Сделай Сам Свою Работу на 5

В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ






17. Статус социального работника — организатора досуга

Исключительно важным является вопрос о современном юридиче­ском, экономическом социальном статусе специалиста — организатора досуга. Это связано не только с трансформацией прежнего понятия "культурно-просветительный работник", но и с объективно возрастаю­щей ролью специалиста, непосредственно организующего контакты с семьей, трудовым коллективом, учреждениями культуры, школой и другими социальными институтами региона.

В нынешних условиях происходит ярко выраженная дифференциа­ция приоритетных ролевых функций субъектов (основных участников) социально-культурных процессов. Множество взаимодействующих в социально-культурной сфере субъектов (различных групп населения), профессионалов отдельных организаций включает три основные кате­гории:

1) социальные заказчики, представляющие в своем лице потреби­
теля социально-культурных благ и услуг;

2) менеджеры — организаторы социально-культурной сферы, яв­ляющиеся по существу основными фигурами в реализации многочис­ленных досуговых проектов и программ;

3) творческие работники, профессионалы и непрофессионалы, не­
посредственно занятые созданием социально-культурных ценностей,
наполнением содержания досуговых проектов и программ.



В каждой из названных категорий широко представлены как отдель­ные лица, так и многочисленные самодеятельные общности, инициа­тивные группы, ассоциации и т.д. Кардинально меняется и традицион­ная целевая установка профессионального организатора-методиста.

Социально-культурная деятельность объективно становится услови­ем совершенствования социальной действительности, важной формой самовыражения, самореализации личности. Финансируемые за счет муниципальных, коммерческих, общественных структур досуговые про­граммы предназначены для развития территориального своеобразия и самобытности культуры, поддержки новаторских социальных инициа­тив, новых форм творчества.

Перемены в содержании и организации современной социально-культурной, досуговой деятельности требуют переосмысления и необ­ходимой корректировки сущности самой специальности "КПР". Тради­ционное понятие "культурно-просветительный работник" сегодня уже




не отражает качественно иных функций специалиста современной социально-культурной сферы. Традиционная просветительная направ­ленность профессии не вписывается в ее новые контуры, востребованные практикой, не отвечает ее социально преобразующему, социально-пе­дагогическому, социально-защитному характеру.

Статус современного социального работника — организатора досуга не выдуман и' не рожден спонтанно, а формируется под влиянием сегодняшних реалий. Приоритетное место в нем принадлежит деятельностному началу, активному, созидающему действию в тех или иных социальных вариантах. В последующие годы специальность культурно-просветительного работника трансформировалась в целый ряд родствен­ных специальностей и специализаций: культуролога, социального пе­дагога, экономиста социально-культурной сферы. Общим основанием этого ряда, в котором, по-видимому, ставить точку рано, является социально-культурная деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности или группы (студии, кружка, любительского объединения) в сфере досуга.

В качественно новом социальном статусе специалиста доминирую­щими признаками являются его профессиональная компетентность и высокая квалификация в стимулировании и организации индивидуаль­ной либо семейной, групповой досуговой деятельности. Вместе с тем социальный статус современного организатора досуга сложился в по­следние годы в условиях опыта, свободного от жесткой регламентации и администрирования. Этот статус определяется социальной ролью специалиста, а поскольку речь идет о множественности таких ролей, правомерно поставить вопрос о модификации самого статуса.



Нельзя не учитывать своеобразие, специфические черты социаль­но-культурной деятельности в процессе разработки и реализации тех или иных социально-культурных проектов или досуговых программ. Среди особенностей этой сферы общественной практики можно выде­лить многообразие действующих здесь субъектов, прежде всего специ­алистов, выполняющих те или иные ролевые социальные функции. В соответствии с содержанием и направленностью условно обозначим следующие основные социальные роли, в которых, как правило, высту­пает специалист социально-культурной сферы:

менеджмент, предпринимательство, продюсерство в сфере органи­зации досуга детей, подростков, молодежи, семейных общностей;

посредничество в двух "ипостасях": в сфере общения людей (роль ведущего, или модератора) и в коммерческих отношениях (роль имп­ресарио, антрепренера);

реформаторство, инновационная творческая деятельность, связан­ная с разработкой и реализацией оригинальных творческих идей и проектов в сфере досуга;

лидерство в малой группе, формальной или неформальной общно­сти, связанное с выполнением функций педагога—корректора поведе­ния детей, подростков, молодежи и взрослых.


Менеджерство. Принципиально важным для характеристики менед­жерской деятельности в социально-культурной сфере является выявле­ние сущности самого понятия "социальный менеджмент".

В течение предыдущих десятилетий в республиках бывшего Советского Союза широко употреблялся термин "социальное управление", в содер­жание которого вкладывались выработка стабильной социальной политики и контроль за реализацией социальных программ, хотя многие из них (например, Продовольственная программа, программа "Жилье—2000", энергетическая и др.) так и остались невыполненными. В современных условиях перехода к новым экономическим отношениям возникают и новые социальные отношения, формируются новые ценностные ориен­тации, установки.

В связи с этим социальный менеджмент сегодня правомерно рас­сматривается по своим функциям как социальное управление периода перехода к рынку, развития новых форм собственности, приватизации и выработки соответствующей времени социальной политики.

В нашем курсе под социально-менеджерской деятельностью в сфере культуры, искусства, досуга понимается активное участие в сооргани-зации, координации действий всех участников социально-культурного процесса. Элементы менеджерства частично присутствуют в деятельно­сти любого специалиста социально-культурной сферы. По существу, менеджер выступает в качестве созидательного центра, основного пер­сонажа внутри любой инициирующей группы. В практике социально-культурной деятельности в России пока недостаточно накоплено опыт­ных знаний и навыков в области менеджмента досуга. Уже поэтому в менеджменте открывается неограниченный простор для свободного творческого самопроявления, для множества инвариантных форм само­реализации менеджерской предпринимательской инициативы.

Посредничество. По мнению многих исследователей, очень важной ролевой функцией специалиста социально-культурной сферы является посредничество. Роль посредника (в процессе организации концертно-зрелищной, развлекательной деятельности его часто называют админи­стратором или импресарио) в социально-культурной сфере исключи­тельно велика и многогранна. Сущность этой ролевой функции, которая в одинаковой мере может выполняться и социальным работником, и социальным педагогом, и культурологом, и экономистом, — организа­ция взаимодействия между творческой личностью, мастером, худож­ником, носителем культурной информации и редких умений, с одной стороны, и аудиторией, публикой, коммерческими структурами — с другой.

Особенность этой ролевой функции состоит в умении на основе
дифференцированного подхода к различным социально-демографиче­ским группам населения тонко и точно выстроить формы контакта с
ними. К сожалению, роль импресарио до последнего времени была
практически неразвита в социально-культурной деятельности. Сегодня
она сводится лишь к попыткам отдельных предприимчивых организа­торов, в частности администраторов, антрепренеров, работников малых
и совместных предприятий, создать в соответствии с потребностями


8-654 113



талантливых исполнителей, мастеров (певцов, музыкантов, экстрасен­сов и т.п.) благоприятные условия для их творческого процесса. Но возможности практического использования ролевой функции импреса­рио в социально-культурной сфере значительно шире.

Термин "ведущий" применительно к социально-культурной деятельности означает человека, возглавляющего на данный момент досуговую общность, группу людей или массовую аудиторию. В соответствии с современными моделями организации досуга и общения, предполага­ющими тесное сотрудничество, сотворчество людей, такое понимание слова "ведущий" уже неприемлемо. Куда точнее, по утверждению В. Познера ("Неделя", 1989, № 5. С.11), английское слово "модера­тор"— посредник, способствующий общению людей.

Его работа оценивается умением организовать и направлять общение аудитории, спор, дискуссию. В США, например, умение общаться, дискутировать культивируется с детских лет и имеет давние традиции. Во время публичных дебатов на разные темы и на разных уровнях перед американскими модераторами не стоит проблема стимулировать обсуж­дение, скорее возникает другая — управлять дискуссией, не дать ей "выйти из берегов". Аудитория очень легко идет на контакт, и с нею проще работать.

Дискуссии вообще чрезвычайно плодотворное средство общения. Однако нет необходимости злоупотреблять дискуссионными формами, особенно в тех случаях, когда в жизни коллектива не стоит задача преодолевать психологические, идеологические и другие барьеры, когда нет столкновения мнений.

В этих ситуациях социальным работникам — организаторам досуга не следует пренебрегать системой рейтингов, которая вносит определен­ное напряжение в деятельность рекреационных структур. Ведь в каждом городе, поселке городского типа помимо муниципальных культурно-досуговых центров существует множество коммерческих, в том числе кооперативных, учреждений, предоставляющих свободу выбора форм досуга.

Система рейтингов как объективный метод определения популярно­сти досуговых программ может принести неожиданный результат: "су­перважная", по мнению клубного организатора, досуговая программа привлечет лишь единицы посетителей, а третьестепенная, наоборот, соберет огромную заинтересованную аудиторию.

Творческое соперничество между специалистами социально-куль­турной сферы, организаторами досуга, подстегиваемое периодическим применением системы рейтингов, поможет повысить качественный уровень развивающих, рекреативных программ.

Реформаторство, или инновационная деятельность. В сфере орга­низаторов социально-культурной деятельности за последние десятиле­тия сложилась довольно распространенная ролевая функция, которая условно может быть обозначена как функция новатора, или реформа­тора. Организаторами данного типа являются талантливые руководите­ли и организаторы коллективной инициативы, самодеятельности людей в социокультурной сфере.

 


Наиболее правильно определить реформаторов как субъектов актив­ного инновационного воздействия на тот или иной вид социально-куль­турной деятельности. Именно к этой категории относятся подвижники, которые на протяжении последних лет были носителями и реализато­рами демократических инициатив в социокультурной сфере: движения в защиту памятников истории и культуры, фольклорного, природоох­ранного движения, благотворительности и милосердия и т.д. Всякий раз их целевой установкой в социально-культурной сфере остается измене­ние действующих условий, поиск и осуществление принципиально новых решений культурно-досуговых задач.

Лидерство как ролевая функция организатора досуга приобретает особую социальную ценность в связи с тем, что в социально-культурной, досуговой сфере центром всеобщего притяжения становятся малые группы, камерные формы познавательной, культурно-творческой, ре­креационной деятельности. Именно роль лидера как педагога, мастера, наставника не может не опираться на огромную сумму методических знаний, умений и навыков. Целевой установкой лидера-педагога всегда или почти всегда оказывается развитие у конкретной общности людей (детей, подростков, взрослых) творческих способностей, а также мето­дов, с помощью которых эти способности формируются и реализуются.

Наиболее успешна и эффективна такая структура управления дея­тельностью культурно-досуговых учреждений, которая учитывает соци­альные условия работающих в них людей, их стремления, ориентации и предпочтения, их духовный настрой. Девиз, призывающий к челове­ческому использованию человеческих существ, применим и к социаль­но-культурной сфере, к сегодняшнему практическому опыту десятков, сотен тысяч организаторов социально-культурной деятельности.

Современные процессы в ее организации требуют уточнения и
сущности самой профессии, и ее обозначения. Дело в том, что в прежнем
понятии "культурно-просветительный работник" уже не отражаются
функции специалиста социальной, культурной, досуговой сферы. Здесь
акцентируется, скорее, просветительская направленность его деятель­ности. Но просветительская оказывается второстепенной для профессии
и, по существу, оставляет за пределами внимания проблемы творчества,
рекреации, оздоровлению людей. Самое же главное заключается в том,
что традиционное обозначение профессии не отражает ее основную
суть — социально-педагогическую. В этой связи целесообразнее исполь­зовать понятия "социальный педагог", "социальный работник". Их
генеральная функция — создание условий для наиболее полного разви­тия и саморазвития, самоутверждения, самореализации различных
слоев населения социума в сфере досуга. В такой формулировке сверх­
задачи профессии, с одной стороны, подчеркивается развивающая,
стимулирующая сущность досуговой деятельности, с другой — заложена
компенсаторная природа активности человека в сфере досуга. В рамках
социально-культурной деятельности педагог — организатор досуга дол­
жен создать такие условия, которые способствовали бы максимальному
самоосуществлению личности участника самодеятельного коллектива
или разового посетителя клубного учреждения. Причем деятельность

 

 

8* 115


такого учреждения должна не дублировать, а дополнять деятельность других социальных институтов (производственного коллектива, семьи и др.).

Генеральная ролевая функция специалиста социально-культурной сферы включает в себя ряд производных. Они соответствуют наиболее типичным проблемам и ситуациям практики, составляющим суть про­фессии. Выделим следующие функции:

1. Участие в создании необходимых социально-экономических ус­ловий развития и рекреации в различных формах досуговой деятельно­сти жителей социума. Именно эта функция является определяющей для
специалистов социально-культурной сферы как для организаторов
клубной работы, так и для руководителей художественной самодеятель­ности. Выпускники высшей школы призваны квалифицированно и
компетентно решать проблемы, связанные с досуговым менеджментом
и маркетингом, формированием и реализацией развивающих и рекре­ационных программ. Они должны быть общительными, способными к
прогнозированию, выработке конструктивных решений, сопережива­нию, эффективному взаимодействию с другими людьми, иметь навыки
руководства малыми группами, неформальными общностями, стихийно
складывающимися в сфере организованного и неорганизованного досуга.

2. Участие в нормативно-правовом обеспечении и защите конститу­ционных свобод личности в условиях досуга. Различные формы соци­альных инициатив и самодеятельности населения должны стать для
каждого человека условием свободной реализации его конституционных
гарантий, школой политической культуры и демократии. На сегодня это
одна из актуальных и не решаемых пока проблем. Специалисту соци­ально-культурной сферы необходимо знать нормативные и правовые
акты, имеющие отношение к сфере свободного времени, владеть инфор­мацией в области правового регулирования деятельности общественных
организаций, добровольных обществ и любительских объединений,
ориентироваться в социальной структуре региона и т.д.

3. Финансово-экономическое обеспечение учреждений досуга. Речь
идет не столько о способности ориентироваться в существующих доку­ментах, регламентирующих финансовую деятельность, сколько о вла­дении механизмом материального обеспечения самодеятельных иници­атив, при котором не теряется воспитывающая суть досуговой деятель­ности. Будущее организации досуга — ориентация на те виды досуговой
деятельности, которые не требуют больших материальных затрат,
способствуют всестороннему развитию личности.

4. Обеспечение досуговых форм самодеятельности населения. Со-
держание этой функции заключается не только в разработке, коррек­тировке и реализации социально-культурных, досуговых инициатив,
программ, проектов, но и в развитии инициативы и самодеятельности
населения, поскольку это и есть стратегическая линия и условие
демократизации общественной жизни. Однако на местах социально-
культурные инициативы населения нередко блокируются. Поэтому
социальный педагог берет на себя в каком-то смысле охранительные
функции по отношению к социально значимым инициативам населе-

 

 


ния, не находящим пока поддержки муниципальных органов, государ­ственных институтов, учреждений, защищая их от некомпетентного, порой сугубо административного вмешательства.

Анализ уровня профессиональной подготовки специалистов досуго­вой сферы свидетельствует о том, что существующая система их обучения недостаточно соответствует требованиям времени, нуждается в совершенствовании.

Особую ролевую функцию специалиста социально-культурной сфе­ры можно определить как организацию групповой, семейной или лич­ностной службы досуга в социуме. Она основана на традиционном гуманизме, уважении достоинства человека независимо от его возраста и направлена на то, чтобы облегчить людям в условиях жесточайшего социально-экономического кризиса рациональное использование сво­бодного времени, по возможности кардинально решить их досуговые проблемы. Деятельность специалиста — организатора досуга является важным связующим звеном между жителями социума и социально-куль­турными институтами, задействованными в сфере свободного времени.

В целевой установке специалиста можно выделить несколько при­оритетных позиций, в их числе:

увеличить степень самостоятельности ребенка с дошкольного возра­ста, подростка, взрослого в выборе и реализации досуговых потребно­стей, его способности контролировать свое свободное время и более эффективно решать возникающие проблемы досуга;

создать условия, в которых и дети, и взрослые могут в максимальной мере проявить досуговую инициативу, творческие возможности;

оказать содействие в адаптации и реадаптации юного или взрослого человека в конкретной досуговой среде, досуговой общности (например, в самодеятельном коллективе).

В сфере досуга, как и в других областях жизни, люди, часто сталкиваются с проблемами, которые не могут решить ни они сами, ни семья, ни друзья, ни доброжелательный чиновник. Поэтому возникает необходимость в грамотном, квалифицированном помощнике—советчи­ке, педагоге, организаторе. Сфера досуга — это сфера определенных, конкретных действий.

Развитие процессов трансформации содержания и технологии соци­ально-культурной деятельности предъявляет иные требования к системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Эта система призвана обеспечить усиление гуманистического содержания образования, повышение общего культурно-образовательного и профес­сионального уровня выпускников высших и средних учебных заведений культуры, развитие способностей ориентации и менеджмента в досуго­вой сфере, навыков, сбора, анализа и оценки источников разнообразной культурной, социологической, экономической информации, социально-педагогическую И социально-психологическую подготовку к практиче­ской работе с различными группами населения.

Проблема подготовки специалистов для социально-культурной сфе­ры привлекает все большее внимание в силу того, что до сегодняшнего дня эта сфера деятельности во многом складывалась стихийно.

 

 


Сущность проблемы подготовки и переподготовки специалистов социально-культурной сферы состоит в преодолении ярко выраженных противоречий между:

объективными потребностями современной досуговой среды в прин­ципиально новом типе специалиста социально-культурной сферы и отсутствием учебного заведения, обеспечивающего подготовку такого специалиста;

долго господствующей в учебном процессе авторитарной педагоги­ческой и нарождающейся, но недостаточно разработанной педагогиче­ской системой, включающей народную педагогику, педагогику форми­рующего развития и коррекции;

схоластичной монологической методикой, которая обеспечивала "букет" трафаретных умений и навыков, и современными прогрессив­ными технологиями, основанными на диалоге, на педагогике сотрудни­чества, обеспечивающими гибкость и эластичность приемов с учетом современной социальной ситуации, индивидуальных особенностей обу­чаемого и требований новой профессии;

огромным количеством социально значимых задач, возникающих в условиях социума и его открытой досуговой среды, и некомпетентно­стью многих штабных работников, персонально отвечающих за их решение.

Программа подготовки специалиста социально-культурной сферы зависит от степени обоснованности трех главных условий: цели обуче­ния (для чего учить), содержания обучения (чему учить) и принципов организации учебного процесса (как учить).

Подготовка специалиста социально-культурной сферы, ориентиро­ванного на организацию досуга детей, подростков, взрослых, в целом семьи, базируется на принципиально новых подходах к социальному воспитанию, социализации личности в условиях свободного времени. В течение многих десятилетий мы пытались решить проблемы формиро­вания личности, ограничивая процесс социального воспитания рамками трудового или учебного коллектива. И только в последние годы акти­визировались попытки преодолеть очевидную дискретность этого вос­питательного процесса, распространив его и на досуг в детской, подро­стковой, семейной среде. Однако эффективность этой действительности не дала ощутимых результатов вследствие того, что на довольно сложную в организационном и социально-психологическом планах область свободного времени механически переносились методы и при­емы, характерные для условий труда и обучения. Вместе с тем общество по-настоящему начало осмысливать истинную социальную значимость досуга, его реального, повседневного влияния на все сферы жизнедея­тельности человека, включая труд и обучение и т.д.

Говоря о современном социальном работнике, можно спорить о том, какое конкретное социальное, педагогическое, психологическое влия­ние он может оказать на сферу досуга семьи, ребенка или подростка в отдельности. Но совершенно очевидно, что социальному работнику — организатору досуга подвластно управление поведением и деятельно­стью личности в ее свободное время.

 


Современная социокультурная ситуация с особой остротой выдви­нула проблемы коренного изменения воспитательной деятельности среди детей, подростков, молодежи, глубоких преобразований семейного воспитания, воспитательной деятельности трудовых, учебных коллекти­вов, работы по месту жительства — всей культурно-досуговой сферы.

Бурный всплеск инициативы подростков, молодежи на фоне де­струкции социальных ориентации приводит их к асоциальной деятель­ности, криминализации подростковых общностей, отчуждению юноше­ства от государственных и общественных институтов, семьи.

Корни этого явления произрастают из той социокультурной, эконо­мической ситуации, которая сформировалась за длительный период. Драматизм сегодняшней подростковой ситуации обусловлен десятиле­тиями террора и застоя, социальной демагогии, социального неравенст­ва общества, остаточным принципом по отношению к детству, культуре, образованию, а также запретительством, недооценкой интеллектуаль­ного, творческого труда.

В контексте всей социальной жизни ребенка помимо "социальных корней" предстоит преодолеть сложившееся равнодушное, а зачастую агрессивное отношение к подрастающему поколению, внедряя в обще­ство культуру взаимоотношений в семье, в детской, подростковой, взрослой среде.

Для полноценного включения подростков в жизнь, для эффектив­ного и творческого выполнения ими социальных функций членов общества, для подготовки личности к саморазвитию, самообразованию требуется качественно иная, эстетически и педагогически организован­ная система общественной помощи детям, женщинам. Следовательно, возникает потребность в принципиально ином подходе к кадровому обеспечению системы общественного воспитания в открытой социальной среде, предусматривающем педагогически организованную всесторон­нюю помощь подрастающему поколению. Эта проблема является меж­ведомственной, общесоюзной, региональной.

Однако сегодня такого социального работника в культурно-досуго­вой сфере нет. Действуют различные специалисты: заведующие детски­ми секторами культурно-просветительных учреждений, организаторы культурно-воспитательной работы по месту жительства, заместители директора по воспитательной работе в учебных заведениях, кадры воспитателей в Дворцах и Домах детского творчества, общежитиях, работники социальных служб. Огромная армия изолированно действу­ющих специалистов с низкой заработной платой и ограниченными функциями в системе взаимодействия социальных институтов не под­готовлена к досуговой деятельности в социуме.

Проблемы, существующие сегодня в досуговой и в целом социаль­но-бытовой, семейной сфере, могут быть решены лишь с помощью квалифицированного специалиста — педагога, психолога, экономиста, юриста и т.д. Об этом, в частности, свидетельствуют результаты проведенного авторами в 1989 г. изучения состояния социально-куль­турной сферы Тираспольского хлопчатобумажного комбината (Молдо­ва). Обследование группы женщин и членов их семей показало, что в

 



качестве главных факторов, препятствующих эстетическому развитию ребенка в семье, женщины-работницы, а также мужчины считают: а) нехватку свободного времени; б) усталость после работы; В) нездо­ровье; г) недостаточную помощь ср стороны мужа (жены); д) недоста­точный кругозор в области эстетического воспитания; е) уверенность в том, что эстетическое воспитание детей — дело общественных инсти­тутов, но не семьи (этот фактор в большей мере отмечен мужчинами); ж) недостаточную работу учреждений культуры и искусства.

Результаты исследований совпадают с ранее полученными авторами данными опроса семей в большой группе областей Российской Федера­ции, а также Грузии, Азербайджана, Латвии.

Таким образом, жизнь выдвинула задачу подготовки особой катего­рии организаторов досуга — социального педагога, работающего в специфических условиях открытой микросоциальной среды, специали­зирующегося на вопросах оказания помощи семье, организации разно­сторонней деятельности детей и взрослых в сфере досуга, решения воспитательно-образовательных задач, коррекции поведения и социаль­ной реабилитации отдельных групп детей, подростков, молодежи, спо­собного обеспечить допустимое и целесообразное общественно-педаго­гическое вмешательство в процесс социализации детей и подростков.

Во многих цивилизованных государствах в настоящее время господ­ствует своего рода "социально-педагогическая эра" (Г. Реет), отражая быстрое возрастание роли социальной педагогики. Одно из ее направ­лений — социальная работа в микрорайоне. Она включает комплекс социально-педагогических служб, а также видов, форм работы. Для этой сферы в большинстве стран готовятся специальные кадры. Спектр их деятельности очень широк и разнообразен: это социальные педагоги, социальные работники, работники "социальных клиник", педагоги свободного времени, семейные "советчики", педагоги по дошкольному воспитанию, "компенсаторному" образованию, урегулированию конф­ликтов с родителями, профориентации и т.п.

Цель подготовки специалиста—педагога и организатора социально-культурной сферы заключается в необходимости создания и функцио­нирования благоприятной досуговой микросреды, способствующей со­циализации личности, ее развитию, ее "врастанию в человеческую культуру", преодолению дефицита общения, эмоционального отчужде­ния взрослых и подростков, установлению их взаимодоверия.

В условиях децентрализации управления культурными процессами, разработки и осуществления региональной культурной политики спе­циалист фактически формирует и реализует социально-культурный заказ населения в лице его основных демографических групп: семьи, женщин, детей, подростков и т.д., а также общественных институтов: женсоветов, фондов, различных ассоциаций, движений и т.д.

С повышением роли муниципальных органов, которые формируются как самая широкая государственно-общественная организация, активи­зируются меры по развитию материальной базы, условий, форм терри­ториального самоуправления досуговой сферой, созданию более благо­приятных, чем прежде, возможностей для привлечения потенциальных

 

 


 

 


партнеров к участию в социально-культурной деятельности, а также для качественно иной координации, финансирования этой деятельности со стороны ведомств, предприятий, организаций. Уже сегодня муници­пальным органам дано единоличное право определения и выбора нуж­ных району специалистов. Они централизованно (как это делают и конкретные государственные и общественные институты) формируют социальный заказ на подготовку кадров на принципиально иной эконо­мической, организационной, практической основе. При приеме на работу преимуществами пользуются специалисты, имеющие высшее, среднее педагогическое, техническое, среднее культурно-просветитель­ное образование, практический опыт работы с детьми и подростками, а также лица, прошедшие курс обучения в педагогических классах средней школы.

Местом работы специалиста социально-культурной сферы являются детские, подростковые, семейные клубы, клубы по видам творчества, традиционные клубы, Дома и Дворцы культуры, социально-культурные и социально-педагогические комплексы, центры досуга, видеосалоны и другие культурно-досуговые структуры, а также образовательные, вне­школьные учреждения системы просвещения, профессионально-техни­ческого образования, государственные, профсоюзные, молодежные и другие общественные организации.

Для удовлетворения современных и перспективных потребностей в •подготовке специалистов необходимо учитывать специфические особен­ности конкретной досуговой среды, социально-культурных институтов, многообразие, вариантность типов культурно-досуговых центров, функ­циональную специализацию социальных работников — организаторов досуга, а также общие требования к ним в условиях рыночных отношений и быстро прогрессирующих рекреационных технологических систем. Это может быть достигнуто путем более глубокой дифференциации учебного процесса, введения прогрессивных методик развивающего общения.

Углублению профилированной подготовки кадров способствует бо­лее гибкая система высшего и среднего специального образования, характеризующаяся многообразием форм и каналов подготовки специ­алистов. При определении перспектив развития профилирующего обра­зования важно предусмотреть, привлекая зарубежный опыт, возможно­сти подготовки кадров в вузах культуры с увеличением до 5 лет срока обучения, подготовку специалистов, по своим задачам и функциям замыкающихся на культурно-досуговой сфере (культурологии, социоло­гии, специалисты культурно-досуговой сферы, социальные педагоги — организаторы культурно-досуговой деятельности и др.), организацию подготовки специалистов для культурно-досуговой сферы в педагогиче­ских, физкультурных и других вузах, а также с сокращенным сроком обучения в вузах культуры специалистов на базе высшего непрофиль­ного и среднего культурно-просветительного образования.

Широкие перспективы открывают налаживание контактов с зару­бежными, международными общественными, учебными, развивающими центрами, содействие росту молодых лидеров любительских движений, многочисленных досуговых инициатив.

 

 


Особое значение приобретает непрерывная работа по повышению квалификации кадров социально-культурной сферы. Непрерывность повышения квалификации, необходимость обеспечения цельности и сбалансированности всех звеньев ее системы, а также охвата всех типов социально-культурных институтов и всех категорий занятых в них работников требуют дальнейших структурных изменений, в том числе пополнения системы новыми звеньями.

Целесообразно, в частности, создать зональные или областные филиалы ЦИПК на базе институтов культуры и крупных культурно-досуговых центров, парков для обеспечения равномерного размещения верхнего звена повышения квалификации на территории республики и приближения его к конкретным местным нуждам: создание при круп­нейших культурно-досуговых учреждениях центров по подготовке спе­циалистов заранее обговоренного профиля, не организованного в учеб­ных заведениях (в области эксплуатации и ремонта аттракционной техники, киновидеотехники, клубной социологической службы и т.д.); отработка четкой системы целенаправленной стажировки в лучших отечественных и зарубежных культурно-досуговых, рекреационных, экологических центрах.

Во всей курсовой системе повышения квалификации организаторов КДД особое внимание важно уделить актуализации и более четкой специализации содержания и методов обучения с позиций современных требований.

Для обеспечения роста профессионального уровня кадров культурно-досуговой сферы, преодоления их текучести, повышения прести­жа специалиста в области КДД, инициативы и творческого роста работников следует принять целый комплекс конкретных мер, включа­ющих:

повышение профессионального статуса и социально-правовой защи­щенности;

дальнейшее совершенствование системы оплаты труда;

создание оптимальных условий и режима труда;

улучшение жилищно-бытовых условий;

принятие гарантий, обеспечивающих реальное участие их в управ­лении делами клубов, парков, библиотек и других учреждений и в организации региональной сферы КДД вообще.

Большую роль в решении этих задач должны сыграть самодеятель­ные профессиональные организации (например, творческий союз работ­ников культуры, ассоциация парков, социальных педагогов, социаль­ных работников и др.).

Функции менеджмента

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.