Предупреждение преступности в Москве
Как и в стране в целом, в Москве выделяются три составляющих системы профилактики:
— общая профилактика (общесоциальный уровень);
- специальная профилактика (уровень воздействия на группы лиц и ситуаций);
— индивидуальная профилактика (индивидуальный уровень)1.
В настоящее время, к сожалению, приходится говорить не о совершенствовании, а о воссоздании системы профилактики преступности в Москве, многое из которой было разрушено в период всеобщего реформирования2.
За последнее время принято достаточно много нормативных актов правительством столицы и городской Думой по предупреждению преступности. Это, к примеру: постановление правительства Москвы от 28 июня 1994 г. «О соблюдении режима пребывания в г. Москве граждан, постоянно проживающих за ее пределами, и мерах по укреплению правопорядка, усилению борьбы с бандитскими и иными проявлениями организованной преступности в свете требований Указа Президента Российской Федерации»; распоряжение мэра Москвы от 26 мая 1994 г. «О дополнительных мерах по защите граждан от противоправных действий преступных сообществ при приватизации и отчуждении жилых помещений»; от 3 октября 1996 г. распоряжение мэра Москвы «Об общественных пунктах охраны порядка»; Указ Президента от 10 июля 1996 г. «О неотложных мерах по укреплению правопорядка и усилению борьбы с преступностью в Москве и Московской области»; постановление правительства Москвы от 25 февраля 1997 г. «О программе «Дети улиц», постановление правительства Москвы от 11 августа 1998 г. «О мерах по предупреждению распространения наркомании среди несовершеннолетних», постановление правительства Москвы от 18 августа 1998 г. «Об утверждении городской комплексной программы мер по профилактике бродяжничества и попрошайничества в городе Москве на 1998—1999 годы»; постановление правительства Москвы от 4 июля 2000 г. «О мерах по реализации в Москве Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"»; «Комплексная городская целевая программа борьбы с преступностью в г. Москве на 2003—2005 годы», а также городская подпрограмма по созданию системы безопасности населения города Москвы в жилом секторе «Безопасность москвичей» на 2003—2005 годы.
В перечисленных актах, как и в иных документах, с учетом специфических условий Москвы реализуется требование «повышения эффективности борьбы с преступностью путем разработки и осуществления»
1 См.: Портнов И.П. Состояние городской преступности и вопросы ее предупреж дения. // Криминологические проблемы борьбы с преступность в сверхкрупном горо де. М., 1994.
2 См. об этом подробнее: Герасимов С.И. Организация криминологической профи лактики в городе Москве (опыт и перспективы). М., 2000.
правоохранительными органами «согласованных действий по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению»1.
В уже упоминавшейся Концепции безопасности Москвы 2000 г. определяются приоритетные интересы столицы:
недопущение и своевременное пресечение любых проявлений террористической деятельности;
- ликвидация условий возникновения явлений криминального характера; поддержка и совершенствование системы обеспечения правопорядка;
- создание условий для развития инициативы граждан в части содействия силам обеспечения общественной безопасности и т.п.
Сформулирована одна из главных стратегических целей обеспечения безопасности Москвы «превращение Москвы в один из самых безопасных городов мира для проживания и деятельности его жителей и гостей».В качестве приоритетных целей определяются:
- высокий уровень правопорядка, отсутствие экстремистских организаций;
- низкий уровень преступности, прежде всего организованной;
- низкий уровень коррупции и преступности в экономической сфере;
- высокий уровень личной безопасности граждан;
- высокий уровень противодействия терроризму.
Анализируя все вышеперечисленные цели федерального и городского порядка, можно выделить следующие направления общепрофилактическойдеятельности:
1. Дальнейшее улучшение социальных условий жизни населения города,т.е. проведение определенной деятельности, опосредованно влияющей на преступность. В первую очередь это решение жилищного вопроса,улучшение инфраструктуры. Общеизвестно, что плохие жилищные условия существенно влияют на уровень преступности, в особенности на бытовую общеуголовную преступность: убийства на бытовой почве, причинение тяжкого вреда здоровью, истязания.
Проживание в коммунальных квартирах и общежитиях повышает уровень психологического напряжения и агрессивности, что часто вызывает пьянство, ссоры и драки и оказывает плохое влияние на воспитание и развитие детей и подростков. Получение жилья всегда было проблемой для жителей Москвы, в том числе и коренных москвичей. Очереди на жилье приходилось ждать годами, а иногда и десятилетиями. Сейчас, когда
1 Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Утв. Указом Президента РФ «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» от 18 апреля 1996 № 567 // РГ. 1996. 5 мая. С. 7.
жилье можно приобрести в собственность, нельзя сказать тем не менее, что проблема решена для широких масс. За последнее десятилетие правительством города было много сделано для улучшения жилищных условий москвичей. Разработаны и успешно внедряются программы жилищных субсидий для военнослужащих, малоимущих семей, молодых семей. Пятая часть квартир в доме коммерческого строительства (строительство многоквартирных домов с целью продажи квартир) идет в фонд города и бесплатно предоставляется нуждающимся в них жителям. Тем не менее жилищная проблема в Москве еще далека от своего решения.
Смежной с жилищной проблемой была и остается проблема лиц, по тем или иным обстоятельствам лишившихся жилья и ставших так называемыми лицами без определенного места жительства (бомжи). Значительная доля таких лиц оказалась на улице в результате преступных действий в сфере приватизации жилья и его дальнейшего отчуждения. Эта проблема присуща многим крупным городам, однако наиболее актуальна она для Москвы, где стоимость жилья самая высокая по России и сопоставима со многими европейскими столицами. Преступления в этой области приняли настолько массовый характер, что при Управлении по борьбе с организованной преступностью был создан отдел по борьбе с преступлениями в сфере отчуждения жилой площади. Число преступлений, совершаемых лицами БОМЖ, ежегодно возрастает, причем негативная тенденция проявляется не только в увеличении их общего числа, но и в характере совершаемых деяний. Если раньше подобными лицами совершались в основном преступления имущественного характера, то теперь все чаще это деяния корыстно-насильственные или насильственные. С другой стороны, эти лица сами входят в группу риска. Участились случаи безмотивных жестоких тяжких насильственных преступлений, совершаемых подростками в отношении лиц БОМЖ.
Правительство Москвы обращало внимание на существование этой проблемы и на необходимость ее решения практически с момента ее возникновения. Ранее уже упоминалось распоряжение мэра Москвы от 26 мая 1994 г. «О дополнительных мерах по защите граждан от противоправных действий преступных сообществ при приватизации и отчуждении жилых помещений». С1996 г. принимались городские комплексные программы по профилактике бродяжничества и попрошайничества в г. Москве сроком на два года. По итогам реализации такой программы на 1996-1997 гг. отмечалось, что в большинстве административных округов города открыты муниципальные дома ночного пребывания (социальные ночлежки), в системе органов внутренних дел функционируют девять приемников-распределителей для лиц, задержанных за бродяжничество
и попрошайничество1. Особое значение имеет данное социальное направление в отношении несовершеннолетних.«Как массовое негативное явление, интенсивно продуцирующее преступность несовершеннолетних, возродилась беспризорность подростков»2. Причины, по которым подростки оказываются на улице, отличаются от аналогичных у взрослых. Однако последствия значительно тяжелее. По данным Правительства Москвы, в 1997 г. примерное количество несовершеннолетних беспризорников в городе достигло более 50 тыс. человек. Эти цифры приводятся в городской программе «Дети улиц», утвержденной постановлением Правительства Москвы от 25 февраля 1997 г., в которой, в частности, отмечалась острая необходимость строительства большего числа приемников-распределителей для детей, оказавшихся на улице, а также иных аналогичных заведений.
2. На снижении уровня преступности в Москве должна сказаться и программа по поддержке предпринимательства и увеличения числа рабочих мест.Эта программа в совокупности с дальнейшем развитием службы занятости предполагает обеспечить рабочими местами и разного рода пособиями лиц, потерявших работу в последнее время и пополняющих ряды безработных. Известно, какое негативное влияние на уровень преступности имеет такое социальное явление, как безработица. Она ведет не только к обнищанию граждан, но и к ухудшению психологического настроения, появления неуверенности в себе, озлобления на государственный строй и социальное устройство.
С другой стороны, вместе с поддержкой предпринимательской деятельности на городском уровне большое значение имеет и совместная деятельность правоохранительных органов и московских территориальных инспекций по налогам и сборам по пресечению незаконной предпринимательской деятельности, лжепредпринимательству и иной незаконной экономической деятельности. В этом большое значение имеет новый Гражданский кодекс РФ, законодательство об отдельных видах юридических лиц, Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц», ужесточивших требования к определению места нахождения юридического лица. Длительное время в Москве регистрировалось огромное число предприятий по одному юридическому адресу. Значительное их число представляли собой так называемые фирмы-однодневки, через которые проводили одну или несколько операций, как правило, по легализации (отмыванию) денежных средств.
1 См. подробнее постановление правительства Москвы от 18 августа 1998 г. «Об утверждении комплексной программы мер по профилактике бродяжничества и попро шайничества в городе Москве на 1998—1999 гг.
2 Алексеев А.И. Криминология. Курс лекций. М., 1999. С. 66.
Ввиду отсутствия реального места нахождения, наличия фиктивных руководителей и учредителей, такие предприятия были недоступны для контролирующих органов. Проблема осталась и сейчас, но существенно увеличился правовой и организационный арсенал путей ее решения.
3. Большое внимание власти Москвы уделяют восстановлению и раз витию сети учреждений массового досуга,традиций городских и районных праздников. Помимо широкомасштабных праздников, подобных празд нованию 850-летия Москвы, уже стал традиционным День города, отме чающийся в первые выходные сентября, включающий широкую куль турно-массовую программу, рассчитанную на все возрастные категории населения. Отмечаются дни районов, а также даты присоединения тех или иных деревень в прошлом в черту города. Такие мероприятия спо собствуют психологической разрядке людей, укреплению чувства соци альной солидарности, ощущению сплоченности жителей столицы. Боль шое значение имеют широко осуществляемые в последнее время программы «Мой двор, мой подъезд», в рамках которых выделяются суб сидии города на обеспечение всех подъездов в домах кодовыми замками или домофонами, а также дежурствами в подъездах (консьержки). Оче видно, что такого рода деятельность должна значительно снизить число имущественных преступлений, в первую очередь краж, являющихся «би чом» всех крупных и сверхкрупных городов. Способствуют усилению сплоченности жителей отдельных микрорайонов и ежегодные конкурсы на звание лучшего двора города, и иные аналогичные мероприятия. Бла годаря таким конкурсам не только значительно улучшается эстетическая картина двора или улицы, но и объединяются граждане, возвращается уже забытое в крупном городе чувство социальной общности, повышает ся неофициальный социальный контроль.
Особое значение имеет организация подобных, в том числе спортивных, мероприятий для детей и молодежи. Примером может служить фестиваль «Адреналин-2003», организованный с марта по май в школах 10 районов Северо-Восточного административного округа Благотворительным фондом депутата Госдумы С. Широкова и префектурой СВАО. Школьники получили возможность продемонстрировать свое искусство «граффити» и поучаствовать в экстремальных видах спорта.
Вместе с тем жестко ограничивается количество ночных заведений типа казино, типичной для которых является атмосфера повышенного криминального риска; усиливается контроль за их деятельностью.
4. Совершенствование экономической и социальной политики в отношении молодежи.
Поддержка молодежи в сфере обучения, занятости, предоставления жилья важна для любого цивилизованного общества. Однако для России
она имеет первостепенное значение, так как негативные последствия экономических и социальных реформ самым существенным образом сказались на молодом поколении, от уровня жизни, идеологии и мировоззрении которого зависит будущее страны. В Москве эта проблема имеет, возможно, наиболее острое значение в силу крайне плохой демографической ситуации. Постановлением Правительства Москвы от 15 июля 2003 г. одобрен проект Закона города Москвы «О молодежи», в котором определяются основные направления «молодежной политики» как системы мер, направленных на приоритетное создание правовых, экономических и организационных условий, гарантий и стимулов для реализации молодыми гражданами конституционных прав с учетом специфических потребностей, присущих возрасту, а также интеграции молодежи в систему общественных отношений для ее наиболее полной самореализации. На уровне специальной профилактики следует выделить:
1) повышение уровня материально-технического и профессионального оснаще ния правоохранительных органов, качества профессиональной подготовки и специализации сотрудников, развитие отдельных направлений предупредитель ной деятельности. Так, Указом Президента РФ «О неотложных мерах по ук реплению правопорядка и усилению борьбы с преступностью в Москве и Мос ковской области» от 10 июля 1996 г. предусмотрено создание в Москве специальных моторизованных частей милиции, их финансирование и созда ние материально-технической базы, увеличение штатной численности орга нов и подразделений главных управлений внутренних дел на железнодорож ном, воздушном и водном транспорте, а также региональных управлений по организованной преступности на 18 671 единицу, увеличение штатной чис ленности прокуратур Москвы и Московской области на 200 единиц;
2) снижение уровня коррумпированности сотрудников правоохранительных органов. Значение этого элемента профилактической работы достаточно велико, ибо при его отсутствии эффект от принятия любых законов и распоряжений, раз работки самых широких и действенных программ будет сводиться на нет неза конными действиями таких сотрудников. Снижается авторитет правоохрани тельных органов, граждане перестают верить в эффективность их работы и не обращаются за помощью к милиции при преступных посягательствах. Это, в свою очередь, увеличивает уровень латентной преступности;
3) реализация различного рода предупредительных мероприятий оперативно-ро зыскного характера, в том числе с использованием агентурных сведений, а так же массовые профилактические мероприятия1;
1 По воспоминаниям начальника Московской сыскной полиции, в дореволюционной Москве достаточно широко практиковались облавы и обходы злачных и трущобных мест. Такие «генеральные сражения» московской преступности давались три-четыре раза в год, в основном перед большими государственными или религиозными праздниками. Возможно, именно благодаря им уровень работы московской сыскной полиции и раскрываемости преступлений признавался на мировом уровне и был отмечен на мировом съезде криминалистов // по кн.: Очерки уголовного мира царской России. Воспоминания бывшего начальника Московской сыскной полиции и заведующего всем уголовным розыском Империи А.Ф. Кошко. М., 1992.
4) восстановление системы взаимодействия правоохранительных органов с об щественностью. Привлечение членов народных дружин и других представите лей общественных формирований к предупреждению и пресечению правона рушений1 . В Москве уже 10 лет действует воссозданная Добровольная народная дружина;
5) повышение правовой культуры и правосознания городских жителей. Так, еще в 1996 г. раздел VI Программы усиления борьбы с преступностью в городе Мос кве предусматривал: «Проработать и решить вопрос о создании при каждой префектуре административного округа бесплатного консультационного пунк та для оказания правовой помощи населению по вопросам защиты прав граж дан от преступных посягательств»2.
На уровне индивидуальной профилактикиважными представляются следующие направления:
1) Деятельность по профилактике примыкающих к преступным так называемых фоновых явлений - - наркомании, пьянства, занятия прости туцией, бродяжничеством и попрошайничеством. Особенно актуальна эта профилактическая деятельность среди детей и лиц подросткового возрас та. В постановлении Правительства Москвы от 11 августа 1998 г. «О мерах по предупреждению распространения наркомании среди несовершенно летних» отмечалось, что за последние пять лет число детей и подростков, наблюдавшихся учреждениями здравоохранения по поводу употребления наркотических и токсических веществ, возросло в 14 раз. 7 апреля 1999 г. был принят Закон города Москвы «О профилактике безнадзорности и пра вонарушений несовершеннолетних в городе Москве». Уже сам уровень нормативного акта говорит о значимости проблемы для города. В уже упо минавшейся нами программе «Дети улиц» предусматривается работы по нескольким разделам: профилактика детской безнадзорности, профилак тика алкоголизма и наркомании, профилактика СПИДа, программы смеж ных областей и международного сотрудничества.
2) Дальнейшее совершенствование института участковых уполномо ченных. На 1 декабря 2002 г. их недокомплект составил 181 человек в го роде, а это неизбежно увеличивает и без того высокую нагрузку занятых в этой службе лиц. Общеизвестен высокий антикриминогенный потенци ал данной службы в профилактике бытовых преступлений, преступле ний и правонарушений несовершеннолетних, в пресечении насилия в семье, латентность которого сегодня в России чрезвычайно высока.
Необходимо, в частности, преодолеть «ножницы» между числом семей с устойчивыми криминальными влияниями на детей, числом
1 Об эффективности подобного взаимодействия весьма красочно свидетельствует осень 1999 г., когда печальные события взрывов домов в Москве призвали к необходимости объе динения граждан и правоохранительных органов. За один месяц осенью 1999 г. было рас крыто 999 преступлений только в Москве.
2 Вестник мэрии Москвы. 1996. № 6. С. 11.
таких семей, взятых на профилактический учет, и числом случаев, когда в отношении них принимались достаточные меры (включая лишение родительских прав или иные формы изъятия детей).
Только комплексный подход к решению проблемы снижения уровня преступности, осуществление различных направлений в совокупности может обеспечить эффективность в борьбе со столичной преступностью. Однако любые профилактические меры будут эффективными только в случае достаточного финансирования для их внедрения и проведения. В этом отношении у Москвы, как представляется, есть как финансовые преимущества перед многими иными, в частности, дотационными, субъектами Федерации, так и значительные организационные и технические ресурсы.
Контрольные вопросы
1. Специфика столичной преступности (уровень, структура, тенденции).
2. Особенности преступности в Москве.
3. Общая и специальная профилактика преступности в Москве
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|