Научные и информационные основы криминологических исследований
Социально-правовая природа преступности обязывает подходить к ее изучению опираясь на методы, свойственные гуманитарным наукам1 .
Методы делятся по сфере их применения на общие для всех исследований и частные.
К общим методам относятся анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, сравнение, эксперимент. Они разрабатываются в сфере формальной и диалектической логики и используются для решения конкретных познавательных задач. Так, синтез применяется в процессе соединения отдельных частей в целое, анализ - - в процессе разложения целого на части и т.д.
Частные методы применяются в конкретных научных дисциплинах. С их помощью изучаются определенные свойства и связи криминологических явлений, прогнозируется преступность и индивидуальное преступное поведение и др.
Криминологическое исследование представляет собой единство познания и оценки. В процессе познания исследователь получает фактические данные о преступности, ее «фотографию», специфически отраженную в системе признаков, показателей, характеристик. Конкретно-криминологическому исследованию должен предшествовать определенный теоретический анализ проблемы, в частности осмысление уже полученных ранее эмпирических данных.
Непосредственная целькриминологических исследований преступности — это:
а) получение информации о количественно-качественных параметрах преступ ности, ее детерминантах, об эффективности мер, направленных на противо действие ей;
б) разработка на этой основе системы концептуальных и прикладных рекомен даций по совершенствованию предупреждения преступности (преступлений) и социального контроля над ней в целом.
См. также: Долгов А.И. Криминология. М., 1999. С. 17-30.
Существуют различные виды информации. Криминологическую информацию можно определить как содержание, устраняющее неопределенность знаний о явлениях, названных выше, система которых составляет предмет криминологических исследований.
Криминолог как субъект поиска необходимой и достаточной для исследования криминальных явлений информации должен:
- определить свои потребности в информации и в информационном обеспече нии;
— выяснить, нет ли нужных сведений в источниках, которыми он уже распола гает;
— определить, пригодны ли для использования наличные данные, в какой мере, в каком объеме, и обозначить недостающие;
— наметить наиболее подходящие каналы извлечения (поиска) недостающей ин формации;
— включиться в общую систему каналов с учетом необходимости информацион ного обеспечения деятельности данного субъекта;
- обеспечить упорядочение, приведение в систему, хранение информации и воз можность ее последующего использования;
— постоянно контролировать процесс извлечения информации с точки зрения соответствия его существующим правилам и рекомендованным методикам.
Кроме того, обязательно:
— знание круга лиц, имеющих возможность или обязанных направить информа цию;
— умение различать источники информации в зависимости от ее содержания;
— отбор и классификация информации исходя из собственных информационных потребностей и значения информации;
— устранение излишней информации (повторной, уже учтенной, неверной, не имеющей никакого значения для исследования соответствующей проблемы);
— определение режима (порядка использования и хранения) информации. Субъект поиска информации при этом выступает и как потребитель, и как пе редатчик информации.
Использование информациив процессе криминологических иссле дований представляет собой специфическую деятельность по получе нию (сбору), анализу и оценке этой информации для формулирова ния выводов, принятия решений, направленных на слежение за криминологической обстановкой (включая прогноз), и осуществле ние мер противодействия преступности. Использование информации является логическим и фактическим завершением информационного обеспечения этого процесса. *
По содержаниюиспользуемая при криминологических исследованиях информация подразделяется на политическую,в которой отражены сведения об основных целях, задачах и направлениях противодействия преступности (например, Федеральная целевая программа по усилению борьбы с преступностью на 2000—2001 гг.); экономическую,содержащую данные об экономических условиях деятельности субъектов профилактики правонарушений (финансовое обеспечение, наличие кадров, техники и т.д.) и населения (разрыв в уровнях дохода различных категорий и слоев общества, прожиточном минимуме и минимальной заработной плате и пенсии и т.д.); социально-демографическую(данные о численности и плотности населения, его половозрастной структуре, национальном составе, образовательном уровне, роде занятий на предприятиях различных форм собственности, семейном положении, соотношении городского и сельского населения, темпах изменения этого соотношения, структуре и уровне миграционных процессов и т.д.); социально-культурную(сведения о деятельности государства и органов местного самоуправления по обслуживанию членов общества благами культуры и о расходах населения на приобретение книг, журналов и газет, посещение театров, туристические поездки и т.д.); правовую,представляющую собой совокупность норм права, регулирующих разнообразные стороны деятельности по противодействию преступности, и т.д.
В процессе криминологического исследования используется множество взаимосвязанных и взаимозависимых видовинформации (официальной и неофициальной, исходной и преобразованной, внутренней и внешней, текущей и периодической, и т.п.), классифицируемых и по иным основаниям. Такие классификации - -- не самоцель, а практическая потребность, обусловленная необходимостью ответа на существенные для науки и практики социального контроля над преступностью вопросы: кто, когда и где совершает преступления; каковы причины и условия (обстоятельства, ситуация, потребности, интересы, мотивы, установки, направленность, цели) преступного поведения? Это, в свою очередь, поможет ответить на вопросы, в какой связи и какая информация необходима для организации предупредительной деятельности с учетом дифференциации соответствующих мер, для управления процессом противодействия преступности на различных уровнях.
В процессе изучения проблем преступности и мер противодействия ей используются разнообразные источникиполучения (и происхождения) информации. Источники информации — это явления, люди, документы, предметы, содержащие интересующие исследователя данные. Источниками информации о преступлениях и преступниках, о преступности в целом, эффективности противодействия ей служат: статистические отчеты, обзоры, аналитические справки и доклады, документы единого учета (статистические карточки) преступлений,
материалы уголовных дел, письма, сообщения, заявления граждан и должностных лиц, материалы прессы, радио, телевидения и другие документы, содержащие сведения о преступлении и преступнике.
Закономерности преступности проявляются только при достаточно большом числе наблюдений.В связи с этим главным источником криминологической информации является статистическая отчетность о состоянии преступности и результатах борьбы с ней. Однако для суждения о закономерностях преступности и ее уровне статистических данных недостаточно. Здесь важны результаты научных криминологических исследований (выступающих вторым главным источником одноименной информации), которые проводятся как специализированными научными учреждениями, так и отдельными учеными.
Научные криминологические исследования, проводимые по более широкой программе, с привлечением данных других видов социальной статистики, позволяют глубже проникнуть в сущность криминальных явлений, их социальную обусловленность и антисоциальную направленность. Научный подход является обязательным требованием практического решения проблем управления системой воздействия на преступность1.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|