Сделай Сам Свою Работу на 5

Классификация субъектов профилактики





Субъектами предупреждения преступности (преступлений) являются органы, учреждения, организации, предприятия, а также должностные лица (служащие), на которые законом возложены задачи и функции по выявлению, устранению, ослаблению, нейтрализации причин и условий, способствующих существованию и распространению преступности в целом, ее отдельных видов и конкретных преступлений.

Дифференциация задач и функций субъектов профилактики определяется положением и ролью данного субъекта в государстве и обществе, а также объектами профилактической деятельности, характером причин и условий преступности, отдельных ее видов и конкретных преступлений, в том числе применительно к различным регионам, сферам общественной жизни, социальным группам населения и т.д.

Вместе с тем речь идет о системесубъектов профилактики, звенья которой непосредственно или опосредованно взаимодействуют и вза-имоподкрепляют друг друга. Системность предупредительной деятельности обеспечивается единством в перспективе развивающейся ее правовой базы1.

Для эффективного функционирования системы субъектов профилактики необходимо, чтобы участникам профилактической деятельности



1 В Федеральных целевых программах по усилению борьбы с преступностью специально выделяются задачи разработки комплекса законодательных актов, предусматривающих систему профилактики, формы ее реализации, роль и место государственных органов, иных структур и меры ответственности должностных лиц.

четко определялись объекты воздействия и цели работы, функции их не дублировались, обеспечивалось их взаимодействие, круг полномочий имел правовую регламентацию, реализация задач и целей профилактики осуществлялась подготовленными к этой работе кадрами.

Таким образом, ключевыми моментами при характеристике субъектов профилактики являются:

а) наличие у них задач и функцийв сфере разработки и(или) осуществления мер
предупреждения преступности (преступлений);

б) уполномоченностьзаконом на эту деятельность;

в) наличие соответствующих прав, обязанностей, возможностей и ответственности

при осуществлении профилактической деятельности.



Теоретически к числу ключевых характеристик субъектов профилактики надо отнести и соответствиезадач, правомочий ресурсного обеспечения, которое можно было бы графически изобразить как равносторонний треугольник. Однако до настоящего времени этого достичь не удалось, что существенно снижает эффективность деятельности субъектов профилактики в силу «ножниц» между возложенными обязанностями и правомочиями, не говоря уже о выделяемых ресурсах. Например, на органы внутренних дел, социального обслуживания, здравоохранения, образования возложена в пределах их компетенции работа по выявлению и социальной реабилитации лиц из групп повышенного риска, но штатов соответствующих специализированных служб и подразделений, мест в реабилитационных учреждениях, выделяемых средств заведомо недостаточно для профилактического воздействия. Недостаточно и правомочий, в том числе связанных с обязательными поручениями различным структурам и лицам участвовать в социальной помощи, а также с пределами и формами принудительного воздействия на объект профилактики. Устранение этих несоответствий представляется одним из важных направлений законодательных и управленческих решений в сфере предупреждения преступности.

По месту в государственной и общественной системесубъекты профилактики могут быть классифицированы следующим образом:

1) государственные(федеральные и субъектов Федерации); муниципальные;

2) неправительственные(негосударственные и немуниципальные), в том числе
коммерческие и некоммерческие структуры, общественные объединения и спе
циализированные формирования;



Граждане.

Необходимо подчеркнуть равную обязательность для любого из этих звеньев предупреждения преступности требований законности. Их деятельность по предупреждению преступности (преступлений) правомерна только в соответствии с предписаниями или на основе дозволений

закона. «Самодеятельность», в чем бы она ни заключалась (в распространении позорящей информации, присвоении себе юрисдикционных функций учреждениями, объединениями и лицами, которым они не принадлежат, применение физического или иного унижающего личное достоинство воздействия и т.д.), влечет, несмотря на благость намерений, ответственность виновных по закону. Сказанное относится и к ведению различными учреждениями и лицами «учетов», «досье» и т.п. в отношении лиц, склонных к совершению преступлений, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом (ст. 24 Конституции РФ).

По задачам, компетенции, содержаниюдеятельности по предупреждению преступности (преступлений) субъекты профилактики классифицируются на: органы власти (их учреждения, организации, предприятия) общей компетенции; неспециализированные, частично специализированные и специализированные органы.

В первую группу входят представительные органы Федерации, ее субъектов и местного самоуправления, а также высшие органы исполнительной власти.

В соответствии с Конституцией обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, а следовательно, и предупреждение преступности (преступлений) находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (п. «б» п. 1 ст. 72 Конституции РФ). В совместном ведении находятся также охрана окружающей среды, общие вопросы воспитания и образования, координация вопросов здравоохранения, защита семьи и детства, социальная защита, административное, трудовое, семейное и ряд других отраслей законодательства, кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура, нотариат. Эти направления правового регулирования и организационно-управленческой деятельности тесно связаны с предупреждением преступности (преступлений). Представительные органы Российской Федерации и ее субъектов издают законы, составляющие правовую базу профилактики. Например, ряд положений такого характера содержится в федеральном законодательстве о прокуратуре, органах внутренних дел, об оперативно-розыскной деятельности, в УК, УПК, СК, законодательстве об информационной безопасности и т.д. В свою очередь субъекты Федерации принимают в соответствии с федеральными законами свои законы и иные нормативные правовые акты, связанные с профилактикой. Так, в ряде субъектов Федерации приняты законы по социальной защите семьи и детства, предупреждению преступлений несовершеннолетних и др.

В пределах своей компетенции нормативные акты, связанные с профилактикой преступлений, принимают и органы местного самоуправления, решая вопросы местного значения применительно к охране общественного порядка (ст. 132 Конституции РФ).

Президент РФ и федеральное Правительство издают в соответствии со своими полномочиями нормативные акты по предупреждению преступности, основываясь на Конституции и законодательстве. Напомним в этой связи о президентских указах относительно координации правоохранительной деятельности, мерах по профилактике преступлений несовершеннолетних, экономических преступлений, организованной преступности, борьбы с бродяжничеством и т.д. Важный вклад в правовую базу профилактики внесли постановления Правительства о программировании борьбы с преступностью, о борьбы с незаконным оборотом наркотиков и наркоманией и др. Причем, возглавляя исполнительную власть в стране, Президент и Правительство осуществляют и организационно-управленческие меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка. В том числе они определяют основные направления, приоритеты, ресурсы уголовной политики страны, включающей и деятельность системы профилактики.

Аналогичные правомочия реализуют высшие органы исполнительной власти субъектов Федерации в пределах своей компетенции и с учетом вертикали управления борьбой с преступностью.

Неспециализированные субъекты профилактики - -это хозяйствующие структуры, учреждения культуры и спорта, средства массовой информации, органы, регулирующие природопользование, миграцию, осуществляющие трудоустройство, пенсионное обеспечение, жилищно-коммунальные органы, учреждения, предоставляющие услуги по проведению досуга, и другие органы и организации, участвующие в различных областях жизнедеятельности общества. Хотя деятельность этих субъектов профилактики в ряде случаев способствует предупреждению преступности (преступлений), эта задача не выделенав их деятельности и профилактический эффект достигается как бы попутно либо предполагает обращение со стороны специализированных субъектов профилактики с конкретными просьбами или поручениями. Лишь в деятельности хозяйствующих структур выделена или должна быть выделена профилактическая функция, но ее задачи замыкаются внутрисоответствующего предприятия, учреждения, организации, обслуживают его экономическую деятельность1.

1 Эта направленность присуща и работе их служб безопасности и юридических служб, которые в принципе играют значительную роль в выявлении и устранении многих непосредственно криминогенных факторов, связанных с проявлениями бесхозяйственности, недостатками учета и контроля, игнорированием требований к качеству продукции, финансовыми злоупотреблениями, незаконными сделками с имуществом, несоблюдением договоров и т.д.

К числу частично специализированныхорганов предупреждения преступности относятся системы социального обслуживания (социальной помощи и защиты), образования, здравоохранения, а также природоохранная и контрольно-ревизионная системы и аудит. Их назвали частично специализированными для того, чтобы провести границу между ними и неспециализированными структурами, такими как хозяйствующие предприятия, организации, учреждения, организации и учреждения культуры, спорта, досуга и т.д. Как было показано, последние тоже в определенной степени связаны с профилактикой преступности. Но соответствующие вопросы возникают и решаются лишь после постановки их органами, ведущими целенаправленную борьбу с преступностью, либо (для хозяйствующих субъектов) в связи с обеспечением правопорядка и безопасности в среде работающих. Частично же специализированные субъекты профилактики имеют в числе своих основных задач системно выделенную функциюпрофилактики.

Так, Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» 1995 г. выделяет задачу оказания психологических, педагогических, медицинских, социальных и правовых услуг для «социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации». Причем к вариантам последней отнесены сиротство, безнадзорность, нужда, конфликты и жестокое обращение в семье, другие криминогенные факторы. Социальная адаптация и реабилитация соответствующих лиц осуществляются через систему специализированных учреждений: центры помощи и социально-реабилитационные центры, социальные приюты, центры психологической и экстренной психологической помощи и т.д. Закон предусматривает и специализацию кадров этих учреждений по профессиональной подготовке и личным качествам.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан устанавливают задачи и полномочия органов и учреждений здравоохранения по профилактике и противодействию распространению «социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих» (ст. 4). Наряду с медицинским просвещением закон предусматривает также основания и порядок медицинского освидетельствования, лечения, а в случае необходимости — наблюдения и изоляции не только с согласия лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, но и без такого согласия на основании решения суда1. В этой

1 Значимость задач и функций органов и учреждений здравоохранения в сфере профилактики преступлений становится очевидной в свете данных о том, что в последнее десятилетие наблюдается интенсивный рост СПИДа, сифилиса и других венерических заболеваний.

же связи Закон о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании предусматривает возможность недобровольной госпитализации или установления диспансерного наблюдения в отноше-ЯЯИ лиц, страдающих психическими расстройствами, если предполагается опасность для других лиц, общества или самого больного. Профилактическое значение имеет и предусмотренная законом возможность ограничения по медицинским показаниям занятий профессиональной деятельностью, связанной с источниками повышенной опасности. Перечень соответствующих заболеваний утверждается Правительством и не реже одного раза в пять лет пересматривается с учетом рекомендаций науки и опыта практики.

Задачи и функции в сфере предупреждения преступности, которые осуществляются органами и учреждениями образования, вытекают из Закона «Об образовании». Закон требует воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека и предусматривает обязанность образовательной системы обеспечивать лицам с отклонениями в развитии, в том числе с антиобщественным и правонарушающим поведением1, «условия для коррекции нарушений развития и социальной адаптации». Грубые и неоднократные нарушения правил поведения хотя и являются основанием для исключения из образовательного учреждения учащихся, достигших 14 лет (это может быть необходимо для пресечения криминогенного влияния на других учащихся и для профилактического воздействия на самого исключаемого), но эта мера предполагает обеспечение трудоустройства или продолжение обучения в другом учреждении. Неуспеваемость сама по себе не является основанием к исключению, а обусловливает необходимость в использовании методов компенсирующего обучения.

Создана достаточная сеть образовательных учреждений для содержания и обучения детей-сирот и других детей, оставшихся без попечения родителей. Причем законодательство возлагает на органы опеки и попечительства и администрацию указанных учреждений функции защиты интересов воспитанников в качестве законных представителей; предусмотрены также меры социальной помощи и защиты выпускников этих учреждений на период их адаптации к новым условиям жизни и деятельности.

Специально регламентируется статус закрытых воспитательных и лечебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних, склонных к совершению преступлений и нуждающихся в этой связи в особых

1 К сожалению, законодатель использует для характеристики этого контингента криминологически нечеткий термин «девиантное поведение», да еще и отождествляет его с преступным (общественно опасным). Наша формулировка в тексте позволяет избежать этой неточности.

условиях воспитания и обучения и специальном педагогическом подходе. Направление в эти учреждения подростков, достигших 11 лет, производится только по решению суда. Здесь осуществляется социальная, психологическая, медицинская реабилитация для последующей интеграции в общество.

Деятельность органов природоохраны по предупреждению экологических преступлений, в том числе браконьерства, предусмотрена законодательством о соответствующих инспекциях и службах. Наряду с воспитательным воздействием, изъятием запрещенных орудий эти органы осуществляют привлечение виновных к административной ответственности, характер санкций которой служит серьезным средством удержания виновного от экологических преступлений.

Задачи и функции контрольно-ревизионных и аудиторских структур в сфере профилактики в основном связаны с выявлением и принятием мер к устранению нарушений в документообороте и деятельности проверяемых учреждений, которые могут создать или уже создали ситуацию, объективно благоприятствующую совершению преступлений, в том числе связанных с производством, хранением, реализацией, учетом материальных и денежных ценностей, товаров и услуг.

К группе частично специализированных субъектов профилактики примыкает и нотариат, функции которого связаны с контролем законности ряда имущественных сделок, удостоверением подлинности документов и т.д.

Надо иметь в виду, что законодательство предусматривает возможность создания (по лицензии) частных учреждений социального обслуживания, здравоохранения и образования; существует и система частных фирм, предлагающих услуги по ревизионно-контрольной деятельности и аудиту, частных нотариальных контор. Они под руководством государственных (муниципальных) органов управления соответствующими сферами социальной деятельности участвуют в профилактике наряду и во взаимодействии с одноименными государственными или муниципальными структурами.

Специализированными субъектами предупреждения преступности(преступлений) являются органы системы уголовной юстиции, для которых задачи и функции профилактики не просто выделены как для частично специализированных органов в качестве производных от основной деятельности, но относятся к числу главных,приоритетных задач. Это органы суда1, прокуратуры, внутренних дел, госнаркоконтроля,

1 То обстоятельство, что Конституция выделяет главу о судебной власти, не исключает возможности для теории профилактики включить суды в общий перечень органов системы уголовной юстиции. Ведь речь идет не об ограничении значения правбсудия и независимости судов, а о том, что по своему существу их деятельность посвящена защите законности, правоохране.

государственной безопасности, юстиции, таможенная и пограничная службы, внутренние войска, научные и образовательные юридические учреждения. К таким органам примыкают некоторые специализированные общественные объединения (формирования), а также адвокатура и частные детективные и охранные службы. Особенности их задач и функций как субъектов профилактики рассматриваются в следующем параграфе.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.