Сделай Сам Свою Работу на 5

Принципы и функции социально-культурной деятельности





Анализ и оценка содержания социально-культурной деятельности (СКД) осуществляются сегодня, как правило, в двух направлениях: • во-первых, с позиций нынешней социокультурной ситуации в обществе и состояния досуговой сферы; во-вторых, применительно к конкретным локальным (региональным) социально-культурным условиям, прису­щим определенному краю, области, городу, району, тому или иному селению. В то же время существуют и некоторые общие закономерности, характерные для этого вида общественной практики.

В настоящее время формируется новая система принципов социаль­но-культурной деятельности. Происходит их существенная трансфор­мация, обусловленная новой социально-культурной ситуацией, измене­нием в политической и экономической жизни общества, процессами демократизации и гуманизации, изменяющимися потребностями и ин­тересами людей. Среди принципов социально-культурной деятельности правомерно выделить следующие:

принцип приоритета общечеловеческих интересов над классово-сословными в процессе освоения духовных и нравственных ценностей;

принцип всеобщего массового культуротворчества, самоорганиза­ции, самоутверждения личности как доминирующего признака;



принцип гуманизации содержания и всего воспитательного потен­циала, их всеобъемлющего подчинения интересам, потребностям и установкам личности;

принцип диалектического единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, традиций и инноваций;


принцип общественно-государственного соуправления СКД, обеспе­чения децентрализации и суверенности региональной политики в соци­ально-культурной сфере.

В современных принципах социально-культурной деятельности на­шло отражение провозглашение ООН и ЮНЕСКО Всемирное десяти­летие (1988—1997-гг.) развития культур. В рамках Десятилетия осуще­ствляется широкая программа по реализации политики в области культуры, обеспечению активного участия населения в культурной деятельности, выделению культурного аспекта развития и утверждения культурной самобытности каждого народа.

Программа Десятилетия развития культур ставит целью возродить концепцию культуры в современном обществе и повысить ее значение, добиваясь того, чтобы к ней был проявлен такой же интерес со стороны правительственных и неправительственных учреждений и организаций, как к экономическому развитию и социальному благосостоянию.



В качестве ключевых областей и приоритетных видов деятельности в рамках Десятилетия развития культур ООН и Юнеско определены следующие: учет культурного аспекта развития; связь между культу­рой, наукой и техникой; сохранение культурного достояния; человек и средства массовой информации; участие в культурной жизни и разви­тии; стимулирование творчества и созидания в области искусств. Для оценки хода реализации программ Десятилетия рекомендован целый ряд критериев. Среди них учет местных условий при определении потребностей и ресурсов в сфере культуры; придание новаторского характера обычным методам и средствам культурно-досуговой деятель­ности; получение предполагаемого социального эффекта; развитие меж­дисциплинарных связей и обеспечение тесной связи научно-исследова­тельской деятельности с практикой культурного развития; объединение средств для осуществления смежных или аналогичных проектов, пред­ставляющих интерес для ряда партнеров.

Для современной социокультурной ситуации характерны .раскрепо­щение и развитие общественного сознания на основе гласности и демок­ратизации, выработка конструктивных решений развития общества путем всенародного обсуждения воспитания чувства ответственности за судьбу государства. Приоритетное место в общественном сознании, мышлении принадлежит сегодня гуманизации, переоценке сложившихся стереотипов, преодолению догматизма, психологии иждивенчества и уравниловки, воинствующей категоричности в оценках явлений обще­ственной жизни, нетерпимости к иному мнению. Демократизация предполагает и формирование новой политической психологии — тер­пимости, умения вести диалог, выслушивать критику, уважения мнений меньшинства и понимания особенностей обыденного сознания.



Культурно-досуговые центры в условиях политического плюрализ­ма способны стать своеобразными плацдармами, на которых будут разворачивать свои силы различные политические формирования, бо­рющиеся друг с другом за влияние на массы. Речь идет о весьма широкой общественно-политической работе с использованием демократических средств в рамках действующих законов. Такая работа осуществляется


в форме открытого политического диалога. Победа здесь за тем, кто наилучшим образом представляет и защищает интересы народа. Взаи­модействие устанавливается со всеми движениями, партиями, союзами и ассоциациями. Организуя эту работу, культурно-досуговые центры помогают введению в нормальное демократически-правовое русло во многом пока стихийно реализующегося политического творчества тру­дящихся, придают более четкую направленность общественно-полити­ческим инициативам.

В новых условиях клубы, общественные центры и другие социокуль­турные институты становятся носителями и активными проводниками идей политического консенсуса. Методике характерных для организа­ционного досуга бесед, обсуждений, дискуссий, диспутов присуще использование их как эффективной формы современного поиска исти­ны. Здесь обеспечивается атмосфера бережного отношения к каждому мнению, к каждой идее, сопоставления различных точек зрения и подходов, откровенного и делового обмена. Результатом этой работы является консолидация всех сил, которым дороги цели перестройки, идеалы свободного, демократического общества.

Говоря о межнациональных отношениях, необходимо рассматривать их как сложное социально-психологическое явление. Эти отношения в определенной мере затрагивают систему моральных норм и нравствен­ных ценностей, сегодня они составляют и основу межнациональных отношений.

Социальный работник, занятый в культурно-досуговой сфере, дол­жен хорошо ориентироваться в объективных и субъективных факторах, влияющих на природу межнациональных отношений. Деформации в экономике, нарушения социальной справедливости, диспропорции тру­довых ресурсов между суверенными республиками, расхождения в социокультурной инфраструктуре, нарушения в вопросах подготовки и расстановки кадров, недостаточное внимание в ряде случаев к культур­ным, языковым, бытовым интересам отдельных групп в национальных регионах в условиях миграции во многом предопределяют реальные национальные отношения на личностном уровне.

В условиях НТР и развития средств массовой коммуникации интен­сивную интернационализацию культуры сопровождает процесс возрож­дения национальной культуры, народных традиций. В содержании социально-культурной деятельности происходит актуализация наци­ональных форм традиционной культуры и общечеловеческих ценно­стей.

Национальное самоопределение сопровождается неизбежной диф­ференциацией социально-культурных процессов, тщательным учетом национальных особенностей.

Нарушение самого принципа национального самоопределения в
периоды сталинизма и застоя привело к тому, что культура многих
наций и народностей оказалась оторванной от своих национальных
корней, а верх взяла идея всеобщего национального самоотречения.
Явно ошибочный курс на всемирную денационализацию культуры имел
своим результатом утрату национального самосознания.



В современных условиях восстанавливается историческая преемст­венность культуры на почве национальных традиций. Преодолевается девальвация культурных ценностей. Возрождается утерянная историче­ская память. Ликвидируются вредные последствия денационализации культурно-досуговой деятельности. Осуществляется отказ от усреднен­ного, унифицированного, однообразного культурно-досугового институ­та, не имеющего своего национального лица. Организаторы социально-культурной деятельности непосредственно опираются на все полезное, что имеется в активе возрождаемых народных традиций.

Особое внимание в этой связи уделяется восстановлению во многом утраченной системы праздников, обрядности, традиционных форм от­дыха и развлечений. Социально-культурная сфера становится активной силой в деле возрождения народного искусства, ремесел, народных игр и других видов национальной культуры. Активизируются националь­но-патриотические факторы воспитания, которые становятся силой, способной противостоять распространению безверия, скептицизма, ци­низма. Развитие патриотизма способствует укреплению сплоченности и единства всех людей. Через национальное идет путь к интернацио­нальному.

Российская Федерация — объединение многих национальных ре­спублик, и в этих условиях большое значение приобретает деятельность различных социально-культурных институтов как элемента развития национальной культуры, межнационального общения, взаимодействия и взаимообогащения национальных культур. Они способствуют даль­нейшему углублению межнациональных отношений, созданию условий свободного развития духовной жизни и языков народов Российской Федерации, равных возможностей культурно-досуговой деятельности для всех национальностей.

В Основах законодательства Российской Федерации о культуре гарантируется право на сохранение и развитие культурно-националь­ной самобытности народов и иных этнических общностей, проживаю­щих на территории Российской Федерации, на защиту, восстановление и сохранение исконной культурно-исторической среды обитания. Всем этническим общностям, компактно проживающим вне своих нацио­нально-государственных образований или не имеющим своей государ­ственности, предоставляется право на культурно-национальную авто­номию.

Национальные культурные центры, национальные общества и зем­лячества вправе разрабатывать и представлять в соответствующие органы государственной власти и управления предложения о сохране­нии и развитии национальной культуры. Они располагают правом проводить фестивали, выставки и другие аналогичные мероприятия, содействовать организации национального краеведения, охране нацио­нально-исторических и культурных памятников, созданию этнографи­ческих и иных музеев. Под их эгидой создаются национальные клубы, студии и коллективы искусства, организуются библиотеки, кружки и студии по изучению национального языка, общероссийские, республи­канские и иные ассоциации.


Особым покровительством государства в отношении сохранения и восстановления культурно-национальной самобытности пользуются ма­лочисленные этнические общности. На них распространяются исклю­чительные меры защиты и стимулирования, предусмотренные феде­ральными государственными программами социально-экономического, экологического, национального и культурного развития.

По инициативе национальных меньшинств с целью содействия в изучении языка, истории, культуры своего народа, сохранения лучших традиций и национальной самобытности, укрепления дружбы и взаи­мопонимания между народами создаются национально-культурные объ­единения исторического, краеведческого, художественно-музыкально­го, спортивно-оздоровительного и другого характера.

При национально-культурных объединениях открываются воскрес­ные школы, где по желанию детей, взрослых изучаются родной язык и родная литература, история народа, его культура.

Воскресные школы финансируются за счет средств национально-культурных объединений, добровольных взносов родителей. Органы культуры и народного образования оказывают национально-культур­ным объединениям необходимую помощь в открытии воскресных школ, бесплатно предоставляют помещения для проведения занятий.

При общеобразовательных школах и других учебно-воспитательных учреждениях по желанию учащихся, родителей также организуются факультативные группы по изучению языка, литературы и истории национальных меньшинств. Работа преподавателей в этих группах оплачивается за счет учебно-воспитательного учреждения.

Сеть не только образовательных, но и культурно-досуговых центров (клубов, библиотек, парков, музеев и др.) формируется с учетом национального состава населения региона, специфического типа рассе­ления национальных групп в границах территории.

Национальный фактор занимает доминирующее место в современ­ной социально-культурной сфере. Расширяется практика межнацио­нального, в том числе внутри- и межсемейного, общения, обмена культурной информацией, художественно-зрелищными и другими про­граммами между национальными территориями, взаимодействия наци­онально-культурных фондов, движений, обществ и других объединений. В помощь социальным работникам издается большое количество пол­ноценных информационно-методических материалов и репертуара на национальных языках, дающих возможность для наиболее полной реализации национально-культурных запросов.

Знание национального языка, этнографии и других элементов на­циональной культуры коренного населения региона является сегодня обязательным условием подготовки квалифицированных кадров куль­турологов, экономистов социально-культурной сферы, организаторов социально-культурной деятельности и народного творчества, социоло­гов культуры, социальных педагогов по работе с детьми и подростками, социальных работников—организаторов семейного досуга.

В ряде цивилизованных стран широко распространены понятия "дискриминация личности, группы людей-инвалидов, имеющих психи-


ческие или физические недостатки", а также "дискриминация человека или группы по расовой принадлежности, по цвету кожи, сексуальным ориентациям, возрасту, религии, национальному происхождению, полити­ческим убеждениям". Подобная дискриминация может проявляться во всех важнейших областях жизни: трудоустройстве и занятости, образо­вании и здравоохранении, жилищно-коммунальном и транспортном обслуживании, отдыхе, общении, пользовании культурными благами. Хотя любой человек может обратиться в суд, если считает, что в нарушение каких-либо положений законодательства он подвергается или рискует быть подвергнутым дискриминации, дело чести социаль­ного работника — организатора СКД предотвратить и исключить возможность подобной дискриминации.

Мы можем и в состоянии расширить выбор досуговых занятий всем членам общества, с особым вниманием относясь к ущербным и угнетен­ным группам и лицам. Одновременно и в сфере социально-культурной деятельности каждый человек вправе рассчитывать на доступ к источ­никам финансирования, службам, возможностям, которые ему требу­ются.

Другим существенным вопросом, имеющим методологическое зна­чение, является вопрос о функциях социально-культурной деятельности

и их классификации.

Эта проблема довольно часто приобретает дискуссионный характер. Поэтому, не настаивая на абсолютности своей трактовки данной темы, авторы открывают перед обучающимися возможность аргументированно отстаивать и свою, даже далеко не адекватную нашей точку зрения.

Слово "функция" фигурирует во многих отраслях знаний, но все оттенки и значения его в конечном счете связаны с его родовым смыслом — "отправление", "деятельность". Подчеркивая объективную обусловленность функций СКД, отметим, что они в своем содержании отражают определенные направления и стороны деятельности как отдельных людей, так и социальных институтов, общностей, движений. Функции определяют природу, специфику и средства достижения цели в социально-культурной деятельности. Они отражают обществен­ные потребности каждого конкретно-исторического этапа развития об­щества и носят объективный характер. Поэтому функции выполняют и роль своеобразного критерия при оценке социально-культурных про­цессов, эффективности работы культурно-досуговых объединений и центров, их социально-преобразующего воздействия на личность. Под­черкивая объективную обусловленность функций, отметим, что они имеют своим содержанием определенные направления и стороны жиз­недеятельности людей.

Исходя из социальных аспектов культурно-досуговой деятельности, можно утверждать, что к ее социальным функциям относятся ее основные сферы и направления, обусловленные социальным назначе­нием в наши дни.

Многочисленные виды досуговой деятельности компенсируют и дополняют друг друга. Противопоставления тут недопустимы. Кроме того, в организации досуговой деятельности мы учитываем интенсифи-


кацию современного производства и ее последствия, необходимость дифференцированного подхода при организации отдыха и условия его успешного применения.

Функции социально-культурной деятельности предполагают макси­мальное развитие самостоятельности, инициативы, предприимчивости населения. Не случайно сегодня многие современные клубы и досуговые объединения представляют собой самодеятельные, самоуправляющиеся творческие организации, создаваемые на основе общности интересов. Интерес обусловливает эффективность процессов взаимообучения и взаимовоспитания, формирования общественного мнения, социально-культурной активности людей.

Противоречия между развивающимися интересами и неспособно­стью многих социально-культурных институтов удовлетворить их из-за запретов и диктата административно-командной системы привели к мощному стихийному развитию любительства, авторских школ, созда­нию неформальных, неконституционных движений, большинство кото­рых посвящает свою деятельность общественно-политической, нравст­венно-эстетической, научно-технической проблематике. Взаимосвязь и взаимозависимость их социальных функций нельзя рассматривать вне целостного процесса формирования личности.

Функции проходят большой путь во времени — от возникновения и становления до полной зрелости. В зависимости от длительности тех •или иных этапов развития социально-культурной деятельности ее функции подразделяются на постоянные, основные, присущие большин­ству социально-культурных институтов, и вспомогательные, времен­ные, которые возникают и исчезают на определенных временных отрезках. Мы остановимся на основных, постоянных функциях соци­ально-культурной деятельности. К ним относятся: развивающая, ин­формационно-просветительная, культуротворческая, рекреативно-оз­доровительная.

Качественную суть социально-культурной деятельности составляет развивающее и неразвлекательное начала. Резкое падение экстенсив­ных статистических показателей участия населения в культурной жиз­ни своего региона свидетельствует о необходимости усиления этих начал, безусловно, стимулирующих социально-культурную активность людей.

Генеральной функцией справедливо называют развивающую функ­цию социально-культурной деятельности. Эта функция рассматривает­ся в едином русле с деятельностью других социально-культурных институтов.

Благодаря своей главенствующей роли развивающая функция свя­зывает в единый узел все остальные функции социально-культурной деятельности. Каждая из этих других функций, имея свою цель и направленность, так или иначе связана с развитием и саморазвитием личности, ее социальным самоутверждением.

Наиболее полно развивающее начало воплощено в информационно-просветительной функции СКД. Под термином "просвещение" в данном случае подразумевается педагогическая, образовательная и самообразо-


вательная деятельность, направленная на духовное обогащение лично­сти, приобретение определенной системы знаний, получение необходи­мой информации.

Эта функция отличается постоянством и всеобщностью. Поскольку процесс просвещения носит непрерывный характер, каждый человек продолжает повышать уровень своего образования в течение всей жизни. Отметим характерные особенности этой функции, отличающие социально-культурную, досуговую деятельность от деятельности инсти­тутов народного образования (школ, вузов, техникумов): 1) информа­ционно-просветительная функция не связана с определенным регламен­том, установленным и обязательным в учебных заведениях, а основана на добровольности, инициативе, самостоятельности самих людей; 2) она обеспечивает более полное удовлетворение разнообразных индивиду­альных досуговых интересов, запросов и предпочтений людей различ­ных возрастов и профессий; 3) она опирается на более широкий, чем в учебных заведениях, арсенал средств, форм и методов приобретения знаний, навыков, умений; 4) она продолжает, дополняет и углубляет знания и информацию, полученные в учебных заведениях и из других

источников.

С этой функцией тесно взаимодействует и культурно-творческая функция социокультурной деятельности! Культуротворческая деятель­ность людей решает целый ряд важных социальных проблем. Прежде всего она в значительной мере компенсирует недостаток возможностей для более полной реализации разносторонних творческих способностей ребенка, подростка, взрослого человека. Такой дефицит весьма распро­странен среди работающих на предприятиях. Кратко остановимся на характеристике таких видов культурно-творческой деятельности масс в условиях свободного времени, как социальное, художественное, науч­но-техническое и самобытное прикладное творчество.

Под социальным творчеством понимается общественная, основанная . на демократических, добровольных началах деятельность людей, свя­занная с осуществлением социальных проектов и инициатив в культурно-досуговой сфере. Сюда мы отнесем участие в различных формах общественного самоуправления сферой культуры, досуга, спорта; рабо­ту в составе инициативных комиссий и групп по подготовке и проведе­нию разнообразных досуговых программ; выполнение эпизодических общественных поручений. Отметим большое влияние социального твор­чества на развитие активности, инициативы не только взрослых, но и

детей.

Самостоятельное художественное творчество характеризуется се­годня сложными и противоречивыми процессами. Следует подчеркнуть, что последние годы отмечены существенными диспропорциями в раз­витии различных видов и жанров художественной самодеятельности. Кризисные тенденции, проявляющиеся в значительном сокращении числа коллективов и занятых в них участников, коснулись традицион­ных и ранее популярных жанров — любительских театров, академиче­ских хоров, оркестров народных инструментов, духовых оркестров, агитбригад и т.д. В то же время резко возрос престиж целого ряда


современных, в первую очередь молодежных, течений в сфере музы­кального, хореографического, нетрадиционных видов любительского, авторского, прикладного творчества.

Особую сферу творческой деятельности представляет научное, тех­ническое творчество, существует сеть учреждений и организаций, активно стимулирующих развитие научно-технического творчества школьников, учащихся техникумов и профтехучилищ, студентов, дру­гих социальных групп населения, станции юных техников и юных натуралистов, постоянно действующие выставки научно-технического творчества, общества изобретателей и рационализаторов, научно-тех­нические общества, центры культуры и техники, сеть периодических изданий, система конкурсов по профессиям и т.д. Среди конкретных проблем, связанных с дальнейшим развитием научно-технического творчества людей в условиях досуга, следует назвать обеспечение материально-технических условий, подбор руководителей, поиск наи­более оптимальных форм организации занятий.

Прикладным творчеством являются фольклор, различные виды народных промыслов и ремесел.

Основной акцент в фольклорно-этнографической деятельности де­лается на создание и развитие в регионе сети центров и пунктов (мастерских, артелей, кооперативов), работающих на материале мест­ных культурных традиций и ремесел и опирающихся на местные • ресурсы и общественную инициативу. Фольклорно-этнографическая деятельность является результатом такой региональной социально-культурной политики, которая вместо демонстрации и трансляции готовых образцов культуры и искусства направлена на активное куль-туротворчество самого населения. Это культуротворчество характери­зуется ростом социально-культурной активности детей, подростков и взрослых, опорой на местные обычаи, традиции, этнические нормы и оценки, укреплением социальных связей и формированием культурного облика, самобытного "культурного лица" своего края, города, селения.

Фольклорное движение, объективно связанное с повышением пре­стижа местных культурных традиций (особенно среди подростков и молодежи), охватывает многочисленные слои населения.

Одним из приоритетных направлений культуротворческой деятель­ности является и работа по сохранению, поддержанию и развитию художественных и бытовых ремесел. Под художественным ремеслом обычно подразумевают изготовление материальных вещей (предметов), которые обладают особыми, часто неповторимыми эстетическими каче­ствами и содержанием. Наряду с народными обычаями и обрядами, фольклором, традиционными национальными и местными праздниками ремесла относятся к памятникам культуры, представляют собой орга­ничную часть культурного населения.

Специфической функцией социально-культурной деятельности яв­ляется рекреативно-оздоровительная функция. По существу, она состо­ит в разработке и осуществлении множества развлекательных, игровых, оздоровительных досуговых программ для различных групп населения, причем с целью восстановления сил, затраченных в процессе труда,


устранения производственного напряжения и одновременно развиваю­щего воздействия. Именно поэтому при разработке программ организа­торы учитывают и характер труда, его объем и уровень интенсивности, потребности людей в тех или иных видах досуговой деятельности.

Рекреативно-оздоровительная функция по содержанию и характеру ориентирована на досуг активный и пассивный, организованный (за­программированный) и неорганизованный, коллективный (в том числе семейный) и индивидуальный. В любом случае организаторы стремятся к созданию рациональных, активных видов рекреации, основанных на добровольном, но управляемом общении. Общим признаком для всех видов рекреации является создание среды для регулярного, неформаль­ного общения людей, игровой деятельности, танцев, проведения зре­лищных мероприятий, занятий любительских объединений и клубов по интересам, реализации программ выходного дня, включающих в себя экскурсии, соревнования и т.д.

Осуществление рекреативно-оздоровительной функции требует ус­тановления тесных контактов и взаимодействия организаторов с широ­ким кругом партнеров в лице творческих, экскурсионно-туристских, бытовых учреждений, умения учитывать самые, неожиданные житей­ские ситуации.

Социальные функции сложились на основе многолетнего опыта, накопленного культурно-досуговой сферой. Именно они в своей сово­купности образуют само понятие социально-культурной деятельности. Соседствуя друг с другом, они в основном остаются постоянными величинами в процессе проектирования и реализации досуговых заня­тий. Взаимодействуя, эти функции образуют систему культурно-про­светительных учреждений.

На практике знание социально-культурной деятельности необходи­мо для того, чтобы совершенствовать, улучшать организацию досуговой сферы, исключить из нее элементы случайности, сократить ненужные затраты времени, рациональнее использовать кадровые ресурсы. Знание этих функций создает благоприятную возможность для обогащения сотрудничества государственных, общественных, частных предприни­мательских структур сферы досуга. Объективной основой укрепления их взаимодействия служит выявление у различных типов социально-культурных институтов совпадающих или частично сходных функций.


 


Глава вторая

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.