Сделай Сам Свою Работу на 5

Причины и условия преступности в Москве





Причины и условия преступности в Москве характерны для преступности в целом, однако имеют и определенную специфику.

Можно охарактеризовать следующие криминогенные детерминанты столичной преступности.

1. Интенсивность укрупнения города проявилась в резком ослаб
лении связей
между людьми, обезличивании людского общения, а сле
довательно, и в ослаблении сдержек (контроля за поведением). «Дру
гое характерное явление городской жизни многообразие форм и
стилей жизни, что способствует более терпимому (чем в деревне) от
ношению к различиям в индивидуальности граждан»2. Это также ос
лабляет неформальный социальный контроль.

2. Быстрый рост населения столицы обусловливается преоблада
нием механического прироста,т. е.миграции. После 1959 г. население
Москвы прибавлялось по 1 млн жителей каждые 8—9 лет. Уровень

 

1 См.: БорбатА.В. Проблемы преступности несовершеннолетних в Москве // Пре
ступность, статистика, закон. М., 1997. С. 77.

2 Яковлев A.M. Преступность в условиях города (социально-психологический ас
пект). СССР - - США: криминологические и уголовно-правовые проблемы борьбы с
уголовной преступностью. М., 1987. С. 9.



рождаемости на 1 тыс. человек населения в течение последней половины XX в. постоянно снижался, т.е. число смертей превышало число рождений. Основной акцент сместился на механическое увеличение населения города, которое происходило за счет двух основных процессов: миграции населения из сельской местности и небольших городов в поисках работы и перемещения людей из крупных городов России и союзных республик СССР. Неадаптированность создает мотивацию аут-сайдерства и криминального риска. В последние годы проявился и третий процесс - - приобретение или аренда недвижимости в Москве. Значительна доля «маятниковой миграции» людей, работающих в Москве, а живущих вне ее пределов; миграция абитуриентов.

Все эти процессы приводят к появлению проблемы мигрантов, т.е. людей, социальный контроль за которыми ослаблен, а материальное положение не всегда стабильно. Важна для этих людей и проблема психологической адаптации к столичной жизни, к тем понятиям и духовным ценностям, к тому социальному содержанию и ритму жизни, которым живет столица. Такой сверхкрупный город, как Москва, привлекает не только российских граждан или жителей стран СНГ, но и большое число иностранцев. Это иностранные рабочие, нанимаемые на контрактной основе на различные виды работ (в первую очередь строительные), коммерсанты, закончившие учебу иностранные студенты, беженцы. За 1995—2000 гг. в Москве число преступлений, связанных с иностранными гражданами в роли потерпевших или субъектов преступлений, увеличилось более чем в семь раз.



В целях снижения остроты криминогенной обстановки в Москве распоряжением мэра Москвы от 5 ноября 1993 г. «О введении особого порядка пребывания в г. Москве - - столице Российской Федерации граждан, постоянно проживающих за пределами России» был установлен порядок учета иногородних граждан. Порядокже регистрации иногородних граждан и снятия их с учета предусмотрен в Правилах, утвержденных постановлением Правительства Московской области от 26 декабря 1995 г.1 Одной из целей введения режима регистрации служит обеспечение в Москве и Московской области общественного порядка и безопасности. Регистрации подлежат граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, в Москву на срок свыше 3 дней, в Московскую область - - на срок свыше десяти дней. Регистрация осуществляется территориальными органами внутренних дел на срок до 3 месяцев. В соответствии с Правилами возможна регистрация и на более длительный срок.

1 См.: Вестник мэрии Москвы. 1996. № 1. С. 24-37.

Постановлением правительства Москвы от 29 июля 2003 г. «О порядке привлечения и использования иностранных работников в городе Москве» путем преобразования была учреждена Межведомственная комиссия по вопросам привлечения и использования иностранных работников и утверждено Положение о ней. На Комиссию во взаимодействии с префектурами и иными территориальными органами возлагается координация вопросов трудовой миграции, контроля за условиями труда и проживания иностранных мигрантов.



3. Специфичен этнический разброссреди граждан Москвы, в кото
рой проживают лица около 100 национальностей. В столице существует
около 50 землячеств. Такая ситуация характерна для всех крупных го
родов мира. Организованные преступные группировки имеют тенден
цию формироваться как по территориальному, так и по национально
му признаку. Так, в Москве функционируют азербайджанские,
армянские, чеченские, так называемые славянские и прочие этничес
кие преступные группировки с определенной территориальной и про
фессиональной сферой деятельности. В случаях, когда они действуют
в той же этнической среде, резко возрастает латентность. С другой сто
роны, лица иных, кроме русской, национальностей, в современной
Москве стали одной из наиболее виктимных групп населения. Если
раньше в отношении них совершались в основном имущественные
преступления, то сейчас все чаще и чаще они становятся жертвами
тяжких насильственных преступлений, совершаемых по мотивам ра
совой и национальной вражды или ненависти, которые в аналитичес
ких документах органов внутренних дел получили название «экстре
мистский мотив». Большинство таких преступлений совершается
молодыми людьми, представителями скинхедского движения.

4. Значительное место среди криминогенных детерминант столич
ной преступности занимают причины и условия экономического харак
тера. В
их числе в первую очередь необходимо выделить ухудшение ма
териального положения основной части населения после реформ
последнего десятилетия XX в., особенно последствия августовского кри
зиса 1998 г., негативно сказавшиеся в первую очередь на положении
среднего класса. Однако еще более значимым в процессе продуцирова
ния преступности представляется резкое имущественное расслоение
населения, которое наиболее ярко проявляется в столице. Криминоло
гами давно было установлено, что состояние преступности коррелиру
ет не столько с уровнем материальной обеспеченности, сколько с раз
личиями в уровне обеспеченности, их размером и остротой. В условиях
крупного города и столицы в особенности такое резкое различие в до
ходах не просто осознается населением, оно ежедневно иллюстрируется

элитным жильем, нарядными витринами дорогих магазинов, фешенебельными отелями, ресторанами, машинами. Благодаря продуманной политике московского правительства последствия экономического кризиса в столице были не столь разрушительными, как в других регионах. Однако и здесь они не могли не сказаться на уровне жизни населения. В первую очередь это сказалось на существенном снижении доли промышленности, падении производства в черной металлургии, машиностроении, металлообработке, стекольной, легкой промышленности, производстве бытовой техники1. Что, в свою очередь, привело к высвобождению (т.е. — безработице) большого числа жителей города.

И хотя правительство столицы (в отличие от руководства многих иных регионов России) регулярно предпринимает различные меры по улучшению материального положения наиболее незащищенных слоев населения, этого еще не хватает из-за растущего прожиточного минимума в Москве, входящей в пятерку самых дорогих для проживания городов в мире2. Справедливости ради необходимо тем не менее отметить, что Москва среди иных субъектов Российской Федерации имеет самый высокий индекс человеческого развития, который в целом соответствует уровню зарубежных государств со средним уровнем экономического развития3.

5. Стало традиционным отмечать несовершенство законодательства в сфере борьбы с преступностью в качестве одного из условий преступности. Это криминогенное условие на сегодняшний день, казалось бы, нельзя назвать актуальным для России в связи с принятием 24 мая 1996 г. нового Уголовного кодекса, криминализировавшего

1 В историко-аналитическом документе к третьему Генеральному плану реконст
рукции и развития города Москвы, который был принят в 2000 г., отмечалось, что по
литика на создание из Москвы крупного промышленного центра, принятая в 1930-х
годах, во многом была ошибочна. Не отрицая этого факта, тем не менее нужно при
знать, что на промышленных предприятиях города до недавнего времени трудилась
значительная часть жителей города.

2 По данным известного экономиста Н. Шмелева, мировое соотношение беднос
ти и богатства, считающееся приемлемым, неконфликтным, так называемый опре
деленный предел неравенства должен составлять 1:10 (Древнегреческий философ
Платон говорил о соотношении 1 : 4). За последние двадцать лет правительствами
таких европейских стран, как Англия, Франция, Бельгия, было достигнуто соотно
шение 1:4. В России в середине 90-х годов оно составляло 1:25 и имеет постоянную
тенденцию к увеличению.

3 Уровень человеческого развития (или индекс развития человеческого потенциа
ла) - - это интегрированный показатель индексов (индикаторов) уровня образования,
доходов (валового регионального продукта) и средней продолжительности жизни на
селения.

значительное число деяний в первую очередь в сфере экономической деятельности. Однако неточность некоторых формулировок, наличие оценочных понятий, разночтения в уголовном и гражданском законодательстве значительно затрудняют практическое применение УК. В первую очередь это относится к таким деяниям, как легализация (отмывание) денежных средств, преднамеренное и фиктивное банкротство, незаконная предпринимательская деятельность, уклонение от уплаты налогов и т.п.

6. С неоднократным измерением административно-территориального деления Москвы изменялась структура и подчиненность правоохранительных органов, что в общем не способствовало улучшению их деятельности. В 1996 г. процесс структурирования административных частей Москвы закончился, а вместе с ним закончился и период неопределенности в структуре правоохранительных органов. Можно уже говорить о координации их деятельности в одном направлении -изменении криминогенной ситуации в Москве.

Последний по времени издания наиболее комплексный нормативный акт Правительства Москвы - - Концепция безопасности Москвы 2000 года - к предпосылкам, усугубляющим криминальную активность преступников, относит следующие моменты:

- отсутствие достаточно проработанного законодательства в сфере противодей
ствия преступности как на федеральном, так и на местном уровне;

- недостаточный уровень профессиональной подготовленности сотрудников пра
воохранительных органов в борьбе с организованной преступностью;

- поделенность сфер влияния среди различных криминальных структур;

- значительное количество в городе выходцев из стран ближнего и дальнего за
рубежья, в том числе и не зарегистрированных установленным порядком граж
дан из кавказского региона;

- слабую раскрываемость заказных убийств;

- расширение спектра способов террористической деятельности (биологических,
химических, радиационных);

— рост «интеллектуального» уровня терроризма пропорционально темпам развития техники и науки;

- криминализацию экономики.

В заключение подчеркнем, что мы выделили лишь наиболее яркие, характерные для Москвы как типичной столицы крупного государства, причины и условия преступности, не останавливаясь на иных, возможно не менее значимых, в связи с их рассмотрением в других главах учебника.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.