Сделай Сам Свою Работу на 5

Социальная сущность досуга





В современной литературе досуг не представлен как целостный объект анализа. Само понятие "досуг" часто толкуется и понимается как отдых, развлечение, удовольствие, игра, свободное время, нерабо­чая деятельность, свобода, рекреация и т.д.

В основе идеи социально открытой культурно-досуговой деятельно­сти заложена в принципе весьма простая мысль: современная семья, каждый человек обретает в сфере досуга совершенно новый уровень потребностей.

В условиях расширения международных контактов в области куль­туры, творчества, отдыха между многими странами Европы и Америки досуг становится частью цивилизованной жизни, улучшает духовное самочувствие нации. Хотя специалисты насчитывают более 600 форм и видов досуговых занятий, у значительной части социально-демографи­ческих групп населения преобладают совершенно определенные стан­дарты, стереотипы досуговых занятий, досугового поведения. Для мно­гих подростков, молодых людей, взрослых характерны узкий набор и жесткие временные рамки досуговых занятий.

В современной социально-культурной ситуации досуг предстает как общественно осознанная необходимость. Общество кровно заинтересо­вано в эффективном использовании свободного времени людей — в целях социально-экономического развития и духовного обновления всей нашей жизни. С этих позиций и формируется "внешний" социаль­ный заказ на освоение свободного времени, на проектирование досуго­вых программ, центров и зон досуга.



В настоящее время происходит существенная переоценка значения досуга как социально-культурной категории в жизни общества. Выпол­нявший в течение многих лет роль придатка производственной сферы досуг становится все более широкой сферой социально-культурной деятельности, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала общества.

В современной теории и практике термин "досуг" наиболее часто употребляется в трех значениях: как синоним свободного времени (его части), как синоним нерабочей (свободной) деятельности с различными модификациями, как синоним состояния или психологического пережи­вания человека на данный момент. Внутри указанных значений суще­ствуют самые различные научные дефиниции, в наибольшей степени




это относится ко второму значению, поскольку досуг как деятельность обладает обширной типологией. Здесь число отечественных и зарубежных исследователей, предлагающих свои дефиниции, особенно велико.

Отсюда следует, что для того, чтобы понятие "досуг" отвечало тем или иным практическим и научным целям, необходимо прежде всего уточнить его содержательную сторону и в рамках этого содержания выстраивать соответствующую цепочку подходов, методик и критериев оценки, без которых не мыслится создание полноценного социально-культурного проекта.

Существенным представляется вопрос о пропорциях, соотношении между специфическим назначением досуга как социально-культурного явления и тем содержанием, которое привносится в досуг на разных исторических этапах государственными и общественными структурами. Категория содержания досуга при всей ее многомерности и инвариант­ности всегда сохраняет свою изначальную заданность, целевой характер и адекватность назначению досуга. Об этом, в частности, свидетельст­вует развернутый анализ более 200 социально-культурных проектов, авторами которых являлись как студенты МГИК, Московского инсти­тута управления, Рязанского филиала МГИК, так и школьные педагоги, социальные педагоги, работники культуры — представители более 100 экспериментальных площадок ВНИК "Школа—микрорайон" (1988—

1991 гг.).

Как западные, так и наши исследователи обращаются к проблемам массовой культуры, досуга и его цивилизации, досуговых ценностей, досуговой миграции населения, бизнеса и культуры.



По их мнению, рассматривать досуг можно лишь в контексте исторических и социальных наук. При этом выдвигается интересная задача: поставить в центр научных исследований досуга условия, в которых осуществляется досуговая деятельность людей. Закономерен подход к анализу, например, понятия "индустрия досуга", вбирающего в себя и условия досуговой деятельности, и уровень материально-тех­нической базы, и финансово-организационные средства, и товары и услуги, производимые и поставляемые сферой досуга.

Ученых в одинаковой мере волнует социальное неравенство различ­ных социально-демографических групп в культурно-досуговой сфере: детей, подростков, престарелых, женщин, лиц с ограниченными физи­ческими и умственными возможностями.

Многие определения, составляющие понятийный аппарат досуга как отрасли научного знания, получили разработку только в последние 10—15 лет. Это относится к понятиям "досуговая деятельность", "со­циально-культурная деятельность", "социальные институты", "социа­лизация личности", "социальная педагогика", "индустрия досуга", "чистый досуг", "полудосуг" и др.

Исходя из природы досуга ученые рассматривают и его специфиче­ские дефиниции. С 50—60 гг. досуг характеризуется как часть времени, свободного от обычной или сверхурочной работы, а также от времени, затраченного на поездку на работу и другие действия. Они происходят за пределами деятельности, направленной на заработки: удовлетворе-


ние личных потребностей в еде, сон, забота о здоровье и внешности, а также многочисленные семейные, социальные, гражданские и религи­озные обязанности, которые человек выполняет в свое свободное время.

В настоящее время большинство ученых не разделяет, а, наоборот, более полно идентифицирует понятия "досуг" и "свободное время". Практически они слились. Являясь основной сферой социально-куль­турной деятельности людей, досуг предстает как та часть общего бюджета времени человека, которая остается после вычета необходимых временных затрат на работу (учебу), удовлетворение физиологических потребностей (сон, питание и т.д.) и реализацию неотложных домаш­них, семейных обязанностей.

Международной энциклопедией социальных наук досуг трактуется как результат свободного выбора.

Досуг подразумевает свободный выбор личностью досуговых заня­тий. Но досуговая деятельность, как и любая другая, подчиняется закону физической и социальной необходимости. Досуг — необходимый и неотъемлемый элемент образа жизни каждого человека. Поэтому досуг всегда предстает перед нами в контексте реализации интересов личности, связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, удовольствием, оздоровлением и т.п. Это не означает, что досуг — это синоним понятия "свобода", и было бы неправильно заявить, что обязанности не играют никакой роли в досуге. Хотя досуг включает свободу от определенного круга обязанностей, тем не менее, подобно другим социальным явлениям он подвержен воздействию социальных сил.

Поскольку досуг идентифицируется с действием, активностью, он зависит от социальных отношений, а отсюда — и от межличностных обязательств, таких, например, как контракты и даже договоренности.

Досуг может содержать в себе и предъявлять человеку определенные требования, которые вменяются в обязанности любой социально-куль­турной общности, от спортивных команд до кинообществ, с целью реализации своих досуговых потребностей.

Досуг в его семейном контексте неотделим от множества проблем, которые сопровождают развитие современной семьи — динамики демог­рафических характеристик семьи, ее социально-экономического поло­жения и адаптации к новым экономическим условиям, содержания и направленности семейной политики. Можно с уверенностью утверж­дать, что досуг в известном смысле строит семью, семейную жизнь. Реализация этой жизнестроительной концепции в сфере досуга имеет огромное социальное значение. Если досуг не способствует нормальному воспроизводству населения, воспитанию детей, продолжению традиций, семья не сможет нормально функционировать в обществе, окажется на пути к моральной, духовной и физической деградации.

В современной отечественной и зарубежной науке термины "досуг"
и "рекреация" фигурируют как родственные ключевые понятия. Слово
"досуг" очень часто употребляется в самых различных смыслах: как
отдых, развлечение, удовольствие, игра, свободное время, нерабочая
деятельность, свобода, рекреация и т.д.
3—654 33


Наиболее достоверной является трактовка досуга как временной категории, как свободного времени человека. Что касается рекреации, то этот, термин представляет собой совокупность следующих этимоло­гических значений: отдых и восстановление. Таким образом подразу­мевается, что рекреация, рекреационная деятельность осуществляется в рамках досуга, свободного времени.

Чтобы уточнить сущность досуга как временной категории, обра­тимся к самому понятию "время". В философии оно определяется как величина, которой свойственны однородность, одномерность, упорядо­ченность, непрерывность, однонаправленность, необратимость. Среди разновидностей времени (физического, химического, биологического, социального) высшей формой является социальное время, которое включает в себя рабочее, нерабочее и — в рамках последнего — свободное время.

Рабочее время рассматривается как время общественно необходи­мого производства материальных и духовных благ в процессе труда. Нерабочее время включает затраты времени, связанные с работой на производстве (передвижение к месту работы и обратно, затраты времени на предприятиях, не входящие в состав оплачиваемого рабочего време­ни, и др.), на домашний труд и самообслуживание, удовлетворение физиологических потребностей.

Свободное время представляет собой "часть внерабочего времени (в границах суток, недели, года), остающееся у человека (группы, общества) за вычетом разного рода непреложных, необходимых затрат"1, в частности сон, уход за детьми, занятия домашним хозяйством, бытовые заботы.

Отсюда следует, что досуг как свободное время выступает в качестве определенного временного отрезка для осуществления той или иной рекреационной, восстановительной деятельности.

Величина свободного времени далеко неоднородна у различных социальных групп. Большая часть забот по домашнему хозяйству ложится на плечи женщин. По всем социальным группам (кроме учащихся) женщины имеют собственно свободного времени на треть меньше мужчин. Для некоторых социальных групп (работающие жен­щины с детьми, сельские жители, маятниковые мигранты) фонд свобод­ного времени, особенно в нынешней экономической ситуации, оказы­вается ниже социально необходимой границы, что ведет к опасной деформации их образа жизни в целом. Значительное свободное время есть у пенсионеров, женщин с взрослыми детьми, подростков, бездетной молодежи, одиноких людей. Досуговый потенциал этих групп значи­тельно превосходит их досуговую квалификацию. Не будучи в состоя­нии культурно освоить это время, многие представители этих групп прибегают к деструктивным — в социальном, психологическом и личностном плане — формам его освоения.

Характерными чертами досуга, свободного времени являются его неразрывная связь с содержанием труда человека, его семейно-бытовыми условиями, индивидуальными особенностями.

1 БСЭ. Т. 23. М., 1976. С. 87. 34


В общих границах социального времени, которое измеряется такими единицами, как жизнь (детство, зрелость, старость), год, неделя, сутки, досуг отличается различными отрезками свободного времени.

В суточный период, присущий обычному трудовому дню, включены компактные периоды нерабочего времени — до работы, во время обеденного перерыва, после работы.

Недельный период, кроме этих интервалов нерабочего времени,
включает в себя время "уик-энда", обычно совпадающего с днями
субботне-воскресного отдыха.

Годовой период включает еще один-два интервала компактного нерабочего времени — это отпускное время. Для учащихся вместо отпуска выделяется время каникул (от двух до четырех интервалов в год).

Жизненный период охватывает всю жизнь человека, включая и то время, когда человек не занят на производстве, — детство, пенсионный период. Каждый из этих этапов отличается разнообразием использова­ния свободного времени, досуговых занятий.

Соотношение между продолжительностью рабочего и нерабочего времени в течение дня, недели, года в условиях рыночной экономики определяется не государственными актами или рекомендациями уче­ных, а в результате договора, соглашения между работодателем и исполнителем работы.

Таким образом, досуг, досуговое (или рекреационное) время — это часть социального времени личности, группы или общества в целом, которая используется для сохранения, восстановления и развития фи­зического и духовного здоровья человека, его интеллектуального совер­шенствования. Наибольшими объемами досугового времени обладают дети и пенсионеры — весьма многочисленная категория населения. Это время дает им возможность удовлетворить потребность в общении и увлечениях, решении хозяйственных и бытовых вопросов, активном отдыхе и т.д.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.