|
Принципы и функции социально-культурной деятельности
Анализ и оценка содержания социально-культурной деятельности (СКД) осуществляются сегодня, как правило, в двух направлениях: • во-первых, с позиций нынешней социокультурной ситуации в обществе и состояния досуговой сферы; во-вторых, применительно к конкретным локальным (региональным) социально-культурным условиям, присущим определенному краю, области, городу, району, тому или иному селению. В то же время существуют и некоторые общие закономерности, характерные для этого вида общественной практики.
В настоящее время формируется новая система принципов социально-культурной деятельности. Происходит их существенная трансформация, обусловленная новой социально-культурной ситуацией, изменением в политической и экономической жизни общества, процессами демократизации и гуманизации, изменяющимися потребностями и интересами людей. Среди принципов социально-культурной деятельности правомерно выделить следующие:
принцип приоритета общечеловеческих интересов над классово-сословными в процессе освоения духовных и нравственных ценностей;
принцип всеобщего массового культуротворчества, самоорганизации, самоутверждения личности как доминирующего признака;
принцип гуманизации содержания и всего воспитательного потенциала, их всеобъемлющего подчинения интересам, потребностям и установкам личности;
принцип диалектического единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, традиций и инноваций;
принцип общественно-государственного соуправления СКД, обеспечения децентрализации и суверенности региональной политики в социально-культурной сфере.
В современных принципах социально-культурной деятельности нашло отражение провозглашение ООН и ЮНЕСКО Всемирное десятилетие (1988—1997-гг.) развития культур. В рамках Десятилетия осуществляется широкая программа по реализации политики в области культуры, обеспечению активного участия населения в культурной деятельности, выделению культурного аспекта развития и утверждения культурной самобытности каждого народа.
Программа Десятилетия развития культур ставит целью возродить концепцию культуры в современном обществе и повысить ее значение, добиваясь того, чтобы к ней был проявлен такой же интерес со стороны правительственных и неправительственных учреждений и организаций, как к экономическому развитию и социальному благосостоянию.
В качестве ключевых областей и приоритетных видов деятельности в рамках Десятилетия развития культур ООН и Юнеско определены следующие: учет культурного аспекта развития; связь между культурой, наукой и техникой; сохранение культурного достояния; человек и средства массовой информации; участие в культурной жизни и развитии; стимулирование творчества и созидания в области искусств. Для оценки хода реализации программ Десятилетия рекомендован целый ряд критериев. Среди них учет местных условий при определении потребностей и ресурсов в сфере культуры; придание новаторского характера обычным методам и средствам культурно-досуговой деятельности; получение предполагаемого социального эффекта; развитие междисциплинарных связей и обеспечение тесной связи научно-исследовательской деятельности с практикой культурного развития; объединение средств для осуществления смежных или аналогичных проектов, представляющих интерес для ряда партнеров.
Для современной социокультурной ситуации характерны .раскрепощение и развитие общественного сознания на основе гласности и демократизации, выработка конструктивных решений развития общества путем всенародного обсуждения воспитания чувства ответственности за судьбу государства. Приоритетное место в общественном сознании, мышлении принадлежит сегодня гуманизации, переоценке сложившихся стереотипов, преодолению догматизма, психологии иждивенчества и уравниловки, воинствующей категоричности в оценках явлений общественной жизни, нетерпимости к иному мнению. Демократизация предполагает и формирование новой политической психологии — терпимости, умения вести диалог, выслушивать критику, уважения мнений меньшинства и понимания особенностей обыденного сознания.
Культурно-досуговые центры в условиях политического плюрализма способны стать своеобразными плацдармами, на которых будут разворачивать свои силы различные политические формирования, борющиеся друг с другом за влияние на массы. Речь идет о весьма широкой общественно-политической работе с использованием демократических средств в рамках действующих законов. Такая работа осуществляется
в форме открытого политического диалога. Победа здесь за тем, кто наилучшим образом представляет и защищает интересы народа. Взаимодействие устанавливается со всеми движениями, партиями, союзами и ассоциациями. Организуя эту работу, культурно-досуговые центры помогают введению в нормальное демократически-правовое русло во многом пока стихийно реализующегося политического творчества трудящихся, придают более четкую направленность общественно-политическим инициативам.
В новых условиях клубы, общественные центры и другие социокультурные институты становятся носителями и активными проводниками идей политического консенсуса. Методике характерных для организационного досуга бесед, обсуждений, дискуссий, диспутов присуще использование их как эффективной формы современного поиска истины. Здесь обеспечивается атмосфера бережного отношения к каждому мнению, к каждой идее, сопоставления различных точек зрения и подходов, откровенного и делового обмена. Результатом этой работы является консолидация всех сил, которым дороги цели перестройки, идеалы свободного, демократического общества.
Говоря о межнациональных отношениях, необходимо рассматривать их как сложное социально-психологическое явление. Эти отношения в определенной мере затрагивают систему моральных норм и нравственных ценностей, сегодня они составляют и основу межнациональных отношений.
Социальный работник, занятый в культурно-досуговой сфере, должен хорошо ориентироваться в объективных и субъективных факторах, влияющих на природу межнациональных отношений. Деформации в экономике, нарушения социальной справедливости, диспропорции трудовых ресурсов между суверенными республиками, расхождения в социокультурной инфраструктуре, нарушения в вопросах подготовки и расстановки кадров, недостаточное внимание в ряде случаев к культурным, языковым, бытовым интересам отдельных групп в национальных регионах в условиях миграции во многом предопределяют реальные национальные отношения на личностном уровне.
В условиях НТР и развития средств массовой коммуникации интенсивную интернационализацию культуры сопровождает процесс возрождения национальной культуры, народных традиций. В содержании социально-культурной деятельности происходит актуализация национальных форм традиционной культуры и общечеловеческих ценностей.
Национальное самоопределение сопровождается неизбежной дифференциацией социально-культурных процессов, тщательным учетом национальных особенностей.
Нарушение самого принципа национального самоопределения в периоды сталинизма и застоя привело к тому, что культура многих наций и народностей оказалась оторванной от своих национальных корней, а верх взяла идея всеобщего национального самоотречения. Явно ошибочный курс на всемирную денационализацию культуры имел своим результатом утрату национального самосознания.
В современных условиях восстанавливается историческая преемственность культуры на почве национальных традиций. Преодолевается девальвация культурных ценностей. Возрождается утерянная историческая память. Ликвидируются вредные последствия денационализации культурно-досуговой деятельности. Осуществляется отказ от усредненного, унифицированного, однообразного культурно-досугового института, не имеющего своего национального лица. Организаторы социально-культурной деятельности непосредственно опираются на все полезное, что имеется в активе возрождаемых народных традиций.
Особое внимание в этой связи уделяется восстановлению во многом утраченной системы праздников, обрядности, традиционных форм отдыха и развлечений. Социально-культурная сфера становится активной силой в деле возрождения народного искусства, ремесел, народных игр и других видов национальной культуры. Активизируются национально-патриотические факторы воспитания, которые становятся силой, способной противостоять распространению безверия, скептицизма, цинизма. Развитие патриотизма способствует укреплению сплоченности и единства всех людей. Через национальное идет путь к интернациональному.
Российская Федерация — объединение многих национальных республик, и в этих условиях большое значение приобретает деятельность различных социально-культурных институтов как элемента развития национальной культуры, межнационального общения, взаимодействия и взаимообогащения национальных культур. Они способствуют дальнейшему углублению межнациональных отношений, созданию условий свободного развития духовной жизни и языков народов Российской Федерации, равных возможностей культурно-досуговой деятельности для всех национальностей.
В Основах законодательства Российской Федерации о культуре гарантируется право на сохранение и развитие культурно-национальной самобытности народов и иных этнических общностей, проживающих на территории Российской Федерации, на защиту, восстановление и сохранение исконной культурно-исторической среды обитания. Всем этническим общностям, компактно проживающим вне своих национально-государственных образований или не имеющим своей государственности, предоставляется право на культурно-национальную автономию.
Национальные культурные центры, национальные общества и землячества вправе разрабатывать и представлять в соответствующие органы государственной власти и управления предложения о сохранении и развитии национальной культуры. Они располагают правом проводить фестивали, выставки и другие аналогичные мероприятия, содействовать организации национального краеведения, охране национально-исторических и культурных памятников, созданию этнографических и иных музеев. Под их эгидой создаются национальные клубы, студии и коллективы искусства, организуются библиотеки, кружки и студии по изучению национального языка, общероссийские, республиканские и иные ассоциации.
Особым покровительством государства в отношении сохранения и восстановления культурно-национальной самобытности пользуются малочисленные этнические общности. На них распространяются исключительные меры защиты и стимулирования, предусмотренные федеральными государственными программами социально-экономического, экологического, национального и культурного развития.
По инициативе национальных меньшинств с целью содействия в изучении языка, истории, культуры своего народа, сохранения лучших традиций и национальной самобытности, укрепления дружбы и взаимопонимания между народами создаются национально-культурные объединения исторического, краеведческого, художественно-музыкального, спортивно-оздоровительного и другого характера.
При национально-культурных объединениях открываются воскресные школы, где по желанию детей, взрослых изучаются родной язык и родная литература, история народа, его культура.
Воскресные школы финансируются за счет средств национально-культурных объединений, добровольных взносов родителей. Органы культуры и народного образования оказывают национально-культурным объединениям необходимую помощь в открытии воскресных школ, бесплатно предоставляют помещения для проведения занятий.
При общеобразовательных школах и других учебно-воспитательных учреждениях по желанию учащихся, родителей также организуются факультативные группы по изучению языка, литературы и истории национальных меньшинств. Работа преподавателей в этих группах оплачивается за счет учебно-воспитательного учреждения.
Сеть не только образовательных, но и культурно-досуговых центров (клубов, библиотек, парков, музеев и др.) формируется с учетом национального состава населения региона, специфического типа расселения национальных групп в границах территории.
Национальный фактор занимает доминирующее место в современной социально-культурной сфере. Расширяется практика межнационального, в том числе внутри- и межсемейного, общения, обмена культурной информацией, художественно-зрелищными и другими программами между национальными территориями, взаимодействия национально-культурных фондов, движений, обществ и других объединений. В помощь социальным работникам издается большое количество полноценных информационно-методических материалов и репертуара на национальных языках, дающих возможность для наиболее полной реализации национально-культурных запросов.
Знание национального языка, этнографии и других элементов национальной культуры коренного населения региона является сегодня обязательным условием подготовки квалифицированных кадров культурологов, экономистов социально-культурной сферы, организаторов социально-культурной деятельности и народного творчества, социологов культуры, социальных педагогов по работе с детьми и подростками, социальных работников—организаторов семейного досуга.
В ряде цивилизованных стран широко распространены понятия "дискриминация личности, группы людей-инвалидов, имеющих психи-
ческие или физические недостатки", а также "дискриминация человека или группы по расовой принадлежности, по цвету кожи, сексуальным ориентациям, возрасту, религии, национальному происхождению, политическим убеждениям". Подобная дискриминация может проявляться во всех важнейших областях жизни: трудоустройстве и занятости, образовании и здравоохранении, жилищно-коммунальном и транспортном обслуживании, отдыхе, общении, пользовании культурными благами. Хотя любой человек может обратиться в суд, если считает, что в нарушение каких-либо положений законодательства он подвергается или рискует быть подвергнутым дискриминации, дело чести социального работника — организатора СКД предотвратить и исключить возможность подобной дискриминации.
Мы можем и в состоянии расширить выбор досуговых занятий всем членам общества, с особым вниманием относясь к ущербным и угнетенным группам и лицам. Одновременно и в сфере социально-культурной деятельности каждый человек вправе рассчитывать на доступ к источникам финансирования, службам, возможностям, которые ему требуются.
Другим существенным вопросом, имеющим методологическое значение, является вопрос о функциях социально-культурной деятельности
и их классификации.
Эта проблема довольно часто приобретает дискуссионный характер. Поэтому, не настаивая на абсолютности своей трактовки данной темы, авторы открывают перед обучающимися возможность аргументированно отстаивать и свою, даже далеко не адекватную нашей точку зрения.
Слово "функция" фигурирует во многих отраслях знаний, но все оттенки и значения его в конечном счете связаны с его родовым смыслом — "отправление", "деятельность". Подчеркивая объективную обусловленность функций СКД, отметим, что они в своем содержании отражают определенные направления и стороны деятельности как отдельных людей, так и социальных институтов, общностей, движений. Функции определяют природу, специфику и средства достижения цели в социально-культурной деятельности. Они отражают общественные потребности каждого конкретно-исторического этапа развития общества и носят объективный характер. Поэтому функции выполняют и роль своеобразного критерия при оценке социально-культурных процессов, эффективности работы культурно-досуговых объединений и центров, их социально-преобразующего воздействия на личность. Подчеркивая объективную обусловленность функций, отметим, что они имеют своим содержанием определенные направления и стороны жизнедеятельности людей.
Исходя из социальных аспектов культурно-досуговой деятельности, можно утверждать, что к ее социальным функциям относятся ее основные сферы и направления, обусловленные социальным назначением в наши дни.
Многочисленные виды досуговой деятельности компенсируют и дополняют друг друга. Противопоставления тут недопустимы. Кроме того, в организации досуговой деятельности мы учитываем интенсифи-
кацию современного производства и ее последствия, необходимость дифференцированного подхода при организации отдыха и условия его успешного применения.
Функции социально-культурной деятельности предполагают максимальное развитие самостоятельности, инициативы, предприимчивости населения. Не случайно сегодня многие современные клубы и досуговые объединения представляют собой самодеятельные, самоуправляющиеся творческие организации, создаваемые на основе общности интересов. Интерес обусловливает эффективность процессов взаимообучения и взаимовоспитания, формирования общественного мнения, социально-культурной активности людей.
Противоречия между развивающимися интересами и неспособностью многих социально-культурных институтов удовлетворить их из-за запретов и диктата административно-командной системы привели к мощному стихийному развитию любительства, авторских школ, созданию неформальных, неконституционных движений, большинство которых посвящает свою деятельность общественно-политической, нравственно-эстетической, научно-технической проблематике. Взаимосвязь и взаимозависимость их социальных функций нельзя рассматривать вне целостного процесса формирования личности.
Функции проходят большой путь во времени — от возникновения и становления до полной зрелости. В зависимости от длительности тех •или иных этапов развития социально-культурной деятельности ее функции подразделяются на постоянные, основные, присущие большинству социально-культурных институтов, и вспомогательные, временные, которые возникают и исчезают на определенных временных отрезках. Мы остановимся на основных, постоянных функциях социально-культурной деятельности. К ним относятся: развивающая, информационно-просветительная, культуротворческая, рекреативно-оздоровительная.
Качественную суть социально-культурной деятельности составляет развивающее и неразвлекательное начала. Резкое падение экстенсивных статистических показателей участия населения в культурной жизни своего региона свидетельствует о необходимости усиления этих начал, безусловно, стимулирующих социально-культурную активность людей.
Генеральной функцией справедливо называют развивающую функцию социально-культурной деятельности. Эта функция рассматривается в едином русле с деятельностью других социально-культурных институтов.
Благодаря своей главенствующей роли развивающая функция связывает в единый узел все остальные функции социально-культурной деятельности. Каждая из этих других функций, имея свою цель и направленность, так или иначе связана с развитием и саморазвитием личности, ее социальным самоутверждением.
Наиболее полно развивающее начало воплощено в информационно-просветительной функции СКД. Под термином "просвещение" в данном случае подразумевается педагогическая, образовательная и самообразо-
вательная деятельность, направленная на духовное обогащение личности, приобретение определенной системы знаний, получение необходимой информации.
Эта функция отличается постоянством и всеобщностью. Поскольку процесс просвещения носит непрерывный характер, каждый человек продолжает повышать уровень своего образования в течение всей жизни. Отметим характерные особенности этой функции, отличающие социально-культурную, досуговую деятельность от деятельности институтов народного образования (школ, вузов, техникумов): 1) информационно-просветительная функция не связана с определенным регламентом, установленным и обязательным в учебных заведениях, а основана на добровольности, инициативе, самостоятельности самих людей; 2) она обеспечивает более полное удовлетворение разнообразных индивидуальных досуговых интересов, запросов и предпочтений людей различных возрастов и профессий; 3) она опирается на более широкий, чем в учебных заведениях, арсенал средств, форм и методов приобретения знаний, навыков, умений; 4) она продолжает, дополняет и углубляет знания и информацию, полученные в учебных заведениях и из других
источников.
С этой функцией тесно взаимодействует и культурно-творческая функция социокультурной деятельности! Культуротворческая деятельность людей решает целый ряд важных социальных проблем. Прежде всего она в значительной мере компенсирует недостаток возможностей для более полной реализации разносторонних творческих способностей ребенка, подростка, взрослого человека. Такой дефицит весьма распространен среди работающих на предприятиях. Кратко остановимся на характеристике таких видов культурно-творческой деятельности масс в условиях свободного времени, как социальное, художественное, научно-техническое и самобытное прикладное творчество.
Под социальным творчеством понимается общественная, основанная . на демократических, добровольных началах деятельность людей, связанная с осуществлением социальных проектов и инициатив в культурно-досуговой сфере. Сюда мы отнесем участие в различных формах общественного самоуправления сферой культуры, досуга, спорта; работу в составе инициативных комиссий и групп по подготовке и проведению разнообразных досуговых программ; выполнение эпизодических общественных поручений. Отметим большое влияние социального творчества на развитие активности, инициативы не только взрослых, но и
детей.
Самостоятельное художественное творчество характеризуется сегодня сложными и противоречивыми процессами. Следует подчеркнуть, что последние годы отмечены существенными диспропорциями в развитии различных видов и жанров художественной самодеятельности. Кризисные тенденции, проявляющиеся в значительном сокращении числа коллективов и занятых в них участников, коснулись традиционных и ранее популярных жанров — любительских театров, академических хоров, оркестров народных инструментов, духовых оркестров, агитбригад и т.д. В то же время резко возрос престиж целого ряда
современных, в первую очередь молодежных, течений в сфере музыкального, хореографического, нетрадиционных видов любительского, авторского, прикладного творчества.
Особую сферу творческой деятельности представляет научное, техническое творчество, существует сеть учреждений и организаций, активно стимулирующих развитие научно-технического творчества школьников, учащихся техникумов и профтехучилищ, студентов, других социальных групп населения, станции юных техников и юных натуралистов, постоянно действующие выставки научно-технического творчества, общества изобретателей и рационализаторов, научно-технические общества, центры культуры и техники, сеть периодических изданий, система конкурсов по профессиям и т.д. Среди конкретных проблем, связанных с дальнейшим развитием научно-технического творчества людей в условиях досуга, следует назвать обеспечение материально-технических условий, подбор руководителей, поиск наиболее оптимальных форм организации занятий.
Прикладным творчеством являются фольклор, различные виды народных промыслов и ремесел.
Основной акцент в фольклорно-этнографической деятельности делается на создание и развитие в регионе сети центров и пунктов (мастерских, артелей, кооперативов), работающих на материале местных культурных традиций и ремесел и опирающихся на местные • ресурсы и общественную инициативу. Фольклорно-этнографическая деятельность является результатом такой региональной социально-культурной политики, которая вместо демонстрации и трансляции готовых образцов культуры и искусства направлена на активное куль-туротворчество самого населения. Это культуротворчество характеризуется ростом социально-культурной активности детей, подростков и взрослых, опорой на местные обычаи, традиции, этнические нормы и оценки, укреплением социальных связей и формированием культурного облика, самобытного "культурного лица" своего края, города, селения.
Фольклорное движение, объективно связанное с повышением престижа местных культурных традиций (особенно среди подростков и молодежи), охватывает многочисленные слои населения.
Одним из приоритетных направлений культуротворческой деятельности является и работа по сохранению, поддержанию и развитию художественных и бытовых ремесел. Под художественным ремеслом обычно подразумевают изготовление материальных вещей (предметов), которые обладают особыми, часто неповторимыми эстетическими качествами и содержанием. Наряду с народными обычаями и обрядами, фольклором, традиционными национальными и местными праздниками ремесла относятся к памятникам культуры, представляют собой органичную часть культурного населения.
Специфической функцией социально-культурной деятельности является рекреативно-оздоровительная функция. По существу, она состоит в разработке и осуществлении множества развлекательных, игровых, оздоровительных досуговых программ для различных групп населения, причем с целью восстановления сил, затраченных в процессе труда,
устранения производственного напряжения и одновременно развивающего воздействия. Именно поэтому при разработке программ организаторы учитывают и характер труда, его объем и уровень интенсивности, потребности людей в тех или иных видах досуговой деятельности.
Рекреативно-оздоровительная функция по содержанию и характеру ориентирована на досуг активный и пассивный, организованный (запрограммированный) и неорганизованный, коллективный (в том числе семейный) и индивидуальный. В любом случае организаторы стремятся к созданию рациональных, активных видов рекреации, основанных на добровольном, но управляемом общении. Общим признаком для всех видов рекреации является создание среды для регулярного, неформального общения людей, игровой деятельности, танцев, проведения зрелищных мероприятий, занятий любительских объединений и клубов по интересам, реализации программ выходного дня, включающих в себя экскурсии, соревнования и т.д.
Осуществление рекреативно-оздоровительной функции требует установления тесных контактов и взаимодействия организаторов с широким кругом партнеров в лице творческих, экскурсионно-туристских, бытовых учреждений, умения учитывать самые, неожиданные житейские ситуации.
Социальные функции сложились на основе многолетнего опыта, накопленного культурно-досуговой сферой. Именно они в своей совокупности образуют само понятие социально-культурной деятельности. Соседствуя друг с другом, они в основном остаются постоянными величинами в процессе проектирования и реализации досуговых занятий. Взаимодействуя, эти функции образуют систему культурно-просветительных учреждений.
На практике знание социально-культурной деятельности необходимо для того, чтобы совершенствовать, улучшать организацию досуговой сферы, исключить из нее элементы случайности, сократить ненужные затраты времени, рациональнее использовать кадровые ресурсы. Знание этих функций создает благоприятную возможность для обогащения сотрудничества государственных, общественных, частных предпринимательских структур сферы досуга. Объективной основой укрепления их взаимодействия служит выявление у различных типов социально-культурных институтов совпадающих или частично сходных функций.
Глава вторая
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|