Сделай Сам Свою Работу на 5

Общественно-добровольные формирования





В сфере организации социально-культурной, в частности досуговой, деятельности в последние годы появилось множество однородных, па­раллельных структурных элементов — институтов, действующих авто­номно и самостоятельно. Особенно это относится к многочисленным общественно-добровольным формированиям типа социально-культур­ных фондов, движений, инициатив. При этом многочисленность орга­низационных субъектов не всегда приводит к адекватному качествен­ному обогащению и многообразию досуга и видов досуговой деятельно-


сти, не способствует ощутимым переменам в структуре и технологиях социально-культурной сферы.

Увеличение количества общественно-добровольных формирований далеко не во всех случаях сопровождается расширением ассортимента предложений услуг рекреационного характера.

Тем не менее сам по себе факт появления большого числа обще­ственно-добровольных формирований и инициатив дает основание рас­сматривать их как реальную социальную силу, обладающую качествен­ными чертами самодвижения, саморазвития, самоорганизации.

Общественно-добровольные движения, инициативы и начинания, непрерывно возникающие в рамках свободного времени людей, — сегодня один из самых привычных, постоянных элементов культурной-среды каждого города и села. Они являются и результатом, и необхо­димым условием непосредственного общения разных поколений, детей, подростков, взрослых. Их возникновение обусловлено живой потребно­стью человека участвовать в общественно-полезных делах.



По сути дела, мы имеем перед собой коллективные усилия многих десятков, сотен тысяч людей, чья социально-культурная активность, с одной стороны, не ограничивается узкими семейными рамками, чисто домашним кругом, а с другой — по тем или иным причинам носит стихийный, спонтанный характер и не всегда "вписывается" в деятель­ность существующих социально-культурных институтов.

•Нет такой социальной группы, отдельного человека в нашей стране, чей образ жизни не был бы связан с общественными формированиями — массовыми движениями, организациями, фондами и т.д. В своей сово­купности они захватывают почти все взрослое население страны. Прак­тически каждый человек является членом какого-либо одного, а чаще — нескольких фондов, движений, объединений. Государство гарантирует общественным формированиям все условия для успешного выполнения ими своих уставных задач.



Общественные формирования дают человеку возможность приме­нить свои силы и способности в различных видах социально-культурной деятельности, начиная с выполнения простейших поручений и обязан­ностей.

Массовые общественные формирования (фонды, движения и объе­-
динения) тесно связаны с политической, экономической, духовной
жизнью людей. Чрезвычайно важная сторона их деятельности — это их
непрерывно возрастающие социально-культурные функции. Эти функ­-
ции осуществляются как на общегосударственном уровне, так и в
муниципальном, местном, локальном масштабе — в производственной,
учебно-воспитательной, бытовой, досуговой сферах. При этом одни
общественные формирования по характеру своей деятельности связаны
с ней целиком или в большей степени, другие — в меньшей степени
или косвенно. Каждое общественное формирование, фонд, движение
имеет свое социокультурное назначения, действует в своей сфере, в
рамках только ему присущих функций, которые и отличают его от
других организаций. Но эта обособленность относительна. То непосред-­
ственно и прямо, то опосредованно каждое из них имеет "выход" в
5* 67


социально-культурную, досуговую среду, обладает широкими возмож­ностями для творческих связей и сотрудничества с государственными, общественными, коммерческими структурами.



Организационные формы их взаимодействия в сфере досуга, про­свещения, спорта, туризма, искусства разнообразны. Это выработка и реализация на том или ином региональном уровне совместных социаль­но-культурных инициатив в рациональном использовании свободного времени населения; проведение совместных мероприятий; широкое представительство общественных формирований в государственных, муниципальных структурах, органах управления социально-культур­ной сферой; помощь общественным формированиям со стороны государ­ственных органов и учреждений в реализации их социально-культурных функций.

Как показывают исследования, уровни взаимосвязей государствен­ных и общественных структур в социально-культурной сфере далеко не одинаковы. Можно выделить несколько наиболее характерных показа­телей: связи прочны и постоянны; связи содержательны и предметны; контакты носят эпизодический характер; партнеры почти не сотрудни­чают; партнеры работают обособленно.

Причинами эпизодичности контактов между социально-культурны­ми институтами и общественными формированиями региона являются, как правило, отсутствие достаточно полного представления о целях, содержании и формах сотрудничества, малый опыт самой работы, отсутствие плана', недостаточность внимания со стороны муниципаль­ных органов.

В процессе развития и укрепления сотрудничества учреждений культуры, общественных организаций и добровольных обществ в сфере культурно-просветительной работы выделяются две существенные тен­денции. С одной стороны, у общественных формирований выделяются сугубо свои обязанности в выполнении социально-культурных функ­ций, что обусловлено профилем и характером этих формирований. С другой стороны, усиливается единство их совместных, согласованных и скоординированных действий на базе общих, совпадающих функций. Каждое общественное формирование, опираясь на свое основное соци­альное назначение, связанное с той или иной сферой общественной жизни, выступает с теми или иными досуговыми инициативами совме­стно с социально-культурными институтами, близкими им по направ­лению или возрастным, социальным, профессиональным категориям населения.

Одной из наиболее массовых общественных организаций, объединя­ющей многочисленные, слои трудящихся, являются профсоюзы. Долгое время господствовали идеологические штампы о неуклонном росте культуры рабочих, о процессе культурного сближения классов и соци­альных групп, огульное приписывание рабочему классу черт, непомерно возвышающих этот класс над другими классами и слоями общества. В то же время историки проходили мимо негативных явлений, таких, как рост числа алкоголиков, высокая текучесть кадров, размывание квали­фикационного уровня рабочего класса и самого существенного —


серьезной деформации его национальной социально-классовой структу­ры. Поскольку о качественных сдвигах в культурном росте рабочего класса на фоне низкой производительности труда, большой доли тяже­лого ручного труда, высокого уровня занятости женщин на производстве не могло быть и речи, многие исследователи ограничивались анализом количественных изменений: рост уровня образованности, развитие сети клубов, школ, библиотек, количество участников художественной са­модеятельности и т.д.

Необходимо серьезно разобраться в глубоких качественных измене­ниях, происходящих в деятельности профсоюзных организаций на современном этапе, дать современное объяснение этим процессам, сформулировать конкретные выводы и рекомендации, столь необходи­мые сегодня, когда профсоюзы возвращаются к своим исконным функ­циям.

Существует определенная закономерность взаимодействия трудя­щихся и профсоюзов: чем выше общая и политическая культура работающих, тем активнее позиция профсоюзного органа, а значит, и больше возможностей влиять на формирование благоприятных условий труда, быта и отдыха, защиту интересов людей. Любое несоответствие элементов этого механизма, как известно, приводит к конфликту между трудящимися и их профсоюзами. Поэтому изучать явления, которые позволяют не только предупреждать, но и разрешать эти конфликты и противоречия, сегодня актуально и необходимо.

Профсоюзные организации проводят большую работу по созданию необходимых условий для развития уровня культуры трудящихся, по эффективному использованию материально-технического и кадрового потенциала культурно-досуговой сферы. Со второй половины 80-х гг. обновлена нормативно-правовая база деятельности профсоюзных клу­бов и библиотек, на развитие досуговой сферы стало выделяться больше средств из профсоюзного бюджета. Возросли объем и качество платных услуг населения. Профсоюзы были заняты поиском эффективных форм кооперирования сил и средств различных организаций и учреждений в рациональном использовании материальной базы досуга, эксплуатации досуговых центров на долевых началах. Многое было сделано и для решения кадровой проблемы. Совершенствовалось материальное стиму­лирование труда работников культуры. Учреждения культуры эффек­тивно используют свое право самостоятельно определять структуру и штаты, оплачивать труд специалистов, проводить платные мероприятия и самостоятельно расходовать полученные за это средства на производ­ственное и социальное развитие и оплату труда.

В системе подготовки и повышения квалификации работников культуры много внимания уделяется проблемному обучению, поиску эффективных форм организации учебного процесса.

Достигнуты некоторые позитивные сдвиги в развитии художествен­ного творчества и воспитания у трудящихся культуры межнациональ­ных отношений. Проделана значительная работа по оживлению подлин­но народных, национальных фольклорных ансамблей, в художествен­ную самодеятельность включились самобытные исполнители, семейные


коллективы, многое делается для развития самодеятельных молодеж­ных эстрадных ансамблей и групп. Профсоюзным организациям удалось учесть в культурно-воспитательной работе обострение межнациональ­ных отношений и во многом смягчить его. Национально-культурные центры, создаваемые при непосредственном участии профсоюзов и трудовых коллективов, организация неповторимых по колориту наци­ональных и межнациональных праздников и массовых гуляний придают большинству форм и жанров досуга и творчества ярко выраженную направленность на воспитание у трудящихся культуры межнациональ­ного общения и уважительного отношения к языку, обычаям и тради­циям разных народов.

Несмотря на комплекс принятых мер, профсоюзам не удалось избежать обострения кризисных тенденций в культурно-досуговой сфе­ре, преодолеть остаточный принцип выделения средств на культуру. Строительство и ремонт учреждений культуры затягиваются на долгие годы, плохо обеспечиваются они необходимым оборудованием — инст­рументами, инвентарем. Отказ некоторых трудовых коллективов фи­нансировать их деятельность, неудачи в использовании культурно-спор­тивных комплексов для преодоления ведомственной разобщенности, объединения материальных ресурсов, финансовых средств и организа­торских усилий различных организаций и учреждений сделали нищен­ским состояние материальных баз клубов, библиотек, музеев, театров.

Не произошло кардинального улучшения и в решении кадровой проблемы. Не только в сельской местности, но и в городской резко снизился удельный вес дипломированных специалистов, высокой оста­лась текучесть кадров, недостаточно справляются со своими обязанно­стями методические службы организации досуга и самодеятельного творчества, далеко не всегда и не везде используется набор эффектив­ных методов и приемов повышения квалификации.

Сохраняется влияние административно-командных методов регули­рования процессов досуга и самодеятельного творчества, остаются силь­ными тенденции жесткой регламентации, силового давления на прак­тических работников на местах. Остается устойчивой зависимость самодеятельного коллектива от внимания и поддержки профкома, его взаимодействия с администрацией, компетентности и инициативы клуб­ного руководителя, состояния и использования материальной базы, контактов с творческими союзами и т.д. Наблюдаются значительный спад в традиционных жанрах самодеятельности и ощутимое сокращение числа ее участников. Перед лицом необходимости существенного обнов­ления межнациональных отношений в современных условиях многие профсоюзные органы не определили своих позиций, проявляют расте­рянность, излишнюю осторожность, приверженность руководящих структур старым идеологизированным стереотипам и подходам.

Профсоюзам с большим трудом удается принципиальный переход от роли "участника и организатора" культурного развития трудящихся к роли непосредственного защитника человека труда в культурном процессе. Вопросы материальной базы досуга успешно решаются проф­союзами только на основе жестких договорных отношений и контроля


за их соблюдением. Проблема закрепления кадров при существующей их текучести может быть решена через преодоление "экстенсивного", "затратного" характера работы действующей системы учебных заведе­ний и центров повышения квалификации в сфере культуры. Наиболее перспективным является создание таких социальных и экономических условий для специалистов, при которых возможно их привлечение в культурно-досуговые центры на конкурсной или контрактной основе.

Благодаря социально-культурной деятельности, осуществляемой об­щественными движениями, начинаниями и инициативами, в культур­ной среде социума постоянно пополняется сплав житейского опыта, всевозможных знаний — от технических и агрономических до астроло­гии и изобретений, культурно-бытовых обычаев и традиций, общепри­нятых и новых форм художественного творчества и т.д.

Создание социально-культурной среды предполагает обеспечение благоприятного психологического климата, высокого эмоционального тонуса для повседневного досугового общения, творчества, развлечений детей, подростков, взрослых, семей.

Расширение границ социально-культурной среды неизбежно сопро­вождается постепенным привлечением все большего числа субъектов в лице фирм, предприятий, учреждений, общественных фондов региона к участию в стимулировании культурной жизни, создании необходимых условий для организации досуга населения.

Увеличение числа субъектов, втянутых в воспитательную досуговую деятельность, связано .с тем, что в нынешних условиях более интенсив­ными становятся социально-культурные связи, взаимный обмен досуговым потенциалом между городом и селом.

С одной стороны, сельская местность все больше приобретает в глазах городских семей, некоторых родителей, детей и подростков значительную ценность в качестве рекреационной зоны; развитие садово-огороднической деятельности, создание лагерей, пансионатов и баз отдыха городских предприятий в сельской местности, бесспорно, увеличивает нагрузку на сельскую социокультурную инфраструктуру. В связи с этим правомерно ставится вопрос о планомерном привлечении средств как горожан, так и городских предприятий для развития сельской социально-культурной инфраструктуры — сооружения объек­тов культуры и спорта, расширения диапазона активных форм рацио­нального использования свободного времени и др.

Актуальной задачей было и остается обеспечение вариативности условий для реализации социально-культурной деятельности в регионе. Решение этой проблемы осуществляется также различными методами. Одним из них является профилизация социально-культурных центров, расположенных в микрорайоне: Домов музыки, ремесел, науки и техники, рекреационно-оздоровительных центров и т.д.

Вариативность тесно связана и со специфическими условиями города и села. В городских условиях формы социально-культурного комплекса или центра носят более выраженный урбанизированный характер (ком­пьютерные центры, Дома технического творчества и др.). В сельской местности используются природно-ландшафтные преимущества. Широ-


кие возможности открывает развитие индивидуальной трудовой дея­тельности, арендных отношений, создание различных форм кооперации в социально-культурной сфере.

Вариативность достигается и посредством гибкого сочетания домаш­них и внедомашних форм социально-культурной деятельности. Одним из действенных направлений взаимодействия здесь является социаль­но-культурная ось "социальный работник — семья — досуговый центр". Такое взаимодействие выступает эффективным средством формирова­ния социально-культурной среды, единой социально-территориальной общности, коллективного общественного мнения по актуальным для жителей проблемам, повышения социальной активности детей, подро­стков и взрослых.

Многие исследователи справедливо подчеркивают особое значение общественно-добровольных формирований и инициатив для культурной среды средних и малых городов, сельских поселений. Через развитие самостоятельного культуротворчества, движений в защиту историко-культурных памятников, окружающей среды, детства и т.д. в этих регионах практически утверждается их местная, локальная самобыт­ность.

Результатом развития социально-культурных движений и инициа­тив здесь может стать и действительно становится уверенное преодоле­ние своеобразного комплекса провинциальности . Примечательна оцен­ка роли инициативного движения в культуротворческих процессах, которую дает французский исследователь В. Боан: "Рост числа успеш­ных мероприятий местного масштаба со скромным бюджетом является прямым ответом на реальные нужды общины и в каком-то смысле спонтанной, нередко агрессивной реакцией на сверхгигантские культур­ные центры, которые порождают лишь ничем не заполненную пусто­ту"2.

По мере дальнейшего ослабления административного нажима и давления централизованных структур усиливаются местные, региональ­ные акценты в практике общественно-добровольных формирований, расширяются благоприятные условия как для выработки, так и для реализации полноценного социально-культурного заказа. На этой ста­дии у представителей культурного актива рождаются интереснейшие проектные идеи, для осуществления которых особенно нужны люди с высокой деловой инициативой.

Общественно-добровольные формирования как субъект инноваций в сфере культуры и досуга нуждаются в достаточно глубоких социаль­но-педагогических исследованиях. Многие психологические, экономи­ческие, этнические аспекты этого интересного общественного явления остаются пока не раскрытыми.

Одной из ключевых проблем курса является выбор оптимальных путей и способов взаимодействия государственных структур и обще­ственных сил (групп, кругов, формирований, отдельных лиц) в процессе

1См.:Яницкий О. Н. Гражданские инициативы и самодеятельность масс. М., 1988. С. 6.

2 Боан В. Культуры. ЮНЕСКО, 1982. С. 38.


социально-культурной деятельности. При этом следует отметить, что общественные группы и формирования представляют сегодня не только реальную социальную силу, но и достаточно мощный культуротворческий потенциал общества.

В социально-культурной сфере на уровне государства и отдельно взятого региона вместе с досуговыми учреждениями сотрудничает мно­жество международных, общероссийских и региональных (местных) добровольных обществ, фондов, ассоциаций, движений. Все они совме­стно с государственными структурами активно участвуют в формиро­вании в России целостного и мощного социального комплекса по оказанию медико-социальной, психологической, социально-педагогиче­ской, социально-правовой, реабилитационной, профилактической, со­циально-бытовой помощи семье, материнству, детству. Разнообразная, современная, квалифицированная и доступная социальная помощь оказывается нуждающимся в ней людям независимо от возраста, мате­риального положения, социального статуса и других показателей.

В основе этой помощи лежит осознание обществом кризисного состояния семьи, опасных тенденций изменения демократической ситу­ации в Российской Федерации. Хотя многие общественные формирова­ния разных территорий носят различные названия, по-разному подхо­дят к решению семейных, демографических и сугубо досуговых про­блем, все они в своей социальной деятельности руководствуются принципом гуманизма и милосердия.

Сферы их социально-культурной деятельности очень разнообразны. Здесь и стремление видеть себя в числе лидеров, возглавляющих проведение политических, социально-экономических, культурных ре­форм в обществе, и практическое участие в реализации программ милосердия, борьбы за права человека, в воссоздании историко-куль­турных памятников, охране окружающей среды. Отсюда неоднознач­ность в оценках и подходах ко многим современным явлениям, альтер­нативность мнений по тем или иным актуальным проблемам. В составе общественных формирований можно встретить сотни тысяч людей разных возрастов и профессий: старшеклассников, студентов, молодых рабочих и специалистов, работников искусства, домохозяек, пенсионе­ров.

Для большинства общественных формирований характерно актив­ное сотрудничество в социально-культурной сфере. Пожелания и пред­ложения, своего рода "социально-культурный заказ" различных ини­циатив, движений, фондов, ассоциаций диктуются местными условия­ми, программными требованиями каждой организации, их конкретным отношением к путям выхода общества из серьезного политического, экономического и духовного кризиса. Эти формирования, без которых нельзя представит себе полноценную организацию социально-культур­ной деятельности в регионе, можно классифицировать главным образом по функциональному/признаку.

Первую группу составляют государственные и общественные служ­бы социальной защиты и социальной помощи семье, материнству, детству: соответствующие структуры (отделы, управления) муници-


пальных органов; координационные общественные советы содействия семье, материнству, детству; государственно-общественные центры (комплексы) социальной помощи детям, подросткам, семьям, инвали­дам, престарелым; благотворительные фонды и движения, фонды соци­ализации, попечительские организации; городские консультации и службы по вопросам семьи и брака; региональные союзы родителей, подростков, детей-инвалидов и т.д.

Вторая группа объединяет многочисленную сеть центров и служб социально-медицинской реабилитации, включающую: центры социаль­ного выживания, социально-медицинские центры, комплексы, консуль­тации; социальные и семейные гостиные; наркологические службы и центры; социально-педагогические центры адаптации, реадаптации и реабилитации воспитанников и выпускников детских домов и школ-ин­тернатов.

В третьей группе представлены центры и службы психологической помощи детям, подросткам, семьям, одиноким, престарелым, инвали­дам; центры психологического здоровья; психодиагностические кабине­ты; телефоны и службы доверия; центры психокоординации и др.

Четвертая группа — государственно-общественная система содер­жания и воспитания детей-сирот. Она включает в себя различные учреждения интернатного типа (интернатуры): детские дома, школы-интернаты и специальные интернаты, социальные (в том числе детские) приюты, дома ребенка, приюты-убежища для бездомных детей, семей­ные детдома, спецприемники-распределители с реабилитационными функциями, центры усыновления для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, центры здоровья для детей-сирот и т.д.

В пятую группу входят неформальные группы и объединения, в которых ассоциируются различные социальные и возрастные категории населения: объединения социальной инициативы (политические, эколо­гические, национально-культурные, культурозащитные и т.п.); объеди­нения, отличающиеся демонстративным характером и эпатажным по­ведением (металлисты, фанаты, хиппи, панки, рокеры, люберы, качки, мажоры и др.); объединения любительские и клубы по интересам (спорт, оздоровление, восточные единоборства, народная медицина, йога, ав­торская песня, филателия и т.д.).

К шестой группе относятся общества и ассоциации, объединяющие профессиональных работников, занятых в сфере социальной защиты и социальной помощи: Всероссийская ассоциация работников социальных служб; ассоциация социальных педагогов; Российская ассоциация школ социальных работников; Всероссийское общество Красного Креста; ассоциация "Семья и здоровье" и др.

Седьмую группу образуют общества и объединения лиц, нуждаю­щихся в социальной помощи и социальной защите: Всероссийское общество инвалидов; Всероссийское общество слепых, Всероссийское общество трезвости и здоровья; Союз женщин-инвалидов и т.д.

Наконец, в восьмой группе представлены разнообразные учебно-развивающие и социально-просветительные центры и институты: госу­дарственные и коммерческие учебные центры социального развития и


творчества; социально-педагогические и психокоординационные кол­леджи и лицеи; очно-заочные и экстернатные формы подготовки и переподготовки кадров социальных работников и педагогов—организа­торов досуговой деятельности.

Кроме общественных формирований с ярко выраженной социально-защитной направленностью, постоянно функционирует большое число общественных организаций, фондов и движений, гарантирующих ши­рокое поле для социального, научно-технического, художественного и прикладного творчества, приложения творческих сил и знаний различ­ных групп населения. По существу эти формирования являются попри­щем активной социальной деятельности для каждого человека, его участия в сфере научных исследований, изобретательства и рационали­заторства, литературы и искусства. Главной их особенностью является социально развивающее начало.

Их социальная значимость состоит в том, что здесь человек разви­вает свои склонности и способности, удовлетворяет свои интересы, как правило, в тех сферах, которые не связаны непосредственно с его профессиональной деятельностью. Участие в общественных формирова­ниях дает возможность каждому человеку разумно использовать скром­ный бюджет своего свободного времени.

Классификация добровольных обществ, фондов, движений и твор­ческих союзов основана на специфических особенностях профиля и содержания работы, состава участников, форм и методов деятельности.

Многие из общественных формирований имеют сеть собственных культурных центров и филиалов, клубов, библиотек, выпускают свои периодические издания, активно сотрудничают с государственными и общественными структурами.

Среди них прежде всего выделяются научные, научно-технические и научно-просветительные общества и объединения: философское, ма­тематическое, физическое, педагогическое, психологическое, научно-медицинские, научно-технические и другие отраслевые общества, об­щество рационализаторов и изобретателей, общества охраны природы, охраны памятников истории и культуры.

Научные общества являются добровольными объединениями ученых, специалистов и других лиц, ведущих большую исследова­тельскую и популяризаторскую работу. Главная их цель — обмен информацией, издание трудов, в том числе отраслевых журналов и ежегодных сборников, координация исследований. Они активно про­пагандируют науку, используя в этих целях культурно - досуговую сферу; участвуют в организации различных научных выставок и экс­педиций; представляют отечественную науку в международных науч­ных организациях, на международных научных конгрессах и симпози­умах.

Научно-технические общества традиционно создавались по произ­водственному признаку. Свою историю они ведут от Русского техниче­ского общества (возникшего в России в 1866 г.), в котором сотрудничали многие известные русские ученые — Д. И. Менделеев, А. С. Попов, Н. Е. Жуковский, А. М. Бутлеров и др.


Главная задача членов научно-технических обществ — содействие внедрению достижений науки и техники в практику. Они помогают осваивать образцы новой продукции, вводить в действие механизиро­ванные, поточные и автоматические линии, автоматические системы управления технологическими процессами, проводить отраслевые науч­но-практические конференции. Научно-технические общества являют­ся инициаторами и организаторами различных мероприятий по эконо­мической пропаганде, народных университетов технического прогресса, школ передового опыта, выставок новой техники.

Общества рационализаторов и изобретателей привлекают широкие слои населения к техническому творчеству, осуществляют обществен­ный контроль за своевременным рассмотрением, разработкой и исполь­зованием изобретений и рационализаторских предложений, оказывают правовую и техническую (консультационную) помощь авторам разра­боток, заботятся о повышении уровня их знаний. Члены общества входят в состав общественных конструкторских и патентных бюро, комплексных творческих бригад. Общество издает свои журналы, ин­формационные бюллетени.

Научно-просветительное общество "Знание" призвано распространять общественно-политические и научные знания. Учрежденное в 1947 г. общество объединяет ученых, специалистов, преподавателей вузов, деятелей культуры. С учреждениями культуры, через средства массовой информации оно организует по всем отраслям знаний публичные лекции, творческие отчеты ученых и научных коллективов, проводит конференции и семинары, выпускает много изданий и научно-популяр­ных фильмов.

В ведении общества находятся также Политехнический музей и Центральная политехническая библиотека, центральные и местные лектории, планетарии, Дома научно-технической пропаганды.

Сегодня популярны самые разнообразные общественные институты социально-культурной деятельности, помогающие "раздвинуть рамки окружающего мира", обеспечивающие "наиболее активное и прямое самовыражение, реализацию своих убеждений, воздействие на окружа­ющий мир", позволяющие людям "устанавливать... свободные и дове­рительно искренние отношения"1. Истоки подобной популярности об­щественных институтов в ценностной открытости, естественном, непро­извольном характере, в их способности дать возможность человеку проявить поисковую активность, реализовать заложенную в нем от природы потребность в поиске.

Действующая система общественных организаций, фондов, движе­ний и других институтов служит, по существу, благоприятной средой, питающей социально-культурную активность людей, дающей простор инициативе, поиску, творчеству. Такая среда позволяет поддерживать максимально высокий уровень спонтанной активности людей в сфере культуры и досуга.

1 См.: Молодежь и культура. Проблема досуга художественного творчества, становление личности: Сб. науч. тр. НИИ культуры. М., 1985. С. 142—143.


Тесно связана с социально-культурной сферой и общественная организация "За социальную экологию человека через массовое твор­чество", более известная как "синее движение". Возникло это движение в 1981 г. По своему содержанию и характеру это социально-культурное объединение, охватывающее большое число ученых, специалистов, студенчество, научную молодежь, включает в себя более 60 структур­ных подразделений, функционирующих на хозрасчетной основе, — любительских объединений и клубов по интересам, многочисленных ассоциаций и кооперативных фирм. "Синее движение" активно участ­вует в массовых просветительских акциях (праздниках, вечерах, дис­куссиях и т.д.) и выступает в поддержку программы ООН "За развитие культуры в 1988—1995 гг.", программ ЮНЕСКО и др.

С социально-культурной сферой активно взаимодействует и со­трудничает Общество охраны природы. Основное назначение это ста­рейшее в России общество видит в том, чтобы содействовать государст­венным и общественным организациям в рациональном использовании и воспроизводстве природных ресурсов, защите окружающей среды от загрязнений и нарушений экологического равновесия, контроле за соблюдением законодательства об охране природы.

Совместная программа мероприятий социально-культурных инсти­тутов и первичных организаций общества объединяется общей темой - "Человек и природа". В ее реализации участвуют охотники и рыболовы, туристы, автолюбители, самодеятельные художники и фотографы, уча­щиеся школ и техникумов, домохозяйки, владельцы садовых участков и др.

Еще один влиятельный социально-культурный институт — Обще­ство охраны памятников истории и культуры — ведет активную работу по защите, ремонту, реставрации памятников, выявляет их и проводит первичный учет. Его местные организации руководят общественной инспекцией, оказывают большую помощь в финансировании реставра­ционных работ, издают тематические сборники, журналы, информаци­онные бюллетени. Члены Общества выступают с лекциями и докладами в учреждениях культуры, участвуют в организации праздников, обря­дов, ритуалов, концертов фольклорных самодеятельных коллективов.

В России действует широкая сеть добровольных физкультурно-спор-тивных клубов и обществ, деятельность которых сосредоточена на подготовке талантливых спортсменов в рамках единой государственной спортивной классификации и осуществлении многопрофильной про­граммы массовой физкультурно-оздоровительной работы среди различ­ных возрастных, социальных, профессиональных и других групп насе­ления. Вместе с учреждениями культуры физкультурно-спортивные общества и клубы ведут пропагандистскую работу.

Многочисленна сеть и других общественных формирований соци­ально-культурного профиля. Это общества книголюбов, филателистов, кино- и фотолюбителей, охотников и рыболовов, автолюбителей, тури­стов, творческие союзы и организации, объединяющие различные слои художественной интеллигенции: писателей, художников, архитекторов, кинематографистов, журналистов, театральных и музыкальных деятелей.


 

Всероссийское общество книголюбов вместе с библиотеками, клуба­ми и другими учреждениями культуры содействует распространению политических и научно-технических знаний, заботится о повышении культуры чтения, формировании и развитии читательских вкусов, наиболее эффективном использовании книжных богатств. Вместе с другими общественными организациями и творческими союзами оно проводит смотры и конкурсы, декады и месячники пропаганды и распространения литературы, книжные выставки, литературные чте­ния, вечера, конференции. Общество выпускает справочную литера­туру, периодические и методические издания для первичных организа­ций.

В другом близком по профилю социальном институте — Всероссий­ском обществе филателистов насчитываются сотни тысяч коллекционе­ров всех возрастов — от школьников до пенсионеров — и профессий — рабочих, служащих, представителей интеллигенции. Общество оказы­вает постоянную методическую и консультативную помощь клубам филателистов и отдельным коллекционерам-любителям, организует выставки, издает журнал.

Говоря о творческих союзах и организациях, необходимо иметь четкое представление о самом понятии "творческая интеллигенция". К творческой интеллигенции относятся профессиональные деятели лите­ратуры и искусства, артисты театров, цирков, филармоний и концерт­ных организаций, студенты вузов и училищ искусства и культуры, большая группа непрофессионалов, делающих свои первые шаги в литературе и искусстве, самодеятельных поэтов, писателей, художни­ков, композиторов.

Творческие общества и союзы широко используют клубы, Дома культуры, парки, библиотеки, музеи для пропаганды творчества деятелей литературы и искусства, проведения творческих встреч и отчетов, выставок и других мероприятий. С этой целью созданы и работают специальные рекламные, коммерческие подразделения по организации гастрольных выступлений деятелей литературы и искусст­ва и творческих коллективов, художественных выставок и т.д. Творче­ские союзы и организации издают большое количество журналов, проспектов, бюллетеней, афиш, плакатов и других рекламных мате­риалов.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.