|
Уровень, структура и динамика преступности в Москве
Уровень преступности в Москве по числу зарегистрированных преступлений за длительный период времени (1975—2002 гг.) в абсолютном значении и в расчете на 10 тыс. человек населения свидетельствует о тенденции роста преступных проявлений, соотносимой с общей тенденцией преступности в стране (см. табл. 1).
Увеличение преступности в Москве шло медленно и относительно равномерно с 1975 по 1982 гг., а в 90-х годах отмечено значительное увеличение числа зарегистрированных преступлений. За 1976—1995 гг. относительный показатель -- коэффициент преступности в Москве вырос с 43,02 до 107,4. Это объясняется не только объективными социальными процессами, но в некоторой степени и тем, что руководящие органы внутренних дел приняли новые указания о регистрации заявлений граждан о совершенных преступлениях. Это привело к резкому увеличению числа официально зарегистрированных преступлений, которое отразилось в высоких показателях 1983 г. Рост был в основном за счет увеличения числа краж и грабежей, так как именно эти преступления было легче не регистрировать, что и делалось ранее сотрудниками правоохранительных органов, манипулировавшими статистическими данными.
1 Достаточно вспомнить взрывы домов в сентябре 1999 г., взрывы в метро, захват заложников на Дубровке 23—26 октября 2002 г. и другие подобные акты.
Таблица 1.Уровень и динамика зарегистрированной преступности в Москве
Год
| Общее число зарегистрированных преступлений
| Уровень на 10000 человек населения
|
|
| н/д
|
|
| 43,02
|
|
| н/д
|
|
| н/д
|
|
| 45,78
|
|
| 45,01
|
|
| 47,35
|
|
| 47,85
|
|
| 50,14
|
|
| 51,5
|
|
| 50,54
|
|
| 46,96
|
|
| 41,45
|
|
| 43,89
|
|
| 60,75
|
|
| 66,89
|
|
| 71,67
|
|
| 88,28
|
|
| 93,93
|
|
| 98,9
|
|
| 107,4
|
|
| 101,7
|
|
| 82,53
|
|
| 81,51
|
|
| 90,98
|
| 109 506
| 128,27
|
| 125 950
| 147,5
|
| 163 418
| н/д
| Последующий период показал сокращение числа зарегистрированных преступлений. Коэффициент преступности в период 1985—1987 гг. сократился на 18%. Это частично объясняется проводимой кампанией против пьянства и алкоголизма. 1986— 1987 гг. - - это период начала перестройки, обновления страны, энтузиазма и подъема общественного сознания, что не могло не сказаться на динамике преступности: за эти два года был зафиксирован спад в количестве убийств (—25,8%), тяжких телесных повреждений (—31,6%), изнасилований (—32,4%) и грабежей
(—22,1%). Впрочем, подобная картина была характерна для статистических показателей по всей России в целом.
Однако процесс реформирования общества оказался не таким скорым и гладким, как представлялось. Страна столкнулась с растущим экономическим кризисом, стремительной инфляцией и понижением уровня дохода и уровня жизни большинства населения. Кроме того, происходила массовая миграция в Москву, вызванная национальными конфликтами и локальными войнами, разрушением экономических и политических связей между регионами, которые раньше были частью единого государства. Все это не могло не породить рост агрессивности, конфликтного поведения и стремления любым путем обеспечить свои потребности. Развитие частного бизнеса в Москве привело к борьбе криминальных группировок за деление города на сферы влияния. Появились новые виды преступлений: вымогательство (рэкет), коммерческое мошенничество, незаконное лишение свободы и т.п. В период с 1988—1993 гг. уровень преступности увеличился на 114%.
В последние годы рост преступности в Москве продолжился с некоторым снижением ее в 1996—1998 гг. В 1999 г. рост преступности возобновился, а в 2002 г. прирост зарегистрированных показателей преступности в городе по сравнению с предыдущим годом составил 29,7%. Это при том, что в целом по стране отмечалось снижение на 14,9%. По данным 2002 г. Москва лидировала среди других регионов по темпам прироста числа зарегистрированных преступлений. На втором месте была Орловская область с показателем +17,6%1.
Определенное влияние на снижение преступности в Москве в 1996 -1998 гг. оказали два крупных события: празднование 850-летия основания города в 1997 г. и Всемирные юношеские игры 1998 г. При подготовке к празднованию подобных мероприятий в столице предпринимались крупномасштабные превентивные меры, направленные на предупреждение деятельности преступных элементов. Так, постановлением Правительства Москвы от 30 июня 1998 г. № 503 «О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка и безопасности в городе в период подготовки и проведения Всемирных юношеских игр» предусмотрено проведение следующих мероприятий: усиление контроля за соблюдением правил регистрационного учета граждан, осуществление специальных мероприятий по усилению охраны общественного порядка, проведение контрольных проверок соблюдения правил регистрационного учета в общежитиях, гостиницах, жилом секторе и других местах, обеспечение круглосуточного контроля за въездом в Москву иногороднего грузового
1 Состояние преступности в России за 2002 год. М., 2002. С. 6, 35.
и пассажирского транспорта, проведение тщательного досмотра автотранспорта, водителей и пассажиров, активизация поиска лиц, объявленных в розыск, скрывающихся от следствия и суда за совершенные ранее преступления; принятие действенных мер к удалению из аэропортов и вокзалов и выдворению из города лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество, а также нарушающих установленный режим регистрации в городе. В дальнейшем в 1999 г. был утвержден временный порядок перемещения лиц, злостно нарушающих правила регистрационного учета, за пределы г. Москвы к месту их постоянного проживания1. Граждане, нарушившие порядок регистрации пребывания в Москве и Московской области, могли быть перемещены к месту их постоянного проживания.
Еще более действенными были профилактические меры при подготовке к празднованию 850-летия основания Москвы. Численность сотрудников правоохранительных органов, особенно из числа осуществлявших патрулирование улиц города, значительно превысила их обычное число. Эти меры сыграли важную роль в существенном снижении числа совершаемых преступлений. Вместе с тем, учитывая, что в соответствии с зарегистрированными данными основное снижение было характерно для имущественных преступлений — краж, грабежей, разбоев, можно предположить, что в столице произошло не только фактическое, но и в некоторой степени фиктивное сокращение преступности, что создавало благоприятную картину безопасности в Москве.
Что касается относительного показателя преступности — коэффициента совершаемых преступлений на 10 тыс. человек населения, то по сравнению с другими регионами и в целом по России этот московский показатель до недавнего времени был невысок. Так, в 1993 г. по России в целом он был 188,79, в Санкт-Петербурге - - 254,26, в Москве, т.е. в столице, этот показатель был в 2,7 раза ниже, чем в Санкт-Петербурге, и в 2 раза ниже, чем по России. Особенно невысоким этот показатель был в 1998 г. (80,44), когда резко сократилось число регистрируемых преступлений и одновременно сократилось количество жителей столицы вследствие проведения
1 См.: Постановление правительства Москвы от 21 сентября 1999 г. № 875 «Об утверждении временного порядка перемещения лиц, злостно нарушающих правила регистрационного учета, за пределы города Москвы к месту их постоянного проживания». Напомним, что правила регистрации в Москве и Московской области были установлены совместным постановлением правительства Москвы и правительства Московской области от 10 марта 1999 г. № 241-28 «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в Москве и Московской области». Здесь и далее при подборе нормативного материала использовалась информационно-поисковая система «Кон-сультантПлюс».
жесткой политики регистрации граждан и контроля за ними. Вообще существенное расхождение относительных показателей преступности в городах с примерно схожей социально-экономической ситуацией (Москве и Санкт-Петербурге) интересовало криминологов уже давно. Объяснения были и в том, что «в Москве — сильные органы правоохраны, которые полнее контролируют преступность; в Ленинграде же честнее поставлен учет преступлений. Причины, естественно, лежат глубже»1. Действительно, выполнение Москвой столичных функций неизбежно накладывало на нее обязанность обеспечения правопорядка, в большинстве случаев и путем установления усиленного режима работы для сотрудников правоохранительных органов. Особенно часто подобный режим вводился в последние годы после проявлений актов терроризма и постоянно поступающих угроз их осуществления. Во многом на высокий уровень преступности в Санкт-Петербурге оказывало влияние и его географическое положение, близость к государственной границе и возможность использования легальных и нелегальных каналов связи для транспортировки незаконных товаров за границу. Это неизбежно порождало жесткую конкурентную борьбу преступных группировок за возможность контролирования подобных путей. Однако следует отметить и высокую субъективную (скрываемую) латент-ность московской преступности. На это указывает и сближение относительных показателей преступности двух крупных городов в 2001 и 2002 годах, особенно высокий рост уровня преступности в Москве в 2002 году, который руководство ГУВД объясняет, в частности, усилением контроля за процессом регистрации преступлений в городе. Однако существуют и объективные причины ухудшения ситуации с преступностью в городе. Многими исследователями столичной преступности, например В.И. Гладких, отмечался традиционный присущий городу антикриминогенный фактор — высокий интеллектуальный потенциал столицы. Действительно, город является средоточием научных, учебных и культурных учреждений. Даже если проследить основные стационарные миграционные потоки приезжих в столицу с 1930-х годов, то они в основном состояли из высококвалифицированных рабочих, научных сотрудников, студентов и аспирантов, партийных работников. Однако в последнее время можно проследить некоторые негативные изменения в социо-культурном уровне населения в столице. Вызвано это, как представляется, двумя причинами. Во-первых, отток части населения в Америку и Израилъ в виде очередной эмиграционной волны в постперестроечное время произошел в основном из Москвы и Санкт-Петербурга. Уезжали, как правило, люди с высоким интеллектуальным уровнем, представители науки и искусства. Во-вторых,
1 ЛунеевВ.В. Преступность XX века. Мировой криминологический анализ. М., 1999. С. 9.
существенно изменился характер мигрантов, прибывающих в столицу в конце 1990-х - - начале 2000-х годов. Это лица со средним или начальным образованием, порой не имеющие профессиональных навыков, прибывающие в основном из южных регионов страны и поддерживаемые в городе многочисленными родственниками. Образовались диаспоры по национальному признаку. Все это не могло не сказаться негативно на изменении состояния преступности в Москве.
Сказанное выше говорит о том, что преступность Москвы на современном этапе характеризуется неблагоприятной динамикой, в том числе быстрым ростом тяжких и особо тяжких преступлений и преступлений, совершаемых с применением огнестрельного оружия или взрывчатых веществ. На табл. 2 можно проследить динамику числа тяжких преступлений и их удельный вес (долю) в общем числе преступлений за 1975—2002 г.
Отмечаются и иные негативные тенденции преступности в Москве в последние годы: рост преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков (13 127 - - в 2001 г., 15 803 - - в 2002, что составляет примерно 10% в общей структуре всей столичной преступности); увеличение числа преступлений, совершаемых с применением оружия; рост уличной преступности; увеличение числа «заказных» убийств, рост преступлений, совершаемых в жилом секторе, особенно квартирных краж, увеличение количества преступлений экстремистской направленности. Существенно снизилась и раскрываемость преступлений в столице. Так, по данным ГУВД Москвы, раскрываемость преступлений в 2001 г. в среднем составляла 48,8%, в 2002 г. - - 36,19%, а за 5 первых месяцев 2003 г. - - всего 26,28%'.
Структура преступности в Москве в 2002 г. представляла собой следующую картину: кражи традиционно лидируют и составляют 37% от общего числа зарегистрированных преступлений. Экономические преступления занимают второе место (22%), преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, - -10%; грабежи - - 7%; разбои -2%; обман потребителей — 5%; мошенничество - - 6%; преступления, связанные с незаконным оборотом оружия - - 3%; убийства - -1 %; причинение тяжкого вреда здоровью - 1%.
Надо отметить и то, что описывать преступность сверхкрупного города невозможно без учета различий в уровне преступности в разных районах.Москва сегодня разделена на 10 административных округов, в составе которых находятся 128 районов. Районы Москвы в соответствии с их исторически сложившимся функциональным назначением традиционно делили
1 Данные взяты из официального сайта Правительства Москвы: htpp://www.info.mos.ru.
Таблица2. Динамика тяжких и особо преступлений в Москве
Год
| Всего зарегистрировано в г. Москве
| Число тяжких и особо тяжких преступлений
| Удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений
|
| 32 776
|
| 19,4
|
|
|
| 18,6
|
|
|
| 14,4
|
|
|
| 16,6
|
|
|
| 16,5
|
|
|
| 15,7
|
|
|
| 15,4
|
|
|
| 15,3
|
|
|
| 16,0
|
|
|
| 17,0
|
|
|
| 16,4
|
|
|
| 15,2
|
|
|
| 1U
|
|
|
| 12,2
|
|
|
| 15,2
|
|
|
| 15,2
|
|
|
| 16,1
|
|
|
| 18,1
|
|
|
| 23,7
|
|
|
| 36,6
|
|
|
| 51,3
|
|
|
| 44,0
|
|
|
| 46,7
|
|
|
| 44,9
|
|
|
| 46,3
|
| 109 506
|
| 52,2
|
| 125 950
|
| 52,88
|
| 163 418
| 83 100
| 50,85
| на три типа. К первому типу относятся центральные районы со сравнительно небольшой площадью и небольшим числом жителей. В них расположены предприятия, учреждения, культурные и зрелищные заведения. Ко второму типу можно отнести «спально-промышленные» районы, в которых расположено большое число предприятий, как правило, промышленного характера, и достаточно большое количество населения. Ктретье-му типу относятся так называемые спальные районы. Они расположены на окраине города, и в них достаточно велика доля проживающих мигрантов, получивших жилье в Москве.
По относительным показателям преступности традиционно наиболее высокие приходятся на Центральный административный округ. Это районы, где расположено наиболшее количество финансовых и торговых учреждений, крупных транспортных узлов, то есть места, где совершается наибольшее число преступлений.
В дальнейшем административно-территориальное деление Москвы претерпело изменения, и кроме районов появились объединяющие их административные округа. Можно проанализировать данные о количестве зарегистрированных преступлений за последние два года.
По имеющимся в нашем распоряжении данным, предоставленным Информационным центром ГУВД Москвы за 1994 г. - 10 мес. 2000 г., можно проследить следующее распределение абсолютных показателей зарегистрированных преступлений в Москве (табл. 3).
Таблица3. Территориальное распределение зарегистрированной преступности в Москве
Территория
| 1994г.
| 1995 г.
| 1996г.
| 1997 г.
| 1998г.
| 1999г.
| 10 мес. 2000 г.
| Москва
|
|
|
|
|
|
|
| (всего)
|
|
|
|
|
|
|
| ЦАО
|
|
|
|
|
|
|
| СВАО
|
|
|
|
|
|
|
| ВАО
|
|
|
|
|
|
| 11 108
| ЮВАО
|
|
|
|
|
|
|
| ЗАО
|
|
|
|
|
|
|
| САО
|
|
| 1 1 620
|
|
|
|
| СЗАО
|
|
|
|
|
|
|
| ЮЗАО
|
|
|
|
|
|
|
| ЮАО
|
|
|
|
|
|
|
| ЗеленогрАО
|
|
|
|
|
|
|
| В Концепции безопасности Москвы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 22 августа 2000 г., основное место уделено проблемам криминогенной обстановки в городе и состоянию борьбы с преступностью. В целом уровень безопасности в Москве в Концепции определялся как приемлемый, констатируется положительная тенденция сокращения преступлений (что, однако, не соответствует данным уголовной статистики за 1999 г. - 10 месяцев 2000 г.). Тем не менее, безопасность Москвы правительством города не признается достаточной. Отмечается опасность терроризма, который превращается в один из наиболее ярких вызовов безопасности общества. Террористические акты
становятся все более крупномасштабными, многоликими по преследуемым целям и видам проявления. Появляются новые виды терроризма (информационный, техногенный, кибернетический и др.). Усиливается криминализация всех сторон жизни общества, криминальное давление на его жизнедеятельность, возможность срастания преступных сил с представителями властных структур. Наблюдается рост экономических преступлений, криминализация экономики и т.п. Все эти факторы вызывают необходимость объединения усилий различных органов власти, управления и общественности для противодействия преступности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|