Сделай Сам Свою Работу на 5

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ





15. Социальные технологии в сфере культуры и досуга

Методики (технологии), применяемые в учебном процессе, являют­ся механизмами реализации теории в практику социально-педагогиче­ской деятельности.

К настоящему времени технологии, наработанные в сфере культуры и досуга, приобрели общесоциальное значение, превратились в соци­альные технологии. Представляется правомерным определение социаль­ных технологий как средства обмена человеческими способностями и потребностями, между духовным и материальным производством1. При­мером исторически первых социальных технологий могут служить национальные традиционные обрядово-ритуальные формы, а в совре­менной социально-педагогической практике — экспериментальные школьные программы (Д. Кабалевский, Б. Неменский и др.), комплек­сные программы эстетического и художественного воспитания, развития народного творчества, охраны памятников истории и культуры, органи­зации семейного досуга и т.д. Деятельность многих современных соци­ально-культурных институтов является базой для создания прогрессив­ных социальных технологий. Формируются или проектируются они, как правило, ситуативно, в зависимости от ряда факторов, в частности наличия и состава существующих центров просвещения, культуры, искусства, спорта на данной территории, характера общественных досуговых инициатив населения и условий для их практической реали­зации, социально-демографических, экономических, этнических и дру­гих ситуаций в регионе.



Разработка социальных технологий в сфере культуры и досуга связана с определенными сложностями, поскольку сама эта сфера отличается динамизмом, имеет социально открытый характер, в ней действует большое количество разнопрофильных социальных инс­титутов со своими специфическими особенностями. Известен, на­пример, сложный процесс разработки и внедрения социальной тех­нологии использования хозрасчетных механизмов в практике культурно-досуговых центров. Конкретным результатом реализации этой технологии стало создание разнообразных предприниматель­ских, коммерческих структур, территориальных фондов культуры и




искусства на уровне республики, области, края, района, города.

Прежде всего необходимо иметь представление о сущности общей технологии социально-культурной деятельности и ее соотношении с функциональными, частными и отраслевыми методиками.

Общая технология охватывает основные закономерности разработки и использования средств, форм и методов в целом, наиболее типичные условия и универсальные способы социально-культурной деятельности.

В процессе социально-культурной деятельности используется мно­жество методов, с помощью которых формируется и интенсивно осва­ивается досуговая среда. К ним относятся экономические, правовые, организационные, педагогические, психологические и социально-пси­хологические методы.

В основе социально-культурных технологий лежит программно-це­левой принцип. Формирование и реализация этих технологий опреде­ляется социальным заказом. Социальный заказ делает необходимой педагогически правильную постановку и "инструментовку" целей и задач социально-культурной деятельности. Цель выступает как способ интеграции различных действий и усилий различных субъектов досуга в определенной последовательности. Поскольку социально-культурная деятельность многофункциональна, вычленить ее цели и задачи сложно. Здесь прибегают к построению иерархических ступеней ("дерева це­лей", "пирамиды целей") в постановке целей и задач деятельности. Цели выдвигаются с точки зрения конкретных задач, стоящих перед регионом, с учетом специфики и возможностей конкретного социально-культурного института, запросов и интересов социально-демографиче­ских групп населения, характера их трудовой деятельности и производ­ственных условий, с учетом координации усилий с другими социальны­ми структурами и институтами, определенных временных циклов: суточного (утреннее, дневное, вечернее время), недельного (ежеднев­ного и воскресных дней), отпускного времени.



Знание технологии диктуется многосубъективностью социально-культурной деятельности. Кроме государственных структур и специа­листов, профессионально занимающихся в этой сфере, в качестве ее постоянных субъектов выступают многочисленные общественные и религиозные организации, неформальные группы и инициативные дви­жения, разнообразные коммерческие, кооперативные, малые и другие предприятия. Во многих случаях социально-культурная деятельность является конкретным результатом, очевидным следствием частных, индивидуальных инициатив и починов.

Вся эта масса субъектов, задействованных в досуговой сфере, изби­рательно использует социально-культурную технологию. Здесь, следо­вательно, уместно говорить о множестве технологий, обладающих специфическими, характерными особенностями.

Функциональные (отраслевые) методики содержат обширный банк технологических данных, информации "ноу хау" для отдельных видов развивающей социально-культурной деятельности в области просвеще­ния, творчества, активного отдыха, спорта и развлечений.

 


Социально дифференцированные (или частные) методики охваты­вают технологические блоки организации культурно-досуговой деятель­ности различных социально-демографических групп населения.

Методика (технология) социально-культурной деятельности в це­лом, как совокупность общей, функциональных и социально-дифферен­цированных методик, постоянно пополняется и обогащается за счет как исторического, так и современного опыта, накопленного в сфере куль­туры, просвещения, быта и досуга народов множества стран и конти­нентов.

Существенным источником обогащения этой методики является также творческое взаимодействие и обмен опытом между социально-культурными институтами: учреждениями, организациями, фондами, движениями, средствами массовой информации, школами и др. В любом случае в основе развития методики лежит постоянный творческий поиск, выход на нестандартные решения.

Принципиальное теоретическое и практическое значение имеет выяснение таких основных понятий методики, как средства, формы и методы.

К комплексу средств идейно-эмоционального воздействия, которые, как правило, единым блоком используются в первую очередь в разви­вающей, информационно-просветительной деятельности, относятся устное (живое) слово, которое обладает большой эмоциональной силой; печат­ное слово — научные, информационные и другие тексты; наглядные средства – подлинные предметы и явления (например, различные экспонаты, реликвии и др.) либо специально изготовленные, воспроиз­веденные (репродукция), доносящие до зрителя конкретные образы, различные виды искусства — театр, музыка, хореография, кино, живо­пись и др. Особое место занимают специальные психолого-педагогиче­ские средства — общение, самодеятельность, игра, зрелища, развлече­ния и т.д. На практике все названные средства используются не изолированно, а в тесном взаимодействии друг с другом.

Усилению и трансформированию традиционных возможностей воз­действия способствуют вспомогательные средства: технические (звуко­записывающая, звуковоспроизводящая, проекционная, осветительная и другая аппаратура), средства символики, ритуальные действия, доку­менталистика, фрагменты из литературных произведений.

Под методами обычно понимают и обоснованные способы, опреде­ленные действия, направленные на наиболее, рациональное достижение целей социально-культурной деятельности: познавательной, творче­ской, рекреативной.

В социально-культурных институтах используются просветитель­ные методы (изложение материала, демонстрация предметов или явле­ний, упражнения, направленные на закрепление знаний, отработку умений и навыков); воспитательные методы (убеждение, пример, по­ощрение и его антипод — порицание); методы организации творческой деятельности (выдвижение творческой задачи, тренаж, организация творческого содружества и распределения творческих обязанностей, налаживание творческого соревнования; методы рекреации (вовлечение


в развлекательное занятие, вытеснение малоценных развлечений по­лезными, организация игрового соревнования).

Наконец, в практике социально-культурной деятельности имеют широкое распространение такие понятия, как комплексные досуговые программы и формы.

В самом широком виде досуговую программу или форму можно рассматривать как крупное самостоятельное законченное социально-пе­дагогическое, социально-культурное действие, которое обусловлено со­циальным заказом, отражает социальную действительность и одновре­менно оказывает определенное влияние на нее. Программы и формы предусматривают решение самостоятельных педагогических задач и использование соответствующих способов организации деятельности людей (массовой, групповой или индивидуальной). Программы и формы базируются на использовании комплекса различных средств, методов, приемов, которые способствуют наиболее эффективному решению со­циально-педагогических целей.

Выбор тематики и разработка социально-культурных досуговых программ и форм диктуются государственным, социальным заказом, потребностями различных категорий населения, практическими зада­чами организации досуга, развития и саморазвития людей, проживаю­щих в регионе. Содержание разрабатываемых программ черпается из обширного и динамичного "проблемного поля" современной социально-культурной сферы.

Принципиальное методологическое значение для программ при­обретает последовательная трансформация социальных задач в конк­ретно-педагогические. Это позволяет придать программам воспитатель­ную, развивающую и рекреативную направленность. Основополагаю­щими для их реализации являются и требования педагогики сотрудничества.

Можно говорить о сложившейся типологии досуговых программ и форм. Среди них выделяются программы, связанные с созданием, освоением и педагогическим использованием определенной культурной среды, включая исторические и историко-культурные памятники, ме­мориальные комплексы, экологические зоны, художественные экспози­ции и другие информационные, развлекательные, развивающие про­граммы для однородных и смешанных аудиторий, в том числе програм­мы выходного дня для населения, заказные программы для коллективов предприятий, учебных заведений, кооперативов и т.д.; групповые или индивидуальные обучающие программы различного профиля, реализу­емые на принципах хозрасчета и самоокупаемости.

Необходимым условием служат диагностика и прогнозирование социально-экономического, психологического эффекта реализуемых программ и форм.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.