Сделай Сам Свою Работу на 5

Государственные и муниципальные структуры

Государственные и муниципальные (местные), региональные орга­ны власти занимают одно из ведущих мест в структуре социально-куль­турных институтов. Они выступают как полномочные субъекты разра­ботки и проведения в жизнь общегосударственной и региональной социально-культурной политики, эффективных программ социально-культурного развития отдельных республик, краев и областей.

Социально-культурная досуговая сфера — одно из важнейших направлений деятельности государства. Она имеет целью создание необходимых социально-экономических, правовых и организационных условий и гарантий для развития сети и ресурсов различных социаль­но-культурных институтов, реализации на их базе творческого духов­ного потенциала детей, подростков, взрослых в интересах обновления общества. Это и осуществляемая в рамках возможностей и правомочий государства координация деятельности различных формирований и структур в сфере культуры и досуга: общественных организаций, фондов, движений и других сил, заинтересованных как в скорейшем выходе из нынешнего затяжного кризиса культуры, так и в достижении новых прогрессивных форм досуга со значительно обновленным содер­жанием.

Политика в социально-культурной среде как важнейшая часть всей культурной политики направлена на законодательную защиту духовной жизни от политического манипулирования, экономических потрясений, национальной замкнутости.

Государственная политика в сфере культуры и досуга направлена в будущее, в этом ее практическая значимость для общества в целом и для каждого члена в отдельности.

Культурная политика государства и пути ее реализации находят отражение в федеральных государственных программах сохранения и развития культуры. Государство берет на себя обязательства перед гражданами обеспечивать условия для общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ.

В этих целях федеральные и местные органы самоуправления обладают правом использовать налоговую и ценовую политику для более широкого вовлечения детей и взрослых в творчество и самообра­зование, занятия любительским искусством и ремеслами. Перед феде­ральными и местными структурами открыта возможность с помощью




налоговых льгот, кредитов, приоритетной передачи зданий и другими способами стимулировать деятельность государственных и других (об­щественных, частных) предприятий и организаций культуры и искус­ства, развивать их материально-техническую базу. При необходимости местные органы могут принять долевое участие в финансировании негосударственных социально-культурных объектов.

Огромный социальный смысл в государственной политике приобре­тает гуманитаризация всей образовательной системы, включая всеоб­щее эстетическое и массовое начальное художественное образование. Приоритетом государственной поддержки пользуются школы искусств, студии, курсы, другие специальные учреждения, бесплатные библио­течные услуги и любительское искусство сохранены для всех слоев населения.

Именно государство вместе с меценатами, спонсорами, благотвори­тельными фондами и организациями способно взять покровительство над юными талантами, творческой молодежью, дебютантами, начина­ющими коллективами, не посягая на их творческую независимость. Государственный патронаж в области культуры распространяется на наименее экономически и социально защищенные слои и группы насе­ления.

Органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления в обязательном порядке обеспечивают права, свободы и самостоятельность всех субъектов социально-культурной деятельно­сти, защищают эти права и свободы законодательной и иной норматив­ной деятельностью. Для преодоления возможного монополизма в сфере производства и распространения культурных ценностей государство оказывает содействие созданию альтернативных социально-культурных организаций, предприятий, ассоциаций, творческих союзов и иных объединений.

Государственные органы осуществляют покровительство над юными талантами, творческой молодежью, дебютантами, начинающими твор­ческими коллективами, не посягая на их творческую, независимость. Государство берет на себя ответственность за выявление, учет, изуче­ние, реставрацию и охрану памятников истории и культуры. Федераль­ные и местные органы управления своей важной функцией считают содействие сохранности и использованию таких памятников, находя­щихся в частной и коллективной собственности, постановку особо значимых из них на государственных учет. Государство обладает при­оритетным правом приобретения культурных ценностей, находящихся в частном владении, с помощью закона регулирует права и обязанности владельцев.

Принципиальным для выяснения сущности социально-культурной деятельности является вопрос о соотношении культурной и социальной политики государства. Как известно, это взаимодействие носит двусто­ронний характер. Культурная политика преследует социальные цели, культура призвана практически участвовать в делах общества, решать общественные задачи. В то же время общество в своей социальной политике кровно заинтересовано в росте культурного потенциала,


повышении социального статуса учреждений и институтов, задейство­ванных в сфере культуры.

Один из центральных вопросов в характеристике и оценке государ­ственной политики в социально-культурной сфере — вопрос о соотно­шении прав и обязанностей личности и государства. Как известно, развитие досуговой сферы напрямую связано с высвобождением из-под административно-бюрократического контроля, регламентирования со стороны государственных органов. Но свободное развитие социально-культурной сферы зависит и от того, насколько свободен сам человек в своей социально-культурной деятельности — в своем отдыхе, творчест­ве, в выборе ценностей, в своем праве объединятся с другими людьми на основе общих интересов, участия в совместных делах и т.д.

На государство возлагаются широкие обязанности по отношению к социально-культурной сфере, но в то же время оно не правомочно допускать здесь административное вмешательство, жесткую регламен­тацию — именно такой принцип закладывается в фундамент государ­ственной социально-культурной политики.

Государство объективно обязано всячески поощрять создание и развитие различных параллельных и альтернативных ему и друг другу общественных, неформальных коммерческих, предпринимательских инициатив и структур в социально-культурной сфере, включая, напри­мер, организацию негосударственных центров досуга, театров, учебных заведений, научных учреждений, издательств и т.д.

Творчески одаренные люди, в первую очередь дети, а также соци­ально и экономически ослабленные группы населения, практически лишенные доступа к духовным ценностям, остро нуждаются в особой протекции со стороны государства.

Мы часто не задумываемся о социальных последствиях прини­маемых государством мер, поскольку социально-культурную деятель­ность нельзя выделить как обособленное автономное направление, а следует рассматривать как часть единого процесса социальной деятель­ности.

Эффективность государственной политики непосредственно зависит от мер, принимаемых государственными структурами в отношении сферы культуры и досуга, действующих внутри нее социально-полити­ческих и экономических, хозяйственных механизмов.

Эта сторона социально-культурной политики длительное время у нас недооценивалась и по-настоящему не рассматривалась. В течение многих десятилетий соотношение культурных и социальных начал постоянно оказывалось деформированным. В соответствии с жестким и однонаправленным социальным заказом функция культуры практически сводилась лишь к обслуживанию социальной полити­ки, к участию в решении идейно-воспитательных задач. Вместо возвы­шения это приводило к падению социальной эффективности культур­ной сферы, вместо наращивания культурного потенциала — к его кризису.

Во множестве решений и постановлений, принимавшихся в допере­строечный период по вопросам культуры и досуга, не было глубокого


понимания их комплексности, да и самого представления о том, что такие проблемы — проблемы социальные, не было.

На практике это вылилось в массу документов по работе клубов, библиотек, парков, музеев, не связанных единой социально и экономи­чески обоснованной концепцией. По существу, можно утверждать, что единой, целенаправленной, научно выверенной государственной полити­ки в социально-культурной сфере у нас не существовало. Такая политика в ее подлинном виде, наполненная пониманием своего истинного смысла и социальных последствий, содержащая в себе общие положения, вытекающие из международных деклараций, конвенций, соглашений, складывается впервые.

Зарубежная практика свидетельствует, насколько непросто опреде­литься не только с приоритетными направлениями социально-культур­ной политики, но и с механизмами ее реализации. Законодательство, гарантирующее охрану и развитие духовных ценностей, права на свободу выбора культурно-досуговых занятий, сформировалось во мно­гим странах в достаточно завершенном виде лишь во второй половине XX в.

Уделяя большое внимание расширению круга профессий, так или иначе связанных с активизацией сферы культуры и досуга, обществен­ные силы США, Франции, Швеции и других западных стран рассмат­ривают интенсивную государственную политику в сфере культуры и досуга как важную гарантию стабилизации общества и развития про­изводительных сил. Аналогичные попытки целенаправленного исполь­зования государственным аппаратом экономических, правовых, органи­зационных и других рычагов для проведения эффективных культурных программ предпринимались и в странах Восточной Европы.

В то же время ни одна страна мира не может пока представить эталон законченной, не требующей постоянных радикальных изменений госу­дарственной социально-культурной политики. Повсюду эта сфера оста­ется ареной столкновения альтернативных подходов, модных течений и концепций, поиска инновационных решений и дополнительных ре­сурсов.

Переломить определяющие тенденции в среде как хозяйственных руководителей, так и работников культуры в пользу сознательной поддержки перестройки и обновления культурно-досуговой сферы крат­косрочными, хотя бы и масштабными мерами сегодня невозможно. Единственный путь, который может привести к эффективному решению организационных, экономических, методических и других проблем в этой сфере, — последовательная, поэтапная различающаяся по регио­нам, но имеющая общие начала социально-культурная политика в рамках каждого социума (трудового, учебного коллектива, жилого микрорайона, территории и др.). Ее ядром является политика государ­ства.

Государственная культурная политика определяется с учетом целей культурно-досуговой деятельности различных слоев населения.

Культурно-досуговая деятельность — основа реализации социаль­ных функций клубов, Домов культуры, парков, библиотек и других


воспитательных институтов. Поэтому постоянная работа по качествен­ному улучшению содержания и форм этой деятельности призвана обеспечить ее соответствие динамично развивающимся духовным по­требностям людей, повышение полноты и оперативности удовлетворе­ния досуговых запросов детей, молодежи, взрослых. Все это так или иначе скажется на повышении социального престижа культурно-досу­говых учреждений.

Для достижения этих целей необходимо отказаться от попыток жесткого нормирования удельного веса отдельных "разделов" развития, от усредненности, шаблонности и однообразия культурно-досуговых форм. В основу отбора содержания и форм культурно-досуговой дея­тельности необходимо положить структуру и характер запросов трудя­щихся и всего населения. Целесообразно разработать и обеспечить функционирование оперативной системы постоянного включения в практику культурно-досуговой деятельности новых, нетрадиционных и нестандартных форм просвещения, творчества, развлечение людей. Отсутствие сегодня этих форм во многих культурно-досуговых центрах отрицательно сказывается на их престиже у населения. В условиях рынка исключительно острой является проблема материально-техниче­ского снабжения досуговых центров. Государство призвано обеспечить правовые гарантии закрепленного за ними в законе права на первооче­редное приобретение необходимого реквизита, дефицитного оборудова­ния, инструментов.

Государство обладает исключительными правами в деле охраны национального культурного достояния и целостности национально зна­чимых музейных коллекций, библиотечных и архивных фондов. Только государство вправе регулировать вывоз, ввоз и распределение культур­ных ценностей. Оно полномочно устанавливать правовой статус наци­ональных культурных центров для расположенных на территории Рос­сии уникальных учреждений культуры.

Государство в своей политике призвано гарантировать общедоступ­ность культурных ценностей и социально-культурной деятельности для всех граждан. В этих целях оно обязано преодолеть или существенно ограничить монополизацию всех сфер социально-культурной деятель­ности, в первую очередь осуществить демонополизацию каналов тира­жирования и распространения духовных ценностей, системы художест­венного образования, деятельности творческих союзов и т.д.

Государство должно быть заинтересовано в создании и развитии многочисленных альтернативных структур культурной жизни — госу­дарственных и частных издательств, театров, центров досуга, учебных заведений, научных учреждений и т.д.

Демонополизация коснулась в значительной мере и сферы между­народных культурных связей. Уже сегодня не только традиционные государственные органы, но и большое число коммерческих предприя­тий, фирм, кооперативов, частных лиц являются постоянными субъек­тами международного культурного сотрудничества.

Формируя общественно-государственную систему руководства и
социального управления культурными процессами, государство рано
5-651 65


или поздно столкнется с объективной необходимостью увеличить ассиг­нования на культуру, обеспечить их стабильность за счет отчислений от национального дохода, создать самоуправляемые фонды культуры, другие альтернативные источники ее финансирования.

Принципиально новые возможности открывает перспектива осуще­ствления муниципальной политики развития культурно-досуговой сфе­ры в исторически сложившихся и вновь складывающихся социально-экономических регионах.

Под регионами в данном случае понимаются не только сугубо традиционные территориальные образования, но и такие единицы, которые, исходя из экономической либо политической целесообразно­сти, образуются или выделяются нетрадиционными способами. Право­вой статус таких нетрадиционно образованных регионов зависит от размеров, значения территории и состава населения.

В основе муниципальной социально-культурной политике лежит программа социально-культурного развития региона, которая тесно соприкасается с другими комплексными программами: "Досуг", "Куль­тура", "Здоровье", "Спорт" и т.д. Эти программы определяют подход и тактику общественных сил региона в решении проблем культуры и досуга.

Социально-культурная среда в региональных программах включает в себя сложно организованную систему видов профессиональной и непрофессиональной деятельности, главная задача которой — обеспе­чить максимальное удовлетворение возрастающих потребностей людей в социальной защите, здоровом отдыхе и разумном досуге, развитие этих потребностей и интересов.

Муниципальная политика раскрывается в долгосрочных программах социально-культурного развития региона. Среди них выделяются:

взаимодействие трудовой, общественной, политической и культур­но-досуговой деятельности в интересах социализации, повышения со­циальной активности личности;

активизация самодеятельного участия населения и трудовых кол­лективов в развитии культурно-досуговой сферы региона;

доступность духовных ценностей и культурной деятельности для каждого гражданина;

интеграция содержательного, организационно-методического и ма­териального обеспечения социально-культурной деятельности.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.