются около 180 государств.
Высший орган Интерпола - - Генеральная ассамблея, сессии которой проходят один раз в год. Исполнительный комитет Интерпола формируется из представителей регионов. Постоянно действующим аппаратом является секретариат. Для научной проработки документов существует институт советников.
В отличие от других международных организаций Интерпол имеет национальные центральные бюро (НЦБ) в каждой стране.
Согласно уставу, Интерпол обеспечивает и развивает взаимное сотрудничество органов уголовной полиции в рамках действующих в их странах законов, создает и развивает учреждения, которые могут способствовать предупреждению уголовной преступности. Основная его работа - - организация сотрудничества по конкретным уголовным делам путем приема, анализа и передачи информации от НЦБ и для них.
Каждое НЦБ поддерживает постоянные связи со своими правоохранительными органами, а на международном уровне — с НЦБ других стран и с Генеральным секретариатом Интерпола.
Интерпол занимается главным образом международной преступностью. Его основное внимание сосредоточено на преступлениях, предусмотренных международными конвенциями, на наркобизнесе, организованной транснациональной преступности. Но в разряд международных может попасть любое преступление, совершенное «гастролерами».
Генеральный секретариат ведет учет международных преступников, их документов, статистическую и исследовательскую работу, разраба-
тывает предложения по совершенствованию международного и национального законодательства.
Примером может служить сотрудничество Интерпола с ООН и Международной организацией гражданской авиации по выработке мер безопасности при угонах и захватах воздушных судов преступниками. В результате этой работы была принята Гаагская (1970) и Монреальская (1971) конвенции по вопросам безопасности гражданской авиации. Они предусматривали систему предупредительных мер на земле и в воздухе. После вступления этих конвенций в силу число захватов самолетов сократилось практически вдвое.
ООН и другие международные межправительственные и неправительственные организации прилагают серьезные усилия для организации и осуществления оптимальных путей эффективного международного сотрудничества по предупреждению преступности и борьбе с ней. Они владеют колоссальными банками данных, нормативными материалами, данными криминологических и уголовно-правовых, уголовно-политических исследований, которые могут быть использованы каждой страной в целях более эффективной борьбы с национальной и транснациональной преступностью.
В СССР Положительный опыт капиталистических стран, как правило, отвергался по идеологическим соображениям. Ныне ничто не мешает использовать богатый мировой опыт и международные возможности. В этой связи осуществляется ряд мероприятий - - семинары, переводы книг, обмен стажерами, подготовка справочных материалов для законодателя и т.д.
Вместе с тем использование опыта - - это не улица с односторонним движением. Ряд «находок» отечественной науки и практики в сфере борьбы с преступностью несовершеннолетних, форм и методов предупреждения преступности, взаимодействия населения и правоохранительных органов и т.д. нашли отражение в упоминавшихся выше международных документах, восприняты практикой борьбы с преступностью ряда стран.
Контрольные вопросы:
1. История сравнительного изучения и анализа преступности.
2. Мировые тенденции преступности и борьбы с ней.
3. Биологические и биосоциальные теории причин преступности.
4. Социологические теории причин преступности.
5. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью (по линии ООН, Интерпола и неправительственных международных организа ций).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|