Сделай Сам Свою Работу на 5

Современные предприятия и сфера досуга





Современные государственные, акционированные, совместные и частные предприятия разных типов с полным основанием можно отне­сти к институтам, которые самым существенным образом влияют на социально-культурную среду региона. Трудовой коллектив как соци­альный институт обладает необходимыми материальными, финансовы­ми, кадровыми ресурсами, силой общественного мнения. Для того чтобы полнее представить характер и возможности влияния этого института на проведение ежедневного, воскресного, праздничного и отпускного досуга работающих, необходимо уяснить некоторые особенности соци­ального статуса современного трудового коллектива, неформальных ассоциаций работников, нарождающихся предпринимательских струк­тур, целого ряда других новых инициативных форм экономических отношений.

Осуществляя классификацию трудойых коллективов, функциониру­ющих в современном обществе, социологи берут за основу два важней­ших критерия: сферы их функционирования и формы собственности, на которых базируется их деятельность.

Классификация трудовых Коллективов

а) типологический признак — сфера функционирования



Сферы, в которых функционирует коллектив Виды трудовых коллективов

Управление Управленческие

Материальное производство Промышленные, сельскохо-

зяйственные, строительные, транспортные

Торговля, общественное питание, бытовое Обслуживание обслуживание

Образование, здравоохранение, физкультура Педагогические, лечебные,
и спорт оздоровительные

Наука, искусство и культура Творческие (научные, инфор-

мационные, художественные)

Армия Военные

б)типологический признак — форма собственности

Формы собственности Виды трудовых коллективов

Государственная Государственные организации и

предприятия

Кооперативная, акционерная Акционерные предприятия и организации

сферы досуга

Частная, индивидуальная, се- Частные (приватизированные) предприятия
мейная и организации, осуществляющие деятель-

ность на индивидуальной или семейной осно­ве

Смешанная Совместные предприятия и организации


Кроме того, трудовые коллективы со сходными сущностными чер­тами и исходными социальным положением могут входить в один из следующих типов: первый тип — остропроблемные, отстающие в эко­номическом отношении коллективы; второй тип объединяет стабиль­ные, развивающиеся коллективы. Более подробно с критериями типо­логии трудовых коллективов можно ознакомиться в специальных изда­ниях.[1]



В условиях приватизации, перехода к частной собственности на средства производства, образования различных фирм, коммерческих центров, корпораций и т.п. все большее развитие получает "фирменное" обслуживание — удовлетворение интересов и потребностей членов коллектива в тех или иных видах социально-культурной деятельности, предоставление фирмой своим сотрудникам целого комплекса услуг социально-культурного содержания: организация посещения выставок, концертов, спектаклей, спортивных соревнований, проведение спортив­но-оздоровительных мероприятий, вплоть до отдыха в здравницах, использование спортивных площадок, саун и т.д.; содействие в приоб­ретении видеокомплексов, аудиосистем и других предметов домашней "индустрии досуга". Однако подчеркнем, что уровень "фирменного" социально-культурного обеспечения зависит не только от социально-экономического положения коллектива, эффективности его трудовой деятельности, но и от определенного уровня коллективного мышления, ценностей и социальных норм, проявляющихся в коллективных инте­ресах.

Социально взвешенная политика трудового коллектива в сфере культуры и досуга определяется сущностными чертами этого коллекти­ва. Прежде всего, коллектив выступает в качестве носителя групповых целей, определенных принципов деятельности и поведения, этических и эстетических норм и ценностей. Уровень коллективного сознания как важнейшего фактора, определяющего его отношение к культуре, вклю­чает в себя нравственные установки и мотивы поведения.



Ценности, составляющие содержание коллективного познания, в разных трудовых коллективах не одинаковы. В одних высоко ценится добросовестный труд, в других — нет, в одних в качестве ведущей задачи выступает создание условий для досуговой деятельности детей, подростков, семьи, развитие и укрепление базы досуговых центров, развитие сети творческих самодеятельных коллективов, стремление обеспечить интеллектуальное, эмоциональное, нравственное, физиче­ское развитие человека, в других духовная, физическая культура не престижна, расценивается как третьестепенное дело.

Заметим, что подобные ценностные установки свойственны не толь­ко обанкротившимся или отстающим в экономическом отношении трудовым коллективам. Нередко и в экономически благополучных коллективах побеждает желание потратить деньги из фонда социально-культурных мероприятий или отчислений от членских профсоюзных

 

взносов на дорогостоящие поездки — перелеты по маршрутам выходного дня (кстати, такие поездки, как правило, "съедают" большую часть средств на культурно-досуговую работу) вместо, например, обеспечения деятельности детских, подростковых клубов, объединений, студий.

Социально-культурная среда очень чутко отзывается на все изме­нения в производственной, общественной жизни трудового коллектива. Например, негативные процессы в социально-экономической деятель­ности предприятия или фирмы самым непосредственным образом отра­жаются и на досуговой, социально-культурной сфере. Нарушения хо­зяйственных связей, дефицит в поставках сырья, комплектующих деталей, противоречия и трения между отдельными социальными груп­пами коллектива и т.д. — все эти и другие аналогичные "заболевания" трудового коллектива обязательно отражаются на его морально-психо­логическом климате, усиливают нервозность работающих, не способст­вуют сплочению, как в трудовой, так и в досуговой деятельности.

В формировании и реализации научно обоснованной и социально обеспеченной культурной политики трудового коллектива самое актив­ное участие принимают социальные работники — педагоги, психологи, медики, юристы, организаторы досуга.

Существенно возрастает влияние трудового коллектива на сферу свободного времени его работников, их семейно-бытовую среду. Распро­странена весьма упрощенная точка зрения, будто воспитательная фун­кция трудового коллектива подразделяется на внутреннюю (воспитание своих членов, как правило, непосредственно в коллективе, на произ­водстве) и внешнюю (воспитательное влияние на подрастающее поко­ление: детей трудящихся, учащихся подшефных учебных заведений). В современных условиях происходит постепенное слияние внутренней и внешней функций. С усилением внимания к семье, воспитанию детей в ней повышается ответственность трудового коллектива за жизненное благополучие своих членов и во внерабочее время, за выполнение ими своих родительских обязанностей.

При этом благоприятными условиями для воздействия трудового
коллектива обладает семейно-бытовая среда. В ней взрослые и дети
проводят большую часть времени, обсуждают свои производственные и
школьные дела, включаются в общественно полезный труд и формы
организационного досуга. Она обладает дополнительными резервами
для совершенствования воспитательной работы различных социальных
институтов. В силу объективных причин воспитательная деятельность
трудового коллектива в жилой среде эффективна в том случае, когда
члены данного коллектива по месту жительства сгруппированы: прожи­вают в одном микрорайоне, рабочем поселке, сельской зоне. На прак­тике такая ситуация встречается крайне редко, и воспитательное
воздействие трудового коллектива на семьи трудящихся по месту их
жительства затрудняется в силу "разбросанности" семей, проживания
их в разных микрорайонах. В подобных случаях наиболее целесообраз­ными представляются поиск и установление "точек соприкосновения",
взаимодействия между различными сферами жизнедеятельности людей:

трудом, учебой, бытом, отдыхом.
6-654 81


Первый этап такого взаимодействия — связь между общественными организациями и формированиями. В воспитательной работе по месту жительства речь идет об интеграции усилий трудового коллектива, школы, общественности микрорайона (координационного совета, депу­татской группы, а также социальных служб, правоохранительных ор­ганов), учреждений культуры и спорта, территориально приближенных к семье.

Приоритетная роль в организации социально-культурной деятель­ности населения социума принадлежит общественности. Она представ­ляет, как правило, две группы. Первая включает наиболее социально активную часть членов трудовых коллективов, шефствующих над школами, дошкольными и внешкольными учреждениями, профессио­нально-техническими училищами, в целом над микрорайонами; вторая — население самого микрорайона, воспитательная работа проводится там, где они живут. Вторая группа обычно бывает представлена многочис­ленными самостоятельными общественными формированиями, объеди­няющими женский актив, совет ветеранов, любительские клубы, роди­тельский патруль и др. Взаимодействие этих двух групп в процессе дальнейшего совершенствования работы в социуме должно привести к постепенному их слиянию.

В современную и перспективную модель социально-культурной сферы наряду с государственными структурами, где долгое время преобладало гипертрофированное административно-командное начало, органично вписывается самоуправляемый, саморазвивающийся частный (коммерческий) сектор, представленный множеством фирм, компаний, предприятий, кооперативов, акционерных обществ и товариществ. Вме­сте с государственными звеньями этот сектор активно включился в регулирование процессов социально-культурной сферы, рынка досугового спроса.

В отличие от государственных структур, которые связаны с соци­ально-культурной сферой специально созданными ведомствами и орга­низациями, коммерческий (частный) сектор, обладающий большей гибкостью и динамизмом, быстро наращивает свою материальную базу, создает свою достаточно разветвленную производственную инфраструк­туру, позволяющую восполнить дефицит или пробелы в досуговых услугах, предоставляемых государством или общественно-добровольны­ми структурами. Практически мы подойдем к такому положению, когда в социально-культурной сфере не останется услуг, которые не были бы поставлены на коммерческую основу.

Коммерческий (частный) сектор целиком и полностью зависит от
социально-культурных, досуговых потребностей. Он достаточно оперативно улавливает малейшие колебания моды и предпочтений досугового
рынка. Постоянная ориентация на спрос и конъюнктуру дает возмож­ность коммерческим предприятиям, фирмам, компаниям безошибочно
находить и "закрывать" экономически выгодные "ниши" в социально-
культурной сфере. Именно этим объясняется огромное разнообразие
современных коммерческих самоокупаемых клубов и досуговых цент­
ров, рассчитанных на самые полярные вкусы и потребности: ночных
82


клубов-казино, клубов с гимнастическим и атлетическим оборудовани­ем, клубов лечебно-профилактического характера с бассейнами, сауна­ми, теннисными кортами, массажными и косметическими кабинетами, учебных центров восточных единоборств и т.д.

Изначальными конструктивными условиями организации менедж­мента в социально-культурной сфере служат:

реалистическая оценка социально-культурной ситуации, сложив­шейся в данном регионе;

диалог с семьей, отдельными гражданами, их общественными пред­ставителями и другими членами экосоциосистемы, а не авторитарное давление на социокультурную среду;

решение досуговых проблем методом проб и ошибок, а не путем разрушения и переделки сложившегося.

Характер предпринимательской деятельности частных фирм, ком­паний и совместных предприятий в социально-культурной сфере далеко не однозначен и определяется в соответствии с основными целями осуществления данной деятельности. Например, некоторые частные предприятия, фирмы и компании преследуют чисто коммерческие интересы, осуществляя те или иные досуговые программы в целях извлечения максимальной выгоды. Другие представители частного сек­тора, принимающие участие в досуговой бизнесе, не рассматривают его в качестве экономически выгодного дела, а ставят целью предоставление согражданам - детям, подросткам, престарелым пенсионерам, инвали­дам, многодетным семьям и т.д. — права на пользование социально-ду­ховными благами, возможности духовного обновления во имя высоких целей добра и милосердия. Именно этот мотив обусловливает тесное сотрудничество деловых кругов с общественно-добровольными форми­рованиями: фондами, движениями, объединениями социально-защит­ной направленности.

Многие досуговые программы, осуществляемые в социально-куль­турной сфере по принципу самоокупаемости для представителей дело­вого мира, например отечественных и зарубежных бизнесменов, сотруд­ников фирм и совместных предприятий, финансируются за счет частных вкладов и членских взносов.

Пользователями программ клубов закрытого типа, дорогостоящих шоу-программ, круизов, конкурсов являются люди, которые могут позволить себе сделать солидный вступительный взнос, оплатить сто­имость путевки или входного билета. При всем многообразии этих программ — мужских, женских, детских, спортивных, концертно-зрелищных и развлекательных, служебных и внеслужебных — в их реализации преобладает ярко выраженная социальная обособленность.

Существует целый ряд разновидностей предпринимательской (ком­мерческой) деятельности в социально-культурной сфере, которую ведут не столько государственные, сколько, главным образом, частные орга­низации. Сюда относятся:

оказание информационно-консультативной помощи, проведение
экспертизы социально-культурных проектов и программ, формирование
мониторинга социально-культурной жизни, сбор и анализ статистиче-
6* 83


ских данных, размещение заказов на социологические исследования, отбор программ и проектов для финансирования по заказам;

посредничество и участие в осуществлении инвестиционной полити­ки, финансировании социально-культурных проектов и программ, изы­скании дополнительных возможностей в обеспечении финансовой и другой поддержки социально-культурных инициатив, кредитовании самоорганизации культурной жизни, заключении контрактов на куль­турное обслуживание, учреждении дочерних фирм, малых предприятий и кооперативов;

развитие и укрепление материальной базы, оказание помощи соци­ально-культурным учреждениям в поставках оборудования и материа­лов, размещение заказов на изготовление декораций, костюмов, инст­рументов, оборудования, оказание транспортных услуг, размещение полиграфических заказов и т.д., подготовка и переподготовка кадров;

развитие зарубежных связей, контактов и обменов в социально-культурной сфере, участие в организации и финансировании междуна­родных детских, молодежных, взрослых программ социально-культур­ного профиля.

Одной из наиболее привлекательных для коммерческого сектора сфер является многопрофильная индустрия массового досуга и развле­чений. Она включает в себя множество направлений: шоу-бизнес, финансирование многочисленных рок-ансамблей и групп, проведение разнообразных коммерческих фестивалей, конкурсов, праздников, со­здание специализированных концертных и спортивно-зрелищных цен­тров и комплексов, развлекательных учреждений, видеосалонов, диско­тек, производство и прокат фонограмм, дисков, видеокассет и т.д.

Потребителям предоставляется широкий выбор всевозможных раз­влечений и зрелищ, рассчитанных на все вкусы, - от танцевальных залов, конкурсов красоты и парадов моды до родео, варьете, кабаре, казино, ночных клубов. Необходимо подчеркнуть, что некоторые из этих видов социально-культурного предпринимательства не способству­ют активной деятельности людей, а рассчитаны на пассивное потребле­ние зрелищной "продукции". В погоне за максимальной прибылью и извлечением выгоды коммерческий рыночный сектор нередко навязы­вает свои законы и ценности, которые порой не имеют никаких моральных принципов и критериев.

В последние годы существенно расширяется практика участия ком­мерческих структур в лице больших и малых фирм, бирж, совместных предприятий, акционерных обществ по организации социально-куль­турных, досуговых программ для своих сотрудников и членов их семей.

Организация такого своеобразного "фирменного досуга" имеет ряд характерных особенностей. Во-первых, справедливо полагая, что подобный "фирменный досуг" является существенной разновидностью бизнеса, многие частные предприятия не торопятся приглашать профессиональ­ных организаторов досуга и передают бразды правления разработкой и проведением рекреационных программ в. руки самих сотрудников и членов их семей. Поэтому если специалист по досугу и привлекается, то от него требуются, в первую очередь, квалифицированная консультация, совет,


методическая помощь. Во-вторых, коммерческие предпри­ятия кровно заинтересованы в обеспечении регулярной физической подготовки своих работников и поддержании их спортивной формы. Предприниматели не скупятся на финансовые затраты в поисках опти­мальных возможностей организации отдыха персонала предприятий, эти затраты обязательно повлияют на повышение уровня работоспособ­ности людей.

К важной составляющей части социально-культурной сферы, "где не столько государство, сколько особенно частный (коммерческий) сектор проявляет активную предприимчивость и инициативу, следует отнести курортный и турбизнес и тесно связанные с ним развитие гостиничного и сервисного дела (отелей, мотелей, ресторанов и кафе, туристических баз и кемпингов, спортивных и оздоровительных лагерей и т.д.), производство товаров для спорта и туризма. Частные (коммерческие) предприятия и фирмы, чутко реагирующие на все изменения запросов и потребностей населения, делают ставку на рост средств-передвижения (автомашин, мотоциклов, лодок, катеров и т.д.), находящихся в личном пользовании граждан, на приток зарубежный туристов, а также на привлечение иностранных инвесторов в доходную отрасль, какой явля­ются туризм и курортное хозяйство. Коммерческие фирмы и компании активно приобретают и осваивают земельные участки вне городской черты для последующего создания здесь коммерческих зон и домов отдыха.

Существует много механизмов вовлечения финансовых средств в реализацию социально-культурных проектов и программ. Это объеди­нение финансовых средств, трудовых, материальных и других ресурсов потенциальных партнеров в лице государственных и общественных организаций, частных предприятий, фирм и кооперативов; создание совместных социально-культурных или культурно-досуговых предпри­ятий, центров, учреждений, подкрепленное соответствующим разделе­нием доходов или убытков (за вычетом необходимых расходов и отчислений); добровольное объединение материально-финансовых средств для восстановления или ремонта историко-культурных памят­ников, организации благотворительных акций для воспитанников детских домов, интернатов, инвалидов, пенсионеров и т л.; формирование местного фонда социального и культурного строительства, образуемого за счет нормативного отчисления доходов, а также обязательных взносов пред­приятий, фирм, учреждений и граждан; всемерное поощрение и созда­ние льготных условий для стимулирования добровольного материаль­но-финансового участия государственных и частных предприятий, фирм, компаний в развитии социально-культурной сферы.

Действенным инструментом поддержки социально-культурных ини­циатив и движений являются меценатство, благотворительность. Рос­сийское меценатство, как известно, имеет глубокие историко-культур­ные корни. Традиционными чертами российских меценатов, доброволь­но финансировавших деятельность и художников-одиночек, и целых творческих коллективов, являлись полное обеспечение свободы творче­ства и творческого самовыражения деятеля культуры, непременное


глубокое понимание целей и позиций художника. При этом меценаты, оказывая помощь, оставляли за собой лишь право выбора кандидатуры, которая нуждалась в первоочередной поддержке. Ныне в роли мецена­тов выступают не только отдельные предприниматели, представители делового мира, но и целые группы, коллективы, общности людей. Меценатство в таких материально не обеспеченных отраслях, как культура, досуг, просвещение, медицина, закономерно является необ­ходимым условием и результатом демократизации социально-культур­ной политики.

В процессе формирования социально-культурной среды конкретного региона необходимо найти свое место каждому из досуговых учрежде­ний и центров: государственным, частным (коммерческим) и обще­ственно-добровольным, хозрасчетным, самоокупаемым и существую­щим на дотации (за счет государства, ведомства, спонсора и т.д.), формальным и неформальным, ведомственным и неведомственным.

Каждое государственное или частное (коммерческое) предприятие, каждое общественное объединение или движение может и должно беспрепятственно пользоваться правом добровольного вклада своих средств в социально-культурную сферу, быть заказчиком, спонсором, меценатом в том или ином виде социально-культурной деятельности, по отношению к любому клубу, кинотеатру, театру, парку, музею, артисту, художнику, писателю и т.д.

Основополагающими принципами хозяйственной деятельности со­временных социально-культурных институтов являются самоокупае­мость и самофинансирование. Самоокупаемость предполагает, что пред­приятие социально-культурной сферы (клуб, парк, театр, видеосалон и т.д.) за счет выручки за выполняемую деятельность полностью возме­щает свои издержки по разработке и реализации той или иной досуговой программы, включая и оказание различного рода рекреаци­онных услуг. Самофинансирование означает, что все затраты предпри­ятия социально-культурной сферы по материально-техническому осна­щению и совершенствованию своей базы, проведению всего комплекса социально-культурных мероприятий, включая и материальное поощре­ние занятых работников, осуществляются прежде всего за счет зара­ботанных средств.

В досуговой сфере все полнее утверждается принцип договорно-за-казных отношений между субъектами социально-культурной деятель­ности. Этот принцип позволяет перейти от авторитарно-бюрократиче­ских методов управления к гибким механизмам регулирования соци­ально-культурных процессов. Приоритетное место здесь занимают интеграция и кооперация усилий субъектов социально-культурной де­ятельности — государственных, частных (коммерческих) и обществен­но-добровольных структур. Если раньше задания на развитие социально-культурной сферы, удовлетворение досуговых потребностей спускались "сверху", то в современных условиях содержание социально-культурного заказа формируется, как правило, "снизу", на основе самодеятельных инициатив, самоопределения социальных субъектов. Для выполнения того или иного социально-культурного (развивающего, творческого,

 


оздоровительного, развлекательного) заказа на местах создаются гиб­кие, подвижные организационные структуры — временные творческие коллективы. Они действуют на принципах самоорганизации, самооку­паемости, самоуправления. Эти мобильные творческие группы и кол­лективы с полным правом можно отнести к тем основным звеньям, через которые реализуется социально-культурная политика на местах.

Взаимоотношения заказчиков и исполнителей при этом становятся основой разнообразия, гибкости, динамичности, вариативности деятель­ности социально-культурных институтов.

Горизонтальные связи, устанавливаемые между участниками соци­ально-культурной деятельности, строятся на основе паритета, взаимной экономической ответственности. Социально-культурная деятельность, которая организуется по горизонтали, без команд и регламентации "сверху", обеспечивает максимально благоприятные условия для само­развития социально-культурной сферы.

Наконец, еще один важный принцип, регулирующий взаимодейст­вия субъектов в социально-культурной сфере, — это программно-целе­вой принцип финансирования. Практическое применение этого прин­ципа предполагает не финансовое обеспечение существования социаль­но-культурного объекта, учреждения (клуба, парка, музея и т.д.) в целом, а поддержку определенного вида или направления его деятель­ности, конкретной досуговой программы вплоть до выполняемого в рамках социального заказа разового мероприятия: конкурса, фестиваля, концерта, спектакля, встречи и т.д.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.