Основные направления предупреждения преступлений в войсках
Система и содержание основных направлений профилактической работы в войсках должны соответствовать структуре и содержанию причин преступности среди военнослужащих. Исходя из этого принципа, можно выделить четыре основных направления в этой сфере профилактики:социально-экономическое, воспитательное, организационно-управленческое и уголовно-правовое. Некоторые из этих направлений реализуются на общесоциальном уровне, другие на общесоциальном и специально-криминологическом, третьи - - только на специально-криминологическом (см. гл. XI).
Социально-экономические мерыреализуются главным образом на общегосударственном, общесоциальном уровне. Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования обычно лишь используют социально-экономические возможности государства для устранения или минимизации соответствующих причин преступности военнослужащих, для улучшения их жизни, деятельности, воспитания, быта, отдыха. Рассматриваемые меры не имеют в войсках особой специфики. А их профилактический потенциал подробно рассматривался в соответствующих главах учебника.
Реальное улучшение жизнедеятельности войск связано с освобождением их от не свойственных им функций, с профессионализацией армии, с определением ее места в государственной структуре, с коренным улучшением социального и материального положения военнослужащих.
Меры воспитательного характерапредставляют собой весь арсенал средств и способов воздействия на сознание человека при строгом соблюдении его конституционных прав и свобод.
Основа воспитания личного состава в целях предупреждения преступлений и фоновых правонарушений состоит в формировании социально полезных интересов и потребностей у военнослужащих, предоставлении им возможностей для их удовлетворения, оказании оступившемуся педагогической, психологической и социальной помощи. Этот путь является оперативным и перспективным. Оперативным - - потому что его реализация возможна в любых условиях жизни и деятельности военнослужащего; а перспективным - - потому что только позитивная корректировка социальной направленности личности может считаться надежной гарантией нравственного, правового и воинского воспитания. Надо дать возможность военнослужащим готовить себя к будущей гражданской жизни путем получения необходимого образования, профессии, творческих, культурных, спортивных, технических навыков.
Командиры и начальники, формируя у подчиненных полезные потребности и интересы, приобщая их к профессии, знаниям, культуре, могут способствовать изменению социальной направленности военнослужащих и вытеснению криминальных побуждений.
Важной мерой воспитательного воздействия на подчиненных является личный пример командиров и начальников в строжайшем соблюдении действующего законодательства. Поэтому укрепление дисциплины и предупреждение преступлений должны сочетаться с решительной борьбой с аморальным и противоправным поведением воинских должностных лиц.
Раннее предупреждение преступлений возможно лишь при индивидуальном подходе к воспитуемым. Умение понять подчиненного в конкретной жизненной ситуации и предвидеть его возможное отклоняющееся поведение - - ключ к выбору нужных воспитательных воздействий. В этой работе с подчиненными желательно опираться на воинские коллективы, общественные, спортивные, религиозные и иные организации.
Существенная роль в предупреждении преступного поведения военнослужащих принадлежит организационно-управленческиммерам.
Строгое соблюдение уставных требований в жизни и деятельности частей и подразделений - - важнейшая организационная мера по пре-
дупреждению правонарушений среди военнослужащих. Добиться организованности, дисциплины и порядка нельзя лобовыми методами. Это достигается организацией порядка всюду, где живут и действуют военнослужащие. Борясь за укрепление воинской дисциплины, командир должен действовать только по закону и уставу. Особо следует указать на необходимость строгого соблюдения правового положения военнослужащих, проявления постоянной заботы об их здоровье, питании, материально-бытовых условиях жизни, изучения и удовлетворения их правомерных нужд и потребностей, защиты от дедовщины и обеспечения уголовной ответственности виновных.
Вооруженные Силы РФ и другие войска в России стали формироваться после 1991 г. В последующие годы были приняты, а затем дополнены и изменены Законы «Об обороне», «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», на основе которых были разработаны и утверждены общевоинские уставы (Устав внутренней службы, Дисциплинарный устав, Устав гарнизонной и караульной службы).
Новое военное законодательство определяет более демократические условия прохождения военной службы офицерами, прапорщиками, сержантами и солдатами; полнее защищает их законные права и интересы; устанавливает цивилизованные формы социального контроляза их служебной деятельностью и повседневным поведением. Перечисленные установления, с одной стороны, создают лучшие условия для профилактической работы, а с другой - - усложняют привычную практику дисциплинированных подчиненных, так как сужают дискреционные полномочия командиров и начальников и требуют от них строгого соблюдения прав и свобод подчиненных.
Элементами современного социального контроля в армейских условиях могут быть:
- научно обоснованные и отвечающие международным стандартам правовые нор мы, изложенные в законах, уставах, наставлениях, положениях и приказах на чальников (нормативный элемент);
- реальный уровень контроля за соблюдением военнослужащими этих норм со стороны командиров (начальников) и применяемая ими практика стимулиро вания и принуждения к выполнению действующего военного законодатель ства (организационный элемент);
- общественное мнение, ожидания, оценки и суждения о соблюдении действу ющих норм, формируемые в воинских коллективах (социально-психологичес кий элемент);
- индивидуальное отношение военнослужащих к правовому и противоправному поведению (психологический элемент).
Системное использование этих элементов социального контроля в укреплении воинской дисциплины помогает решить многие профилактические задачи.
Важной организационно-управленческой мерой предупреждения преступлений является последовательное проведение в жизнь принципа неотвратимости ответственности за совершенные правонарушения, а тем более преступления. Безнаказанность может быть результатом:
— бесконтрольности военнослужащих, в связи с чем случаи нарушения воинской дисциплины остаются не известными командованию, а потому безнаказанными;
— попустительства и халатности командиров и начальников, которые не прини мают необходимых мер к нарушителям воинской дисциплины;
- злоупотребления командиров и начальников, которые по различным причинам (часто из карьеристских побуждений) скрывают проступки своих подчиненных.
Безнаказанность за проступки открывает путь к более опасным и уголовно наказуемым деяниям. Речь идет не о строгих или жестоких наказаниях. Важна реальная и адекватная реакция на противоправное поведение военнослужащего.
Особое место в предупреждении преступлений в воинских частях и подразделениях принадлежит уголовно-правовым мерам.
За совершение преступлений виновные должны нести личную уголовную ответственность. Ее нельзя перекладывать на командиров и начальников, провоцируя их к укрывательству преступлений. Командир должен нести ответственность за прямые упущения по службе, которые реально способствовали совершению преступных деяний подчиненными, но при условии, если будет доказана, а не презюми-рована (по принципу «командир за все в ответе») его личная вина. И эта ответственность должна быть соизмерима с его объективными и субъективными возможностями. В противном случае очковтирательство никогда не будет изжито, военнослужащие рядового и сержантского состава никогда не приобретут чувства личной ответственности за свое поведение.
Эффективность предупреждения новых преступлений с помощью уголовно-правовых средств зависит от содержания уголовных законов, уровня правоприменительной деятельности и качества работы органов военной юстиции.
УК РФ 1996 г. и его глава о преступлениях против военной службы избавились от многих прежних недостатков уголовного законодательства, которые не способствовали укреплению воинской дисциплины. Содержание законодательства и его правильное применение командирами в качестве органов дознания, военными следователями, прокурорами и военными судами создают атмосферу правовой требовательности в части, соединении, гарнизоне. И вновь речь идет не о жестокости, а о неотвратимости, своевременности и справедливости
ответственности. Новое уголовное законодательство позволяет при явке виновного с повинной и раскаянии в содеянном освободить его от уголовной ответственности даже при совершении таких опасных преступлений, как самовольное оставление части или места службы и дезертирство.
Следует иметь в виду, что уголовно-правовые меры не устраняют социальных причин преступного поведения. Они влияют лишь на психику людей, стимулируя должное поведение человека, или угрозой неминуемого наказания удерживают его от общественно опасного поведения. Традиционное преувеличение в войсках значения уголовной репрессии переключает внимание командования с социально-организационных направлений по устранению причин преступности на практику применения уголовного закона, что может быть малопродуктивным.
Профилактическая работа по предупреждению преступлений среди военнослужащих не исчерпывается сказанным. Важно, чтобы предупредительная работа была конкретной, построенной на повседневном изучении причин преступлений и иных правонарушений в войсках. Они меняются во времени и пространстве. Адекватно их изменениям должна строиться и профилактическая работа. Только при осуществлении конкретных, целенаправленных и комплексных мер предупреждения преступлений можно рассчитывать на определенные успехи.
Контрольные вопросы:
1. Понятие преступности в армии.
2. Уровень, структура, динамика преступности в армии и их соотноше ние с аналогичными характеристиками преступности в стране.
3. Общие и специфические причины и условия преступности в армии.
4. Особенности личности преступников из числа военнослужащих.
5. Основные направления предупреждения преступности в армии.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|