в социально-культурной деятельности
Социально-культурная деятельность исключает элементы стихийного, рефлексивного регулирования. Не может происходить этот процесс и автоматически. Он нуждается в целенаправленном воздействии,
где присутствуют все компоненты сознательного управления. Хотя сфера социально-культурного действия носит ярко выраженные черты творческого процесса и этот процесс невозможно запрограммировать, от умелого управления им в решающей степени зависит качество досуговых программ.
В плановой системе хозяйствования досуговая, социально-культурная деятельность была лишена коммерческой направленности. Разнообразный досуг в значительной степени обеспечивался за счет общественных фондов государства, обслуживая известный тезис о необходимости всестороннего и. гармоничного развития личности. В связи с переходом к рынку сократились бюджетные ассигнования на развитие культуры. Тем не менее, сущность этого тезиса в качестве важнейшей общечеловеческой цели, несомненно, сохраняется. При этом не может не возникнуть вопрос о коммерческой стороне культуры и досуга, множества социально-культурных программ, способных в определенной степени являться источником прибыли.
Экономика и культура всегда тесно связаны. Взаимодействие их относится к числу наименее исследованных и недостаточно обобщенных явлений. Существует ряд важных экономических факторов, влияющих на состояние и развитие культуры: рост эффективности производства, материально-техническое снабжение и т.д. В свою очередь, затраты на культуру дают не только социальный или интеллектуальный, но и экономический эффект.
На современном этапе в сфере культуры сложилась и углубляется кризисная ситуация. В отличие от многих традиционных отраслей материального производства (промышленности, строительства и т.д.) здесь государственный монополизм и господство государственной собственности не утратили своих сил.
Культура раньше была на стопроцентном государственном обеспечении. Но в связи с тем, что государственные бюджетные ассигнования из года в год катастрофически уменьшаются, растет доля вклада на поддержание культуры небюджетных средств из части прибыли коммерческих предприятий и фирм.
Вхождение культуры как товара в структуру современной рыночной экономики зависит от учета ряда характерных особенностей этой сферы. Во-первых, здесь продолжается господство государственной собственности, хотя Основы законодательства Российской Федерации о культуре допускают все формы собственности на культурные ценности, здания, сооружения, оборудование и т.д. — государственную, акционерную, частную. Во-вторых, мы сегодня являемся свидетелями нарастающего интереса к национальным культурам и этническим традициям, а также усиления тенденций перехода от массовых, "митинговых" форм реализации свободного времени к формам более узким, камерным, групповым — студиям, клубам и объединениям по интересам. В-третьих, несмотря на расширение чисто коммерческих услуг (видеопотребление и видеотворчество, развитие компьютерных игр, видео- и аудиосистем), техническая оснащенность труда в сфере культуры и досуга оставляет желать лучшего. Наконец, в-четвертых, более половины работников культуры —
люди с высшим и средним специальным образованием, причем значительную их часть составляют женщины, что остро ставит вопрос о рациональной организации труда и разумном сочетании общественных и семейных функций.
Таким образом, социально-культурная деятельность является специфической областью применения труда и общих основ менеджмента, а учет этой специфики требует разработки соответствующего механизма хозяйствования и управления.
В содержании современной социально-культурной деятельности функционируют и сосуществуют два основных сектора — коммерческий и некоммерческий. Разумеется, это деление условно, поскольку различные по направленности жанровые формы культурно-досуговых занятий и услуг характеризуются различными уровнями коммерциализации. Так, в структуре ежегодного денежного оборота на рынке альтернативных услуг в сфере культуры большую часть составляет оборот от видеообслуживания, дискотек, игорного и шоубизнеса, эстрады и т.п. и в то же время сокращается посещаемость театров, кинотеатров, концертных залов. Тем не менее, строгой привязки каждого объекта культуры к коммерческому или некоммерческому сектору не существует. Многие традиционно бюджетные учреждения культуры (государственные музеи, театры, цирки и др.) в поисках дополнительных средств используют и коммерческие проекты.
Государство, выделяя средства на культуру, как правило, не следит за итогом, результатом этих вложений, т.е. конечным продуктом. Таким образом, утвердился программно-целевой принцип, в соответствии с которым государство финансирует не учреждения культуры, а выполняемые ими программы (единовременные, долгосрочные, концертно-зрелищные, образовательные, развлекательные и т.п.). Другими словами, материальное обеспечение учреждения, организации зависит от производимого ими культурного продукта.
Экономический механизм сферы социально-культурной деятельности является неотъемлемой частью всей системы хозяйствования. Но в силу специфики этой сферы необходимо исходить из ряда принципиальных положений, определяющих ее действие. К ним относятся: приоритетность бюджетного обеспечения культуры и культурной деятельности необходимыми средствами; широкое привлечение общественных организаций и коммерческих структур, а также частных лиц к участию в развитии и финансировании культуры; рациональное сочетание государственной бюджетной поддержки перспективных социально-культурных экспериментов и инициатив, а также усилий, направленных на сохранение и развитие национально-культурного достояния, и одновременное расширение коммерческих начал, отвечающих культурно-досуговым интересам, моде, предпочтениям различных слоев общества; преодоление остаточного принципа выделения ресурсов на культуру, укрепление ее материально-технической базы, усиление роли муниципальных (местных) органов самоуправления в области финансирования и льготного налогообложения объектов социально-культурной деятельности.
Экономические процессы в культуре во многом зависят от управленческих аспектов.
Процесс управления, регулирования социально-культурной деятельности можно рассматривать как особую систему отношения организатор досуговых программ — эффективность досуга. Вопросы управления социально-культурной сферой привлекают к себе внимание хотя бы потому, что они непосредственно связаны с повышением профессионализма в работе каждого педагога, организатора досуговых программ. Это само по себе актуально вне зависимости от общественной формы реализации культурно значимых ценностей.
В настоящее время понятие "менеджмент" (от англ. managment) широко входит и в социально-культурный деловой обиход, досуговый бизнес. Это понятие часто ассоциируют с термином "управление". Действительно, эти понятия родственны по существу, но глубоко различаются по содержанию. Менеджер — это профессиональный управляющий, прошедший специальную (нередко многолетнюю) подготовку в области менеджмента и регулярно повышающий свою квалификацию. Профессия менеджера — это и особый образ жизни, подчиненный интересам дела, требующий полной самоотдачи и ограничений. Ставка на профессионализм в управлении в любой сфере деятельности, в данном случае в сфере организации досуга, оправдана ее результативностью, что и обусловливает значение менеджмента в подлинном смысле этого понятия.
Прежде чем рассматривать функции менеджмента применительно к досуговой сфере, еще раз вернемся к досугу как к объекту управления. Со времени Аристотеля, который писал о досуге как об особой привилегии, выпавшей на долю незанятых людей, наслаждающихся счастливой жизнью, досуг ассоциировался с праздностью и бездельем. Современное значение этого понятия существенно изменилось. В научном смысле досуг — часть свободного времени, которая связана с личным потреблением материальных и духовных благ, или "самоценная" деятельность, составляющая органический элемент быта и направленная на удовлетворение потребностей в отдыхе, развлечениях, саморазвитии.
В свете такого понимания занятия на досуге должны удовлетворять следующим требованиям: отсутствие непреложных обязанностей в качестве стимула, добровольность выбора этих занятий, эмоциональная включенность субъекта в деятельность.
С точки зрения эмпирических "индикаторов" многосторонность досуга характеризуется общим набором занятий, способствующих развертыванию познавательных и творческих интересов и способностей человека, а гармоничность — избирательностью в отношении к ним. Отсюда вытекают устойчивость интересов, сознательная планируемость действий (целенаправленность выбора досуговых занятий) и степень эмоциональной включенности человека в творческий процесс. Поэтому основные признаки избирательности человека к досуговым программам — это полнота и глубина осведомленности об их содержании, интерес к ним, сила положительных эмоций от личного участия в них. Очевидно, что эти признаки рассматриваются в качестве основных ориентиров
в планировании и реализации социально-культурных досуговых программ.
Избирательность человека в сфере досуга содержит компоненты активности, инициативы и интеллектуального интереса. У разных людей они проявляются с разной степенью глубины. Определяющими факторами здесь выступают возраст человека, род его основной профессиональной деятельности, уровень образования и степень культурных запросов. Поэтому при формировании досуговых программ эти факторы обязательно принимаются во внимание. Во всех случаях организатору программ необходимо иметь в виду, что интерес к ним будет проявляться наиболее отчетливо, если досуг человека выступает в активных формах.
Под активной деятельностью здесь понимается избирательное времяпрепровождение, основанное на устойчивом, целенаправленном отношении к различным формам и видам социально-культурных занятий. Подобная активность может носить различный характер, выступать в разных вариантах. Поэтому, говоря об управлении сферой досуговой деятельности, мы имеем в виду положительную активность, которая духовно обогащает личность.
Планирование просветительных, творческих, студийных, развлекательно-зрелищных и других программ предполагает учет таких признаков избирательности человека к ним, как полнота и глубина осведомленности об их содержании, интерес к программам и сила положительных эмоций от их восприятия. Реализация этих программ должна быть связана с повышением трех показателей уровня избирательности: устойчивостью интереса, целенаправленностью выбора и уровнем удовлетворенности. При этом реализация развивающих программ включает в себя такие функции управления, как организация, координация, мотивация и контроль.
Организатор досуговых программ с позиции менеджмента выступает как их руководитель-менеджер. Создавая просветительную или учебно-студийную программу, он формирует систему, которой и управляет. При этом он реализует все функции менеджмента, объединяя их в одно целое в процессе создания и реализации целостной, законченной композиции. Для характеристики деятельности организатора развивающих досуговых программ существенным является то, что ее отличает творческая направленность. В ней присутствуют все элементы творческого процесса — от идеи и разработки сценарного плана до его материализации в конкретной форме. Здесь используются необходимые художественные решения и методы обеспечения зрелищное™ и эмоциональной выразительности. Поэтому профессионализм организатора программ по существу является синтезом функций менеджмента в творческом процессе, умения находить оригинальные, нестандартные решения. Это следует считать главным фактором привлечения внимания и развития интереса к программам.
Функция планирования пронизывает все стороны деятельности менеджера сферы социально-культурного бизнеса, организатора досуговых программ. Управление начинается с плана действий. Он позволяет
126 не только предвидеть результат и сформировать программу его достижений, но и установить средства и методы, необходимые для выполнения программы. Тщательно проработанный план закладывает основу успеха в реализации любой социально-культурной программы. Как всякий творческий процесс, каждое занятие группой начинается с идеи, которая в последующем конкретизируется в плане действий организатора по ее воплощению. Отражая творческий замысел педагога, организатора, идея тем не менее должна быть подчинена интересам каждого участника занятия, который всегда индивидуален в оценке значимости для себя определенной программы, а также ее привлекательности. Чтобы быть творческой, идея должна содержать инновационные элементы. Это положение принципиально важно с точки зрения формирования интереса участника самодеятельного коллектива, любой из современных досуговых программ. Возникшая у организатора идея должна пройти проверку на реалистичность и актуальность с тем, чтобы избежать расходования времени, сил и средств на ее осуществление, с одной стороны, а с другой — установить действительную значимость идеи для повышения эффективности социально-культурной развивающей деятельности.
С позиции менеджмента выдвижение творческой идеи любого досугового занятия рассматривается как стратегический замысел педагога, руководителя коллектива, организатора программ. Это важный аспект его деятельности. Стратегия организатора может существенным образом повлиять на планирование и реализацию программ. На этом этапе возможны и просчеты, и неожиданные творческие удачи. Принятие решения о дальнейшей судьбе творческого начинания — функция каждого коллектива, клуба, объединения. Однако организатор должен представить необходимую информацию по своей идее в наиболее полном виде, в ясной форме и беспристрастно. Если он верит в свою идею, ему важно быть убедительным, суметь "продать идею", заручившись поддержкой коллектива.
В процессе формирования стратегической установки на будущую социально-культурную, досуговую программу предполагается использование моделирования. Это одно из условий обоснованного планирования. В ходе моделирования возможных ситуаций' и состояний реализации программы педагог, руководитель проигрывают различные варианты ее организационного, художественного, тематического, композиционного решения, а также варианты технического оснащения и материально-вещественного оформления. Моделирование в социально-культурной деятельности, реализации многочисленных досуговых программ, как видим, эквивалентно некоему сценическому экспериментированию и осуществляется главным образом посредством воображения и интуитивно-логического мышления.
В ходе планирования в качестве его элемента организатор опирается на заранее составленную программу. В его задачу входит перевод задуманного сценического решения в новое состояние, в котором необходимое место займут предметно-вещественные элементы программы, ее звуковое и цветовое решение, соответствующие средства и методы
ее оформления. Заканчивается планирование доведением плана реализации программ до тех, кто будет участвовать в ее реализации. Но этим не ограничиваются функции планирования. Корректировка плана действий присутствует на всех этапах ее реализации. Основа этого процесса — анализ — действенное средство совершенствования программы организатором, так как цель анализа состоит в поиске ее потенциально ненадежных мест. Организаторы различных по масштабам досуговых программ, не прибегающие к этому средству, ограничивают свои возможности и снижают эффективность воздействия на аудиторию.
После принятия идеи программы и разработки плана ее реализации начинается организационная деятельность, т.е. выполняется функция организации. Если планирование — это сердцевина менеджмента, то организация — его движущая сила. Составляя основу организационной практики, она приводит в действие средства для осуществления намеченной идеи и ее воплощения в конкретное композиционное решение досуговой программы. Организовать выполнение такой программы значит определить структуру и порядок взаимодействия всех участвующих в ее реализации, установить сроки и последовательность предусмотренных ею работ, распределить обязанности тех работников, которые связаны с выполнением программ, обеспечить их необходимой информацией и средствами. Функция организации — это подготовка того, что необходимо для выполнения плана. Много времени и средств расходуется непродуктивно из-за неумения правильно организовать досуговое мероприятие, в данном случае намеченную программу. Здесь велика роль сотрудничества организатора досуговой программы с руководством клуба, парка, других досуговых центров и исполнителями — техническими работниками. Организаторы досуговых программ нередко сталкиваются с трудностями в творческом процессе. Наиболее типичные из них:
отсрочка реализации плана намеченных мероприятий под предлогом неподготовленности к ним;
непредвиденная задержка в реализации программы, вызванная отсутствием ее необходимых элементов (помещения, техники, людей, средств на оплату привлеченных лиц и др.);
попытка саботировать реализацию программы из-за очередных текущих мероприятий.
Организатору досуговых программ важно уметь работать с людьми, привлекать их на свою сторону, видеть в них единомышленников, опираться на них в своей работе. Это входит в содержание требований к подготовке организатора культурно-досуговой сферы. Ключевые моменты такой подготовки:
психологическая избирательность — способность наиболее глубоко и полно отражать психологию людей;
психологический ум;— качество, позволяющее находить наилучшее применение каждому человеку в зависимости от его индивидуально-психологических особенностей;
психологический такт — способность находить подход к людям при установлении с ними взаимоотношений и взаимодействия;
общественная энергичность — способность "заряжать" своей энергией других людей, активизировать их;
требовательность к людям;
критичность — способность анализировать отклонения от нормы в деятельности других людей;
склонность к организаторской деятельности.
С организацией тесно связана функция координирования. Ее назначение состоит в том, чтобы обеспечить соответствие и согласованность в действиях людей, обеспечивающих выполнение комплекса социально-культурных мероприятий. Даже при хорошей организации работы возможно появление непредвиденных обстоятельств, что вносит в установленный порядок разнообразные помехи. В результате происходят отклонения от намеченной программы. С ними связаны потери времени на согласование (пересмотр сроков, устранение неувязок в действиях исполнителей, изменение репертуара и др.) и на перегруппировку задач с последующей перестройкой системы воздействия исполнителей. Значение функции координирования в деятельности педагога — организатора программ возрастает в связи с необходимостью гибко реагировать на досуговые интересы и запросы потребителей в условиях коммерциализации сферы досуга. Повышение устойчивости интереса к тем или иным направлениям в музыке со стороны потребителей в значительной степени определяется качеством выполнения этой функции.
Существенной стороной менеджмента является мотивация1. Под ее воздействием изменяется отношение человека к своему свободному времени, формируются его активные установки и интересы. Организация развивающей деятельности как творческий процесс особо нуждается в эффективной мотивации. Творческий работник должен мотивировать выдвижение интересных идей, способствующих вовлечению людей в досуговую развивающую деятельность. Далее: его отношение к процессу формирования программ должно мотивироваться и изысканием наиболее эффективных путей, средств и методов удовлетворения духовных интересов и потребностей людей. Для организатора важно, чтобы существовал внутренний стимул, побуждающий его как творческого работника выполнять свои функции инициативно, изобретательно, с вдохновением. С появлением различных отношений и включением в них сферы культурно-досуговой деятельности таким стимулом становится возможность оказания платных услуг в виде разнообразных и интересных программ, предлагаемых их потенциальным потребителям. Коммерческая сторона при этом становится мощной мотивационной характеристикой поведения клубного педагога. От зрелищности и эмоционального воздействия программ на потребителей непосредственно зависит заработок работников социально-культурной сферы. Основным условием действенности такой мотивации выступает адекватное отражение личного вклада конкретного организатора в коммерческий успех определенной досуговой программы. Если это условие не будет соблюдаться,
то интерес к просвещению и творчеству постепенно угаснет, что отразится на качестве программ и вызовет у людей снижение уровня удовлетворения, утрату устойчивости интереса к нему. Здесь прямая аналогия с качеством любого товара: чем оно выше, тем больше спрос на него, успешнее его реализация и выше доходы производителя.
Но мотивация не ограничивается материальным вознаграждением за труд. Не менее важна моральная сторона, которая для творческого работника во многих случаях более важна. Так* сильным мотивом к творчеству в деятельности педагога — организатора программ является потребность в самоутверждении, т.е. в стремлении полностью проявить свои возможности и способности, выразить себя в процессе творчества, вызвать интерес к себе как к творческой личности. Уважение и признание со стороны других, утверждение чувства собственной значимости необходимы режиссеру, руководителю коллектива как любой творческой личности. С этим обстоятельством необходимо считаться в практике досуговых центров, салонов, гостиных, самодеятельных коллективов, особенно когда педагог-организатор проявляет себя как яркая индивидуальность, одаренная в творческом отношении личность.
К числу действенных стимулов организатора развивающих досуговых программ следует отнести потребность в принадлежности к определенной социальной группе, категории, прослойке, в которой он пользовался бы авторитетом и чувствовал бы дружеское отношение, расположение к себе. Чувство, что тебя принимают и понимают другие, чувство социального воздействия, привязанности и поддержки в большой мере способствует активизации творческого потенциала педагога-воспитателя, организатора музыкальных программ. Это важно учитывать в учебно-воспитательном процессе вуза, техникума при формировании творческой атмосферы в студенческом коллективе, создании благоприятного психологического климата в нем, основанном на общности целей, отношениях сотрудничества и взаимопонимания будущих специалистов сферы досуга.
Завершающей функцией социально-культурного менеджмента является контроль. Это процесс проверки и сопоставления фактических результатов досуговой деятельности с запланированными. Функция контроля начинает осуществляться с того момента, когда вступает в силу план работы самодеятельного коллектива, лектория, гостиной и т.д., определены ее цели и задачи и создана организация для их выполнения. Помимо того, что сам педагог-организатор контролирует ход их выполнения, контроль осуществляется и по отношению к нему самому со стороны руководителя государственного, частного (коммерческого), общественного досугового центра. Если в первом случае это контроль полного соответствия программы намеченному плану, то во втором случае (учитывая, что организатор программы — творческий работник) он носит общий характер, не сковывающий инициативу организатора и представляющий ему возможность экспериментировать в разумных пределах. На основе контроля проводится корректировка как самого плана, так и организации его выполнения по данной программе. С помощью контроля устраняется неопределенность в положении дел по ее реализации, предупреждаются возможные
конфликтные ситуации, а по завершении программы устанавливается эффективность ее воздействия на аудиторию. Поэтому контроль следует рассматривать как фундаментальную функцию менеджмента. Ни планирование, ни организация, ни координирование и мотивация не могут не опираться на контроль, вследствие которого все эти функции уточняются, дополняются и обогащаются новым содержанием. Отсутствие должного контроля, как и его неполноценность, в условиях дефицита, времени нередко приводит к упрощению и снижению качества программы. В деятельности организатора программ это довольно типичный недостаток, причины которого кроются именно в неэффективности контроля с его стороны.
Что касается контроля за деятельностью педагога-организатора со стороны руководства, то его задача состоит в том, чтобы помочь оценить важность и значимость идеи и плана программы, оказать содействие в ее реализации за счет освобождения творческого работника от многих текущих рутинных дел, отвлекающих его от творчества. Поэтому такого рода контроль обычно носит упреждающий характер, а не блокирует и не ограничивает творческий поиск организатора.
Рассмотрение места и роли функций менеджмента в социально-культурной сфере показывает, что в современных условиях педагог — организатор программ должен быть профессиональным руководителем-менеджером. При административно-командной системе он выступал, по существу, исполнителем программ социально-культурного развития соответствующего масштаба (регион, район, город, поселок и т.п.), в формировании которых он лично практически не принимал участия и которые мало стимулировали его в творческом отношении. Их директивный характер, бюджетное финансирование, отсутствие интереса к запросам потребителя придавали формальный характер многим просветительным и творческим мероприятиям, главным показателем которых был лишь максимальный охват населения. Благополучная отчетность по этому показателю перед государственными структурами и нажим с их стороны на низовые звенья социально-культурной сферы с целью повышения этого показателя создавали соответствующие установки в работе над многими, часто оригинальными программами. В большинстве своем они были бесцветными, традиционными, малопривлекательными как для детей, подростков, так и для взрослых.
В современных условиях рациональная стратегия развития социально-культурной сферы предполагает существенное опережение качественных изменений по отношению к количественным. Если такое опережение не обеспечивается, то средства вкладываемые в наращивание сети современных социально-культурных институтов, не способны принести нужную отдачу.
9*
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Пособие не претендует на исчерпывающий охват всех проблем, связанных с методологическими основами современной социально-культурной деятельности. Многие из них авторы более подробно затрагивают в ряде других изданий, в частности: "Теория досуга за рубежом" (МГИК, 1991), "Методика социально-культурного проектирования" (МГИК, 1993), "Социальный менеджмент в сфере культуры и досуга" (МГИК, 1993).
Вместе с тем авторы считают, что представленный материал — лишь первая попытка теоретического и логического осмысления и некоторой систематизации современного опыта социально-культурной деятельности граждан России на уровне государственных и негосударственных (общественных, коммерческих, частных) структур.
Справедливо рассматривать пособие как исходную информационную базу для активной самостоятельной учебно-творческой работы студентов, их участия в разработке и реализации коллективных и индивидуальных социально-культурных проектов, проведения творческих мастерских, дискуссий, семинаров.
Авторы будут признательны за высказанные замечания и пожелания по структуре и содержанию учебного пособия.
Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. С. 7—16; 77, 88, 90-93; 111-112, 144.
Бердяев Н. А. Смысл истории. М., 1990. С. 15—21; 58—59; 134. Бердяев Н. А. Самопознание. М., 1990. С. 138-143; 200-226; 327-329. Бердяев Я. А. Судьба России. М., 1990. С. 59—64; 65—70; 71—75. Богданов А. А. Вопросы социализма. Работы разных лет. М., 1990. С. 295; 308-309, 331-335, 352-355, 411-426, 438-449. Бухарин Н, А, Избранные произведения. М., 1988. С. 368—390, 431— 433.
Викторов В. В. Становление и развитие материально-технической базы идейно-воспитательной работы. М., 1989.
Галин С. А. Исторический опыт культурного строительства в первые годы Советской власти (1917—1925). М., 1990. Киселева Т. Г. Теория досуга за рубежом: Курс лекций. М., 1992. Красильников Ю. Д. Методика социально-культурного проектирования: Учебное пособие. М., 1992.
Луначарский А. В. О воспитании и образовании //Сборник: А. В. Луначарский. М., 1976.
Некрылова А. Ф. Русские народные городские праздники, увлечения и зрелища. М., 1988.
Новаторов Б. Е. Организаторы досуга. М., 1987. Основы Законодательства Российской Федерации о культуре. М., 1993. Пиналов С. А., Чернявский Г. И., Виноградов А. Л. История культурно-просветительной работы в СССР. Киев, 1983. С. 13—132. Разумный В. А. Клуб и культура общения. М., 1989. Руднев В. А. Древо жизни: Об истоках народных и религиозных обрядов. Л., 1989.
Савченко А. М. Введение в историю культурно-просветительной работы: Лекция. М., 1990.
Социальная педагогика: проблемы, поиски, решения. М., 1990.
Стрельцов Ю.А. Общение в сфере свободного времени. М., 1991.
Стрельцов Ю.А. Научно-методические основы культурно-профессиональной работы: Учебное пособие. М., 1988.
Триодин В.Е. Педагогика клубной работы. М., 1985.
Томский М. Задачи рабочих клубов // Избранные статьи и речи. 1917-1927. М., 1928. С. 140-142, 231-238; 149-251; 280-285; 301-303; 384-402. ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава первая. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 . Понятие социально-культурной деятельности 6
2. Характеристика современной социокультурной ситуации 13
3. Социально-культурная среда 17
4. Принципы и функции социально-культурной деятельности 21
Глава вторая. ДОСУГ КАК СФЕРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5. Социальная сущность досуга 31
6. Исторические корни досуга 35
7. Современные концепции досуга и досуговой деятельности 39 Глава третья. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЩЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА
8. Субъекты социально-культурной деятельности 50
9. Семья как изначальный социально-культурный институт 53
10. Государственные и муниципальные структуры 61
11. Общественно-добровольные формирования 66
12. Современные предприятия и сфера досуга 79 13. Средства массовой информации 87
14. Учреждения и организации социально-культурной сферы 89 Глава четвертая. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ (ТЕХНОЛОГИИ) СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
15. Социальные технологии в сфере культуры и досуга 101
16. Функциональные и частные методики 104
Глава пятая. МЕНЕДЖМЕНТ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ
17. Статус социального работника — организатора досуга 111
18. Функции менеджмента в социально-культурной деятельности 122 Заключение 132
Список литературы 133
[1] См.:Заславская Т. И., Рывкина Р. В. Социология экономической жизни. Очерки теории. Новосибирск, 1991. С. 345—362.
1 См.: Аргайл М. Психология счастья. М, 1991.
1 См.: Ксюско Е.М. Центр досуга: содержание и формы деятельности // Центры досуга. М., 1987. С. 31 – 32.
1 См.: Брусов С. Специфика социальных технологий и их использование в сфере культуры и досуга // Культурно-досуговая деятельность перспективы развития и проблемы регулирования. Свердловск, 1991. С. 55.
1 «Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей организаций» (М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. Основы менеджмента. М., 1992. С. 350).
9 – 654 129
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|