|
В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ
17. Статус социального работника — организатора досуга
Исключительно важным является вопрос о современном юридическом, экономическом социальном статусе специалиста — организатора досуга. Это связано не только с трансформацией прежнего понятия "культурно-просветительный работник", но и с объективно возрастающей ролью специалиста, непосредственно организующего контакты с семьей, трудовым коллективом, учреждениями культуры, школой и другими социальными институтами региона.
В нынешних условиях происходит ярко выраженная дифференциация приоритетных ролевых функций субъектов (основных участников) социально-культурных процессов. Множество взаимодействующих в социально-культурной сфере субъектов (различных групп населения), профессионалов отдельных организаций включает три основные категории:
1) социальные заказчики, представляющие в своем лице потреби теля социально-культурных благ и услуг;
2) менеджеры — организаторы социально-культурной сферы, являющиеся по существу основными фигурами в реализации многочисленных досуговых проектов и программ;
3) творческие работники, профессионалы и непрофессионалы, не посредственно занятые созданием социально-культурных ценностей, наполнением содержания досуговых проектов и программ.
В каждой из названных категорий широко представлены как отдельные лица, так и многочисленные самодеятельные общности, инициативные группы, ассоциации и т.д. Кардинально меняется и традиционная целевая установка профессионального организатора-методиста.
Социально-культурная деятельность объективно становится условием совершенствования социальной действительности, важной формой самовыражения, самореализации личности. Финансируемые за счет муниципальных, коммерческих, общественных структур досуговые программы предназначены для развития территориального своеобразия и самобытности культуры, поддержки новаторских социальных инициатив, новых форм творчества.
Перемены в содержании и организации современной социально-культурной, досуговой деятельности требуют переосмысления и необходимой корректировки сущности самой специальности "КПР". Традиционное понятие "культурно-просветительный работник" сегодня уже
не отражает качественно иных функций специалиста современной социально-культурной сферы. Традиционная просветительная направленность профессии не вписывается в ее новые контуры, востребованные практикой, не отвечает ее социально преобразующему, социально-педагогическому, социально-защитному характеру.
Статус современного социального работника — организатора досуга не выдуман и' не рожден спонтанно, а формируется под влиянием сегодняшних реалий. Приоритетное место в нем принадлежит деятельностному началу, активному, созидающему действию в тех или иных социальных вариантах. В последующие годы специальность культурно-просветительного работника трансформировалась в целый ряд родственных специальностей и специализаций: культуролога, социального педагога, экономиста социально-культурной сферы. Общим основанием этого ряда, в котором, по-видимому, ставить точку рано, является социально-культурная деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности или группы (студии, кружка, любительского объединения) в сфере досуга.
В качественно новом социальном статусе специалиста доминирующими признаками являются его профессиональная компетентность и высокая квалификация в стимулировании и организации индивидуальной либо семейной, групповой досуговой деятельности. Вместе с тем социальный статус современного организатора досуга сложился в последние годы в условиях опыта, свободного от жесткой регламентации и администрирования. Этот статус определяется социальной ролью специалиста, а поскольку речь идет о множественности таких ролей, правомерно поставить вопрос о модификации самого статуса.
Нельзя не учитывать своеобразие, специфические черты социально-культурной деятельности в процессе разработки и реализации тех или иных социально-культурных проектов или досуговых программ. Среди особенностей этой сферы общественной практики можно выделить многообразие действующих здесь субъектов, прежде всего специалистов, выполняющих те или иные ролевые социальные функции. В соответствии с содержанием и направленностью условно обозначим следующие основные социальные роли, в которых, как правило, выступает специалист социально-культурной сферы:
менеджмент, предпринимательство, продюсерство в сфере организации досуга детей, подростков, молодежи, семейных общностей;
посредничество в двух "ипостасях": в сфере общения людей (роль ведущего, или модератора) и в коммерческих отношениях (роль импресарио, антрепренера);
реформаторство, инновационная творческая деятельность, связанная с разработкой и реализацией оригинальных творческих идей и проектов в сфере досуга;
лидерство в малой группе, формальной или неформальной общности, связанное с выполнением функций педагога—корректора поведения детей, подростков, молодежи и взрослых.
Менеджерство. Принципиально важным для характеристики менеджерской деятельности в социально-культурной сфере является выявление сущности самого понятия "социальный менеджмент".
В течение предыдущих десятилетий в республиках бывшего Советского Союза широко употреблялся термин "социальное управление", в содержание которого вкладывались выработка стабильной социальной политики и контроль за реализацией социальных программ, хотя многие из них (например, Продовольственная программа, программа "Жилье—2000", энергетическая и др.) так и остались невыполненными. В современных условиях перехода к новым экономическим отношениям возникают и новые социальные отношения, формируются новые ценностные ориентации, установки.
В связи с этим социальный менеджмент сегодня правомерно рассматривается по своим функциям как социальное управление периода перехода к рынку, развития новых форм собственности, приватизации и выработки соответствующей времени социальной политики.
В нашем курсе под социально-менеджерской деятельностью в сфере культуры, искусства, досуга понимается активное участие в сооргани-зации, координации действий всех участников социально-культурного процесса. Элементы менеджерства частично присутствуют в деятельности любого специалиста социально-культурной сферы. По существу, менеджер выступает в качестве созидательного центра, основного персонажа внутри любой инициирующей группы. В практике социально-культурной деятельности в России пока недостаточно накоплено опытных знаний и навыков в области менеджмента досуга. Уже поэтому в менеджменте открывается неограниченный простор для свободного творческого самопроявления, для множества инвариантных форм самореализации менеджерской предпринимательской инициативы.
Посредничество. По мнению многих исследователей, очень важной ролевой функцией специалиста социально-культурной сферы является посредничество. Роль посредника (в процессе организации концертно-зрелищной, развлекательной деятельности его часто называют администратором или импресарио) в социально-культурной сфере исключительно велика и многогранна. Сущность этой ролевой функции, которая в одинаковой мере может выполняться и социальным работником, и социальным педагогом, и культурологом, и экономистом, — организация взаимодействия между творческой личностью, мастером, художником, носителем культурной информации и редких умений, с одной стороны, и аудиторией, публикой, коммерческими структурами — с другой.
Особенность этой ролевой функции состоит в умении на основе дифференцированного подхода к различным социально-демографическим группам населения тонко и точно выстроить формы контакта с ними. К сожалению, роль импресарио до последнего времени была практически неразвита в социально-культурной деятельности. Сегодня она сводится лишь к попыткам отдельных предприимчивых организаторов, в частности администраторов, антрепренеров, работников малых и совместных предприятий, создать в соответствии с потребностями
8-654 113
талантливых исполнителей, мастеров (певцов, музыкантов, экстрасенсов и т.п.) благоприятные условия для их творческого процесса. Но возможности практического использования ролевой функции импресарио в социально-культурной сфере значительно шире.
Термин "ведущий" применительно к социально-культурной деятельности означает человека, возглавляющего на данный момент досуговую общность, группу людей или массовую аудиторию. В соответствии с современными моделями организации досуга и общения, предполагающими тесное сотрудничество, сотворчество людей, такое понимание слова "ведущий" уже неприемлемо. Куда точнее, по утверждению В. Познера ("Неделя", 1989, № 5. С.11), английское слово "модератор"— посредник, способствующий общению людей.
Его работа оценивается умением организовать и направлять общение аудитории, спор, дискуссию. В США, например, умение общаться, дискутировать культивируется с детских лет и имеет давние традиции. Во время публичных дебатов на разные темы и на разных уровнях перед американскими модераторами не стоит проблема стимулировать обсуждение, скорее возникает другая — управлять дискуссией, не дать ей "выйти из берегов". Аудитория очень легко идет на контакт, и с нею проще работать.
Дискуссии вообще чрезвычайно плодотворное средство общения. Однако нет необходимости злоупотреблять дискуссионными формами, особенно в тех случаях, когда в жизни коллектива не стоит задача преодолевать психологические, идеологические и другие барьеры, когда нет столкновения мнений.
В этих ситуациях социальным работникам — организаторам досуга не следует пренебрегать системой рейтингов, которая вносит определенное напряжение в деятельность рекреационных структур. Ведь в каждом городе, поселке городского типа помимо муниципальных культурно-досуговых центров существует множество коммерческих, в том числе кооперативных, учреждений, предоставляющих свободу выбора форм досуга.
Система рейтингов как объективный метод определения популярности досуговых программ может принести неожиданный результат: "суперважная", по мнению клубного организатора, досуговая программа привлечет лишь единицы посетителей, а третьестепенная, наоборот, соберет огромную заинтересованную аудиторию.
Творческое соперничество между специалистами социально-культурной сферы, организаторами досуга, подстегиваемое периодическим применением системы рейтингов, поможет повысить качественный уровень развивающих, рекреативных программ.
Реформаторство, или инновационная деятельность. В сфере организаторов социально-культурной деятельности за последние десятилетия сложилась довольно распространенная ролевая функция, которая условно может быть обозначена как функция новатора, или реформатора. Организаторами данного типа являются талантливые руководители и организаторы коллективной инициативы, самодеятельности людей в социокультурной сфере.
Наиболее правильно определить реформаторов как субъектов активного инновационного воздействия на тот или иной вид социально-культурной деятельности. Именно к этой категории относятся подвижники, которые на протяжении последних лет были носителями и реализаторами демократических инициатив в социокультурной сфере: движения в защиту памятников истории и культуры, фольклорного, природоохранного движения, благотворительности и милосердия и т.д. Всякий раз их целевой установкой в социально-культурной сфере остается изменение действующих условий, поиск и осуществление принципиально новых решений культурно-досуговых задач.
Лидерство как ролевая функция организатора досуга приобретает особую социальную ценность в связи с тем, что в социально-культурной, досуговой сфере центром всеобщего притяжения становятся малые группы, камерные формы познавательной, культурно-творческой, рекреационной деятельности. Именно роль лидера как педагога, мастера, наставника не может не опираться на огромную сумму методических знаний, умений и навыков. Целевой установкой лидера-педагога всегда или почти всегда оказывается развитие у конкретной общности людей (детей, подростков, взрослых) творческих способностей, а также методов, с помощью которых эти способности формируются и реализуются.
Наиболее успешна и эффективна такая структура управления деятельностью культурно-досуговых учреждений, которая учитывает социальные условия работающих в них людей, их стремления, ориентации и предпочтения, их духовный настрой. Девиз, призывающий к человеческому использованию человеческих существ, применим и к социально-культурной сфере, к сегодняшнему практическому опыту десятков, сотен тысяч организаторов социально-культурной деятельности.
Современные процессы в ее организации требуют уточнения и сущности самой профессии, и ее обозначения. Дело в том, что в прежнем понятии "культурно-просветительный работник" уже не отражаются функции специалиста социальной, культурной, досуговой сферы. Здесь акцентируется, скорее, просветительская направленность его деятельности. Но просветительская оказывается второстепенной для профессии и, по существу, оставляет за пределами внимания проблемы творчества, рекреации, оздоровлению людей. Самое же главное заключается в том, что традиционное обозначение профессии не отражает ее основную суть — социально-педагогическую. В этой связи целесообразнее использовать понятия "социальный педагог", "социальный работник". Их генеральная функция — создание условий для наиболее полного развития и саморазвития, самоутверждения, самореализации различных слоев населения социума в сфере досуга. В такой формулировке сверх задачи профессии, с одной стороны, подчеркивается развивающая, стимулирующая сущность досуговой деятельности, с другой — заложена компенсаторная природа активности человека в сфере досуга. В рамках социально-культурной деятельности педагог — организатор досуга дол жен создать такие условия, которые способствовали бы максимальному самоосуществлению личности участника самодеятельного коллектива или разового посетителя клубного учреждения. Причем деятельность
8* 115
такого учреждения должна не дублировать, а дополнять деятельность других социальных институтов (производственного коллектива, семьи и др.).
Генеральная ролевая функция специалиста социально-культурной сферы включает в себя ряд производных. Они соответствуют наиболее типичным проблемам и ситуациям практики, составляющим суть профессии. Выделим следующие функции:
1. Участие в создании необходимых социально-экономических условий развития и рекреации в различных формах досуговой деятельности жителей социума. Именно эта функция является определяющей для специалистов социально-культурной сферы как для организаторов клубной работы, так и для руководителей художественной самодеятельности. Выпускники высшей школы призваны квалифицированно и компетентно решать проблемы, связанные с досуговым менеджментом и маркетингом, формированием и реализацией развивающих и рекреационных программ. Они должны быть общительными, способными к прогнозированию, выработке конструктивных решений, сопереживанию, эффективному взаимодействию с другими людьми, иметь навыки руководства малыми группами, неформальными общностями, стихийно складывающимися в сфере организованного и неорганизованного досуга.
2. Участие в нормативно-правовом обеспечении и защите конституционных свобод личности в условиях досуга. Различные формы социальных инициатив и самодеятельности населения должны стать для каждого человека условием свободной реализации его конституционных гарантий, школой политической культуры и демократии. На сегодня это одна из актуальных и не решаемых пока проблем. Специалисту социально-культурной сферы необходимо знать нормативные и правовые акты, имеющие отношение к сфере свободного времени, владеть информацией в области правового регулирования деятельности общественных организаций, добровольных обществ и любительских объединений, ориентироваться в социальной структуре региона и т.д.
3. Финансово-экономическое обеспечение учреждений досуга. Речь идет не столько о способности ориентироваться в существующих документах, регламентирующих финансовую деятельность, сколько о владении механизмом материального обеспечения самодеятельных инициатив, при котором не теряется воспитывающая суть досуговой деятельности. Будущее организации досуга — ориентация на те виды досуговой деятельности, которые не требуют больших материальных затрат, способствуют всестороннему развитию личности.
4. Обеспечение досуговых форм самодеятельности населения. Со- держание этой функции заключается не только в разработке, корректировке и реализации социально-культурных, досуговых инициатив, программ, проектов, но и в развитии инициативы и самодеятельности населения, поскольку это и есть стратегическая линия и условие демократизации общественной жизни. Однако на местах социально- культурные инициативы населения нередко блокируются. Поэтому социальный педагог берет на себя в каком-то смысле охранительные функции по отношению к социально значимым инициативам населе-
ния, не находящим пока поддержки муниципальных органов, государственных институтов, учреждений, защищая их от некомпетентного, порой сугубо административного вмешательства.
Анализ уровня профессиональной подготовки специалистов досуговой сферы свидетельствует о том, что существующая система их обучения недостаточно соответствует требованиям времени, нуждается в совершенствовании.
Особую ролевую функцию специалиста социально-культурной сферы можно определить как организацию групповой, семейной или личностной службы досуга в социуме. Она основана на традиционном гуманизме, уважении достоинства человека независимо от его возраста и направлена на то, чтобы облегчить людям в условиях жесточайшего социально-экономического кризиса рациональное использование свободного времени, по возможности кардинально решить их досуговые проблемы. Деятельность специалиста — организатора досуга является важным связующим звеном между жителями социума и социально-культурными институтами, задействованными в сфере свободного времени.
В целевой установке специалиста можно выделить несколько приоритетных позиций, в их числе:
увеличить степень самостоятельности ребенка с дошкольного возраста, подростка, взрослого в выборе и реализации досуговых потребностей, его способности контролировать свое свободное время и более эффективно решать возникающие проблемы досуга;
создать условия, в которых и дети, и взрослые могут в максимальной мере проявить досуговую инициативу, творческие возможности;
оказать содействие в адаптации и реадаптации юного или взрослого человека в конкретной досуговой среде, досуговой общности (например, в самодеятельном коллективе).
В сфере досуга, как и в других областях жизни, люди, часто сталкиваются с проблемами, которые не могут решить ни они сами, ни семья, ни друзья, ни доброжелательный чиновник. Поэтому возникает необходимость в грамотном, квалифицированном помощнике—советчике, педагоге, организаторе. Сфера досуга — это сфера определенных, конкретных действий.
Развитие процессов трансформации содержания и технологии социально-культурной деятельности предъявляет иные требования к системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Эта система призвана обеспечить усиление гуманистического содержания образования, повышение общего культурно-образовательного и профессионального уровня выпускников высших и средних учебных заведений культуры, развитие способностей ориентации и менеджмента в досуговой сфере, навыков, сбора, анализа и оценки источников разнообразной культурной, социологической, экономической информации, социально-педагогическую И социально-психологическую подготовку к практической работе с различными группами населения.
Проблема подготовки специалистов для социально-культурной сферы привлекает все большее внимание в силу того, что до сегодняшнего дня эта сфера деятельности во многом складывалась стихийно.
Сущность проблемы подготовки и переподготовки специалистов социально-культурной сферы состоит в преодолении ярко выраженных противоречий между:
объективными потребностями современной досуговой среды в принципиально новом типе специалиста социально-культурной сферы и отсутствием учебного заведения, обеспечивающего подготовку такого специалиста;
долго господствующей в учебном процессе авторитарной педагогической и нарождающейся, но недостаточно разработанной педагогической системой, включающей народную педагогику, педагогику формирующего развития и коррекции;
схоластичной монологической методикой, которая обеспечивала "букет" трафаретных умений и навыков, и современными прогрессивными технологиями, основанными на диалоге, на педагогике сотрудничества, обеспечивающими гибкость и эластичность приемов с учетом современной социальной ситуации, индивидуальных особенностей обучаемого и требований новой профессии;
огромным количеством социально значимых задач, возникающих в условиях социума и его открытой досуговой среды, и некомпетентностью многих штабных работников, персонально отвечающих за их решение.
Программа подготовки специалиста социально-культурной сферы зависит от степени обоснованности трех главных условий: цели обучения (для чего учить), содержания обучения (чему учить) и принципов организации учебного процесса (как учить).
Подготовка специалиста социально-культурной сферы, ориентированного на организацию досуга детей, подростков, взрослых, в целом семьи, базируется на принципиально новых подходах к социальному воспитанию, социализации личности в условиях свободного времени. В течение многих десятилетий мы пытались решить проблемы формирования личности, ограничивая процесс социального воспитания рамками трудового или учебного коллектива. И только в последние годы активизировались попытки преодолеть очевидную дискретность этого воспитательного процесса, распространив его и на досуг в детской, подростковой, семейной среде. Однако эффективность этой действительности не дала ощутимых результатов вследствие того, что на довольно сложную в организационном и социально-психологическом планах область свободного времени механически переносились методы и приемы, характерные для условий труда и обучения. Вместе с тем общество по-настоящему начало осмысливать истинную социальную значимость досуга, его реального, повседневного влияния на все сферы жизнедеятельности человека, включая труд и обучение и т.д.
Говоря о современном социальном работнике, можно спорить о том, какое конкретное социальное, педагогическое, психологическое влияние он может оказать на сферу досуга семьи, ребенка или подростка в отдельности. Но совершенно очевидно, что социальному работнику — организатору досуга подвластно управление поведением и деятельностью личности в ее свободное время.
Современная социокультурная ситуация с особой остротой выдвинула проблемы коренного изменения воспитательной деятельности среди детей, подростков, молодежи, глубоких преобразований семейного воспитания, воспитательной деятельности трудовых, учебных коллективов, работы по месту жительства — всей культурно-досуговой сферы.
Бурный всплеск инициативы подростков, молодежи на фоне деструкции социальных ориентации приводит их к асоциальной деятельности, криминализации подростковых общностей, отчуждению юношества от государственных и общественных институтов, семьи.
Корни этого явления произрастают из той социокультурной, экономической ситуации, которая сформировалась за длительный период. Драматизм сегодняшней подростковой ситуации обусловлен десятилетиями террора и застоя, социальной демагогии, социального неравенства общества, остаточным принципом по отношению к детству, культуре, образованию, а также запретительством, недооценкой интеллектуального, творческого труда.
В контексте всей социальной жизни ребенка помимо "социальных корней" предстоит преодолеть сложившееся равнодушное, а зачастую агрессивное отношение к подрастающему поколению, внедряя в общество культуру взаимоотношений в семье, в детской, подростковой, взрослой среде.
Для полноценного включения подростков в жизнь, для эффективного и творческого выполнения ими социальных функций членов общества, для подготовки личности к саморазвитию, самообразованию требуется качественно иная, эстетически и педагогически организованная система общественной помощи детям, женщинам. Следовательно, возникает потребность в принципиально ином подходе к кадровому обеспечению системы общественного воспитания в открытой социальной среде, предусматривающем педагогически организованную всестороннюю помощь подрастающему поколению. Эта проблема является межведомственной, общесоюзной, региональной.
Однако сегодня такого социального работника в культурно-досуговой сфере нет. Действуют различные специалисты: заведующие детскими секторами культурно-просветительных учреждений, организаторы культурно-воспитательной работы по месту жительства, заместители директора по воспитательной работе в учебных заведениях, кадры воспитателей в Дворцах и Домах детского творчества, общежитиях, работники социальных служб. Огромная армия изолированно действующих специалистов с низкой заработной платой и ограниченными функциями в системе взаимодействия социальных институтов не подготовлена к досуговой деятельности в социуме.
Проблемы, существующие сегодня в досуговой и в целом социально-бытовой, семейной сфере, могут быть решены лишь с помощью квалифицированного специалиста — педагога, психолога, экономиста, юриста и т.д. Об этом, в частности, свидетельствуют результаты проведенного авторами в 1989 г. изучения состояния социально-культурной сферы Тираспольского хлопчатобумажного комбината (Молдова). Обследование группы женщин и членов их семей показало, что в
качестве главных факторов, препятствующих эстетическому развитию ребенка в семье, женщины-работницы, а также мужчины считают: а) нехватку свободного времени; б) усталость после работы; В) нездоровье; г) недостаточную помощь ср стороны мужа (жены); д) недостаточный кругозор в области эстетического воспитания; е) уверенность в том, что эстетическое воспитание детей — дело общественных институтов, но не семьи (этот фактор в большей мере отмечен мужчинами); ж) недостаточную работу учреждений культуры и искусства.
Результаты исследований совпадают с ранее полученными авторами данными опроса семей в большой группе областей Российской Федерации, а также Грузии, Азербайджана, Латвии.
Таким образом, жизнь выдвинула задачу подготовки особой категории организаторов досуга — социального педагога, работающего в специфических условиях открытой микросоциальной среды, специализирующегося на вопросах оказания помощи семье, организации разносторонней деятельности детей и взрослых в сфере досуга, решения воспитательно-образовательных задач, коррекции поведения и социальной реабилитации отдельных групп детей, подростков, молодежи, способного обеспечить допустимое и целесообразное общественно-педагогическое вмешательство в процесс социализации детей и подростков.
Во многих цивилизованных государствах в настоящее время господствует своего рода "социально-педагогическая эра" (Г. Реет), отражая быстрое возрастание роли социальной педагогики. Одно из ее направлений — социальная работа в микрорайоне. Она включает комплекс социально-педагогических служб, а также видов, форм работы. Для этой сферы в большинстве стран готовятся специальные кадры. Спектр их деятельности очень широк и разнообразен: это социальные педагоги, социальные работники, работники "социальных клиник", педагоги свободного времени, семейные "советчики", педагоги по дошкольному воспитанию, "компенсаторному" образованию, урегулированию конфликтов с родителями, профориентации и т.п.
Цель подготовки специалиста—педагога и организатора социально-культурной сферы заключается в необходимости создания и функционирования благоприятной досуговой микросреды, способствующей социализации личности, ее развитию, ее "врастанию в человеческую культуру", преодолению дефицита общения, эмоционального отчуждения взрослых и подростков, установлению их взаимодоверия.
В условиях децентрализации управления культурными процессами, разработки и осуществления региональной культурной политики специалист фактически формирует и реализует социально-культурный заказ населения в лице его основных демографических групп: семьи, женщин, детей, подростков и т.д., а также общественных институтов: женсоветов, фондов, различных ассоциаций, движений и т.д.
С повышением роли муниципальных органов, которые формируются как самая широкая государственно-общественная организация, активизируются меры по развитию материальной базы, условий, форм территориального самоуправления досуговой сферой, созданию более благоприятных, чем прежде, возможностей для привлечения потенциальных
партнеров к участию в социально-культурной деятельности, а также для качественно иной координации, финансирования этой деятельности со стороны ведомств, предприятий, организаций. Уже сегодня муниципальным органам дано единоличное право определения и выбора нужных району специалистов. Они централизованно (как это делают и конкретные государственные и общественные институты) формируют социальный заказ на подготовку кадров на принципиально иной экономической, организационной, практической основе. При приеме на работу преимуществами пользуются специалисты, имеющие высшее, среднее педагогическое, техническое, среднее культурно-просветительное образование, практический опыт работы с детьми и подростками, а также лица, прошедшие курс обучения в педагогических классах средней школы.
Местом работы специалиста социально-культурной сферы являются детские, подростковые, семейные клубы, клубы по видам творчества, традиционные клубы, Дома и Дворцы культуры, социально-культурные и социально-педагогические комплексы, центры досуга, видеосалоны и другие культурно-досуговые структуры, а также образовательные, внешкольные учреждения системы просвещения, профессионально-технического образования, государственные, профсоюзные, молодежные и другие общественные организации.
Для удовлетворения современных и перспективных потребностей в •подготовке специалистов необходимо учитывать специфические особенности конкретной досуговой среды, социально-культурных институтов, многообразие, вариантность типов культурно-досуговых центров, функциональную специализацию социальных работников — организаторов досуга, а также общие требования к ним в условиях рыночных отношений и быстро прогрессирующих рекреационных технологических систем. Это может быть достигнуто путем более глубокой дифференциации учебного процесса, введения прогрессивных методик развивающего общения.
Углублению профилированной подготовки кадров способствует более гибкая система высшего и среднего специального образования, характеризующаяся многообразием форм и каналов подготовки специалистов. При определении перспектив развития профилирующего образования важно предусмотреть, привлекая зарубежный опыт, возможности подготовки кадров в вузах культуры с увеличением до 5 лет срока обучения, подготовку специалистов, по своим задачам и функциям замыкающихся на культурно-досуговой сфере (культурологии, социологии, специалисты культурно-досуговой сферы, социальные педагоги — организаторы культурно-досуговой деятельности и др.), организацию подготовки специалистов для культурно-досуговой сферы в педагогических, физкультурных и других вузах, а также с сокращенным сроком обучения в вузах культуры специалистов на базе высшего непрофильного и среднего культурно-просветительного образования.
Широкие перспективы открывают налаживание контактов с зарубежными, международными общественными, учебными, развивающими центрами, содействие росту молодых лидеров любительских движений, многочисленных досуговых инициатив.
Особое значение приобретает непрерывная работа по повышению квалификации кадров социально-культурной сферы. Непрерывность повышения квалификации, необходимость обеспечения цельности и сбалансированности всех звеньев ее системы, а также охвата всех типов социально-культурных институтов и всех категорий занятых в них работников требуют дальнейших структурных изменений, в том числе пополнения системы новыми звеньями.
Целесообразно, в частности, создать зональные или областные филиалы ЦИПК на базе институтов культуры и крупных культурно-досуговых центров, парков для обеспечения равномерного размещения верхнего звена повышения квалификации на территории республики и приближения его к конкретным местным нуждам: создание при крупнейших культурно-досуговых учреждениях центров по подготовке специалистов заранее обговоренного профиля, не организованного в учебных заведениях (в области эксплуатации и ремонта аттракционной техники, киновидеотехники, клубной социологической службы и т.д.); отработка четкой системы целенаправленной стажировки в лучших отечественных и зарубежных культурно-досуговых, рекреационных, экологических центрах.
Во всей курсовой системе повышения квалификации организаторов КДД особое внимание важно уделить актуализации и более четкой специализации содержания и методов обучения с позиций современных требований.
Для обеспечения роста профессионального уровня кадров культурно-досуговой сферы, преодоления их текучести, повышения престижа специалиста в области КДД, инициативы и творческого роста работников следует принять целый комплекс конкретных мер, включающих:
повышение профессионального статуса и социально-правовой защищенности;
дальнейшее совершенствование системы оплаты труда;
создание оптимальных условий и режима труда;
улучшение жилищно-бытовых условий;
принятие гарантий, обеспечивающих реальное участие их в управлении делами клубов, парков, библиотек и других учреждений и в организации региональной сферы КДД вообще.
Большую роль в решении этих задач должны сыграть самодеятельные профессиональные организации (например, творческий союз работников культуры, ассоциация парков, социальных педагогов, социальных работников и др.).
Функции менеджмента
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|