|
Субъекты социально-культурной деятельности
К субъектам социально-культурной деятельности относятся многочисленные социально-культурные институты, учреждения и организации, с помощью которых осуществляются накопление и трансляция (передача) культурного опыта, освоение культурных форм общественной жизни, приобретение громадного объема культурологических знаний.
"Социально-культурные институты" — одно, из ключевых понятий курса. В самом широком смысле оно относится к любому из государственных, общественных образований (центров, комплексов, одно- или многопрофильных организаций, учреждений и т.д.), обладающих социальной значимостью, целенаправленностью, организованной структурой, достаточной временной устойчивостью.
Попытаемся конкретизировать понятие "социально-культурный институт" применительно к целям и содержанию предмета социально-культурной деятельности. Философия под социальным институтом понимает элемент социальной структуры, исторические формы организации и регулирования общественной жизни . Прежде всего необходимо подчеркнуть широкий диапазон термина "социально-культурный институт". Им обозначаются семья, государственные и муниципальные структуры, производственные объединения и предприятия, негосударственные общественные и коммерческие организации, система народного образования, средства массовой информации и многочисленные специальные учреждения социально-культурного профиля: театры, музеи, концертные и выставочные залы, цирки и другие концертно-зрелищные учреждения, клубы и библиотеки, спортивно-оздоровительные, курортно-санаторные учреждения и т.д.
Каждый из этих институтов придает совместной социально-культурной деятельности людей качественную определенность, значимость как для отдельной личности, так и для групп людей, для общества в целом.
Суть социально-культурного института состоит в том, что он организованно объединяет людей для совместной деятельности по удовлетворению социально-культурных потребностей человека или решению конкретных социально-культурных задач. Подобное целостное образование, возникающее и функционирующее, как правило, в сфере досуга, и называется социально-культурным институтом.
' См.: Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 209. 50
Однако среди социально-культурных институтов существует внутренняя градация. Одни из них официально учреждены и организационно оформлены (например, система общего образования, система специального, профессионального образования, сеть клубных, библиотечных и других культурно-досуговых учреждений), имеют общественную значимость и выполняют свои функции в масштабах всего общества, в широком социально-культурном контексте. Другие не учреждаются специально, а складываются постепенно в процессе длительной совместной социально-культурной деятельности, часто составляющем целую историческую эпоху. К ним, например, относятся возникающие на групповом, локальном уровне многочисленные неформальные объединения и досуговые общности, традиционные праздники, обряды, ритуалы и другие своеобразные социально-культурные стереотипные формы. Они добровольно избираются теми или иными социально-культурными группами: детьми, подростками, молодежью, жителями микрорайона, студентами, военными и т.д.
Таким образом, массу и официально "узаконенных", и стихийно сложившихся общественных институтов неправомерно делить либо на только социальные, либо на только культурные. По своей сути они одновременно и социальные, и культурные структуры.
Традиции, обычаи, обряды, ритуалы, бытующие в том или ином регионе, представляют собой крайне подвижную, динамичную социально-культурную структуру. Именно здесь, в каждой социально значимой ситуации, происходит активный взаимообмен индивидуальным и коллективным опытом. Многие обряды и ритуалы как бы провозглашают изменение социального статуса каждого члена сообщества. Например, свадьба является свидетельством общественного признания новой семьи; ритуал крещения способствует сохранению чувства принадлежности человека к сообществу верующих; традиционная клятва Гиппократа рождает у молодых медиков ощущение коллективной сопричастности к исполнению своего профессионального долга.
Каждый из традиционных обрядов и ритуалов привносит что-то свое, очень важное и необходимое в духовную жизнь сообщества, социальной группы, слоя, отдельно взятой семьи. Благодаря традициям, обрядам, ритуалам складываются определенные навыки поведения и общения людей в социально значимых обыденных ситуациях. Причем эти навыки распространяются на все виды и способы социально-культурной деятельности, воспитания детей, проведения досуга и т.п.
Взаимодействие субъектов социально-культурной деятельности предполагает их единство в решении той или иной острой проблемы, как, например, социальная реабилитация инвалидов средствами куль туры и искусства. Реализация социокультурной политики по отноше- нию к инвалидам осуществляется на нескольких уровнях. Первый — государственный, бюджетный, поскольку в социальной реабилитации участвуют массовые и специализированные учреждения культуры и образования — клубы, библиотеки, школы-интернаты, театры и др. Второй уровень — негосударственный, неформальный — многочислен- ные общественные организации, занятые социально-культурной дея- 4* 51
тельностью среди инвалидов и их семей, главным образом по месту жительства. Это благотворительные фонды и организации, досуговые, спортивные, реабилитационные центры, клубы и т.д. Третий уровень общения — семья, на которой лежит нелегкая, но святая обязанность, связанная с досугом и духовным ростом людей больных, с физическими недостатками.
Несовершенство социокультурной политики по отношению к инвалидам во многом объясняется тем, что в обществе пока не сложилась многоуровневая система социальной реабилитации инвалидов средствами культуры и искусства, не определено необходимое соотношение федеральных и местных, региональных сил, средств и полномочий.
Многочисленные социальные институты, действующие в обществе, тесно связаны не только с экономической, социально-политической, но и с духовной сферой жизни людей. Чрезвычайно важная сторона их деятельности — непрерывно возрастающая социально-культурная функция, осуществляемая ими как в общегосударственном, так и в местном, локальном масштабе — в производственной, учебно-воспитательной, бытовой, досуговых сферах. При этом одни социальные институты и объединения по характеру своей деятельности целиком или в большей степени связаны с культурно-досуговой сферой, другие — косвенно или» в меньшей степени. Каждый общественный институт, имея свое назначение, действует в социально-культурной сфере в рамках только ему присущих функций, отличающих его от других институтов. Однако эта обособленность относительна: каждый из них, непосредственно и прямо или опосредованно входя в социально-культурную сферу, обладает широкими возможностями для творческих связей и сотрудничества с государственными, общественными, частными, кооперативными структурами.
Организационные формы взаимодействия социально-культурных институтов разнообразны. Это заключение на региональном уровне договоров, контрактов, соглашений по "освоению" социально-культурной сферы, проведение совместных мероприятий, широкое представление общественных организаций в административных и общественных органах руководства культурно-просветительной работой, благотворительная помощь нуждающимся организациям со стороны государственных органов и учреждений культуры в реализации их культурно-просветительных, воспитательных функций.
Однако уровень взаимосвязей различных социально-культурных институтов в регионах далеко не одинаков. Выделяют несколько наиболее характерных показателей этого уровня: связи прочны и постоянны; связи содержательны и предметны; контакты носят эпизодический характер; партнеры почти не сотрудничают; партнеры работают вообще обособлено.
Причинами эпизодичности контактов между социально-культурными институтами региона являются, как правило, отсутствие ясного представления о содержании и формах совместной работы, малый опыт этого сотрудничества, отсутствие четкой программы, недостаточность внимания со стороны муниципальных органов и т.д.
В современном процессе развития и укрепления сотрудничества многочисленных общностей и структур социально-культурной сферы; можно выделить две тенденции. С одной стороны, каждый социально-культурный институт, исходя из своего профиля и характера, стремится максимально активизировать свои творческие и коммерческие возможности, с другой — усиливаются их совместные, согласованные и скоординированные действия на основе общих, совпадающих функций социально-культурной деятельности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|