Сделай Сам Свою Работу на 5

Криминологическая характеристика преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства





Распространение государственных преступлений, по официальной статистике, во все годы советской власти было сравнительно невелико. За так называемые контрреволюционные преступления в период с 1921 по 1954 гг. ежегодно в среднем осуждалось примерно 4—5% от общего числа осужденных за все преступления, совершенные в СССР за год. Если учесть, что это были годы, когда нарушалась законность и когда за контрреволюционные преступления часто привлекались люди, не виновные в их совершении или же виновные в совершении общеуголовных преступлений, то число реальных контрреволюционных преступлений придется снизить в несколько раз (см. гл. IV).

-вавшим УК, к их причинам и личности участников, постольку употребляются термины «государственные преступления», «особо опасные и иные государственные преступления».

В справке на имя Н.С. Хрущева, составленной за подписями Генерального прокурор СССР, министра внутренних дел и министра юстиции СССР от 1 февраля 1954г., указывалось, что за период 1921—54гг. за контрреволюционные преступления было осуждено 3 млн 777 тыс. 380 человек, из них приговорено к высшей мере наказания - - расстрелу 642 тыс. 980 человек. В лагеря и тюрьмы направлено 2 млн 369 тыс. 220 человек, в ссылку и высылку - - 765 тыс. 180 человек.



Из всех осужденных 877 тыс. были осуждены судами и трибуналами, а остальные - - «тройками», особыми совещаниями, коллегией ОГПУ.

В1954 г. в лагерях и тюрьмах содержалось осужденных за контрреволюционные преступления 467 тыс. 946 человек, в ссылке находилось 62 тыс. 462 человека.

Органы ВЧК в период 1921—28 гг. арестовали 200 тыс. 271 человека по обвинению в контрреволюции и шпионаже. Из них было освобождено 103 тыс. 687 человек, осуждено 35 тыс. 829 человек. К высшей мере наказания было приговорено 9 тыс. 70 человек. Официальные сведения многократно занижены. Фактические репрессии, если учесть уничтожение людей во время «красного террора», раскулачивания, изгнания народов со своих земель, наказание за пленение и проживание на оккупированной территории и другие репрессивные меры, могут быть на порядок выше1.

С принятием в 1958 г. нового Закона об ответственности за государственные преступления количество осужденных за совершение этих преступлений неуклонно снижалось. В период 1958—66 гг. осуждалось в год около 600 человек, в 1966—80 гг. - - около 140 человек, в 1980—86 гг. -около 80 человек, в 1987—89 тт. — 40 человек в среднем по Союзу. В1966 г. в исправительных учреждениях для лиц, совершивших особо опасные государственные преступления, содержалось около 2 тыс. осужденных. В 1988 г. их осталось чуть более 200, в 1989 г. — около 40 человек.



Разумеется, это не значит, что указанные преступления исчезли из нашей жизни. В последние годы наблюдается тенденция роста числа государственных преступлений, особенно таких, как государственная измена, шпионаж, террористические акты, диверсии, возбуждение национальной вражды.

В период 1997—2003 гг. органами безопасности пресечена деятельность ряда агентов иностранных спецслужб, деятельность российских граждан, заключавшаяся, как правило, в выдаче государственной тайны иностранным организациям за вознаграждение. Осуждены за государственную измену ряд сотрудников, занимавших высокие посты

1 Лунеев В.В. Преступность XX века. М., 1999. С. 187-189; Кудрявцев В., Трусов А. Политическая юстиция в СССР. М., 2000.

в бывшем КГБ (генерал О. Калугин, полковники А. Оямяэ, П. Запорожский и др.). Увеличилось число преступлений против безопасности России в результате событий в Чеченской республике (террористические акты в Буденновске, Каспийске, Владикавказе, Пятигорске, Минводах, Грозном, Волгодонске, Москве, Волгограде, диверсии на транспорте и даже попытки захвата власти в регионе). Как сообщил директор ФСБ РФ Н. Патрушев, только в июле 2003 года на территории Чечни предотвращено И терактов. Теракты готовились очень крупные и кровавые1.



И хотя таких преступлений немного, они даже в малом количестве наносят или могут нанести весьма серьезный ущерб в политической, экономической, военной областях, в сфере разведки и контрразведки. Повышенная опасность этих преступлений не позволяет их ставить в один ряд с другими, так называемыми общеуголовными преступлениями и мерить одной меркой с ними.

Что касается иных государственных преступлений, то они превышали число особо опасных государственных преступлений и оставались более или менее стабильными, хотя, как и особо опасные, составляли незначительный процент. В общем числе осужденных насчитывалось менее 1% осужденных за них в годы «застоя».

Особенность государственных преступлений (в основном особо опасных) - - резкий их рост в периоды обострения международной и внутренней обстановки в стране, и это еще раз подчеркивает их опасность. Так, рост этих преступлений - - шпионажа, диверсий и измены Родине — наблюдался в период Великой Отечественной войны (1941—45 гг.).

Скачок особо опасных государственных преступлений пришелся и на послевоенные годы (1945—54), когда в западных районах Украины и в Прибалтике развернулась борьба с вооруженным националистическим подпольем, хорошо организованным и поддерживаемым западными разведками. Вооруженные банды националистов совершали многочисленные теракты, диверсии, а также массу уголовных преступлений «попутно» с государственными. Так, на Украине националисты уничтожили 35 тыс. партийных, комсомольских, советских работников и граждан, которые поддерживали советскую власть на Украине. Похожая картина была и в Прибалтике.

В наши дни события в Чеченской республике активизировали рост государственных преступлений (терактов, диверсий). Эту особенность государственных преступлений нельзя не учитывать органам безопасности.

См.: Российская газета 2003. 9 авг.

Структурагосударственных преступлений и их распространенность в зависимости от вида преступлений выглядит следующим образом.

В период 1958—70 гг. в структуре особо опасных государственных преступлений преобладала измена Родине. Это так называемые изменники военного времени (переход на сторону врага, сотрудничество с немецко-фашистскими оккупантами). Их доля составила 70% всех особо опасных государственных преступлений.

На втором месте в структуре преступности того времени была антисоветская агитация и пропаганда. Следует отметить архаичность этого состава для 60—80-х гг. и его использования в борьбе с диссидентами, пытавшимися критиковать действительные недостатки и нарушения законности в государстве и обществе.

На все остальные преступления приходилось не более 2—3%. Единичны были террористические акты, диверсии, а такое преступление, как вредительство, не встречалось вообще (во всяком случае ни одного осужденного по этой статье за период действия Закона об уголовной ответственности за государственные преступления 1958 г. не было).

В 70-е гг. структура особо опасных государственных преступлений несколько меняется. На первое место выходит антисоветская агитация и пропаганда (более 70% всех осужденных). Изменилась структура измены Родине. Место изменников военного времени (карателей, полицаев) заняли изменники послевоенного времени (выдача государственной тайны иностранному государству, шпионаж, бегство за границу, отказ возвратиться из-за границы в СССР, оказание помощи иностранному государству в проведении враждебной деятельности против СССР). Но по-прежнему измена Родине и антисоветская агитация и пропаганда доминировали и на их долю приходилось 97—98% всех осужденных за совершение особо опасных государственных преступлений.

В структуре иных государственных преступлений преобладали такие, как разглашение сведений, составляющих государственную тайну, утрата документов, содержащих государственную тайну, контрабанда, нарушение правил о валютных операциях, незаконный переход государственной границы. Для первых двух составов характерно то, что фактическое совершение этих преступлений сильно расходилось с числом осужденных за их совершение. Чаще виновных привлекали к административной и дисциплинарной ответственности. Примерно такая же картина сложилась и с незаконным переходом государственной границы. В среднем пограничники в эти годы задерживали в год более 2 тыс. нарушителей, а привлекали к уголовной ответственности не более 200 (число осужденных было еще меньше).

Контрабанда (около 9% всех иных государственных преступлений) имела устойчивую тенденцию к росту в связи с упразднением «железного занавеса», расширением межгосударственных связей, упрощением порядка въезда и выезда в страну, с особенностями экономики.

Любопытная картина сложилась в структуре и динамике массовых беспорядков. До конца 50-х гг. это преступление было настолько редким, что за примерами приходилось обращаться к годам гражданской войны и нэпа. Но начиная с 1959 г. массовые беспорядки стали совершаться регулярно и в возрастающих масштабах (Муром, Александров, Сумгаит, Чимкент).

Похожая картина наблюдалась и в отношении бандитизма, который судебной и следственной практикой традиционно относился к весьма редким преступлениям. Однако в последние годы бандитизм проявляет значительную тенденцию к росту, как и вся организованная преступность. Так, в 1999 г. Свердловская областная прокуратура впервые в практике своей работы и, видимо, работы всей прокуратуры России предъявила участникам преступной группировки обвинение по статьям 209 и 210 УК РФ - - бандитизм и организация преступного сообщества. По делу проходили 19 человек. На их совести убийства, разбои, вымогательство. В распоряжении преступной организации имелось более 40 автомобилей, в том числе престижных моделей «Ниссан», «Гранд Чероки», «БМВ», радиостанции «Стандарт», работающие в диапазоне милицейских частот, приборы ночного видения, бронежилеты, а список найденного оружия занимает не одну страницу в уголовном деле.

Общий вывод о динамике и структуре государственных преступлений: следует ожидать роста этих преступлений, ибо сложность международной и внутренней обстановки способствует этому процессу.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.