Сделай Сам Свою Работу на 5

Социально-культурная среда

ВВЕДЕНИЕ


Рецензенты: А. Я. Айзенберг — доктор педагогических наук, профессор; А. А. Горбачев — кандидат педагогических наук, доцент.


15Ю4 5-85652-010-6

К44

Киселева Т.Г.,КрасильниковЮ.Д.ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО|-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Учебное пособие. — Мл Издательство Московского государственного университет культуры. 1995. 136 с.

Приведен структурный анализ сущности, характер­ных особенностей, содержания и технологии социально-культурной деятельности в современных условиях. Рас­смотрены составные элементы и понятийный аппарат те­ории социально-культурной деятельности, специфика со­циального менеджмента в культурно-досуговой сфере, профессиональные и этические стандарты социального работника и социального педагога как организаторов вне­школьного образования, досуга, творчества, а также ме­ханизмы регулирования, диагностики, прогнозирования, разработки и реализации разнопрофильных социально-культурных проектов к инициатив.

Федеральная целевая программа книгоиздания России

Издание осуществлено при поддержке Министерства культуры Российской Федерации

4403010000—007

© Издательство Московского государственного университета культуры, 1995


Общая концепция развития социально-культурной деятельности на перспективу — это определенная система идей и представлений о ее современном состоянии и тенденциях развития, роли и месте в струк­туре духовной жизни. Она отражает цели и функции государственной социальной политики в области культуры и досуга, определяет пути, методы и средства их реализации в условиях развернувшихся в нашем обществе процессов. Она опирается на анализ исторического опыта развития культуры, просвещения, досуга в нашей стране и за рубежом, состояния и назревших проблем социально-культурной сферы в совре­менной практике и учитывает изменения социокультурной ситуации, новых тенденций развития общества. В значительной мере концепция строится на учете рыночных отношений и наличия различных форм собственности в социально-культурной сфере, на необходимости овла­дения основами свободного предпринимательства, менеджмента в орга­низации досуга.



В публицистике, на творческих встречах, конференциях, семина­рах, дискуссиях, "круглых столах" звучат различные, порой противо­положные оценки ситуации, сложившейся в духовной жизни, в сфере современного социума, и роли социальных работников в организации социально-культурной деятельности населения.

Чтобы по-настоящему разобраться в сложной диалектике происхо­дящего, увидеть подлинную сущность, природу и тенденции соци­ально-культурной деятельности, следует отказаться от эффективных,, но поспешных дефиниций, чрезмерных эмоций, нигилизма, стремления к далеко идущим выводам и обобщениям. на основе единичных и случайных факторов, от упрощенных представлений о процессах, про­исходящих в культурно - досуговой сфере. Конструктивный диалог пред­ставляется более предпочтительным для разработки основ социально-культурной деятельности, чем многолетняя и бесплодная конфронта­ция.

Несомненный интерес для практики представляют как общие тен­денции в становлении и развитии социально-культурной деятельности, так и конкретные формы ее проявления в своеобразных социально-эко­номических, национальных и культурных условиях того или иного региона. Материалы учебного пособия показывают, что именно на уровне региона возможен оптимальный вариант развития социальных служб сферы культуры и досуга, что учет региональной самобытности,


наличия местных резервов (институциональных, материальных, чело­веческих) здесь не только желателен, но и обязателен.

Знакомясь с обучающими материалами пособия, читатель обратит внимание и на то, что именно в региональном, локальном пространстве социума достигается максимальная досуговая активность семьи, взрос­лых, детей и подростков, различных социальных групп, рождаются и развиваются разнообразные досуговые общности. Опираясь на актив­ность и инициативу жителей социума, на социально-творческий заказ, организаторы досуга смогут более успешно справиться с разработкой и реализацией социально-культурных проектов и программ.

В пособии пересекаются взаимосвязанные темы: сущность социаль­но-культурной деятельности, ее функции и принципы организации, социальная система ее важнейших институтов, основы менеджмента в социально-культурной сфере, организация семейного досуга и др.. Сре­да, семья, микросоциум — понятия, из которых сегодня формируется и складывается рабочая лаборатория, мастерская, место действия совре­менного организатора социально-культурной деятельности.

Жизнь показала, что среда, в которой живут и действуют современ­ные организаторы социально-культурной деятельности — социологи, социальные педагоги, социальные работники, намного сложнее, много­стороннее и противоречивее, чем это представлялось раньше. Изменя­ется сам специалист, но еще быстрее меняется та среда, в которой он работает. Пособие раскрывает, насколько важно предвидеть динамику развития этой среды, составить общую картину своего социума, осво­бодиться от многих упрощенных представлений о процессах, происхо­дящих в культурно-досуговой сфере. '

Общественная, гражданская роль организатора досуга в нынешней ситуации неизмеримо возрастает. Его социально-культурная деятель­ность наполняется огромным нравственным, воспитательным смыслом. Соприкасаясь с наиболее "горячими" сторонами сегодняшней деятель­ности, выступая как организатор и координатор региональных досуго-вых программ, он участвует одновременно в:

решении жизненных проблем семьи, детей, подростков, других

социальных групп;

решении региональных проблем в историко-культурной, экологиче­ской, социально-психологической, религиозной и других сферах, общих для различных социальных групп;

блокировании и нейтрализации возможных источников социальной и межнациональной напряженности, преодолении кризиса доверия

местным властям и т.д.;

создании благоприятной среды для социально-культурной активно­сти и инициатив населения в сфере досуга.

В рамках микросреды основным субъектом социально-культурной деятельности является семья. В, пособии освещается крут вопросов, связанных с содержанием и формами семейного досуга, учитывающих социально-экономические, психологические, правовые, медицинские и другие параметры современной семьи.

4
Социально-культурная деятельность в значительной мере строится на выработке стратегии, тактики, возможных подходов "вторжения" в сферу семейных отношений, педагогического вмешательства в такую сложную общность, как наша современная семья. Однако только через семью можно достичь духовного возрождения нации, обеспечить не декларативную, а подлинно духовную, культурную преемственность поколений.

Объем пособия не позволяет полностью охватить богатейший опыт разработки и реализации разнообразных по жанру и тематике социаль­но-культурных проектов и программ. Опираясь на личное участие в многолетней опытно-экспериментальной работе на площадках ВНИК АПН СССР "Школа—микрорайон" (ныне Центр социальной педагоги­ки Российской Академии обучения), авторы попытались сформулиро­вать и обосновать наиболее существенные закономерности этой деятель­ности, обозначить направление поисков, суть и смысл внедренных на практике методик, идей и рекомендаций.

Принципиальное значение имеет знакомство с понятийным аппара­том. Он поможет более полно представить сущность социально-куль­турной деятельности, анализировать и с научных позиций оценивать практический опыт социально-культурных институтов, прочнее усвоить связи изучаемого предмета с другими дисциплинами.

Без овладения понятийным аппаратом практически невозможны самостоятельная работа обучающегося, его активное участие в ком­ментированном чтении проблемных материалов периодических изда­ний и специальной литературы, собеседованиях, дискуссиях и других диалоговых программах, деловых играх, в работе над индивидуальными и групповыми курсовыми проектами по профилю и других видах занятий.

Предлагаемые в пособии аналитические данные, выдержки из ква­лификационных характеристик и профессиограмм также помогут разо­браться в сущности и специфике развивающегося нового направления высшего образования в культурно-досуговой сфере — прикладной куль- турологии, социологии и социальной педагогики. Для более эффектив-ной подготовки и переподготовки специалистов социально-культурного профиля даны практические задания, упражнения и другие обучающие материалы.

Пособие не претендует на роль нормативного, планово-регулирую-щего документа или строго заданной модели культурно-досугового механизма. Вместе с тем оно может стать базой для осмысления развития культурно-досуговой сферы на ближайшую и более отдален­ную перспективу, для принятия конкретных мер в сфере социально-культурной деятельности.

В пятой главе пособия использован ряд фрагментов из материалов доктора педагогических наук Ю. А. Стрельцова и кандидата экономи­ческих наукВ. П. Сергеева, за предоставление которых авторы выра­жают коллегам глубокую признательность.

 

 


Глава первая

СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Понятие социально-культурной деятельности

Научный статус и общественное признание той или иной науки в значительной мере зависят от степени разработанности ее теоретиче­ских основ, которые раскрывают предмет, цели, закономерности и функции данной науки, ее связи с практикой. Социально-культурная деятельность в этом плане не составляет исключения. Она занимает одно из главных мест в практическом труде современного социального работника: социального педагога, культуролога, социолога, экономиста — менеджера социально-культурной сферы.

Обладая глубоким гуманитарным содержанием, эта профессия стала неотъемлемой частью образа жизни в большинстве цивилизованных стран. Без учета деятельности социальных работников не обходятся ни программы' социального развития, ни социальная политика любого государства. Специалисты в сфере социальной работы привлекаются муниципальными органами и общественными организациями в качестве экспертов при подготовке законодательных актов и принятии решений.

Социальную работу правомерно определяют как организацию лич­ностной, общественной, государственной помощи людям. Она основана на альтруизме и направлена на оказание необходимой поддержки людям, когда они попадают в стрессовые ситуации, связанные с потерей близкого человека, стихийными бедствиями, полной или частичной утратой трудоспособности, душевным срывом, безработицей, принятием жизненно важных решений. В этих ситуациях вольно или невольно оказывается не один человек, но и его семья и ближайшее окружение.

Для глубокого понимания самой сути социальной работы принци­пиально важно иметь представление о характере личных взаимоотно­шений между социальным работником и его подопечным (клиентом).

К основным целям социальной работы относятся:

а) забота социального работника об увеличении самостоятельности
своих подопечных, развитии у них способности контролировать свои
действия и более эффективно решать возникающие проблемы;

б) поиски индивидуального и по-своему уникального, подхода к
каждому человеку и к каждой семье в современных условиях, направ­-
ленного на удовлетворение их экономических, духовных, досуговых
интересов и потребностей;

в) создание условий, благоприятной досуговой среды, которая по­-
могла бы каждому человеку — ребенку, подростку, взрослому, несмотря

 

6
на ту или иную экстремальную ситуацию, жизненный кризис, душев­ный срыв, сохранить равновесие, чувство собственного достоинства, физические силы, познавательную и творческую активность.

Посредничество социального работника в сфере досуга состоит в том, что он не ждет, когда кто-то из его подопечных обратится к нему за помощью, а сам стремится создать оптимальные условия досуга, столь необходимые для саморазвития, самоутверждения, самотворчества лю­дей. Чем больше развивается сегодня социальная работа, тем яснее становится потребность в повышении уровня ее профессионализма.

В принятых в 1992 г. Основах законодательства Российской Феде­рации о культуре четко определен основной понятийный аппарат (тезаурус), который постоянно используется в современной теории и практике социально-культурной деятельности (ст. 3). Эти понятия (термины) имеют принципиальное значение для достаточно глубокого понимания сути и содержания курса "Основы социально-культурной деятельности".

Остановимся на самых существенных, изначальных терминах.

Культурная деятельность — деятельность по выявлению, сохране­нию, формированию, распространению и освоению культурных ценно­стей.

Культурные ценности — нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художествен­ные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, резуль­таты и методы научных исследований культурной деятельности, имею­щие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении террито­рии и объекты.

Культурные блага — условия и услуги, предоставляемые организа­циями, другими юридическими и физическими лицами гражданам для удовлетворения их культурных потребностей.

Творческая деятельность — создание культурных ценностей и их интерпретация.

Творческий работник, субъект культурной деятельности — физи­ческое лицо, участвующее в процессе выявления, сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей.

Достоинство культур народов и национальных групп — признание их ценности, проявление уважения к ним.

Культурное наследие народов и национальных групп, проживаю­щих на территории Российской Федерации, — это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также историко-культур­ные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в цивилизацию.

Культурное достояние народов Российской Федерации — совокуп-ность культурных ценностей, а также организации, учреждения, пред-приятия культуры, имеющие общенациональное, общероссийское зна-

чение.

 

 


Культурные аспекты федеральных и региональных программ раз­вития — перспективы социально-экономических, научно-технических, экологических и других программ развития с точки зрения воздействия результатов их реализации на сохранение и развитие культуры, а также влияния самой культуры на эти результаты.

Государственная культурная политика, политика государства в области культурного развития — совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохра­нению, развитию и распространению культуры, а также сама деятель­ность государства в области культуры.

Важнейшие сферы культурной деятельности:

Выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памят­ников истории и культуры;

художественная литература, кинематография, сценическое, пласти­ческое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусства, другие виды и жанры искусства;

художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы;

самодеятельное (любительское) художественное творчество;

музейное дело и коллекционирование;

книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная дея­тельность, связанная с созданием произведений печати, их распростра­нением и использованием, архивное дело;

телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей;

эстетическое воспитание, художественное образование, педагогиче­ская деятельность в этой области;

научные исследования культуры;

международные культурные обмены;

производство материалов, оборудования и других средств, необхо­-
димых для сохранения, создания, распространения и освоения культур-­
ных ценностей;

иная деятельность, в результате которой создаются, сохраняются, распространяются и осваиваются культурные ценности.

В Основах законодательства Российской Федерации о культуре отмечено, что культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального про­исхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убежде­ний, места жительства, имущественного положения, образования, про­фессий или других обстоятельств (ст. 8).

В этом важном государственном документе раскрыто емкое содер­жание прав человека в области культурной деятельности: его права на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями, осуществляемой как на профессиональной так и на непрофессиональной (любительской) основе; его права на личную культурную самобытность и права собственности в о6ласти культуры; его права на создание различных организаций, учреждений, предлри-


ятий и общественных объединений в области культуры; его права на приобщение к культурным ценностям, на гуманитарное и художест­венное образование; его права на культурную деятельность в зарубеж­ных странах, а также на вывоз за границу результатов своей творческой деятельности (ст. 10—11, 13—17),

Природу и назначение социально-культурной деятельности, как правило, рассматривают в нескольких основных аспектах:

экономическом, где преобладающее место в характеристике со­циально-культурной деятельности занимают такие категории, как хозрасчет и рентабельность, затраты и освоение капиталовложе­ний, эффективность, самоокупаемость, материальная обеспечен­ность;

гуманитарном, охватывающем широкий спектр содержания и совре­менных технологий социально-культурной деятельности, который включает целый блок изначальных понятий социальной работы, досуга, социально-культурной сферы, социального назначения, принципов и функций, частных и отраслевых методик, отечественного и зарубежного опыта;

организационно-управленческом, где основу-смыслообразующих структур составляют понятия менеджмента в социально-культурной сфере, централизации и децентрализации, демократизма и самоуправ­ления, контроля и отчетности, социально-культурного диагностирова­ния, прогнозирования и проектирования.

Все практические реализуемые в сфере социально-культурной дея­тельности процессы основаны на взаимозависимости и взаимодействии названных направлений.

При изучении курса важно уметь ориентироваться в характерных особенностях и закономерностях, присущих социально-культурной де­ятельности в современных условиях, владеть основными терминами, которыми оперирует эта отрасль научного знания.

Остановимся на самом понятии "социально-культурная деятель­ность". Его осмысление возможно лишь на стыке таких фундаменталь­ных наук, как философия, социология, история, педагогика, психоло­гия, экономика, право и др. Деятельность — основа человеческого бытия, специальная форма проявления активности человека. Это мно­гогранный процесс, характеризующий определенный тип отношения к миру и тип бытия в мире.

В общесоциологическом аспекте понятия "деятельность" характеризует и активность социального субъекта.

Некоторые исследователи ставят знак равенства между понятиями "социальная активность" и "социальная деятельность". Однако это не синонимы, хотя понятия взаимосвязаны, взаимообусловлены и имеют общие Качественные характеристики. Деятельность — это процесс социальной активности, поскольку "сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем только система его

деятельности»1.

 

Буева Л.П. Деятельность и общение. М., 1978. С. 49.

 

 

Что касается понятия "социальная активность", то наиболее спра­ведливым, по нашему мнению, является определение Н. С. Мансурова, считающего, что социальная активность — это "проявление существен­ных свойств личности в общественной жизни, то есть в тех социальных условиях, в которых протекает ее бытие"1. Такая трактовка понятия многогранна. Ее "непривязанность" к общественным формациям обо­гащает и возвышает философское обобщение, делает его современным, приближает к пониманию общечеловеческих норм, явлений, ценностей.

Социальная активность как проявление сущностных свойств лично­сти выражается через деятельность, непосредственно связана с ней. Социальная активность значительно шире социальной деятельности. Наряду с последней она . включает в себя еще и предшествующий деятельности процесс — образование источника напряженности, осоз­нание необходимости действия, формирование соответствующей уста­новки, выбор оптимального поведения. Сама же деятельность приобре­тает конкретную предметную направленность, в ходе ее определяются цель, программа действий, их последовательность, управление (само­управление) самим процессом деятельности. В специальной литературе последних лет деятельности определяется человеческими характеристи­ками, поскольку является специфической формой именно человеческой деятельности.

Каждый человек на протяжении своей жизни оказывается погру­женным во множество конкретных видов деятельности, которые разли­чаются прежде всего своим предметным содержанием, обусловленным совокупностью потребностей, мотивов, задач и действий.

Социально-культурная деятельность имеет свои, присущие ей ха- рактерные черты. Пежде всего, она осуществляется в свободное (досуговое) время, отличается "свободой выбора, добровольностью, активно­стью, инициативой различных групп, индивидуумов. Социально-культур­ная деятельность обусловлена национально-этническими, региональными особенностями и традициями. Она характеризуется многообразием ви­дов на базе общекультурных, художественных, познавательных, полити­ческих, социальных, бытовых, семейных, профессиональных и прочих интересов взрослых, молодежи, детей. Широкая вариативность видов социально-культурных институтов общества создает условия для этой деятельности. Социально-культурная деятельность реализуется в инс­титуциональных и неинституциональных формах. Она свободна от различных видов производственной, учебной деятельности, от мотиви­рованности бизнесом, прибылью. Свободный выбор досуговых занятий, связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, удовольствием, оздоровлением, осуществляется на основе интересов и потребностей человека.

Социально-культурная деятельность отличается глубокой личност­ной направленностью, поскольку несет в себе черты индивидуальности, определяемые ее биологическими особенностями и социально-психоло-

1 'Мансуров Н. С. Теоретические предпосылки прогнозирования развития личности и ее активности //Активность личности в социалистическом обществе. М., 1976. С. 40.


гической структурой. Эта деятельность может протекать как индивиду­ально, так и коллективно. Ей присуща целенаправленность. Именно сознательно поставленная цель приводит в движение деятельность: предварительная продуманность действий после ее постановки, анализ ситуации, в которой человеку предстоит действовать, выбор способов и средств достижения цели определяют последовательность действий личности в социально-культурной сфере.

Рассматривая ведущие черты социально-культурной деятельности, особо выделим ее гуманистический, культурологический, развивающий характер, поскольку в основе она имеет культурные цели.

Указанные черты социально-культурной деятельности могут быть значительно дополнены, иначе классифицированы, но именно они определяют ее назначение.

Анализ сущности социально-культурной деятельности показывает, что в ней взаимодействуют репродуктивные, творческие и репродуктивно-творческие элементы. Репродуктивная деятельность в культурно-досуговой сфере является необходимым условием жизнедеятельности человека. Репродуктивность неизбежна и обязательна во многих видах досуговых занятий, непрофессиональной художественной самодеятель­ности, клубной практике и т.п. В то же время для участника самодея­тельного коллектива, например, освоение азов искусства, овладение организаторскими умениями, сами процессы познания, реализации своих интересов и потребностей — не только репродукция, но и творчество. В связи с этим типологические уровни социально-культур­ной деятельности можно классифицировать следующим образом: твор­ческий — преобладание творческих моментов в деятельности; репродуктивно-творческий — открытие человеком того нового для себя, что объективно не является новым; репродуктивный — простое воспроиз­ведение отработанных форм, предметов, способов и т.п.

Есть свои отличия и сходство у деятельности и поведения. С одной стороны, поведение характеризует ситуативность, импульсивное, спон­танное проявление активности, своего рода реакцию на определенную ситуацию, часто без предварительно поставленных целей, схемы дей­ствий, ожидаемого результата. В то же время поведение, как и деятель­ность, носит сугубо личностный характер, по существу это две стороны социально-культурной активности человека. Деятельность и поведение являются проявлением сущностных свойств личности, ее активности.

В последние годы психологами активно обсуждается вопрос о соот­ношении деятельности и общения. Некоторые из них (например, Б. Ф. Ломов) видят в общении одну из сторон жизни человека, причем не менее существенную, чем деятельность. Другие (например, В. В. Давыдов), рассматривая деятельность как исходную основу всей общественной жизни людей, считают, что общение лишь оформляет в определенных рамках содержание деятельности.

Наиболее близка, на наш взгляд, к истине точка зрения Ю. А. Стрель­цова, по мнению которого социально-культурная деятельность базиру­ется на повседневном общении людей. Досуговое общение, подчеркива­ет он, вносит важный и практически незаменимый вклад в процесс


индивидуальной жизнедеятельности человека, а вся работа по органи­зации общения представляет собой одновременно и науку, и искус­ство1.

Общение, потребность в общении являются доминантой действий человека, существенным качеством человека на всех исторических этапах его эволюции, историческим проявлением определенной куль­туры общества.

Понятие "социализация личности" обычно трактуется как процесс усвоения человеком огромного социального опыта. Этот процесс пред­полагает как включение личности в систему общественных отношений, так и самостоятельное воспроизводство индивидом этих отношений. Социализация обусловлена разнообразными социальными, социально-психологическими, психолого-педагогическими факторами. Среди них необходимо различать целенаправленные усилия общества и его раз­личных социальных институтов по оформлению личности (т.е. собст­венно воспитание), влияние среды и ближайшего окружения личности, активность личности, избирательно продвигающейся к ближнему окру­жению, к его нормам и ценностям, к педагогическим воздействиям, самовоспитанию и саморегулированию поведения .

Социально-культурная деятельность по существу может рассматри­ваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации личности, социального воспитания и образования людей. Одновременно она является важнейшей функцией государственных и негосударствен­ных структур, сферой приложения усилий многочисленных обществен­ных движений и инициатив, средством рационального использования свободного времени различных групп населения.

Социальное (общественное) воспитание рассматривается в научной литературе как педагогически ориентированная и целесообразная сис­тема общественной помощи, необходимая детям, подросткам, молодежи в период их включения в социальную жизнь. Она предполагает полно­ценное использование в воспитательно-образовательном процессе всего арсенала средств и возможностей, которыми располагает общества для формирования личности, адекватной его требованиям и в определенной мере опережающей его развитие.

Долгое время в обыденном сознании бытовало и сейчас бытует ложное представление о том, что общественное воспитание — это преимущественно школьное воспитание, что семья, внешкольные инс­титуты, бытовая микросреда и другие важнейшие инструменты социа­лизации личности играют второстепенную, вспомогательную роль. Между тем прошлая многовековая и нынешняя практика опровергают этот тезис. Без опоры на народную педагогику, без семейного воспита­ния, активного родительского творчества подлинная социализация лич­ности невозможна.

' См.: Стрельцов Ю. А. Общение в сфере свободного времени. М., 1991.

2 Социальное воспитание учащихся (основные теоретические положения)/ Бипшнас В. П., Бочарова В. Г., Беличсва С. А, Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д., Лисовский В. Т., Фельдимейн Д. И. и др. ГК СССР по народному образованию, АПН СССР; ВНИК "Школа—микрорайон". М., 1990.


Основная цель социального воспитания — содействие развитию человека как личности, реализации его способностей и возможностей в обществе. В структуре конкретных целей социального воспитания на передний план выдвигается задача приведения в соответствие двух сторон взаимодействия — общества, направляющего воспитательные возможности всех субъектов и сфер жизнедеятельности в интересах каждого человека, и механизма социализации самой личности, активи­зации ее творческого потенциала.

Центром идеи социального воспитания является современный чело­век, человек с новым образом мыслей, новым уровнем досуговых потребностей. Путь к осуществлению этой идеи — создание социально открытой системы культурно-досуговой деятельности.

2. Характеристика современной социокультурной ситуации

Эволюция социально-культурной деятельности — это не только следствие ее внутреннего развития, но и результат необратимых изме­нений, происходящих в жизни общества, ставшего на путь демократи­зации и обновления.

Время постоянно рождает все новые духовные потребности. Трудно рассчитывать, что любая, даже самая идеальная совокупность социаль­но-культурных объектов будет способна их полностью удовлетворить. В связи с этим на протяжении последних десятков лет социологи, культурологи, педагоги, психологи, экономисты ставят закономерный вопрос о необходимости формирования социально взвешенной и, самое главное, сбалансированной культурной среды в каждом регионе. Под­разумевается создание, возрождение не одного элемента этой среды, а всего их комплекса, в первую очередь самоорганизуемую и самонаправ­ляемую социально-культурную деятельность населения.

Социально-культурная деятельность в сфере досуга характеризуется многообразием занятий, обусловленных принципиальной неповторимо­стью, уникальностью и самобытностью личности человека, посвящаю­щего им свое свободное время. Однако имеющиеся здесь ресурсы (материальная база, кадры и актив, методическое обеспечение и др.) используются недостаточно полно и эффективно. Это связано с глубо­кими противоречиями, сложившимися в течение десятилетий в куль­турно-просветительной сфере: между демократической природой куль­турно-просветительной работы и авторитарно-бюрократической систе­мой управления культурой; между реальными потребностями и интересами населения и степенью их удовлетворения; между возраста­ющим плюрализмом в нарождающемся гражданском обществе и старой парадигмой культурного развития; между необходимостью развития материальной базы и материально-хозяйственным обеспечением отрас­ли, сохраняющимся "остаточным принципом" по отношению к ней. В обществе длительное время существовала явная недооценка роли и значения культуры как основы общественного прогресса, социально-экономического развития, духовно-нравственного формирования лич­ности.


Для современной социокультурной ситуации общества по-прежнему характерны недостаточная развитость действующих в сфере досуга общественных структур, кризис социально-нравственных идеалов, культуры в целом, глубокое отставание всей социально-культурной сферы вследствие многолетней изоляции страны от широких контактов с многими цивилизованными странами, оторванности от своих "исто­рических корней". Возможности для реализации эффективной социаль­но-культурной политики значительно сужаются, в то время как объек­тивная потребность в этом резко возрастает. В современных сложных условиях повышается роль традиционных центров культуры и регионов, исторически являющихся авангардом духовного возрождения страны, основой консолидации ее культурных сил.

Нынешнюю социокультурную ситуацию характеризует принципи­альная тенденция. Происходит закономерное диалектическое перера­стание культурно-просветительной работы как исторически подвижного процесса в более широкое, многогранное социальное явление — соци­ально-культурную деятельность. Суть этого перерастания не в механи­ческой смене названий, а в признании активного творческого участия самого человека в качестве основного ценностного регулятива сферы культуры, просвещения, досуга, отдыха.

В течение многих лет культурно-просветительная работа трактова­лась как составная часть идеологической деятельности государства по коммунистическому воспитанию трудящихся, осуществляемой государ­ственными и профсоюзными учреждениями, общественными организа­циями (профессиональными и творческими союзами) и общественно-политическими организациями (КПСС и комсомолом) . Поскольку существовавшие в стране общественные, общественно-политические, социально-культурные организации были полностью слиты с государ­ством, вся культурная жизнь в обществе была подчинена государству, идеологизирована. Независимой от государства социально-культурной деятельности быть не могло. Приведенная выше идеологизированная трактовка культурно-просветительной работы стала инструментом гру­бого и некомпетентного руководства искусством и культурой в целом, как профессиональной, так и любительской деятельностью в социаль­но-культурной сфере.

Такая трактовка базировалась на субъект -объектной теоретической модели организации культурного досуга населения. Сущность этой модели заключается в том, что население рассматривалось не в качестве субъекта организации собственного досуга и тем более субъекта соци­ально-культурной деятельности, а в качестве объекта воздействия со стороны идеологических и управленческих структур, объекта, который они призваны просветить, воспитать, направить на путь в "светлое будущее". Сложившийся еще в 20-е годы, этот стереотип укрепился и стал одной из самых устойчивых доминант, определяющих и содержа­ние, и методику, и принципы организации как культурно-просветитель­ной, так и всей досуговой деятельности.

1 См.: БСЭ. Т. 13. М., 1974. С. 599


В соответствии с этим стереотипом утверждалось мнение: для того, чтобы массы стали субъектом истории, их надо воспитывать. Нетрудно заметить, что субъект-объектная модель — всего лишь вариация попу­лярной для периода административно-командной системы концепции "приводных ремней".

Отношение к народу — вопрос принципиальный для оценки соци­ально-культурной деятельности: либо народ рассматривается как объект воздействия, который "тащат" в "светлое будущее", либо к нему относятся как и к объекту культурно-исторических, духовных процес­сов.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.