Органы системы уголовной юстиции как субъекты профилактики
Правоохранительные органы и суды осуществляют преимущественно специальные (целенаправленные) мерыпредупреждения преступности, которые носят правовой характер1. Из изложенного видно, что непосредственное содержание этих мер составляют:
а) целенаправленное воздействие на факторы, прямо формирующие кримино генные искажения ориентации и черт личности и на их основе - - мотивацию преступлений, выбор преступного варианта поведения;
б) корректирующее воздействие на лиц, подвергшихся действию этих факторов, в целях их социальной реабилитации;
в) воздействие на объективно существующие ситуации, создающие благоприят ную обстановку или провоцирующие совершение преступлений.
Выше уже говорилось, что принцип разграничения законодательной, исполнительной и судебной власти не исключает (как и конституционные гарантии для системы прокуратуры и следственных органов от незаконного вмешательства в их деятельность) участия этих органов в профилактической деятельности. Но это имеет значение для определения задач, пределов, форм профилактической деятельности и ее координации с деятельностью других субъектов профилактики.
Специальная профилактика, осуществляемая правоохранительными органами, влияет по схеме обратной связии на общесоциальное предупреждение преступности, так как:
а) по результатам своей деятельности правоохранительные органы имеют возмож ность сигнализировать органам законодательной и исполнительной власти о крупных социальных проблемах, требующих решения;
б) эти результаты влияют на состояние общества, уровень социальной напряжен ности в нем, общественное мнение, поддержание авторитета закона.
1 См.: Криминология и профилактика преступлений. С. 228; Жалинский А.Э. Теоретические проблемы профилактики преступлений. М., 1980. С. 5-10; Теоретические основы предупреждения преступлений. С. 38.
Профилактический эффект деятельности судасвязан прежде всего с выполнением им своей основной задачи — осуществления правосудия. Вынося справедливый приговор по уголовным делам, суд обеспечивает общую и специальную превенцию, в том числе вносит свой вклад в предупреждение рецидива. Справедливое решение по фажданским, семейным, трудовым, хозяйственным делам способствует устранению или смягчению криминогенных конфликтных ситуаций, факторов, детерминирующих криминальную мотивацию и облегчающих ее реализацию.
Профилактический эффект деятельности суда во многом обеспечивается реализацией принципа гласности в его работе, что предполагает, в частности, своевременное освещение хода и результатов судебных процессов, привлекающих внимание населения, причем центр тяжести информации должен быть не на сенсационных деталях преступления, а на его причинах и условиях, неиспользованных возможностях предупреждения.
Непосредственно профилактическую функцию выполняют выносимые судами по результатам рассмотрения уголовных, гражданских, семейных, трудовых, хозяйственных (арбитражных) дел частные определения. Они опираются на те же доказательства, что и приговор, решение, фиксируя причины и условия, непосредственно приведшие к данному преступлению или иному правонарушению, связанному с фажданским спором, конфликтом и т.д.; направлены на предупреждение совершения аналогичных преступлений (либо иных правонарушений другими лицами, для которых они могут стать «ступенькой» к преступлению). Практика показывает, что многие из криминогенных обстоятельств, отмеченных в частных определениях, характерны для целого круга однотипных правонарушений. Поэтому определения, выносимые по конкретному делу, приобретают общепревентивный характер.
Частные определения выносятся в адрес руководителей тех предприятий, организаций, учреждений, отдельных должностных лиц и фаждан которые обязаны и правомочны выполнить требования суда об устранении выявленных им обстоятельств, способствующих совершению яре-ступления. Они направляются также вышестоящим управленческим звеньям, если судом установлено, что лицо уклоняется от исполнения ранее
направленньгхпредставленийследственныхоргановобустраненвд
чин и условии совершенного преступления. Оста
лицами без рассмотрения частного определения
мер к устранению указанных в них нарушений закона аравно
на частное определение влекут
Профилактическую направленность имеют и аналитическая работа, обобщения судебной практики, создающие информационное обеспечение для методической работы в сфере предупреждения преступности. Ведение судебной статистики Судебным департаментом при Верховном Суде РФ и нижестоящих судах превращает их в держателей криминологической информации, необходимой для прогностических и профилактических целей.
Профилактика преступности - - задача, подлежащая решению на каждом направлении деятельности прокуратуры.Вместе с тем эта обязанность неизменно сохраняет значение и несамостоятельной функции прокуратуры, не растворяется в ее многогранной работе.
Прокуратура не только выполняет свои непосредственные функции по предупреждению преступности, но и осуществляет надзор за исполнением государственными и муниципальными органами, общественными организациями, иными негосударственными структурами требований законов, регламентирующих их деятельность по профилактике преступлений.
Широта компетенции прокуратуры, объем ее полномочий определяют и специфику деятельности органов прокуратуры как субъектов профилактики преступности. В процессе реализации каждого из направлений работы прокуратуры предупреждение преступности осуществляется в различных формах и различными методами.
Важное значение для предупреждения преступности (преступлений) имеют: надзор за исполнением закона, соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также надзор за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций1.
Например, в процессе надзора за исполнением законов в сфере хозяйственной деятельности прокуратура осуществляет раннюю профилактику преступности путем обнаружения и устранения фактов
1 Исторически сложилось так, что прокуратура наделена широкими надзорными полномочиями. И эта надзорная функция имеет важное профилактическое значение. Однако при проведении судебной реформы в нашей стране некоторые юристы предлагают немедленно лишить прокуратуру надзорных функций, так как их нет у прокуратур некоторых европейских стран, где эти функции выполняют суды, омбудсмены, службы гражданских защитников-, различные уполномоченные и т.д. Реформирование прокуратуры в этом плане возможно, но только с одновременным созданием другого института, который мог бы выполнять данные функции.
бесхозяйственности, расточительства, финансовых нарушений, ненадлежащей охраны государственной собственности, нарушений, создающих благоприятные условия для совершения преступлений.
К средствам прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона относятся: опротестование незаконного акта или незаконных действий должностных лиц; внесение представлений об устранении нарушений; вынесение постановления о возбуждении уголовного дела, дисциплинарного производства или производства об административном правонарушении.
Профилактические функции выполняются и при осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия. Прокурор выясняет, устанавливались ли в числе обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу, причины преступлений и способствующие им условия; проверяет достаточность мер, принятых органами расследования для устранения выявленных причин и условий преступления.
На предупреждение рецидивной преступности направлен надзор за исполнением законов в местах лишения свободы, в других органах, исполняющих наказания и меры, их заменяющие, а также осуществляющих социальную помощь и контроль в отношении лиц, отбывающих и отбывших наказание.
Предупредительная деятельность прокурора реализуется также в процессе его участия в судебном рассмотрении дел. Прокурор обязан выявлять обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, выяснять механизм их влияния на поведение подсудимого. Важное предупредительное значение имеет обвинительная речь прокурора, в которой он обращает внимание суда и присутствующих на общественную опасность совершенного преступления, вскрывает его причины и условия.
Прокуратура осуществляет профилактическую деятельность на научной основе. Статистическая отчетность органов прокуратуры включает и данные, связанные с воздействием деятельности прокуратуры на криминогенные факторы. Прокуратура имеет в своей системе Научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка, который является Всероссийским криминологическим центром. Выделены базовые прокуратуры для апробации рекомендаций, разрабатываемых этим Институтом.
Как уже отмечалось, Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью, осуществляемую правоохранительными органами, в том числе их деятельность по предупреждению преступности. По согласованию в координационных совещаниях участвуют и представители судебных
органов. В зависимости от предмета совещания приглашаются и представители органов контроля, социального обслуживания, образования, здравоохранения, средств массовой информации и т.д.
Серьезный вклад в правовое воспитание, поддержание в обществе атмосферы спокойствия оказывает информирование органами прокуратуры общественности о состоянии правоохранительной деятельности за определенный период. Прокуратура активно участвует в совершенствовании правовой базы предупреждения преступности путем внесения в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующих предложений.
Предупредительная работа следователейпрокуратуры, так же как и следователей МВД, ФСБ, Госнаркоконтроля, осуществляется в нескольких формах. Возбуждение уголовных дел, установление лиц, виновных в совершении преступления, доказывание их вины оказывают общее и специальное предупредительное воздействие как на лиц, виновных в совершении преступления, так и на других граждан, знающих о ведущемся расследовании.
По конкретным уголовным делам следователи (лица, проводящие дознание1) обязаны выявлять причины и условия, способствующие совершению преступления, и вносить представления об их устранении. Следователи (дознаватели) могут участвовать в обсуждении внесенных ими представлений.
Закон о милицииотносит предупреждение преступлений и других правонарушений к числу ее основных обязанностей. Согласно ст. 10 Закона, милиция в соответствии с поставленными перед ней задачами обязана предотвращать и пресекать преступления, выявлять обстоятельства, им способствующие, и в пределах своих прав принимать меры к их устранению. Профилактическая деятельность - - сквозная задача для всех служб и подразделений милиции с учетом профиля их деятельности (борьба с обшеуголовной, экономической преступностью, преступностью несовершеннолетних, с организованными формами преступности, охрана общественного порядка и т.д.)2.
Следует особо выделить специализированные функции подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних. Эти
1 В том числе представители таможенной и пограничной служб.
2 Предупреждение преступлений специально выделено законом в числе задач кри минальной милиции и милиции общественной безопасности (местной милиции). То, что Закон о милиции говорит не о причинах и условиях, а об обстоятельствах, способ ствующих совершению преступлений, не должно трактоваться как ограничение объ ема профилактической деятельности милиции. Последний термин используется и в про цессуальном законодательстве, он носит собирательный характер, охватывая весь комп лекс непосредственных причин и условий (детерминант) конкретного преступления.
подразделения осуществляют, в частности, предупреждение и пресечение реально возможного перехода на преступный путь подростков, борьбу с вовлечением несовершеннолетних в пьянство, потребление наркотиков, проституцию, совершение преступлений. Участковые инспекторы предупреждают и пресекают преступления, связанные с семейно-быто-выми конфликтами, пьянством, отсутствием определенных занятий, неустроенностью лиц, вернувшихся после отбытия наказания.
В предупреждении имущественных преступлений участвуют объединения по охране имущества по договорам. Они используют технические средства защиты имущества от преступных посягательств, в частности установление охранной сигнализации; вносят после обследований объектов охраны предложения по обеспечению сохранности товарно-материальных ценностей.
Органы милиции1 правомочны в процессе профилактической деятельности проводить беседы, применять меры административно-правового воздействия; осуществлять виктимологическуго профилактику; изымать вещи, предметы, вещества, не допускаемые к нахождению в гражданском обороте и хранимые без соответствующего разрешения; контролировать хранение и использование оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ; требовать обязательных проверок, инвентаризаций и ревизий производственной, хозяйственной, финансовой, торговой деятельности; производить контрольные закупки, изъятие и исследование образцов сырья и продукции. Особенностью профилактической деятельности милиции является то, что наряду с гласными способами собирания информации, мерами воспитательного и воспитательно-правового воздействия применяются оперативно-розыскные меры.
Закон о милиции устанавливает ее право вносить в государственные органы, любые предприятия, учреждения, организации, общественные объединения обязательные для рассмотрения (т.е. требующие ответа по существу о результатах) представления и предложения об устранении обстоятельств, способствующих совершению правонарушений. Поскольку правомочие вносить представления следователей органов внутренних дел предусмотрено процессуальным законом, которым руководствуются и лица, производящие дознание, в данном случае речь идет о сообщениях непроцессуального характера по результатам бесед, проверок, оперативно-розыскных действий и т.д.
В Положении о Министерстве внутренних дел РФ в качестве сквозной задачиорганов и войск МВД выделяется «организация и осуществление
1 Сходные правомочия применительно к своему предмету профилактической деятельности имеют и органы налоговой полиции.
мер по предупреждению преступлений». Поэтому субъектами специальной профилактики в соответствии со своим профилем деятельности являются наряду с милицией и другие органы МВД.
Деятельность аппаратов Государственной инспекции по безопасности дорожного движения(ГИБДД) направлена на выявление, ограничение, ослабление, нейтрализацию, устранение ряда криминогенных факторов, детерминирующих транспортные преступления.
ГИБДД контролирует исправность автомототранспорта и состояние дорог, поддерживает безопасный режим движения, контролирует допуск к управлению дорожно-транспортными средствами лишь лиц, имеющих соответствующую подготовку, применяет меры административно-правового воздействия к участникам дорожного движения, создающим аварийные ситуации, осуществляет воспитательно-профилактическую работу среди участников дорожного движения, включая разбор с водительским составом, персоналом транспортных предприятий конкретных нарушений, обстоятельств, им способствовавших, и их последствий.
Профилактические функции выполняют и внутренние войскаМВД, которые наряду с охраной государственных объектов, специальных грузов от преступных посягательств участвуют в предупреждении и пресечении наиболее опасных видов нарушений общественного порядка, влекущих особо тяжкие последствия (массовые беспорядки; групповые действия, грубо нарушающие общественный порядок; преступные действия, направленные на срыв работы транспорта, предприятий; действия, дезорганизующие работу учреждений, исполняющих наказание; захват воздушных судов; захват заложников и т.п.). Охрана общественного порядка внутренними войсками в местностях, объявленных на чрезвычайном положении, существенно сдерживает рост общеуголовной преступности, обусловленный экстремальной ситуацией, ослаблением обычных форм социального контроля.
Органы внутренних дел располагают обширным массивом статистической отчетности о профилактической работе. Ее состояние и тенденции оцениваются в прогнозных и методических документах Главного штаба МВД. Проблемы совершенствования профилактики преступлений интенсивно разрабатываются во ВНИИ МВД РФ, в Академии управления МВД РФ, других научных и образовательных учреждениях органов внутренних дел. Теория и методика специальной профилактики являются предметом учебного курса в образовательных учреждениях, готовящих кадры для органов внутренних дел. Министерство, его экспертный совет, научные и образовательные учреждения явились инициаторами разработки законопроектов о государственной
системе профилактики и участии населения в охране общественного порядка.
В июне 2003 г. в Росси был создан Государственный комитет РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ
(Госнаркоконтроль), основными задачами которого являются: обеспечение контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ и противодействие их незаконному обороту; выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование преступлений, связанных с наркотиками; координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и аналогичных органов субъектов федерации по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и других. Одной из основных функций Гос-наркоконтроля является профилактическая деятельность по предупреждению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также незаконного оборота таких средств, веществ и их прекурсоров. В свою очередь, предупреждение преступлений, связанных с наркотиками, является ранней профилактикой многих насильственных и корыстных преступлений, совершаемых наркоманами в состоянии наркотического опьянения или в состоянии абстиненции, когда они готовы на совершение любого преступления для получения средств на приобретение наркотиков или психотропных веществ.
Одна из ведущих задач федеральных органов государственной безопасности- - предупреждение разведывательно-подрывной деятельности иностранных спецслужб против Российской Федерации. Они осуществляют во взаимодействии с органами прокуратуры, МВД и другими (с использованием и оперативно-розыскных форм, способов, средств) предупреждение и пресечение наркобизнеса, других видов организованной преступности; предупреждение преступлений, расследование которых отнесено законом к ведению органов безопасности, в том числе терроризма. Принципиальный интерес представляет и наделение органов безопасности правомочиями оказывать помощь в разработке мер защиты коммерческой тайны, т.е. участвовать в профилактике соответствующих видов экономических преступлений.
Органы Министерства юстицииучаствуют в профилактике преступности, реализуя свои задачи и функции по исполнению судебных решений, организации исполнения уголовных наказаний, организационно-методическому руководству экспертными учреждениями, нотариатом, службой судебных исполнителей (приставов), регистрационной деятельностью.
Важные профилактические функции Минюста России осуществляют учреждения, исполняющие наказаниев виде лишения свободы,
и учреждения, организующие исполнение других наказаний. Их деятельность, направленная на исправление осужденных, предупреждение совершения ими новых преступлений, имеет в силу этого профилактическое содержание. Специфика профилактической работы с осужденными зависит от вида наказания и режимных требований. Особое значение для предупреждения рецидивной преступности имеет работа в местах лишения свободы по подготовке осужденных к освобождению, взаимодействие с территориальными органами внутренних дел, органами социальной защиты (помощи) по широкому кругу вопросов, связанных с социальной адаптацией данной категории лиц, трудовым и бытовым устройством, контролем за их поведением в период адаптации и т.д.
К правовым мерам профилактики относятся деятельность органов Министерства юстиции по совершенствованию законодательства и участию в законотворческой деятельности, систематизации и кодификации законодательства, приведению его в соответствие с современным направлением развития общества; изучение эффективности действующего законодательства; работа по созданию единой системы правовой информации в масштабах страны.
Органы юстиции осуществляют методическое руководство правовой пропагандой, определяют ее важнейшие направления, разрабатывают эффективные средства и методы предупреждения преступлений.
К функциям органов юстиции, имеющим профилактическую направленность, относится также организационное и методическое обеспечение правового обучения в учебных заведениях.
Участие в выявлении обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, принимают экспертные учреждения(при даче их сотрудниками заключений по конкретным делам и при обобщении экспертной практики, например, по делам о транспортных, компьютерных, экологических преступлениях, кражах с проникновением в помещения и т.д.).
Специальная профилактическая деятельность правоохранительных органов поддерживалась и дополнялась сложившейся в течение ряда лет системой специализированных организаций и формирований общественности,в которую входили народные дружины по охране общественного порядка, борьбе с хищениями, транспортными преступлениями, преступлениями несовершеннолетних и т.д.; товарищеские суды; общественные инспекторы; советы профилактики на предприятиях и в учебных заведениях; общественные пункты охраны порядка по месту жительства; шефы и общественные воспитатели подростков, склонных к правонарушениям; клубы, секции, летние спортивно-трудовые лагеря для этих подростков; и т.д.
Многие идеи, относящиеся к участию общественности в специальной профилактике, правовому регулированию и ресурсному обеспечению этой деятельности, разработанные отечественной криминологией, нашли поддержку у зарубежных исследователей, восприняты в международно-правовых документах по вопросам борьбы с преступностью. И несмотря на то что участие общественности было в определенной степени скомпрометировано элементами показухи и формализма, оно в целом было полезным, помогало сдерживать неблагоприятные тенденции преступности. Поэтому развал такой системы существенно осложнил положение в сфере профилактики. Возрождение участия общественных организаций и формирований в специальной профилактике преступности на основе совершенствования концепции правового регулирования, ресурсного обеспечения этого участия является поэтому настоятельной необходимостью.
Возрождение и развитие различных форм участия общественности в профилактической деятельности во многом связаны с учетом местных условий и возможностей. Отсюда, как и применительно к специальным мерам профилактики, осуществляемым органами социальной защиты (помощи), образования, здравоохранения, правоохранительными органами и т.д., все более возрастает роль местного самоуправления.Оно осуществляется населением через представительные органы власти района, города, поселка, сельского населенного пункта и соответствующие органы управления (администрацию), а также через органы территориального общественного самоуправления и непосредственное волеизъявление населения путем местных референдумов и в иных формах. Местное самоуправление компетентно решать все вопросы местного значения в интересах населения на основе своих материальных и финансовых ресурсов. Ему могут быть переданы и определенные государственные правомочия с соответствующим ресурсным обеспечением.
Все эти правомочия распространяются и на сферу профилактической деятельности: определение конкретных задач муниципальной милиции, организационной структуры и конкретных задач учреждений социальной зашиты (создание их участковой службы, центров, пунктов неотложной помощи, психоневрологической и правовой службы и т.д.), стимулирование развития оправдавших себя форм участия общественности в профилактике и их ресурсной поддержке, в том числе за счет целевых фондов, пожертвований и отчислений в них.
Вместе с тем возрождение и развитие общественных начал в профилактике предполагают:
а) самостоятельность, не совместимую с директивным вмешательством правоохрани тельных органов (последние должны оказывать методическую и ресурсную помощь);
б) координацию через местное самоуправление;
в) гласность; правомочия общественных организаций на получение и оценку ин формации об объеме и результативности деятельности правоохранительных органов, других государственных субъектов профилактики;
г) обучение общественных кадров;
д) четкое определение в уставных или иных документах о создании обществен ных организаций (объединений) и формирований, специализированных на профилактике, их задач, с тем чтобы не допускать вторжения в компетенцию государственных органов, и порядка информационного взаимодействия;
е) гарантии законности профилактической деятельности общественности, вклю чая неразглашение доверительной информации, данных о частной жизни лиц, с которыми ведется работа; недопустимость использования форм воздействия (например, вывешивания плакатов с фотографиями), оскорбляющих достоин ство личности.
Интересный опыт возрождения участия общественности в охране порядка и профилактике преступлений накоплен в Москве. Законодательством субъекта Федерации создана правовая база для возрождения в новых условиях добровольных дружин по охране порядка. При этом определены рамки правомочий дружинников, соответствующие требованиям законности, формы их взаимодействия с государственными (муниципальными) правоохранительными органами, решены вопросы ресурсного обеспечения. Дружинники уже органически влились в систему охраны общественного порядка в столице.
Укажем и на некоторые специфические формы участия общественности в профилактике. Речь идет:
а) о благотворительной деятельности в форме создания специализированных фон дов1 , пожертвований от коммерческих и некоммерческих структур, участия добровольцев в индивидуальной профилактической работе (в том числе пред ставителей религиозных конфессий);
б) об общественной экспертизе законопроектов и управленческих решений с точ ки зрения их соответствия задачам профилактики;
в) о ведении рубрик в средствах массовой информации по вопросам безопаснос ти от преступности и вопросам профилактики, выпуске общественными орга низациями для населения аудио- и видеокассет с соответствующими рекомен дациями;
г) о мерах общественного давления вплоть до бойкота и судебных исков в отно шении передач и изданий, пропагандирующих жестокость, насилие, употреб ление наркотиков и т.п.
В заключение напомним о наличии наряду с государственными и общественными субъектами профилактики специализированных частных
1 См.: ст. 1, 2, 5 Закона РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 7 июля 1995 г.
(коммерческих) структур.Это охранные и детективные фирмы, службы безопасности банков и т.п. По оценкам, в них работает около 150 тыс. человек. Привлечение их к сотрудничеству (в том числе на основе договоров или соглашений) в специальной профилактике с учетом сферы их деятельности и правомочий может оказать существенную помощь правоохранительным органам.
Контрольные вопросы:
1. Дайте понятие и изложите принципы предупреждения преступности (преступлений).
2. Охарактеризуйте место профилактической деятельности в системе борьбы с преступностью.
3. Назовите основания классификации мер предупреждения преступ ности.
4. Каково соотношение предупредительных мер общесоциального и специального характера?
5. На какие группы (этапы) делятся меры предупреждения преступнос ти по моменту применения?
6. На какие группы делятся меры предупреждения преступности по со держанию?
7. Какова специфика общих, особенных и индивидуальных мер преду преждения преступности?
8. Дайте характеристику представительных органов (органов законо дательной власти) как субъектов профилактики.
9. Дайте характеристику органов исполнительной власти (управления) как субъектов профилактики.
10. Каковы особенности профилактической работы суда и прокуратуры?
11. Каковы профилактические функции органов внутренних дел, нало говой полиции, ФСБ?
12. Каковы профилактические функции общественных и других негосу дарственных структур?
13. Каковы возможности восстановления и развития системы участия общественности в профилактической деятельности?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|