|
Социально-культурная среда
ВВЕДЕНИЕ
Рецензенты: А. Я. Айзенберг — доктор педагогических наук, профессор; А. А. Горбачев — кандидат педагогических наук, доцент.
К44
Киселева Т.Г.,КрасильниковЮ.Д.ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО|-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Учебное пособие. — Мл Издательство Московского государственного университет культуры. 1995. 136 с.
Приведен структурный анализ сущности, характерных особенностей, содержания и технологии социально-культурной деятельности в современных условиях. Рассмотрены составные элементы и понятийный аппарат теории социально-культурной деятельности, специфика социального менеджмента в культурно-досуговой сфере, профессиональные и этические стандарты социального работника и социального педагога как организаторов внешкольного образования, досуга, творчества, а также механизмы регулирования, диагностики, прогнозирования, разработки и реализации разнопрофильных социально-культурных проектов к инициатив.
Федеральная целевая программа книгоиздания России
Издание осуществлено при поддержке Министерства культуры Российской Федерации
4403010000—007
© Издательство Московского государственного университета культуры, 1995
Общая концепция развития социально-культурной деятельности на перспективу — это определенная система идей и представлений о ее современном состоянии и тенденциях развития, роли и месте в структуре духовной жизни. Она отражает цели и функции государственной социальной политики в области культуры и досуга, определяет пути, методы и средства их реализации в условиях развернувшихся в нашем обществе процессов. Она опирается на анализ исторического опыта развития культуры, просвещения, досуга в нашей стране и за рубежом, состояния и назревших проблем социально-культурной сферы в современной практике и учитывает изменения социокультурной ситуации, новых тенденций развития общества. В значительной мере концепция строится на учете рыночных отношений и наличия различных форм собственности в социально-культурной сфере, на необходимости овладения основами свободного предпринимательства, менеджмента в организации досуга.
В публицистике, на творческих встречах, конференциях, семинарах, дискуссиях, "круглых столах" звучат различные, порой противоположные оценки ситуации, сложившейся в духовной жизни, в сфере современного социума, и роли социальных работников в организации социально-культурной деятельности населения.
Чтобы по-настоящему разобраться в сложной диалектике происходящего, увидеть подлинную сущность, природу и тенденции социально-культурной деятельности, следует отказаться от эффективных,, но поспешных дефиниций, чрезмерных эмоций, нигилизма, стремления к далеко идущим выводам и обобщениям. на основе единичных и случайных факторов, от упрощенных представлений о процессах, происходящих в культурно - досуговой сфере. Конструктивный диалог представляется более предпочтительным для разработки основ социально-культурной деятельности, чем многолетняя и бесплодная конфронтация.
Несомненный интерес для практики представляют как общие тенденции в становлении и развитии социально-культурной деятельности, так и конкретные формы ее проявления в своеобразных социально-экономических, национальных и культурных условиях того или иного региона. Материалы учебного пособия показывают, что именно на уровне региона возможен оптимальный вариант развития социальных служб сферы культуры и досуга, что учет региональной самобытности,
наличия местных резервов (институциональных, материальных, человеческих) здесь не только желателен, но и обязателен.
Знакомясь с обучающими материалами пособия, читатель обратит внимание и на то, что именно в региональном, локальном пространстве социума достигается максимальная досуговая активность семьи, взрослых, детей и подростков, различных социальных групп, рождаются и развиваются разнообразные досуговые общности. Опираясь на активность и инициативу жителей социума, на социально-творческий заказ, организаторы досуга смогут более успешно справиться с разработкой и реализацией социально-культурных проектов и программ.
В пособии пересекаются взаимосвязанные темы: сущность социально-культурной деятельности, ее функции и принципы организации, социальная система ее важнейших институтов, основы менеджмента в социально-культурной сфере, организация семейного досуга и др.. Среда, семья, микросоциум — понятия, из которых сегодня формируется и складывается рабочая лаборатория, мастерская, место действия современного организатора социально-культурной деятельности.
Жизнь показала, что среда, в которой живут и действуют современные организаторы социально-культурной деятельности — социологи, социальные педагоги, социальные работники, намного сложнее, многостороннее и противоречивее, чем это представлялось раньше. Изменяется сам специалист, но еще быстрее меняется та среда, в которой он работает. Пособие раскрывает, насколько важно предвидеть динамику развития этой среды, составить общую картину своего социума, освободиться от многих упрощенных представлений о процессах, происходящих в культурно-досуговой сфере. '
Общественная, гражданская роль организатора досуга в нынешней ситуации неизмеримо возрастает. Его социально-культурная деятельность наполняется огромным нравственным, воспитательным смыслом. Соприкасаясь с наиболее "горячими" сторонами сегодняшней деятельности, выступая как организатор и координатор региональных досуго-вых программ, он участвует одновременно в:
решении жизненных проблем семьи, детей, подростков, других
социальных групп;
решении региональных проблем в историко-культурной, экологической, социально-психологической, религиозной и других сферах, общих для различных социальных групп;
блокировании и нейтрализации возможных источников социальной и межнациональной напряженности, преодолении кризиса доверия
местным властям и т.д.;
создании благоприятной среды для социально-культурной активности и инициатив населения в сфере досуга.
В рамках микросреды основным субъектом социально-культурной деятельности является семья. В, пособии освещается крут вопросов, связанных с содержанием и формами семейного досуга, учитывающих социально-экономические, психологические, правовые, медицинские и другие параметры современной семьи.
4 Социально-культурная деятельность в значительной мере строится на выработке стратегии, тактики, возможных подходов "вторжения" в сферу семейных отношений, педагогического вмешательства в такую сложную общность, как наша современная семья. Однако только через семью можно достичь духовного возрождения нации, обеспечить не декларативную, а подлинно духовную, культурную преемственность поколений.
Объем пособия не позволяет полностью охватить богатейший опыт разработки и реализации разнообразных по жанру и тематике социально-культурных проектов и программ. Опираясь на личное участие в многолетней опытно-экспериментальной работе на площадках ВНИК АПН СССР "Школа—микрорайон" (ныне Центр социальной педагогики Российской Академии обучения), авторы попытались сформулировать и обосновать наиболее существенные закономерности этой деятельности, обозначить направление поисков, суть и смысл внедренных на практике методик, идей и рекомендаций.
Принципиальное значение имеет знакомство с понятийным аппаратом. Он поможет более полно представить сущность социально-культурной деятельности, анализировать и с научных позиций оценивать практический опыт социально-культурных институтов, прочнее усвоить связи изучаемого предмета с другими дисциплинами.
Без овладения понятийным аппаратом практически невозможны самостоятельная работа обучающегося, его активное участие в комментированном чтении проблемных материалов периодических изданий и специальной литературы, собеседованиях, дискуссиях и других диалоговых программах, деловых играх, в работе над индивидуальными и групповыми курсовыми проектами по профилю и других видах занятий.
Предлагаемые в пособии аналитические данные, выдержки из квалификационных характеристик и профессиограмм также помогут разобраться в сущности и специфике развивающегося нового направления высшего образования в культурно-досуговой сфере — прикладной куль- турологии, социологии и социальной педагогики. Для более эффектив-ной подготовки и переподготовки специалистов социально-культурного профиля даны практические задания, упражнения и другие обучающие материалы.
Пособие не претендует на роль нормативного, планово-регулирую-щего документа или строго заданной модели культурно-досугового механизма. Вместе с тем оно может стать базой для осмысления развития культурно-досуговой сферы на ближайшую и более отдаленную перспективу, для принятия конкретных мер в сфере социально-культурной деятельности.
В пятой главе пособия использован ряд фрагментов из материалов доктора педагогических наук Ю. А. Стрельцова и кандидата экономических наукВ. П. Сергеева, за предоставление которых авторы выражают коллегам глубокую признательность.
Глава первая
СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Понятие социально-культурной деятельности
Научный статус и общественное признание той или иной науки в значительной мере зависят от степени разработанности ее теоретических основ, которые раскрывают предмет, цели, закономерности и функции данной науки, ее связи с практикой. Социально-культурная деятельность в этом плане не составляет исключения. Она занимает одно из главных мест в практическом труде современного социального работника: социального педагога, культуролога, социолога, экономиста — менеджера социально-культурной сферы.
Обладая глубоким гуманитарным содержанием, эта профессия стала неотъемлемой частью образа жизни в большинстве цивилизованных стран. Без учета деятельности социальных работников не обходятся ни программы' социального развития, ни социальная политика любого государства. Специалисты в сфере социальной работы привлекаются муниципальными органами и общественными организациями в качестве экспертов при подготовке законодательных актов и принятии решений.
Социальную работу правомерно определяют как организацию личностной, общественной, государственной помощи людям. Она основана на альтруизме и направлена на оказание необходимой поддержки людям, когда они попадают в стрессовые ситуации, связанные с потерей близкого человека, стихийными бедствиями, полной или частичной утратой трудоспособности, душевным срывом, безработицей, принятием жизненно важных решений. В этих ситуациях вольно или невольно оказывается не один человек, но и его семья и ближайшее окружение.
Для глубокого понимания самой сути социальной работы принципиально важно иметь представление о характере личных взаимоотношений между социальным работником и его подопечным (клиентом).
К основным целям социальной работы относятся:
а) забота социального работника об увеличении самостоятельности своих подопечных, развитии у них способности контролировать свои действия и более эффективно решать возникающие проблемы;
б) поиски индивидуального и по-своему уникального, подхода к каждому человеку и к каждой семье в современных условиях, направ- ленного на удовлетворение их экономических, духовных, досуговых интересов и потребностей;
в) создание условий, благоприятной досуговой среды, которая по- могла бы каждому человеку — ребенку, подростку, взрослому, несмотря
6 на ту или иную экстремальную ситуацию, жизненный кризис, душевный срыв, сохранить равновесие, чувство собственного достоинства, физические силы, познавательную и творческую активность.
Посредничество социального работника в сфере досуга состоит в том, что он не ждет, когда кто-то из его подопечных обратится к нему за помощью, а сам стремится создать оптимальные условия досуга, столь необходимые для саморазвития, самоутверждения, самотворчества людей. Чем больше развивается сегодня социальная работа, тем яснее становится потребность в повышении уровня ее профессионализма.
В принятых в 1992 г. Основах законодательства Российской Федерации о культуре четко определен основной понятийный аппарат (тезаурус), который постоянно используется в современной теории и практике социально-культурной деятельности (ст. 3). Эти понятия (термины) имеют принципиальное значение для достаточно глубокого понимания сути и содержания курса "Основы социально-культурной деятельности".
Остановимся на самых существенных, изначальных терминах.
Культурная деятельность — деятельность по выявлению, сохранению, формированию, распространению и освоению культурных ценностей.
Культурные ценности — нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.
Культурные блага — условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами гражданам для удовлетворения их культурных потребностей.
Творческая деятельность — создание культурных ценностей и их интерпретация.
Творческий работник, субъект культурной деятельности — физическое лицо, участвующее в процессе выявления, сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей.
Достоинство культур народов и национальных групп — признание их ценности, проявление уважения к ним.
Культурное наследие народов и национальных групп, проживающих на территории Российской Федерации, — это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в цивилизацию.
Культурное достояние народов Российской Федерации — совокуп-ность культурных ценностей, а также организации, учреждения, пред-приятия культуры, имеющие общенациональное, общероссийское зна-
чение.
Культурные аспекты федеральных и региональных программ развития — перспективы социально-экономических, научно-технических, экологических и других программ развития с точки зрения воздействия результатов их реализации на сохранение и развитие культуры, а также влияния самой культуры на эти результаты.
Государственная культурная политика, политика государства в области культурного развития — совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры.
Важнейшие сферы культурной деятельности:
Выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры;
художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусства, другие виды и жанры искусства;
художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы;
самодеятельное (любительское) художественное творчество;
музейное дело и коллекционирование;
книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело;
телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей;
эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области;
научные исследования культуры;
международные культурные обмены;
производство материалов, оборудования и других средств, необхо- димых для сохранения, создания, распространения и освоения культур- ных ценностей;
иная деятельность, в результате которой создаются, сохраняются, распространяются и осваиваются культурные ценности.
В Основах законодательства Российской Федерации о культуре отмечено, что культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессий или других обстоятельств (ст. 8).
В этом важном государственном документе раскрыто емкое содержание прав человека в области культурной деятельности: его права на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями, осуществляемой как на профессиональной так и на непрофессиональной (любительской) основе; его права на личную культурную самобытность и права собственности в о6ласти культуры; его права на создание различных организаций, учреждений, предлри-
ятий и общественных объединений в области культуры; его права на приобщение к культурным ценностям, на гуманитарное и художественное образование; его права на культурную деятельность в зарубежных странах, а также на вывоз за границу результатов своей творческой деятельности (ст. 10—11, 13—17),
Природу и назначение социально-культурной деятельности, как правило, рассматривают в нескольких основных аспектах:
экономическом, где преобладающее место в характеристике социально-культурной деятельности занимают такие категории, как хозрасчет и рентабельность, затраты и освоение капиталовложений, эффективность, самоокупаемость, материальная обеспеченность;
гуманитарном, охватывающем широкий спектр содержания и современных технологий социально-культурной деятельности, который включает целый блок изначальных понятий социальной работы, досуга, социально-культурной сферы, социального назначения, принципов и функций, частных и отраслевых методик, отечественного и зарубежного опыта;
организационно-управленческом, где основу-смыслообразующих структур составляют понятия менеджмента в социально-культурной сфере, централизации и децентрализации, демократизма и самоуправления, контроля и отчетности, социально-культурного диагностирования, прогнозирования и проектирования.
Все практические реализуемые в сфере социально-культурной деятельности процессы основаны на взаимозависимости и взаимодействии названных направлений.
При изучении курса важно уметь ориентироваться в характерных особенностях и закономерностях, присущих социально-культурной деятельности в современных условиях, владеть основными терминами, которыми оперирует эта отрасль научного знания.
Остановимся на самом понятии "социально-культурная деятельность". Его осмысление возможно лишь на стыке таких фундаментальных наук, как философия, социология, история, педагогика, психология, экономика, право и др. Деятельность — основа человеческого бытия, специальная форма проявления активности человека. Это многогранный процесс, характеризующий определенный тип отношения к миру и тип бытия в мире.
В общесоциологическом аспекте понятия "деятельность" характеризует и активность социального субъекта.
Некоторые исследователи ставят знак равенства между понятиями "социальная активность" и "социальная деятельность". Однако это не синонимы, хотя понятия взаимосвязаны, взаимообусловлены и имеют общие Качественные характеристики. Деятельность — это процесс социальной активности, поскольку "сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем только система его
деятельности»1.
Буева Л.П. Деятельность и общение. М., 1978. С. 49.
Что касается понятия "социальная активность", то наиболее справедливым, по нашему мнению, является определение Н. С. Мансурова, считающего, что социальная активность — это "проявление существенных свойств личности в общественной жизни, то есть в тех социальных условиях, в которых протекает ее бытие"1. Такая трактовка понятия многогранна. Ее "непривязанность" к общественным формациям обогащает и возвышает философское обобщение, делает его современным, приближает к пониманию общечеловеческих норм, явлений, ценностей.
Социальная активность как проявление сущностных свойств личности выражается через деятельность, непосредственно связана с ней. Социальная активность значительно шире социальной деятельности. Наряду с последней она . включает в себя еще и предшествующий деятельности процесс — образование источника напряженности, осознание необходимости действия, формирование соответствующей установки, выбор оптимального поведения. Сама же деятельность приобретает конкретную предметную направленность, в ходе ее определяются цель, программа действий, их последовательность, управление (самоуправление) самим процессом деятельности. В специальной литературе последних лет деятельности определяется человеческими характеристиками, поскольку является специфической формой именно человеческой деятельности.
Каждый человек на протяжении своей жизни оказывается погруженным во множество конкретных видов деятельности, которые различаются прежде всего своим предметным содержанием, обусловленным совокупностью потребностей, мотивов, задач и действий.
Социально-культурная деятельность имеет свои, присущие ей ха- рактерные черты. Пежде всего, она осуществляется в свободное (досуговое) время, отличается "свободой выбора, добровольностью, активностью, инициативой различных групп, индивидуумов. Социально-культурная деятельность обусловлена национально-этническими, региональными особенностями и традициями. Она характеризуется многообразием видов на базе общекультурных, художественных, познавательных, политических, социальных, бытовых, семейных, профессиональных и прочих интересов взрослых, молодежи, детей. Широкая вариативность видов социально-культурных институтов общества создает условия для этой деятельности. Социально-культурная деятельность реализуется в институциональных и неинституциональных формах. Она свободна от различных видов производственной, учебной деятельности, от мотивированности бизнесом, прибылью. Свободный выбор досуговых занятий, связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, удовольствием, оздоровлением, осуществляется на основе интересов и потребностей человека.
Социально-культурная деятельность отличается глубокой личностной направленностью, поскольку несет в себе черты индивидуальности, определяемые ее биологическими особенностями и социально-психоло-
1 'Мансуров Н. С. Теоретические предпосылки прогнозирования развития личности и ее активности //Активность личности в социалистическом обществе. М., 1976. С. 40.
гической структурой. Эта деятельность может протекать как индивидуально, так и коллективно. Ей присуща целенаправленность. Именно сознательно поставленная цель приводит в движение деятельность: предварительная продуманность действий после ее постановки, анализ ситуации, в которой человеку предстоит действовать, выбор способов и средств достижения цели определяют последовательность действий личности в социально-культурной сфере.
Рассматривая ведущие черты социально-культурной деятельности, особо выделим ее гуманистический, культурологический, развивающий характер, поскольку в основе она имеет культурные цели.
Указанные черты социально-культурной деятельности могут быть значительно дополнены, иначе классифицированы, но именно они определяют ее назначение.
Анализ сущности социально-культурной деятельности показывает, что в ней взаимодействуют репродуктивные, творческие и репродуктивно-творческие элементы. Репродуктивная деятельность в культурно-досуговой сфере является необходимым условием жизнедеятельности человека. Репродуктивность неизбежна и обязательна во многих видах досуговых занятий, непрофессиональной художественной самодеятельности, клубной практике и т.п. В то же время для участника самодеятельного коллектива, например, освоение азов искусства, овладение организаторскими умениями, сами процессы познания, реализации своих интересов и потребностей — не только репродукция, но и творчество. В связи с этим типологические уровни социально-культурной деятельности можно классифицировать следующим образом: творческий — преобладание творческих моментов в деятельности; репродуктивно-творческий — открытие человеком того нового для себя, что объективно не является новым; репродуктивный — простое воспроизведение отработанных форм, предметов, способов и т.п.
Есть свои отличия и сходство у деятельности и поведения. С одной стороны, поведение характеризует ситуативность, импульсивное, спонтанное проявление активности, своего рода реакцию на определенную ситуацию, часто без предварительно поставленных целей, схемы действий, ожидаемого результата. В то же время поведение, как и деятельность, носит сугубо личностный характер, по существу это две стороны социально-культурной активности человека. Деятельность и поведение являются проявлением сущностных свойств личности, ее активности.
В последние годы психологами активно обсуждается вопрос о соотношении деятельности и общения. Некоторые из них (например, Б. Ф. Ломов) видят в общении одну из сторон жизни человека, причем не менее существенную, чем деятельность. Другие (например, В. В. Давыдов), рассматривая деятельность как исходную основу всей общественной жизни людей, считают, что общение лишь оформляет в определенных рамках содержание деятельности.
Наиболее близка, на наш взгляд, к истине точка зрения Ю. А. Стрельцова, по мнению которого социально-культурная деятельность базируется на повседневном общении людей. Досуговое общение, подчеркивает он, вносит важный и практически незаменимый вклад в процесс
индивидуальной жизнедеятельности человека, а вся работа по организации общения представляет собой одновременно и науку, и искусство1.
Общение, потребность в общении являются доминантой действий человека, существенным качеством человека на всех исторических этапах его эволюции, историческим проявлением определенной культуры общества.
Понятие "социализация личности" обычно трактуется как процесс усвоения человеком огромного социального опыта. Этот процесс предполагает как включение личности в систему общественных отношений, так и самостоятельное воспроизводство индивидом этих отношений. Социализация обусловлена разнообразными социальными, социально-психологическими, психолого-педагогическими факторами. Среди них необходимо различать целенаправленные усилия общества и его различных социальных институтов по оформлению личности (т.е. собственно воспитание), влияние среды и ближайшего окружения личности, активность личности, избирательно продвигающейся к ближнему окружению, к его нормам и ценностям, к педагогическим воздействиям, самовоспитанию и саморегулированию поведения .
Социально-культурная деятельность по существу может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации личности, социального воспитания и образования людей. Одновременно она является важнейшей функцией государственных и негосударственных структур, сферой приложения усилий многочисленных общественных движений и инициатив, средством рационального использования свободного времени различных групп населения.
Социальное (общественное) воспитание рассматривается в научной литературе как педагогически ориентированная и целесообразная система общественной помощи, необходимая детям, подросткам, молодежи в период их включения в социальную жизнь. Она предполагает полноценное использование в воспитательно-образовательном процессе всего арсенала средств и возможностей, которыми располагает общества для формирования личности, адекватной его требованиям и в определенной мере опережающей его развитие.
Долгое время в обыденном сознании бытовало и сейчас бытует ложное представление о том, что общественное воспитание — это преимущественно школьное воспитание, что семья, внешкольные институты, бытовая микросреда и другие важнейшие инструменты социализации личности играют второстепенную, вспомогательную роль. Между тем прошлая многовековая и нынешняя практика опровергают этот тезис. Без опоры на народную педагогику, без семейного воспитания, активного родительского творчества подлинная социализация личности невозможна.
' См.: Стрельцов Ю. А. Общение в сфере свободного времени. М., 1991.
2 Социальное воспитание учащихся (основные теоретические положения)/ Бипшнас В. П., Бочарова В. Г., Беличсва С. А, Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д., Лисовский В. Т., Фельдимейн Д. И. и др. ГК СССР по народному образованию, АПН СССР; ВНИК "Школа—микрорайон". М., 1990.
Основная цель социального воспитания — содействие развитию человека как личности, реализации его способностей и возможностей в обществе. В структуре конкретных целей социального воспитания на передний план выдвигается задача приведения в соответствие двух сторон взаимодействия — общества, направляющего воспитательные возможности всех субъектов и сфер жизнедеятельности в интересах каждого человека, и механизма социализации самой личности, активизации ее творческого потенциала.
Центром идеи социального воспитания является современный человек, человек с новым образом мыслей, новым уровнем досуговых потребностей. Путь к осуществлению этой идеи — создание социально открытой системы культурно-досуговой деятельности.
2. Характеристика современной социокультурной ситуации
Эволюция социально-культурной деятельности — это не только следствие ее внутреннего развития, но и результат необратимых изменений, происходящих в жизни общества, ставшего на путь демократизации и обновления.
Время постоянно рождает все новые духовные потребности. Трудно рассчитывать, что любая, даже самая идеальная совокупность социально-культурных объектов будет способна их полностью удовлетворить. В связи с этим на протяжении последних десятков лет социологи, культурологи, педагоги, психологи, экономисты ставят закономерный вопрос о необходимости формирования социально взвешенной и, самое главное, сбалансированной культурной среды в каждом регионе. Подразумевается создание, возрождение не одного элемента этой среды, а всего их комплекса, в первую очередь самоорганизуемую и самонаправляемую социально-культурную деятельность населения.
Социально-культурная деятельность в сфере досуга характеризуется многообразием занятий, обусловленных принципиальной неповторимостью, уникальностью и самобытностью личности человека, посвящающего им свое свободное время. Однако имеющиеся здесь ресурсы (материальная база, кадры и актив, методическое обеспечение и др.) используются недостаточно полно и эффективно. Это связано с глубокими противоречиями, сложившимися в течение десятилетий в культурно-просветительной сфере: между демократической природой культурно-просветительной работы и авторитарно-бюрократической системой управления культурой; между реальными потребностями и интересами населения и степенью их удовлетворения; между возрастающим плюрализмом в нарождающемся гражданском обществе и старой парадигмой культурного развития; между необходимостью развития материальной базы и материально-хозяйственным обеспечением отрасли, сохраняющимся "остаточным принципом" по отношению к ней. В обществе длительное время существовала явная недооценка роли и значения культуры как основы общественного прогресса, социально-экономического развития, духовно-нравственного формирования личности.
Для современной социокультурной ситуации общества по-прежнему характерны недостаточная развитость действующих в сфере досуга общественных структур, кризис социально-нравственных идеалов, культуры в целом, глубокое отставание всей социально-культурной сферы вследствие многолетней изоляции страны от широких контактов с многими цивилизованными странами, оторванности от своих "исторических корней". Возможности для реализации эффективной социально-культурной политики значительно сужаются, в то время как объективная потребность в этом резко возрастает. В современных сложных условиях повышается роль традиционных центров культуры и регионов, исторически являющихся авангардом духовного возрождения страны, основой консолидации ее культурных сил.
Нынешнюю социокультурную ситуацию характеризует принципиальная тенденция. Происходит закономерное диалектическое перерастание культурно-просветительной работы как исторически подвижного процесса в более широкое, многогранное социальное явление — социально-культурную деятельность. Суть этого перерастания не в механической смене названий, а в признании активного творческого участия самого человека в качестве основного ценностного регулятива сферы культуры, просвещения, досуга, отдыха.
В течение многих лет культурно-просветительная работа трактовалась как составная часть идеологической деятельности государства по коммунистическому воспитанию трудящихся, осуществляемой государственными и профсоюзными учреждениями, общественными организациями (профессиональными и творческими союзами) и общественно-политическими организациями (КПСС и комсомолом) . Поскольку существовавшие в стране общественные, общественно-политические, социально-культурные организации были полностью слиты с государством, вся культурная жизнь в обществе была подчинена государству, идеологизирована. Независимой от государства социально-культурной деятельности быть не могло. Приведенная выше идеологизированная трактовка культурно-просветительной работы стала инструментом грубого и некомпетентного руководства искусством и культурой в целом, как профессиональной, так и любительской деятельностью в социально-культурной сфере.
Такая трактовка базировалась на субъект -объектной теоретической модели организации культурного досуга населения. Сущность этой модели заключается в том, что население рассматривалось не в качестве субъекта организации собственного досуга и тем более субъекта социально-культурной деятельности, а в качестве объекта воздействия со стороны идеологических и управленческих структур, объекта, который они призваны просветить, воспитать, направить на путь в "светлое будущее". Сложившийся еще в 20-е годы, этот стереотип укрепился и стал одной из самых устойчивых доминант, определяющих и содержание, и методику, и принципы организации как культурно-просветительной, так и всей досуговой деятельности.
1 См.: БСЭ. Т. 13. М., 1974. С. 599
В соответствии с этим стереотипом утверждалось мнение: для того, чтобы массы стали субъектом истории, их надо воспитывать. Нетрудно заметить, что субъект-объектная модель — всего лишь вариация популярной для периода административно-командной системы концепции "приводных ремней".
Отношение к народу — вопрос принципиальный для оценки социально-культурной деятельности: либо народ рассматривается как объект воздействия, который "тащат" в "светлое будущее", либо к нему относятся как и к объекту культурно-исторических, духовных процессов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|