Сделай Сам Свою Работу на 5

Криминологическая характеристика преступности в армии





Армия - - понятие многозначное и не очень определенное. В данном случае под ней понимаются различные войска, предназначенные для защиты страны. По советскому законодательству эту задачу выполняли Вооруженные Силы СССР, в которые включались все их виды (сухопутные, военно-морские и т.п.), а также пограничные, внутренние и другие войска. По российскому законодательству к Вооруженным Силам РФ относятся только их виды. Другие войска и воинские формирования (пограничные, внутренние, службы безопасности, правительственной связи, железнодорожные, гражданской обороны и иные) имеют самостоятельный статус. Но их личный состав (солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики, мичманы и офицеры), как и в Вооруженных Силах РФ, проходит военную службу по контракту или по призыву. Вооруженные Силы РФ, другие войска и воинские формирования, где военнослужащие проходят военную службу, условно и обобщенно называются армией или войсками.

В войсках на должностях вольнонаемных рабочих и служащих находятся также гражданские лица, процент которых может быть значительным. Под преступностью в армии подразумевается совершение преступлений только военнослужащими, а также приравненными к ним по статусу и уголовной ответственности военными строителями и гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов.



Краткий перечень видов Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, а также различных категорий военнослужащих и приравненных к ним лиц показывает, что преступность в армии может представлять собой очень сложную совокупность противоправных действий. Она неоднородна и неодинакова по характеру, уровню и структуре применительно к различным войскам и разным категориям военнослужащих в широком понимании этого слова. В данной главе рассматриваются общие тенденции и закономерности преступности среди военнослужащих в целом.'

1 Детально преступность в войсках, ее причины и предупреждение изучаются военной криминологией (см., например: Лунеев В.В. Криминология (Причины, предупреждение и методы изучения преступлений в Вооруженных Силах СССР): Учебник. М., 1986; Лунеев В.В. Преступность XX в. (гл. 12. Преступность в вооруженных силах). М., 1998. С. 381-406; ИншаковО.М. Военная криминология: Учебник. В 2 ч. М., 1999.



Преступность в стране и преступность в армии по этим основным тенденциям и закономерностям более или менее соотносимы, так как военнослужащие являются неотъемлемой частью народа, а армия -специфической структурой общества и государства, хотя и со своими социальными, демографическими, организационными, управленческими и юридическими особенностями, которые негативно или позитивно отражаются как на самой преступности военнослужащих, так и на ее причинах.

Важной и криминологически значимой особенностью преступности в армии является то, что военнослужащие в силу выполнения специфических задач по охране и обороне страны несут уголовную ответственность не только за общеуголовные деяния, как все граждане страны, но и за воинские преступления, которые в УК РФ 1996 г. названы преступлениями против военной службы.

Обобщенные статистические показатели о преступности военнослужащих и в настоящее время, когда по Закону «О государственной тайне» 1993 г. сведения о преступности не могут быть засекреченными, остаются в основе своей закрытыми и не включаются в общие данные о преступности в стране, а учитываются лишь Главной военной прокуратурой, Министерством обороны, пограничной службой ФСБ, командованием внутренними войсками МВД и т.д.

Удельный вес преступлений всех военнослужащихв структуре преступности в стране невелик. Если приплюсовать сведения о них к общему числу учтенной преступности в стране и вычислить долю преступности в войсках, то она, поданным 2002 г., составит около 0,7%. Этот показатель не был постоянным. В структуре союзной преступности в середине 50-х гг. он приближался к 5%, в начале 80-х гг. - - к 1,5%, а в России в последний год действия УК 1960 г. (1996 г.) эта доля составляла 1,2%. Величина этого показателя зависит не только от уровня преступности военнослужащих, но и от общего числа преступлений в гражданском обществе, количества личного состава в войсках, полноты учета уголовно наказуемых деяний в стране и в армии. В данном случае существенное снижение в последние годы удельного веса преступлений военнослужащих в структуре всей преступности в стране до 0,7% связано с ростом преступности в стране на 16,3% и снижением преступности в войсках на 13,1%. Общее число зарегистрированных преступлений военнослужащих остается относительно высоким - - около 21 тыс. деяний.



В связи с волюнтаристским подходом к борьбе с преступностью в СССР, руководство которого ставило перед правоохранительными органами объективно невыполнимые задачи ее полного искоренения,

стало широко распространяться укрывательство преступлений от учета. Наибольшее распространение оно получило в войсках, командование которых, во-первых, было органом дознания, во-вторых, было обязано сообщать военному прокурору о совершенных подчиненными преступлениях, в-третьих, несло строгую ответственность за преступления в своей части, а в-четвертых, имело большие фактические полномочия в сфере уголовного процесса (военнослужащего, совершившего воинское преступление, нельзя было привлечь к уголовной ответственности без согласия соответствующих начальников; почти по половине составов воинских преступлений командир единолично решал, привлечь ли виновного к уголовной или дисциплинарной ответственности; многие составы воинских преступлений были формальными, а диспозиции статей - - бланкетными и неопределенными, позволяющими командиру принимать любые решения).

Перечисленные коллизии, как правило, решались не в пользу укрепления воинской дисциплины: командир (начальник) доминировал над законом, фактическая преступность росла, а регистрируемая сокращалась или увеличивалась малыми темпами.

Новое российское военное законодательство и УК 1996 г. устранили многие прежние коллизии, но привычная практика укрывательства преступлений и «регулирования» их уровня осталась непреодоленной.

Уровень преступностив войсках по коэффициенту в расчете на 100 тыс. человек личного состава обычно вдвое выше коэффициента преступности в гражданском обществе. Это обусловлено рядом специфически воинских криминогенных обстоятельств, которые будут раскрыты ниже. Аналогичное соотношение долгое время сохранялось в СССР. В 1950 г. коэффициент преступности в гражданском обществе и в войсках соответственно составлял 400 и 958, в 1960 г. - - 307 и 656, в 1970 г. сопоставляемые показатели практически сравнялись (433 и 426).

После начавшегося в середине 60-х гг. интенсивного роста преступности в стране стала расти и преступность среди военнослужащих. Командиры и начальники реагировали на это увеличением укрывательства преступлений, особенно воинских, от учета. В 1980 г. число преступлений на 100 тыс. населения в стране составило 604, а в войсках - - 534; в 1990 г. - - соответственно 969 и 794; в 2000 г. в России - 1972 и 1500 (см. рис. 1).

В период неудавшейся перестройки, распада Союза и рыночных реформ криминологические проблемы как в стране, так и в войсках чрезвычайно обострились.

Российские Вооруженные Силы и другие воинские формирования, организация которых практически началась в 1992 г., стали преемником Вооруженных Сил СССР во всех отношениях, в том числе и в криминогенных традициях.

Рисунок 1. Соотношение уровней преступности среди граждан и военнослужащих

 

Болезненный раздел союзных Вооруженных Сил между союзными республиками, вывод огромного числа войск из Восточной Европы и Прибалтийских государств в необустроенные места, стихийное сокращение численности войск, недостаток призывных контингентов, физическая и психологическая неподготовленность призывников к службе в армии, ограниченное финансирование войск, резкое снижение престижа военной службы, афганский и чеченский «синдромы» и другие обстоятельства умножили криминогенность воинских правоотношений.

И хотя абсолютные показатели регистрируемой преступности в войсках в 1993—2002 гг. противоречиво снижались в связи с ослаблением контроля, с существенным сокращением личного состава и неукомплектованностью воинских образований, число учтенных преступлений в расчете на 100 тыс. военнослужащих неуклонно росло. А в 1995 г. увеличились и абсолютные показатели преступности военнослужащих на 26%, в том числе воинских преступлений - - на 30%. В 1996 г. число общеуголовных деяний сократилось, а воинских - - возросло на 12%. Сокращение учтенной преступности военнослужащих продолжалось: в 1997 г. на 13,8%, в 1998 г. — на 5,7, в 1999 г. — на 13,1, в 2000 и 2001 гг. прирост на 7 и 1%, а в 2002 г. - - вновь сокращение на 12,5%. Общий уровень преступности в расчете на 100 тыс. личного состава изменился незначительно.

При оценке характеристики преступности военнослужащих надо иметь в виду криминологически значимые половозрастные демографические

данные личного состава армии, специфику учета преступлений, своеобразные условия жизни, быта и деятельности военнослужащих, наличие опасных ситуаций, которые предъявляют особые требования к физическому и психическому здоровью военнослужащих.

Тем не менее при учете имеющихся различий в преступности в стране и в армии основные тенденции динамики преступлений в войскахпо своей направленности практически совпадают с динамикой преступности в стране. Разница заключается лишь в несколько меньших темпах прироста регистрируемой преступности военнослужащих, главным образом в связи с «регулированием» ее уровня командованием и в силу других причин. В динамике преступности военнослужащих имелись и другие особенности, которых не было в динамике преступности в целом по стране.

В периоды серьезных сокращений Вооруженных Сил СССР в 1956 и 1961 гг., когда офицеров увольняли из армии даже без пенсии, в войсках наблюдались большие всплески преступности (особенно воинской), что в значительной мере было связано с падением престижа военной службы и резким ослаблением контроля за преступностью, в том числе со снижением «регулирования» ее уровня командирами и начальниками. Аналогичная ситуация наблюдается в последние годы и в России.

Несмотря на криминологически значимые особенности, коэффициент парной корреляции динамических рядов преступности в армии и по стране в целом, взятых за послевоенный период в СССР, составлял около +0,7, а по общеуголовной преступности военнослужащих и граждан за тот же период он приближается к +0,8. Такой высокий показатель корреляциимежду динамикой преступности в войсках и по стране объясняется действием единых криминологических закономерностей и в стране, и в армии (см. рис. 2).

 

Рисунок 2.Динамика преступности в стране и в Вооруженных Силах

 

Военнослужащие, составляя около 1--1,5% в структуре населения страны, но призванные из всех социальных слоев и групп населения, достаточно репрезентативно отражают территориальное, социальное, культурное многообразие страны, общества, народа.

Этот вывод является ключевым для понимания основных закономерностей и тенденций преступности в войсках, ее важнейших и определяющих причин, а также стратегических направлений борьбы с преступностью военнослужащих. Все военно-криминологические проблемы могут успешно анализироваться и решаться лишь в тесной связи с общими социальными, экономическими, организационными, духовными и криминологическими процессами в стране. Попытки радикально решить военно-криминологические проблемы в отрыве от общегосударственных за советскую историю предпринимались неоднократно, но реального, а не «бумажного» успеха не имели.

Преступность военнослужащих обычно делится на две большие группы: общеуголовные преступления и воинские.В этой связи структура преступности военнослужащих специфична. И эта специфика связана главным образом с наличием воинских преступлений, которых нет в гражданском обществе.

Удельный вес воинских преступлений в структуре преступности в войсках не был постоянным и колебался в пределах 50—70%. По данным 2002 г., удельный вес воинских преступлений в российской армии составлял 50%, а во всех воинских формированиях - - 48%.

Внутри воинских преступлений наибольшее распространение (иногда до 70%) традиционно имели уклонения от военной службы (самовольные отлучки, самовольное оставление части, дезертирство и членовредительство).

Второе место по распространенности занимали преступления против порядка подчиненности и уставных отношений (неисполнение приказа, сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению служебных обязанностей, насильственные действия в отношении начальника, оскорбления, неуставные отношения между военнослужащими, получившие название «дедовщина»). Ныне они составляют около 11%.

Далее шли преступления, связанные с эксплуатацией военной техники (автобронетехники, самолетов, кораблей), преступления против порядка несения боевого дежурства, пограничной, караульной и внутренней служб и др.

Воинские преступления в УК РФ 1996 г. (гл. 33) названы преступлениями против военной службы, где некоторые прежние составы (самовольная отлучка и др.) были декриминализированы, а оставшиеся

уточнены, конкретизированы и дифференцированы. Тем не менее доля уклонений от военной службы в структуре воинских преступлений не изменилась и составляет 71%. Общая же структура рассматриваемых деяний в основе своей сохранилась. При этом надо учитывать, что некоторые деяния (должностные преступления и др.) квалифицируются теперь по общим составам соответствующих глав УК 1996 г.

Вторую часть преступности военнослужащих составляют общеуголовные деяния. Их удельный вес в 1996 г. составлял 35%, а в 1999 г. -50—52%. В их структуре наибольшее распространение имеют преступления против различных видов собственности (около 60%), против личности, общественного порядка, общественной безопасности и др.

Удельный вес отдельных видов общеуголовных деяний, совершенных военнослужащими, несколько ниже аналогичных показателей по стране. Например, доля хулиганства среди военнослужащих ниже, чем среди гражданских лиц. Однако если к хулиганским действиям военнослужащих приплюсовать преступления против порядка подчиненности, совершаемые по хулиганским мотивам, то указанные различия практически нивелируются. Аналогичные соотношения имеются и по другим видам мотивации, которые в данном случае более объективно свидетельствуют о криминальных тенденциях в стране и в армии. Эти данные также подтверждают наличие глубоких взаимосвязей между преступностью в стране и в войсках.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.