Сделай Сам Свою Работу на 5

Предупреждение преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства





Главное направление борьбы с государственными преступлениями -предупреждение этих преступлений на самых дальних подступах,ибо последствия преступлений могут быть таковы, что ни последующее обнаружение и привлечение к уголовной ответственности участников этих преступлений, ни самое суровое их наказание ничего не поправят.

Борьбу с государственными преступлениями ведут органы Федеральной службы безопасности. Руководство этих органов считает предупреждение государственных преступлений главной задачей, главным направлением борьбы с этими опасными деяниями и многое делает для того, чтобы предупредительная работа давала должный эффект.

ФСБ прилагает большие усилия к восстановлению и налаживанию системы профилактических мер в борьбе с преступлениями против основ конституционного строя и безопасности государства, но, очевидно, для этого потребуется определенное время. Прошлый опыт органов безопасности в организации и ведении профилактики безусловно поможет сократить это время.

Начало масштабной, целеустремленной, регламентированной правовыми актами профилактической работы органы Государственной безопасности относят к началу 60-х гг. А спустя 10 лет, в 1976 г., руководство КГБ СССР констатировало, что в числе факторов, повлиявших на снижение количества государственных преступлений в период 1965—74 гг. по сравнению с 1955—64 гг., профилактика занимает важное место. Подчеркивалась доминирующая роль профилактики в борьбе с государственными преступлениями.



Социологические исследования, проведенные автором данной главы, показали следующую картину. В период 1966—88 гг. органы КГБ профилактировали в среднем в год около 10 тыс. человек, поведение которых могло привести к совершению особо опасных государственных преступлений, и только около 1 % этих лиц все же совершали преступления, несмотря на профилактические меры со стороны этих органов.

Таким образом, эффективность профилактики была весьма высокой, чего нельзя было сказать об уголовно-правовых мерах, особенно в отношении лиц, осужденных по ст. 70 УК РСФСР. Речь в данном случае идет об индивидуальной профилактике, т.е. о системе мер, проводимых в отношении конкретных лиц в целях предупреждения с их стороны совершения особо опасных государственных преступлений. Основанием такой профилактики являлось наличие полных



и достоверных данных, свидетельствующих о том, что поведение лица противоречит интересам безопасности государства и может привести к совершению против него преступления.

Конкретно речь шла о том, что в действиях профилактируемого лица просматривались отдельные признаки состава государственного преступления. Например, установлено, что лицо собирает сведения, составляющие государственную тайну, однако цель передачи этих сведений иностранному государству не установлена. Состава шпионажа в данном случае не будет, но объективные признаки этого деяния налицо — сбор сведений, составляющих государственную тайну. Или же лицо высказывает намерение совершить особо опасное государственное преступление, но никаких действий для реализации этого намерения не предпринимает.

И в первом, и во втором случае такие лица подлежали профилактическому воздействию со стороны органов КГБ.

Помимо выявления, предупреждения и пресечения государственных преступлений в ходе оперативной деятельности, органы государственной безопасности ведут профилактическую работу, которая является логическим продолжением оперативной деятельности и заключается в системе мер психологического, воспитательного воздействия на лиц, находившихся в криминогенной ситуации. Эта работа регламентируется законодательством об оперативно-розыскной деятельности, основанными на нем ведомственными актами Федеральной службы безопасности и ведется систематически, целеустремленно и масштабно.



Органы безопасности в прошлые годы и ныне ведут как индивидуальную, так и общую профилактику государственных преступлений. Общая профилактика направлена на выявление, устранение или локализацию причин и условий, способствующих совершению государственных преступлений. Основанием такой профилактики служит наличие полных и достоверных данных о происходящих или возможных негативных процессах в регионе или на объектах, которые могут нанести ущерб интересам государственной безопасности.

Широко ведется индивидуальная профилактика, т.е. система мер, проводимых в отношении конкретных лиц в целях предупреждения совершения ими государственных преступлений. Основанием такой профилактики является наличие полных и достоверных данных, свидетельствующих о том, что поведение лица противоречит интересам государственной безопасности и может привести к совершению преступления против государства.

Методы индивидуальной профилактики включали: личные беседы, воздействие через родственников и близких лиц, через руководителей

учреждений, использование средств массовой информации, вынесение официального предостережения. Использовались как гласные, так и негласные формы профилактики.

Разумеется, профилактическая работа органов КГБ имела немало недостатков. Например, иногда профилактировались лица, совершившие особо опасные преступления и подлежащие уголовной ответственности, а не профилактике. В данном случае решение о профилактике, принятое органом безопасности, служило основанием освобождения лица от уголовной ответственности, что законом вообще не было предусмотрено. Иногда профилактировались лица, поведение которых не давало для этого оснований.

Недостатком являлось и то обстоятельство, что вся профилактическая работа регламентировалась ведомственными актами, причем закрытыми, а не законом. И даже Указ Президиума Верховного Совета СССР о применении официального предостережения был издан с грифом «Без опубликования в печати». Профилактируемый узнавал о существовании этого Указа только в момент вынесения ему официального предостережения, что вызывало с его стороны естественную отрицательную реакцию. Очевидно, что для того чтобы обеспечить должное отношение граждан к интересам безопасности государства, их прежде всего необходимо информировать о соответствующих правилах возможного и должного отношения к таким интересам.

Недостатком служило и то, что права и обязанности как профилакти-руемых, так и лиц, проводящих профилактику, не были четко регламентированы в ведомственных актах, регулирующих эту важную работу.

Но несмотря на недостатки, профилактическая работа органов государственной безопасности в советский период была эффективным средством борьбы с государственными преступлениями и предотвратила немалое их количество.

Для активизации профилактической работы следует принять федеральный закон о профилактике преступлений, а подзаконные акты (приказы, инструкции) должны регламентировать технологию этой работы, а не ее принципиальные основы.

Пункт 3 ст. 15 Конституции РФ устанавливает: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

Что касается общей профилактики, направленной на выявление, устранение или локализацию причин и условий совершения государственных преступлений, то органы государственной безопасности вели

и эту работу, хотя и с меньшим размахом и успехом. Основанием общей профилактики служило наличие полных и достоверных данных о проходящих или возможных негативных процессах в регионах или на объектах, которые могли нанести ущерб интересам государственной безопасности.

Контрольные вопросы:

1. Состояние государственной преступности и преступности против ос
нов конституционного строя в советский и постсоветский периоды.

2. Особенности личности некоторых категорий участников этих преступ
лений.

3. Причины и условия преступлений против конституционного строя и
безопасности государства.

4. Основные направления и формы предупреждения этих преступлений.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.