Сделай Сам Свою Работу на 5

в социально-культурной деятельности





Социально-культурная деятельность исключает элементы стихий­ного, рефлексивного регулирования. Не может происходить этот про­цесс и автоматически. Он нуждается в целенаправленном воздействии,

 

 


где присутствуют все компоненты сознательного управления. Хотя сфера социально-культурного действия носит ярко выраженные черты творческого процесса и этот процесс невозможно запрограммировать, от умелого управления им в решающей степени зависит качество досуговых программ.

В плановой системе хозяйствования досуговая, социально-культур­ная деятельность была лишена коммерческой направленности. Разно­образный досуг в значительной степени обеспечивался за счет обще­ственных фондов государства, обслуживая известный тезис о необходи­мости всестороннего и. гармоничного развития личности. В связи с переходом к рынку сократились бюджетные ассигнования на развитие культуры. Тем не менее, сущность этого тезиса в качестве важнейшей общечеловеческой цели, несомненно, сохраняется. При этом не может не возникнуть вопрос о коммерческой стороне культуры и досуга, множе­ства социально-культурных программ, способных в определенной сте­пени являться источником прибыли.



Экономика и культура всегда тесно связаны. Взаимодействие их относится к числу наименее исследованных и недостаточно обобщенных явлений. Существует ряд важных экономических факторов, влияющих на состояние и развитие культуры: рост эффективности производства, материально-техническое снабжение и т.д. В свою очередь, затраты на культуру дают не только социальный или интеллектуальный, но и экономический эффект.

На современном этапе в сфере культуры сложилась и углубляется
кризисная ситуация. В отличие от многих традиционных отраслей
материального производства (промышленности, строительства и т.д.)
здесь государственный монополизм и господство государственной собст­венности не утратили своих сил.

Культура раньше была на стопроцентном государственном обеспе­чении. Но в связи с тем, что государственные бюджетные ассигнования из года в год катастрофически уменьшаются, растет доля вклада на поддержание культуры небюджетных средств из части прибыли ком­мерческих предприятий и фирм.



Вхождение культуры как товара в структуру современной рыночной экономики зависит от учета ряда характерных особенностей этой сферы. Во-первых, здесь продолжается господство государственной собственно­сти, хотя Основы законодательства Российской Федерации о культуре допускают все формы собственности на культурные ценности, здания, сооружения, оборудование и т.д. — государственную, акционерную, частную. Во-вторых, мы сегодня являемся свидетелями нарастающего интереса к национальным культурам и этническим традициям, а также усиления тенденций перехода от массовых, "митинговых" форм реализа­ции свободного времени к формам более узким, камерным, групповым — студиям, клубам и объединениям по интересам. В-третьих, несмотря на расширение чисто коммерческих услуг (видеопотребление и видеотвор­чество, развитие компьютерных игр, видео- и аудиосистем), техниче­ская оснащенность труда в сфере культуры и досуга оставляет желать лучшего. Наконец, в-четвертых, более половины работников культуры —

 


люди с высшим и средним специальным образованием, причем значи­тельную их часть составляют женщины, что остро ставит вопрос о рациональной организации труда и разумном сочетании общественных и семейных функций.

Таким образом, социально-культурная деятельность является спе­цифической областью применения труда и общих основ менеджмента, а учет этой специфики требует разработки соответствующего механиз­ма хозяйствования и управления.



В содержании современной социально-культурной деятельности функционируют и сосуществуют два основных сектора — коммерческий и некоммерческий. Разумеется, это деление условно, поскольку различ­ные по направленности жанровые формы культурно-досуговых занятий и услуг характеризуются различными уровнями коммерциализации. Так, в структуре ежегодного денежного оборота на рынке альтернатив­ных услуг в сфере культуры большую часть составляет оборот от видеообслуживания, дискотек, игорного и шоубизнеса, эстрады и т.п. и в то же время сокращается посещаемость театров, кинотеатров, концер­тных залов. Тем не менее, строгой привязки каждого объекта культуры к коммерческому или некоммерческому сектору не существует. Многие традиционно бюджетные учреждения культуры (государственные му­зеи, театры, цирки и др.) в поисках дополнительных средств используют и коммерческие проекты.

Государство, выделяя средства на культуру, как правило, не следит за итогом, результатом этих вложений, т.е. конечным продуктом. Таким образом, утвердился программно-целевой принцип, в соответствии с которым государство финансирует не учреждения культуры, а выпол­няемые ими программы (единовременные, долгосрочные, концертно-зрелищные, образовательные, развлекательные и т.п.). Другими слова­ми, материальное обеспечение учреждения, организации зависит от производимого ими культурного продукта.

Экономический механизм сферы социально-культурной деятельно­сти является неотъемлемой частью всей системы хозяйствования. Но в силу специфики этой сферы необходимо исходить из ряда принципи­альных положений, определяющих ее действие. К ним относятся: приоритетность бюджетного обеспечения культуры и культурной дея­тельности необходимыми средствами; широкое привлечение обществен­ных организаций и коммерческих структур, а также частных лиц к участию в развитии и финансировании культуры; рациональное соче­тание государственной бюджетной поддержки перспективных социаль­но-культурных экспериментов и инициатив, а также усилий, направ­ленных на сохранение и развитие национально-культурного достояния, и одновременное расширение коммерческих начал, отвечающих культурно-досуговым интересам, моде, предпочтениям различных слоев общества; преодоление остаточного принципа выделения ресурсов на культуру, укрепление ее материально-технической базы, усиление роли муниципальных (местных) органов самоуправления в области финан­сирования и льготного налогообложения объектов социально-культур­ной деятельности.

 


Экономические процессы в культуре во многом зависят от управ­ленческих аспектов.

Процесс управления, регулирования социально-культурной дея­тельности можно рассматривать как особую систему отношения орга­низатор досуговых программ — эффективность досуга. Вопросы управ­ления социально-культурной сферой привлекают к себе внимание хотя бы потому, что они непосредственно связаны с повышением професси­онализма в работе каждого педагога, организатора досуговых программ. Это само по себе актуально вне зависимости от общественной формы реализации культурно значимых ценностей.

В настоящее время понятие "менеджмент" (от англ. managment) широко входит и в социально-культурный деловой обиход, досуговый бизнес. Это понятие часто ассоциируют с термином "управление". Действительно, эти понятия родственны по существу, но глубоко различаются по содержанию. Менеджер — это профессиональный уп­равляющий, прошедший специальную (нередко многолетнюю) подго­товку в области менеджмента и регулярно повышающий свою квали­фикацию. Профессия менеджера — это и особый образ жизни, подчи­ненный интересам дела, требующий полной самоотдачи и ограничений. Ставка на профессионализм в управлении в любой сфере деятельности, в данном случае в сфере организации досуга, оправдана ее результа­тивностью, что и обусловливает значение менеджмента в подлинном смысле этого понятия.

Прежде чем рассматривать функции менеджмента применительно к досуговой сфере, еще раз вернемся к досугу как к объекту управления. Со времени Аристотеля, который писал о досуге как об особой приви­легии, выпавшей на долю незанятых людей, наслаждающихся счастли­вой жизнью, досуг ассоциировался с праздностью и бездельем. Совре­менное значение этого понятия существенно изменилось. В научном смысле досуг — часть свободного времени, которая связана с личным потреблением материальных и духовных благ, или "самоценная" дея­тельность, составляющая органический элемент быта и направленная на удовлетворение потребностей в отдыхе, развлечениях, саморазвитии.

В свете такого понимания занятия на досуге должны удовлетворять следующим требованиям: отсутствие непреложных обязанностей в ка­честве стимула, добровольность выбора этих занятий, эмоциональная включенность субъекта в деятельность.

С точки зрения эмпирических "индикаторов" многосторонность досуга характеризуется общим набором занятий, способствующих раз­вертыванию познавательных и творческих интересов и способностей человека, а гармоничность — избирательностью в отношении к ним. Отсюда вытекают устойчивость интересов, сознательная планируемость действий (целенаправленность выбора досуговых занятий) и степень эмоциональной включенности человека в творческий процесс. Поэтому основные признаки избирательности человека к досуговым программам — это полнота и глубина осведомленности об их содержании, интерес к ним, сила положительных эмоций от личного участия в них. Очевидно, что эти признаки рассматриваются в качестве основных ориентиров

 

 


в планировании и реализации социально-культурных досуговых про­грамм.

Избирательность человека в сфере досуга содержит компоненты активности, инициативы и интеллектуального интереса. У разных людей они проявляются с разной степенью глубины. Определяющими факторами здесь выступают возраст человека, род его основной профес­сиональной деятельности, уровень образования и степень культурных запросов. Поэтому при формировании досуговых программ эти факторы обязательно принимаются во внимание. Во всех случаях организатору программ необходимо иметь в виду, что интерес к ним будет проявлять­ся наиболее отчетливо, если досуг человека выступает в активных формах.

Под активной деятельностью здесь понимается избирательное вре­мяпрепровождение, основанное на устойчивом, целенаправленном от­ношении к различным формам и видам социально-культурных занятий. Подобная активность может носить различный характер, выступать в разных вариантах. Поэтому, говоря об управлении сферой досуговой деятельности, мы имеем в виду положительную активность, которая духовно обогащает личность.

Планирование просветительных, творческих, студийных, развлека­тельно-зрелищных и других программ предполагает учет таких призна­ков избирательности человека к ним, как полнота и глубина осведом­ленности об их содержании, интерес к программам и сила положитель­ных эмоций от их восприятия. Реализация этих программ должна быть связана с повышением трех показателей уровня избирательности: ус­тойчивостью интереса, целенаправленностью выбора и уровнем удов­летворенности. При этом реализация развивающих программ включает в себя такие функции управления, как организация, координация, мотивация и контроль.

Организатор досуговых программ с позиции менеджмента выступает как их руководитель-менеджер. Создавая просветительную или учеб­но-студийную программу, он формирует систему, которой и управляет. При этом он реализует все функции менеджмента, объединяя их в одно целое в процессе создания и реализации целостной, законченной ком­позиции. Для характеристики деятельности организатора развивающих досуговых программ существенным является то, что ее отличает твор­ческая направленность. В ней присутствуют все элементы творческого процесса — от идеи и разработки сценарного плана до его материали­зации в конкретной форме. Здесь используются необходимые художе­ственные решения и методы обеспечения зрелищное™ и эмоциональной выразительности. Поэтому профессионализм организатора программ по существу является синтезом функций менеджмента в творческом про­цессе, умения находить оригинальные, нестандартные решения. Это следует считать главным фактором привлечения внимания и развития интереса к программам.

Функция планирования пронизывает все стороны деятельности ме­неджера сферы социально-культурного бизнеса, организатора досуго­вых программ. Управление начинается с плана действий. Он позволяет

 

126
не только предвидеть результат и сформировать программу его дости­жений, но и установить средства и методы, необходимые для выполне­ния программы. Тщательно проработанный план закладывает основу успеха в реализации любой социально-культурной программы. Как всякий творческий процесс, каждое занятие группой начинается с идеи, которая в последующем конкретизируется в плане действий организа­тора по ее воплощению. Отражая творческий замысел педагога, орга­низатора, идея тем не менее должна быть подчинена интересам каждого участника занятия, который всегда индивидуален в оценке значимости для себя определенной программы, а также ее привлекательности. Чтобы быть творческой, идея должна содержать инновационные эле­менты. Это положение принципиально важно с точки зрения формиро­вания интереса участника самодеятельного коллектива, любой из со­временных досуговых программ. Возникшая у организатора идея долж­на пройти проверку на реалистичность и актуальность с тем, чтобы избежать расходования времени, сил и средств на ее осуществление, с одной стороны, а с другой — установить действительную значимость идеи для повышения эффективности социально-культурной развиваю­щей деятельности.

С позиции менеджмента выдвижение творческой идеи любого досугового занятия рассматривается как стратегический замысел педагога, руководителя коллектива, организатора программ. Это важный аспект его деятельности. Стратегия организатора может существенным образом повлиять на планирование и реализацию программ. На этом этапе возможны и просчеты, и неожиданные творческие удачи. Принятие решения о дальнейшей судьбе творческого начинания — функция каждого коллектива, клуба, объединения. Однако организатор должен представить необходимую информацию по своей идее в наиболее пол­ном виде, в ясной форме и беспристрастно. Если он верит в свою идею, ему важно быть убедительным, суметь "продать идею", заручившись поддержкой коллектива.

В процессе формирования стратегической установки на будущую социально-культурную, досуговую программу предполагается исполь­зование моделирования. Это одно из условий обоснованного планиро­вания. В ходе моделирования возможных ситуаций' и состояний реали­зации программы педагог, руководитель проигрывают различные варианты ее организационного, художественного, тематического, композиционного решения, а также варианты технического оснащения и материально-ве­щественного оформления. Моделирование в социально-культурной де­ятельности, реализации многочисленных досуговых программ, как ви­дим, эквивалентно некоему сценическому экспериментированию и осуществляется главным образом посредством воображения и интуитив­но-логического мышления.

В ходе планирования в качестве его элемента организатор опирается на заранее составленную программу. В его задачу входит перевод задуманного сценического решения в новое состояние, в котором необ­ходимое место займут предметно-вещественные элементы программы, ее звуковое и цветовое решение, соответствующие средства и методы

 


ее оформления. Заканчивается планирование доведением плана реали­зации программ до тех, кто будет участвовать в ее реализации. Но этим не ограничиваются функции планирования. Корректировка плана дейст­вий присутствует на всех этапах ее реализации. Основа этого процесса — анализ — действенное средство совершенствования программы органи­затором, так как цель анализа состоит в поиске ее потенциально ненадежных мест. Организаторы различных по масштабам досуговых программ, не прибегающие к этому средству, ограничивают свои воз­можности и снижают эффективность воздействия на аудиторию.

После принятия идеи программы и разработки плана ее реализации начинается организационная деятельность, т.е. выполняется функция организации. Если планирование — это сердцевина менеджмента, то организация — его движущая сила. Составляя основу организационной практики, она приводит в действие средства для осуществления наме­ченной идеи и ее воплощения в конкретное композиционное решение досуговой программы. Организовать выполнение такой программы зна­чит определить структуру и порядок взаимодействия всех участвующих в ее реализации, установить сроки и последовательность предусмотрен­ных ею работ, распределить обязанности тех работников, которые связаны с выполнением программ, обеспечить их необходимой инфор­мацией и средствами. Функция организации — это подготовка того, что необходимо для выполнения плана. Много времени и средств расходу­ется непродуктивно из-за неумения правильно организовать досуговое мероприятие, в данном случае намеченную программу. Здесь велика роль сотрудничества организатора досуговой программы с руководством клуба, парка, других досуговых центров и исполнителями — техниче­скими работниками. Организаторы досуговых программ нередко стал­киваются с трудностями в творческом процессе. Наиболее типичные из них:

отсрочка реализации плана намеченных мероприятий под предлогом неподготовленности к ним;

непредвиденная задержка в реализации программы, вызванная от­сутствием ее необходимых элементов (помещения, техники, людей, средств на оплату привлеченных лиц и др.);

попытка саботировать реализацию программы из-за очередных те­кущих мероприятий.

Организатору досуговых программ важно уметь работать с людьми, привлекать их на свою сторону, видеть в них единомышленников, опираться на них в своей работе. Это входит в содержание требований к подготовке организатора культурно-досуговой сферы. Ключевые мо­менты такой подготовки:

психологическая избирательность — способность наиболее глубоко и полно отражать психологию людей;

психологический ум;— качество, позволяющее находить наилучшее применение каждому человеку в зависимости от его индивидуально-психологических особенностей;

психологический такт — способность находить подход к людям при установлении с ними взаимоотношений и взаимодействия;


общественная энергичность — способность "заряжать" своей энер­гией других людей, активизировать их;

требовательность к людям;

критичность — способность анализировать отклонения от нормы в деятельности других людей;

склонность к организаторской деятельности.

С организацией тесно связана функция координирования. Ее назна­чение состоит в том, чтобы обеспечить соответствие и согласованность в действиях людей, обеспечивающих выполнение комплекса социаль­но-культурных мероприятий. Даже при хорошей организации работы возможно появление непредвиденных обстоятельств, что вносит в уста­новленный порядок разнообразные помехи. В результате происходят отклонения от намеченной программы. С ними связаны потери времени на согласование (пересмотр сроков, устранение неувязок в действиях исполнителей, изменение репертуара и др.) и на перегруппировку задач с последующей перестройкой системы воздействия исполнителей. Зна­чение функции координирования в деятельности педагога — организа­тора программ возрастает в связи с необходимостью гибко реагировать на досуговые интересы и запросы потребителей в условиях коммерци­ализации сферы досуга. Повышение устойчивости интереса к тем или иным направлениям в музыке со стороны потребителей в значительной степени определяется качеством выполнения этой функции.

Существенной стороной менеджмента является мотивация1. Под ее воздействием изменяется отношение человека к своему свободному времени, формируются его активные установки и интересы. Организа­ция развивающей деятельности как творческий процесс особо нуждается в эффективной мотивации. Творческий работник должен мотивировать выдвижение интересных идей, способствующих вовлечению людей в досуговую развивающую деятельность. Далее: его отношение к процессу формирования программ должно мотивироваться и изысканием наибо­лее эффективных путей, средств и методов удовлетворения духовных интересов и потребностей людей. Для организатора важно, чтобы существовал внутренний стимул, побуждающий его как творческого работника выполнять свои функции инициативно, изобретательно, с вдохновением. С появлением различных отношений и включением в них сферы культурно-досуговой деятельности таким стимулом стано­вится возможность оказания платных услуг в виде разнообразных и интересных программ, предлагаемых их потенциальным потребителям. Коммерческая сторона при этом становится мощной мотивационной характеристикой поведения клубного педагога. От зрелищности и эмо­ционального воздействия программ на потребителей непосредственно зависит заработок работников социально-культурной сферы. Основным условием действенности такой мотивации выступает адекватное отра­жение личного вклада конкретного организатора в коммерческий успех определенной досуговой программы. Если это условие не будет соблюдаться,

 

то интерес к просвещению и творчеству постепенно угаснет, что отразится на качестве программ и вызовет у людей снижение уровня удовлетворения, утрату устойчивости интереса к нему. Здесь прямая аналогия с качеством любого товара: чем оно выше, тем больше спрос на него, успешнее его реализация и выше доходы производителя.

Но мотивация не ограничивается материальным вознаграждением за труд. Не менее важна моральная сторона, которая для творческого работника во многих случаях более важна. Так* сильным мотивом к творчеству в деятельности педагога — организатора программ является потребность в самоутверждении, т.е. в стремлении полностью проявить свои возможности и способности, выразить себя в процессе творчества, вызвать интерес к себе как к творческой личности. Уважение и призна­ние со стороны других, утверждение чувства собственной значимости необходимы режиссеру, руководителю коллектива как любой творче­ской личности. С этим обстоятельством необходимо считаться в прак­тике досуговых центров, салонов, гостиных, самодеятельных коллекти­вов, особенно когда педагог-организатор проявляет себя как яркая индивидуальность, одаренная в творческом отношении личность.

К числу действенных стимулов организатора развивающих досуго­вых программ следует отнести потребность в принадлежности к опре­деленной социальной группе, категории, прослойке, в которой он пользовался бы авторитетом и чувствовал бы дружеское отношение, расположение к себе. Чувство, что тебя принимают и понимают другие, чувство социального воздействия, привязанности и поддержки в боль­шой мере способствует активизации творческого потенциала педагога-воспитателя, организатора музыкальных программ. Это важно учиты­вать в учебно-воспитательном процессе вуза, техникума при формиро­вании творческой атмосферы в студенческом коллективе, создании благоприятного психологического климата в нем, основанном на общно­сти целей, отношениях сотрудничества и взаимопонимания будущих специалистов сферы досуга.

Завершающей функцией социально-культурного менеджмента яв­ляется контроль. Это процесс проверки и сопоставления фактических результатов досуговой деятельности с запланированными. Функция контроля начинает осуществляться с того момента, когда вступает в силу план работы самодеятельного коллектива, лектория, гостиной и т.д., определены ее цели и задачи и создана организация для их выполнения. Помимо того, что сам педагог-организатор контролирует ход их выполнения, контроль осуществляется и по отношению к нему самому со стороны руководителя государственного, частного (коммер­ческого), общественного досугового центра. Если в первом случае это контроль полного соответствия программы намеченному плану, то во втором случае (учитывая, что организатор программы — творческий работник) он носит общий характер, не сковывающий инициативу организатора и представляющий ему возможность экспериментировать в разумных пределах. На основе контроля проводится корректировка как самого плана, так и организации его выполнения по данной программе. С помощью контроля устраняется неопределенность в положении дел по ее реализации, предупреждаются возможные

 


конфлик­тные ситуации, а по завершении программы устанавливается эффек­тивность ее воздействия на аудиторию. Поэтому контроль следует рассматривать как фундаментальную функцию менеджмента. Ни пла­нирование, ни организация, ни координирование и мотивация не могут не опираться на контроль, вследствие которого все эти функции уточ­няются, дополняются и обогащаются новым содержанием. Отсутствие должного контроля, как и его неполноценность, в условиях дефицита, времени нередко приводит к упрощению и снижению качества програм­мы. В деятельности организатора программ это довольно типичный недостаток, причины которого кроются именно в неэффективности контроля с его стороны.

Что касается контроля за деятельностью педагога-организатора со стороны руководства, то его задача состоит в том, чтобы помочь оценить важность и значимость идеи и плана программы, оказать содействие в ее реализации за счет освобождения творческого работника от многих текущих рутинных дел, отвлекающих его от творчества. Поэтому такого рода контроль обычно носит упреждающий характер, а не блокирует и не ограничивает творческий поиск организатора.

Рассмотрение места и роли функций менеджмента в социально-культурной сфере показывает, что в современных условиях педагог — организатор программ должен быть профессиональным руководителем-менеджером. При административно-командной системе он выступал, по существу, исполнителем программ социально-культурного развития соответствующего масштаба (регион, район, город, поселок и т.п.), в формировании которых он лично практически не принимал участия и которые мало стимулировали его в творческом отношении. Их дирек­тивный характер, бюджетное финансирование, отсутствие интереса к запросам потребителя придавали формальный характер многим просве­тительным и творческим мероприятиям, главным показателем которых был лишь максимальный охват населения. Благополучная отчетность по этому показателю перед государственными структурами и нажим с их стороны на низовые звенья социально-культурной сферы с целью повышения этого показателя создавали соответствующие установки в работе над многими, часто оригинальными программами. В большинстве своем они были бесцветными, традиционными, малопривлекательными как для детей, подростков, так и для взрослых.

В современных условиях рациональная стратегия развития социаль­но-культурной сферы предполагает существенное опережение качест­венных изменений по отношению к количественным. Если такое опе­режение не обеспечивается, то средства вкладываемые в наращивание сети современных социально-культурных институтов, не способны при­нести нужную отдачу.

9*


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


 


Пособие не претендует на исчерпывающий охват всех проблем, связанных с методологическими основами современной социально-культурной деятельности. Многие из них авторы более подробно затрагивают в ряде других изданий, в частности: "Теория досуга за рубежом" (МГИК, 1991), "Методика социально-культурного проектиро­вания" (МГИК, 1993), "Социальный менеджмент в сфере культуры и досуга" (МГИК, 1993).

Вместе с тем авторы считают, что представленный материал — лишь первая попытка теоретического и логического осмысления и некоторой систематизации современного опыта социально-культурной деятельно­сти граждан России на уровне государственных и негосударственных (общественных, коммерческих, частных) структур.

Справедливо рассматривать пособие как исходную информацион­ную базу для активной самостоятельной учебно-творческой работы студентов, их участия в разработке и реализации коллективных и индивидуальных социально-культурных проектов, проведения творче­ских мастерских, дискуссий, семинаров.

Авторы будут признательны за высказанные замечания и пожелания по структуре и содержанию учебного пособия.


Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. С. 7—16; 77, 88, 90-93; 111-112, 144.

Бердяев Н. А. Смысл истории. М., 1990. С. 15—21; 58—59; 134. Бердяев Н. А. Самопознание. М., 1990. С. 138-143; 200-226; 327-329. Бердяев Я. А. Судьба России. М., 1990. С. 59—64; 65—70; 71—75. Богданов А. А. Вопросы социализма. Работы разных лет. М., 1990. С. 295; 308-309, 331-335, 352-355, 411-426, 438-449. Бухарин Н, А, Избранные произведения. М., 1988. С. 368—390, 431— 433.

Викторов В. В. Становление и развитие материально-технической базы идейно-воспитательной работы. М., 1989.

Галин С. А. Исторический опыт культурного строительства в первые годы Советской власти (1917—1925). М., 1990. Киселева Т. Г. Теория досуга за рубежом: Курс лекций. М., 1992. Красильников Ю. Д. Методика социально-культурного проектирования: Учебное пособие. М., 1992.

Луначарский А. В. О воспитании и образовании //Сборник: А. В. Луначарский. М., 1976.

Некрылова А. Ф. Русские народные городские праздники, увлечения и зрелища. М., 1988.

Новаторов Б. Е. Организаторы досуга. М., 1987. Основы Законодательства Российской Федерации о культуре. М., 1993. Пиналов С. А., Чернявский Г. И., Виноградов А. Л. История культур­но-просветительной работы в СССР. Киев, 1983. С. 13—132. Разумный В. А. Клуб и культура общения. М., 1989. Руднев В. А. Древо жизни: Об истоках народных и религиозных обрядов. Л., 1989.

Савченко А. М. Введение в историю культурно-просветительной работы: Лекция. М., 1990.

 


 



 

Социальная педагогика: проблемы, поиски, решения. М., 1990.

Стрельцов Ю.А. Общение в сфере свободного времени. М., 1991.

Стрельцов Ю.А. Научно-методические основы культурно-профессиональной работы: Учебное пособие. М., 1988.

Триодин В.Е. Педагогика клубной работы. М., 1985.

Томский М. Задачи рабочих клубов // Избранные статьи и речи. 1917-1927. М., 1928. С. 140-142, 231-238; 149-251; 280-285; 301-303; 384-402.
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

Глава первая. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1 . Понятие социально-культурной деятельности 6

2. Характеристика современной социокультурной ситуации 13

3. Социально-культурная среда 17

4. Принципы и функции социально-культурной деятельности 21

Глава вторая. ДОСУГ КАК СФЕРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

5. Социальная сущность досуга 31

6. Исторические корни досуга 35

7. Современные концепции досуга и досуговой деятельности 39
Глава третья. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КАК ОБЩЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА

8. Субъекты социально-культурной деятельности 50

9. Семья как изначальный социально-культурный институт 53

 

10. Государственные и муниципальные структуры 61

11. Общественно-добровольные формирования 66

12. Современные предприятия и сфера досуга 79
13. Средства массовой информации 87

14. Учреждения и организации социально-культурной сферы 89
Глава четвертая. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ (ТЕХНОЛОГИИ)
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

15. Социальные технологии в сфере культуры и досуга 101

16. Функциональные и частные методики 104

Глава пятая. МЕНЕДЖМЕНТ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ

17. Статус социального работника — организатора досуга 111

18. Функции менеджмента в социально-культурной деятельности 122
Заключение 132

Список литературы 133

 



 


[1] См.:Заславская Т. И., Рывкина Р. В. Социология экономической жизни. Очерки теории. Новосибирск, 1991. С. 345—362.


 

1 См.: Аргайл М. Психология счастья. М, 1991.

 

1 См.: Ксюско Е.М. Центр досуга: содержание и формы деятельности // Центры досуга. М., 1987. С. 31 – 32.

 

1 См.: Брусов С. Специфика социальных технологий и их использование в сфере культуры и досуга // Культурно-досуговая деятельность перспективы развития и проблемы регулирования. Свердловск, 1991. С. 55.

1 «Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей организаций» (М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. Основы менеджмента. М., 1992. С. 350).

9 – 654 129

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.