|
Современные предприятия и сфера досуга
Современные государственные, акционированные, совместные и частные предприятия разных типов с полным основанием можно отнести к институтам, которые самым существенным образом влияют на социально-культурную среду региона. Трудовой коллектив как социальный институт обладает необходимыми материальными, финансовыми, кадровыми ресурсами, силой общественного мнения. Для того чтобы полнее представить характер и возможности влияния этого института на проведение ежедневного, воскресного, праздничного и отпускного досуга работающих, необходимо уяснить некоторые особенности социального статуса современного трудового коллектива, неформальных ассоциаций работников, нарождающихся предпринимательских структур, целого ряда других новых инициативных форм экономических отношений.
Осуществляя классификацию трудойых коллективов, функционирующих в современном обществе, социологи берут за основу два важнейших критерия: сферы их функционирования и формы собственности, на которых базируется их деятельность.
Классификация трудовых Коллективов
а) типологический признак — сфера функционирования
Сферы, в которых функционирует коллектив Виды трудовых коллективов
Управление Управленческие
Материальное производство Промышленные, сельскохо-
зяйственные, строительные, транспортные
Торговля, общественное питание, бытовое Обслуживание обслуживание
Образование, здравоохранение, физкультура Педагогические, лечебные, и спорт оздоровительные
Наука, искусство и культура Творческие (научные, инфор-
мационные, художественные)
Армия Военные
б)типологический признак — форма собственности
Формы собственности Виды трудовых коллективов
Государственная Государственные организации и
предприятия
Кооперативная, акционерная Акционерные предприятия и организации
сферы досуга
Частная, индивидуальная, се- Частные (приватизированные) предприятия мейная и организации, осуществляющие деятель-
ность на индивидуальной или семейной основе
Смешанная Совместные предприятия и организации
Кроме того, трудовые коллективы со сходными сущностными чертами и исходными социальным положением могут входить в один из следующих типов: первый тип — остропроблемные, отстающие в экономическом отношении коллективы; второй тип объединяет стабильные, развивающиеся коллективы. Более подробно с критериями типологии трудовых коллективов можно ознакомиться в специальных изданиях.[1]
В условиях приватизации, перехода к частной собственности на средства производства, образования различных фирм, коммерческих центров, корпораций и т.п. все большее развитие получает "фирменное" обслуживание — удовлетворение интересов и потребностей членов коллектива в тех или иных видах социально-культурной деятельности, предоставление фирмой своим сотрудникам целого комплекса услуг социально-культурного содержания: организация посещения выставок, концертов, спектаклей, спортивных соревнований, проведение спортивно-оздоровительных мероприятий, вплоть до отдыха в здравницах, использование спортивных площадок, саун и т.д.; содействие в приобретении видеокомплексов, аудиосистем и других предметов домашней "индустрии досуга". Однако подчеркнем, что уровень "фирменного" социально-культурного обеспечения зависит не только от социально-экономического положения коллектива, эффективности его трудовой деятельности, но и от определенного уровня коллективного мышления, ценностей и социальных норм, проявляющихся в коллективных интересах.
Социально взвешенная политика трудового коллектива в сфере культуры и досуга определяется сущностными чертами этого коллектива. Прежде всего, коллектив выступает в качестве носителя групповых целей, определенных принципов деятельности и поведения, этических и эстетических норм и ценностей. Уровень коллективного сознания как важнейшего фактора, определяющего его отношение к культуре, включает в себя нравственные установки и мотивы поведения.
Ценности, составляющие содержание коллективного познания, в разных трудовых коллективах не одинаковы. В одних высоко ценится добросовестный труд, в других — нет, в одних в качестве ведущей задачи выступает создание условий для досуговой деятельности детей, подростков, семьи, развитие и укрепление базы досуговых центров, развитие сети творческих самодеятельных коллективов, стремление обеспечить интеллектуальное, эмоциональное, нравственное, физическое развитие человека, в других духовная, физическая культура не престижна, расценивается как третьестепенное дело.
Заметим, что подобные ценностные установки свойственны не только обанкротившимся или отстающим в экономическом отношении трудовым коллективам. Нередко и в экономически благополучных коллективах побеждает желание потратить деньги из фонда социально-культурных мероприятий или отчислений от членских профсоюзных
взносов на дорогостоящие поездки — перелеты по маршрутам выходного дня (кстати, такие поездки, как правило, "съедают" большую часть средств на культурно-досуговую работу) вместо, например, обеспечения деятельности детских, подростковых клубов, объединений, студий.
Социально-культурная среда очень чутко отзывается на все изменения в производственной, общественной жизни трудового коллектива. Например, негативные процессы в социально-экономической деятельности предприятия или фирмы самым непосредственным образом отражаются и на досуговой, социально-культурной сфере. Нарушения хозяйственных связей, дефицит в поставках сырья, комплектующих деталей, противоречия и трения между отдельными социальными группами коллектива и т.д. — все эти и другие аналогичные "заболевания" трудового коллектива обязательно отражаются на его морально-психологическом климате, усиливают нервозность работающих, не способствуют сплочению, как в трудовой, так и в досуговой деятельности.
В формировании и реализации научно обоснованной и социально обеспеченной культурной политики трудового коллектива самое активное участие принимают социальные работники — педагоги, психологи, медики, юристы, организаторы досуга.
Существенно возрастает влияние трудового коллектива на сферу свободного времени его работников, их семейно-бытовую среду. Распространена весьма упрощенная точка зрения, будто воспитательная функция трудового коллектива подразделяется на внутреннюю (воспитание своих членов, как правило, непосредственно в коллективе, на производстве) и внешнюю (воспитательное влияние на подрастающее поколение: детей трудящихся, учащихся подшефных учебных заведений). В современных условиях происходит постепенное слияние внутренней и внешней функций. С усилением внимания к семье, воспитанию детей в ней повышается ответственность трудового коллектива за жизненное благополучие своих членов и во внерабочее время, за выполнение ими своих родительских обязанностей.
При этом благоприятными условиями для воздействия трудового коллектива обладает семейно-бытовая среда. В ней взрослые и дети проводят большую часть времени, обсуждают свои производственные и школьные дела, включаются в общественно полезный труд и формы организационного досуга. Она обладает дополнительными резервами для совершенствования воспитательной работы различных социальных институтов. В силу объективных причин воспитательная деятельность трудового коллектива в жилой среде эффективна в том случае, когда члены данного коллектива по месту жительства сгруппированы: проживают в одном микрорайоне, рабочем поселке, сельской зоне. На практике такая ситуация встречается крайне редко, и воспитательное воздействие трудового коллектива на семьи трудящихся по месту их жительства затрудняется в силу "разбросанности" семей, проживания их в разных микрорайонах. В подобных случаях наиболее целесообразными представляются поиск и установление "точек соприкосновения", взаимодействия между различными сферами жизнедеятельности людей:
трудом, учебой, бытом, отдыхом. 6-654 81
Первый этап такого взаимодействия — связь между общественными организациями и формированиями. В воспитательной работе по месту жительства речь идет об интеграции усилий трудового коллектива, школы, общественности микрорайона (координационного совета, депутатской группы, а также социальных служб, правоохранительных органов), учреждений культуры и спорта, территориально приближенных к семье.
Приоритетная роль в организации социально-культурной деятельности населения социума принадлежит общественности. Она представляет, как правило, две группы. Первая включает наиболее социально активную часть членов трудовых коллективов, шефствующих над школами, дошкольными и внешкольными учреждениями, профессионально-техническими училищами, в целом над микрорайонами; вторая — население самого микрорайона, воспитательная работа проводится там, где они живут. Вторая группа обычно бывает представлена многочисленными самостоятельными общественными формированиями, объединяющими женский актив, совет ветеранов, любительские клубы, родительский патруль и др. Взаимодействие этих двух групп в процессе дальнейшего совершенствования работы в социуме должно привести к постепенному их слиянию.
В современную и перспективную модель социально-культурной сферы наряду с государственными структурами, где долгое время преобладало гипертрофированное административно-командное начало, органично вписывается самоуправляемый, саморазвивающийся частный (коммерческий) сектор, представленный множеством фирм, компаний, предприятий, кооперативов, акционерных обществ и товариществ. Вместе с государственными звеньями этот сектор активно включился в регулирование процессов социально-культурной сферы, рынка досугового спроса.
В отличие от государственных структур, которые связаны с социально-культурной сферой специально созданными ведомствами и организациями, коммерческий (частный) сектор, обладающий большей гибкостью и динамизмом, быстро наращивает свою материальную базу, создает свою достаточно разветвленную производственную инфраструктуру, позволяющую восполнить дефицит или пробелы в досуговых услугах, предоставляемых государством или общественно-добровольными структурами. Практически мы подойдем к такому положению, когда в социально-культурной сфере не останется услуг, которые не были бы поставлены на коммерческую основу.
Коммерческий (частный) сектор целиком и полностью зависит от социально-культурных, досуговых потребностей. Он достаточно оперативно улавливает малейшие колебания моды и предпочтений досугового рынка. Постоянная ориентация на спрос и конъюнктуру дает возможность коммерческим предприятиям, фирмам, компаниям безошибочно находить и "закрывать" экономически выгодные "ниши" в социально- культурной сфере. Именно этим объясняется огромное разнообразие современных коммерческих самоокупаемых клубов и досуговых цент ров, рассчитанных на самые полярные вкусы и потребности: ночных 82
клубов-казино, клубов с гимнастическим и атлетическим оборудованием, клубов лечебно-профилактического характера с бассейнами, саунами, теннисными кортами, массажными и косметическими кабинетами, учебных центров восточных единоборств и т.д.
Изначальными конструктивными условиями организации менеджмента в социально-культурной сфере служат:
реалистическая оценка социально-культурной ситуации, сложившейся в данном регионе;
диалог с семьей, отдельными гражданами, их общественными представителями и другими членами экосоциосистемы, а не авторитарное давление на социокультурную среду;
решение досуговых проблем методом проб и ошибок, а не путем разрушения и переделки сложившегося.
Характер предпринимательской деятельности частных фирм, компаний и совместных предприятий в социально-культурной сфере далеко не однозначен и определяется в соответствии с основными целями осуществления данной деятельности. Например, некоторые частные предприятия, фирмы и компании преследуют чисто коммерческие интересы, осуществляя те или иные досуговые программы в целях извлечения максимальной выгоды. Другие представители частного сектора, принимающие участие в досуговой бизнесе, не рассматривают его в качестве экономически выгодного дела, а ставят целью предоставление согражданам - детям, подросткам, престарелым пенсионерам, инвалидам, многодетным семьям и т.д. — права на пользование социально-духовными благами, возможности духовного обновления во имя высоких целей добра и милосердия. Именно этот мотив обусловливает тесное сотрудничество деловых кругов с общественно-добровольными формированиями: фондами, движениями, объединениями социально-защитной направленности.
Многие досуговые программы, осуществляемые в социально-культурной сфере по принципу самоокупаемости для представителей делового мира, например отечественных и зарубежных бизнесменов, сотрудников фирм и совместных предприятий, финансируются за счет частных вкладов и членских взносов.
Пользователями программ клубов закрытого типа, дорогостоящих шоу-программ, круизов, конкурсов являются люди, которые могут позволить себе сделать солидный вступительный взнос, оплатить стоимость путевки или входного билета. При всем многообразии этих программ — мужских, женских, детских, спортивных, концертно-зрелищных и развлекательных, служебных и внеслужебных — в их реализации преобладает ярко выраженная социальная обособленность.
Существует целый ряд разновидностей предпринимательской (коммерческой) деятельности в социально-культурной сфере, которую ведут не столько государственные, сколько, главным образом, частные организации. Сюда относятся:
оказание информационно-консультативной помощи, проведение экспертизы социально-культурных проектов и программ, формирование мониторинга социально-культурной жизни, сбор и анализ статистиче- 6* 83
ских данных, размещение заказов на социологические исследования, отбор программ и проектов для финансирования по заказам;
посредничество и участие в осуществлении инвестиционной политики, финансировании социально-культурных проектов и программ, изыскании дополнительных возможностей в обеспечении финансовой и другой поддержки социально-культурных инициатив, кредитовании самоорганизации культурной жизни, заключении контрактов на культурное обслуживание, учреждении дочерних фирм, малых предприятий и кооперативов;
развитие и укрепление материальной базы, оказание помощи социально-культурным учреждениям в поставках оборудования и материалов, размещение заказов на изготовление декораций, костюмов, инструментов, оборудования, оказание транспортных услуг, размещение полиграфических заказов и т.д., подготовка и переподготовка кадров;
развитие зарубежных связей, контактов и обменов в социально-культурной сфере, участие в организации и финансировании международных детских, молодежных, взрослых программ социально-культурного профиля.
Одной из наиболее привлекательных для коммерческого сектора сфер является многопрофильная индустрия массового досуга и развлечений. Она включает в себя множество направлений: шоу-бизнес, финансирование многочисленных рок-ансамблей и групп, проведение разнообразных коммерческих фестивалей, конкурсов, праздников, создание специализированных концертных и спортивно-зрелищных центров и комплексов, развлекательных учреждений, видеосалонов, дискотек, производство и прокат фонограмм, дисков, видеокассет и т.д.
Потребителям предоставляется широкий выбор всевозможных развлечений и зрелищ, рассчитанных на все вкусы, - от танцевальных залов, конкурсов красоты и парадов моды до родео, варьете, кабаре, казино, ночных клубов. Необходимо подчеркнуть, что некоторые из этих видов социально-культурного предпринимательства не способствуют активной деятельности людей, а рассчитаны на пассивное потребление зрелищной "продукции". В погоне за максимальной прибылью и извлечением выгоды коммерческий рыночный сектор нередко навязывает свои законы и ценности, которые порой не имеют никаких моральных принципов и критериев.
В последние годы существенно расширяется практика участия коммерческих структур в лице больших и малых фирм, бирж, совместных предприятий, акционерных обществ по организации социально-культурных, досуговых программ для своих сотрудников и членов их семей.
Организация такого своеобразного "фирменного досуга" имеет ряд характерных особенностей. Во-первых, справедливо полагая, что подобный "фирменный досуг" является существенной разновидностью бизнеса, многие частные предприятия не торопятся приглашать профессиональных организаторов досуга и передают бразды правления разработкой и проведением рекреационных программ в. руки самих сотрудников и членов их семей. Поэтому если специалист по досугу и привлекается, то от него требуются, в первую очередь, квалифицированная консультация, совет,
методическая помощь. Во-вторых, коммерческие предприятия кровно заинтересованы в обеспечении регулярной физической подготовки своих работников и поддержании их спортивной формы. Предприниматели не скупятся на финансовые затраты в поисках оптимальных возможностей организации отдыха персонала предприятий, эти затраты обязательно повлияют на повышение уровня работоспособности людей.
К важной составляющей части социально-культурной сферы, "где не столько государство, сколько особенно частный (коммерческий) сектор проявляет активную предприимчивость и инициативу, следует отнести курортный и турбизнес и тесно связанные с ним развитие гостиничного и сервисного дела (отелей, мотелей, ресторанов и кафе, туристических баз и кемпингов, спортивных и оздоровительных лагерей и т.д.), производство товаров для спорта и туризма. Частные (коммерческие) предприятия и фирмы, чутко реагирующие на все изменения запросов и потребностей населения, делают ставку на рост средств-передвижения (автомашин, мотоциклов, лодок, катеров и т.д.), находящихся в личном пользовании граждан, на приток зарубежный туристов, а также на привлечение иностранных инвесторов в доходную отрасль, какой являются туризм и курортное хозяйство. Коммерческие фирмы и компании активно приобретают и осваивают земельные участки вне городской черты для последующего создания здесь коммерческих зон и домов отдыха.
Существует много механизмов вовлечения финансовых средств в реализацию социально-культурных проектов и программ. Это объединение финансовых средств, трудовых, материальных и других ресурсов потенциальных партнеров в лице государственных и общественных организаций, частных предприятий, фирм и кооперативов; создание совместных социально-культурных или культурно-досуговых предприятий, центров, учреждений, подкрепленное соответствующим разделением доходов или убытков (за вычетом необходимых расходов и отчислений); добровольное объединение материально-финансовых средств для восстановления или ремонта историко-культурных памятников, организации благотворительных акций для воспитанников детских домов, интернатов, инвалидов, пенсионеров и т л.; формирование местного фонда социального и культурного строительства, образуемого за счет нормативного отчисления доходов, а также обязательных взносов предприятий, фирм, учреждений и граждан; всемерное поощрение и создание льготных условий для стимулирования добровольного материально-финансового участия государственных и частных предприятий, фирм, компаний в развитии социально-культурной сферы.
Действенным инструментом поддержки социально-культурных инициатив и движений являются меценатство, благотворительность. Российское меценатство, как известно, имеет глубокие историко-культурные корни. Традиционными чертами российских меценатов, добровольно финансировавших деятельность и художников-одиночек, и целых творческих коллективов, являлись полное обеспечение свободы творчества и творческого самовыражения деятеля культуры, непременное
глубокое понимание целей и позиций художника. При этом меценаты, оказывая помощь, оставляли за собой лишь право выбора кандидатуры, которая нуждалась в первоочередной поддержке. Ныне в роли меценатов выступают не только отдельные предприниматели, представители делового мира, но и целые группы, коллективы, общности людей. Меценатство в таких материально не обеспеченных отраслях, как культура, досуг, просвещение, медицина, закономерно является необходимым условием и результатом демократизации социально-культурной политики.
В процессе формирования социально-культурной среды конкретного региона необходимо найти свое место каждому из досуговых учреждений и центров: государственным, частным (коммерческим) и общественно-добровольным, хозрасчетным, самоокупаемым и существующим на дотации (за счет государства, ведомства, спонсора и т.д.), формальным и неформальным, ведомственным и неведомственным.
Каждое государственное или частное (коммерческое) предприятие, каждое общественное объединение или движение может и должно беспрепятственно пользоваться правом добровольного вклада своих средств в социально-культурную сферу, быть заказчиком, спонсором, меценатом в том или ином виде социально-культурной деятельности, по отношению к любому клубу, кинотеатру, театру, парку, музею, артисту, художнику, писателю и т.д.
Основополагающими принципами хозяйственной деятельности современных социально-культурных институтов являются самоокупаемость и самофинансирование. Самоокупаемость предполагает, что предприятие социально-культурной сферы (клуб, парк, театр, видеосалон и т.д.) за счет выручки за выполняемую деятельность полностью возмещает свои издержки по разработке и реализации той или иной досуговой программы, включая и оказание различного рода рекреационных услуг. Самофинансирование означает, что все затраты предприятия социально-культурной сферы по материально-техническому оснащению и совершенствованию своей базы, проведению всего комплекса социально-культурных мероприятий, включая и материальное поощрение занятых работников, осуществляются прежде всего за счет заработанных средств.
В досуговой сфере все полнее утверждается принцип договорно-за-казных отношений между субъектами социально-культурной деятельности. Этот принцип позволяет перейти от авторитарно-бюрократических методов управления к гибким механизмам регулирования социально-культурных процессов. Приоритетное место здесь занимают интеграция и кооперация усилий субъектов социально-культурной деятельности — государственных, частных (коммерческих) и общественно-добровольных структур. Если раньше задания на развитие социально-культурной сферы, удовлетворение досуговых потребностей спускались "сверху", то в современных условиях содержание социально-культурного заказа формируется, как правило, "снизу", на основе самодеятельных инициатив, самоопределения социальных субъектов. Для выполнения того или иного социально-культурного (развивающего, творческого,
оздоровительного, развлекательного) заказа на местах создаются гибкие, подвижные организационные структуры — временные творческие коллективы. Они действуют на принципах самоорганизации, самоокупаемости, самоуправления. Эти мобильные творческие группы и коллективы с полным правом можно отнести к тем основным звеньям, через которые реализуется социально-культурная политика на местах.
Взаимоотношения заказчиков и исполнителей при этом становятся основой разнообразия, гибкости, динамичности, вариативности деятельности социально-культурных институтов.
Горизонтальные связи, устанавливаемые между участниками социально-культурной деятельности, строятся на основе паритета, взаимной экономической ответственности. Социально-культурная деятельность, которая организуется по горизонтали, без команд и регламентации "сверху", обеспечивает максимально благоприятные условия для саморазвития социально-культурной сферы.
Наконец, еще один важный принцип, регулирующий взаимодействия субъектов в социально-культурной сфере, — это программно-целевой принцип финансирования. Практическое применение этого принципа предполагает не финансовое обеспечение существования социально-культурного объекта, учреждения (клуба, парка, музея и т.д.) в целом, а поддержку определенного вида или направления его деятельности, конкретной досуговой программы вплоть до выполняемого в рамках социального заказа разового мероприятия: конкурса, фестиваля, концерта, спектакля, встречи и т.д.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|