Сделай Сам Свою Работу на 5

Социологические методы криминологических исследований





Под методами криминологического исследования принято понимать систему приемов, способов, средств сбора, обработки и анализа информации, применяемых с целью познания преступности, ее причин и условий, личности преступника и выработки мер предупреждения преступности.

Все существующие и используемые криминологами методы сбора эмпирического материала условно принято разделять на социологические и статистические.

К социологическим методам обычно относят социологическое наблюдение, социальный эксперимент, анализ документов, опросы и др.

Социологическое наблюдение2 - - метод сбора информации об изучаемом социальном объекте путем непосредственного восприятия

1 В этих целях уместно использовать данные Фонда общественного мнения, обще
ственного фонда «Информатика для демократии» (ИНДЕМ), ВЦИОМа.

2 Наблюдение именуется социологическим в целях отличия его от наблюдения ста
тистического. В социологической литературе этот метод называется просто наблюде
нием.

и регистрации фактов, касающихся обследуемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования. Наблюдение в криминологии отличается от общесоциального лишь по содержанию. Форма его проведения остается той же.



Объектом криминологического наблюдения могут быть:

- поведение отдельных лиц или групп в условиях конкретной обстановки или
определенной ситуации;

- высказывания, реакции, суждения лиц, совершивших преступления или фо
новые правонарушения, или лиц из контрольной группы;

- результаты действия (бездействия) названных лиц, а также лиц, осуществляю
щих профилактику правонарушений;

— среда, окружающая обстановка изучаемого контингента.

По положению наблюдателя, его участию в исследуемой ситуации наблюдение бывает полным, включенным и наблюдением-участием. При полном наблюденииисследователь изучает криминологически значимые явления пассивно, как бы со стороны, что допустимо до известных пределов, исключающих ответственность наблюдателя за прикосновенность к преступлению в форме попустительства или укрывательства.

Включенное наблюдениепредполагает изучение криминогенных явлений и процессов «изнутри», путем непосредственного восприятия исследователем изучаемой ситуации, группы, событий повседневной жизни. Он смешивается с группой и становится как бы одним из ее членов, рядовым участником ее жизнедеятельности. Как и в первом случае, здесь также может возникнуть ситуация, когда для слияния с группой перед исследователем встанет нравственно-этический вопрос об участии в аморальных или даже противоправных действиях, что недопустимо. Эти соображения обусловливают проблематичность широкого использования данного метода в криминологических исследованиях.



При наблюдении-участиинаблюдатель, в отличие от предыдущего способа, позитивно участвует в изучаемых им процессах и явлениях. Это могут быть, например, сотрудники правоохранительных органов, изучающие криминальные явления, активно участвующие в противодействии им путем проведения следственной, прокурорской, судебной работы.

Фиксация результатов наблюдения может быть разнообразна: в специально разработанных карточках, дневнике наблюдения или с помощью технических средств - - магнитофона, телевидеоаппаратуры.

В числе отрицательных моментов наблюдения следует указать, что оно требует значительных затрат времени, на его результаты могут оказать нежелательное влияние сам факт присутствия наблюдателя при интересующем его событии, а также его личностные качества.

К этой же группе методов криминологических исследований относится метод эксперимента. Выделяют две его разновидности: эксперимент в реальных условиях и эксперимент на математической модели.



Эксперимент рассматривается как средство решения следующих задач:

— получения криминологической информации;

- проверки теоретических положений о причинах преступности и мерах по ее
предупреждению;

- проверки достоверности выводов, научных рекомендаций и предположений,
направленных на противодействие преступности, совершенствование право
вого регулирования этой деятельности;

 

— измерения эффективности новых форм и методов предупреждения преступ
ности (преступлений);

— внедрения достижений криминологии в практику предупреждения преступ
ности (преступлений).

В реальных условиях проводятся главным образом эксперименты по проверке эффективности новых форм и методов организации того или иного направления работы правоохранительных органов. В свое время проводился, например, эксперимент по созданию нового вида исправительно-трудовых учреждений — колоний-поселений. Его положительные результаты послужили обоснованием соответствующего дополнения закона, что имело значение и для предупреждения рецидивной преступности.

Организация и проведение такого криминологического эксперимента включают несколько стадий. После определения его целей и возможностей, согласования с компетентными органами, теоретического обоснования исследуемой проблемы и выдвижения гипотез, подлежащих проверке, начинается замер состояния экспериментального (до введения в него независимой переменной) и контрольного объектов (например, количества преступлений, характера проводимых мероприятий по их предупреждению).

Центральный момент в организации и проведении криминологического эксперимента - - создание и приведение в действие экспериментальной ситуации, вызывающей предполагаемое поведение или определенную деятельность, направленную на нейтрализацию криминогенных или усиление антикриминогенных факторов.

На завершающей стадии фиксируются все изменения в объекте, происшедшие в результате воздействия экспериментальной переменной, и проводится сравнение с состоянием контрольного объекта. Выявленные в экспериментальном объекте изменения могут позволить исследователю с определенной вероятностью сделать заключение, что они обусловлены экспериментальным фактором или конкретной деятельностью, запрограммированными в начале эксперимента.

В научных исследованиях нашел применение главным образом эксперимент на математической модели. Примером такого эксперимента являются работы в области прогнозирования преступности и прогнозирования вероятности индивидуального преступного поведения.

Анализ документов- - один из широко применяемых и эффективных методов сбора первичной криминологической информации.

По статусу различают документыофициальные и неофициальные; по форме изложения - - письменные (более широко - - вербальные), графические, на машинных носителях и статистические. По функциональным особенностям - - информационные, регулятивные, коммуникативные (т.е. как средство общения) и культурно-воспитательные.

К числу официальных документов, занимающих особое место в информационном обеспечении криминологических исследований, относится уголовное дело.

Метод анализа уголовных делкак источник криминологической информации занимает особое место в методическом арсенале криминологии, поскольку он обладает рядом достоинств:

- возможностью (в большинстве случаев) максимально приблизить момент сбо
ра информации о фактах, могущих быть положенными в основу научного ис
следования, к моменту совершения преступления;

— высокой степенью надежности фактов, содержащихся в материалах уголовных
дел;

— легкостью статистической обработки; доступностью для исследователей;

 

- возможностью получения большого объема криминологической информации,
обеспечения репрезентативности полученных результатов;

- относительной простотой отбора уголовных дел и получения из их материалов
криминологической информации;

- возможностью неоднократной проверки полученных данных на одном и том
же массиве.

Информация, содержащаяся в материалах уголовного дела, носит комплексный характер. Поэтому метод анализа уголовных дел активно используется представителями всех наук криминалистического цикла (уголовный процесс, уголовное право, криминалистика, уголовно-исполнительное право). Используются материалы уголовных дел и в учебном процессе юридических вузов страны.

Вместе с тем нельзя не упомянуть относительную ограниченность данных, невозможность для исследователя выйти за пределы информации, заложенной в материалах уголовного дела, что не всегда позволяет раскрыть в полной мере исследуемую проблему, в частности, установить связи и зависимости между отдельными криминогенными факторами при объяснении причин преступности, условий формирования личности преступника и т.д. Поэтому наиболее достоверные

фактические данные анализ уголовных дел дает в сочетании с другими методами криминологических исследований.

Технология анализа уголовных дел включает в себя разработку справки-анкеты1, изучение отобранных уголовных дел и заполнение справок-анкет, статистическую обработку результатов и их интерпретацию.

Сходная технология используется для изучения так называемых отказных материалов, а также в необходимых случаях - - административных дел (материалов). Эти виды документальной информации тоже значимы, хотя и более локальны по объему.

Справка-анкета, разрабатываемая на основе программы исследования, включает вопросы, объединенные в блоки (демографические данные о преступнике; сведения о времени и месте совершения преступления; его уголовно-правовая квалификация, мотивы; данные, характеризующие орудие и средства совершения преступления; сведения о мерах по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений, и т.д.).

Методика изучения обусловливается целями, которые ставятся перед изучающим. Исследователь-криминолог обращает внимание на те процессуальные документы, в которых имеется необходимая криминологическая информация. Весьма емким по своим информационным свойствам является судебный приговор. Значительный объем информации о причинах и условиях совершения преступления содержится в протоколах допросов свидетелей, потерпевших и обвиняемых, актах экспертиз.

При статистической обработке результатов и их интерпретации необходимо помнить, что анализ уголовных дел - - это работа над источниками информации, полученными из вторых рук. Поэтому анализ репрезентативного количества уголовных дел должен быть дополнен опросом осужденных, их родственников, знакомых или сослуживцев по более развернутой программе, анализом документов, не вошедших в уголовное дело (личных писем, официальных свидетельств и т.п.).

Опрос- - это метод сбора данных об объективных фактах, мнениях, знаниях и т.д., основанный на непосредственном (очный опрос -интервью) и опосредованном (заочный опрос - - анкетирование) взаимодействии между исследователем (интервьюером) и опрашиваемым (респондентом).

Очный опрос обращен непосредственно к конкретному человеку. Его можно адресовать лицам ближайшего окружения преступника, ему самому, лицам, совершившим «фоновые» правонарушения, лицам, об-

1 Подробнее см.: Методика анализа преступности: Методическое пособие. М., 1986. С. 95—106; Основы криминологии для практических работников. М., 1988.

ладающим профессиональными знаниями в области социального контроля над преступностью или реализующим меры воспитательно-предупредительного характера (для выяснения состояния общественного мнения) и т.д.

Используются модификации опроса - - свободное и направленное (программируемое) интервью.Основные различия между этими модификациями — в их информационной емкости, степени обратной связи между опрашивающим и респондентом, степени возможной формализации и т.д.

Непосредственный опрос позволяет собирать обширную информацию о фактах, субъективных суждениях, мотивах поведения, установках и т.д. Поэтому личностный характер отношений между интервьюером и респондентом, субъективность оценок предъявляют жесткие методологические и методические требования к подготовке и проведению опроса, невыполнение которых ведет к искажению результата. На достоверность сведений, полученных в ходе непосредственного опроса, влияет ряд обстоятельств объективного и субъективного характера: момент, время и место опроса, подготовленность интервьюера, процедура оповещения респондента о предстоящем опросе и др.

Особую сложность представляют опросы осужденных. В свое время предлагалось группировать осужденных по их отношению к проводимым исследованиям:

- негативно настроенные к исследованию и личности исследователя (отказ от
заполнения анкет, нежелание участвовать в беседе и т.д.). Эта группа составля
ет около 6%;

- заинтересованные осужденные, желающие извлечь определенную «выгоду» для
себя и поэтому стремящиеся показать свою откровенность в ходе опроса, -
25%;

 

— осужденные, усматривающие возможность пообщаться с исследователем, по
лучить свежие впечатления в ходе контактов. Эта группа (преимущественно
несовершеннолетние, молодежь, женщины) составляет около 20% осужден
ных;

— безразлично относящиеся к исследованию и исследователю — 18%;

— позитивно настроенные осужденные, стремящиеся всячески содействовать иссле
дователю, с тем чтобы «предостеречь других» от совершения преступлений, --17%;

— осужденные, использующие опросы с целью подачи заявлений, жалоб, — 13%'.

В любом случае успех опроса во многом определяется установлением психологического контакта, непринужденностью беседы, а при

J См.: Пирожков Б.Ф. Проблемы организации психологической службы в органах, исполняющих уголовные наказания, и особенности психологических исследований личности осужденных // Теоретические и практические проблемы исследования среды и личности осужденных в ИТУ. Рязань, 1979. С. 44.

рограммируемом опросе - - и профессиональным составлением вопросника1 .

Анкетный опрос (анкетирование)—один из эффективных и широко используемых в криминологии методов получения сведений о мнениях и настроениях лиц; уровнях знания ими требований права и следования им; их склонностях, симпатиях и антипатиях; формах оценки себя и других; ситуации своего действия и поведения других в этих же ситуациях; не зафиксированных в других документах сведений о прошлом, об окружении и т.п.

Процесс применения метода анкетного опроса состоит из следующих этапов:

— формулировка вопросов, вытекающих из программы исследования;

- расстановка вопросов в анкете;

— обсуждение и рецензирование анкеты;

— пробный опрос;

- учет замечаний и подготовка окончательного варианта анкеты;

— размножение анкеты;

— распространение и сбор анкет;

— логический анализ анкет;

— кодировка анкет и составление разработочных таблиц;

- статистическая обработка информации, собранной в результате анкетного
опроса.

Анкета, применяемая в социально-правовых (криминологических) исследованиях, состоит из нескольких частей.

Первая часть анкеты включает обращение к респонденту, подготовку его к процедуре опроса.

Обращение должно быть написано понятным и доступным респонденту языком и содержать ясную и четкую инструкцию по заполнению анкеты; в нем необходимо изложить цели исследования и продемонстрировать их взаимосвязь с насущными потребностями респондента.

Основная часть анкеты - - вопросы, несущие исследовательскую нагрузку, формулирование которых требует определенного опыта. Формы вопросов определяются желательными формами ответов: формализованные или в свободном изложении, краткие (типа «да», «нет») или развернутые. Различно и функциональное назначение вопросов -основные, контрольные, дополнительные, вспомогательные.

Оптимальность размеров анкеты (наиболее приемлемое количество вопросов в анкете) определяется характером и объемом исследования.

1 См.: Черепанов В.А. Вопросник как инструмент социально-правового исследования//Тр. ВНИИ МВД СССР. 1975. № 36.

Чтобы интерес опрашиваемого повышался, вопросы располагаются от простых к сложным.

Преимущество анкетного метода по сравнению с очным опросом заключается в том, что он дает возможность в короткий срок и при сравнительно небольших материальных затратах охватить представительную группу изучаемых лиц, получить сведения «из первых рук»; быстро провести повторные опросы через определенный промежуток времени в целях выявления происшедших изменений (так называемое панельное обследование); путем тщательной разработки, получения квалифицированных консультаций подготовить вопросы анкеты на высоком качественном уровне по содержанию и форме; при необходимости обеспечить эффект анонимности опрашиваемых.

В числе недостатков этого метода сбора криминологической информации можно отметить то, что в данном случае анализируются мнения о поступках, результаты оценки своей позиции (это может не совпадать с реальным положением вещей) и вероятнее возможность ошибочных записей из-за непонимания характера вопросов.

Анкеты могут лично вручаться респондентам, рассылаться по почте, публиковаться в прессе.

Анкетный опрос по сравнению с другими видами опросов позволяет в последующем легче обобщить ответы и произвести аналитическую обработку.

Метод экспертных оценокзаключается в получении, обработке и интерпретации суждений специалистов в какой-либо отрасли знаний или практической деятельности по конкретным вопросам. Как правило, отбирается достаточно ограниченная группа экспертов-специалистов (не более 20—30 человек), и с ними проводится интервью либо им раздаются вопросники для заполнения. Наиболее эффективно проведение своеобразного «круглого стола» с участием всех включенных в группу экспертов; в ходе обсуждения предложенных проблем (своеобразная «мозговая атака») могут обнаруживаться нетрадиционные подходы к их анализу, высказываться оригинальные взгляды и суждения.

Психологические тесты- - это методы, с помощью которых измеряется степень выраженности психических свойств личности, а также свойства лиц и психические состояния малых групп и коллективов.

По предмету исследования выделяются три основные группы тестов: общеличностные, с помощью которых исследуется система психических свойств личности; личностные - - предназначенные для исследования какой-либо одной характеристики личности субъекта (уровня интеллекта, творческих способностей, самоконтроля и т.п.);

групповые — для изучения характеристик групповых психических процессов (сплоченности малой группы или коллектива, особенностей их психологического климата, межличностного восприятия) и пр.

Чаще всего в криминологических исследованиях используются: общеличностные тесты Г. Айзенкаи Р. Кеттела, состоящие из серии взаимоконтролирующих суждений о различных проявлениях личностных черт; MMPI, ТАТ, тесты Роршаха, Люшера, социометрическая методика Дж. Морено1.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.