Сделай Сам Свою Работу на 5

Классификация мер профилактики





В криминологической литературе предлагаются различные классификации мер профилактики. Оптимальной для программирования и организации профилактической деятельности представляется классификация по следующим основаниям:социальному уровню предупредительной деятельности; объему (массовости охвата); территориальному масштабу; этапу воздействия на объект профилактики; направленности, виду (содержанию) воздействия; субъекту разработки и применения.

По социальному уровнюпредупредительной деятельности выделяются три группы мер: общесоциальные; противодействующие социальным патологиям; специальные (криминологические) меры, в том числе «востребованные» меры правового воздействия.

Функция общесоциальнойпрофилактики последовательно осуществляется обществом в процессе его экономического, социального, политического и правового развития. Общесоциальное предупреждение преступности связано с наиболее значимыми и долговременными видами социальной деятельности, осуществляется в процессе решения крупномасштабных социальных задач, непосредственно не предназначенных для предупреждения преступлений, но именно их решение существенно сказывается на уровне преступности. Разрешение противоречий общественного развития, его проблем и трудностей, преодоление просчетов, упущений, ошибок в социальном управлении есть в то же время экономическая, политическая, идеологическая, социально-психологическая, правовая основа для устранения, ослабления, нейтрализации процессов и явлений, детерминирующих преступность.



К общесоциальным мерам предупреждения преступности относятся преобразования в сфере экономики, имеющие целью, в конечном счете, поднятие жизненного уровня членов общества, качества их жизни. Под этим углом зрения должна оцениваться (несмотря на существенные издержки ее проведения1) концепция радикальной реформы хозяйственного механизма страны, ориентированная на создание основы эффективной, служащей человеку экономики, стимулирование деловой активности и инициативы людей, их заинтересованности в результатах труда, обеспечение социальной и правовой защищенности различных слоев населения и тем самым на обеспечение устранения, ослабления, нейтрализации ряда криминогенных факторов, лежащих в основе имущественной, экономической, должностной и иной преступности.



Стабилизация положения на потребительском рынке, преодоление дефицита промышленных и продовольственных товаров в совокупности также являются важными предпосылками предупреждения экономической и иной преступности.

Сокращению бытовой насильственной и иной преступности способствуют мероприятия по решению жилищной проблемы, укреплению семьи, улучшению условий труда и быта женщин, охране материнства и детства, организации досуга.

Несомненное профилактическое воздействие самого широкого спектра оказывают демократизация и гласность, коренным образом изменяющие идейно-политическую атмосферу и обществе, способствующие созданию обстановки нетерпимости общественного мнения к правонарушениям, оздоровлению морально-нравственного климата в целом в межличностных отношениях.

Наконец, повышение этической, политической, бытовой, эстетической, правовой культуры, в том числе восстановление в правах народных традиций и обычаев, обеспечивающих преемственность культурного наследия и нравственных регуляторов поведения как важнейшее условие обновления общества, его гуманизации и нравственного совершенствования, является и необходимым элементом предупреждения преступных проявлений.

1 К сожалению, в силу ряда объективных и субъективных причин размер этих «издержек» оказался настолько велик, что существенно мешает достижению целей реформы. Масштабные злоупотребления при приватизации, небывалое имущественное расслоение общества, потеря значительной частью населения трудовой перспективы, свертывание ассигнований на науку, просвещение, культуру -- все это серьезно компрометирует реформу в глазах общественного мнения. Не случайно в этой связи на законодательном, президентском, правительственном уровнях разработан ряд общесоциальных мер, направленных на устранение или смягчение социальных издержек рефор'мы.



Одновременно нельзя впадать в утопию. В начале XX в. криминологи предсказывали сужение и даже искоренение преступности на основе культурного, экономического и социального развития. Человеческое общество развивается по многим направлениям, а снижения преступности не регистрируется. Она растет. И самый высокий уровень преступности отмечается в самых развитых и богатых странах. Связь между социально-экономическим развитием общества и уровнем преступности намного сложнее, чем она представляется на первый взгляд. Между развитием общества и нравственно-правовым поведением нет «скорых» и прямых корреляций.

Меры, противодействующие социальным патологиям.Традиционное разделение предупреждения преступности только на общесоциальное и специальное1 носит, как показывает анализ, в определенной степени условный характер. Имеется обширная совокупность мер, которые соединяют в себе черты общесоциальной и специальной профилактики. С первой их отождествляет то, что цели этих мер гораздо шире, чем цель борьбы с преступностью.

Например, во главу угла борьбы с пьянством, потреблением наркотиков и других одурманивающих веществ, бродяжничеством, проституцией, рядом социально значимых болезней (терминология закона), контрабандой, злостным неисполнением воспитательных обязанностей и т.д. положены цели охраны здоровья населения, обеспечения нормального функционирования экономики, защиты семьи и интересов детей и т.д. В то же время очевидно, что меры устройства, поддержки и помощи лицам из групп повышенного социального риска имеют и явно выделенный (а не латентный, как в общесоциальных мерах) аспект профилактики именно преступности, хотя далеко и не сводятся к нему. Поэтому многое говорит за выделение наряду с общесоциальным и специальным предупреждением преступности (преступлений) промежуточного уровняпрофилактики: мер общесоциальных по содержанию, но специализированных на борьбу с аномалиями в обществе (социальными патологиями), более широкими по масштабу, нежели преступность, но непосредственно продуцирующими ее.

Специальная профилактика(криминологическая и востребованные ею меры правового воздействия) включает меры, направленные именно на выделение, устранение, ослабление, нейтрализацию криминогенных факторов, на исправление лиц, могущих совершить или повторно совершающих преступления. На уровне специальной профилактики

1 См.: Теоретические основы предупреждения преступности. С. 42—44; Курс советской криминологии. Предупреждение преступности. С. 54-64; Криминология и профилактика преступлений. С. 226—228; Криминология. М., 1994. С. 159.

цель борьбы с преступностью, ее отдельными видами и конкретными преступлениями уже не растворена в более общих целях, что характерно для общесоциального уровня профилактики, и не является производной, как в мерах борьбы с социальными патологиями. Эта цель здесь выделена в качестве единственной или ведущейдля соответствующих мер социального контроля, социальной реабилитации или правоохранительной деятельности. Иными словами, разработка и реализация мер специальной профилактики прямо обусловлены наличием преступности, ее состоянием и характером действующих криминогенных детерминант.

В то же время специальные меры профилактики и ранее выделенные меры общесоциального уровня и уровня борьбы с социальными патологиями взаимосвязаны и взаимно подкрепляются. Общесоциальные меры создают соответствующие базовые предпосылки для специальной профилактики и профилактики социальных патологий. В свою очередь меры этих уровней взаимодействуют между собой и способствуют эффективности общесоциальных мер предупреждения преступности, устраняя конкретные очаги противодействия им.

Специальная и целенаправленная профилактика особо широко развита в европейских и североамериканских странах. Европейский институт по предупреждению преступности и борьбе с ней, ассоциированный с ООН в 1995 г., издал фундаментальное исследование, в котором большое внимание уделено ситуационному предупреждению преступности. Оно включает в себя меры, повышающие трудность совершения преступления, меры, повышающие риск при совершении преступления; меры, уменьшающие выгодность совершения преступления1.

По объему(массовости охвата) предупредительные меры разделяются на общие, особенные и индивидуальные.

Общиепрофилактические меры направлены на выявление, устранение, ослабление, нейтрализацию причин и условий преступности в целом либо ее отдельных видов. Иными словами, они ориентированы на охват индивидуально неопределенного круга объектов воздействия — ситуаций и лиц (например, комплекс мер по борьбе с незаконным оборотом оружия).

Особенныемеры осуществляются в рамках групп ситуаций или лиц, вьщеленных по определенным родовым признакам, например, в отношении лиц, склонных к совершению преступлений в связи с немедицинским потреблением наркотиков, занятием проституцией, бродяжничеством и т.д., или в отношении ситуаций, способствующих совершению корыстных преступлений, которые связаны, например, с отсутствием стандартов безопасности для жилищ и офисных помещений,

1 См.: ГрэхэмДж., Беннетт Т, Стратегии предупреждения преступности в Европе и Северной Америке. Хельсинки, 1995. С. 34-55.

с нарушениями правил учета и хранения документов, денег, товарно-материальных ценностей и т.д.

Индивидуальная профилактикапредставляет собой конкретизацию общесоциальных и специальных предупредительных мер в отношении отдельных лиц. Она последовательно направлена на:

а) устранение неблагоприятных воздействий на конкретную личность, могущих
привести к формированию антиобщественной направленности и обществен
но опасному поведению;

б) изменение социально неодобряемого поведения, ведущего к переходу на пре
ступный путь, и коррекцию порождающих его ориентации и черт личности
(если ее искаженное формирование уже имело место);

в) применение неотложных мер по предупреждению непосредственно подготав
ливаемых преступлений, пресечению попыток их совершения1

Общая, особенная, индивидуальная профилактика в зависимости от стадий проявления криминогенных детерминант, развития на их основе искаженных ориентации и черт личностей, выражающего их

поведения и момента начала предупредительной работы делится на семь этапов воздействия на объект:

1) раннюю профилактику в форме социальной защиты (помощи), заключающу
юся в выявлении и устранении криминогенных ситуаций, неблагоприятных
жизненных условий, контингентов повышенного риска, групп, конкретных
лиц до того, как эти ситуации и условия сформировали существенные искаже
ния ценностных ориентации и мотиваций;

2) раннюю профилактику в форме сочетания социальной помощи и корректиру
ющего воздействия, если негативное влияние неблагоприятных жизненных усло
вий уже привело к искаженной позиции групп и конкретных лиц и к социаль
но неодобряемому поведению;

3) непосредственную профилактику, когда социально неодобряемое поведение
лица (группы) превратилось в систематическое (неоднократное) совершение
правонарушений, характер которых указывает на возрастающую опасность пе
рехода на преступный путь;

4) профилактику непосредственной опасности совершения преступлений;

5) пресечение на стадии приготовления или покушения на преступление, вклю
чающее меры, направленные на то, чтобы не допустить продолжения уже на
чатого преступления и доведения его до конца, а также на создание обстанов
ки, исключающей дальнейшую преступную деятельность;

! Распространенной ошибкой при изучении темы «предупреждение преступности» является смешение классификации профилактических мер по уровню на общесоциальные и специальные с классификацией по объему на общие (обезличенные), особенные (групповые) и индивидуальные. В действительности общесоциальная профилактика может проявиться на общем, особенном (групповом) или даже индивидуальном уровнях. Например, борьба с безработицей осуществляется и через устройство конкретных безработных. С другой стороны, специальная профилактика может проявиться не только на индивидуальном или особенном (групповом) уровнях, но и в мерах общего характера (например, в издании правовых актов о профилактических учетах, об устройстве лиц, отбывших наказание, и т.д.).

6) процессуальные меры профилактики по фактам совершенных преступлений, атакже
меры реализации целей уголовно-правовой превенции;

7) профилактику рецидива на стадии отбывания наказания и ресоциализации пос
ле его отбытия, включающую устранение и нейтрализацию негативных условий
пенитенциарного и постпенитенциарного характера (социальная помощь, вос
питательное воздействие, контроль).

Таким образом, общая, особенная, индивидуальная профилактика во всех случаях имеет комплексную задачу:

- противодействие криминогенным детерминантам, создающим ситуации, объективно благоприятствующие совершению преступлений или (и) формированию среди определенного контингента, группы, у конкретного лица готовности их совершить;

воздействие на личности, у которых обоснованно прогнозируется или конкретно диагностируется склонность к совершению преступлений (рецидиву), для удержания от преступлений и ресоциализации.

Речь идет о лицах, группах, контингентах, которые:

а) находятся в неблагоприятных условиях среды или (и) жизненной ситуации,
могущих вызвнать социальную дезадаптацию и последующую криминализа
цию личности;

б) уже обнаруживают признаки такой дезадаптации (отчуждение от социальных
институтов, предпочтение неодобряемых видов досуга, приобретение негатив
ных привычек и стереотипов поведения);

в) систематически совершают правонарушения непреступного характера, свиде
тельствующие о формировании мотивации перехода на преступный путь;

г) обрели психологическую готовность к совершению преступлений (предпрес-
тупное состояние);

д) совершают приготовление или покушение на преступление, могущие быть пре
сеченными;

е) совершают преступления и могут допустить рецидив.

При этом своевременное и полное использование возможностей каждого этапа воздействия на объект профилактики в большинстве случаев устранит необходимость перехода к последующему этапу.

Целенаправленное предупреждение преступности осуществляется по ряду направлений:применительно к видам преступлений и типам преступного поведения; сферам общественной жизни, в которых происходит формирование человека и складываются ситуации, детерминирующие его поведение; социальным группам, характеризуемым специфическими показателями; отраслям народного хозяйства и сферам деятельности, для которых характерны криминогенные факторы; территориальным зонам. Приведенный перечень может быть положен в основу программирования специальных криминологических мер.

По территориальному масштабумеры предупреждения преступности могут быть:

1) общегосударственными;

2) осуществляемыми на территории субъекта Федерации;

3) местными, осуществляемыми в пределах района, населенного пункта;

4) объектными, проводимыми на отдельных заводах, фабриках, в акционерных
обществах;

5) контингентными, направленными на предупреждение преступлений среди раз
личных групп населения (несовершеннолетних, безработных, бомжей, нарко
манов и т.д.) и др.

Меры предупреждения целесообразно анализировать также по направленности и виду(содержанию) их действия. Эта классификация подразделяет меры профилактики всех уровней, масштабов, объемов на социально-экономические, организационно-управленческие, идеологические, социально-психологические, медицинские и психолого-педагогические, технические, правовые.

Прежде всего надо выделить меры социально-экономическогохарактера, влияющие на устранение, ослабление, нейтрализацию криминогенных факторов (включая их проявление на уровне микросреды и положения отдельных лиц), связанных с падением жизненного уровня населения, кризисными явлениями в производстве и в социальной обстановке. Речь идет, в частности, о мерах социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения, как и о мерах оздоровления экономики и стабилизации ситуации в целом.

Особое место в предупреждении преступности занимает социально-правовой контроль.Он не сводится к непосредственному надзору, проверкам и другим контролирующим действиям, а предполагает четкую организацию жизни и деятельности людей на основе научно обоснованных законов, принятых демократическим путем.

Различные отрасли права, на которые возложена задача оптимального правового регулирования всех сфер общественных отношений, играют в организации указанного контроля важную роль. А именно в этих отношениях сосредоточены основные причины и условия, способствующие совершению преступлений.

То или иное правовое регулирование различных сфер общественных отношений либо создает прямые и косвенные предпосылки к совершению преступлений (правовые решения последнего десятилетия были характерны прежде всего этим), либо ставит правовые преграды к их осуществлению, предупреждая совершение преступлений на ранних стадиях «скатывания» субъекта к преступному поведению.

Предлагаемый социально-правовой контроль не следует путать с ныне все еще политически модным пугалом - - «тоталитарным», «репрессивным» контролем и т.д. Страна медленно и противоречиво эволюционирует к правовым цивилизованным и твердым устоям. Огромная роль в этой эволюции принадлежит социально-правовому

(гражданско-правовому, экономическому, финансовому, бюджетному, валютному, налоговому, таможенному, пограничному, миграционному, экологическому, санитарному, технологическому, а также административному и уголовно-правовому) контролю. Его оптимальная и научно обоснованная разработка возможна лишь при активном участии специалистов различных отраслей права1.

На современном еще кризисном уровне социально-экономического развития России социально-правовой контроль как одно из направлений профилактической деятельности является наиболее реалистичным2 .

К этому же направлению следует отнести конкретные меры борьбы с безответственностью и бесхозяйственностью, обеспечение платежей налогов и сборов, улучшение учета, хранения, контроля сохранности имущества, уменьшение непроизводительных потерь и своевременное их выявление, взыскание ущерба с виновных, подбор кадров и т.п. В управлении социальной сферой актуализировалось антикриминогенное значение мер, связанных с оптимизацией регулирования миграции, трудоустройства; с обеспечением своевременной выплаты заработной платы, пенсий, пособий и пресечением нецелевых трат выделенных на это средств.

К совершенствованию социального контроля за работой аппаратов управления, ее эффективностью, с тем чтобы максимально ограничить масштабы недостатков и нарушений («издержек управления»), способствующих существованию и расширенному воспроизводству имущественной, экономической, должностной (служебной) и иной преступности, в том числе коррупционной, относятся организационно-управленческие меры.Профилактический аспект социального контроля включает, в частности, меры по совершенствованию контрольно-ревизионной и аудиторской деятельности.

1 Предупредительная роль социального контроля подтверждается серьезными международными исследованиями. Американский криминалист Фреда Адлер в этих целях исследовала 10 стран Европы, Азии, Латинской Америки, Африки и Ближнего Востока, которые существенно различались по своему социально-экономическому и политическому устройству, географии, национальным и религиозным особенностям, но в которых отмечался относительно низкий уровень преступности. Углубленное изучение этих стран показало, что единственной общей характеристикой для них был относительно надежный социальный и социально-правовой контроль, который различался по содержанию (государственный, общинный, корпоративный, семейный, религиозный и др.), но основная суть его была одна — он более или менее четко организовывал нормальную жизнь и деятельность людей (Adler F. Nations not Obsessed with Crime Littleton. Colorado, 1983).

2ЛунеевВ.В. Социально-правовой контроль и предупреждение преступности. Проблемы социальной и криминологической профилактики преступлений в современной России. М., 2002. С. 145-155.

Значимы и организационно-управленческие меры в сфере правоохранительной деятельности: ее координация, специализация применительно к отдельным видам преступности, информационное, методическое, кадровое, ресурсное обеспечение профилактических функций и т.д.

К идейно-нравственнымотносятся меры, устраняющие или ограничивающие криминогенные факторы путем формирования у членов общества нравственной позиции, ориентированной на базовые общечеловеческие ценности; меры, формирующие в общественном мнении нетерпимость к преступлениям и иным правонарушениям; меры повышения культуры людей.

В особом внимании нуждается молодежь, которая в силу недостаточной сформированности мировоззрения и навыков социальной жизнедеятельности, резкой смены идеологических ценностей в обществе особенно подвержена отрицательным влияниям, подражанию негативным стандартам поведения, заполняющим образовавшийся вакуум социальных ориентации (см. гл. XI).

С идейно-нравственным воспитанием тесно связаны меры, имеющие социально-психологическоесодержание. Они направлены на формирование в стране, отдельных регионах и местностях, в среде отдельных кон-тингентов и групп населения атмосферы общественного спокойствия, уверенности в собственной безопасности, как и готовности к взаимопомощи, взаимоподдержке в трудных жизненных ситуациях, доверия к правоохранительным органам и готовности помогать им.

Значительная часть этих мер осуществляется через институты социального воспитания, и прежде всего через образовательные учреждения и средства массовой информации. Вместе с тем в последние годы обозначилась необходимость противодействовать злоупотреблениям свободой информации, когда распространяются запугивающие население ложные утверждения о «беспределе преступности», «бессилии правоохранительных органов» и т.п., либо пропагандируются стереотипы вседозволенности в личном поведении (см. гл. VI).

Медицинские и психолого-педагогические мерыпрофилактики включают:

1) предупреждение распространения болезней, представляющих опасность для окружающих; лечение и ресоциализацию лиц, страдающих этими болезнями (в том числе психическими расстройствами)1;

1 Речь идет, в частности, о венерических заболеваниях, СПИДе, наркомании, распространение которых является преступлением. Медицинская их профилактика включает разъяснительную работу, добровольное и принудительное лечение, помощь в ре-социализации.

2) противодействие распространению форм поведения, связанных с социальной дезадаптированностью и воспроизводством преступности, - - бродяжничества, проституции, пьянства, серьезных бытовых конфликтов и т.д.; социальную, психолого-педагогическую, медицинскую помощь носителям этих форм поведения.

К техническим мерамотносятся различные средства и приспособления, затрудняющие искажение количественных или качественных показателей при производстве, отпуске, хранении, транспортировке материальных ценностей, фальсификацию банковских операций; препятствующие проникновению в хранилища, жилища, служебные помещения с целью совершения краж; противодействующие возникновению аварийных ситуаций на производстве и транспорте, угонам автотранспорта, возникновению пожаров и т.п. Речь идет, в частности, о различных измерительных приборах, автоматах для фиксирования производственных процессов, определения качества и количества выпускаемых и реализуемых товаров, остановки механизмов при возникновении аварийных ситуаций; средствах охранной сигнализации, запирающих устройствах; осветительных приборах в общественных местах, устройствах быстрого вызова работников милиции.

Значительное место уделяется техническим мерам предупреждения преступности во всех целевых программах по усилению борьбы с преступностью. Предусмотрено, в частности, нанесение маркировочных знаков на транспортные средства на заводах-изготовителях; защита банков компьютерной информации; установка дополнительных средств технической защиты на объектах гражданской авиации; усиление технической защиты ценных бумаг; присоединение к Конвенции о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения (1991) и др.

Правовые мерыпредупреждения преступности, во-первых, создают правовую базу для разработки и применения мер профилактики всех видов, перечисленных выше. Во-вторых, предусмотренные в соответствующих нормативных актах меры правового воздействия и основанные на них меры правового воспитания непосредственно обеспечивают предупреждение преступности, ее отдельных видов и конкретных преступлений.

Правовые меры профилактики включают:

а) совершенствование уголовного, уголовно-процессуального, административно
го, трудового, гражданского, семейного и других отраслей законодательства,
с тем чтобы обеспечить оптимальные условия для выявления, устранения,
ослабления, нейтрализации причин и условий преступлений, общейи инди
видуальной превенции, ресоциализации лиц, склонных к совершению пре
ступлений (рецидиву);

б) введение и совершенствование правовых запретов и ограничений, способству
ющих предупреждению и пресечению возникновения условий для преступле-

ний. (например, регулирование торговли спиртными напитками; изготовления, приобретения, хранения и ношения оружия и т.д.);

в) введение и совершенствование административно-правовых норм, направлен
ных на то, чтобы мерами взысканий за правонарушения пресечь формирова
ние привычек и стереотипов поведения, которые в определенной ситуации мо
гут привести к преступлению (например, норм об административной
ответственности за нарушение правил дорожного движения, за мелкое хулиган
ство, за невыполнение обязанностей по воспитанию детей и др.);

г) введение и совершенствование уголовно-правовых норм так называемой двой
ной превенции, направленных на то, чтобы не допустить тяжких и особо тяжких
преступлений путем привлечения к ответственности лиц, создавших обстанов
ку для них (ответственность за угрозу убийством, за притоносодержательство и

т.д.);

д) правовую регламентацию деятельности субъектов профилактики;

е) нормативное закрепление стандартов безопасности от преступлений.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.