Особенности криминологической характеристики дорожно-транспортных преступлений, их причин
И мер предупреждения
Под дорожно-транспортными преступлениями в настоящей главе понимаются преступления против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264, 265, 266, 268 УК РФ)1. При оценке уровня структуры и динамикиавтотранспортных преступлений используется дополнительный показатель: коэффициент интенсивности преступлений на 10 тыс. единиц автотранспортных средств. Изменения обычной статистической картины рассматриваемого вида преступлений без учета изменений в интенсивности движения не дают точного представления о действительных тенденциях. Например, зарегистрированный уровень автотранспортных преступлений в регионе может увеличиваться, но, если темп такого увеличения отстает от темпа увеличения количества автотранспортных средств, фактическая картина не ухудшается.
Анализ за длительный период времени свидетельствует, что число автотранспортных преступлений на 10 тыс. единиц автотранспортных средств в СССР в отличие от абсолютного показателя постепенно сокращалось. Сокращался и специальный показатель тяжести последствий таких преступлений — число погибших на 10 тыс. транспортных единиц: за послевоенный период — в 5 раз. Таким образом, высокие темпы автомобилизации страны не вызывали соотносимого роста автотранспортных преступлений (как и дорожно-транспортных
1 См.: КоробеевАИ. Транспортные преступления. СПб., Юридический центр Пресс.: 2003. С. 287-296.
происшествий в целом). Так, в 1992 г. в РФ количество ДТП на 10 тыс. единиц транспорта было 71,6, в 2001 г. - - 52,0. Тяжесть последствий ДТП — соответственно - 15,4 и 14,1.
Состояние и тенденции дорожно-транспортных преступлений, их причины и условия нельзя отождествлять с дорожно-транспортными происшествиями (ДТП), в качестве которых Госавтоинспекцией (ГИБДД) регистрируются любые нарушения правил техники безопасности и эксплуатации транспорта, повлекшие несчастные случаи с людьми, разрушения транспортного средства, другой серьезный материальный ущерб. Это более широкое понятие «происшествия» охватывает преступления, иные правонарушения, невиновное причинение ущерба при эксплуатации транспортных средств. В государственную отчетность, осуществляемую органами внутренних дел, включаются сведения о ДТП, в которых погибли или были ранены люди.
Отношение ДТП к преступлениям в 70-х гг. выглядело как 3 : 1; в 80-х гг. - - 2,3 : 1 ; в 90-х гг. - - 3 : 1. В Российской Федерации в 90-х гг. названное соотношение составляло за двадцать лет в среднем 2,4 :1. С 1993 г. официальная статистика по существу перестала фиксировать ДТП без смертельного исхода и тяжелых травм. Поэтому соотношение между ДТП и преступлениями резко изменилось1.
В России количество ДТП с 1986 г. ежегодно составляло 140— 190 тыс. В период 1986—91 гг. число их ежегодно увеличивалось и выросло на 42,6%. Особенно резко число ДТП возросло в 1989 г. (по сравнению с 1986 г. на 37,1%). В последующие годы количество ДТП сокращалось и по сравнению с 1991 г. (когда их было зарегистрировано 197,7 тыс.) в 1996 г. составило 81,2%. В 1997 г. их было зарегистрировано 156 515 (снижение по сравнению с 1996г. на 2,5%), в 1998г.- • 167781 (рост на 7,2% по сравнению с 1997 г.), в 1999 г. - -159 823 (снижение по сравнению с 1998 г. на 4,8%).
Соотношение ДТП и преступлений в 1997 г. составило 3,3 к 1, в 1998 г.- 3,2 к 1 и в 1999 г. - 3,0 к 1.
В течение 1992—99 гг. в России погибло от ДТП 258 820 и ранено 1,43 млн человек. Среднее число пострадавших на 100 тыс. населения составило 146 человек.
В 2001 г. обстановка с обеспечением безопасности дорожного движения в РФ осложнилась. Отмечен рост трех основных показателей: количество зарегистрированных ДТП возросло на 4,3% и составило
1 Подробнее об этом см.: Лунеев В.В. Преступность XXвека. Мировой криминологический анализ: М., 1999. С. 160—166.
164 403 происшествия, в которых погибло 30 916 человек (+4,5%) и получили ранения 187 790 человек (+4,7%)1. Зарегистрировано 100 ДТП с особо тяжкими последствиями. К таковым статистика относит ДТП, в которых погибает 5 и более человек или получают ранения различной степени тяжести 10 и более потерпевших. Россия занимает первое место в мире по числу погибших в результате ДТП: 20 человек на 100 тыс. населения, 19 человек на 10 тыс. автотранспорта2.
В 2001 г. осуждено за нарушение правил дорожного движения лицом, управляющим транспортным средством, 18 296 чел., за недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями - -13 чел., за нарушения правил обеспечивающих безопасную работу транспорта - - 49 чел.3
Структура автотранспортных преступленийимеет свою специфику.
Выделяются:
1) преступления со смертельным исходом и ранениями;
2) детский травматизм;
3) субъекты преступлений (водители и пешеходы);
4) принадлежность автотранспорта юридическим или физическим лицам;
5) тяжесть последствий, определяемая по количеству погибших на 100 постра давших;
6) виктимологический показатель в виде социально-демографических харак теристик погибших и травмированных;
7) региональное распространение преступлений;
8) распределение преступлений по месяцам года и времени суток;
9) соотношение видов нарушений правил дорожного движения, которые повлекли криминальные последствия;
10) распространенность по видам дорог.
Более двух третей всех преступлений совершается по вине водителей, одна треть - - по вине пешеходов. При этом «лидируют» водители индивидуальных автомобилей. На них приходится свыше 60% всех смертей и травм.
Число пострадавших на 100 тыс. населения России в среднем 150 чел. Возрастная характеристика потерпевших выглядит следующим образом: до 16 лет - - одна шестая погибших, доля всех пострадавших в 2001 г. -10,5%. Наибольшая доля погибших приходится на возрастную категорию пешеходов и пассажиров в возрасте от 41 до 65 лет. Затем следует группа в возрасте от 16 до 40 лет. Как видно, лишается жизни в результате дорожно-транспортных преступлений в основном население в молодом и трудоспособном возрасте.
1 Преступность и правонарушения. 2001. Статистический сборник. 2002. С. 131.
2 См.: Российская газета. 2003. 11 и 17 сент.
3 Там же. С. 132.
Структура преступности, с одной стороны, - - это показатель ее общественной опасности, а с другой - - основа для системы целенаправленной профилактики.
В городах и населенных пунктах и на внегородских дорогах преступность различается так: в 2001 г. соответственно - - 59,3 и 40,7%.
Пик дорожно-транспортных преступлений приходится на апрель и сентябрь, в часах суток - - на 17—19 и 22—24 ч. В апреле происходит массовый выезд на трассы водителей индивидуального транспорта: автомобилистов, мотоциклистов, велосипедистов. Сентябрь - - месяц возвращения из отпусков автолюбителей и интенсификации сельхоз-перевозок.
Нарушения правил безопасности движения водителями ранжируются стабильно таким образом: наезд на пешехода (48,6% от всех ДТП); управление без права на управление данной категорией транспортных средств; превышение установленной скорости; выезд на полосу встречного движения; нарушение правил обгона, нарушение правил проезда перекрестков; несоблюдение очередности движения; нарушение правил маневрирования. При нарушении правил дорожного движения пешеходами - - переход в неустановленном месте, неожиданный выход из-за транспортных средств, неподчинение сигналам регулирования дорожного движения и хождение по дорогам детей без сопровождения взрослых. Самым грубым нарушением правил движения остается вождение транспорта в нетрезвом состоянии.
Из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог совершено в 2001 г. 28% всех ДТП. При этом на первом месте по количеству аварий находятся дороги республиканских, краевых и областных центров, на последнем поселковые и районные, хотя, казалось бы, если исходить из качества дорог и дорожной службы, должно быть наоборот. Сказывается плотность движения и соблазн превышения скорости на дорогах твердого покрытия, чего не позволяет делать состояние сельских дорог. Цена ДТП в 2002 г. равнялась 379 млрд рублей. Проблема безопасности на автотранспорте носит глобальный характер. На 58 сессии Генеральной Ассамблеи ООН будет рассматриваться вопрос о кризисе в области обеспечения безопасности дорожного движения. 25% дорог сильно прегружены. Частный транспорт работает по принципу «сначала прибыль, а потом безопасность».
Криминологическая характеристика личности участников неосторожных дорожно-транспортных преступленийпоказывает, что в большинстве своем они относятся к категориям ситуативных и неустойчивых
преступников. Вместе с тем определенная их часть, как и лиц, совершающих неосторожные преступления других видов, близка по своим личностным качествам, систематичности и злостности нарушений к типу злостных преступников, особенно те из них, которые одновременно с неосторожным совершают такое умышленное преступление, как оставление места дорожно-транспортного происшествия (ст. 265 УК) или заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии (оставление в опасности, ст. 125 УК).
До 20% ДТП допускают пьяные шоферы. Из 30 тыс. человек, погибших в 1996 г. вследствие ДТП по вине нетрезвых водителей, погибло 6,5 тыс. человек, в 1998 г. из 30102 — 4646 человек, т.е. 15,4%, в 1999 г. — 23 тыс.1
Исследования опровергают бытующее иногда мнение, будто в дорожно-транспортных преступлениях при взаимодействии личности и ситуации ведущей обычно оказывается последняя. Сама по себе дорожная ситуация, как ранее отмечалось, даже при ярко выраженной сложности никогда не способна стать причиной преступлений, минуя личность (в отличие от аварий непреступного характера). Здесь всегда присутствует неосторожная вина, проявляется пренебрежение правилами безопасности, предосторожности как личностное свойство, хотя и выраженное в разной степени.
Характеристика личности участников дорожно-транспортных преступлений в свою очередь различается у законных водителей транспорта и водителей-угонщиков. В первой группе она различается по ряду показателей, например по возрасту, полу, образованию. Имеются также различия между водителями-профессионалами и водителями личного транспорта.
По полусреди законных водителей и среди угонщиков преобладают мужчины (97—98%).
В последние годы отмечается тенденция возрастания доли женщин среди совершающих неосторожные преступления водителей, главным образом в связи с увеличением числа женщин - - водителей автомобилей индивидуального пользования. Тем не менее межполовые различия в структуре контингента участников дорожно-транспортных преступлений относительно стабильны, так как связаны с типичной психологией женщин-водителей. Последние обычно предпочитают остановить автомобиль, нежели участвовать в наращивании риска аварийной обстановки, отличаются меньшей частотой случаев управления в состоянии опьянения (среди женщин доля лиц, совершивших преступление в состоянии
1 См.: Состояние преступности в России за 1999 год. М., 2000. С. 39.
опьянения, в 1,5 раза меньше), более строгим соблюдением правил дорожного движения1 .
По возрастунаибольшую долю в контингенте водителей, совершивших дорожно-транспортные преступления, составляют лица в возрасте 18—24 лет. Это обусловлено небольшим опытом вождения машины в сочетании с завышенной уверенностью в своих психофизиологических возможностях, склонностью к лихачеству как средству демонстрации своих возможностей, более частым потреблением спиртных напитков.
По образованию и профессиональной подготовкесреди преступников-водителей преобладают лица с пониженной профессиональной квалификацией. Особенно она низкая у водителей личных автомобилей, на долю которых приходится 80% ДТП. 62% водителей частного автотранспорта и 52% водителей мотоциклов допускают ДТП, находясь в нетрезвом состоянии.
По социально-ролевойхарактеристике участники дорожно-транспортных преступлений не имеют существенных отличий от законопослушных участников движения. Отмечается лишь существенно более высокая доля лиц (среди водителей-профессионалов), неоднократно менявших место работы. Доля лиц, не занятых общественно полезным трудом, среди водителей невелика - - 3%.
В последние годы на дорогах, главным образом столичных и областных центров, все чаще стали появляться быстроходные машины иностранных марок. Сочетание плохих дорог, неблагоприятных погодных условий, пьяного состояния молодых водителей, обслуживающих «новых русских», выраженной психологии пренебрежения правилами дорожно-транспортного движения заметно увеличивает транспортную преступность. Лихачат так, что без всяких колебаний объезжают «пробки» на дороге по пешеходным тротуарам2. Самонадеянное легкомыслие таких водителей рассчитано не столько на профессионализм, который чаще всего невысок, сколько на толщину кошелька «хозяина», который, по их мнению, способен откупиться от последствий преступления любой тяжести. Коррупция среди сотрудников ГИБДД - - тоже возросшая проблема «перехода к рынку».
1 По мнению А. Яковлева, в неосторожных преступлениях имеет значение темпе рамент субъекта преступления. Наиболее склонны к совершению неосторожных пре ступлений якобы холерики и меланхолики. Эмпирические данные исследований не приводятся. См.: Социально-психологические детерминанты личности неосторожно го преступника // Уголовное право. 2003. № 2.
2 См.: Алексеев А. И., Герасимов С. И., Сухарев А.Я. Криминологическая профилакти ка: теория, опыт, проблемы. М.: Норма, 2001. С. 433—437.
Как правило, каждый третий из числа привлекаемых к уголовной ответственности за транспортные преступления ранее привлекался к административной или дисциплинарной ответственности за различные нарушения правил дорожного движения (чаще всего за управление транспортом в нетрезвом виде и превышение скорости).
Каждый шестой потерпевший от ДТП по вине водителя обычно оказывается погибшим либо тяжелораненым из-за того, что водитель скрылся с места происшествия. Тем самым по совокупности совершается самостоятельное умышленное преступление - - заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни состоянии (оставление в опасности). Статистика судебно-медицинских экспертиз по делам ДТП свидетельствует, что во многих случаях оказание помощи потерпевшему спасло бы его от смерти или значительно уменьшило вред здоровью.
Физический и материальный вредот таких преступлений, который предвидят или должны и могли предвидеть нарушители правил безопасности на дорогах, превышает суммарный ущерб от умышлен-ных насильственных преступлений и умышленного уничтожения имущества.
Причины рассматриваемых преступлений заключены в психологии расхлябанности, безответственности, пренебрежении запретами и в отсутствии самодисциплины. Сиюминутные интересы типа «быстрее закончить работу для досуга» или «левых» рейсов, демонстрация удали и лихачества и другие подобные побуждения и цели приводят к преступлению.
Криминогенные условиядорожно-транспортных преступлений структурируются по системе «треугольника»: человек - машина -дорога. По одним расчетам таких условий 1401, по другим - - 2502. Очагов аварийности на дорогах всего 2—5%, но они обусловливают до 40% всех ДТП.
Условия, связанные с человеческим фактором, т.е. с участниками дорожного движения, - - прежде всего те, которые способствуют формированию и укреплению психологии вседозволенности, - - заключены в первую очередь в безнаказанности за прежние административные правонарушения и преступления (латентность всех неосторожных преступлений, включая дорожно-транспортные, как отмечалось, высока). Существенно влияют на криминогенность личностного фактора таких преступлений психофизиологические свойства лиц, управляющих транспортными сред-
1 См.: Tuutaee B.B. Проблема пьянства и алкоголизма в контексте обеспечения бе зопасности дорожного движения. М., 1992. С. 148—151.
2 См.: КоробеевА.И. Транспортные преступления. СПб., 2003.
ствами. Если среднестатистическое время реакции полного остановочного пути автомобиля составляет 0,6 с, то при помехах оно возрастает до 1,45 с. У разных водителей эти показатели неодинаковы1. А потому крайне желательно психофизиологическое освидетельствование водителей, чтобы они знали свои психофизиологические показатели так же, как свою группу крови. Актуальна разработка профессиограмм работников автотранспорта2 .
Слабая профессиональная подготовка водителей в автошколах, а для пешеходов - недостаточная пропаганда правил безопасности в образовательных учреждениях, трудовых коллективах и по месту жительства, недостатки системы переподготовки водителей в обществах автолюбителей и автохозяйствах также оказывают воздействие на формирование своего рода «автомототехнического нигилизма», низкой культуры поведения на дорогах. Появление ныне сети коммерческих структур по подготовке водителей, продажа подложных водительских удостоверений требуют тщательного контроля со стороны органов ГИБДД для того, чтобы интересам прибыли не приносились в жертву дисциплина и безопасность на дорогах. Пока же, как показывает практика, более трети лиц, получающих право на управление транспортом, не могут сдать квалификационные экзамены.
Весьма слабо поставлен в стране профессиональный отбор, в частности методом тестирования.
К числу способствующих созданию и реализации аварийной обстановки условий,которые относятся к транспортному средству и дороге, принадлежат:
— ненадлежащее содержание дорог; нарушение нормативов безопасной ширины проезжей части, разметки развязок, переходов и др. (это условие существенно проявляется, как отмечалось, не менее чем в 28% случаев ДТП);
- недостатки конструкции дорожно-транспортных средств, затрудняющие уп равление, ограничивающие возможности наблюдения, вызывающие повышен ную усталость водителя (транспортные средства в России в 5 раз опаснее, чем в странах с высоким уровнем автомобилизации);
- долговременность эксплуатации транспортного средства (установлено, что бо лее 3 млн автомашин индивидуального пользования эксплуатируются свыше 15 лет. Их владельцы испытывают затруднения в ремонте транспорта из-за зло употреблений в области цен на услуги станций автосервиса);
- неиспользование водителем и пассажирами приспособлений, уменьшающих риск аварийной обстановки или ее тяжких последствий;
1 См.: Венгеров И.А. и др. Некоторые аргументы о необходимости проведения пси хофизиологической экспертизы лиц, управляющих транспортными средствами в раз личных ситуациях // Организационные и правовые проблемы совершенствования де ятельности ГАИ: Сб. науч. трудов. М., 1995.
2 См. подробнее: Коробеев А.И. Цит. соч. С. 338—339.
— ошибки в выборе режима регулирования движения и технических средств для этого (количества и характера дорожных знаков, светофоров и т.д.);
• нарушения нормативов рабочего времени водителей;
— недостаточный контроль за состоянием автотранспортных средств, за состоя нием дорог и технических средств регулирования движения;
— недостатки дисциплинарной, административно-правовой и уголовно-право вой борьбы с нарушениями правил безопасности движения, в результате чего не обеспечиваются неотвратимость ответственности нарушителей, ее гласность, дифференциация и индивидуализация (в частности, по 2/5 изученных уголов ных дел не был достаточно выявлен весь комплекс обстоятельств, влияющих на форму вины и степень ответственности);
• неправильное поведение пешеходов (в каждой третьей аварии нарушения до пускали пешеходы, а в крупных городах --в каждой второй);
• несвоевременное оказание сотрудниками ГИБДД и водителями доврачебной медицинской помощи пострадавшим на месте аварий (в большинстве случаев ДТП, связанных с гибелью людей, потерпевшие умирают из-за запоздавшей госпитализации);
— отсутствие необходимых средств для эвакуации пострадавших и поврежденного автотранспорта;
— коррупция среди сотрудников ГИБДД.
Особенности профилактикидорожно-транспортных преступлений связаны с необходимостью комплексного воздействия на все элементы системы «человек—дорога—автомобиль». Поэтому наряду и во взаимосвязи с мерами, обеспечивающими соблюдение водителями норм безопасности, необходимы и меры, обеспечивающие безопасное движение других участников движения, в частности пешеходов, а равно меры, предупреждающие и устраняющие условия возникновения аварийных ситуаций, зависящих от состояния дорог и транспортных средств.
Общесоциальные мерыпрофилактики связаны с реализацией планов социального и экономического развития в области автомобилестроения, дорожного строительства, правовоспитательной работы среди участников транспортного движения. Созданные фонды безопасности дорожного движения способствуют материально-техническому обеспечению системы безопасности движения, особенно путем внедрения электронно-вычислительной техники, создания информационно-поисковых систем.
Большая работа проводится инженерной службой ГИБДД и дорожного строительства по обеспечению дорог информационно-указательными знаками, разметкой, ограждениями, способствующими безопасности движения.
Последовательно совершенствуется конструкция автомобилей, предусматриваются лучшие условия работы водителей, технические средства, ограничивающие возможность тяжких последствий при аварии (ремни безопасности, небьющиеся стекла, вдавливающееся рулевое управление и т.д.).
Важнейшее направление общесоциальной профилактики связано с обеспечением качественной подготовки и повышения квалификации водителей.
Специальные мерыпрофилактики дорожно-транспортных преступлений включают: контроль за соблюдением правил безопасности движения; пресечение нарушений непреступного характера, могущих перерасти в преступления; воспитательное и правовое воздействие на нарушителей; выявление и устранение конкретных обстоятельств, способствующих возникновению аварийной обстановки (состояние дорог, транспортных средств, водителей); выявление и устранение по материалам уголовных дел причин и условий конкретных преступлений; правовоспитательная работа с водителями, обслуживающим персоналом, населением (в том числе с особо виктимным контингентом - - стариками, слабовидящими, несовершеннолетними и т.д.).
Главным субъектом специальной профилактики выступают органы ГИБДД и их помощники в лице общественных инспекторов. Ими осуществляется правовоспитательная работа по безопасности движения среди водителей на транспортных предприятиях, а также среди населения. Она включает и разъяснение ответственности за нарушение правил безопасности. 1 июля 1994 г. вступили в силу новые Правила дорожного движения Российской Федерации и Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
В 1995 г. принят Федеральный закон «О безопасности дорожного движения». Две главные задачи предусмотрены в Положении о ГАИ (ГИБДД) МВД РФ. Во-первых, обеспечение общественного порядка и борьба с преступностью на дорогах, во-вторых, контроль за соблюдением министерствами, ведомствами, организациями всех форм собственности, а также гражданами норм по безопасности дорожного движения.
Систематически осуществляемая ГИБДД операция «Трасса» позволяет не только предупреждать дорожно-транспортные преступления, но и раскрывать десятки тысяч других преступлений, прежде всего незаконный оборот оружия и наркотиков, перевозимых автомашинами, кражи товарных ценностей и угоны, а также задерживать находящихся в розыске преступников и автомобили.
Новый Кодекс об административных правонарушениях подробно регламентирует ответственность за нарушение правил в области дорожного движения. В гл. 12 более 20 норм об административных санкциях в виде штрафов за наиболее криминогенные нарушения правил дорожной безопасности: управление транспортом в пьяном состоянии,
превышение на 20—40 км в час должной скорости движения, правил маневрирования на дорогах и при проезде железнодорожных линий и проч. Точное соблюдение таких правил - - эффективная ранняя профилактика автодорожных преступлений. Сейчас готовятся изменения в гл. 12 КОАЛ в сторону ужесточения административных наказаний.
Контрольные вопросы:
1. Уровень, структура, динамика, прогноз неосторожной преступности.
2. Состояние и тенденции дорожно-транспортной преступности.
3. Характеристика личности неосторожных, в том числе дорожно-транс портных преступников по демографическим и профессиональным дан ным, правовой психологии.
4. Основные условия, способствующие совершению неосторожных, в том числе дорожно-транспортных преступлений.
5. Общесоциальные и специальные меры предупреждения неосторож ных, в том числе дорожно-транспортных преступлений.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|