|
Функциональные и частные методики
Основу функциональных методик организации социально-культурной деятельности по направлениям составляет органичное единство
культуры, просвещения, информации, творчества, отдыха, спорта, туризма и развлечений. Определяющим признаком всех функциональных методик является их развивающее начало. Не случайно поэтому функциональные методики носят обязывающие ко многому названия развивающих, формирующих, компенсирующих, реабилитирующих и т.д.
Начнем характеристику функциональных методик с методики организации информационно-познавательной, просветительной деятельности и самообразования.
Интенсивно используются такие особенности этой деятельности, как большая, чем у других социальных институтов, доступность, свободный характер, ее независимость от жестких учебных планов и программ, широкое внедрение популяризаторских методик, основанных на синтезировании научного и художественного материала, возможность гибко реагировать на меняющиеся интересы, запросы и потребности аудитории, умение ставить единую педагогическую цель в информационной, образовательно-кружковой и индивидуально-консультационной работе.
Наиболее ярким проявлением сущности развивающей, информационно-познавательной технологии служит диалог. В политическую, социально-экономическую и духовную жизнь людей, сферу их досуга диалог органично вошел наряду с понятиями демократизации, гласности, плюрализма. Диалог во всех своих формах и проявлениях выступает как эффективное средство развития демократии и гласности, утверждения прогрессивных перемен в сознании людей. Как социальное явление, диалог свойствен субъектно-субъектным, партнерским отношениям людей в сфере свободного времени. Благодаря ему мнение не декларируется, а вырабатывается коллективно, чаще всего в открытой дискуссии. В диалоге формируется и реализуется новое мышление, решительный отказ от догматизма. Диалог раскрывает творческий потенциал личности, благодаря ему смело ставятся и решаются вопросы во всех сферах деятельности современных центров досуга.
Собственно диалог, как и разновидности диалоговых программ, выступает в качестве обязательного элемента социотренинга людей разных возрастов и профессий. Диалоговые формы (лекции-диалоги, собеседования, "круглые столы", дискуссии и др.) основаны на взаимном общении. Диалоговые формы исключают авторитарность в обсуждении проблем, развивают тесные взаимоотношения и сотрудничество как организаторов, так и непосредственных участников диалога.
Ярко выраженным становится соединение в рамках информационно-просветительных программ досуговых и бытовых элементов, усиливается утилитарно-практическая направленность просвещения. Культурно-досуговая деятельность превращается в важный фактор стимулирования и ориентирования массового самообразования взрослых. Основные объекты социокультурной сферы (кубы, Дома культуры, библиотеки и др.) переходят на более интересное использование новых носителей информации, включая видео- и компьютерную технику. Одной из важных задач становится развитие медиаобразования, подготовка молодежи к более углубленному восприятию
кино, телевидения, видеопрограмм и других средств массовой коммуникации.
Происходит расширение номенклатуры информационных услуг. Получают развитие экспресс-университеты, каникулярные школы, консультационные пункты, общественные центры непрерывного образования, тематические школы и курсы на хозрасчетных началах. Резко возрастает потребность в оперативной информации о текущих событиях, в обсуждении злободневных проблем, в формировании по ним обоснованного общественного мнения.
Культурно-досуговая сфера становится важным фактором реализации принципов гласности и свободы слова. Здесь обеспечиваются подлинный плюрализм и состязательность идей, возможность высказывать и отстаивать любую точку зрения. Досуговые центры органично включаются в открытую информационную систему, рассчитанную на использование всего массива информации без каких-либо ограничений.
Расширяется диапазон информационного процесса. Наряду с донесением информации он включает в себя обсуждение, обмен и производство новой информации. Свободно циркулируют не только сообщения, проходящие через средства массовой информации, но и сведения и оценки местного, регионального характера. Информационно-просветительная деятельность строится с расчетом на полный отказ от одномерного мышления и монополии на истину, на установление цивилизованных форм контактов между людьми. Развивается широкий спектр мнений, утверждается уважение к альтернативе. Обеспечивается свободный доступ к информации через организацию независимых библиотек, сбор, хранение и распространение альтернативных изданий, проведение встреч с людьми, придерживающимися неординарных позиций, и т.д.
Инновационные подходы в досуговых технологиях, связанных с организацией социально-культурной деятельности детей, подростков и взрослых, лучше всего осваиваются в малых группах. Вывод еще раз подтверждает установленную на практике закономерность: некрупная структура всегда оперативнее откликается на возникновение новых познавательных, творческих потребностей, на поиск новой информации, нетрадиционных способов действия, остро реагирует и на возможные разрывы в социальной среде, на негативные ситуации, неблагоприятную психологическую атмосферу, дефицит общения и социального доверия. Известно, как дорого обходится обществу социальная отчужденность группы или отдельно взятой личности.
Информационно-познавательная деятельность любой малой группы или досуговой общности в лице любительского объединения, миникружка, инициативной группы, межсемейной компании активно способствует процессу смещения интересов аудитории из сферы непосредственного потребления в сферу социально-культурной деятельности, в которой человек способен проявить свободу воли и выбора, утверждения своей системы ценностей.
Серьезные изменения происходят в методике культурно-творческой деятельности. В новой социально-культурной ситуации существенно
расширяется диапазон творческой активности масс. Наряду с дальнейшим развитием художественной самодеятельности новые импульсы получает научно-техническое и прикладное творчество, и прежде всего различные виды социально-политической деятельности.
Наблюдается обогащение технологии художественно-творческой деятельности. Получают развитие коллекционно-собирательская, аналитическая и научно-исследовательская работа в области культуры и искусства. Возрастает интерес к творчеству, и в первую очередь к авторскому. Увеличивается престиж театральных студий, театров — публицистических, эстрадных, миниатюр, работающих на местном материале. В сфере музыкальной самодеятельности проявляется особый интерес к авторской песне, рок-творчеству, собирательству, обработке и воссозданию музыкального фольклора.
Активизируется работа по возрождению утраченных художественно-бытовых традиций. Самодеятельное искусство, долгие годы функционировавшее преимущественно в зрелищно-сценических формах, возвращается в народ. Повышается интерес к традициям бытового музицирования, оживляется семейная самодеятельность. Обогащается массовое любительство при проведении праздников и обрядов. Самодеятельное искусство становится основой возрождающихся народных гуляний, посиделок, вечеров отдыха и других традиционных форм массового досуга.
Растет число студий, мастерских, творческих лабораторий, художественно-творческих товариществ. Дифференциация художественных потребностей и интересов населения обусловливает появление многочисленных клубных школ, курсов, любительских объединений, центров эстетического воспитания.
Рельефно проявляющаяся тенденция к синтезу культуры и быта становится основой создания таких коллективов, как студии и кружки художественного моделирования одежды, студии текстильного творчества, ковроткачества, вышивки, макраме, художественной обработки дерева, камня, металла, кости и т.д.
Увеличивается значимость самодеятельного искусства в развитии различных субкультур. В рамках этого процесса активно формируется устойчивая локальная культура, дифференцированная в соответствии с наличием определенных групп населения региона.
Существенно меняются формы руководства самодеятельным творчеством. Вводятся в действие естественные механизмы его развития. Активизируются его факторы саморегуляции. Упрощается характер планирования, учета и отчетности. Отменяется жесткий контроль за репертуаром, выставочной и концертной деятельностью. Упрощается система регистрации любительских объединений и клубов по интересам. Культурно-досуговые центры начинают уделять большое внимание неинституциональным формам самодеятельности по месту жительства. Расширяются масштабы самодеятельности, развивающейся вне рамок учреждений культуры.
В системе самодеятельного художественного творчества реализуется отход от прямого дублирования структур профессионального искусства.
Осуществляется интенсивный рост любительства, ориентированного на фольклор и оригинальные виды современного народного творчества. Акцент переносится на культуротворческие процессы в открытой социальной среде. Основным принципом развития самодеятельности становится принцип художественного плюрализма. Возрастает доверие к продуктивным возможностям любителя. Происходит активное сближение и пересечение профессиональных и непрофессиональных структур. Юридически закрепляется правовой статус мастеров народного искусства. Утверждается терпимость к ранее отвергавшимся художественным явлением. Открывается простор для свободного творческого поиска в кружках, студиях, лабораториях, мастерских, объединениях и других самодеятельных коллективах. Широко реализуется право создания авторской школы и право на художественный эксперимент.
Главным становится набор активных рекреационных занятий, связанных в сквозные досуговые программы, отличающиеся сравнительно большой продолжительностью и предполагающие последовательное участие в зрелищных, игровых, физкультурно-оздоровительных, ритуально-праздничных и иных досуговых занятиях. Привлечение к этой работе специалистов позволяет взять на вооружение методы биоэнергетического оздоровления, восточных оздоровительных систем, космобиоэнергетики, ребефинга, шейпинга, музыкального целительства и т.д.
В обиход входят специально оборудованные комнаты психологической разгрузки, включающие в содержание своих сеансов аутогенные тренировки, интерперсональные тренинги, суггестию, отдых-гипноз, оздоровительные психокоррекции. Реализуются специфические возможности музыкально-медиативных и театрально-оздоровительных программ, использования разговорной психотерапии, библиотерапии, психогимнастики.
Есть все основания полагать, что в ближайшей перспективе будут более активно осваиваться нетрадиционные формы рекреационно-оздо-ровительной деятельности, проводимой профессиональными медиками, психологами, спортивными тренерами. Сюда войдут прежде всего школы экстрасенсорной биоэнергетики, нацеленные на раскрытие энергетических центров, биополевую диагностику, коррекцию биополевой структуры человека; курсы по обучению методам мышечной релаксации и психического самовнушения, помогающие людям контролировать свою физическую и умственную активность с целью повышения эффективности значимой для них деятельности; центры коллективной медитации, деятельность которых направлена на устранение крайних эмоциональных проявлений и приведение психики в состояние расслабленности; группы свободного дыхания, помогающие овладеть психотехникой, которая позволяет человеку сохранять ясность мышления в стрессовых ситуациях, быстро восстанавливать эмоциональное равновесие, полнее реализовать свой творческий потенциал; специальные лечебно-оздоровительные предприятия общественного питания, кухня которых основана на использовании общедоступных седативных средств, вызывающих релаксацию и успокаивающих нервную систему, и т.д.
В организации массового отдыха активно используются традиции возрождаемой народной культуры. Учреждения досуга принимают деятельное участие в восстановлении системы народных праздников, обрядов и ритуалов, традиционных форм организации молодежного досуга. Входят в обиход такие новые праздники, как юморины, дни смеха, спортивно-туристические, праздники цветов, литературно-художественные, русского чая, городов и т.д.
В ряду рекреативно-оздоровительных технологий значительное место занимает обширная по масштабам игровая деятельность. Игра обладает хорошо известными психологическими, организационно-методическими преимуществами. Она позволяет существенно сократить время на накопление необходимой информации, приобретение тех или иных умений и навыков; способствует имитации различных видов социальной деятельности, расширяет сферу контакта личности с различными социальными группами, организациями и движениями, со многими жанрами искусства и литературы. Интенсифицируя саморефлекцию личности, игра является действенным инструментом углубления демократичности общения, сотрудничества, социального диалога.
Дифференцированные (частные) методики социально-культурной деятельности ориентированы на работу с отдельными, главным образом возрастными, группами населения. У них есть ряд общих черт, связанных с изначальными принципами и функциями социально-культурной деятельности. В то же время каждая из методик обладает характерными особенностями, обусловленными социально-психологическими, физиологическими и другими характеристиками возрастных групп — детей, подростков, молодежи, взрослых и пожилых людей.
Основу дифференцированных (частных) методик составляют разнообразные социально-культурные, досуговые программы, профилированные для отдельных социально-демографических групп.
Организатору социально-культурной деятельности очень часто приходится иметь дело с методикой семейного досуга — изучением предпочтений досуговых форм индивидуально-семейного выбора досуговых занятий, созданием условий для профессионального программирования и реализации альтернативных видов и форм организации свободного времени семейных общностей.
Такого же пристального внимания требуют и методики, рассчитанные на детский и подростковый возраст, динамичные молодежные категории, лиц среднего и пожилого возраста. Технологические аспекты подробно рассматриваются в спецкурсах.
Диагностика, прогнозирование и проектирование социально-культурных процессов. Трудно переоценить значение социологических исследований для развития теории и практики социально-культурной деятельности, пополнения необходимого банка информации, данных о современных тенденциях и закономерностях досуга. Содержание и методика социологических исследований социально-культурной сферы подробно анализируются в соответствующем курсе.
Технологии социально-культурной деятельности принципиально необходимо компетентное проведение диагностики, прогнозирования
исходных условий и содержания досуговых потребностей и ориентации жителей социума, содержания и форм занятий в сфере, свободного времени, пользующихся наибольшим предпочтением у детей, подростков, молодежи, лиц среднего и пожилого возраста.
Диагностика и прогнозирование служат основой для разработки социально-культурных проектов и программ. Методика социально-культурного проектирования рассматривается в отдельном курсе.
Глава пятая
МЕНЕДЖМЕНТ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|