Сделай Сам Свою Работу на 5

Статистические методы в криминологических исследованиях





Статистика, как общественная гуманитарная наука, исследует с количественной стороны в неразрывной связи с качественной массовые явления, к какой бы области они ни относились, но обладающие признаками совокупности.

В то же время статистика - - метод в изучении каждой конкретной совокупности.

Статистический метод обнаруживает и количественно выражает закономерности жизни общества в конкретных условиях места и времени.

Одна из многочисленных отраслей социальной статистики - - уголовная(криминологическая) статистика. Под ней понимается система положений и приемов общей теории статистики, применяемых к изучению уголовно-правовых и криминологических явлений в целях выявления их закономерностей и разработки мер, противодействующих преступности2.

Эти закономерности статистика выражает с помощью статистических показателей.

Статистика изучает социальные явления и процессы не как случайные, изолированные, а как тесно связанные друг с другом, взаимозависимые в их развитии и изменении. Так, статистический метод обнаруживает, что характеристики преступности как социального процесса



1 См.: Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диа
гностике. Киев, 1989.

2 В литературе можно встретиться с такими понятиями, как «моральная», «судеб
ная», «процессуальная», «криминальная», «правовая», «юридическая», «виктимологи-
ческая», наконец, «уголовная» и «криминологическая» статистика. Каждое из них —
свидетельство зарождения, становления и развития статистики преступности и конт
роля над ней как науки и практической деятельности. См. подробнее: Блувштейн Ю.Д.
Криминологическая статистика. Минск, 1981; Лунеев В.В. Юридическая статистика.
М., 1999; СавюкЛ.К. Правовая статистика. М., 2000; и др.

соотносятся с характеристиками общества в целом на данном этапе его развития и в ретроспективе.

Статистическое изучениеохватывает следующие обязательные стадии (этапы): статистическое наблюдение(описательная статистика); сводка и группировкасобранного материала; обработка и анализсводных статистических данных. Последние две стадии - - этапы аналитической статистики.

Исследовать явление статистическими методами — значит наблюдать множество его элементов или наблюдать само явление во множестве его повторений в пространстве или(и) во времени, характеризовать результаты наблюдений в их совокупности статистическими показателями, анализировать их с учетом формы проявления закономерностей в массовых явлениях и действующих в них общих законов.



На каждой из стадий применяются специфические приемы и способы (методы массовых наблюдений, группировок, обобщающих показателей, табличный метод, метод графических изображений, способы преобразования динамических рядов, метод корреляционного анализа и др.), которые в своей совокупности и составляют содержание статистического метода.

Только в совокупности они представляют законченное применение статистического метода исследования при условии всестороннего качественного анализа наблюдаемых общественных явлений и процессов.

В статистике, в отличие от математики, качество и количествонеотделимы друг от друга. Она стремится дать количественную характеристику качества исследуемых явлений, т.е. исчислить их меру как качественно-количественную характеристику. Научное требование реализации статистического метода при исследовании уголовно-правовых, криминальных явлений - - их всесторонний качественный анализ. Статистика осуществляет его, основываясь на положениях других наук, которые раскрывают сущностные, качественные особенности изучаемых статистикой явлений (экономических, правовых и др.). Таким образом, прежде чем заниматься сбором фактов о социальных явлениях, в том числе о преступности, т.е. собственно статистикой, необходимо сначала осмыслить их сущность, уяснить их внутренние качественные особенности.



Статистическое наблюдениекак первая стадия статистического исследования - - научно организованный сбор сведений о массовых социальных процессах или явлениях (совокупности) и их свойствах -основополагающий способ создания фактологической базы во всех эмпирических науках, в том числе и в криминологии.

Статистическая информация о преступности зависит от того, что и как учитывается. Отсюда главная задача (цель) статистического наблюдения в области преступности - - регистрация каждого выявленного преступления и лица, его совершившего, выступающих в качестве единиц ее совокупности, в соответствующих документах первичного учета.

Делом государственной важности, затрагивающим интересы народа, национальной безопасности и интересы правоохранительных органов, является соответствие уровня регистрируемой щгеегушвсти(по фактам (деяниям) и лицам, их совершившим) действительному положению вещей в этой сфере(криминальным реалиям). Очевидно, контроль над преступностью начинается с регистрации сообщения о преступлении (заявление о преступлении, явка с повинной, рапорт об обнаружении преступления -п. 43 ст. 5 УПК РФ) и иной информации о правонарушениях. С этого момента приводятся в движение компетентные органы и должностные лица в направлении принятия мер реагирования в порядке, установленном федеральным законом и нормативными правовыми актами (возбуждение уголовного дела, отказ в возбуждении уголовного дела либо передача сообщения по подследственности или в суд (по делам частного обвинения — ст. 145 УПК). Чаще всего сообщения о преступлениях поступают в органы внутренних дел. В целях укрепления учетно-регистрационнои дисциплины и законности приказом МВД России от 13 марта 2003 г. № 158 утверждена Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях, которая устанавливает единый порядок осуществления указанных действий, а также определяет порядок ведомственного контроля за соблюдением учетно-регистрационнои дисциплины в органах внутреннихдел1.

Учет преступлений, подозреваемых и преступников, избранных мер наказания, мер, составляющих содержание специальной профилактической и процессуальной деятельности, - - суть статистического наблюдения преступности, основное содержание описательного этапа реализации статистического метода в криминологических исследованиях.

Важным этапом является разработка программы статистического наблюдения, представляющей собой научно обоснованный перечень

1 БНА РФ. 2003. № 26; см. также инструкцию о порядке приема, регистрации и разрешения в службе судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, утвержденную приказом Минюста России 27 июня 2002 г. № 179 // БНА РФ. 2002. № 31.

четко сформулированных вопросов, на которые должны быть получены достоверные ответы по каждой обследуемой единице совокупности.

Вопросы (показатели) программы наблюдения размещаются на специальном бланке — документе первичного учета, статистическом формуляре.Различают две системы формуляров - - карточную и списочную. При карточной системе каждая карточка-формуляр предназначается для регистрации одной единицы совокупности и ее признаков. При списочной системе в одном формуляре (журнале) регистрируются сведения о нескольких единицах совокупности.

На основании инструкции о едином учетепреступлений ведется сбор, регистрация и обобщение информации о преступлениях и лицах, их совершивших. Система единого учета преступлений и лиц, их совершивших, действует с 1961 г. В 1965 г. была принята первая инструкция о едином учете преступлений. Сегодня действует ее третье издание, утвержденное Генеральным прокурором РФ 14 декабря 1994 г. Новые УК и УПК РФ актуализируют ускорение принятия ее новой редакции.

От достоверности первичного учета зависит полнота и правильность характеризующих состояние преступности показателей статистической отчетности, которая составляется на основании данных этого учета.

Известно, что борьба с преступностью в нашей стране ведется целой системой правоохранительных органов. Необходимость самостоятельного учета преступлений и лиц, их совершивших, каждым из правоохранительных органов определяется различиями в предмете деятельности этих органов, поскольку задачи раскрытия, расследования преступлений, судебного разбирательства и «вклад» этих видов деятельности в восстановление социальной справедливости и исправление осужденных, в предупреждение преступлений специфичны. Однако это не означает, что отдельные органы должны собирать несопоставимые данные о преступлении и преступнике. Единство уголовной политики требует единства учета составляющих этой политики, и сколь бы ни была различна по содержанию деятельность правоохранительных органов, она обусловлена единым событием -фактом совершения преступления. Единой, в конечном счете, является и главная цель, стоящая перед названными органами: предупредить, пресечь, раскрыть преступление; осудить виновного; предотвратить необоснованное привлечение к уголовной ответственности, а также осуждение и наказание лица, чья виновность не доказана. Связи между звеньями государственных органов в системе уголовной юстиции должны выражаться в максимально полной передаче информации от одного другому, поскольку в уголовном судопроизводстве идет последовательно развивающийся процесс с нарастающей концентрацией

информации о преступлениях, преступниках, преступности, государственных мерах социального контроля над ней. Отсюда главное требование: в едином учете должны быть едиными все показатели, предусматривающие сведения о преступлении и преступниках, и различными

- показатели, отражающие особенности деятельности того или ино
го органа уголовной юстиции.

Едиными для органов прокуратуры, внутренних дел, Государственного таможенного комитета РФ и Госнаркоконтроля России являются следующие документы первичного учета(статистические карточки):

- на выявленное преступление (форма № 1);

- о результатах расследования преступления (форма № 1.1);

- на преступление, по которому лицо, его совершившее, установлено (форма № 1.2);

- налицо, совершившее преступление (форма № 2);

- на лицо, подозреваемое в совершении преступления (форма № 2.1);
— о движении уголовного дела (форма № 3);

 

- о результатах возмещения материального ущерба и изъятия предметов преступ
ной деятельности (форма № 4);

- о результатах рассмотрения дела в суде (форма № 6).

Реквизиты документов первичного учета (за исключением карточки № 6) могут быть дополнены с учетом местных условий с письменного согласия прокуроров субъектов РФ.

В документах первичного учета содержится обширная информация по разнообразным признакам (уголовно-правовым, уголовно-процессуальным, криминологическим, социально-демографическим и др.), раскрывающая в большей или меньшей мере характеристику преступления, преступника и процессуальной деятельности органов уголовной юстиции.

Вместо составления статистических карточек допускается перенос аналогичной информации по ним на магнитные носителис обязательной регистрацией преступления (уголовного дела).

Регистрация преступлений — это фиксация основных сведений о них, лицах, их совершивших, уголовных делах, внесенных прокурором, следователем или работником дознания в документы первичного учета или на заменяющие их магнитные носители, в единый журнал учета преступлений, ведущийся в учетно-регистрационных подразделениях органов внутренних дел по установленной форме (это один из документов первичного учета по списочной форме), а также выдача регистрационного номера уголовного дела и передача карточек на централизованный учет.

Система единого учета преступлений и лиц, их совершивших, как отмечалось, действующая в стране с 1961 г., основывается на:

- первичном учете и регистрации преступлений по моменту возбуждения уго
ловного дела либо отказа в возбуждении уголовного дела по нереабилитирую
щим основаниям, направления в суд материалов по протокольной форме;

- первичном учете лиц, совершивших преступления, по моменту утверждения
прокурором обвинительного заключения либо санкционирования прекраще
ния уголовного дела по нереабилитирующим основаниям.

Инструкцией о едином учете преступлений урегулированы особенности учета некоторых составов преступлений (бандитизма, взяточничества, преступлений, связанных с наркотиками, вымогательства), множественности преступлений, длящихся и продолжаемых преступлений, преступлений, совершенных повторно1.

Правила единого учета преступлений и лиц, их совершивших, а также уголовных дел распространяются на органы прокуратуры, внутренних дел, Государственного таможенного комитета РФ и Госнарко-контроля России.

Они распространяются и на преступления, по которым следствие и дознание производятся органами ФСБ и военной прокуратуры.

Преступления, дела о которых возбуждаются в порядке частного обвинения, учитываются судами. Однако в тех случаях, когда прокурором или судом признано необходимым провести дознание или предварительное следствие, преступления учитываются органом, их производившим.

В судах документы первичного учета карточной формы ведутся на подсудимых, на уголовные дела, на исполнительные производства. Важным документом первичного учета является карточка по учету сумм ущерба, причиненного преступлением имуществу различных форм собственности. При рассмотрении судебных дел в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях дела регистрируются также в учетно-статистических карточках (формы № 7, 10, 33, 34). По некоторым направлениям работы судов (рассмотрение материалов в порядке исполнения приговоров, дел об" админтетратишы'х' правонарушениях к др.) ведутся специальные журналы. Регистрационные журналы, как и карточки, - - документы первичного учета.

В учреждениях, исполняющих наказание, документами первичного учета являются личное дело осужденного, учетная карточка на осужденного, ранее отбывавшего наказание в местах лишения свободы и вновь поступившего туда, и др.

Сведения для заполнения документов первичного учета берутся в основном из материалов уголовных и гражданских дел, судебных приговоров

1 Подробнее о ведении единого учета преступлений см.: Организация деятельности информационных работников горрайлинорганов внутренних дел. М., 1995.

и решений. Ведомственными нормативными актами (инструкциями) установлены строгие правила и порядок их заполнения, обязательные для исполнения соответствующими должностными лицами (следователем, лицом, производящим дознание, прокурором, судьей и т.д.). Их соблюдение очень важно, поскольку документы первичного учета, в свою очередь, являются исходным материалом для составления высококачественной официальной статистической отчетности как первой и основной формы статистического наблюдения, широко используемой в науке и практике реализации государственных мер социального контроля над преступностью. В связи со все большим внедрением компьютеризации в статистическую практику правоохранительных органов и судов многие из документов первичного учета сконструированы с таким расчетом, чтобы они могли быть подвергнуты автоматизированной обработке на ЭВМ.

В существующей организации единого учета преступлений есть ряд нерешенных вопросов, требующих безотлагательного разрешения1.

Узковедомственная регламентация учета и регистрации преступлений и лиц, их совершивших, игнорирование зарубежного опыта не позволяют развиться уголовно-правовой статистике до уровня эффективного использования ее потенциала в процессе реализации государственных мер социального контроля над преступностью. Такая практика неприемлема для государства, ориентированного на демократический правовой режим.

С удовлетворением можно отметить, что многолетним усилиям ученых на этом направлении придан важный импульс. Указом Президента РФ от 30 марта 1998 г. № 328 в целях обеспечения единообразия регистрации и учета преступлений, разграничения государственной статистической отчетности о состоянии преступности, о результатах реализации государственных мер социального контроля над ней и о работе следственного аппарата от соответствующей ведомственной информации, а также в целях повышения качества прогнозирования динамики преступности в стране Генеральной прокуратуре РФ совместно с заинтересованными ведомствами (МВД, МЮ, ФСБ, ФСНП и ГТК РФ) было поручено, с участием Верховного Суда РФ, разработать единую государственную систему регистрации и учета преступлений2.

По результатам экспериментальной проверки единой государственной системы регистрации и учета преступлений Генеральной про-

1 См.: Гаврилов Б,Я. Способна ли российская статистика о преступности стать реальной? // Государство и право. 2001. № 1; Его же, О реальности российской уголовной статистики // Законность. 1999. № 6.

2СЗРФ. 1998. №14. Ст. 1544.

куратуре РФ поручено подготовить и до 1 октября 1999 г. представить Президенту РФ проект Федерального закона «О единой государственной системе регистрации и учета преступлений». Законопроект разослан для обсуждения в заинтересованные ведомства, но дальнейшего его продвижения в адрес Государственной Думы по истечении трех лет «согласования» пока нет.

Отчетность,будучи главным источником статистической информации, представляет собой официальный документ, содержащий занесенные в специальную форму и представленные в вышестоящие учреждения или статистические органы сведения подразделений за определенный период.

С точки зрения статистической науки отчетность характеризуется тремя специфическими особенностями. Во-первых, она является основной формой статистического наблюдения преступности. Во-вторых, в отчетности как в системе взаимосвязанных показателей получает отчетливое выражение программа статистического наблюдения. В-третьих, отчетность представляет собой сводку и группировку данных, содержащихся в документах первичного учета.

Данные статистической отчетности могут быть показательными при соблюдении некоторых общих требований, а именно:

— отчетные данные должны быть полными, достоверными, точными и своевре
менными; при этом стремление к достижению полноты и своевременности дол
жно увязываться с соображениями экономичности, с сокращением затрат на
получение и обработку данных;

- данные отчетности должны быть сопоставимы, т.е. единообразны по своим качественным признакам (программе наблюдения) и по отрезкам времени.

Формирование статистической отчетности по преступности осуществляется учетно-регистрационными подразделениями МВД РФ и его органов по утвержденным Госкомстатом формам отчетности путем включения в них всех взятых на централизованный учет преступлений, лиц, их совершивших, и уголовных дел.

Главный информационный центр (ГИЦ) МВД РФ формирует статистическую отчетность о преступности в России по преступлениям, расследуемым органами прокуратуры, внутренних дел, Госнаркон-троля России и Государственного таможенного комитета.

ФСБ и органы военной прокуратуры формируют статистическую отчетность по делам, расследуемым следователями и органами дознания ФСБ, Минобороны России и военной прокуратуры.

Основными формами отчетности о преступности, составляемыми органами МВД и прокуратуры, являются:

— единый отчет о преступности (форма № 1-Г);

- отчет о зарегистрированных преступлениях (форма № 1);

— отчет о лицах, совершивших преступления (форма № 2);

- отчет о следственной работе (форма № 1-Е);

- отчет о работе прокурора (форма П).

Отчеты составляются на основании установленных в органах прокуратуры и внутренних дел документов первичного учета работы прокуроров, следователей, дознавателей.

Учетные данные, подлежащие включению в отчеты, проверяются с точки зрения их полноты и достоверности по документам первичного учета, журнальным записям, наблюдательным производствам, сверяются с наличием уголовных дел, находящихся в производстве, а также прекращенных или приостановленных.

В правоохранительных органах установлены и другие формы отчетности, отражающие различные стороны деятельности этих органов.

Значительный интерес при проведении криминологических исследований представляют статистические отчеты судебных органов.

Ведение судебной статистики судов общей юрисдикции всех звеньев возложено на соответствующие подразделения (управления, отделы) Судебного департамента при Верховном Суде РФ1.

Основным звеном судебной системы является районный (городской, муниципальный, межмуниципальный и др.) суд первой (апелляционной) инстанции, с которого и начинается формирование судебной статистики. Именно по этой причине отчетность судов первой инстанции - - самая подробная по сравнению с отчетностью кассационной и надзорной инстанций. Организует ведение судебной статистики администратор районного суда2.

Статистические отчеты судов основного звена представляются в установленные сроки в соответствующие подразделения Судебного департамента субъектов РФ по следующим основным формам:

— форма № 1 - - отчет о работе судов первой инстанции по рассмотрению уголов
ных дел;

— форма № 4 - - отчет о работе судов по исполнению приговоров и решений.

Указанные подразделения обобщенную ими статистику районных судов субъекта РФ с соответствующей статистикой федеральных судов общей юрисдикции среднего звена (Верховного Суда республики, края, области и к ним приравненных), рассматривающих дела в качестве кассационной и надзорной инстанций, направляют в главное управление организационно-правового обеспечения деятельности судов

1 См. п. 12 ст. 6 Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном
Суде Российской Федерации» от 8 января 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 223.

2 См.: Временная инструкция по делопроизводству в районном суде, утвержденная
приказом судебного департамента при Верховном Суде РФ 24 августа 1999 г. № 8.

Судебного департамента при Верховном Суде РФ. При составлении сводного статистического отчета суды общей юрисдикции страны во взаимодействии с органами юстиции составляют следующие формы отчетности:

- форма № 10 - - отчет о числе привлеченных к уголовной ответственности и мерах уголовного наказания (по приговорам и определениям, вступившим в законную силу);

— форма № 11 — отчет о месте, времени совершения преступлений и составе осуж
денных;

— форма № 12 -- отчет об осужденных несовершеннолетних;

— форма № 10-а — приложение к отчетам № 10—12, где содержатся сведения о
количестве осужденных по каждой статье Уголовного кодекса.

Вместе с тем необходимо отметить, что при проведении криминологических исследований отдельных проблем преступности предпочтительнее пользоваться документами первичного учета, так как количество информации, заложенной в них, значительно больше по сравнению с информацией в формах статистической отчетности. Например, из карточки формы № 1 (на выявленное преступление) в соответствующие формы отчетности в среднем переносится лишь половина общих признаков и около 30% частных признаков. В отличие от форм статистической отчетности заложенная в документах первичного учета информация более динамична: признаки, характеризующие зафиксированные явления и факты, могут соотноситься и изучаться в любом сочетании.

Данные уголовной статистики обладают существенной особенностью, заключающейся в том, что эта статистика учитывает лишь преступления, которые стали предметом рассмотрения органов уголовной юстиции. Природа значительной части преступлений их латентность (скрытый характер) - - не позволяет статистике полностью (на 100%) их учесть.

Не исключены и ошибки наблюдения неточности, неправильности статистических данных. Это так называемые ошибки регистрации, которые могут быть случайными и систематическими, преднамеренными и непреднамеренными.

Есть и ряд других обстоятельств, влияющих на уровень достоверности статистических данных о преступности, что делает иногда уголовную статистику своего рода «кривым зеркалом».

Криминологами предложен ряд методов, позволяющих измерять расхождение реальной и статистически регистрируемой преступности. Вместе с тем нет оснований считать, что необнаруженная, статистически не зафиксированная преступность развивается по каким-то своим законам, что ей, в противоположность обнаруженной и зафиксированной, присущи иные закономерности.

С точки зрения математической статистики регистрируемая преступность есть не что иное, как стихийная выборка, объем которой более чем достаточен для исследования преступности в целом. Поэтому как бы ни была относительно велика латентная преступность, зависимости между показателями, характеризующими преступность, могут быть выявлены на основе регистрируемой совокупности преступлений с применением в необходимых случаях поправочных коэффициентов, учитывающих степень латентности тех или иных групп (видов) преступлений.

В силу ведомственного характера уголовной статистики, отражающей те основные стадии уголовного процесса, которые осуществляют следователи и дознаватели различных правоохранительных органов и суды, для определения статистически регистрируемого уровня преступности заданный период необходимо суммировать:

1) число преступлений и совершивших их лиц, в отношении которых дела пре
кращены по нереабилитирующим основаниям; сюда, следовательно, должны
быть включены лица, освобожденные от уголовной ответственности по этим
основаниям;

2) число преступлений и совершивших их лиц, осужденных по делам, по кото
рым проводилось предварительное расследование, и лиц, осужденных по де
лам частного обвинения.

Уровень статистически регистрируемой преступности, измеряемый совершенными преступлениями, будет определяться суммой трех чисел:

1) преступления, дела по которым прекращены по нереабилитирующим обстоя
тельствам;

2) преступления, по которым лица, их совершившие, осуждены судом;

3) нераскрытые преступления.

Сюда будут относиться преступления, дела о которых приостановлены из-за неустановления лиц, подлежащих привлечению в качестве обвиняемых.

Сводка и группировка материалов статистического наблюдения Статистическая сводкапредставляет собой научную обработку материалов статистического наблюдения (например, карточек на лиц, совершивших преступления), подытоживание отдельных единиц и сведение их в массы или совокупности в целях получения обобщенной характеристики изучаемого явления по ряду существенных для него признаков (например, число несовершеннолетних, совершивших преступления). Именно в результате этих действий образуются статистические качественно однородные совокупности, появляется возможность оперировать такими количественными показателями, как абсолютные цифры.

Единицы совокупности характеризуются разного рода качественными, количественными и «полуколичественными» признаками. Одни из них непосредственно относятся к определению единиц, входящих в совокупность, и могут быть одинаковыми для всех них. Например, все преступления - - суть правонарушения • общественно опасные, противоправные, виновные и наказуемые деяния. Вместе с тем ряд признаков у этих единиц совокупности различается, варьируется. Так, те же преступления различаются по объекту посягательства, способу, месту и времени их совершения, по форме и виду вины, полу, возрасту, иным социально-демографическим, уголовно-правовым и криминологическим признакам субъектов преступления. Именно такие признаки, варьируемые от единицы к единице, составляют специфическую черту совокупности, делающую ее предметом изучения, подвластным статистическому методу. Соответственно они называются статистическими признаками.

Статистическая группировка- - это распределение единиц совокупности на однородные, качественно различающиеся между собой группы по тем или иным существенным для данного исследования признакам.

В качестве составных элементов сводка включает:

1) расчленение изучаемого явления на части (группы, подгруппы);

2) подсчет групповых и общих итогов;

3) характеристику этих итогов при помощи определенной системы показателей.

Группировка является научной основой сводки.

Правильная сводка и группировка первичного материала во многом определяют чистоту анализа и обоснованность его выводов. Основная задача группировок в криминологическом исследовании - - дать наиболее полную и всестороннюю количественную характеристику преступности, личности преступников, жертв преступлений, причин и условий преступлений и реакции общества на них. С их помощью можно так расчленить первичные данные, что все существенные черты и особенности изучаемых явлений (преступлений, преступников) и процессов выразятся в статистических показателях - - абсолютных цифрах, которые и являются необходимой основой для завершающего этапа статистической работы - - анализа.

Основа группировки - - группировочный признак. Одним из важнейших методических принципов, лежащих в основе научного выбора группировочных признаков и соответственно построения группировок, является положение, согласно которому производить их следует с обязательным учетом качественных характеристик группируемых единиц совокупности. Эти характеристики должны учитывать наиболее

существенные признаки изучаемого социально-правового явления, позволяя объединить в каждую группу однородные единицы изучаемой совокупности. В противном случае одни и те же данные могут привести к диаметрально противоположным выводам при различных приемах группировки.

Теорией статистики выработаны следующие основные правила для выбора группировочных признаков:

1) руководствуясь знанием сущности явления, его природы и законов развития,
в основание группировки необходимо положить наиболее существенные при
знаки, отвечающие задачам исследования данного явления;

2) группировочные признаки должны отбираться с учетом конкретных особен
ностей изучаемых явлений;

3) для всесторонней характеристики сложных общественных явлений, к числу
которых несомненно относится и преступность, целесообразно брать несколько
признаков.

Выбор группировочных признаков предопределяет иногда и количество групп. Так, при группировке населения или осужденных по полу возможны только две группы, но при группировке их по образованию может быть сформировано несколько групп с учетом уровня образования.

Только на основе научно обоснованной группировки можно всесторонне изучать преступность в самых различных аспектах, установив, в частности, ее структуру: по характеру и степени общественной опасности (удельный вес особо тяжких, тяжких, средней и небольшой тяжести преступлений); по отраслям народного хозяйства; по наибольшей распространенности; по формам вины; по территориальным регионам; по месту и времени совершения преступлений; по отдельным мотивам и т.д. Показательность группировок уголовной статистики увеличивается, если их сопоставлять не только друг с другом, но и с группировками из иных отраслей социальной и экономической статистики, отражающих взаимосвязанные явления1.

В зависимости от целей исследования в статистике различают три вида группировок: типологические, вариационные и аналитические.

Типологические группировкиэто расчленение изучаемых явлений на однородные группы, типы по существенному признаку (например, полу, наличию судимости).

Вариационные группировкиэто распределение типически однородных групп по количественным признакам, которые могут изменяться

1 См., например: Преступления экономической направленности (по регионам Российской Федерации) // Организованная преступность, терроризм и коррупция: Криминологический ежеквартальный альманах. Вып. 1. М., 2003. С. 138- 139.

(варьироваться). С их помощью изучают, например, состав преступников по возрасту, образованию, числу судимостей, по срокам лишения свободы и другим количественным признакам.

Аналитические группировки- - это распределение по зависимости, взаимосвязи между двумя или несколькими разнородными группами (например, распределение краж по месту и времени их совершения; осужденных за автотранспортные преступления - - по стажу работы водителем и т.д.).

Взаимосвязанные признаки делятся на факторные и результативные. Факторным называется признак, под воздействием которого изменяется другой, зависящий от него признак, называемый результативным. Взаимосвязь проявляется в том, что с изменением значения факторного признака (уровня образования населения в целом) функционально изменяется значение признака результативного (уровня образования осужденных, например).

Правильно проведенные группировки и сопоставление их позволяют определить соотношение групп между собой и их структуру в общей статистической совокупности, выявить статистические закономерности. Возможности статистических группировок в криминологическом исследовании могут быть расширены путем как вторичных группировок и перегруппировок, так и сглаживания, укрупнения и смыкания ряда дробных показателей.

Результаты сводки и группировки представляются в виде статистических таблиц — систематизированного, рационального изложения статистических показателей, наглядно иллюстрирующих все наиболее существенные стороны изучаемого явления.

Современную статистику невозможно себе представить без табличного метода.Сущность табличного метода (статистической таблицы) состоит в совокупности суждений, выраженных не словами, а числами. Основное преимущество табличной формы изложения статистических данных заключается в том, что таблица позволяет производить наглядное сопоставление данных и анализировать их.

В зависимости от структуры основных элементов статистической таблицы (ее подлежащего и сказуемого) выделяют простые, групповые и комбинированные таблицы.

Анализ правовых явлений глубже и содержательнее при применении в основном групповых и комбинированных таблиц, которые в совокупности дают возможность получить полное и правильное представление об изучаемой совокупности, проследить взаимосвязи двух и более признаков-факторов. Образцы правильно составленных статистических таблиц всех трех видов представлены в бланках форм статистической отчетности органов МВД, прокуратуры и судов.

Таблицы имеют самое широкое распространение в криминологических исследованиях и практике правоохранительных органов, являясь основным приемом обобщения данных статистического наблюдения.

Наряду с таблицами значительный аналитический потенциал имеет графический методнаглядного изображения статистических величин при помощи геометрических линий и фигур (диаграммы) или географических картосхем (картограммы и картодиаграммы).

В настоящее время графики широко применяются в учетной и статистической практике правоохранительных органов, в научно-исследовательской работе.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.